Jump to content

Михакс

Галицкий свадебный фестиваль .
Девушки в платье Мияк.

Миджаки ( македонский : Мијаци , латинизированный : Mijaci ) — этнографическая группа македонцев , проживающих в Нижней Реке. [ МК ] регион, также известный как Миячия ( македонский : Мијачија ), вдоль реки Радика , на западе Северной Македонии , с населением 30 000–60 000 человек. Мияки занимаются преимущественно животноводством и известны своей церковной архитектурой, обработкой дерева , иконографией и другими богатыми традициями, а также характерным галичским диалектом языка македонского . Главный населенный пункт Мияков — Галичник .

Поселения

[ редактировать ]
Архитектура Мияка.

Мияки традиционно оккупировали регион Мала Река вместе с Торбешами , македоноязычными мусульманами. Территория, включающая гору Бистра и регион Радика, получила название Миячия ( Мијачија ). На востоке находится этнографический район Бршаков .

Мияки традиционно населяли деревни Галичник , Лазарополе , Тресонче , Сельце , Росоки , Сушица , Гари и Осой . Однако большинство деревень Мияка необитаемы, поскольку большая часть жителей уехала в 20 веке. Деревни Ореше , Папрадиште , Горно Врановцы и Мелница в районе Велес были заселены Миячи во время османского правления в Македонии. [ 1 ] Деревня Смилево в районе Битола также считается деревней Мияк по своей архитектуре и истории. [ 2 ] Северо-западный квартал Крушево был заселен Мияками. [ 3 ]

Исторический флаг Миджаков

Средневековье – 18 век.

[ редактировать ]

их Этноним неясен. [ 4 ] [ нужна полная цитата ] Существует теория, что первыми, кто навсегда заселил эту территорию, были миджаки; они находили в основном валахов , которые, похоже, не осели на постоянной основе; Миджаки вытеснили валахов с пастбищ, часть из которых они ассимилировали. [ 5 ] По другой теории, миджаки — это остатки древнеславянского племени, населявшего район Салоникского поля и занимавшегося преимущественно скотоводством. [ 6 ] Эту теорию подтверждают и легенды об основании одного из самых значительных поселений Мияка — Галичника . [ 7 ]

Бршаки и Миджаки не жили географически разрозненно до османского завоевания. [ 8 ]

Часть мияков приняла ислам в 16 и 17 веках, и они известны под именем Торбеши . [ 9 ]

В XVIII веке у миджаков произошел вооруженный конфликт с исламизированным населением по поводу пастбищных угодий. [ 10 ]

Исламизированное население Галичника было повторно обращено в христианство в 1843 году. [ 4 ] [ нужна полная цитата ]

Георгий Пулевский родился в 1817 году. Он опубликовал словарь на трех языках, пропагандирующий македонский язык и нацию как отдельную и отличную от соседей.

В 1822 году был написан неопубликованный лексикографический труд Панайота Гиновского «Миячки речник по нешем говору», содержащий 20 000 слов. [ 11 ]

Летом 1875 года состоялся референдум о церковной принадлежности христиан Дебарского уезда (каза). Большинство поддержало присоединение к Болгарскому экзархату . Лишь 2 деревни и 20 домов в Дебаре поддерживали Константинопольский патриархат , воспринимаемый местными болгарами как греческую церковь. [ 12 ]

Это было сделано после того, как Княжество Болгария получило большую часть региона Македонии от Османской империи , а также после создания и расширения Болгарского экзархата (28 февраля 1870 г.; в 1874 г. Скопье и Охрид проголосовали за Экзархат).

Во время Илинденского восстания в Крушево (2–3 августа 1903 г.) известным участником Мияка был Вельо Пекан . [ 13 ] [ нужна полная цитата ] В период партизан мияки разделились на тех, кто идентифицировал себя с Сербией, и тех, кто идентифицировал себя с Болгарией; одним сербским князем был Доксим Михайлович из Галичника, а болгарские князья находились под началом Максима Н. Богои. Сказка Крастев, Иван Пендаровский, Раде Янкуловский, Киро Симоновский, Янаки Томов, [ 14 ] Апостол Фрачковский и др. Один из руководителей и основателей ИМАРО , Дамьян Роща — тоже Миджак (из Смилева ).

Культура

[ редактировать ]
Сложная резьба по дереву Мияк в монастыре Святого Йована Бигорского .

Миджаки хорошо известны тем, насколько старые обычаи сохраняются в их повседневной жизни. Печалба ; (сезонная работа) была глубоко укоренившейся традицией мияков мужчины в возрасте 20 лет часто покидали деревню на месяцы или даже годы, чтобы работать в более процветающих регионах и создавать богатство для семьи. малонаселен.

Миякс освоил ремесло резьбы по дереву, и в районе Мала Река на протяжении многих лет действовала школа резьбы по дереву. Они были ответственны за сложную резьбу по дереву, которая находится внутри монастыря Святого Йована Бигорского , который считается лучшим в Северной Македонии .

