Католическая церковь в России
Эту статью необходимо обновить . ( февраль 2018 г. ) |
Католическая церковь в России | |
---|---|
Russian : Католическая церковь в России | |
Тип | Национальное устройство |
Классификация | Католик |
Ориентация | славянское христианство , латынь |
Писание | Библия |
Теология | Католическое богословие |
Управление | ЭКР |
Папа Римский | Фрэнсис |
Председатель | Клеменс Пикель |
Апостольский нунций | Джованни д'Аньелло |
Область | Россия |
Язык | Церковная латынь , церковнославянский , русский |
Штаб-квартира | Москва , Россия |
Источник | 11 век |
Разделения | Русская Православная Церковь |
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Часть серии о |
Католическая церковь по странам |
---|
Портал католицизма |
Католическая Церковь в России частью всемирной Католической Церкви , находящейся под духовным руководством Папы Римского является .
По данным Annuario Pontificio за 2016 год , в России насчитывается около 773 000 католиков, что составляет 0,5% от общей численности населения России. [3] Однако опрос 2012 г. [1] определил, что католиков в России около 240 000 (0,2% от всего населения России), [4] что составляет 7,2% немцев, 1,8% армян, 1,3% белорусов и чуть менее 1% башкир. Опрос также показал, что 45% католиков молятся каждый день по сравнению с 17% православных. [5]
История [ править ]
Происхождение [ править ]
Поскольку Русь ( восточнославянское государство, которое позже стало Россией, Белоруссией и Украиной) была обращена в 988 г., до Великого раскола (1054 г.) , несколько анахронично говорить о противостоянии католической и восточно-православной церкви в истоках Руси . Русское христианство. Однако Великий раскол 1054 года на самом деле был кульминацией длительного процесса, и до этого церкви находились в расколе (например, Фотианский раскол 9-го века) и разъединялись на протяжении столетий до этого.
Западные источники указывают, что княгиня Ольга направила посольство к императору Священной Римской империи Оттону I. Оттон поручил епископу Адальдагу Бременскому ; миссионерскую работу на Руси Адальдаг посвятил монаха Либутия из монастыря Святого Альбано в сан епископа России, но Либутий умер еще до того, как ступил в Россию. Его сменил Адальберт , монах монастыря Св. Максимина в Трире , но Адальберт вернулся в Германию после того, как несколько его товарищей были убиты в России. [6]
Западные источники также указывают, что внук Ольги, князь Владимир отправил послов в Рим в 991 году, а папы Иоанн XV и Сильвестр II отправили в Киев три посольства. Немецкий летописец Дитмар сообщает, что архиепископ Магдебургский рукоположил саксона в сан архиепископа российского и что последний прибыл в Россию, где проповедовал Евангелие, и был убит там вместе с 18 своими товарищами 14 февраля 1002 года. [7] В это же время епископ Кольбергский Рейнберт сопровождал дочь Болеслава Бесстрашного на ее свадьбу, когда она вышла замуж за сына Владимира Святополка (известного в истории как «Проклятый» за позднее убийство своих сводных братьев Бориса и Глеба). Рейнберт был арестован за попытки обращения в свою веру и умер в тюрьме. [7] Бруно Керфорский был послан епископом-миссионером к печенегам и в 1008 г. провел несколько месяцев в Киеве; он написал письмо императору Священной Римской империи Генриху II в 1009 году. [8]
Эти посольства на Русь и обратно могут быть основой для несколько причудливого рассказа в « Первой русской летописи» о том, как князь Владимир отправлял эмиссаров к различным религиям вокруг Руси (ислам, иудаизм, западное и восточное христианство), в том числе к католической церкви. в Германии, хотя эмиссары вернулись не впечатленными западным христианством, что отчасти объясняет возможное принятие православия. [9]
Флорентийского собора до Католицизм на Руси От XI века
Русская Православная Церковь имеет давний конфликт с католицизмом. Митрополит Иван II (умер в 1089 г.) на предложение антипапы Климента III об объединении церквей ответил письмом, в котором излагались богословские различия с католицизмом (Маркович приписывает это письмо митрополиту Ивану IV, умершему в 1166 г.). [10] Митрополит Никифор I (1103–1121) также считал католицизм ересью; это было стандартным мнением в Русской церкви, а не только среди глав церкви, которыми часто были греки, присланные из Константинополя. Так, архиепископ Новгородский Нифонт (1135–1156) в наставлении «Вопросы Кирика» ответил, что женщина, которая отвела своих детей креститься к католическому (используется термин «варяг», то есть викинг) священнику должен был понести такое же покаяние, как и тот, кто взял их на благословение у языческого колдуна. [11] Другие источники, в том числе « Кормчая книга» (свод канонического права средневековой Русской церкви), критиковали католицизм как ересь, которой следует избегать. [12] Вплоть до времени митрополита Исидора (1431–1437), грека, посланного из Константинополя для председательства Церкви на Руси, киевские митрополиты почти не имели контактов с Римом.
