Папа Пий XII и Россия
Часть серии о |
Преследования католической церкви |
---|
Портал католицизма |
Папа Пий XII и Россия описывает отношения Ватикана с Советским Союзом , Россией , Восточной Православной Церковью и Восточно-католическими церквями, приведшие к искоренению Церкви на большей части Советского Союза в сталинскую эпоху. Большинство гонений на Церковь произошло во время понтификата Папы Пия XII .
Обзор
[ редактировать ]Отношения Ватикана с Россией являются одним из элементов темы « Преследования католической церкви и Папы Пия XII» . Не менее разрушительными для Церкви были одновременные гонения на Церковь в Китае.
Отношения между советской властью и Святым Престолом всегда были непростыми, хотя порой обе стороны пытались проявить некоторую гибкость. 23 января 1918 года советское правительство объявило об отделении церкви от государства и начало систематический роспуск католических учреждений и конфискацию католической собственности. Два года спустя, в 1920 году, Папа Бенедикт XV издал Бонум Сана. [1] в котором он осудил философию и практику коммунизма . Папа Пий XI последовал этой линии с многочисленными заявлениями. [2] и энциклики «Милосердный Искупитель» , [3] по милости Христовой , [4] и Божественного Искупителя. [5]
Годы войны: 1941-1945 гг.
[ редактировать ]Понтификат Пия XII столкнулся с чрезвычайными проблемами. В 1930-е годы публичные протесты и осуждения его предшественников не удержали советские власти от преследования всех христианских церквей в Советском Союзе как враждебных марксизму-ленинизму . Преследование католической церкви было частью общей попытки искоренить религию в Советском Союзе. В 1940 году, после того как Германия оккупировала западную часть Польши , Советский Союз аннексировал восточную часть вместе со странами Балтии, включая преимущественно католическую Литву . Преследования начались сразу после того, как значительная часть Польши и стран Балтии была включена в состав СССР. Практически сразу подверглись нападению Объединенные католические церкви Армении, Украины и Малороссии. [ нужна ссылка ] Хотя большинство восточных христиан принадлежат к православной церкви, некоторые из них, такие как Армянская католическая церковь, Украинская греко-католическая церковь и Русинская церковь, объединены с Римом, что позволило им сохранить свою собственную восточную литургию и церковные законы.
Во время Второй мировой войны Пий XII, поддерживая нейтралитет Святого Престола, воздерживался от любой критики в адрес Советского Союза, подвергшегося нападению со стороны Германии. Вопреки многочисленным слухам, Папа никогда не называл войну крестовым походом против коммунизма и не поощрял распространение войны на Советский Союз. В своем письме к русскому народу Sacro Vergente он писал, что, несмотря на эти церковные гонения во время войны, он не произнес ни одного слова, которое могло бы быть употреблено несправедливо. Несмотря на растущее давление, он никогда не оправдывал и не одобрял войну против коммунизма или против России в 1941 году. [6] Помогая спасать жизни, когда это возможно, особенно в оккупированной Советским Союзом и Германией Польше, он не выражал протеста, когда союзники на Востоке совершали массовые убийства или депортации во время войны.
Разрушение католических восточных церквей
[ редактировать ]После войны правительство Иосифа Сталина предоставило некоторую свободу Русской Православной Церкви , но не Православным Восточным Церквям, которые были объединены с Римом. Лидеры православных восточных церквей столкнулись с сильным давлением, требующим разрыва с Римом и объединения с Москвой. Папа Пий обратился конкретно к Русинско-католической церкви, расположенной в Украине. Русины-католики называют себя русинами. Они тесно связаны с украинцами и говорят на диалекте того же языка. Традиционная родина русинов простирается на северо-восток Словакии и в Лемковский регион на юго-востоке Польши. До 1922 года эта территория входила в состав Австро-Венгрии . После того, как он стал поляком, который следует латинскому обряду, возникла полонизация и возникли серьезные проблемы для всех православных, включая объединенных христиан. [7] [8] Некоторые русины, сопротивлявшиеся полонизации , почувствовали себя брошенными Ватиканом и вернулись в Русскую Православную Церковь во время Понтификата Папы Пия XI.
