Михакс
Часть серии о |
македонцы |
---|
По региону или стране |
Македония (регион) |
Диаспора |
|
|
|
|
Подгруппы и связанные группы |
|
Культура |
|
Религия |
Другие темы |
Миджаки ( македонский : Мијаци , латинизированный : Mijaci ) — этнографическая группа македонцев , проживающих в Нижней Реке. [ МК ] регион, также известный как Миячия ( македонский : Мијачија ), вдоль реки Радика , на западе Северной Македонии , с населением 30 000–60 000 человек. Мияки занимаются преимущественно животноводством и известны своей церковной архитектурой, обработкой дерева , иконографией и другими богатыми традициями, а также характерным галичским диалектом языка македонского . Главный населенный пункт Мияков — Галичник .
Поселения
[ редактировать ]Мияки традиционно оккупировали регион Мала Река вместе с Торбешами , македоноязычными мусульманами. Территория, включающая гору Бистра и регион Радика, получила название Миячия ( Мијачија ). На востоке находится этнографический район Бршаков .
Мияки традиционно населяли деревни Галичник , Лазарополе , Тресонче , Сельце , Росоки , Сушица , Гари и Осой . Однако большинство деревень Мияка необитаемы, поскольку большая часть жителей уехала в 20 веке. Деревни Ореше , Папрадиште , Горно Врановцы и Мелница в районе Велес были заселены Миячи во время османского правления в Македонии. [ 1 ] Деревня Смилево в районе Битола также считается деревней Мияк по своей архитектуре и истории. [ 2 ] Северо-западный квартал Крушево был заселен Мияками. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Средневековье – 18 век.
[ редактировать ]их Этноним неясен. [ 4 ] [ нужна полная цитата ] Существует теория, что первыми, кто навсегда заселил эту территорию, были миджаки; они находили в основном валахов , которые, похоже, не осели на постоянной основе; Миджаки вытеснили валахов с пастбищ, часть из которых они ассимилировали. [ 5 ] По другой теории, миджаки — это остатки древнеславянского племени, населявшего район Салоникского поля и занимавшегося преимущественно скотоводством. [ 6 ] Эту теорию подтверждают и легенды об основании одного из самых значительных поселений Мияка — Галичника . [ 7 ]
Бршаки и Миджаки не жили географически разрозненно до османского завоевания. [ 8 ]
Часть мияков приняла ислам в 16 и 17 веках, и они известны под именем Торбеши . [ 9 ]
В XVIII веке у миджаков произошел вооруженный конфликт с исламизированным населением по поводу пастбищных угодий. [ 10 ]
19 век
[ редактировать ]Исламизированное население Галичника было повторно обращено в христианство в 1843 году. [ 4 ] [ нужна полная цитата ]
Георгий Пулевский родился в 1817 году. Он опубликовал словарь на трех языках, пропагандирующий македонский язык и нацию как отдельную и отличную от соседей.
В 1822 году был написан неопубликованный лексикографический труд Панайота Гиновского «Миячки речник по нешем говору», содержащий 20 000 слов. [ 11 ]
Летом 1875 года состоялся референдум о церковной принадлежности христиан Дебарского уезда (каза). Большинство поддержало присоединение к Болгарскому экзархату . Лишь 2 деревни и 20 домов в Дебаре поддерживали Константинопольский патриархат , воспринимаемый местными болгарами как греческую церковь. [ 12 ]
Это было сделано после того, как Княжество Болгария получило большую часть региона Македонии от Османской империи , а также после создания и расширения Болгарского экзархата (28 февраля 1870 г.; в 1874 г. Скопье и Охрид проголосовали за Экзархат).
20 век
[ редактировать ]Во время Илинденского восстания в Крушево (2–3 августа 1903 г.) известным участником Мияка был Вельо Пекан . [ 13 ] [ нужна полная цитата ] В период партизан мияки разделились на тех, кто идентифицировал себя с Сербией, и тех, кто идентифицировал себя с Болгарией; одним сербским князем был Доксим Михайлович из Галичника, а болгарские князья находились под началом Максима Н. Богои. Сказка Крастев, Иван Пендаровский, Раде Янкуловский, Киро Симоновский, Янаки Томов, [ 14 ] Апостол Фрачковский и др. Один из руководителей и основателей ИМАРО , Дамьян Роща — тоже Миджак (из Смилева ).
