Jump to content

Потрясения

Потрясения
Общая численность населения
В целом неизвестно; 607 в Сербии [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Хорватия : Славония и Баранья.
 Сербия : Воеводина
 Венгрия : Лен Баранья
 Румыния
Языки
хорватский [ нужна ссылка ]
Религия
Римский католицизм
Родственные этнические группы
Буневцы , хорваты и южные славяне

Шокчи ( сербско-хорватский : Šokci / Šokci , произносится [ʃϒkt͡si] , ШОК -цэ ; единственное мужское число : Šokac / Шокац , женское число : Šokica / Шокица ; Венгерский : Sokácok ) — южнославянская этническая группа, в исторических регионах Баранья проживающая , Бачка , Славония и Сирмия . Сегодня эти регионы охватывают восточную Хорватию , юго-западную Венгрию и северную Сербию . Они в первую очередь идентифицируют себя как подгруппу хорватов и поэтому не считаются отдельной этнической принадлежностью в Хорватии. [ 2 ] и в других местах.

Население

[ редактировать ]

Шокчи считаются коренным населением Славонии и Сирмии в Хорватии. [ 3 ] Хорватское статистическое бюро не выделяет шокчи как отдельную этническую группу (2001 г.). [ 2 ] По данным переписи 2011 года в Сербии, 607 человек заявлены как этнические шокчи. [ 4 ] За пределами Славонии и Сирмии они живут в поселениях Бачки-Моноштор , Зонта , Сомбор , Бачки-Брег в сербской Бачке и Херцегсанто в Венгрии.

Термины Šokac (мужской род), Šokica и Šokčica (женский род) используются для части хорватских говорящих на икавском языке , уроженцев Славонии, Бараньи, Бачки и Боснии. Самые старые документы относятся к 1644–1698, 1702 годам (население Джаковской епархии ), католики, словенцы Šokci jali ... Šokci rehuć словенские католики . [ 5 ] В Хорватии, особенно в Лике, он противопоставляется термину «валахи» (для православных сербов), а сербы уничижительно используют его по отношению к хорватам. [ 5 ] Деноминальные шокчити («католицизировать»), шокетати («говорить по-икавиански»). [ 5 ] Восточную Славонию и западную Сремию в Хорватии часто называют Шокадией («земля Шокчи»). [ 3 ] хотя этот термин не ограничен географически, это скорее общее название «земли предков» Шокача. [ 6 ] Этноним имеет неизвестное этимологическое происхождение, существует несколько гипотез происхождения:

Матия Петар Катанчич (1750–1825), первый, кто выдвинул теорию об этом имени, [ 7 ] связал этноним с топонимом Суччи или Суккус во Фракии , встречающимся в сочинении Аммиана Марцеллина (с. 353–378). [ 8 ] Он также получил его из шливов сока (сливового сока). [ 5 ] Чиро Трухелка получил его от албанского shoq <латинский sočius , но сравнение с черногорской фамилией Šoć делает его пренебрежительным. [ 5 ] Другие, в том числе Вук Караджич , получили это слово от итальянского слова sciocco [ˈʃɔkko] («бешеный, безумный»). [ 5 ] [ 9 ] Ф. Клюге (1924) вывел его из немецкого шока , «отряда в 60 человек», который был размером с исторические пограничные патрули на Саве. [ 7 ] В. Скарич (1932) предположил, что оно произошло от немецкого der Sachse («Саксонец», ш. Sas ), для чего отсутствуют исторические свидетельства. [ 5 ] [ 7 ] Петар Скок получил его от турецко-персидского существительного šoh ~ suh («злой, бесстыдный, нечистый») с суффиксом «-джин, -кин» («нечистый»). В своем незаконченном этимологическом словаре, опубликованном в 1973 году, редакция сочла наиболее разумным румынское şoacăţ с первичным значением «мышь» и вторичным значением «издевательство над западноевропейцами (особенно немцами), одевавшимися по городской моде, от которого происходит прилагательное şoacăfesc (немецкий), абстракция įoacăţie . [ 5 ] Другие предположения происходят от сербско-хорватского слова skok или uskok («прыгать, прыгать, прыгать»), [ 9 ] или от народной этимологии шака («кулак»), от способа крестного знамения , отличного от православного знака с тремя пальцами. [ 9 ]

