Папа Пий XII и Польша
Папа Пий XII и Польша включают церковные отношения с 1939 по 1958 год. Пий XII стал Папой накануне Второй мировой войны . Вторжение нацистской Германии в преимущественно католическую Польшу в 1939 году спровоцировало конфликт, за которым вскоре последовало советское вторжение в восточную половину Польши в соответствии с соглашением, достигнутым между диктаторами Иосифом Сталиным и Адольфом Гитлером . Католической церкви в Польше предстояло столкнуться с десятилетиями репрессий, как со стороны нацистов, так и со стороны коммунистов. За нацистскими преследованиями католической церкви в Польше последовали сталинские репрессии, которые были особенно интенсивными в 1946–1956 годах. Политика Папы Пия XII заключалась в попытках избежать Второй мировой войны , широкой дипломатической деятельности от имени Польши и поощрении преследуемого духовенства и верующих.
В Польше Пий XII принял «одно из самых спорных своих решений» относительно реорганизации епархий во время Второй мировой войны . [1]
Фон
[ редактировать ]Часть серии о |
Преследования католической церкви |
---|
Портал католицизма |
Католицизм присутствовал в Польше уже почти 1000 лет. К 1939 году около 65% поляков считали себя католиками. [2] Вторжение нацистской Германии в преимущественно католическую Польшу в 1939 году спровоцировало Вторую мировую войну . Великобритания и Франция объявили войну Германии в результате вторжения, а Советский Союз вторгся в восточную половину Польши в соответствии с соглашением, достигнутым с Гитлером. Католической церкви в Польше предстояло столкнуться с десятилетиями репрессий, как со стороны нацистов, так и со стороны коммунистов. [3] Верность Польши папству придала ее тяжелому положению международный масштаб, о котором знали как нацистские, так и советские оккупационные державы. В Польше Церковь была хорошо организована, духовенство пользовалось уважением. Гарлинский писал, что «тысячелетняя связь Польской церкви с Римом давала ей некоторую защиту. В Германском рейхе насчитывалось 30 миллионов католиков, признававших власть Папы… и [каждый немецкий правитель], каким бы сильным он ни был против Рима, должен был принять во внимание этого..." [4]
Первые месяцы папства
[ редактировать ]Папа Пий XII сменил Пия XI в марте 1939 года, накануне Второй мировой войны. Новый Папа столкнулся с агрессивной внешней политикой нацизма и осознал угрозу для Европы и Церкви со стороны советского коммунизма, который нападал на религию: «каждая система нападала на религию, обеим было отказано в свободе, и победа любой из них была бы поражением для Церкви». , - написал Гарлински. [5] После своего избрания на пост папы в марте 1939 года Папа Пий XII был больше всего обеспокоен возможным началом новой войны, начиная с польско-немецкого конфликта. «Ничто не потеряно в мире, все может быть потеряно в войне», - было его послание сразу после его избрания.
Следовательно, он пытался выступить посредником, не участвуя в пограничных или других спорах, а создавая готовность к общению и переговорам со всех сторон. Сам Папа пытался созвать конференцию пяти воюющих сторон: Польши , Германии , Великобритании , Франции и Италии , исключая Советский Союз . [6] Италия была готова, Германия не проявила особого интереса, Франция и Великобритания были открыты, но колебались. Польша почувствовала себя в безопасности и сообщила Святому Престолу, что ей удалось сохранить незаинтересованность Советского Союза в споре с Германией, укрепив тем самым позицию Польши. [6] Ватикан не согласился с этой оптимистической оценкой и призвал к общению и осторожности. После сообщений средств массовой информации о неожиданном соглашении между Германией и Советским Союзом польский посол Казимеж Папе сообщил Ватикану, что пакт Гитлера-Сталина фактически укрепил позиции Польши, поскольку Советский Союз больше не проявлял интереса к европейским конфликтам. [6]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Нацистско-советское вторжение в Польшу
