Реорганизация оккупированных епархий во время Второй мировой войны.

Реорганизация оккупированных епархий во время Второй мировой войны была вопросом, с которым столкнулся Папа Пий XII : распространять ли апостольскую власть католических епископов из нацистской Германии и фашистской Италии на оккупированную немцами Европу во время Второй мировой войны .
Хотя в такой реорганизации часто отказывали, решение Пия XII назначить немецких апостольских администраторов в оккупированной Польше было «одним из самых спорных его решений». [ 1 ] Эти действия были основным оправданием, данным поддерживаемым Советским Союзом Временным правительством Польши (которое заменило прокатолическое польское правительство в изгнании ) для объявления Конкордата 1925 года недействительным в 1945 году, что имело огромные последствия для постсоветского пространства. -Война Польско-Святейшего Престола. Отношения. В период с 1947 по 1989 год не было апостольского нунция в Польше .
История
[ редактировать ]В ноте посла Рейха при Святом Престоле Диего фон Бергена от 29 августа 1941 года требовалось, чтобы «все церковные назначения на важные должности в аннексированных или оккупированных регионах сначала сообщались в Берлин». [ 2 ] Это примечание должно было применяться ко всем «резидентным епископам, коадьюторам с правом преемственности, нулевым прелатам , апостольским администраторам , капитулярным викариям и всем, кто имеет эквивалентные функции в управлении епархией». [ 2 ] В это требование были явно включены Эльзас , Лотарингия , Люксембург , Нижняя Штирия , Каринтия и Карниола , поскольку Германия рассматривала право консультации по назначениям, предоставленное Рейхсконкордатом, как распространяющееся на оккупированную территорию. [ 2 ]
18 января Святой Престол категорически отклонил это требование. [ 3 ] Тардини писал в августе 1940 года:
Нынешний исторический момент очень серьезен с этой точки зрения: Гитлер, гонитель Церкви и хозяин большей части Европы, желает тем или иным способом навязать назначение немецких епископов на негерманских территориях, и он хочет осуществлять и влиять на назначения в большей степени, чем было согласовано ранее... Что может сделать Святой Престол? Он может делать то, что делал всегда: вновь подтверждать и защищать свою свободу, твердо отстаивать свои права против государственного принуждения, когда такое давление вредно для блага душ. Народ с радостью встретит такую апостольскую твердость со стороны Святого Престола и встанет вокруг него как единственный вестник божественной истины и единственный защитник человеческого достоинства. [ 4 ]
Албания
[ редактировать ]Муссолини вторгся в Албанию в Страстную пятницу 1939 года. [ 5 ] К концу войны большинство выживших католических священников в Албании были итальянского происхождения и использовались фашистским режимом для расширения итальянской культуры и влияния. [ 6 ] После итальянского вторжения «католическая церковь пользовалась благосклонностью и влиянием на протяжении всей Второй мировой войны». [ 6 ] Антон Харапи , католический священник, был назначен регентом, а Малик Бушати , католик, стал премьер-министром. [ 6 ] По словам Кента, «в Албании, больше, чем в любой другой стране, католическая церковь была антинациональной силой на службе национального врага». [ 6 ]
Бельгия
[ редактировать ]Деканаты ) Эйпена , но , Мальмеди и Моресне , все Льежской епархии присоединенные к нацистской Германии, были подчинены апостольскому администратору, сначала (1941–1943) Герману Йозефу Стратеру , епархиальному администратору Ахена, а затем (1943–1945 Йоханнес Йозеф ван дер Фельден , епископ Аахена . [ 7 ]
Чехословакия (западная часть)
[ редактировать ]В 1939 году сердце Западной Чехословакии стало протекторатом Богемии и Моравии Рейха. В октябре 1938 года западные приграничные районы Чехословакии были расчленены и аннексированы в основном нацистской Германией ( Судетская область ) и, в небольшой степени, Второй Польская Республика ( За-Ольза , область Чехословацкой Силезии ). В то время эти аннексии были лишь частично признаны на международном уровне и были отменены после Второй мировой войны. Большинство жителей Будейовицкой епархии были чешского происхождения ( с небольшим немецким меньшинством ). [ 8 ] А. Эльчкнер был назначен епископом, и правительство Германии было уведомлено еще до того, как объявление появилось в L'Osservatore Romano . [ 9 ] 24 июля фон Берген потребовал епископа немецкой национальности или национальности для Будейовиц (намекая на свою поддержку Дж. Ремигера), имея в виду назначение французских епископов в Мец и Страсбург в 1919 году. [ 9 ] провела расследование Конгрегация по чрезвычайным церковным делам , которое пришло к выводу, что первоначальное назначение должно быть выполнено. [ 4 ]
