Потрясения
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
В целом неизвестно; 607 в Сербии [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() ![]() ![]() ![]() | |
Языки | |
хорватский [ нужна ссылка ] | |
Религия | |
Римский католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Буневцы , хорваты и южные славяне |
Часть серии о |
хорваты |
---|
![]() |
Шокчи ( сербско-хорватский : Šokci / Šokci , произносится [ʃϒkt͡si] , ШОК -цэ ; единственное мужское число : Šokac / Шокац , женское число : Šokica / Шокица ; Венгерский : Sokácok ) — южнославянская этническая группа, в исторических регионах Баранья проживающая , Бачка , Славония и Сирмия . Сегодня эти регионы охватывают восточную Хорватию , юго-западную Венгрию и северную Сербию . Они в первую очередь идентифицируют себя как подгруппу хорватов и поэтому не считаются отдельной этнической принадлежностью в Хорватии. [ 2 ] и в других местах.
Население
[ редактировать ]Шокчи считаются коренным населением Славонии и Сирмии в Хорватии. [ 3 ] Хорватское статистическое бюро не выделяет шокчи как отдельную этническую группу (2001 г.). [ 2 ] По данным переписи 2011 года в Сербии, 607 человек заявлены как этнические шокчи. [ 4 ] За пределами Славонии и Сирмии они живут в поселениях Бачки-Моноштор , Зонта , Сомбор , Бачки-Брег в сербской Бачке и Херцегсанто в Венгрии.
Этноним
[ редактировать ]Термины Šokac (мужской род), Šokica и Šokčica (женский род) используются для части хорватских говорящих на икавском языке , уроженцев Славонии, Бараньи, Бачки и Боснии. Самые старые документы относятся к 1644–1698, 1702 годам (население Джаковской епархии ), католики, словенцы Šokci jali ... Šokci rehuć словенские католики . [ 5 ] В Хорватии, особенно в Лике, он противопоставляется термину «валахи» (для православных сербов), а сербы уничижительно используют его по отношению к хорватам. [ 5 ] Деноминальные шокчити («католицизировать»), шокетати («говорить по-икавиански»). [ 5 ] Восточную Славонию и западную Сремию в Хорватии часто называют Шокадией («земля Шокчи»). [ 3 ] хотя этот термин не ограничен географически, это скорее общее название «земли предков» Шокача. [ 6 ] Этноним имеет неизвестное этимологическое происхождение, существует несколько гипотез происхождения:
Матия Петар Катанчич (1750–1825), первый, кто выдвинул теорию об этом имени, [ 7 ] связал этноним с топонимом Суччи или Суккус во Фракии , встречающимся в сочинении Аммиана Марцеллина (с. 353–378). [ 8 ] Он также получил его из шливов сока (сливового сока). [ 5 ] Чиро Трухелка получил его от албанского shoq <латинский sočius , но сравнение с черногорской фамилией Šoć делает его пренебрежительным. [ 5 ] Другие, в том числе Вук Караджич , получили это слово от итальянского слова sciocco [ˈʃɔkko] («бешеный, безумный»). [ 5 ] [ 9 ] Ф. Клюге (1924) вывел его из немецкого шока , «отряда в 60 человек», который был размером с исторические пограничные патрули на Саве. [ 7 ] В. Скарич (1932) предположил, что оно произошло от немецкого der Sachse («Саксонец», ш. Sas ), для чего отсутствуют исторические свидетельства. [ 5 ] [ 7 ] Петар Скок получил его от турецко-персидского существительного šoh ~ suh («злой, бесстыдный, нечистый») с суффиксом «-джин, -кин» («нечистый»). В своем незаконченном этимологическом словаре, опубликованном в 1973 году, редакция сочла наиболее разумным румынское şoacăţ с первичным значением «мышь» и вторичным значением «издевательство над западноевропейцами (особенно немцами), одевавшимися по городской моде, от которого происходит прилагательное şoacăfesc (немецкий), абстракция įoacăţie . [ 5 ] Другие предположения происходят от сербско-хорватского слова skok или uskok («прыгать, прыгать, прыгать»), [ 9 ] или от народной этимологии шака («кулак»), от способа крестного знамения , отличного от православного знака с тремя пальцами. [ 9 ]
