Jump to content

Рождественское обращение Папы Пия XII в 1942 году.

Рождественское обращение Папы Пия XII 1942 года представляло собой речь, произнесенную Папой Пием XII по радио Ватикана на Рождество 1942 года. Она примечательна тем, что осуждала истребление людей по расовому признаку и последовала за началом нацистской Окончательное решение программы « » по истреблению. евреи Европы. Значение доноса является предметом научных дискуссий.

Рождественское обращение Папы Пия XII в 1942 году было произнесено вскоре после того, как война решительно развернулась против нацистской Германии . Гитлер разорвал союз со Сталиным и вторгся в Советский Союз, хотя его армия в Сталинграде была окружена, уничтожена, голодала и собиралась сдаться, что спровоцировало катастрофу на Восточном фронте . После решающих побед в Северной Африке, на Тихом океане и воздушной войны в Северной Европе война развернулась в пользу союзников. С мая 1942 года нацисты начали индустриальную резню евреев Европы – « Окончательное решение» . [ 1 ] Жестокость католической церкви в Польше продолжалась три года.

Католическая церковь осуждала нацистский расизм с самых первых дней нацистского движения. Рождественское обращение 1942 года важно тем, что оно проливает свет на продолжающиеся научные дебаты вокруг политики Пия XII во время войны в ответ на то, что позже будет названо Холокостом (систематическое убийство европейских евреев нацистами). Осторожный подход Пия был предметом споров. Согласно Британской энциклопедии , его «самое решительное заявление против геноцида было сочтено союзниками неадекватным, хотя в Германии он считался сторонником союзников, нарушившим свою собственную политику нейтралитета». [ 2 ] По словам узника концлагеря отца Жана Бернара из Люксембурга, обращение с духовенством, заключенным в казармах священников концентрационного лагеря Дахау, ухудшилось, когда Папа Пий или немецкие епископы критиковали Гитлера или нацистов. [ 3 ]

В период нацизма служили два Папы: Папа Пий XI (1922–1939) и Папа Пий XII (1939–1958). В 1933 году Пий подписал Конкордат с Германией , надеясь защитить права католиков при нацистском правительстве. Условия договора не были соблюдены Гитлером. Согласно Британской энциклопедии : «С 1933 по 1936 год [Пий XI] написал несколько протестов против Третьего рейха, и его отношение к фашистской Италии резко изменилось после того, как в 1938 году в Италии была введена нацистская расовая политика». Пий XI представил три папские энциклики, бросающие вызов новым тоталитарным убеждениям с католической точки зрения: против итальянского фашизма Non abbiamo bisogno (1931; «Нам не нужно вас знакомить»); против нацизма Мит Бреннендер Зорге (1937; «С глубокой тревогой») и против атеистического коммунизма Divini redemptoris (1937; «Божественный Искупитель»). Он также бросил вызов экстремистскому национализму движения «Французское действие» и антисемитизму в Соединенных Штатах. [ 4 ]

Государственный секретарь Пия XI кардинал Пачелли (будущий Пий XII) выступил около 55 протестов против политики нацистов, включая ее «идеологию расы». [ 5 ] Будучи кардиналом Пачелли, Папа Пий XII помогал Пию XI разработать энциклику «Мит Бреннендер Зорге» , содержащую мощную критику нацистской идеологии. Пий XI также заказал энциклику, демонстрирующую несовместимость католицизма и расизма: Humani Generis Unitas («Единство человеческого рода»). Однако после его смерти менее конфронтационный Пий XII не выпустил энциклику, опасаясь, что она вызовет недовольство фашистской Италии и нацистской Германии в то время, когда он надеялся выступить в качестве беспристрастного миротворца. [ 6 ]

Когда Европа оказалась на грани войны, Пий XI умер 10 февраля 1939 года, и кардинал Пачелли был избран его преемником на посту Папы Пия XII. Будучи государственным секретарем Ватикана , Пачелли критиковал нацизм, и нацистское правительство поступило исключительно так, что не прислало своего представителя на его коронацию. [ 5 ] Пий, осторожный дипломат, следовал дипломатическим курсом, пытаясь убедить европейских лидеров избегать войны. [ 6 ] [ 7 ]

