Участие католического духовенства в делах усташей




![]() |
Часть серии о |
Католическая церковь в Хорватии |
---|
Участие католического духовенства в делах усташей освещает роль Хорватской католической церкви в Независимом государстве Хорватия (NDH), нацистском марионеточном государстве, на территории оккупированной Югославии созданном в 1941 году.
Фон
На протяжении веков Хорватия была частью империи Габсбургов. В регионе издавна существовали различные этнические группы, и существует сильная корреляция между этнической идентичностью и религиозной принадлежностью: хорваты в основном католики и более ориентированы на Запад, а сербы - православные . [ 2 ]
После распада империи Габсбургов в конце Первой мировой войны стремление хорватских националистов к независимости не было реализовано, и регион оказался сначала в составе Королевства сербов, хорватов и словенцев , где доминировали сербы , а затем в равной степени в которой доминируют сербы, Диктатура Югославии, установлена королем Александром в 1929 году. Внутренние границы были перекроены, разделив историческую Хорватию на несколько провинций. была сформирована «Усташа» («Повстанческое движение») Политические репрессии породили экстремизм, и в 1929 году Анте Павеличом при поддержке фашистской Италии . В 1934 году король Александр был убит болгарским боевиком, членом Внутренней македонской революционной организации , радикальной группы, стремившейся к независимости, в союзе с хорватской группой усташей во главе с Павеличем. [ 3 ] Новый принц-регент Пауль Караджорджевич был убежден в успехе Владко Мачека на выборах 1938 года в предоставлении Хорватии дальнейшей автономии. более умеренной Хорватской крестьянской партии [ 2 ]
6 апреля 1941 года нацистская Германия вторглась в Югославию и Грецию. [ 4 ] В своей военной кампании силы Оси использовали этнические разногласия в Югославии и представляли себя освободителями хорватов. Победившие тогда державы Оси создали марионеточное государство — Независимое государство Хорватия (Nezavisna Država Hrvatska, NDH), в которое вошли Босния и Герцеговина, а также части Далмации, не присоединенные к Италии. [ 2 ] Павелича усташи Заместитель премьер-министра Мачек отказался сотрудничать с марионеточным правительством, и к власти пришли . В лице Павелича Гитлер нашел союзника. [ 4 ]
Первоначально существовал энтузиазм по поводу независимости Хорватии, но фактически государство находилось под оккупацией немецкой и итальянской армий, в то время как усташи начали безжалостное преследование сербов, евреев, цыган, а также диссидентских хорватов и боснийских мусульман. [ 2 ] Архиепископ Алоизий Степинац приветствовал независимость Хорватии в 1941 году, но впоследствии осудил зверства хорватов как против сербов, так и против евреев, и лично участвовал в спасении евреев. Загреба [ 4 ] Правительство Павелича намеревалось избавить Хорватию от восточно-православного сербского меньшинства тремя способами: насильственное обращение (1/3), депортация (1/3) и убийство (1/3). От примерно 217 000 до 500 000 человек (хотя точное число невозможно установить и оспаривается разными сторонами) были убиты усташами как в результате массовых убийств, так и в концентрационных лагерях, наиболее позорным из которых является лагерь в Ясеноваце . Большинство жертв были сербами, но жертвами также стали евреи, цыгане, хорваты-диссиденты и боснийские мусульмане. [ 2 ]
Независимое государство Хорватия
Создание и признание
Анте Павелич , глава усташей , был антисербом и считал католицизм неотъемлемой частью хорватской культуры . Историк Майкл Файер писал, что для усташей «отношения с Ватиканом были так же важны, как и отношения с Германией», поскольку признание Ватикана было ключом к широкой хорватской поддержке. [ 5 ] Создание Независимого государства Хорватия приветствовалось иерархией Католической церкви и многими католическими священниками. Архиепископ Степинац поддержал независимость Хорватии от югославского государства, в котором доминируют сербы, и устроил Павеличу аудиенцию у Пия XII. [ 5 ]
Автор Питер Хебблтуэйт писал, что Павелич очень хотел получить дипломатические отношения и благословение Ватикана для нового «католического государства», но «ни того, ни другого не последовало». Джованни Монтини (будущий Папа Павел VI ) сообщил Павеличу, что Святой Престол не может признавать границы, измененные силой. Югославская королевская миссия осталась в Ватикане. Когда король Италии заявил, что герцог Сполето должен стать «королем Хорватии», Монтини сообщил, что Папа не может проводить частную аудиенцию у герцога после такой коронации.
Павеличская аудитория
Павелич посетил Рим 18 мая 1941 года, чтобы подписать договор с Муссолини, предоставляющий Италии контроль над несколькими хорватскими городами и районами на побережье Далмации. [ 6 ] Находясь в Риме, Пий впоследствии уступил, позволив Павеличу получить получасовую частную аудиенцию в мае 1941 года. [ 7 ] В папской булле Sollicitudo Ecclesiarum 1831 года Папа Григорий XVI провел четкое различие между признанием де-факто и признанием де-юре , заявив, что церковь будет вести переговоры с правительствами де-факто , но это не было одобрением ни их легитимности, ни политики. [ 8 ] Вскоре после этого аббат Джузеппе Рамиро Марконе был назначен апостольским легатом в Загребе . В протоколе встречи, составленной заместителем государственного секретаря Ватикана Монтини (впоследствии Папой Павлом VI), отмечалось, что никакое признание нового государства не может произойти до заключения мирного договора и что «Святой Престол должен быть беспристрастным; он должен думать обо всех «Повсюду есть католики, к которым [Святой Престол] должен относиться с уважением». [ 7 ] Файер писал, что сразу после того, как он стал диктатором Хорватии и «получил папское благословение в 1941 году, Анте Павелич и его помощники-усташи развязали невыразимый геноцид в своей новой стране». [ 9 ]
Джузеппе Рамиро Марконе
Ватикан отказался от официального признания, но не разорвал дипломатические отношения с NDH, предпочитая работать дипломатически, чтобы положить конец террору усташей. [ 10 ] В 1941 году Пий XII послал не нунция или дипломатического представителя, а апостольского посетителя, бенедиктинского аббата Джузеппе Рамиро Марконе в качестве представителя Хорватской католической церкви, а не правительства. [ 11 ] Файер писал, что это вполне устраивало Павелича. [ 5 ]
Марконе сообщил в Рим об ухудшении условий жизни хорватских евреев, сделал представления от имени евреев хорватским чиновникам и перевез еврейских детей в безопасное место в нейтральной Турции. [ 12 ]
Ватикан использовал Марконе вместе с архиепископом Загреба Степинацем, чтобы оказать давление на правительство Павелича, чтобы оно прекратило способствовать расовым убийствам. [ 13 ] Когда началась депортация хорватских евреев, Степинац и Марконе выразили протест Андрии Артуковичу . [ 13 ] В своем исследовании спасателей евреев во время Холокоста Мартин Гилберт писал: «В хорватской столице Загребе в результате вмешательства [Марконе] от имени еврейских партнеров по смешанным бракам тысяча хорватских евреев пережила войну». [ 4 ]