Это не означало, что на Руси не было католиков. Тевтонские рыцари и Меченосцы (поглощенные Тевтонским орденом в 1227 году), шведы, датчане и другие католические державы начали серию крестовых походов против Пскова, Новгорода и других городов на северо-западе России, и новгородцы упорно боролись за сохранение выходцев с Запада из Новгородской земли не только из-за религиозных различий, но и потому, что они будут платить налоги административным структурам католических монархий. Налоги, дань или военные сборы тогда поступали бы в скандинавские королевства или германские города-государства Ливонии или литовцев, и таким образом уменьшили бы богатство и общую безопасность Новгорода. [13] В 1330-х и 1340-х годах король Норвегии и Швеции Магнус Эрикссон начал крестовый поход против новгородской земли, проповедуя крестовый поход и собирая армии в Ливонии и Германии, а также в Швеции и Норвегии. [14] В 1387 году литовцы, долгое время угрожавшие западной границе, стали католиками и династически объединились с поляками. Католические великие князья, такие как Витовт Великий , пытались основать отдельные митрополии на контролируемых ими русских землях. Русская церковь всегда боролась с этим, во многом из опасения, что новые митрополии будут превращены в католические провинции.
Папы также пытались использовать более мирные средства обращения. Папа Иннокентий IV послал двух кардиналов к князю Александру Невскому в 1248 году, которые, как известно, отклонили их призыв стать католиком. [15] В 1255 году Иннокентий добился успеха, отправив корону князю Даниилу Галичскому (ныне Западная Украина), принятие которой означает принятие Даниилом католицизма. [15] Поступали сообщения об ирландских монахах, бежавших от монгольского нападения на Киев в 1240 году, а доминиканский орден был также отправлен Папой Александром IV в центральную Россию с целью обратить этот регион в католицизм в 14 веке. [16] Князья Руси также женились на католических династиях: князь Ярослав Владимирович ( Ярослав Мудрый ) и другие князья выдавали своих дочерей замуж за западных князей; один из этих династических браков был фактически заключен с императором Священной Римской империи (хотя брак был несчастливым и в конечном итоге неудачным). [17] Князь Изяслав Ярославич (1054–68; 1069–73; 1076–78) отправил сына к папе Григорию VII , прося папской помощи и обещая сделать Россию вассалом Святого Престола. Ответное письмо Григория датировано 17 апреля 1075 года. Великий князь Ярославич (1078–1093) установил праздник перенесения мощей святителя Николая в Всеволод Бари в Южной Италии, праздник, утвержденный папой Урбаном II (1088–99). , который в 1091 году отправил ко Всеволоду епископа Феодоро с мощами.
Одна линия происхождения российской царской семьи в католической династии породила несколько святых из Дома Арпадов в Венгрии, в первую очередь святую Елизавету Венгерскую , которая была прямым потомком Владимира Великого (по отцовской линии).
Флорентийский собор 19 века до
Первой католической епархией, основанной в России, была Смоленская римско-католическая епархия в 1636 году. Смоленск охватывал всю Россию до тех пор, пока Могилевскую римско-католическую епархию Екатерина Великая в 1772 году не основала без полномочий Папы, но она была одобрена Папой Пием VI в 1783. В 1798 году Могилёвская епархия была возведена в состав Могилёвской митрополии. Когда иезуитов во второй половине XVIII века был подавлен орден , папская грамота, обнародовавшая это подавление, в России не была обнародована. Екатерина Великая оценила вклад иезуитов в науку и пригласила их в Россию, где они оставались активными до тех пор, пока не были изгнаны в 1820 году по наущению русских православных иерархов.
