Католическая церковь в Северной Македонии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Часть серии о |
македонцы |
---|
По региону или стране |
Македония (регион) |
Диаспора |
|
|
|
|
Подгруппы и связанные группы |
|
Культура |
|
Религия |
Другие темы |
Католическая Северной Македонии является частью всемирной Католической Церкви , находящейся под духовным руководством Папы Римского и церковь является одной из крупнейших религиозных общин, существующих на территории Республики Северная Македония . Верующие-католики из Северной Македонии в основном включают албанцев , македонцев и хорватов и наиболее сконцентрированы в статистическом регионе Скопье и юго-восточном статистическом регионе Северной Македонии. [ 1 ]
По оценкам, в 2020 году в стране проживает 15 000 католиков, что составляет менее 1% от общей численности населения; [ 2 ] в 11 приходах служило 50 монахинь и священников.
Начало христианства в Северной Македонии
[ редактировать ]В VI веке император Юстиниан I (родившийся в Тауресии, нынешнем Градиште в Северной Македонии) повысил статус христианства во всей Восточной Римской (Византийской) империи и почитается как в Восточной православной церкви, так и в Римско-католической церкви. После Юстиниана I следующий цикл начала распространения христианства начался в 9 веке, когда Климент Охридский и святой Наум учредили Охридскую литературную школу во время христианизации Болгарии . В то время были созданы приходы, соответствующие Охридскому архиепископству , автокефалия которого сохранялась до 1767 года, когда турки под влиянием Вселенского Константинопольского Патриархата приостановили ее.
Католические епископы Скопье
[ редактировать ]Скопская епархия, под чьей юрисдикцией находятся верующие западного или римского обряда, является одной из старейших епархий на Балканах и ее территория исторически недостаточно исследована. Многие важные исторические факты остаются нераскрытыми и сегодня. Для лучшего обзора историю церкви в этих регионах можно разделить на три основных периода.
Первый период
[ редактировать ]См. также Скопскую епархию.
Первый период христианства в Северной Македонии начинается с появлением христианства в Европе. Апостол Павел в это время был миссионером. Христианство присутствовало в этих областях, о чем свидетельствует тот факт, что Никейский собор (325 г.), подписанный между отцами Ассамблеи, и епископ Дакосты Скупи ( Скопье ) упоминался как епископ, отвечающий за провинцию Дардания (Европа) , столица которой - Скопье и простирается от Ниша до Велеса (города) . Существование епархии не относится к четко определенной религиозной организации в провинции, возглавляемой епископом и несколькими архиереями. Этот период называют «золотым периодом» провинции. Более поздние упоминания авторов показали пять епархий в провинции Дардания. Папа Геласий I отправил письмо шести дарданским епископам того времени.
Второй период
[ редактировать ]Второй период характеризуется неспокойными условиями и переходом концов этого оружия в руки различных новых правителей. С приходом турок для христиан в этих краях наступили тяжелые времена. Пять столетий османского рабства привели к тяжелым последствиям в епархии. Но в отчете в Риме, датированном 1584 годом, Скопье упоминается как католический центр.
Третий период
[ редактировать ]Этот период совпадает с основанием Конгрегации пропаганды верности в 1622 году. В этот период католическая церковь уделяла больше внимания этим направлениям. Апостольская преемственность католических архиепископов Скопье, начиная с Андреа Богдани , албанца, родившегося в современном Косово (1651-1656), до сегодняшнего дня является непрерывной. В целом все жилые католические епископы Скопье являются жилыми, хотя неоднократно были вынуждены из-за турецкого проказы менять место жительства, скрываясь в недоступных местах. До 1914 года епископы Скопье носили титул «архиепископов». Но по Конкордату между Святым Престолом и Королевством Сербия титул архиепископа был передан епископу Шкодер-Пультской архиепархии . [ 3 ] Его последним архиепископом был Лазер Мьеда (также албанец) в 1921 году, когда он был назначен архиепископом Шкодер-Пультской архиепископии . В 1924 году, после опустошения Первой мировой войны , архиепархия была понижена до уровня епархии и стала суфражистом Врхбоснинской архиепархии . В 2000 году Папа Иоанн Павел II отделил Скопье от Апостольской администрации Призрена , и сегодня ее юрисдикция распространяется на всю территорию Северной Македонии.
Македонский Апостольский Викариат
[ редактировать ]В Северной Македонии есть католики византийско-католического обряда, подпадающие под юрисдикцию Македонского апостольского викариата.