Папа снова встретился с Павеличем в 1943 году. [ 9 ] Пия критиковали за то, как он принял Павелича: в неуказанной записке британского министерства иностранных дел по этому поводу Пий XII описывается как «величайший моральный трус нашего времени». [ 14 ] Со своей стороны, писал Файер, Ватикан надеялся, что усташи победят коммунизм в Хорватии и что многие из 200 000 человек, перешедших из католической церкви в Сербскую православную церковь после Первой мировой войны, вернутся в свои ряды. [ 5 ]
Духовенство замешано в насилии усташей
Марк Биондич отмечает, что «молодое поколение радикальных католиков, особенно члены организации крестоносцев, поддерживало усташей со значительным энтузиазмом, в то время как старшее поколение хорватских популистов [HSS] было более сдержанным и в некоторых случаях откровенно враждебным». [ 15 ] Этот разрыв поколений между консервативными и радикальными католическими священниками дополнительно отражался в зависимости от региона (городской или сельский), географического положения церквей и епископств, а также относительного места отдельного священника в церковной иерархии. Более высокопоставленные священнослужители обычно отмежевывались от NDH. [ 15 ] Они также были разделены по религиозным орденам. Францисканцы , которые более пятидесяти лет сопротивлялись попыткам Ватикана передать приходы светскому духовенству, [ 16 ] были гораздо более тесно связаны с усташами, чем салезианцы. [ 15 ]
Массовые убийства происходили летом и осенью 1941 года. Первый хорватский концентрационный лагерь был открыт в конце апреля 1941 года, а в июне был принят закон о создании сети по всей стране для уничтожения этнических и религиозных меньшинств. [ 17 ] По словам писателя Ричарда Эванса, зверства в пресловутом концентрационном лагере Ясеновац «были спровоцированы некоторыми монахами-францисканцами». [ 17 ] Файер писал, что хорошо известно, что многие католические священнослужители прямо или косвенно участвовали в кампаниях насилия усташей, о чем свидетельствуют работы Коррадо Золи (итальянец) и Эвелин Во (британка), которые сами являются католиками; Во путем преобразования. [ 18 ]
Хорватские францисканцы принимали активное участие в режиме усташей. [ 19 ] Особенно печально известным примером был -францисканец монах Томислав Филипович , также известный как Мирослав Филипович-Майсторович, известный как «Фра Сотона» («Брат Сатана»), «дьявол Ясеноваца», за руководство концентрационным лагерем Ясеновац, где, по большинству оценок, число убитых примерно 100 000 человек. [ 20 ] [ 21 ] По словам Эванса, Филипович возглавлял отряды убийц в Ясеноваце. Согласно мемориальному комплексу Ясеноваца, «из-за его участия в массовых убийствах в феврале 1942 года церковные власти отлучили его от францисканского ордена, что было подтверждено Святым Престолом в июле 1942 года». [ 22 ] От него также потребовали отказаться от права на свое религиозное имя Томислав. Однако когда его повесили за военные преступления, он носил свое священническое одеяние. [ 23 ]
Иван Шарич , римско-католический архиепископ Врхбосны в Сараево, поддерживал усташей, в частности насильственное обращение православных сербов в католицизм . Его епархиальная газета писала: «[T] вот предел любви. Движение освобождения мира от евреев — это движение за обновление человеческого достоинства. За этим движением стоит всеведущий и всемогущий Бог». [ 24 ] Шарич присвоил еврейскую собственность для своих собственных нужд, но ему так и не было предъявлено никаких юридических обвинений. Некоторые священники служили в личной охране Павелича, в том числе Иван Губерина, лидер хорватского католического движения , формы «Католического действия» . Другой священник, Божидар Брало, занимал должность начальника полиции безопасности в Сараево и был инициатором множества антисемитских акций. [ 25 ]
Чтобы консолидировать партийную власть усташей, большая часть партийной работы в Боснии и Герцеговине была передана в руки католических священников Юре Франчетичем , усташским комиссаром этой провинции. [ 26 ] Один священник, Мате Мугос, написал, что священнослужителям следует отложить молитвенник и взять в руки револьвер. Другой священнослужитель, Дионисий Юричев, написал в Новом списке , что убивать детей старше семи лет не является грехом. [ 25 ] Файер утверждает, что «установление факта геноцида в Хорватии до Холокоста имеет большое историческое значение для нашего исследования, поскольку католики были преступниками, а не жертвами, как в Польше». [ 27 ]
Сестра Гауденция Шплайт (урожденная Фаника Шплайт) была католической монахиней, приговоренной партизанским военным судом в Загребе 29 июня 1945 года к казни через расстрел за пособничество, укрывательство и сокрытие немецкого бандита, печально известного усташи Толя и других усташей после освобождения. Загреба. [ 28 ]
Духовенство против насилия усташей
Павелич сказал нацистскому министру иностранных дел фон Риббентропу, что, хотя низшее духовенство поддерживало усташей, епископы, и особенно архиепископ Степинац , были против движения из-за «международной политики Ватикана». [ 7 ] Вместе с архиепископом Степинацем против насилия усташей выступили епископы Мишич и Рожман. [ 24 ] Хебблтуэйт писал, что, чтобы противостоять насилию нового государства усташей, «политика Ватикана заключалась в том, чтобы усилить руку [архиепископа Степинаца] в его неприятии насильственного обращения и жестокости». [ 7 ]
стали считать Степинаца jeudenfreundlich ( дружественным к евреям Файер писал, что связанные с нацистами усташские власти ). Он отстранил от должности ряд священников, сотрудничавших с его епархией. [ 29 ] Тридцать один священник был арестован после того, как Степинац в июле и октябре 1943 года открыто осудил расовые убийства, зачитанные с кафедр по всей Хорватии. [ 30 ] Историк Мартин Гилберт писал, что Степинац, «который в 1941 году приветствовал независимость Хорватии, впоследствии осудил зверства хорватов как против сербов, так и против евреев, и сам спас группу евреев». [ 31 ] Алоизий Мишич , епископ Мостара , был видным участником сопротивления. [ 24 ] Григорий Рожман , епископ Любляны в Словении , позволил некоторым евреям, которые обратились в католицизм и бежали из Хорватии в его епархию, остаться там при содействии иезуита Пьетро Такки Вентури в получении разрешения итальянских гражданских властей. [ 32 ]
В оккупированной Италией Хорватии нацистский посланник Зигфрид Каше сообщил Берлину , что итальянские войска не желают выдавать евреев и «по-видимому, находились под влиянием» оппозиции Ватикана немецкому антисемитизму. Вмешательство Джузеппе Марконе , апостольского гостя Пия XII в Загребе, спасло тысячу хорватских евреев, состоящих в браке с неевреями. [ 4 ] Апостольский делегат в Турции Анджело Ронкалли спас ряд хорватских евреев, оказав им помощь в их миграции в Палестину. Ронкалли сменил Пия XII на посту Папы и всегда говорил, что действовал по приказу Пия XII в своих действиях по спасению евреев. [ 29 ]