( Свадебный фестиваль в Галичнике Галичка свадба) - это название традиционной свадьбы и ее характерной церемонии, которая ежегодно проводится в Петровден (праздник Святого Петра, 12 июля), во время которой выбирается пара, которая примет свадьбу и будет показана. на национальном телевидении. Тешкото ( букв оро . «Жесткий»), пастушеский народный танец мияков, является одним из национальных танцев Северной Македонии.

Некоторые мияки считают, что Скандербег , албанский военачальник и национальный герой, был родом из Миячии. [ 15 ] [ нужна страница ]

Архитектура

[ редактировать ]

Архитектура Мияка стала определяющим фактором в культуре Мияка. Миджаки были одними из самых искусных каменщиков. [ 16 ] и они помогли богатым арумынам превратить Крушево в большой, процветающий и красивый город в 18 веке. За исключением некоторых каменщиков из региона Крива-Паланка , они были самыми опытными во всей Македонии и на Балканах. Монастырь Святого Йована Бигорского построен в стиле Мияк.

Мияки традиционно говорят на диалекте Галичника и диалекте Река . Типичные характеристики «Mijački govor» ( македонский : Mijački govor ), речи Мияка, включают:

Речь Мияка Стандартный македонский Английский Примечания
хамелеон мечеть мечеть сократило использование феномена «дж» до только «ж».
года рак рука Большой Юс произносится как «о», а не как «а», как в стандартном македонском языке.
тоска/тоска дюжина иностранный использование феномена «ž» или «žd» вместо стандартного македонского «gj».
требувад/требит должен нуждаться использование суффикса «-t» или «-d» для третьего лица единственного числа
едок ставаат они размещают использование суффикса «-ajed» для третьего лица единственного числа
глаголь хор слово от праславянского *глаголити («говорить»); ср. Глаголица

Их речь включает в себя особенности (по отношению к стандартному македонскому языку), такие как овде , онде , коде , кога , зашто , дойди и т. д. [ 17 ]

Этнография

[ редактировать ]

Миджаки подвергались этнографическим исследованиям македонских, болгарских и сербских ученых. Согласно переписи 2002 года, в муниципалитете Маврово и Ростуша проживало 4349 македонцев (50,46%), 2680 турок (31,10%), 1483 албанца (17,21%) и меньшее количество боснийцев (0,36%), цыган ( 0,12%), сербы (0,07%) и другие (0,68%); В муниципалитете Дебар проживало в общей сложности 19 542 жителя, из которых 11 348 албанцев, 3 911 македонцев, 2 684 турка, 1 080 цыган, 22 серба, 3 боснийца, 2 валаха и 492 других. [ 18 ]

  • Болгарские этнографы Васил Канчов и Димитр Мичев в своих работах начала ХХ века описывают местное население Мияка как болгарское. [ 19 ] [ 20 ] Исследователь Георгий Трайчев из Прилепа также описывает миджаков как часть болгарского народа, отличную от других, соседних этнографических болгарских групп, таких как бршаки. [ 21 ]

Генетические исследования

[ редактировать ]

Зупан и др. (2020) исследовали образцы от 44 самцов Мияка из Галичника. По Y-ДНК Миджаки располагаются под гаплогруппами R1a-M458 (56,8%) и R1b-U106 (25%). Другие гаплогруппы включают G2a-P15 (11,4%) и E-M215 (4,5%). Высокий процент R1a-M458 среди миджаков более тесно связывает их с западнославянскими группами, у которых высокая частота R1a-M458, в частности с поляками. [ 22 ]

Антропология

[ редактировать ]
Семьи
  • Жители Каргова
  • Кауровцы
  • Бабалиевцы
  • Бошковцы
  • Гуржовский
  • Гугулевцы
  • Гуловцы
  • Кукуловцы
  • Кутревцы
  • Тортевцы
  • Тулевци
  • Качевцы
  • Дамковцы,
  • Чалчевци
  • Чапаровцы
  • Уроды
  • Черговцы
  • Чинкаревци
  • Зантевцы
  • Пулевцы ( поет. Пулевский),
  • Рамнина и Степанчи,
  • Поповцы
  • Фрчковци
  • Алауты люди
  • Коловцы
  • Костовцы
  • Кокосы
  • Сековский
  • Трайко