[ редактировать ]Нацистская Германия вторглась в Польшу с запада 1 сентября 1939 года, и начался период жестокой оккупации. Расистская нацистская идеология предназначалась для уничтожения евреев Польши и относила этнических поляков (в основном католиков) к низшей расе. Евреев собирали в гетто или отправляли в лагеря смерти. Этническая польская интеллигенция также подвергалась уничтожению: в ходе кампании террора были убиты как священники, так и политики. Также широко использовался принудительный труд. Красная Армия вторглась в Польшу с востока 17 сентября 1939 года. [7] Советы также несли ответственность за репрессии против польских католиков и духовенства , уделяя особое внимание «классовым врагам». Операция «Барбаросса» — нападение Германии на Советский Союз — была начата в июне 1941 года, разрушив советско-нацистский пакт о ненападении и поставив Восточную Польшу под нацистское господство. [8] Норман Дэвис писал: [9] Нацистский план в отношении Польши повлек за собой уничтожение польской нации. Это неизбежно требовало нападения на Польскую церковь, особенно на тех территориях, которые были присоединены к Германии. [2] По словам биографа Гитлера Яна Кершоу , в своей схеме германизации Восточной Европы Гитлер ясно дал понять, что «в этой утопии не будет места христианским церквям». [10]
Политика Папы Пия XII
[ редактировать ]Пий XII лоббировал мировых лидеров, чтобы избежать войны, а затем попытался заключить мир, но воюющие стороны проигнорировали его, поскольку Германия и Россия начали относиться к католической Польше как к своей колонии. [5] В своей первой энциклике Summi Pontificatus от 20 октября 1939 года Пий заявил, что все расы и культуры имеют равную ценность, потому что создатель не создавал неравенства, [11] и ответил на вторжение. Энциклика назвала войну Гитлера «нехристианской» и предложила Польше такие слова: [12] [13]
[Это] «Час тьмы»… в котором дух насилия и раздора приносит неописуемые страдания человечеству… Народы, охваченные трагическим водоворотом войны, возможно, находятся еще только в «начале скорбей». «...но и теперь в тысячах семей царит смерть и запустение, плач и нищета. Кровь бесчисленных людей, даже не участвующих в боевых действиях, вызывает жалкую панихиду по такой нации, как Наша дорогая Польша, которая за свою верность Церкви, за свои заслуги в защите христианской цивилизации неизгладимыми буквами записана в анналах история, имеет право на щедрое и братское сочувствие всего мира, пока ожидает, опираясь на могущественное заступничество Марии, Помощи христиан, часа воскресения в согласии с принципами справедливости и истинного мира.
— Верховный Понтификат — Папа Пий XII , октябрь. 1939 год
Польский епископат во главе с кардиналом Августом Хлондом , который неоднократно призывал Святой Престол выступить с протестами, предупреждениями или осуждением, был «глубоко благодарен». [14] Тем не менее, папский протест, репортажи по радио, документальные фильмы L'Osservatore Romano и другие протесты, выпущенные позже, практически ничего не сделали для облегчения страданий польского народа и духовенства в последующие военные годы под немецкой и советской оккупацией. На самом деле преследования усилились. [14] Поэтому Папа тщательно выбирал слова, исходя из своих основных убеждений, выраженных позже, которые стали его политикой во время войны:
Каждое наше слово должно быть тщательно обдумано и взвешено в интересах тех, кто страдает, чтобы не сделать их положение еще более трудным и невыносимым, чем прежде, хотя бы непреднамеренно и невольно». [15]
Хотя Пий участвовал в составлении антинацистской энциклики Mit brennender Sorge , которая оставалась обязательной на протяжении всей войны, он не повторял ее во время войны и, как писал Гарлинский, сознавал, что гитлеровская экспансия привела под власть 150 миллионов католиков. контроль над Третьим рейхом и что его заявления могут отрицательно повлиять на условия жизни католиков за пределами Польши. [16] Эта «сдержанная и аргументированная позиция», писал Гарлинский, хотя и оправданная в долгосрочной перспективе, «не устраивала поляков», которые ожидали более откровенных высказываний против нацистов. [17] Святой Престол отклонил просьбы Германии о заполнении епископств аннексированных территорий немецкими епископами, заявив, что он не признает новые границы до тех пор, пока не будет подписан мирный договор. Но эти дипломатические действия не были сочтены достаточными в Польше, где ожидались более откровенные заявления. [18]
Франция и другие страны умоляли Святой Престол выразить протест против неспровоцированной агрессии вторжения и, возможно, осудить национал-социализм и коммунизм вновь . По словам Стеле, заместитель министра Ватикана Джованни Баттиста Монтини отказался на том основании, что за любое слово против Германии или России католики на оккупированных территориях дорого заплатят. [19] Ранее Папа Пий XII, чтобы оставаться беспристрастным во время войны, приказал чиновникам Ватикана и L'Osservatore Romano использовать такие термины, как « социализм », « коммунизм » и « национал-социализм », что фактически не унизительно. [20] таким образом, за папством, которое часто публиковало там свои собственные новости, было исключительное право выдвигать возможные осуждения и предупреждения.