Источник

[ редактировать ]

Происхождение народа Шокчи не совсем ясно. Преобладающее мнение современных учёных, основанное на этимологии , состоит в том, что это были католики, переселившиеся с юга, через Саву из Боснии , к концу османских войн в Европе , когда османы отступали. [ 6 ] Шокчи в Баранье считаются потомками поселенцев, ставших результатом массовой миграции хорватов из района недалеко от Сребреницы , Босния, в этот регион после отступления Османской империи в 18 веке. [ 10 ] Шокчи считаются автохтонным населением Славонии и Сирмии . [ 11 ] [ 12 ] что отличает их от большинства современного населения этих регионов, являющегося потомками других поселений. [ нужна ссылка ] Ощущение себя коренным народом, а не поселенцем, является важной характеристикой населения. [ 6 ]

Самый ранний известный османско-турецкий дефтер , в котором упоминаются Шокчи, датируется 1615 годом, Ферман султана Ахмеда I , датированный Сафером 9 1024 года по исламскому календарю , в котором он называл их населением «латинской веры», чья «религия» совершенно отличается от веры сербов , греков и валахов ». [ нужна ссылка ] Они также упоминаются в документах Римско-католической церкви , где они просили Иеронима Лучича стать епископом Боснии и Славонии в 1635 году, а также в одном письме со времени, когда Евгений Савойский вторгся на территорию Османской империи вплоть до Сараево в 1697 году. [ нужна ссылка ]

В переписи 1702 года в Джаково , одном из городов, который был отвоеван у Османской империи после Карловицкого договора , проживало 500–600 жителей, описанных как католические славяне / славяне ( латынь : Слави католикае fidae ). [ 13 ] Тадия Смичиклас позже переиздала ту же перепись, использовала термины «Словинцы» и / или «Шокчи» и заявила, что в ней проживало 400 жителей. [ 13 ] По мнению современника Антуна Канижлича (1699–1766), термин Шокчи был жаргонным обозначением славян-католиков, которое использовалось православными. [ 13 ]

По данным австрийской переписи населения в Бачке 1715 года, сербы , Буневцы и Шокчи составляли 97,6% населения. [ 14 ] Перепись 1720 года в Бачке зафиксировала 72% сербов и 22% Буневцев и Шокчи. [ 15 ] После Пассаровицкого договора (1718 г.) первая перепись Габсбургов зафиксировала в Банате около 20 000 граждан, в основном сербов. [ 16 ]

По данным старых переписей населения Австро-Венгрии, большое количество шокчи было как в Хорватии/Славонии, так и в Сербии/Воеводине. По данным 1840 года, население Хорватии, Славонии и Сербской Воеводины насчитывало 1 605 730 человек, из них 777 880 (48 %) были хорватами , 504 179 (32 %) сербами и 297 747 (19 %) шокчи. [ нужна ссылка ] Шокчи были сосредоточены в уездах Пожега , Вировитица и Сирмия , а также на Славонской военной границе . [ нужна ссылка ]

По переписи 1910 года в Австро-Венгрии проживало 88 209 буневцев и шокчей. в венгерской части [ 17 ]

Современный

[ редактировать ]
Данные переписи 2002 года в Воеводине указывают на деревни, значительная часть населения которых заявила о своей этнической принадлежности как Шокчи. На карте не указаны села, в которых проживает значительное количество шокчи, заявляющих о своей этнической принадлежности как хорваты.

Шокчи, живущие в Хорватии и Венгрии , а также многие из тех, кто живет в Сербии , сегодня обычно считают себя подгруппой хорватов. В Сербии Шокчи и Буневцы были зарегистрированы как отдельная «модальность» или национальная или этническая принадлежность в ходе национальной переписи населения 1991 и 2002 годов. [ 18 ] В отличие от Буневцев, другой католической славянской группы из того же региона, Шокчи в основном называют себя хорватами, а не отдельной группой, а некоторые также заявили себя югославами при переписи населения. , было заявлено 1922 человека Шокчи По данным переписи 1991 года, в территории, которая позже стала Союзной Республикой Югославией и гораздо большее количество хорватов. Население, объявившее «шокчи» этнической принадлежностью в переписи 2002 года, невелико и фигурирует в сводных списках в разделе «Другие», тогда как хорватов было заявлено более 70 000. [ 19 ] Выбор этнической принадлежности между «шокачами» и «хорватами», пропагандируемый в Сербии, описывается хорватскими учеными как странный и вредный, поскольку он усугубляет шокацкие мифы о независимости и древности, помещает их в сферу политического фольклора и помогает провоцировать различные конфликты XIX века между хорватами и сербами. [ 20 ]