Яд Вашем признал многих людей из района NDH Праведниками народов мира за спасение евреев от Холокоста: по состоянию на 2019 год 117 из Хорватии, 47 из Боснии и Герцеговины и 15 из Словении. В их число входят католические монахини Йожица Юрин (сестра Цецилия), Мария Пирович (сестра Каритас) и сестра Амадея Павлович , а также убитый священник отец Драгутин Йесих. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Архиепископ Степинац осудил зверства против сербов. [ 4 ] Файер писал, что в июле 1941 года Степинац написал Павеличу, возражая против условий депортации евреев и сербов, а затем, понимая, что обращение может спасти сербов, поручил духовенству крестить людей по требованию без обычного времени ожидания инструкций. [ 25 ] Когда правительство Павелича расправилось с сербами, а также с евреями, цыганами, коммунистами и антифашистами, католическое духовенство предприняло шаги, чтобы побудить православных сербов перейти в католицизм. [ 36 ]
Церковь и принудительное обращение
По словам Мэтью Фельдмана, «[T] он NDH, а не католические ордена, курировал принудительные обращения; именно идеология усташей стояла за притоком расового, а не религиозного, антисемитизма в 1941 году». [ 37 ] «[Это] был светский, а не религиозный режим, который апеллировал (и в конечном итоге извращал) к многовековым хорватским традициям римского католицизма, чтобы изначально узаконить свое правление». [ 37 ] К 14 июля 1941 года - «предвидя свою политику выборочного обращения и конечную цель геноцида» - министерство юстиции Хорватии проинструктировало хорватский епископат, чтобы «священники или школьные учителя или, одним словом, любой представитель интеллигенции, включая богатых православных торговцев и ремесленников» , не следует признавать. Те, кто был исключен из «предстоящей программы принудительного обращения», были депортированы и убиты, хотя многих, кто обратился или пытался это сделать, в любом случае постигла та же участь. [ 38 ] Хорваты присвоили многие сербские православные церкви как «освобожденные или реквизированные». Католический епископат и HKP , хорватское отделение «Католического действия» , светской организации, участвовали в координации и проведении этой политики. [ 38 ]
Пэрис отмечает, что более 50% католического духовенства были активными сторонниками режима усташей. [ 39 ] Преступления усташей, совершенные против сербского населения, обычно совершались под предлогом распространения католицизма в регионе. [ 39 ] Например, большинство сербов, интернированных в концентрационные лагеря НДХ, были интернированы из-за того, что они отказались перейти в католицизм . Во многих муниципалитетах вокруг NDH висели предупреждающие плакаты, гласившие, что любой серб, не принявший католицизм, будет депортирован в концентрационный лагерь. [ 39 ]
Католическая иерархия
Архиепископ Степинац

Архиепископ Загреба Алоизий Степинац на момент своего назначения в 1934 году в возрасте 39 лет был самым молодым католическим епископом в мире. Первоначально он получал очень мало указаний со стороны Ватикана, и ему была предоставлена большая свобода действий в том, как бороться с подъемом усташей. Его контроль над низшими епископами и духовенством не был единообразным. [ 25 ] Историк Холокоста Мартин Гилберт писал, что «Степинац, который в 1941 году приветствовал независимость Хорватии, впоследствии осудил зверства хорватов как против сербов, так и против евреев, и сам спас группу евреев в доме престарелых». [ 4 ]
Степинац разделял надежды на католическую Хорватию и рассматривал югославское государство как «тюрьму хорватского народа». Ватикан не проявил такого энтузиазма, как Степинац, и официально не признал усташей, вместо этого отправив Джузеппе Рамиро Марконе в качестве апостольского посетителя . По словам Файера, Степинац, организовавший встречу Пия XII и Павелича, был удовлетворен этим шагом, рассматривая его как фактическое признание, а Марконе как нунция во всем, кроме имени. [ 5 ] Степинац начал попытки публично дистанцироваться от усташей в мае 1941 года. [ 24 ] Поскольку летом и осенью 1941 года количество убийств усташей «росло в геометрической прогрессии», Степинац подвергся «жесткой критике» за сотрудничество церкви, но он еще не был готов полностью порвать с усташами. Файер писал, что Степинац дал усташам «презумпцию невиновности… [и] решил дать ограниченный ответ». [ 40 ]
Степинац созвал синод хорватских епископов в ноябре 1941 года. Синод обратился к Павеличу с призывом обращаться с евреями «как можно гуманнее, учитывая, что в стране находятся немецкие войска». [ 40 ] Ватикан ответил похвалой Марконе за то, что синод сделал для «граждан еврейского происхождения», хотя израильский историк Менахем Шелах писал, что синод занимался только обращенными евреями. [ 40 ] Пий XII лично похвалил синод за «смелость и решительность». [ 41 ] Шелах написал следующее:
Конференция епископов, собравшаяся в Загребе в ноябре 1941 года, не была... готова осудить насильственное обращение сербов, произошедшее летом 1941 года, не говоря уже о преследовании и убийстве сербов и евреев. Лишь в середине 1943 года Степинац, архиепископ Загреба, публично выступил против убийства хорватских евреев (большинство из которых к тому времени были убиты), сербов и представителей других национальностей. из государственного секретариата Ватикана как «проблемы нового режима» в Риме. — На раннем этапе резня в Хорватии объяснялась монсеньором Доменико Тардини Выдержка из Энциклопедии Холокоста. [ 42 ]
По словам ученого Рональда Дж. Рычлака :
Степинац, получив указание из Рима, осудил жестокие действия правительства. В речи, которую он произнес 24 октября 1942 года, частично говорилось: «Все люди и все расы — дети Божьи; все без различия. Цыгане, чернокожие, европейцы или арийцы — все имеют одинаковые права… По этой причине Католическая церковь всегда осуждала и продолжает осуждать всю несправедливость и любое насилие, совершаемые во имя классовых, расовых или национальных теорий. Недопустимо преследовать цыган или евреев, потому что они считаются неполноценными. раса". [ 43 ]
Рыхлак пишет, что « Ассошиэйтед Пресс сообщило, что «к 1942 году Степинац стал резким критиком» нацистского марионеточного режима, осуждая его «политику геноцида, в результате которой погибли десятки тысяч сербов, евреев, цыган и хорватов». враждебность хорватского диктатора Анте Павелича ... [Когда] Павелич отправился в Рим, он был сильно разгневан, потому что ему было отказано в праве. дипломатическую аудиенцию, которую он хотел», хотя он получил по крайней мере две «благочестивые» аудиенции у понтифика, при котором Ватикан предоставил Павеличу «фактическое признание» как «бастиона против коммунизма». [ нужна ссылка ] Файер писал, что Степинац стал известен как jeudenfreundlich ( «дружественный к евреям нацистам и режиму усташей »). Он отстранил от должности ряд священников, сотрудничавших с его епархией. [ 29 ]