Немецкие и польские епископы призвали к осуждению, утверждая, что враги Церкви намекнули, что Ватикан отказался от Польши. [21] В то же время Адам Стефан Сапега , откровенный кардинал- архиепископ Кракова ( Польша ), а после преждевременного бегства кардинала Августа Хлонда в изгнание, ведущий представитель Церкви в Польше , и другие в равной степени опасались, что папские осуждения могут усугубить ситуацию. и без того очень сложная ситуация для польского духовенства и верующих. Поляки в изгнании требовали резкого осуждения, в то время как жители стран были более осторожными. [22] В то время как церковная дипломатия работала тихо, официальная папская радиостанция « Радио Ватикана» была довольно откровенной в своих репортажах, особенно в передачах на польском, литовском и других местных языках на оккупированных территориях. Но это имело неприятные последствия, поскольку один литовский епископ возразил:
Эти сообщения должны быть немедленно прекращены. Они лишь подстрекают местные оккупационные власти и наносят большой вред гонимой Церкви. Мы знаем, какова наша ситуация, нам нужны новости из католического мира и католического учения». [23]
В то время не было известно об обширной дипломатической деятельности Святого Престола от имени Польши. Во время Второй мировой войны Ватикан потратил больше политических и дипломатических усилий на польские дела, чем любая другая страна в мире: в одиннадцати томах Actes et Documents du Saint Siège relatifs à la Seconde Guerre Mondiale насчитывается около пятисот восьмидесяти документы о Польше. Они включают общение с немецкими и союзными властями, польским правительством в изгнании в Лондоне и апостольскими администраторами в« Вартегау » [24] Святому Престолу было известно о жалобах на его тихую дипломатию. На вопрос, почему Ватикан не опубликовал свои документы и протесты, государственный секретарь кардинал Луиджи Мальоне ответил
Их не предали огласке, чтобы верующие не подвергались еще более жестоким гонениям. Разве не это нужно сделать? Должен ли отец христианства увеличить несчастья, которые переносят поляки в их собственной стране». [25]
30 сентября 1939 года газета L'Osservatore Romano сообщила, что Папа обратился к польской общине в Риме:
- Тысячи сотен тысяч людей страдают в этот самый момент и очень многие уже стали жертвами этой войны, которую, как вы знаете, мы пытались предотвратить всеми возможными способами.
- Перед нашими глазами проходит видение глубокого бессмысленного ужаса и темного отчаяния, множество беглецов и странников, у которых нет уже ни родины, ни дома. Мы слышим истошный крик матерей и невест, оплакивающих своих близких, погибших на поле боя. Мы слышим отчаянные жалобы людей преклонного возраста и тех, кто слаб здоровьем, лишенных всякой помощи и ухода.
- Мы слышим, как дети плачут о своих родителях, которых уже нет, крики о помощи раненых и предсмертный хрип умирающих, многие из которых никогда не принадлежали к сражающимся силам. Мы ощущаем их страдания, их страдания и траур как свои собственные.
- Любовь Папы к своим детям не знает ограничений и границ. Он желает, чтобы все дети Церкви чувствовали себя как дома с отцом, который любит всех одинаково. Эта отцовская любовь заботится о страждущих и желает позаботиться и о каждом из вас. Однако это не единственное утешение. В глазах Бога, его наместника, всех порядочных людей вы обладаете другими сокровищами, которые хранятся не в стальных сейфах, а в вашем сердце и в вашей душе, прежде всего славой воинской храбрости...