Культура
[ редактировать ]Миджаки хорошо известны тем, насколько старые обычаи сохраняются в их повседневной жизни. Печалба ; (сезонная работа) была глубоко укоренившейся традицией мияков мужчины в возрасте 20 лет часто покидали деревню на месяцы или даже годы, чтобы работать в более процветающих регионах и создавать богатство для семьи. малонаселен.
Миякс освоил ремесло резьбы по дереву, и в районе Мала Река на протяжении многих лет действовала школа резьбы по дереву. Они были ответственны за сложную резьбу по дереву, которая находится внутри монастыря Святого Йована Бигорского , который считается лучшим в Северной Македонии .
( Свадебный фестиваль в Галичнике Галичка свадба) - это название традиционной свадьбы и ее характерной церемонии, которая ежегодно проводится в Петровден (праздник Святого Петра, 12 июля), во время которой выбирается пара, которая примет свадьбу и будет показана. на национальном телевидении. Тешкото ( букв оро . «Жесткий»), пастушеский народный танец мияков, является одним из национальных танцев Северной Македонии.
Некоторые мияки считают, что Скандербег , албанский военачальник и национальный герой, был родом из Миячии. [ 15 ] [ нужна страница ]
Архитектура
[ редактировать ]Архитектура Мияка стала определяющим фактором в культуре Мияка. Миджаки были одними из самых искусных каменщиков. [ 16 ] и они помогли богатым арумынам превратить Крушево в большой, процветающий и красивый город в 18 веке. За исключением некоторых каменщиков из региона Крива-Паланка , они были самыми опытными во всей Македонии и на Балканах. Монастырь Святого Йована Бигорского построен в стиле Мияк.
Язык
[ редактировать ]Мияки традиционно говорят на диалекте Галичника и диалекте Река . Типичные характеристики «Mijački govor» ( македонский : Mijački govor ), речи Мияка, включают:
Речь Мияка | Стандартный македонский | Английский | Примечания |
---|---|---|---|
хамелеон | мечеть | мечеть | сократило использование феномена «дж» до только «ж». |
года | рак | рука | Большой Юс произносится как «о», а не как «а», как в стандартном македонском языке. |
тоска/тоска | дюжина | иностранный | использование феномена «ž» или «žd» вместо стандартного македонского «gj». |
требувад/требит | должен | нуждаться | использование суффикса «-t» или «-d» для третьего лица единственного числа |
едок | ставаат | они размещают | использование суффикса «-ajed» для третьего лица единственного числа |
глаголь | хор | слово | от праславянского *глаголити («говорить»); ср. Глаголица |
Их речь включает в себя особенности (по отношению к стандартному македонскому языку), такие как овде , онде , коде , кога , зашто , дойди и т. д. [ 17 ]
Этнография
[ редактировать ]Миджаки подвергались этнографическим исследованиям македонских, болгарских и сербских ученых. Согласно переписи 2002 года, в муниципалитете Маврово и Ростуша проживало 4349 македонцев (50,46%), 2680 турок (31,10%), 1483 албанца (17,21%) и меньшее количество боснийцев (0,36%), цыган ( 0,12%), сербы (0,07%) и другие (0,68%); В муниципалитете Дебар проживало в общей сложности 19 542 жителя, из которых 11 348 албанцев, 3 911 македонцев, 2 684 турка, 1 080 цыган, 22 серба, 3 боснийца, 2 валаха и 492 других. [ 18 ]
- Болгарские этнографы Васил Канчов и Димитр Мичев в своих работах начала ХХ века описывают местное население Мияка как болгарское. [ 19 ] [ 20 ] Исследователь Георгий Трайчев из Прилепа также описывает миджаков как часть болгарского народа, отличную от других, соседних этнографических болгарских групп, таких как бршаки. [ 21 ]
Генетические исследования
[ редактировать ]Зупан и др. (2020) исследовали образцы от 44 самцов Мияка из Галичника. По Y-ДНК Миджаки располагаются под гаплогруппами R1a-M458 (56,8%) и R1b-U106 (25%). Другие гаплогруппы включают G2a-P15 (11,4%) и E-M215 (4,5%). Высокий процент R1a-M458 среди миджаков более тесно связывает их с западнославянскими группами, у которых высокая частота R1a-M458, в частности с поляками. [ 22 ]
Антропология
[ редактировать ]- Семьи
- Жители Каргова
- Кауровцы
- Бабалиевцы
- Бошковцы
- Гуржовский
- Гугулевцы
- Гуловцы
- Кукуловцы
- Кутревцы
- Тортевцы
- Тулевци
- Качевцы
- Дамковцы,
- Чалчевци
- Чапаровцы
- Уроды
- Черговцы
- Чинкаревци
- Зантевцы
- Пулевцы ( поет. Пулевский),
- Рамнина и Степанчи,
- Поповцы
- Фрчковци
- Алауты люди
- Коловцы
- Костовцы
- Кокосы
- Сековский
- Трайко
Известные люди
[ редактировать ]- Дмитрий Чуповский (1878–1940) автор учебников и лексикограф.