В середине 1942 года Степинац публично заявил, что «запрещено истреблять цыган и евреев, поскольку они, как говорят, принадлежат к низшей расе». Когда год спустя Гиммлер посетил Загреб, сообщив о предстоящей облаве на оставшихся евреев, Степинац написал Павеличу, что, если это произойдет, он будет протестовать, поскольку «католическая церковь не боится никакой светской власти, какой бы она ни была, когда ей приходится защищать основные человеческие ценности». Когда начались депортации, Степинац и папский посланник Джузеппе Марконе выразили протест Андрии Артуковичу . По словам Файера, Ватикан приказал Степинацу спасти как можно больше евреев во время предстоящей облавы. [ 29 ] Хотя Степинац, как сообщается, лично спас многих потенциальных жертв, его протесты мало повлияли на Павелича. [ 13 ]
Роль Ватикана
Корнуэлл считает участие католиков важным из-за «знания Ватиканом о зверствах, неспособности Пачелли использовать свои добрые услуги для вмешательства и соучастия, которое оно представляло в окончательном решении, планируемом в Северной Европе». [ 44 ] Пий XII был давним сторонником хорватского национализма; в ноябре 1939 года он организовал национальное паломничество в Рим по делу канонизации Николы Тавелича и во многом «подтвердил усташское восприятие истории». [ 36 ] На встрече со Степинацем Пий XII повторил слова Папы Льва X о том, что хорваты являются «форпостом христианства», что подразумевало, что православные сербы не являются истинными христианами. Пий XII предсказал Степинацу: «Вам, кажется, улыбается надежда на лучшее будущее, будущее, в котором отношения между Церковью и государством в вашей стране будут регулироваться гармоничными действиями к выгоде обоих». [ 36 ]
Заместитель государственного секретаря Монтини (позже избранный Папой Павлом VI ) отвечал за «повседневные вопросы, касающиеся Хорватии и Польши». Он ежедневно докладывал Пию XII и слышал о зверствах усташей в 1941 году. [ 41 ] В марте 1942 года Монтини спросил представителя усташей в Ватикане: «Возможно ли, что эти зверства имели место?», и ответил, что будет рассматривать такие обвинения со «значительной сдержанностью», как только представитель назовет их «ложью и пропагандой». Соратник Монтини, заместитель министра Доменико Тардини , сообщил представителю усташей, что Ватикан был готов потворствовать усташам, потому что: «Хорватия — молодое государство… Молодые люди часто ошибаются из-за своего возраста. Поэтому неудивительно, что Хорватия тоже допустила ошибку. " [ 41 ]
Степинаца вызвали в Рим в апреле 1942 года, где он представил девятистраничный документ, подробно описывающий различные проступки Павелича. [ 1 ] В этом документе зверства описывались как «аномалии», о которых либо не знал, либо не санкционировал сам Павелич; он исключен из ADSS . Однако к 1942 году Ватикан «предпочел, чтобы Степинац попытался обуздать фашистов, а не рисковать тем эффектом, который папское осуждение окажет на нестабильное хорватское государство». [ 1 ]
По словам Эжена Тиссерана , будущего декана Коллегии кардиналов, «у нас есть список всех священнослужителей, участвовавших в этих злодеяниях, и мы накажем их в нужный момент, чтобы очистить нашу совесть от того пятна, которым они нас запятнали». [ 45 ] Пий XII был хорошо информирован о причастности хорватского римско-католического духовенства к усташам, но решил не осуждать их и даже не принимать меры против причастного к резне духовенства, опасаясь, что это приведет к расколу в хорватском обществе. церкви или подорвать формирование будущего хорватского государства. [ 46 ]
Файер противопоставляет «ограниченные и отрывочные» знания Ватикана о геноциде в Польше «случайу Хорватии, в котором и нунций, и глава церкви епископ Алоизье Степинац находились в постоянном контакте со Святым Престолом во время геноцида». преданный идее." [ 27 ] Кардинал-государственный секретарь Маглионе поручил нунцию Марконе, что «если Ваше Высокопреосвященство сможет найти подходящий случай, он должен рекомендовать в сдержанной манере, которая не будет истолкована как официальный призыв, проявлять умеренность в отношении евреев на хорватской территории. Ваш Высокопреосвященство должно позаботиться о том, чтобы... впечатление лояльного сотрудничества с гражданскими властями всегда сохранялось». [ 47 ] По словам Файера, Ватикан «предпочел оказать дипломатическое давление на правительство Ушташи [sic] вместо того, чтобы публично бросить вызов фашистам в отношении аморальности геноцида». [ 32 ]
Однако, по словам профессора Рыхлака , «между 1941 и 1944 годами Ватикан направил четыре официальных письма и высказал многочисленные устные просьбы и протесты по поводу депортации евреев из Словакии». Рыхлак цитирует письмо самого Пия от 7 апреля 1943 года: «Святой Престол всегда питал твердую надежду, что словацкое правительство, интерпретируя также чувства своего народа, почти полностью католиков, никогда не приступит к насильственному высылке людей. принадлежность к еврейской расе, поэтому Святой Престол с большой болью узнал о продолжающихся перемещениях такого рода с территории Республики. Эта боль еще больше усугубляется теперь, когда она проявляется со стороны различных лиц. сообщает, что словацкое правительство намерено приступить к полному изгнанию евреев, проживающих в Словакии, не щадя даже женщин и детей. Святой Престол не выполнил бы свой Божественный мандат, если бы он не выразил сожаления по поводу этих мер, которые наносят серьезный ущерб человеку в его естественной форме. верно, просто по той причине, что эти люди принадлежат к определенной расе». [ нужна ссылка ]
Быстрое добавление:
На следующий день от Святого Престола было отправлено послание, в котором предписывалось его представителю в Болгарии предпринять шаги в поддержку еврейских жителей, которым грозила депортация. Вскоре после этого секретарь Еврейского агентства для Палестины встретился с архиепископом Анджело Ронкалли (впоследствии Папой Иоанном XXIII ), «чтобы поблагодарить Святой Престол за счастливый исход шагов, предпринятых от имени израильтян в Словакии... [I]n В октябре 1942 года из Ватикана было отправлено послание его представителям в Загребе относительно «болезненной ситуации, которая сложилась против евреев в Хорватии» и содержалось указание им обратиться к правительству с петицией о «болезненном положении евреев в Хорватии». более доброжелательное обращение с этими несчастными». В записках кардинала-государственного секретаря отражено, что петиции Ватикана были успешными и добились приостановки «высылки евреев из Хорватии» к январю 1943 года, но Германия оказывала давление с целью «более твердого отношения к евреям». Еще одно указание Святого Престола своим представителям в Загребе, предписывающее им работать от имени евреев, было опубликовано 6 марта 1943 года.