После начала войны Пий последовал прецеденту Ватикана и проводил политику «беспристрастности». Несмотря на эту официальную политику, Пий передавал разведданные союзникам и выступил с рядом общих осуждений расизма и геноцида в ходе войны. [ 6 ] [ 7 ] и выбрал дипломатию, чтобы помочь преследуемым во время войны. [ 6 ] За это Гитлер презирал его как «любителя евреев». [ 8 ] и шантажист на его спине, который, как он считал, прижал своего союзника Муссолини и передал миру конфиденциальную немецкую корреспонденцию. [ 9 ]

В основном посмертно (и неоднозначно) Пия критиковали за то, что он «не сделал достаточно» для предотвращения Холокоста, а другие за то, что он «молчал» перед лицом этого. Согласно Британской энциклопедии , изображениям Папы как антисемита или безразличного к нацистскому Холокосту не хватает «достоверного обоснования». После смерти Пия XII в 1958 году мировые лидеры хвалили его за его лидерство в военное время, а министр иностранных дел Израиля Голда Меир сказала: «Когда в десятилетие нацистского террора к нашему народу пришла страшная мученическая смерть, голос Папы был поднятый для жертв. Жизнь нашего времени обогатилась голосом, говорящим о великих моральных истинах, возвышающихся над суматохой ежедневных конфликтов. Мы скорбим о великом служителе мира». [ 5 ] [ 10 ]

Одним из научных критиков наследия Пия XII был Майкл Файер (автор книги «Церковь и Холокост, 1930–1965» (2000)). Он написал, что католическая церковь обладала особыми знаниями о Холокосте , которые могли соперничать со знаниями правительств союзников . [ 11 ] Ватикан располагал информацией о систематическом характере депортаций и зверств, полученной от его собственного дипломатического корпуса в Восточной Европе, от католических епископов Германии, Нидерландов и Восточной Европы, от простых католиков, священников и мирян, от польского правительства. в изгнании , иностранные дипломаты при Святом Престоле, а также различные евреи и еврейские организации. [ 11 ] Различные историки всесторонне изучили полученные Ватиканом данные, которые «охватывают не только деятельность мобильных отрядов убийц, но и все аспекты процесса убийств нацистов». [ 11 ]

Однако, по словам Файера, до 1942 года кардинал государственный секретарь Луиджи Мальоне неоднократно и публично заявлял, что Ватикан «не может подтвердить сообщения о злодеяниях». [ 12 ] Файер писал: «Что касается часто повторяемого ответа Маглионе о том, что что-то не может быть подтверждено, он никогда не предпринимал шагов для подтверждения многочисленных сообщений о зверствах, которые поступали в его офис. Если бы Папа Пий пожелал это сделать, он мог бы собрать всеобъемлющую картину геноцидных преступлений нацистов». [ 13 ] Сообщения о том, что Папа теряет свой « моральный авторитет » из-за неспособности осудить зверства нацистов, хлынули от аккредитованных при Ватикане дипломатов из США, Великобритании, Швейцарии, Бразилии, Уругвая, Перу, Кубы, Бельгии, и Польша. [ 14 ] Более того, союзники осудили геноцид евреев 17 декабря 1942 года в Совместной декларации членов Организации Объединенных Наций , которая, по мнению Файера, «должно быть, заставила Святой Престол броситься в догонялки». [ 15 ] Пий XII отказался одобрить Совместную декларацию, к чему призывал Гарольд Титманн , его посол в США, и, действительно, его собственная речь будет «не так прямо изложена, как декларация Организации Объединенных Наций, сделанная ранее в том же месяце». [ 16 ]