После захвата Польшей Транс-Ользы, никогда не признававшейся на международном уровне, польское правительство обратилось к Святому Престолу с просьбой отделить там приходы либо от Бреславской архиепископии (северная Транс-Ольза), либо от Оломоуцкой архиепархии (южная Транс-Ольза). соответственно, оба традиционно включают трансграничные епархиальные территории в Чехословакии и Германии. Святой Престол подчинился, и Папа Пий XI затем передал католические приходы в За-Ользе апостольскому управлению под руководством Станислава Адамского , епископа Катовицкого, который занимал эту должность до 31 декабря 1939 года. [ 10 ] 23 декабря 1939 года Орсениго назначил – с 1 января 1940 года – архиепископа Бреслау Адольфа Бертрама и архиепископа Оломоуца Леопольда Пречана апостольскими администраторами именно тех католических приходов Транс-Ользы, откуда Пий XI сверг их в 1938 году. [ 11 ]
Эстония
[ редактировать ]Эдуард Профиттлих , SJ , апостольский администратор Эстонии , был одним из многих католических священнослужителей, ставших жертвами советской депортации из Эстонии в 1941 году. [ 12 ] Оккупация Эстонии нацистской Германией активно препятствовала восстановлению католической иерархии, хотя иезуиту Анри Верлингу было разрешено принять на себя обязанности монсеньора. Профитлич. [ 12 ]
Франция
[ редактировать ]Шарль Рух , епископ Страсбургский, был изгнан после немецкой аннексии и смог вернуться только в 1945 году.
После манифестации франкофилов по случаю праздника Успения Богородицы (15 августа) в 1940 году нацистские оккупанты изгнали Йозефа-Жана Хайнца , епископа Меца , и он смог вернуться только осенью 1944 года.
Венгрия
[ редактировать ]29 августа 1940 года Венгрия получила часть территории бывшей Румынии и, в свою очередь, потребовала церковной реорганизации. [ 4 ] Это было опровергнуто Святым Престолом. [ 4 ]
Литва
[ редактировать ]город Вильно и Виленская область оказались под юрисдикцией все еще независимой Литвы . По соглашению между Литвой и Советским Союзом 10 октября 1939 года [ 2 ] Правительство Литвы потребовало архиепископа Ромуальда Ялбжиковского . отстранить от престола [ 2 ] Кардинал госсекретаря Луиджи Маглионе ответил , что «правительство Каунаса должно понимать, что Святой Престол не может бегать за армиями и менять епископов, поскольку боевые войска оккупируют новые территории, принадлежащие другим странам, кроме его собственной». [ 2 ] Ялбжиковский был изгнан немцами в 1942 году. [ 2 ] Когда вспомогательный епископ Мечисловас Рейнис взял на себя управление Ялбжиковским, между поляками и литовцами возникла дальнейшая напряженность. [ 12 ]
Польша
[ редактировать ]После оккупации Польши (1939–1945) управление епархиями было «одним из первых вопросов, с которыми пришлось столкнуться Святому Престолу». [ 13 ] Многие из главных кафедр до войны были вакантными, включая Варшаву, где кардинал Александр Каковский . в декабре 1938 года умер [ 13 ] В Кракове пожилой архиепископ Адам Стефан Сапега направил папе прошение об отставке. [ 13 ]
Кардинал Август Хлонд , предстоятель Польши, не смог вернуться в свою Познань - Гнезненскую архиепископию , сопровождав польское правительство в изгнании в Румынию , а затем продолжил путь в Рим. [ 13 ] Однако он назначил генеральных викариев представлять себя: капитуляра собора Эдуарда ван Блерика в Гнезно и викарного епископа Валентия Дымека в Познани. [ 14 ]