Последствия
Отношения с СФР Югославией
После поражения сил Оси в Хорватии в 1945 году лидер коммунистических партизан маршал Иосип Броз Тито основал Социалистическую Федеративную Республику Югославию , коммунистическое государство, просуществовавшее до 1991 года. [ 48 ] Югославия была единственным послевоенным коммунистическим государством Восточной Европы, не завоеванным Красной Армией. [ 7 ] После войны писательница Эвелин Во , новообращенная католичка, сообщила Министерству иностранных дел Великобритании и Папе Пию XII, что Тито «угрожает уничтожить католическую веру в регионе, где сейчас проживает около 5 миллионов католиков». [ 7 ] По словам Файера, «еще до окончания войны Тито начал сводить счеты с усташами, то есть и с католической церковью, из-за тесных отношений между ними». [ 49 ]
Некоторые из партизан Тито приняли ответные меры против католического духовенства за их предполагаемое или фактическое сотрудничество с усташами. К февралю 1945 года было убито не менее четырнадцати священников; к марту 1945 г. — уже 160 священников; к концу года 270 священников. [ 50 ] По словам Во (посетившего Хорватию после войны), «задача партизан облегчилась тем, что духовенство в целом, несомненно, скомпрометировало церковь, терпя сторонников Оси усташей, а то и активно сотрудничая с ними». Францисканцы , в частности, подверглись нападениям партизан, и пятнадцать францисканских монастырей были разрушены. Пий XII направил американского епископа Джозефа Патрика Херли в качестве своего посланника к Тито (поскольку Херли носил титул «регента», это было на ступень ниже официального дипломатического признания). Тито попросил Херли отозвать Степинаца в Рим; Папа, однако, уступил Степинацу, который предпочел остаться. [ 51 ]
Ватиканские «крысиные тропы»
После окончания войны тайные сети тайно вывезли беглых чиновников Оси из Европы. США назвали эту деятельность кодовым названием « Крысиная тропа ». пронацистский австрийский епископ Алоис Худал В Риме к этой цепи был причастен , а Хорватская коллегия предлагала убежище многим бежавшим из Хорватии под руководством монсеньора Крунослава Драгановича . [ 7 ]
По словам Файера, «в конце войны лидеры движения усташей, включая его сторонников-клерикалов, таких как епископ Шарич, бежали из страны, взяв с собой в Рим золото, награбленное у убитых евреев и сербов». [ 52 ] Сообщения разведки по поводу местонахождения самого Павелича разошлись. [ 53 ] Агент Контрразведки Уильям Гоуэн (сын Франклина Гоуэна, американского дипломата в Ватикане) был одним из тех, кому было поручено найти Павелича; хотя CIC надеялся, что эти отношения раскроют местонахождение Павелича, в конечном итоге, писал Файер, произошло обратное, и Ватикан убедил США отступить. [ 54 ]
По словам Файера, Папа Пий XII защитил Анте Павелича после Второй мировой войны, предоставил ему «убежище в владениях Ватикана в Риме» и помог в его бегстве в Южную Америку; Павелич и Пий XII разделяли цель создания католического государства на Балканах и были едины в своей оппозиции растущему коммунистическому государству под руководством Тито. [ 55 ] По словам Хебблтуэйта, Павелич был спрятан в Зальцбургском монастыре до 1948 года, а затем привезен в Рим Драгановичем, который «был законом самому себе, вел свое собственное шоу и поселил его в Collegio Pio Latino Americano под видом «Отца Гомеса»» до тех пор, пока Перон пригласил его в Аргентину. [ 7 ] Файер писал, что после прибытия в Рим в 1946 году Павелич воспользовался «крысиной тропой» Ватикана, чтобы добраться до Аргентины в 1948 году вместе с другими усташами. [ 55 ] Российские, югославские, итальянские и американские шпионы и агенты пытались задержать Павелича в Риме, но Ватикан отказался от любого сотрудничества и энергично защищал свой экстерриториальный статус. [ 56 ] Павелич так и не был схвачен и не предан суду за свои преступления, он сбежал в Аргентину , где в конечном итоге был застрелен черногорско-югославским агентом; Позже он скончался от полученных травм. [ 55 ] По словам Файера, «мотивация Ватикана укрыть Павелича росла одновременно с его опасениями по поводу обращения Тито с церковью». [ 53 ]
Десятки хорватов, в том числе военные преступники, были размещены в Папском хорватском колледже Святого Иеронима в Риме. [ 53 ] К весне 1947 года Ватикан оказывал сильное дипломатическое давление на США и Великобританию, чтобы они не выдавали военных преступников-усташей в Югославию. [ 57 ] Специальный агент Гоуэн предупредил в 1947 году, что из-за того, что Павелич противостоит Православной церкви, а также коммунизму, его «контакты настолько высоки, а его нынешнее положение настолько компрометирует Ватикан, что любая экстрадиция субъекта будет ошеломляющим ударом». в Римско-католическую церковь». [ 58 ] Файер утверждает, что замешательство, которого опасалась Церковь, произошло не из-за использования Павеличом ватиканской «крысиной линии» (которую Павелич на тот момент, все еще надеясь вернуться, еще не обязался использовать), а скорее из-за фактов, которые, по мнению Ватикана, будет раскрыто в ходе возможного суда над Павеличем, которого так и не произошло. [ 59 ]
Файер писал, что Пий XII считал, что Павелич и другие военные преступники не смогут добиться справедливого суда в Югославии. [ 60 ] В этот период по всей Центральной и Восточной Европе ряд видных католиков подвергались репрессиям или заставляли замолчать как потенциальные источники инакомыслия со стороны формируемых новых коммунистических правительств. Священник-коллаборационист Йозеф Тисо , бывший президент нацистского марионеточного государства Словакия, был повешен как военный преступник. Рим был проинформирован о том, что коммунистическая Югославия угрожает уничтожить католицизм по всей стране. В такой обстановке Церковь столкнулась с перспективой того, что риск выдачи невиновных может быть «больше, чем опасность того, что некоторые из виновных сбегут». [ 7 ] [ 61 ]
По словам Эжена Тиссерана , будущего декана Коллегии кардиналов, «у нас есть список всех священнослужителей, участвовавших в этих злодеяниях, и мы накажем их в нужный момент, чтобы очистить нашу совесть от того пятна, которым они нас запятнали». Пий XII был хорошо информирован о причастности хорватского римско-католического духовенства к усташам, но решил не осуждать их и даже не предпринимать никаких действий против причастного к резне духовенства, опасаясь, что это приведет к расколу в хорватской резне. церкви или подорвать формирование будущего хорватского государства. [ 46 ]
Послевоенные испытания
- Рожман
Епископ Григорий Рожман Люблянский сотрудничество был первым епископом, которого заочно судил военный суд в Югославии за « августе в » 1946 года. Дело было возобновлено в 2007 году Верховным судом Словении, а приговор 1946 года был отменен по процессуальным основаниям. [ 62 ] Британские оккупационные власти рекомендовали его «арестовать и интернировать как пособника усташей». Файер рассматривает свой суд как «разминку перед судебным разбирательством против Степинаца». После осуждения Рожмана Степинац был арестован. [ 63 ] Рожман эмигрировал в США через некоторое время после войны и нашел убежище в Соединенных Штатах благодаря заступничеству влиятельных священнослужителей. Он умер в США, будучи законным иностранцем, но не гражданином США.