В целом численность и процент шокчи уменьшились из-за неписаной политики, согласно которой в каждой семье должен быть только один ребенок, поскольку они не хотели делить свое имущество и другие богатства в каждом последующем поколении. К сожалению, такая практика действовала вплоть до 19-20 веков, после чего они были практически подавлены по численности иммигрантами, у которых был гораздо более высокий уровень воспроизводства (в то время, конечно, более двух детей на семью). [ нужна ссылка ]

Деревни с многочисленным шокачским населением в районе Бачки : Зонта ( муниципалитет Апатин ), Бачки Брег и Бачки Моноштор ( муниципалитет Сомбор ). По данным переписи 2002 года в Сербии, большинство жителей этих деревень заявили себя хорватами.

Большинство венгерских шокчи проживают в районе Бараньи , особенно в городе Мохач .

Католическая церковь в деревне Шокач в Зонте , Сербия.

Шокчи являются католиками по вере и следуют латинскому обряду .

Шокчи говорят на староштокавском славонском поддиалекте, на котором почти исключительно говорят сами Шокчи. Славянский диалект имеет смешанный икавский и экавский акцент: икавский преобладает в Посавине , Баранье , Бачке и в славонском субдиалектном анклаве Дервента ; и Экавиан в Подравине . Существуют также анклавы одного акцента на территории другого, а также смешанные экавско-икавские и джекавско -икавские акценты. В некоторых деревнях Венгрии исконно славянский ят . звучит [ нужны разъяснения ] сохраняется.

Культура

[ редактировать ]
Жители Шокчи празднуют окончание зимы в традиционных масках в Мохаче , Южная Венгрия, февраль 2006 года.
Традиционное платье шокчи из Пожего-Славонского уезда.

Традиции

[ редактировать ]

На многие традиции шокчи влияет их окружающая среда: они живут на плодородной Паннонской равнине , где выращивают зерно и кукурузу на больших полях, окружающих их деревни. В деревнях часто есть одна главная улица ( шор ), на которой каждый последующий семейный дом имеет подсобные постройки и просторный двор, а также колодец. Центральная улица с обеих сторон окружена водными каналами, имеющими небольшие переходы, по которым можно добраться до дома.

Семьи часто держат домашнюю птицу, особенно уток и гусей, хотя основным источником мяса являются свиньи, которых почти всегда содержат шокацы. Им нравятся продукты из свинины, такие как ветчина, колбасы (особенно кулен ) и бекон. Эти продукты обычно получают путем традиционного осеннего забоя. [ сломанный якорь ] . Наиболее распространенными фруктами являются сливы , не в последнюю очередь потому, что их часто ферментируют в ликер, называемый ракией .

Изобилие, в котором они традиционно жили, сделало шокчи веселым народом, который уделяет много внимания фольклору. В каждой деревне Шокач неизбежно есть культурное общество, где культивируются народные песни и танцы. Популярный народный обычай – бечарак . Они также проводят ежегодный праздник под названием «Шокачко сиело», который длится девять дней в феврале и является крупнейшим традиционным мероприятием в районе Посавина недалеко от Жупани , посвященным местной культуре и традициям.

Самой узнаваемой особенностью культуры Шокчи является их музыка, исполняемая в основном на тамбуре . Многие тамбурные группы добились в Хорватии всенародной известности. Корпус тамбуры традиционно изготавливался из древесины клена , тополя или сливы , а сегодня в основном из ели или пихты . Еще одним инструментом, использовавшимся в прошлом, была волынка . Традиционным свадебным торжествам уделяется большое внимание, иногда даже привлекая внимание целых деревень.