Другие епископы были изгнаны из своих епархий в первые дни войны, такие как Станислав Оконьевский , епископ Хелмно - Пельплинский , и Кароль Мечислав Радоньский , епископ Влоцлавский . [ 13 ] Архиепископ Антоний Юлиан Нововейский Плоцкой епархии был убит в концентрационном лагере Сольдау и Дзялдове. Вспомогательный епископ Оконьевского Константин Доминик был интернирован к концу 1939 года. Кроме того, вспомогательный епископ Радоньского Михал Козал был арестован к концу 1939 года и в конце концов умер в концентрационном лагере Дахау ; помощник Люблина, епископ Владислав Горал, был арестован и убит в Ораниенбург-Заксенхаузене, как и епископ Леон Ветманский , помощник Плоцка , в Освенциме . [ 13 ] Действительно, немецкие оккупанты проводили систематическую политику изгнания епископов из их епархий, их интернирования и арестов. [ 13 ]
Примерно 2600, или 20% всех, польских священнослужителей были убиты нацистами, в том числе пять из шести епископов Рейхсгау Вартеланд ; священники подверглись преследованиям за их деятельность сопротивления и культурное значение. [ 15 ] [ 16 ] Вдоль нацистско-советской демаркационной линии, установленной Пактом Молотова-Риббентропа , вместо назначения новых епископов в недавно разделенных епархиях епископы соседних епархий были вынуждены выполнять функции апостольских администраторов . [ 13 ] Апостольские администраторы, в свою очередь, должны были назначить двух священников, которые могли бы заменить их в случае их смерти или ареста. [ 1 ]
Почти сразу же посол Рейха при Святом Престоле Диего фон Берген дал понять, что нацистская Германия хотела бы, чтобы немецкие прелаты стали временными администраторами кафедр, епископы которых были свергнуты. [ 1 ] Прелат Франц Гарц , немецкая территориальная прелатура Шнайдемюля , был предложен послом в качестве администратора Гнезно-Познани, епископом Данцига Карлом Марией Сплеттом для Хелмно-Пельплина и архиепископом Бреслау Адольфом Бертрамом для Катовице , которая была отделена от его кафедры в 1922 году. [ 1 ] По словам монсеньора Доменико Тардини , Пий XII «признав разумность этого предложения, решил отложить его». [ 1 ] За исключением Сплетта, Святой Престол не принял ни одно из предложений.
Поскольку нунций в Варшаве Филиппо Кортези бежал вместе с правительством в изгнании, Пий XII распространил юрисдикцию Чезаре Орсениго , нунция в Германии , на Польшу 1 ноября. [ 1 ] Нацистская Германия категорически выступала против компетенции Орсениго в отношении Польши, поскольку Святой Престол не признавал аннексию Германией польской территории и Данцига, но поддерживал свои дипломатические отношения с польским правительством в изгнании. [ 14 ]
К 29 ноября Пий XII изменил свою позицию против назначения иностранцев на престолы в оккупированной Польше. [ 2 ] Орсениго предположил Пию XII, что было бы «уместно назначить» Сплетта апостольским администратором в Хелмно-Пельплине. [ 2 ] Сплетт был епископом тогда освобожденной Данцигской епархии , которая принадлежала нунциатуре Польши, и он был данцигером, поэтому он не был немцем до тех пор, пока его родная страна не была аннексирована всего за несколько недель до его назначения. [ 17 ] Поэтому Пий XII согласился с тем, что Орсениго назначил Сплетта апостольским администратором Хелмно-Пельплина с 5 декабря. [ 18 ] Правительство в изгнании, находящееся сейчас в Лондоне, расценило это как предательство конкордата 1925 года между Святым Престолом и Польшей, который запрещал помещать любую польскую территорию под юрисдикцию епископа за пределами Польши. [ 2 ] Было весьма необычно, что не Консисторская конгрегация или Конгрегация по чрезвычайным церковным делам соответственно от имени папы, а Орсениго, используя особые папские полномочные полномочия, назначил Сплетта, особенность, повторяющаяся при каждом назначении иностранных апостольских администраторов в аннексированных и немецких оккупировала Польшу. [ 11 ]

23 декабря 1939 года Орсениго назначил Бертрама и Леопольда Пречана, архиепископа Оломоуцкого, апостольскими администраторами католических приходов в Транс-Ользе с 1 января 1940 года. [ 11 ] За-Ольза на самом деле была чехословацкой территорией, которую Польша аннексировала 2 октября 1938 года на том основании, что большинство чехословаков там были польского происхождения. Приходы там фактически принадлежали либо Бреславской архиепархии, либо Оломоуцкой архиепископии соответственно, причем обе традиционно включали трансграничные епархиальные территории в Чехословакии и Германии.