20 век [ править ]
До 1917 года в России существовало две епархии: Могилёвская с архиерейской кафедрой в Петербурге и Тираспольская с архиерейской кафедрой в Саратове . Присутствовало 150 католических приходов и более 250 священников, которые обслуживали около полумиллиона верующих католиков в России. [18]
За 69 лет советского времени (1922–1991) многие верующие католики погибли, подверглись гонениям или тюремному заключению за свою веру. [18] Помимо того, что католики были христианами, у них было дополнительное клеймо, поскольку они принадлежали к церкви, которая, в отличие от восточных православных христиан, не считалась коренной русской. К концу 1930-х годов в СССР существовало только две действующие католические церкви, укомплектованные и обслуживавшие в основном французских эмигрантов: церковь Святого Людовика в Москве и церковь Лурдской Богоматери в Санкт-Петербурге. [18]
После голода 1921 года, последовавшего за гражданской войной , католическая церковь направила в Россию папскую миссию по оказанию помощи голодающим во главе с американским иезуитом Эдмундом А. Уолшем . Миссии также удалось передать Ватикану Святые мощи святого Андрея Боболы , которые затем были перевезены в Рим помощником директора миссии Луи Дж. Галлахером . [20] [21]
21 век [ править ]
Этот раздел необходимо обновить . ( февраль 2018 г. ) |
По состоянию на 2017 год [update]В России насчитывается около 140 000 католиков – около 0,1% от общей численности населения. [2] После распада Советского Союза в стране проживало около 500 000 католиков, но большинство из них с тех пор умерли или эмигрировали на свою этническую родину в Европе, например, в Германию, Беларусь или Украину. Члены европейских католических этнических групп в основном пожилые люди, число которых быстро сокращается (см. здесь ), хотя они по-прежнему составляют большую часть старшего духовенства. В то же время среди этнических русских католиков больше молодых верующих, тем более, что дети от смешанных браков между европейскими католиками и русскими регистрируются как этнические русские. Также произошел небольшой рост числа католиков за счет иммиграции армян , некоторые из которых являются католиками, а в некоторых российских этнических меньшинствах (таких как черкесы ) также имеется небольшое католическое население. [22] [1]
Отношения с Русской православной церковью были непростыми на протяжении почти тысячелетия, а попытки восстановить католицизм встречали сопротивление. Папа Иоанн Павел II на протяжении многих лет выражал желание посетить Россию, но Русская Православная Церковь сопротивлялась. [23] В апреле 2002 года епископ Ежи Мазур из Иркутской епархии Святого Иосифа в Восточной Сибири был лишен визы, что вынудило назначить нового епископа для этой епархии; [24] в настоящее время он является епископом Элкской епархии Католической церкви в Польше . было заблокировано строительство нового собора В 2002 году пятерым иностранным католическим священникам было отказано в визах для возвращения в Россию, в Пскове , а на юге России был обстрелян храм. [25] В день Рождества по григорианскому календарю 2005 года активисты русской православной церкви планировали провести пикет возле московского католического собора, но пикет был отменен. [26] Несмотря на недавнее потепление отношений в связи с избранием Папы Бенедикта XVI , все еще существуют такие проблемы, как готовность полиции защищать католиков и другие меньшинства от преследований. [27]
Тысяча российских католиков собралась в соборе Непорочного Зачатия Девы Марии в Москве, чтобы посмотреть похороны Папы Иоанна Павла II. [28]
Экуменическая конференция 2004 года была организована для «традиционных религий» России: православия, иудаизма, ислама и буддизма, и, следовательно, исключила католицизм. [29]
церкви Епархии Латинской
Церковная Московская губерния состоит из Московской архиепархии с тремя суфражистскими епархиями в Саратове, Иркутске и Новосибирске. Эти четыре епархии охватывают всю Россию, за исключением Сахалинской области , которая образует Апостольскую префектуру Южно-Сахалинска .
Все эти епархии и эта апостольская префектура принадлежат Латинской церкви . Существует отдельная юрисдикция для представителей Византийского обряда (см. Русская Греко-Католическая Церковь ), называемая Апостольским Экзархатом России , но у нее мало последователей. Экзарха не было с 1951 года, но в 2004 году латинский епископ Йозеф Верт был назначен ординарием византийских католиков в России.
В феврале 2002 года тогдашняя Апостольская администрация была сформирована в нынешнюю Московскую архиепископию и три епархии. [30]
Крым [ править ]
Несмотря на то, что Крым был аннексирован Российской Федерацией в марте 2014 года, это не признается католической иерархией. Таким образом, католики Латинской церкви Крыма принадлежат Одесско-Симферопольской епархии , которая является суфражистом Львовской архиепархии . Восточные католики принадлежат к Украинскому католическому архиепископскому экзархату Крыма , который является суфражистом Киевской архиепархии .
Русская Византийско-Католическая Церковь [ править ]
Помимо Латинской церкви, существует также sui iuris Русская Византийско-Католическая Церковь (для русских католиков византийского обряда ), которая следует русским церковным традициям и использует русский язык , основанная в 1905 году. Леонид Федоров был назначен экзархом церкви Святой Престол, который считал, что византийский обряд лучше подойдет русскому народу, чем римский.
для католиков армянского обряда в Восточной Ординариат Европе
В России насчитывается 59 000 членов Армянской католической церкви . Правительство по большей части отказывается разрешить им зарегистрировать свои приходы. Они находятся под пастырской опекой Ординариата католиков армянского обряда Восточной Европы . [31]
См. также [ править ]
- Мишель д'Эрбиньи
- Церковь Покрова Богородицы, Томск
- Церковь Успения Богородицы (Астрахань)
- Церковь Святейшего Сердца, Санкт-Петербург
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Арена-Атлас религий и национальностей России . Среда.орг
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карты опросов за 2012 год. Архивировано 20 марта 2017 года в Wayback Machine . «Огонек», № 34 (5243), 27.08.2012. Проверено 24 сентября 2012 г.