- Любомир Фрчкоски (родился 12 декабря 1957, Скопье) политик, семья из Галичника.
- Даме Груев (1871–1906), революционер, один из основателей ВМРО, родился в Смилёве.
- Голуб Янич (1853–1918), политик, родился в Маврово, семья из Лазарополя.
- Лазарь Личеноски (1901–1964) македонский художник, родился в Галичнике.
- Исайя Мажовский (1852–1926), художник и писатель, родился в Лазарополе.
- Доксим Михайлович (1883–1912), четник, родился в Галичнике.
- Йосиф Михайлович Юруковски (1887–1941), мэр Скопье, родился в Тресонче.
- Ристо Огняновик-Лоноски (1870–1941), писатель
- Георгий Пулевский (1817–1895), писатель и революционер, родился в Галичнике.
- Александр Сариевский (1922–2002), традиционный певец, родился в Галичнике.
- Тома Смилянич-Брадина (1888–1969), этнограф, филолог, драматург и публицист, родился в Тресонче.
- Дамьян Стояновский (1987 г.р., Скопье) баскетболист, семья из Росоки.
- Войдан Стояновски (1987 г.р., Скопье) баскетболист, семья из Росоки.
- Дичо Зограф (1819-1872), иконописец, родился в Тресонче.
- Партений Зографский (1818–1876), священнослужитель, родился в Галичнике.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕТЫРЕХ ДЕРЕВНЕЙ ВЕЛЕССКОГО РАЙОНА – РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИЯ, Анета СВЕТИЕВА» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 27 мая 2009 г.
- ↑ 100 лет Илинденскому восстанию - Смилёво, памятник культуры. Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Браун, Кейт (2003). Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации . Издательство Принстонского университета. п. 85. ИСБН 0-691-09995-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Бернат и Неринг 1988 , с. 392.
- ^ Георгий Старделов (1996). Языки в начале Македонии: вклад в исследование истории культуры в начале Македонии . Македонская академия искусств и наук ISBN 9789989649202 .
Судя по всему, Михачи были первыми, кто создал на этой территории постоянные поселения. Они заставили туземцев замолчать. особенно Куцовлаха. у которого видимо не было постоянного нассл.а. Уроженцев Михаса вытеснили из Пашки, а некоторых привлекли...
- ^ Траичев, Георгий. Книга для мияков (Историко-географический очерк), София, 1941, стр. 10. (Трайчев, Георгий. Книга для мияков (Историко-географический очерк), София, 1941, стр. 10.) Итак, мияки - это небольшой остаток старославяно-булгарского племени, населявшего Салоники скотоводческим промыслом, который заставлял их искать удобные убежища и пастбища для своих многочисленных отар овец и лошадей...
- ^ Тодоровский, Глигор. Малорекский район. Социально-экономические и образовательные возможности в 80-х годах XIX века до конца Первой мировой войны, Скопье, 1970, с. 14. (Тодоровский, Глигор. Район Мала Река. Социально-экономические и образовательные возможности с 1880-х годов до конца Первой мировой войны, Скопье, 1970, стр. 14.)
- ^ Симпозиум деревенских дней Сретена Вукосавлевича . Муниципальное сообщество образования. 1974 г. до н.э. 35.
Сретен Вукосав-левич уделил некоторое внимание старым знаменитым Бршачи и Миячи. Говоря о них, он указывает: Бршачи и Миячи не были разрушены до турецкого завоевания.
- ^ Бернат и Неринг 1988 , с. 417.
- ^ Доктор Слободан Зечевич. Вестник Этнографического музея в Белграде, вып. 30: Вестник Этнографического музея Белграда . Этнографический музей в Белграде. стр. 23–. GGKEY:U1JY3YFUSNS.