Когда после захвата Польшей За-Ользы, все еще не имевшей международного признания, польское правительство потребовало, чтобы приходы там были отделены от этих двух архиепархий, Святой Престол подчинился. Затем Папа Пий XI передал католические приходы в За-Ользе апостольскому управлению под руководством Станислава Адамского , епископа Катовицкого. [ 10 ] В За-Ользе Бертрам и Пречан заменили Адамского в 1940 году, который снова заменил их там в 1938 году. Однако неверно, что Бертрам, как апостольский администратор, заменил Адамского на посту епископа Катовице. [ 19 ] : 163
22 июня 1940 года Орсениго сообщил Сплетту, что он также назначит его апостольским администратором епархиальных территорий Плоцка (графство Липно) и Влоцлавека (графство Рыпин) в составе Рейхсгау Данциг-Западная Пруссия , если соответствующие епископы согласятся. Епископ Антоний Юлиан Нововейский согласился. Плоцкий [ 11 ] После убийства Нововейского в концентрационном лагере Сольдау 28 мая 1941 года Святой Престол назначил его генерального викария Станислава Фигельского апостольским администратором 6 марта 1942 года. [ 19 ] 7 января 1941 года Святой Престол назначил Болеслава Гумовского в аннексированную Германией Сувалкскую область в составе Ломжинской епархии . [ 19 ]
В начале 1941 года Бертрам, митрополит Восточно-Германской духовной провинции и спикер Фульдской конференции епископов , отклонил просьбу о принятии Данцигской епархии в качестве члена в своей церковной провинции и на конференции. [ 11 ] Любые аргументы о том, что Вольный город Данциг был присоединен к нацистской Германии, не произвели впечатления, поскольку аннексия Данцига не имела международного признания.
Епископ Катовицкий Адамский, которому немецкие оккупанты не позволяли выполнять свои обязанности с 1940 года, назначил Франца Стрижа генеральным викарием. [ 10 ] В начале 1941 года Адамски был изгнан из Катовицкой епархии, что заставило Стрижа в марте того же года обратиться в Орсениго с просьбой назначить Генриха Винкена апостольским администратором. [ 20 ] Однако Святой Престол отказался. После смерти Стрижа 3 июня 1942 года изгнанный Адамский тайно стал новым генеральным викарием Францом Возницей (1902–1979). [ 19 ] Выросший в Кенигсхютте ( Хожув ), Возница изучал католическое богословие в Бреслау, когда его родной город стал польским в 1922 году. Затем он решил вернуться домой, чтобы стать двуязычным и жить как немецкий эмигрант в польской Катовицкой епархии, где ее епископ Хлонд посвятил его в священники 20 июня 1926 года. [ 21 ] Он начал карьеру священника, а также служил меньшинству поляков, для которых немецкий был родным языком. Конгрегация Консистории, утверждая, что покойный Стриж выбрал Возницу, утвердила последнего в качестве генерального викария, что не требуется по каноническому праву для генерального викария, назначенного его епископом, чтобы помочь Адамскому скрыть, что он все еще тайно действовал в качестве епископа Катовицкого. . [ 19 ] Назначение Возницы заставило замолчать претензии немецких оккупантов на назначение апостольского администратора по своему выбору. [ 10 ]
18 октября 1941 года Орсениго назначил Йозефа Паха (1880–1942), капитулярного викария Познани-Гнезно, апостольским администратором католиков среди немецкого меньшинства в Польше в Рейхсгау Вартеланд. [ 19 ] 9 апреля 1942 года Орсениго назначил апостольским администратором вспомогательного епископа Дымека для католических прихожан польского языка в Вартеланде, но в августе того же года он заявил о своей отставке из-за препятствий и насилия со стороны Германии. [ 19 ]
После отставки Паха по состоянию здоровья нацистская Германия потребовала от Пия XII назначить немецкого апостольского администратора. 2 мая 1942 года Орсениго назначил отца Илария Брайтингера , с 1934 года служившего немецким эмигрантом во францисканской церкви Святого Антония Падуанского в Познани, [ 22 ] апостольский администратор Рейхсгау Вартеланд для католических прихожан, говорящих на немецком языке. [ 23 ] [ 24 ] Польское правительство в изгнании выразило протест по поводу назначений Брайтингера и Сплетта как нарушения конкордата. [ 23 ] 12 ноября правительство в изгнании опубликовало заявление из Лондона, в котором говорилось, что «решение Пия XII равносильно принятию незаконных требований Германии и представляет собой недружественный акт по отношению к польскому народу». [ 25 ] Отношения между Святым Престолом и правительством в изгнании заметно ухудшились, и Святой Престол возразил, что правительство в изгнании само аннулировало конкордат, не обеспечив связь между Ватиканом и польским духовенством. [ 26 ] По словам Файера, «предательство было именно тем, что почувствовали поляки, когда Пий назначил немецкого францисканца Брайтингера апостольским администратором Вартеланда в мае 1942 года». [ 27 ]