- Более того, во мраке, нависшем сейчас над Польшей, все еще остается яркий свет счастливых воспоминаний о вашем великом национальном прошлом. ... В вашей истории люди знали часы агонии и очевидной смерти, но также и пробуждения и воскресения. ... Мы не говорим: вытрите слезы, Христос, оплакивавший смерть Лазаря и развалины собственной земли, собирает ныне слезы, пролитые за ваших умерших и за Польшу, чтобы воздать им потом. Слезы по Польше, которая никогда не умрет. - L'Osservatore Romano , 1 октября 1939 г.
В апреле 1940 года Святой Престол сообщил правительству США Франклина Д. Рузвельта , что все его усилия по доставке гуманитарной помощи были заблокированы немцами, и что поэтому он стремится направить помощь непрямыми маршрутами, такими как американская «Комиссия по польским делам». Облегчение". [26] В 1942 году Американская национальная католическая конференция благосостояния сообщила, что «когда отчеты кардинала Хлонда хлынули в Ватикан, Папа Пий XII протестовал против чудовищ, о которых они рассказывали, с неумолимой энергией». Папы от Конференция отметила энциклику 28 октября и сообщила, что Пий обратился к польскому духовенству 30 сентября 1939 года, говоря о «видении безумного ужаса и мрачного отчаяния» и говоря, что он надеется, что, несмотря на работу «врагов Бога», католик жизнь выживет в Польше. В канун Рождества в обращении к Коллегии кардиналов Пий осудил зверства «даже в отношении мирных жителей, беженцев, стариков, женщин и детей, а также пренебрежение человеческим достоинством, свободой и человеческой жизнью», которые имели место в Польше. война как «действия, вопиющие о мести Божией». [27] Ватикан использовал свою прессу и радио , чтобы в январе 1940 года рассказать миру о терроре польского народа. 16 и 17 ноября 1940 года Радио Ватикана сообщило, что религиозная жизнь католиков в Польше по-прежнему жестко ограничивается и что по меньшей мере 400 священнослужителей были депортированы в Германию за предыдущие четыре месяца: [28]
Католические ассоциации в Генерал-губернаторстве также были распущены, католические учебные заведения закрыты, а католические профессора и учителя доведены до состояния крайней нужды или отправлены в концентрационные лагеря. Католическая пресса оказалась бессильной. В части, включенной в состав рейха, и особенно в Познании, представители католических священников и орденов были заключены в концентрационные лагеря. В других епархиях священников посадили в тюрьму. Целые районы страны были лишены всякого духовного служения, а церковные семинарии были разогнаны.
- Радио Ватикана, ноябрь 1940 г.
Во время войны Стефан Вышинский под псевдонимом доктор Стефан Зузельский написал на эту тему несколько статей, таких как «Ватикан и Польша» и «Пий XII и Польша» . [29] Он объяснил позицию Ватикана:
Если иногда известия о Польше были скудны и трагические моменты обходили молчанием, то это делалось только по просьбе польских кругов, обнаруживших, что немцы мстят нашим пленным за передачи об их подвигах в Польше». [30]
Папа, по словам Вышинского, никогда не переставал признавать суверенитет Польши и не производил никаких личных или территориальных изменений, в то время как частые сообщения в прессе Ватикана продолжали сообщать о Польше «как о стране, которая поддерживает свободные государства, борющиеся за лучшее будущее». [30] Тем не менее, государственные власти пытались дискредитировать Папу Пия XII в глазах польского общества. Его настоящие речи и послания к польскому народу не были известны в Польше. [31] Более чем поколение спустя, во время первого визита Папы Иоанна Павла II в Варшаву, Стефан Вышинский воспользовался случаем, чтобы прочитать одно из этих посланий Папы Пия XII польским верующим. Иоанн Павел II объяснил, как Папе Павлу VI , которого также оклеветали, запретили въезд в Польшу. [32]
Польские потери
[ редактировать ]По оценкам, несмотря на все публичные и частные протесты и многочисленные дипломатические инициативы, две тысячи триста пятьдесят один (2351) представитель духовенства и монашествующих были убиты (четыре епископа, 1996 священников, 113 священнослужителей и 238 женщин). религиозный). В концентрационные лагеря было отправлено 5490 польских священнослужителей и монашествующих (3642 священника, 389 священнослужителей, 342 брата-мирянина и 1117 монахинь), большинство из которых там погибло. [33] Кроме того, немецкие оккупанты постановили, что Церковь на польских территориях, немедленно присоединенных к Рейху, утрачивает всякий юридический статус как субъекта и, следовательно, всякую правовую защиту. [34] Все церковные организации были расформированы, а в Германии объявлены вне закона: все крещения для лиц младше 21 года, религиозное образование, исповедания на польском языке, мужские и женские религиозные ордена, школы, церковные благотворительные организации, церковные сборы, католические кладбища и воскресная школа. [35] Папский нунций был также назначен нунцием в Польше, против чего немецкое правительство не могло возражать, поскольку