Народные костюмы

[ редактировать ]

Традиционный наряд шокчи, называемый рубина , сделан из белой льняной ткани с кружевными украшениями, а основная его часть — блузка, называемая оплечак и крила . Женщины в основном носят весь наряд только летом, заменяя его зимой шерстяной юбкой. Самым ценным украшением одежды Шокача являются золотые монеты, известные как дукати ( дукаты ). У богатой девушки из Шокача на груди было выткано большое количество дукати не только в качестве украшения, но и как явный признак того, что она происходит из богатой семьи.

Выдающиеся личности

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перепись населения, домохозяйств и квартир 2011 года в Республике Сербия (PDF) (на сербском языке) . Проверено 22 апреля 2017 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Хорватская перепись 2001 года, подробная классификация по национальности
  3. ^ Перейти обратно: а б Любица Глигоревич (2004). «Этнологическое значение» . Вуковар-Сриемский уезд (специальное издание). SN Privlačaca Vinkovci / Вуковар-Сриемский уезд . стр. 60–69. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
  4. ^ Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года в Республике Сербия: Население по национальностям - «Другие» этнические общины с численностью менее 2000 членов и дважды заявленные.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Петар Скок (1973). Этимологический словарь хорватского или сербского языка III: poni – Ž (на сербско-хорватском языке). РАЗРЫВ . стр. 406–407.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Пшихисталь, 2011 , стр. 86–88.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Труды по общественным наукам . Том. 47. Матица сербская. 1967. стр. 135–137.
  8. ^ Матия Петар Катанчич (1798). Комментарий об Истро и его последователях, в котором коренные иллирийцы из племени Фракии, пришельцы также среди иллирийцев от первых времен государственных дел до наших дней, низводятся, особенно в отношении их происхождения, языка и литературы, с увеличение . Университета Пешта. стр. 109–.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Аттила Палади-Ковач, изд. (2004). Времена, места, отрывки: этнологические подходы в новом тысячелетии . 7-й Международный конгресс Международного общества этнологии и фольклора . Академическое издательство. п. 115. ИСБН  978-963-05-7919-3 .
  10. ^ Хаджигусейнович-Валашек, 1993 , с. 182
  11. ^ Пшихисталь 2011 , с. 88.
  12. ^ Пшихисталь 2011 , с. 106.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Файн, 2006 , с. 481
  14. ^ «Международный симпозиум «Юго-Восточная Европа 1918-1995» » .
  15. ^ Йован Пежин, Великохунгарский каприк, Зренянин, 2007, стр. 28.
  16. ^ Милан Туторов, Банатская рапсодия, Нови-Сад, 2001, стр. 261.
  17. ^ Чарльз В. Инграо; Франц А.Дж. Сабо (2008). Немцы и Восток Издательство Университета Пердью. стр. 100-1 173–. ISBN  978-1-55753-443-9 .
  18. ^ «Методические пояснения» (ZIP/PDF) . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2002 года . Статистическое управление Республики Сербия. Май 2003. с. 8 . Проверено 14 февраля 2012 г.
  19. ^ «Окончательные итоги переписи 2002 года» (PDF) . Республика Сербия – Республиканское статистическое управление. 24 декабря 2002 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2009 г. . Проверено 14 февраля 2012 г.
  20. ^ Пшихисталь, 2011 , с. 105
  21. ^ Перейти обратно: а б «Олич объявил о своем классическом выступлении в пятницу: «Я буду потеть в пяти играх!» » (на хорватском языке). Загреб: Jutarnji.hr.
  22. ^ «ИВАН РАКИТИЧ РАССКАЗАЛ ЖИДАКУ: «Я играю лучше всех в своей карьере, потому что с Ракель я самый счастливый в своей жизни» » (на хорватском языке). Загреб: Jutarnji.hr. В моей деревне, в Сикиревцах, много Ракитичей, но только один мой двоюродный брат. И всех их зовут Иван Ракитич. Мы в стопроцентном шоке...
  23. ^ (на хорватском языке) Хорватский вестник № 33/2007. Почетный гражданин Сантова, 16 августа 2007 г., с. 5

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73063bf3d2f51bb5014e77f303b14dc1__1723748520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/c1/73063bf3d2f51bb5014e77f303b14dc1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Šokci - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)