Защитник Пия, выдающегося историка Холокоста, Мартин Гилберт описывает политику Ватикана в преддверии рождественского послания 1942 года с совсем иным акцентом: «В своей первой энциклике в качестве Папы Пий XII конкретно отверг нацизм и прямо упомянул евреев , отмечая, что в католической церкви нет «ни язычника, ни еврея, ни обрезания, ни необрезания». [ 17 ] Глава гестапо Генрих Мюллер заявил, что энциклика «направлена ​​исключительно против Германии». Оно было настолько откровенным, что Королевские ВВС и ВВС Франции сбросили 88 000 его экземпляров над Германией. Одним из убедительных доказательств, которые Далин приводит против концепции «Папы Гитлера», является аудиенция, предоставленная Пием XII в марте 1940 года министру иностранных дел Германии Иоахиму фон Риббентропу , единственному высокопоставленному нацистскому чиновнику, посетившему Ватикан во время своего папства. После того, как Риббентроп упрекнул Папу в том, что он «встал на сторону» союзников, Папа в ответ зачитал длинный список немецких зверств и религиозных преследований против христиан и евреев в Германии и в Польше, которую Германия оккупировала шесть месяцев назад. Газета « Нью -Йорк Таймс » под заголовком «ПРАВА ЕВРЕЕВ ЗАЩИЩЕНА» написала 14 марта 1940 года: «Понтифик в своих резких словах, сказанных господину Риббентропу о религиозных преследованиях, также выступил на защиту евреев в Германии и Польше. ." [ 18 ]

Содержание

[ редактировать ]

Рождественское обращение 1942 года состояло из 26 страниц и более 5000 слов, а его доставка заняла более 45 минут. [ 19 ] Большая часть выступления в основном касалась прав человека и гражданского общества. [ 19 ] По словам Риттнера и Рота, «всегда тщательно подбирая слова, Пий написал несколько черновиков, прежде чем сформулировать именно то, что он хотел сказать в тот конкретный канун Рождества». [ 19 ] Файер написал, что речь была «составлена ​​с учетом обстоятельств, какими он их видел, то есть он обращался к принципам и опускал детали». [ 20 ] Выступая по случаю 50-й годовщины смерти Пия в 2008 году, немецкий Папа Бенедикт XVI напомнил, что голос Папы был «сломан от эмоций», когда он «выразил сожаление по поводу ситуации» с «четкой ссылкой на депортацию и истребление евреев». " [ 21 ]

Папа обратился к вопросам расовых преследований следующим образом:

Человечество обязано этим обетом тем сотням тысяч людей, которые без какой-либо вины с их стороны, а иногда только из-за своей национальности или расы, были обречены на смерть или на медленный упадок. [ 20 ] [также переводится: «отмечено за смерть или постепенное исчезновение»]. [ 19 ]

Риттнер и Рот описали их как «ключевые слова, которые остаются одной из ключевых горячих точек в споре, связанном с Холокостом, который продолжает крутиться вокруг него», и подошли ближе к концу выступления. [ 19 ] Файер, Риттнер и Рот считают важным то, что Пий XII не обратился к преступникам или жертвам по имени. [ 22 ] [ 23 ] Он также не упомянул евреев или антисемитизм. [ 23 ]

Современный прием

[ редактировать ]

Немедленная реакция на речь была в целом положительной, за исключением жертв нацистов и евреев в Польше. [ 24 ] Дипломатическая критика «морального авторитета» Ватикана практически прекратилась на целый год, пока в 1943 году не начались депортации итальянских евреев. [ 25 ] В редакционной статье New York Times Пий XII назван «одиноким голосом, взывающим из тишины континента». [ 26 ] [ н 1 ] В обзоре глобальных новостных источников, проведенном Файером, отмечается, что каждая газета, освещавшая речь, делала это в положительном свете, хотя ни одна из них не считала ее новостью на первой полосе. [ 28 ] Титман оказывал давление на Пия XII на их дипломатических встречах, чтобы тот пошел дальше в своих публичных заявлениях, но в частном порядке телеграфировал в Государственный департамент, что «в целом это послание можно рассматривать как обвинение в тоталитаризме. Более того, упоминание о преследовании евреев и массовые депортации не вызывают сомнений». [ 29 ]

Речь вызвала сильнейшую реакцию в голландской католической церкви . [ 30 ] Архиепископ Утрехтский Йоханнес де Йонг расценил это обращение как сигнал для католиков публично противостоять нацизму. [ 31 ] В более позднем пастырском письме голландских епископов утверждалось, что они «следуют путем, указанным нашим Святым Отцом, Папой», и цитировалось обращение: «Церковь будет неверна самой себе, перестанет быть матерью, если она останется глухой к уху». под мучительные крики детей». [ 31 ] Однако, в отличие от рождественского обращения, голландское письмо шло дальше и «называло имена». [ 31 ]