Однако Пий XII назначил иностранцев Сплетта и Брайтингера для заполнения польских епископств параллельно с польскими должностными лицами, выполняя требования Германии, исходящие от рейхсстатхальтера Вартеланда Артура Грейзера , о том, что только немецкое духовенство может удовлетворить духовные потребности этнических немцев. [ 24 ]
В то время как епископы, жившие под немецкой оккупацией, такие как Адамский, Теодор Кубина (1880–1951; Ченстохова ), Нововейский и Сапега, считали свое согласие и назначение администраторов (частей) своих епархий единственным способом сохранить некоторые нестабильные, хотя, modus vivendi для католической церкви в условиях антихристианской и антипольской идеологии нацизма, епископы в изгнании, такие как Хлонд и Радоньский, были больше обеспокоены этими чрезвычайными мерами, потому что польские католики могли возмутиться ими как дополнительным унижением, и нацистская Германия могла получить от них пропагандистская выгода, ошибочно истолковывающая их как угодливость Святого Престола. [ 19 ] : 164
Послевоенное наследие
[ редактировать ]
12 сентября 1945 года Временное правительство Польши объявило Конкордат 1925 года недействительным в результате «одностороннего нарушения Святым Престолом, вытекающего из незаконного поведения, отказывающегося от его принципов во время оккупации», прежде всего в результате назначения немецкого апостольские администраторы в нарушение статьи 9. [ 28 ]
Немецкие прелаты в Польше после войны считались пособниками оккупации. Карл Мария Сплетт , епископ Данцига и администратор Хелмно, был осужден за сотрудничество в январе 1946 года. [ 26 ] Его обвинили в содействии преследованию путем подавления польского языка в его епархии и запрета на возвращение польских прелатов даже после того, как они были освобождены из нацистских концентрационных лагерей . [ 26 ] Когда он защищался, утверждая, что выполнял приказы гестапо , обвинение возразило, что он с такой же легкостью мог сказать, что выполнял приказы Папы. [ 26 ] 2 февраля 1946 года специальный трибунал в Гданьске приговорил Сплетта к восьми годам тюремного заключения, лишению гражданских прав на пять лет и конфискации имущества. [ 28 ] Суд над Сплеттом активизировал широко распространенные антиватиканские и антиримские/итальянские куриальные настроения среди польских католиков. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Blet, 1999, p. 72.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Blet, 1999, p. 73.
- ^ Blet, 1999, p. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Blet, 1999, p. 97.
- ^ Чедвик, 1988, с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кент, 2002, с. 46.
- ^ Файлы из партийной канцелярии НСДАП: Реконструкция утраченного инвентаря; Сборник сохранившейся в других источниках переписки, стенограмм встреч и т. д. с заместителем фюрера и его штабом или партийным офисом, их управлениями, отделами и подотделами, а также лично с Гессом и Борманом Гельмутом Хейбером (сост. ) от имени Института современной истории (ред.), Мюнхен и др.: Oldenbourg et al., 1983, vol. 1, часть 1, с. 561. ISBN 3-486-51801-1 .
- ^ Blet, 1999, p. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Blet, 1999, p. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ежи Петржак, «Политические и канонические основы назначения апостольских администраторов в 1939-1942 и 1945 годах в сравнении», в: Католическая церковь под национал-социалистической и коммунистической диктатурой: Германия и Польша 1939-1989 , Ханс-Юрген Карп и Иоахим Келер (ред.), (= исследования и источники по истории церкви и культуры Восточной Германии; том 32), Кельн: Бёлау, 2001, стр. 157–174, здесь стр. 160. ISBN 3-412-11800-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ежи Петржак, «Политические и канонические основы назначения апостольских администраторов в 1939-1942 и 1945 годах в сравнении», в: Католическая церковь под национал-социалистической и коммунистической диктатурой: Германия и Польша 1939-1989 , Ханс-Юрген Карп и Иоахим Келер (ред.), (= исследования и источники по истории церкви и культуры Восточной Германии; том 32), Кельн: Бёлау, 2001, стр. 157–174, здесь стр. 162. ISBN 3-412-11800-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Данн, 2004, с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Blet, 1999, p. 71.