Македонский апостольский викариат болгар
[ редактировать ]Движение за освобождение и независимость набирает обороты в середине XIX века, когда вся Европа пробуждается к национальному самосознанию. Это движение захватывает Северную Македонию. В борьбе за религиозную свободу от эллинского влияния в македонском народе просыпается национальный дух и возникает дух церковной независимости от Константинопольского Патриархата. Затем неудавшаяся просьба о верности в различных независимых церквях, пытавшаяся освободить от юрисдикции константинопольского патриарха, закончилась соединением местных болгар с католической церковью в 1859 году. Центром этого движения стал город Килкис , что и означает известный как «Союз Кукуша». [ 4 ] В 1861 году Константинопольский католический апостольский викариат был создан для восточно-католических болгар византийского обряда в европейских провинциях Османской империи , включая тогдашнюю область Македонии. В 1883 году как его ответвление было создано Македонское апостольское викариатство болгар со штаб-квартирой в Салониках . Первым назначенным апостольским викарием был Лазарь Младенов .
Пастырское викариатство
[ редактировать ]С созданием Апостольского викариата болгар в Северной Македонии была создана юридическая структура Католической Церкви византийского обряда в Северной Македонии. Епископ Младенов указывает четкое направление развития Католической церкви восточного обряда. Но неудачные обстоятельства повлияли на этот регион: Илинденское восстание, Балканские войны и Первая мировая война негативно отразились на католиках. После Первой мировой войны католики восточного обряда были найдены в Вардарской Македонии и регионе Струмица, и Папа передал их под опеку тогдашнего католического архиепископа Скопье. 19 октября 1923 года с разрешения Ватикана они стали неотъемлемой частью Крижевицкой епархии и оставались таковой до 2001 года.
Апостольский экзархат
[ редактировать ]Папа Иоанн Павел II 11 января 2001 года в Ватикане подписал указ об учреждении Апостольского экзарха для католиков восточного обряда в Северной Македонии. Первым назначенным апостольским экзархом был монсеньор Иоаким Хербут , епископ Скопской епархии . Местонахождением экзархата является город Струмица , а Успенская церковь в этом городе носит титул соборной.
Епархия
[ редактировать ]Папа Франциск 31 мая 2018 года возвел Апостольский экзархат в ранг епархии как Македонскую католическую епархию Успения Пресвятой Девы Марии в Струмице-Скопье . [ 5 ]
Оба католических учреждения в Северной Македонии находятся под руководством одного человека, Киро Стоянова , пожалуй, единственный случай в мире.
Религиозные здания
[ редактировать ]Римско-католическая епархия Скопье
[ редактировать ]- Собор Святого Сердца Иисуса (Скопье)
- Церковь Святого Сердца Иисуса в Битоле
- Церковь Святых Кирилла и Мефодия и Святого Бенедикта в Охриде [ 6 ]
- Католическая церковь в Штипе
Епархия Македонской греко-католической церкви
[ редактировать ]- Собор Успения Пресвятой Богородицы (Струмица) [ 7 ]
- Церковь Святых Кирилла и Мефодия в Богданци
- Церковь Святых Петра и Павла в Гевгелии
- Успенская церковь в Новой Маале
- Церковь Святого великомученика Георгия - Чанаклия, в Новой Маале
- Церковь Святого Пророка Илии в Радово
- Церковь Святых Кирилла и Мефодия (Петралинцы)
- Церковь Святого Николая (Секирник) [ 8 ]
- Церковь Святого Апостола Павла в Палюрци
- Церковь Святого Иосифа в Бистринцах
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Македонские католики — небольшая, но живая и компактная община» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
- ↑ Веб-сайт «Католики и культура», получено 8 августа 2023 г.
- ^ Конкордат между Святым Престолом и Королевством Сербия в 1914 году.
- ^ Фрейзи, Чарльз А. (2006). Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453-1923 гг. Издательство Кембриджского университета, стр. 243–244.
- ^ «Возведение Апостольского Экзархата для верующих католиков византийского обряда, проживающих в бывшей югославской Республике Македония, в епархию и назначение первого епархиального епископа» . Пресс-служба Святого Престола (на итальянском языке). 2018-05-31.
- ^ «Три новые католические церкви в Македонии – Европа – Мир – Dalje.com» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Три новые католические церкви в Македонии – Европа – Мир – Dalje.com» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Три новые католические церкви в Македонии – Европа – Мир – Dalje.com» . Архивировано из оригинала 17 декабря 2014 г. Проверено 17 декабря 2014 г.
Источники
[ редактировать ]- Фрейзи, Чарльз А. (2006) [1983]. Католики и султаны: Церковь и Османская империя 1453-1923 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521027007 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Святой Престол — официальный сайт Ватикана.