Другие были более осторожны в своих реакциях. Епископ Конрад фон Прейзинг согласился с тем, что в обращении речь идет о евреях, но посчитал его недостаточно конкретным. Берлина [ 28 ] Поляки-католики считали, что в обращении речь идет только о них, и хотели, чтобы Папа назвал немцев преступниками. [ 32 ] Польское правительство в изгнании в Лондоне осталось недовольным этим обращением, желая «более резкого папского осуждения» с указанием виновных. [ 33 ]

Правительство Германии выразило недовольство рождественским обращением и бойкотировало литургию Папы в канун Рождества . [ 33 ] Согласно книге Пинхаса Лапида « Три папы и евреи» , 27 декабря 1942 года пражское отделение РСХА сообщило о рождественской передаче следующее: «Папа отверг национал-социалистический новый европейский порядок. ...Он фактически обвиняет немецкий народ в несправедливости по отношению к евреям и становится рупором еврейских военных преступников». [ 34 ] Однако Файер утверждает, что пытался успокоить немецкого посла Диего фон Бергена , отведя его в сторону и заверив, что его замечания были предназначены для Советов и Сталина, а не для немцев. [ 33 ]

Файер утверждает, что современники и ученые рассматривали эту речь по-разному, потому что «мы знаем, что Папа не будет снова поднимать этот вопрос, но современники не знали, что это будет так. Фактически, утверждать, что сам Папа Пий намеревался это сделать, чтобы быть его единственным утверждением, неверно». [ 35 ]

Научная интерпретация

[ редактировать ]

По словам Риттнера и Рота, речь остается «громоотводом в дебатах о Пии XII и Холокосте », а ее интерпретация остается «неурегулированной и тревожной». [ 23 ]

Для выдающегося историка Холокоста сэра Мартина Гилберта Главное управление имперской безопасности, назвавшее Пия «рупором» евреев в ответ на его рождественское обращение, является явным доказательством того, что Пий был тем, кто поднял свой голос в защиту жертв нацистского террора. [ 36 ] Эту точку зрения разделяют такие ученые, как Дэвид Далин (автор книги «Миф о папе Гитлера : как папа Пий XII спас евреев от нацистов »).