После 1945 года утверждалось, что уния с Римом была польским заговором с целью доминировать и уничтожить восточную культуру Украинской Греко-Католической Церкви : объединенным православным верующим и священникам пришлось пострадать под властью польских епископов латинского обряда и полонизации. Но они были задержаны Советской Армией под руководством Иосифа Сталина, и поэтому продолжение связей с Римом стало невозможным. [7] Новый Патриарх Московский Алексий I призвал всех католиков Советского Союза к отделению от Рима:
- Освободите себя! Вы должны разорвать цепи Ватикана, которые бросают вас в бездну заблуждений, тьмы и духовного разложения. Спешите вернуться к своей истинной матери – Русской Православной Церкви! [9]
Папа Пий XII ответил: «Кто не знает, что Патриарх Алексий I, недавно избранный диссидентскими епископами России, открыто превозносит и проповедует отступничество от Католической Церкви в письме, недавно адресованном Русской Церкви, письме, которое немало способствует преследованию?" [10] Папа Пий никогда не разделял оптимизма Рузвельта во время войны относительно якобы изменившегося отношения Сталина к религиозной свободе и толерантности и связанным с ними гарантиям со стороны недавно созданной Организации Объединенных Наций . Orientales omnes Ecclesias ссылается на резолюции Организации Объединенных Наций о мире толерантности, свободном от религиозных преследований. Пий продолжает: «Это дало нам надежду, что мир и истинная свобода будут повсюду дарованы Католической Церкви, тем более, что Церковь всегда учила и учит, что повиновение постановлениям законно установленной гражданской власти в пределах сфера и пределы ее власти, есть долг совести. Но, к сожалению, упомянутые нами события тяжело и горько ослабили, почти уничтожили нашу надежду и уверенность в отношении земель русинов». [11]
Папа знал не только о попытках отделения Объединённых церквей от Рима. Ему также было известно, что за несколько месяцев до выхода энциклики Orientales omnes Ecclesias все католические епископы Украинской церкви были арестованы, в том числе Иосиф Слипый , Григорий Хомысин, Иоанн Лайсевский, Николай Карнецкий и Иосафат Коциловский. Некоторые, в том числе епископ Никита Будка , погибли в Сибири. [12] подверглись сталинским показательным процессам Все они и получили суровые приговоры. Остальные руководители иерархий и главы всех семинарий и епископских учреждений были арестованы и преданы суду в 1945 и 1946 годах. 1 июля 1945 года около трехсот священников Объединенной Церкви написали Молотову. Они протестовали против ареста всех епископов и значительной части католического духовенства. [13] После того, как Церковь была лишена своего руководства, развернулось «стихийное движение» за отделение от Рима и объединение с Русской Православной Церковью. Последовали массовые аресты священников. В Лемко в 1945 году посадили в тюрьму около пятисот священников. [14] или отправлен в ГУЛАГ, официально называемый «неизвестным местом по политическим причинам». [15]
Публичное присутствие Католической Церкви в России было уничтожено. Церковные учреждения были конфискованы и экспроприированы; церкви, монастыри и семинарии закрыты и разграблены, [16] После войны Католические Объединенные Церкви были включены в состав Московского Патриархата, после того как 6 марта 1946 года все проживающие там епископы и апостольские администраторы были арестованы. [17] Таким образом, Католическая церковь Украины была ликвидирована. Все имущество было передано Православной Церкви при Московском Патриархе.
После смерти Иосифа Сталина в 1953 году «мирное сосуществование» стало предметом многочисленных дискуссий. В своем Рождественском послании 1954 года Пий XII определил возможности и предпосылки мирного сосуществования. Он заявил о готовности Ватикана к практическому сотрудничеству, когда это возможно, в интересах верующих. Медленные темпы десталинизации и подавление Советским Союзом Венгерской революции не дали результатов, если не считать скромных улучшений в Польше и Югославии после 1956 года. В январе 1958 года советский министр иностранных дел Андрей Громыко выразил готовность Москвы установить официальные отношения с Россией. Ватикан в свете позиции Папы Пия XII по вопросам мира во всем мире и использования атомной энергии в мирных целях, позиция, которая, по его утверждению, идентична политике Кремля. [18] Ватикан не ответил официально, а о неофициальных контактах стало известно не раньше 2028 года, когда Архивы Ватикана откроют доступ ко всем документам понтификата Пия XII.