В 18 веке миджачи воевали с турками-помаками из-за пастбищ. Тома Смилянич нашел в наследстве своего отца два «уджета» XVIII века, в которых упоминается битва между Мияком и Помаком.
- ^ «Македонский обзор, Том 1–2», 1971, с. 307
- ^ Маркова, Зина. Болгарский экзархат 1870-1879, София, 1989, стр. 97. (Маркова, Зина. Болгарский экзархат 1870-1879, София, Издательство Болгарской академии наук, 1989, стр. 97.) 9 мая 1875 г. Экзарх Антим передает братьям Робеви в Битоле правительственное распоряжение властям вилайета о проведении истилами в епархии Деборы. Они проводятся в летние месяцы. По информации об их переезде в Дебарску, за Греческую Церковь высказались только два села и 20 домов в городе. По результатам муниципалитет Дебара просит отстранить греческого митрополита и назначить заместителя экзарха.
- ^ Кейт Браун, «Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации» (2003), стр. 82
- ^ Николов, Борис Ю. Внутренняя македонско-эдринская революционная организация. Герцоги и вожди (1893–1934). Биографический и библиографический справочник. София, 2001, с. 86, 126, 168, 151, 196. (Николов Борис Юрьевич Внутренняя македонско-одринская революционная организация. Воеводы и вожди (1893 - 1934). Биографо-библиографический справочник. София, 2001, с. 86, 126, 151, 168, 196.)
- ^ Петар Поповски (2005). Георгия Кастриот-Искендер: царь Эпира и Македонии и второй Александр Македонский: (660 лет со дня рождения) . Аз-Буки. ISBN 978-9989-151-28-6 .
- ^ Браун, Кейт (2003). Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации . Издательство Принстонского университета. п. 262. ИСБН 0-691-09995-2 .
- ^ Блаже Ристовски (1978). Димитрия Чуповский (1878-1940) и македонская научно-литературная дружба в Петрограде: вклад в изучение македонско-российских отношений и развитие македонской национальной мысли . Том. 1. Культура. п. 54.
Жителей деревни зовут Миячи. Они отличаются от бршаков, курков, торбесов, улуфов, полян в Македонии. Язык у них другой. Они говорят так: сюда, туда, куда, когда, зачем, приди; идти...
- ^ Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Северной Македонии, 2002 г.
- ^ Канчов, Васил (1900), Македония. Этнография и статистика [ Македония. Этнография и статистика ] (на болгарском языке), София: Болгарское книжное общество, с. 32
- ^ Бранкофф, Д.М. (1905), La Macedoine et sa Population Chretienne [ Македония и ее христианское население ] (на французском языке), Париж: Plon-Nourrit, стр. 118–119, 184–185, ISBN 978-1141777464
- ^ Трайчев, Георги. Книга за мияците (Историко-географски очерк), София, 1941, с. 1, 10-11, 93. (Traychev, Georgi. Book for the Miyaks (Historical and Geographical Sketch), Sofia, 1941, p. 1, 10-11, 93.)
- ^ Зупан и др. 2020 .
Источники
[ редактировать ]- Книги
- Бернат, Матиас; Неринг, Карл (1988). Османская империя, Македония, Албания . Мюнхен.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Брковский, Мелетие (2009). Миядзаки: Вестсайдская история . Том. 1–3. Здружение Приятели на Галичника Оруи Пулеского. ISBN 978-9989-9749-7-7 .
- Бужароски, Ристо (1976). Галицкая история . Наша книга.
- Огнянович-Лоноски, Риста; Джашар-Настева, Оливера (2004). Галичник и Миджаци . Македонская академия наук и искусств. ISBN 978-9989-101-36-6 .
- Todorovski, Gligor (1970). Malorekanskiot predel [ Mala Reka area ].
- Траичев, Георгий (1940). о Миджаке Книга .
- Поселения и происхождение населения . Том. 20.
- Зупан, А; Матьяшич, А; Грубельник Г; Тасич, В (2020). «Мутации в генах коллагена в условиях изолированной популяции» . Гены (Базель) . 11 (11): 1377. doi : 10.3390/genes11111377 . ПМЦ 7699876 . ПМИД 33233744 .
- Журнал
- Ходдинотт, РФ (сентябрь 1954 г.). «Традиция резьбы по дереву в Македонии». Журнал Берлингтон . 96 (618): 278–283.