Файер соглашается с тем, что речь 1942 года действительно осуждала геноцид, но утверждает, что «до сих пор неясно, о каком геноциде или о каком геноциде он говорил, и мы можем только предполагать, почему он высказался». [ 37 ] Файер заявляет, что «хотя слово геноцид не было придумано до 1944 года, Пий XII осудил то, что мы сейчас обычно понимаем как геноцид». [ 38 ] В 2000 году Файер написал, что «выступление Папы Пия по радио содержало двадцать семь слов о Холокосте из двадцати шести страниц текста». [ 39 ] Хотя взгляды Файера на эту речь изменились в период с 2000 по 2008 год («Пий действительно высказался»), его мрачная оценка «существенной пассивности Ватикана в сборе и распространении информации о геноциде» не изменилась. [ 38 ] [ 40 ] Файер утверждает, что его взгляды изменились после того, как Майкл Маррус пригласил его принять участие в конференции Университета Торонто, посвященной Холокосту и Нидерландам. [ 37 ] Файер приводит это обращение как свидетельство «адаптивности, а не единообразной жесткости Ватикана в разгар Холокоста. Святой Престол искал новый путь для папской политики». [ 35 ] Он утверждает, что историки (включая его самого) «слишком пренебрежительно отнеслись к обращению 1942 года», хотя он согласен с тем, что «Пий больше никогда не высказывался». [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. Риторика редакционной статьи имитирует другую редакционную статью New York Times о предыдущем рождественском обращении Пия XII, в котором Папа был назван «одиноким голосом в тишине и тьме, окутывающей Европу в это Рождество» в 1941 году. [ 27 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Британская энциклопедия : «Вторая мировая война - оккупированная немцами Европа»
  2. ^ Британская энциклопедия: «Римский католицизм - период мировых войн».
  3. ^ Священники Дахау Рональда Рыхлака ; InsideCatholic.com; 8 октября 2007 г.
  4. ^ Британская энциклопедия: Пий XI
  5. ^ Jump up to: а б с «Американский зритель: Папа Гитлера?» . Архивировано из оригинала 27 октября 2008 г. Проверено 23 июня 2013 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Коппа, Фрэнк Дж. (28 апреля 2005 г.). «Пий XII: биография, папство и факты: ранний понтификат» . Британская энциклопедия . Britannica.com . Проверено 6 декабря 2017 г.
  7. ^ Jump up to: а б Горский, Джонатан. «ПИУС XII и Холокост» (PDF) . www.yadvashem.org . Ресурсный центр ШОА . Проверено 11 июля 2024 г.
  8. ^ Ватикан надеется, что секретные файлы оправдают «папу Гитлера» ; Даля Альберге; Наблюдатель ; 9 февраля 2013 г.
  9. ^ Застольная беседа Гитлера 1941-1944 : «Религия на восточных территориях», Кэмерон и Стивенс, Enigma Books, стр. 269, 671.
  10. ^ «Размышления Британской энциклопедии о Холокосте» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 28 апреля 2007 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Файер, 2008, стр. 44–45.
  12. ^ Файер, 2008, с. 46.
  13. ^ Файер, 2008, с. 47.
  14. ^ Файер, 2008, стр. 48-49.
  15. ^ Файер, 2008, с. 50.
  16. ^ Файер, 2008, стр. 51, 53.
  17. ^ Галатам 3,28.
  18. ^ Папа Гитлера? Архивировано 16 октября 2013 г. в Wayback Machine Мартином Гилбертом; Американский зритель; 18.8.06
  19. ^ Jump up to: а б с д и Риттнер и Рот, 2002, с. 3.
  20. ^ Jump up to: а б Файер, 2008, с. 53.
  21. ^ Архив Ватикана - Проповедь Папы Бенедикта XVI ; 9 октября 2008 г.
  22. ^ Файер, 2008, стр. 52-53.
  23. ^ Jump up to: а б с Риттнер и Рот, 2002, с. 4.
  24. ^ Файер, 2008, с. 56.
  25. ^ Файер, 2008, стр. 56-57.
  26. ^ Нью-Йорк Таймс . 25 декабря 1942 года. «Вердикт Папы». п. 16.
  27. ^ Нью-Йорк Таймс . 25 декабря 1941 года. «Послание Папы». п. 24.
  28. ^ Jump up to: а б Файер, 2008, с. 58.
  29. ^ Файер, 2008, с. 57.
  30. ^ Файер, 2008, с. 59.
  31. ^ Jump up to: а б с Файер, 2008, с. 60.
  32. ^ Файер, 2008, стр. 58-59.
  33. ^ Jump up to: а б с Файер, 2008, с. 63.
  34. ^ Стоун, 1980, с. 137
  35. ^ Jump up to: а б с Файер, 2008, с. 43.
  36. ^ Папа Гитлера? Мартин Гилберт; Американский зритель; 18.8.06
  37. ^ Jump up to: а б Файер, 2008, с. xii.
  38. ^ Jump up to: а б Файер, 2008, с. 42.
  39. ^ Файер, 2000, с. 49.
  40. ^ Файер, 2008, с. 252.
  • Лапид, Пинхас . 1967. Три Папы и евреи . Лондон и Саутгемптон: Сувенирная пресса.
  • Файер, Майкл . 2000. Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN   0-253-33725-9 .
  • Файер, Майкл. 2008. Пий XII, Холокост и холодная война . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN   978-0-253-34930-9 .
  • Ритнер, Кэрол и Рот, Джон К. (ред.). 2002. Папа Пий XII и Холокост . Нью-Йорк: Издательство Лестерского университета. ISBN   0-7185-0275-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 581c4d7b881a8fc8b8913cb5279346b4__1720725600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/b4/581c4d7b881a8fc8b8913cb5279346b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pope Pius XII's 1942 Christmas address - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)