Папа Пий XII о России и Русской Православной Церкви
[ редактировать ]Через два месяца после своего избрания 12 мая 1939 года в «Синголари Аними» , папском письме Священной Конгрегации Восточной Церкви, Пий XII вновь сообщил о гонениях на католическую веру в Советском Союзе. Через три недели, почтив память святителя Владимира в 950-летие со дня его крещения, он приветствовал в Риме русских священников и архиереев и членов русской колонии и молился за страждущих в своей стране, со слезами ожидая часа о пришествии Господа. [19]
Энциклика Orientales omnes Ecclesias представляет собой краткое изложение отношений между объединенными восточными церквями и Римом до гонений 1945 года. Папа Пий представляет всеобъемлющий исторический обзор воссоединения, чтобы показать многочисленные испытания и кровавые преследования, а также преимущества союза. верующим Украины. В Сакро Верхенте эта история повторяется применительно к отношениям с Россией в целом. Он снова отвергает коммунизм , но не коммунистов . Всегда рады тем, кто ошибается. [20] В колледже Святого Иосафата он оплакивает ужасные перемены, произошедшие за последние двадцать лет в России: епископов, заключенных в тюрьмы, в концентрационных лагерях, изгнанных из своих домов, убитых в тюрьме только по одной причине: они верны Святому Престолу. [21]
Orientales Ecclesias рассматривает усилия Ватикана по улучшению отношений с восточными церквями. Папа Пий XII в качестве двух примеров упоминает имя первого восточного кардинала Грегуара-Пьера Агажаняна и реформу восточного канонического права . Но наиболее процветающие христианские общины в наши дни уничтожены без следа. Подробностей он не знает, кроме того, что многие епископы и священники депортированы в неизвестные места, в концентрационные лагеря и тюрьмы, а некоторые находятся под домашним арестом. [22] В Болгарии епископ Босильков был казнен вместе со многими другими. Но Болгария не одинока. Многие из них лишены самых элементарных естественных и человеческих прав и подвергаются самым жестоким обращениям. Страдания в Украине огромны. [23] Папа конкретно говорит о киевском показательном процессе над епископами Восточной Церкви. И все же есть причина для утешения и надежды: сила верных. Христианская вера делает граждан лучше, которые используют данную Богом свободу, чтобы работать на благо своего общества во имя справедливости и единства. [24] В заключение Папа требует от всего мира публичных молитв за преследуемых и надеется, что они откроют тюрьмы и ослабят цепи в этих странах.
Новимус Нос — письмо епископам Восточного обряда с просьбой о вере, силе и надежде. Папа выражает свое горячее стремление к единству всех восточных христиан с западной церковью и утешает тех, кто страдает в тюрьмах или неизвестных местах за их веру и верность Святому Престолу. В короне Фульгенса , посвященной 100-летию догмы о Непорочном зачатии Девы Марии, Папа Пий напоминает всему миру о страданиях и гонениях в России и посвящает ее особой защите Марии, имеющей так много русских последователей. .
- Сообщения, имеющие отношение к России и Русской Православной Церкви
- 1. Сингуляри Аними, Апостольское письмо, 12 мая 1939 г. , AAS 1939, 258.
- 2. 950-летие Крещения святого Владимира , Дискорси 1939, 163.
- 3. Orientales all the Churches , Энциклика, AAS 1946, 33.
- 4. Вечный король , энциклика, 8 сентября 1951 г., AAS 1951, 624.
- 5. Сакро Верхенте , Апостольское письмо, 7 июля 1952 г., AAS 1952, 505.
- 6. Речь в коллегии Св. Иосафата , 15 декабря 1952 г., AAS 1952, 876.
- 7. Восточные Церкви , энциклика, 15 декабря 1952 г., AAS 1953, 5.
- 8. Мы знаем , Апостольское письмо, 20 января 1956 г., AAS 1956, 260.
- 9. Энциклика «Сияющая корона» , 8 сентября 1954 г., AAS 1954, 577.
Операция «Место 12» — дезинформационная кампания КГБ по обвинению Пия
[ редактировать ]«Место 12», также известное как «Операция «Место 12», представляло собой дезинформационную кампанию коммунистической пропаганды во время холодной войны , направленную на дискредитацию морального авторитета Ватикана из-за его откровенного антикоммунизма . [25] [26] [27] В феврале 1960 года Никита Хрущев Ватикана утвердил тайный план по дискредитации морального авторитета в Западной Европе с помощью кампании дезинформации из-за его ярого антикоммунизма, достопочтенный Папа Пий XII . главной целью которого был [25] [27] [28] Девизом места 12 было: «Мертвые не могут защитить себя» с тех пор, как Пий умер в 1958 году. [29]
Предполагаемый заговор был впервые описан Ионом Михаем Пачепой , румынским генералом, который возглавлял секретную службу до того, как дезертировал в 1978 году (самый высокопоставленный офицер разведки, когда-либо дезертировавший из Варшавского договора ). [28] Он утверждал, что генерал Иван Агаянц , начальник отдела дезинформации КГБ, создал план будущей пьесы, неверно характеризующей Папу как сторонника нацизма, «Депутат» , и что предполагаемое исследование пьесы состояло из подделок; [30] также, что исследование было проведено не предполагаемым автором Рольфом Хоххутом , а агентами КГБ, и что продюсер пьесы Эрвин Пискатор , основатель Пролетарского театра в Берлине, искавший убежища в СССР во время войны, был набожным коммунистом, который давние связи с СССР. [27] [28] [31] Спектакль дебютировал в Восточном Берлине Freie Volksbühne («Свободный народный театр»). [32] Спектакль гастролировал по Восточному блоку , а затем продолжил гастроли по свободному миру . [30]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ААС 12, 1020, 313-317.