он уже был аккредитован. Однако его ноты протеста и выступления не были приняты даже государственным секретарем Германии Эрнстом фон Вайцзеккером , офицером СС, который сообщил нунцию, что Польша находится за пределами географической зоны Рейхскокордата и , следовательно, не его дело. [36] Попытки немецких священнослужителей улучшить ситуацию в Польше путем включения аннексированной польской территории в немецкую иерархическую юрисдикцию, [37] и, таким образом, сделать его де-факто объектом защитных мер Рейхскокордата, были отвергнуты как Ватиканом, так и польским правительством в изгнании как фактическое признание немецкой аннексии . [34] Однако Ватикан по просьбе отчаявшегося польского духовенства назначил временных немецких администраторов в двух польских епархиях после того, как оккупационные власти убили местных епископов, заблокировали выдвижение кандидатур любого польского гражданина на вакансии и отказались вести переговоры с любым польским епископом. [38]
Советская оккупация [39]
[ редактировать ]После Второй мировой войны окончания советские войска, дислоцированные в Польше , и Коммунистическая партия усилили контроль над польским правительством, Папа и польский епископат ожидали преследований и проблем со связью с польскими епископами. Поэтому он предоставил Facultas Specialis особые полномочия кардиналу. Август Хлонд в своих отношениях с церковью и государственными властями. Пастырским приоритетом Хлонда были бывшие немецкие территории , которые теперь были переданы Польше и названы восстановленными территориями коммунистическими польскими государственными властями, а также западными землями самой польской церковной иерархией. [40] 15 августа 1945 года, через неделю после Потсдамской конференции, Хлонд создал факты, установив польских администраторов в этих областях. Новое правительство, как и ожидалось, начало свою кампанию против Церкви с выхода из конкордата, изгнания папского нунция и отказа принять назначения кардинала Хлонда. Ватикан обвиняли в отказе признать власть нового коммунистического правительства и в нарушении конкордата в годы войны путем назначения временных немецких администраторов на территории Польши.
В 1950 году новый предстоятель Польши архиепископ Стефан Вышинский заключил с властями соглашение, которое давало Церкви минимальную передышку. Папа Пий XII дал свое полное одобрение. [41] По словам Вышинского, «письма Папы Пия XII подтверждают, что он одобрял и даже хвалил действия кардинала Хлонда в западных землях». [42] Тем не менее, политические бури над церковью в Польше продолжались, поскольку ПАКС и правительственные чиновники продолжали агитировать против « немецких реваншистов », « империалистов » и НАТО . В апреле 1951 года Стефан Вышинский встретился с Папой и сообщил ему о политических сложностях в Западных землях . Папа Пий «одобрил и благословил все действия и методы» предстоятеля и был уверен в этом. Polonia fara da se («Польша сама о себе позаботится») — знаменитое высказывание Папы. [43] Тем не менее, Римско-католическая церковь до 1972 года продолжала признавать только польские территориальные границы до 1939 года и назначала немецких апостольских посетителей в Бреслаускую архиепархию , Вармийскую епархию и другие бывшие немецкие епархиальные кафедры, которые должны были служить восточногерманским епархиям . изгнанники и беженцы в государстве Западная Германия . [44]
После окончания войны Папа Пий XII, столкнувшись с долгосрочной проблемой, прекратил свою политику нейтралитета во время войны. Его политика продолжала быть скорее прагматической, чем идеологической. Он осудил начавшиеся преследования, но, как и ранее в случае с нацистами, не назвал имен или политических партий. [45] Он напомнил польским и советским властям, что воздерживался от протестов во время войны, несмотря на массовые преследования. Похоже, это не произвело впечатления на коммунистическую партию Польши, которая в последующие месяцы начала конфисковывать церковную собственность. К концу 1947 года были экспроприированы и католические учебные заведения, детские сады, школы, приюты. [46] Начиная с 1948 года, массовые аресты и показательные процессы. против епископов и духовенства стали проводиться [46] Папа Пий XII ответил апостольским письмом Flagranti Semper Animi от 18 января 1948 года: [47] в котором он защищал Церковь от нападок и сталинской тактики преследования. Власти усилили давление на Церковь посредством законодательства, фактически объявив религиозные собрания и организации вне закона. [46] Папа Пий ответил письмом, посвященным 10-летию начала Второй мировой войны , Decennium Dum Expletur . Хотя польский народ пострадал как никто другой. Война официально окончена, но, по словам Папы Пия, страдания польского народа продолжаются. Апостольское письмо «Cum Jam Lustri» посвящено смерти двух польских кардиналов, Августа Хлонда и Адама Стефана Сапеги , которых он очень ценил, и придает смелости Церкви в Польше. Папа восхищается пылкой любовью поляков к Деве Марии.