- Степинац
Архиепископ Загреба Алоизий Степинац предстал перед судом югославского правительства 26 сентября 1946 года. Хебблтуэйт назвал это «показательным судом, имеющим драматический эффект, с заранее вынесенным приговором, он не имел ничего общего с правосудием или доказательствами». [ 7 ] Журнал Time сообщил в октябре 1946 года, что:
В спортивном зале Загреба, ярко освещенном для фотографов и 500 зрителей, показательный суд завершался над архиепископом Алоизием Степинацем и двенадцатью католическими священниками. Обвиненный маршалом Тито в «преступлениях против народа», 48-летний глава пятой по величине католической епархии мира... временно потерял невозмутимость. Он гневно грозил суду пальцем, кричал: «Мало того, что церковь в Югославии не имеет свободы, но в скором времени церковь будет уничтожена». [ 64 ]
Степинацу было предъявлено обвинение в поддержке правительства усташей, поощрении насильственного обращения православных сербов и поощрении сопротивления усташей в Югославии. [ 63 ] Он неоднократно отказывался защищаться от обвинений и был приговорен к шестнадцати годам тюремного заключения. [ 7 ] Файер утверждает, что Степинац мог защитить себя от обвинения в поддержке насильственного обращения в другую веру, но не от двух других обвинений. [ 65 ] Хебблтуэйт писал, что поддержка Степинацем независимости Хорватии была основана на Атлантической хартии и принципе, согласно которому все нации имеют право на существование. [ 7 ]
Архиепископ Степинац отсидел 5 лет в Лепоглавской тюрьме, после чего приговор был заменен домашним арестом . Папа Пий XII возвел Степинаца в Коллегию кардиналов в 1952 году. [ 66 ] Хотя Файер согласен с тем, что осуждение Степинаца было результатом « показательного суда », Файер также заявляет, что «обвинение в том, что он поддерживал режим усташей, было, конечно, правдой, как все знали» и что «если бы Степинац отреагировал на предъявленные ему обвинения, его защита неизбежно развалилась бы, разоблачив поддержку Ватиканом геноцида Павелича». [ 65 ] Степинац разрешил хранить в своей епископской резиденции государственные документы усташей, документы, имеющие решающее значение для усташей в восстановлении контроля над страной и содержащие объемы компрометирующей информации против усташских военных преступников. [ 65 ] Степинац был переведен домой в деревню Крашич в 1953 году и умер в своей резиденции семь лет спустя. В 1998 году Папа Иоанн Павел II беатифицировал его.
Золото встало
Усташи, скрывавшиеся в Папском хорватском колледже Святого Иеронима, привезли с собой большое количество награбленного золота; Позже он был переведен в другую экстерриториальную собственность Ватикана и/или в Банк Ватикана . [ 67 ] Хотя это золото стоило бы сотни тысяч долларов США в 2008 году, оно составляло лишь небольшой процент золота, награбленного во время Второй мировой войны , в основном нацистами. По словам Файера, «высшее руководство Ватикана должно было знать о местонахождении золота». [ 67 ]
Выжившие жертвы усташей и их ближайшие родственники, проживающие в Калифорнии, подали коллективный иск против банка Ватикана и других банков в федеральный суд США «Альперин против банка Ватикана» . [ 67 ] В частности, банку Ватикана было предъявлено обвинение в отмывании и конвертации «казначейства усташей, размещении депозитов в Европе, Северной и Южной Америке, [и] распределении средств среди изгнанных лидеров усташей, включая Павелича». [ 68 ] Основным доказательством против Ватикана является «депеша Бигелоу», депеша Эмерсона Бигелоу от 16 октября 1946 года. [ ВОЗ? ] в Риме Гарольду Глассеру , директору по монетарным исследованиям Министерства финансов США. [ 68 ]
Бывший агент УСС Уильям Гоуэн дал показания в качестве свидетеля-эксперта о том, что в 1946 году полковник Иван Бабич перевез десять грузовиков с золотом из Швейцарии в Папскую коллегию. [ 69 ] В конечном итоге все обвинения были сняты. [ 70 ]
Известные люди
- Крунослав Драганович (1903–1983), католический священник, организовал Ratlines.
- Томислав Филипович-Майсторович (1915–1946; урожденный Мирослав Филипович), францисканский монах и командир лагеря Ясеновац, печально известный своим садизмом и жестокостью, известный как «брат Сатаны». Захвачен партизанами, предан суду и казнен в 1946 году.
- Петар Бржица (1917–?), монах-францисканец, выигравший состязание 29 августа 1942 года после того, как перерезал глотки 1360 узникам концентрационного лагеря Ясеновац . [ 71 ] Его послевоенная судьба неизвестна.
См. также
- Большое преступление
- Клерикальный фашизм
- Католическая церковь и нацистская Германия во время Второй мировой войны
- Обращение евреев в католицизм во время Холокоста
- Отношения Святейшего Престола и Югославии
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с Файер 2000 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Хорватия | Факты, география, карты и история» . Британская энциклопедия . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Молл, Николас (2012). «Борьба с террором». Тогда (на немецком языке). Нет. 6. С. 72–77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гилберт, Мартин. Холокост: еврейская трагедия ; Коллинз: Лондон (1986), с. 147
- ^ Перейти обратно: а б с д и Файер 2000 , с. 32.