- ^ Чейни, Дэвид М. «Структурированный взгляд на епархии в Европе [католическая иерархия]» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ http://c2.kommersant.ru/ISSUES.PHOTO/OGONIOK/2012/034/ogcyhjk2.jpg Архивировано 20 марта 2017 г. на Wayback Machine. [ файл изображения с пустым URL-адресом ]
- ^ Католицизм по странам
- ^ См. Мирослав Лабунка, «Религиозные центры и их миссии в Киевской Руси: от Ольги до Владимира». Гарвардские украинские исследования 12–13 (1988–1989): 159–93; Анджей Поппе, «Христианизация и церковная структура Киевской Руси до 1300 года», Гарвардские украинские исследования, 21, вып. 3-4 (1997): 318.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чарльз Джордж Герберманн, Эдвард Алоизиус Пейс и др. Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Фонд универсальных знаний, 1912 г., вып. 13, с. 254
- ^ Поппе, «Кристианизация и церковная структура», 334.
- ^ Lavrentevskaia Letopis , in Polnoe Sobranie Russkikh Letopis , vol. 1, cols. 106-108.
- ^ Католическая энциклопедия, 254; Дмитрий Толстой, Романизм в России (Лондон: JT Hayes, 1874), 6.
- ^ Стелла Рок. «О чем одним словом: историческое исследование понятия «двоеверие». Канадско-американские славянские исследования 35, вып. 1 (2001): 26.
- ^ Католическая энциклопедия , 254.
- ^ Эрик Кристиансен, Северный крестовый поход: Балтика и католическая граница 1100–1525 (Миннеаполис: University of Minneapolis Press, 1980); Майкл К. Пол, «Светская власть и новгородские архиепископы до московского завоевания», Критика: исследования в истории России и Евразии, 8, № 2 (весна 2007 г.): 131–170; Уильям Урбан, Балтийский крестовый поход (Декалб: издательство Университета Северного Иллинойса, 1975)
- ^ Павел, «Архиепископ Новгородский Василий Калика, Ореховская крепость и защита православия», 262–269.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Толстой, Романизм в России , 8.
- ^ Толстой, Романизм в России , 9.
- ^ Кристиан Раффенспергер, «Евпраксия Всеволодовна между Востоком и Западом» Russian History/Histoire Russe 30:1–2 (2003):23–34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Католическая церковь в России, ее история, нынешняя ситуация и проблемы, перспективы, Таддеус Кондрусевич, август 1998 г.
- ^ Сайт «Благотворительного фонда «де Бони Арти»» . Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 г. Проверено 2 декабря 2010 г.
- ^ «Католический дипломат: Эдмунд А. Уолш, SJ» Проверено 18 апреля 2017 г.
- ^ , Галлахер, на обороте: Китай в шестнадцатом веке: Журналы Маттео Риччи (1942; переиздание 1953 года). Маттео Риччи и Николя Триго Христианская экспедиция
- ^ Фонд Василия Блаженного. «Сколько католиков в России» . Проверено 18 апреля 2017 г. .
- ^ Кишковский, Софья (3 июля 2006 г.). «Путин предупреждает о «столкновении цивилизаций» на Московском религиозном саммите» . Экуменические новости Интернешнл . Архивировано из оригинала 7 июля 2006 г. Проверено 4 июля 2006 г.
- ^ Майерс, Стивен Ли (9 июля 2002 г.). «Церковный спор набирает обороты» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 июля 2006 г.
- ^ Кишковский, Софья (13 сентября 2002 г.). «Архиепископ обращается к правозащитным группам» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 июля 2006 г.
- ^ Хрул, Виктор (21 декабря 2005 г.). "Москва: Православные пикетируют католическое Рождество" . Азии.it. Новости Архивировано из оригинала 27 января 2006 года . Проверено 4 июля 2006 г.
- ^ «На чьей стороне полиция? – спрашивают русские христиане» . Католические мировые новости . 7 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2006 г. Проверено 4 июля 2006 г.
- ^ «Москва смотрит трансляцию похорон Папы Римского в католическом соборе» . Московские новости.com . 4 августа 2005 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2006 года . Проверено 4 июля 2006 г.
- ^ «Католикам запрещено» . Нью-Йорк Таймс . 2 марта 2004 года . Проверено 4 июля 2006 г.
- ^ Кишковский, Софья (1 августа 2002 г.). «Православная церковь ругает Ватикан» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 июля 2006 г.
- ^ «Армянская католическая община в России» .