Источник
[ редактировать ]Происхождение народа Шокчи не совсем ясно. Преобладающее мнение современных учёных, основанное на этимологии , состоит в том, что это были католики, переселившиеся с юга, через Саву из Боснии , к концу османских войн в Европе , когда османы отступали. [ 6 ] Шокчи в Баранье считаются потомками поселенцев, ставших результатом массовой миграции хорватов из района недалеко от Сребреницы , Босния, в этот регион после отступления Османской империи в 18 веке. [ 10 ] Шокчи считаются автохтонным населением Славонии и Сирмии . [ 11 ] [ 12 ] что отличает их от большинства современного населения этих регионов, являющегося потомками других поселений. [ нужна ссылка ] Ощущение себя коренным народом, а не поселенцем, является важной характеристикой населения. [ 6 ]
История
[ редактировать ]17 век
[ редактировать ]Самый ранний известный османско-турецкий дефтер , в котором упоминаются Шокчи, датируется 1615 годом, Ферман султана Ахмеда I , датированный Сафером 9 1024 года по исламскому календарю , в котором он называл их населением «латинской веры», чья «религия» совершенно отличается от веры сербов , греков и валахов ». [ нужна ссылка ] Они также упоминаются в документах Римско-католической церкви , где они просили Иеронима Лучича стать епископом Боснии и Славонии в 1635 году, а также в одном письме со времени, когда Евгений Савойский вторгся на территорию Османской империи вплоть до Сараево в 1697 году. [ нужна ссылка ]
18 век
[ редактировать ]В переписи 1702 года в Джаково , одном из городов, который был отвоеван у Османской империи после Карловицкого договора , проживало 500–600 жителей, описанных как католические славяне / славяне ( латынь : Слави католикае fidae ). [ 13 ] Тадия Смичиклас позже переиздала ту же перепись, использовала термины «Словинцы» и / или «Шокчи» и заявила, что в ней проживало 400 жителей. [ 13 ] По мнению современника Антуна Канижлича (1699–1766), термин Шокчи был жаргонным обозначением славян-католиков, которое использовалось православными. [ 13 ]
По данным австрийской переписи населения в Бачке 1715 года, сербы , Буневцы и Шокчи составляли 97,6% населения. [ 14 ] Перепись 1720 года в Бачке зафиксировала 72% сербов и 22% Буневцев и Шокчи. [ 15 ] После Пассаровицкого договора (1718 г.) первая перепись Габсбургов зафиксировала в Банате около 20 000 граждан, в основном сербов. [ 16 ]
19 век
[ редактировать ]По данным старых переписей населения Австро-Венгрии, большое количество шокчи было как в Хорватии/Славонии, так и в Сербии/Воеводине. По данным 1840 года, население Хорватии, Славонии и Сербской Воеводины насчитывало 1 605 730 человек, из них 777 880 (48 %) были хорватами , 504 179 (32 %) сербами и 297 747 (19 %) шокчи. [ нужна ссылка ] Шокчи были сосредоточены в уездах Пожега , Вировитица и Сирмия , а также на Славонской военной границе . [ нужна ссылка ]
20 век
[ редактировать ]По переписи 1910 года в Австро-Венгрии проживало 88 209 буневцев и шокчей. в венгерской части [ 17 ]
Современный
[ редактировать ]