- ^ Корнуэлл, 1999, с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Хебблтуэйт, Питер. Павел VI, первый современный Папа ; Харпер Коллинз Религиозный; 1993 год; стр. 153–57, 210–11.
- ^ Даффи, Имон. Святые и грешники: История Пап , Издательство Йельского университета, 2014, стр. 285 ISBN 9780300206128
- ^ Перейти обратно: а б Файер 2008 , с. 219.
- ^ Санчес, Хосе М., Пий XII и Холокост: понимание противоречия , CUA Press, 2002, стр. 20 ISBN 9780813210803
- ^ «Документы апостольского визитера Джузеппе Рамиро Марконе раскрывают приверженность Святого Престола оказанию помощи евреям, преследуемым нацистами» . Новости.ва. Архивировано из оригинала 21 октября 2015 года . Проверено 15 января 2016 г.
- ^ Документы апостольского посетителя Джузеппе Рамиро Марконе, заархивированные 21 октября 2015 года в Wayback Machine , news.va; по состоянию на 27 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Файер 2000 , с. 85.
- ^ Марк Ааронс и Джон Лофтус, Нечестивая Троица , стр. 71–72.
- ^ Перейти обратно: а б с Биондич 2007b , с. 393.
- ^ Перица, Виктор (2002). Балканские идолы: религия и национализм в югославских государствах . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195174298 .
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Ричард Дж., Третий Рейх в войне , Penguin Press; Нью-Йорк, 2009 г., стр. 158–59.
- ^ Файер 2000 , с. 34-35.
- ^ «Религиозный порядок, определивший боснийский католицизм» . 28 сентября 2017 г.
- ^ «Балканский Освенцим преследует Хорватию» . Новости Би-би-си . 25 апреля 2005 г.
- ^ Банк и Геверс 2016 , с. 210.
- ^ «Мирослав Филипович-Майсторович». Архивировано 19 апреля 2012 года на сайте Wayback Machine , веб-сайт Мемориала Ясеноваца; по состоянию на 14 февраля 2016 г.
- ^ Кристо, Юре. Католическая церковь и независимое государство Хорватия 1941–1945 гг ., Загреб (1998), с. 223
- ^ Перейти обратно: а б с д Файер 2000 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Файер 2000 , с. 34.
- ^ Томасевич, Джозо. Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество , с. 490, Издательство Стэнфордского университета (2001); ISBN 0-8047-3615-4 , ISBN 978-0-8047-3615-2
- ^ Перейти обратно: а б Файер 2000 , с. 30.
- ^ Приговор Военного суда городского командования Загреба против Мирослава Филиповича-Майсторовича и компании; Суд. номер 290/45; 1945, 29 июня, Загреб.
- ^ Перейти обратно: а б с д Файер 2000 , с. 86.
- ^ Файер 2000 , с. 47.
- ^ Гилберт, Мартин. Праведники – Невоспетые герои Холокоста , Doubleday (2002), стр. 203, 466; ISBN 0385 60100X .
- ^ Перейти обратно: а б Файер 2000 , с. 39.
- ^ Хорватские Праведники народов мира , yadvashem.org; по состоянию на 17 июня 2014 г. Архивировано 19 октября 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ Палдиэль, Мордехай. Церкви и Холокост — нечестивое учение, добрые самаритяне и примирение ; Издательство «Ктав»; 2006.
- ^ Информация о хорватских Праведниках народов мира. Архивировано 19 октября 2013 г. на Wayback Machine , dalje.com; по состоянию на 26 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Корнуэлл, 1999, стр. 250
- ^ Перейти обратно: а б «Холокост в Независимом государстве Хорватия www.HolocaustResearchProject.org» . www.holocaustresearchproject.org . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Корнуэлл, 1999, стр. 250–51.
- ^ Перейти обратно: а б с Пэрис, Эдмонд (1961). Геноцид в сателлитной Хорватии 1941-1945 гг . Кингс. п. 268. ИСБН 978-1258163464 .
- ^ Перейти обратно: а б с Файер 2000 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б с Файер 2000 , с. 37.
- ^ Энциклопедия Холокоста , том 1, с. 328.
- ↑ Речь архиепископа Степинаца 24 октября 1942 г.
- ^ Корнуэлл, 1999, стр. 249
- ^ Файер 2008 , с. 225.
- ^ Перейти обратно: а б Файер 2008 , с. 9-16.
- ^ Файер 2000 , с. 36-37.
- ^ Британская онлайн-энциклопедия - профиль Иосипа Броз Тито ; получено 7 сентября 2013 г.
- ^ Файер 2008 , с. 135.
- ^ Файер 2008 , с. 148.
- ^ Файер 2008 , стр. 148–150.
- ^ Файер 2000 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с Файер 2008 , с. 222.
- ^ Файер 2008 , стр. 222–223.
- ^ Перейти обратно: а б с Файер 2008 , с. 220.
- ^ Файер 2008 , с. 221.
- ^ Файер 2008 , с. 227.
- ^ Файер 2008 , с. 228.
- ^ Файер 2008 , с. 228-229.
- ^ Файер 2008 , с. 226.
- ^ Норман Дэвис; Восстание '44: Битва за Варшаву; Викинг; 2003 г.; стр. 566–68
- ^ «Приговор против Рожмана отменен: первый интерактивный мультимедийный портал MMC RTV Словения» . Rtvslo.si . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Файер 2008 , с. 150.
- ^ «Югославия: Помощь архиепископу» ; Время ; 14 октября 1946 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Файер 2008 , с. 151-152.
- ^ Файер 2008 , с. 10-15, 147, 150.
- ^ Перейти обратно: а б с Файер 2008 , с. 208.
- ^ Перейти обратно: а б Файер 2008 , с. 209.
- ^ Файер 2008 , с. 210.
- ^ «Суд отклонил иск переживших Холокост в NDH к Банку Ватикана» . Slobodandalmacija.hr. Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 15 мая 2013 г.
- ^ Литучий 2006 , стр. 117.
Источники
- Книги
- Банк, Ян; Геверс, Лив (2016). Церкви и религия во Второй мировой войне . Издательство Блумсбери. ISBN 9781472504807 .
- Булайич, Милан (2002). Ясеновац: Еврейско-сербский Холокост (роль Ватикана) в нацистско-усташской Хорватии (1941-1945) . Белград: Фонд исследований геноцида, Профессиональная книга. ISBN 9788641902211 .
- Булайич, Милан (1992). Миссия Ватикана в Независимом государстве Хорватия: «Политика Степинаца» по развалу югославского государства и католицизации православных сербов ценой геноцида: создание Civitas Dei - Antemurale Christianitatis . Политика. ISBN 9788676070411 .