- ^ ААС 29, 1937, 67.
- ^ ААС 20 1928 165-178
- ^ ААС 24 1932 177-194
- ^ ААС 29, 1937 65-106.
- ^ ААС 1952, 508.
- ^ Jump up to: а б Джованнетти, 112
- ^ Полонизация Википедии
- ^ Джованнетти, 115
- ^ AAS 1946, Orientales omnes Ecclesias 57
- ^ AAS 1946, Orientales all Ecclesias, 58.
- ^ Джованнетти, 131.
- ^ Гульельмо де Врис, Ориенте Криштиану, вчера и сегодня, Рим, 270–275.
- ^ Джованнетти, 90 лет.
- ^ Смит, 174
- ^ Адриани, 517
- ^ Адриани, 518
- ^ Джованнетти, 88 лет.
- ^ ААС 1939, 165.
- ^ ААС, 1952, 509.
- ^ ААС, 1952, 877.
- ^ AAS 1952, Восточные церкви, 5
- ^ AAS 1952, Восточные церкви 12
- ^ AAS 1952, Восточные церкви 19
- ^ Jump up to: а б Минделл, Синди, Папа Пий XII: аргументы за и против канонизации. Архивировано 29 сентября 2011 г. в Wayback Machine , The Jewish Ledger, 25 ноября 2008 г.
- ↑ Попшечный, Джозеф, ХОЛОДНАЯ ВОЙНА: Как Москва выставила Папу Пия XII пронацистским. Архивировано 16 октября 2009 г. в Wayback Machine , News Weekly, 28 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Фоллен, Джон, КГБ и заговор с целью очернить «нацистского папу» , The Times, 18 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Пачепа, Ион Михай, Нападение Москвы на Ватикан: КГБ сделал разложение церкви своим приоритетом. Архивировано 6 октября 2011 г. в Wayback Machine National Review Online, 25 января 2007 г.
- ↑ Фоллен, Джон, КГБ пытается изобразить Папу антиеврейским , The Australian, 19 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Кайлан, Мелик, Реабилитация Папы Пия XII , Forbes, октябрь. 28, 2008 г.
- ^ Кроу, Дэвид, Холокост: корни, история и последствия Автор , стр. 371, Вествью Пресс, 2008 г.
- ^ Уитфилд, Стивен, Заместитель: история, мораль, искусство , современный иудаизм, том 30, номер 2, май 2010 г., стр. 153-171.
Источники
[ редактировать ]- Acta Apostolicae Sedis (AAS), Рим, Ватикан, 1922–1960 гг.
- Оуэн Чедвик, Христианская церковь в холодной войне , Лондон, 1993 г.
- Ричард Кардинал Кушинг, Папа Пий XII , St. Paul Editions, Бостон, 1959 г.
- Виктор Даммерц OSB, «Религиозные общины и светские институты», в Справочнике по истории церкви , VII, Herder Freiburg, 1979, 355–380.
- Галтер, Красная книга преследуемых церквей , Паулюс Верлаг, Реклингхаузен, 1957,
- Альберто Джованнетти , Пио XII parla alla Chiesa del Silenzio , Edition Ancona, Милан, 1959, немецкий перевод, Папа говорит с Церковью молчания , Паулюс Верлаг, Реклингхаузен, 1959
- "Herder Korrespondenz" Orbis Catholicus , Фрайбург, 1946–1961 гг.
- Речи и радиопослания Пия XII , Рим, Ватикан, 1939–1959 гг.,
- Ян Олав Смит, Папа Пий XII , London Burns Oates & Washbourne LTD, 1951 г.