Шокчи, живущие в Хорватии и Венгрии , а также многие из тех, кто живет в Сербии , сегодня обычно считают себя подгруппой хорватов. В Сербии Шокчи и Буневцы были зарегистрированы как отдельная «модальность» или национальная или этническая принадлежность в ходе национальной переписи населения 1991 и 2002 годов. [ 18 ] В отличие от Буневцев, другой католической славянской группы из того же региона, Шокчи в основном называют себя хорватами, а не отдельной группой, а некоторые также заявили себя югославами при переписи населения. , было заявлено 1922 человека Шокчи По данным переписи 1991 года, в территории, которая позже стала Союзной Республикой Югославией и гораздо большее количество хорватов. Население, объявившее «шокчи» этнической принадлежностью в переписи 2002 года, невелико и фигурирует в сводных списках в разделе «Другие», тогда как хорватов было заявлено более 70 000. [ 19 ] Выбор этнической принадлежности между «шокачами» и «хорватами», пропагандируемый в Сербии, описывается хорватскими учеными как странный и вредный, поскольку он усугубляет шокацкие мифы о независимости и древности, помещает их в сферу политического фольклора и помогает провоцировать различные конфликты XIX века между хорватами и сербами. [ 20 ]
В целом численность и процент шокчи уменьшились из-за неписаной политики, согласно которой в каждой семье должен быть только один ребенок, поскольку они не хотели делить свое имущество и другие богатства в каждом последующем поколении. К сожалению, такая практика действовала вплоть до 19-20 веков, после чего они были практически подавлены по численности иммигрантами, у которых был гораздо более высокий уровень воспроизводства (в то время, конечно, более двух детей на семью). [ нужна ссылка ]
Деревни с многочисленным шокачским населением в районе Бачки : Зонта ( муниципалитет Апатин ), Бачки Брег и Бачки Моноштор ( муниципалитет Сомбор ). По данным переписи 2002 года в Сербии, большинство жителей этих деревень заявили себя хорватами.
Большинство венгерских шокчи проживают в районе Бараньи , особенно в городе Мохач .
Религия
[ редактировать ]
Шокчи являются католиками по вере и следуют латинскому обряду .
Язык
[ редактировать ]Шокчи говорят на староштокавском славонском поддиалекте, на котором почти исключительно говорят сами Шокчи. Славянский диалект имеет смешанный икавский и экавский акцент: икавский преобладает в Посавине , Баранье , Бачке и в славонском субдиалектном анклаве Дервента ; и Экавиан в Подравине . Существуют также анклавы одного акцента на территории другого, а также смешанные экавско-икавские и джекавско -икавские акценты. В некоторых деревнях Венгрии исконно славянский ят . звучит [ нужны разъяснения ] сохраняется.
Культура
[ редактировать ]

Традиции
[ редактировать ]На многие традиции шокчи влияет их окружающая среда: они живут на плодородной Паннонской равнине , где выращивают зерно и кукурузу на больших полях, окружающих их деревни. В деревнях часто есть одна главная улица ( шор ), на которой каждый последующий семейный дом имеет подсобные постройки и просторный двор, а также колодец. Центральная улица с обеих сторон окружена водными каналами, имеющими небольшие переходы, по которым можно добраться до дома.
Семьи часто держат домашнюю птицу, особенно уток и гусей, хотя основным источником мяса являются свиньи, которых почти всегда содержат шокацы. Им нравятся продукты из свинины, такие как ветчина, колбасы (особенно кулен ) и бекон. Эти продукты обычно получают путем традиционного осеннего забоя. [ сломанный якорь ] . Наиболее распространенными фруктами являются сливы , не в последнюю очередь потому, что их часто ферментируют в ликер, называемый ракией .
Изобилие, в котором они традиционно жили, сделало шокчи веселым народом, который уделяет много внимания фольклору. В каждой деревне Шокач неизбежно есть культурное общество, где культивируются народные песни и танцы. Популярный народный обычай – бечарак . Они также проводят ежегодный праздник под названием «Шокачко сиело», который длится девять дней в феврале и является крупнейшим традиционным мероприятием в районе Посавина недалеко от Жупани , посвященным местной культуре и традициям.