- Булайич, Милан (1994). Роль Ватикана в распаде югославского государства: Миссия Ватикана в Независимом государстве Хорватия . Усташиские преступления геноцида. Белград: Стручна книга.
- Корнуэлл, Джон (1999). Папа Гитлера: Молчание Пия XII . Лондон: Викинг. ISBN 9780670876204 .
- Дакина, Годзё Ристе (1994). Геноцид сербов в Независимом государстве Хорватия: будь католиком или умри . Институт современной истории. ISBN 9788674030585 .
- Дедижер, Владимир (1992). Югославский Освенцим и Ватикан: хорватская резня сербов во время Второй мировой войны . Амхерст: Книги Прометея. ISBN 9780879757526 .
- Дедижер, Владимир (1987). Ватикан и Ясеновац: документы . Работа. ISBN 9788609000751 .
- Джурич, Велько Дж. (1991). Христианизация сербов в Независимом государстве Хорватия: вклад в историю религиозного геноцида . Белград: Альфа.
- Эванс, Ричард Дж. (2008). Третий Рейх в войне . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN 9781594202063 .
- Фалькони, Карло (1970). Молчание Пия XII . Бостон и Торонто: Литтл, Браун и компания.
- Фельдман, Мэтью; Турда, Мариус; Джорджеску, Тюдор, ред. (2008). Клерикальный фашизм в межвоенной Европе . Рутледж. ISBN 9781317968993 .
- Фурнемон, Жан-Франсуа (1996). Ватикан и бывшая Югославия [ Ватикан и бывшая Югославия ]. Париж: L'Harmattan.
- Кертцер, Дэвид И. (2014). Папа и Муссолини: Тайная история Пия XI и подъема фашизма в Европе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198716167 .
- Корб, Александр (2010). «Множественная атака: преследование усташами сербов, евреев и цыган в Хорватии во время войны» . Искоренение различий: обращение с меньшинствами в Европе, где доминируют нацисты . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 145–163. ISBN 9781443824491 .
- Литучи, Барри М., изд. (2006). Ясеновац и Холокост в Югославии: анализ и свидетельства выживших . Нью-Йорк: Исследовательский институт Ясеноваца.
- Нелис, Ян; Морелли, Энн; Прает, Дэнни, ред. (2015). Католицизм и фашизм в Европе 1918-1945 гг . Георг Олмс Верлаг. ISBN 9783487421278 .
- Новак, Виктор (2011а). Magnum Crimen: полвека клерикализма в Хорватии . Том. 1. Ягодина: Гамбит. ISBN 9788676240494 .
- Новак, Виктор (2011б). Magnum Crimen: полвека клерикализма в Хорватии . Том. 2. Ягодина: Гамбит. ISBN 9788676240494 .
- Пэрис, Эдмонд (1961). Геноцид в спутниковой Хорватии, 1941–1945: отчет о расовых и религиозных преследованиях и массовых убийствах . Чикаго: Американский институт по балканским делам.
- Файер, Майкл (2000). Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 гг . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253214713 .
- Файер, Майкл (2008). Пий XII, Холокост и холодная война . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253349309 .
- Рамет, Сабрина П. (2006). Три Югославии: государственное строительство и легитимация, 1918–2005 гг . Нью-Йорк: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34656-8 .
- Роудс, Энтони (1973). Ватикан в эпоху диктаторов 1922-1945 гг . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030077364 .
- Ривелли, Марк Аврелий (1999). : монсеньор Степинац, Ватикан и диктатура усташей в Хорватии, 1941-1945 гг . [ Архиепископ Геноцида на итальянском языке]. Милан: Каос. ISBN 9788879530798 .
- Ривелли, Марко Аурелио (1998). Скрытый геноцид: Независимое государство Хорватия 1941–1945 гг. [ Скрытый геноцид: Независимое государство Хорватия 1941–1945 гг. ] (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825111529 .
- Ривелли, Марк Аврелий (2002). Пия XII, сообщница нацистского фашизма [ «Бог с нами!»: Церковь на итальянском языке]. Милан: Каос. ISBN 9788879531047 .
- Рычлак, Рональд Дж. (2010). Гитлер, война и Папа (переработанное и расширенное изд.). Саут-Бенд: наш воскресный гость. ISBN 9781612781969 .
- Симич, Сима (1958). Реконверсия сербов во время Второй мировой войны . Титоград: Графический институт.
- Томасевич, Джозо (2001). Война и революция в Югославии, 1941–1945: оккупация и сотрудничество . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804779241 .
- Йоманс, Рори (2013). Видения уничтожения: режим усташей и культурная политика фашизма, 1941–1945 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 9780822977933 .
- Йоманс, Рори (2015). Утопия террора: жизнь и смерть в военной Хорватии . Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-58046-545-8 .
- Журналы
- Биондич, Марк (2005). «Религия и нация в Хорватии военного времени: размышления об усташской политике насильственного религиозного обращения, 1941-1942». Славянское и восточноевропейское обозрение . 83 (1): 71–116. дои : 10.1353/см.2005.0063 . JSTOR 4214049 . S2CID 151704526 .
- Биондич, Марк (2006). «Споры вокруг католической церкви в военной Хорватии, 1941–45». Тоталитарные движения и политические религии . 7 (4): 429–457. дои : 10.1080/14690760600963222 . S2CID 143351253 .
- Биондич, Марк (2007b). «Радикальный католицизм и фашизм в Хорватии, 1918–1945». Тоталитарные движения и политические религии . 8 (2): 383–399. дои : 10.1080/14690760701321346 . S2CID 145148083 .
- Стоянович, Александр (2017). «Осажденная церковь: Сербская православная церковь в Независимом государстве Хорватия (NDH) 1941-1945» . Балканика (48): 269–287. дои : 10.2298/BALC1748269S .
- Вукович, Слободан В. (2004). «Роль Ватикана в распаде Югославии» . Социологический обзор . 38 (3): 423–443. дои : 10.5937/socpreg0403423V .
- Доклады конференции
- Шиндли, Ванда; Макара, Петар, ред. (2005). Ясеновац: материалы Первой международной конференции и выставки, посвященной концентрационным лагерям Ясеновац . Издательство Даллас. ISBN 9780912011646 .
- Нацистская Германия и католицизм
- Независимое государство Хорватия
- История католицизма в Европе
- Холокост в Югославии
- Папа Пий XII и Вторая мировая война
- Папа Пий XII и Холокост
- Они встали
- Христианские фашисты
- Антивосточное православие в католицизме
- Католицизм и крайне правая политика
- Преследование православных христиан
- Католическая церковь в Хорватии