- ^ Перейти обратно: а б Ежи Петржак, «Политические и канонические основы назначения апостольских администраторов в 1939-1942 и 1945 годах в сравнении», в: Католическая церковь под национал-социалистической и коммунистической диктатурой: Германия и Польша 1939-1989 , Ханс-Юрген Карп и Иоахим Келер (ред.), (= исследования и источники по истории церкви и культуры Восточной Германии; том 32), Кельн: Бёлау, 2001, стр. 157–174, здесь стр. 158. ISBN 3-412-11800-1 .
- ^ Файер, 2000, с. 22.
- ^ Файер, 2008, стр. 22-23.
- ↑ Аргументы, представленные в статье в познаньском журнале Głos Katolicki от 23 сентября 1945 года, здесь после Ежи Петржака, «Политические и канонические основы назначения апостольских администраторов в 1939–1942 и 1945 годах в сравнении», в: Католический Церковь при национал-социализме и коммунистической диктатуре: Германия и Польша 1939–1989 , Ханс-Юрген Карп и Иоахим Келер (ред.), (= исследования и источники по истории церкви и культуры Восточной Германии; том 32), Кельн: Бёлау , 2001, стр. 157–174, здесь с. 166. ISBN 3-412-11800-1 .
- ^ Ежи Петржак, «Политические и канонические основы назначения апостольских администраторов в сравнении 1939–1942 и 1945 годов», в: Католическая церковь под национал-социалистической и коммунистической диктатурой: Германия и Польша 1939–1989 , Ханс-Юрген Карп и Иоахим Келер (ред.), (= исследования и источники по истории церкви и культуры Восточной Германии; том 32), Кельн: Бёлау, 2001, стр. 157–174, здесь стр. 161. ISBN 3-412-11800-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ежи Петржак, «Политические и канонические основы назначения апостольских администраторов в 1939-1942 и 1945 годах в сравнении», в: Католическая церковь под национал-социалистической и коммунистической диктатурой: Германия и Польша 1939-1989 , Ханс-Юрген Карп и Иоахим Келер (ред.), (= исследования и источники по истории церкви и культуры Восточной Германии; том 32), Кельн: Бёлау, 2001, стр. 157–174. ISBN 3-412-11800-1 .
- ↑ Винкен уже успешно служил епископу Петрусу Легге Мейсенскому , когда нацистское правительство сменило его в ходе политического иска между 1935 и 1937 годами.
- ^ Ганс Людвиг Абмайер, «Возница, Франц» , в: Биография Восточной Германии .
- ↑ Мартин Спрунгала, «Брайтингер, Хилариус». Архивировано 10 августа 2009 г. в Wayback Machine , в: Восточногерманская биография .
- ^ Перейти обратно: а б Кент, 2002, с. 37.
- ^ Перейти обратно: а б Дискин, 2004, с. 28.
- ^ Дискин, 2004, с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кент, 2002, с. 124.
- ^ Файер, 2008, с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Дискин, 2001, с. 47.
Ссылки
[ редактировать ]- Блет, Пьер и Джонсон, Лоуренс Дж. 1999. Пий XII и Вторая мировая война: согласно архивам Ватикана . Паулист Пресс. ISBN 0-8091-0503-9 .
- Чедвик, Оуэн . 1988. Великобритания и Ватикан во время Второй мировой войны . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-36825-1 .
- Дискин, Ханна. 2004. Семена триумфа: Церковь и государство в Польше Гомулки . Издательство Центральноевропейского университета.
- Данн, Деннис Дж. 2004. Католическая церковь и Россия . Издательство Эшгейт. ISBN 0-7546-3610-0 .
- Кент, Питер . 2002. Одинокая холодная война Папы Пия XII: Римско-католическая церковь и раскол Европы, 1943–1950. Итака: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-2326-X
- Файер, Майкл (2000). Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 гг . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253337252 .
- Файер, Майкл (2008). Пий XII, Холокост и холодная война . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253349309 .
- Папа Пий XII и Вторая мировая война
- Территории, оккупированные Второй мировой войной
- Оккупация Польши (1939–1945)
- Немецкая оккупация Бельгии во время Второй мировой войны
- Немецкая оккупация Франции во время Второй мировой войны
- Итальянский протекторат Албании (1939–1943)
- Оккупация Прибалтики
- Протекторат Богемии и Моравии
- Отношения Германии и Святого Престола