Музыка
[ редактировать ]Самой узнаваемой особенностью культуры Шокчи является их музыка, исполняемая в основном на тамбуре . Многие тамбурные группы добились в Хорватии всенародной известности. Корпус тамбуры традиционно изготавливался из древесины клена , тополя или сливы , а сегодня в основном из ели или пихты . Еще одним инструментом, использовавшимся в прошлом, была волынка . Традиционным свадебным торжествам уделяется большое внимание, иногда даже привлекая внимание целых деревень.
Народные костюмы
[ редактировать ]Традиционный наряд шокчи, называемый рубина , сделан из белой льняной ткани с кружевными украшениями, а основная его часть — блузка, называемая оплечак и крила . Женщины в основном носят весь наряд только летом, заменяя его зимой шерстяной юбкой. Самым ценным украшением одежды Шокача являются золотые монеты, известные как дукати ( дукаты ). У богатой девушки из Шокача на груди было выткано большое количество дукати не только в качестве украшения, но и как явный признак того, что она происходит из богатой семьи.
Выдающиеся личности
[ редактировать ]- Иван Скерлеч , хорват , родился в Оросло.
- Йосип Шокчевич , хорватский бан , родился в Винковцах.
- Мара Швел-Гамиршек , [ нужна ссылка ] хорватский писатель
- Матия Антун Релкович , хорватский писатель, родился в Даворе.
- Юлиана Матанович , [ нужна ссылка ] хорватский писатель
- Йосип Козарак , хорватский писатель, родился в Винковцах.
- Иван Козарач , хорватский писатель, родился в Винковцах.
- Илия Округич , хорватский писатель, родился в Сремских Карловцах.
- Мартин Новоселац , хорватский футболист и тренер, родился в Винковцах.
- Ивица Олич , [ 21 ] Хорватский профессиональный футболист, родившийся в Даворе.
- Иван Ракитич , [ 22 ] Хорватский профессиональный футболист, отец из Сикиревци.
- Горан Влаович , хорватский профессиональный футболист, родился в Новой Градишке.
- Фабиян Шовагович , хорватский актер, родился в Ладимиревцах.
- Альберт Флориан , венгерский футболист, футболист года в Европе 1967 года, родился в Херцегсанто. [ 23 ]
- Марио Манджукич , [ 21 ] Хорватский профессиональный футболист, родившийся в Славонски Броде.
Галерея
[ редактировать ]-
Шокаца Винные погреба в Драже , Хорватия
-
Католическая церковь в деревне Шокац Бачки-Моноштор , Сербия.
-
Католическая церковь в деревне Шокац Бачки-Брег , Сербия.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перепись населения, домохозяйств и квартир 2011 года в Республике Сербия (PDF) (на сербском языке) . Проверено 22 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хорватская перепись 2001 года, подробная классификация по национальности
- ^ Перейти обратно: а б Любица Глигоревич (2004). «Этнологическое значение» . Вуковар-Сриемский уезд (специальное издание). SN Privlačaca Vinkovci / Вуковар-Сриемский уезд . стр. 60–69. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2011 года в Республике Сербия: Население по национальностям - «Другие» этнические общины с численностью менее 2000 членов и дважды заявленные.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Петар Скок (1973). Этимологический словарь хорватского или сербского языка III: poni – Ž (на сербско-хорватском языке). РАЗРЫВ . стр. 406–407.
- ^ Перейти обратно: а б с Пшихисталь, 2011 , стр. 86–88.
- ^ Перейти обратно: а б с Труды по общественным наукам . Том. 47. Матица сербская. 1967. стр. 135–137.
- ^ Матия Петар Катанчич (1798). Комментарий об Истро и его последователях, в котором коренные иллирийцы из племени Фракии, пришельцы также среди иллирийцев от первых времен государственных дел до наших дней, низводятся, особенно в отношении их происхождения, языка и литературы, с увеличение . Университета Пешта. стр. 109–.