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ «МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕТЫРЕХ ДЕРЕВНЕЙ ВЕЛЕССКОГО РАЙОНА – РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИЯ, Анета СВЕТИЕВА» . Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г. Проверено 27 мая 2009 г.
  2. 100 лет Илинденскому восстанию - Смилёво, памятник культуры. Архивировано 27 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Браун, Кейт (2003). Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации . Издательство Принстонского университета. п. 85. ИСБН  0-691-09995-2 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Бернат и Неринг 1988 , с. 392.
  5. ^ Георгий Старделов (1996). Языки в начале Македонии: вклад в исследование истории культуры в начале Македонии . Македонская академия искусств и наук ISBN  9789989649202 . Судя по всему, Михачи были первыми, кто создал на этой территории постоянные поселения. Они заставили туземцев замолчать. особенно Куцовлаха. у которого видимо не было постоянного нассл.а. Уроженцев Михаса вытеснили из Пашки, а некоторых привлекли...
  6. ^ Траичев, Георгий. Книга для мияков (Историко-географический очерк), София, 1941, стр. 10. (Трайчев, Георгий. Книга для мияков (Историко-географический очерк), София, 1941, стр. 10.) Итак, мияки - это небольшой остаток старославяно-булгарского племени, населявшего Салоники скотоводческим промыслом, который заставлял их искать удобные убежища и пастбища для своих многочисленных отар овец и лошадей...
  7. ^ Тодоровский, Глигор. Малорекский район. Социально-экономические и образовательные возможности в 80-х годах XIX века до конца Первой мировой войны, Скопье, 1970, с. 14. (Тодоровский, Глигор. Район Мала Река. Социально-экономические и образовательные возможности с 1880-х годов до конца Первой мировой войны, Скопье, 1970, стр. 14.)
  8. ^ Симпозиум деревенских дней Сретена Вукосавлевича . Муниципальное сообщество образования. 1974 г. до н.э. 35. Сретен Вукосав-левич уделил некоторое внимание старым знаменитым Бршачи и Миячи. Говоря о них, он указывает: Бршачи и Миячи не были разрушены до турецкого завоевания.
  9. ^ Бернат и Неринг 1988 , с. 417.
  10. ^ Доктор Слободан Зечевич. Вестник Этнографического музея в Белграде, вып. 30: Вестник Этнографического музея Белграда . Этнографический музей в Белграде. стр. 23–. GGKEY:U1JY3YFUSNS. В 18 веке миджачи воевали с турками-помаками из-за пастбищ. Тома Смилянич нашел в наследстве своего отца два «уджета» XVIII века, в которых упоминается битва между Мияком и Помаком.
  11. ^ «Македонский обзор, Том 1–2», 1971, с. 307
  12. ^ Маркова, Зина. Болгарский экзархат 1870-1879, София, 1989, стр. 97. (Маркова, Зина. Болгарский экзархат 1870-1879, София, Издательство Болгарской академии наук, 1989, стр. 97.) 9 мая 1875 г. Экзарх Антим передает братьям Робеви в Битоле правительственное распоряжение властям вилайета о проведении истилами в епархии Деборы. Они проводятся в летние месяцы. По информации об их переезде в Дебарску, за Греческую Церковь высказались только два села и 20 домов в городе. По результатам муниципалитет Дебара просит отстранить греческого митрополита и назначить заместителя экзарха.
  13. ^ Кейт Браун, «Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации» (2003), стр. 82
  14. ^ Николов, Борис Ю. Внутренняя македонско-эдринская революционная организация. Герцоги и вожди (1893–1934). Биографический и библиографический справочник. София, 2001, с. 86, 126, 168, 151, 196. (Николов Борис Юрьевич Внутренняя македонско-одринская революционная организация. Воеводы и вожди (1893 - 1934). Биографо-библиографический справочник. София, 2001, с. 86, 126, 151, 168, 196.)
  15. ^ Петар Поповски (2005). Георгия Кастриот-Искендер: царь Эпира и Македонии и второй Александр Македонский: (660 лет со дня рождения) . Аз-Буки. ISBN  978-9989-151-28-6 .
  16. ^ Браун, Кейт (2003). Прошлое под вопросом: современная Македония и неопределенность нации . Издательство Принстонского университета. п. 262. ИСБН  0-691-09995-2 .
  17. ^ Блаже Ристовски (1978). Димитрия Чуповский (1878-1940) и македонская научно-литературная дружба в Петрограде: вклад в изучение македонско-российских отношений и развитие македонской национальной мысли . Том. 1. Культура. п. 54. Жителей деревни зовут Миячи. Они отличаются от бршаков, курков, торбесов, улуфов, полян в Македонии. Язык у них другой. Они говорят так: сюда, туда, куда, когда, зачем, приди; идти...
  18. ^ Перепись населения, домохозяйств и жилищ в Северной Македонии, 2002 г.
  19. ^ Канчов, Васил (1900), Македония. Этнография и статистика [ Македония. Этнография и статистика ] (на болгарском языке), София: Болгарское книжное общество, с. 32
  20. ^ Бранкофф, Д.М. (1905), La Macedoine et sa Population Chretienne [ Македония и ее христианское население ] (на французском языке), Париж: Plon-Nourrit, стр. 118–119, 184–185, ISBN  978-1141777464
  21. ^ Трайчев, Георги. Книга за мияците (Историко-географски очерк), София, 1941, с. 1, 10-11, 93. (Traychev, Georgi. Book for the Miyaks (Historical and Geographical Sketch), Sofia, 1941, p. 1, 10-11, 93.)
  22. ^ Зупан и др. 2020 .

Источники

[ редактировать ]
Книги
Журнал
  • Ходдинотт, РФ (сентябрь 1954 г.). «Традиция резьбы по дереву в Македонии». Журнал Берлингтон . 96 (618): 278–283.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 189ee1a5130bc2ac340536e175facb47__1717740420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/47/189ee1a5130bc2ac340536e175facb47.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mijaks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)