- ^ Перейти обратно: а б с Аттила Палади-Ковач, изд. (2004). Времена, места, отрывки: этнологические подходы в новом тысячелетии . 7-й Международный конгресс Международного общества этнологии и фольклора . Академическое издательство. п. 115. ИСБН 978-963-05-7919-3 .
- ^ Хаджигусейнович-Валашек, 1993 , с. 182
- ^ Пшихисталь 2011 , с. 88.
- ^ Пшихисталь 2011 , с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б с Файн, 2006 , с. 481
- ^ «Международный симпозиум «Юго-Восточная Европа 1918-1995» » .
- ^ Йован Пежин, Великохунгарский каприк, Зренянин, 2007, стр. 28.
- ^ Милан Туторов, Банатская рапсодия, Нови-Сад, 2001, стр. 261.
- ^ Чарльз В. Инграо; Франц А.Дж. Сабо (2008). Немцы и Восток Издательство Университета Пердью. стр. 100-1 173–. ISBN 978-1-55753-443-9 .
- ^ «Методические пояснения» (ZIP/PDF) . Перепись населения, домохозяйств и жилищ 2002 года . Статистическое управление Республики Сербия. Май 2003. с. 8 . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ «Окончательные итоги переписи 2002 года» (PDF) . Республика Сербия – Республиканское статистическое управление. 24 декабря 2002 г. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2009 г. . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ Пшихисталь, 2011 , с. 105
- ^ Перейти обратно: а б «Олич объявил о своем классическом выступлении в пятницу: «Я буду потеть в пяти играх!» » (на хорватском языке). Загреб: Jutarnji.hr.
- ^ «ИВАН РАКИТИЧ РАССКАЗАЛ ЖИДАКУ: «Я играю лучше всех в своей карьере, потому что с Ракель я самый счастливый в своей жизни» » (на хорватском языке). Загреб: Jutarnji.hr.
В моей деревне, в Сикиревцах, много Ракитичей, но только один мой двоюродный брат. И всех их зовут Иван Ракитич. Мы в стопроцентном шоке...
- ^ (на хорватском языке) Хорватский вестник № 33/2007. Почетный гражданин Сантова, 16 августа 2007 г., с. 5
Источники
[ редактировать ]- Анте Секулич (1989). Бачки Буневци и Шокчи . Школьная книга. ISBN 978-86-03-99172-7 .
- Иван Иванич (1899). Буневцы и Шокчи в Бачке, Баранье и Лике . доктор Димитриевич.
- Пшихисталь, Ружица (июнь 2011 г.). «Этномиф Шокчи» . Narodna Umjetnost: Хорватский журнал этнологии и фольклорных исследований . 48 (1). Загреб, Хорватия: Институт этологии и фольклорных исследований. ISSN 0547-2504 . Проверено 14 февраля 2012 г.
- Хаджигусейнович-Валашек, Мирослава (март 1993 г.). «Баранджа – «крепкий орешек». Анализ исследований и популяризация традиционной фольклорной музыки Бараньи» [Баранджа – «крепкий орешек». Записи и анализ популяризации традиционной народной музыки Бараньи] (PDF) . Studia ethnologica Croatica (на хорватском языке). 4 (1). Кафедра этнологии и культурной антропологии факультета гуманитарных и социальных наук Загребского университета . ISSN 1330-3627 . Проверено 12 февраля 2012 г.
- Джон Ван Антверпен Файн (2006). Когда этническая принадлежность не имела значения на Балканах: исследование идентичности в донационалистической Хорватии, Далмации и Славонии в средневековый и ранний современный периоды . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11414-6 .
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2010 г. ) |
- (на сербском языке) Миля Неделькович: Лексикон народов мира , Белград, 2001.
- (на хорватском языке) Кто такие Шокчи? (Кто такие Шокчи?)
- (на хорватском языке) О происхождении Шокчи из книги «Шокадия Загреба».
- (на сербском языке) «ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА?» – брошюра проекта Воеводины «УТВЕРЖДЕНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ВОЕВОДИНЕ»