- Любовь, которая горит в тебе к ней, не имеет себе равных. Мы получили ясное доказательство во время последней войны, когда польские солдаты воздвигли алтарь в ее честь на дымящихся руинах Монте-Кассино . Польские солдаты также спасли базилику Санта-Каса в Лорето от сожжения и разрушения, рискуя собственной жизнью. Но борьба продолжается. [48]
В честь святого Станислава Папа Пий XII издает Poloniae Annalibus , давая утешение и еще раз выражая свою уверенную уверенность, что Христос победит и гонения прекратятся. К 1952 году около 1000 священников были заключены в тюрьму, все семинарии религиозных орденов закрыты. [49] 19 ноября 1953 года понтифик обратился к дипломатическому корпусу с протестом против заключения Стефана Вышинского в тюрьму . [50] После ареста кардинала коммунистические власти поддерживают патриотических священников ПАКС , которые стремятся к отделению от Рима. К 300-летию успешной защиты Ясной Горы Папа Пий XII снова пишет в Польшу, поздравляя мужественных защитников веры своего времени. Глориосам Регинам приветствует современных польских мучеников и выражает уверенность в победе королевы Польши. [51] Он приветствует кардинала Вышинского по его возвращению из ареста в октябре 1956 года. [52]
В 1957 году Папа Пий обратился с резкими словами к польскому епископату, отмечавшему 300-летие. Годовщина мученической кончины Анджея Боболи через россиян. «Ненавистники Бога и враги христианского учения нападают на Иисуса Христа и Его Церковь». [53] Папа просит выдержки и храбрости. [54] Народ и духовенство должны преодолеть множество препятствий и даже жертвовать временем и деньгами, но никогда не должны сдаваться. [55] Пий утешает своих польских братьев, говоря, что везде в христианской повседневной жизни всегда есть доля мученичества, если кто-то стремится к совершенству. Бобола — образцовый святой, потому что он сохранил свою веру в неприкосновенности и защищал ее всеми средствами. Польский народ должен «ожидать награды, которую Бог обещает всем, кто с совершенной верностью, неослабевающей готовностью и пламенной любовью живет, трудится и стремится защитить и распространить по всему миру Его Царство мира». [56] Папа призывает своих епископов в Польше не расстраиваться из-за ситуации, а сочетать смелость с благоразумием, а знания с мудростью:
Действуйте смело, но с той христианской быстротой души, которая идет рука об руку с благоразумием, знанием и мудростью. Сохраняйте католическую веру и единство». [57]
Последнее епископское назначение Папы Пия XII.
[ редактировать ]Одним из последних епископских назначений Папы Пия XII и последнего назначения польского епископа стал молодой священник из Краковской архиепархии Кароль Войтыла . 4 июля 1958 года Папа Пий XII назначил его титулярным епископом Омби и помощником архиепископа Евгениуша Базиака , апостольского администратора Краковской архиепископии. [58]
Примерно двадцать лет спустя Папа Иоанн Павел II вспоминал встречу с понтификом, когда он был студентом в Риме, в Бельгийском колледже . «Я хочу вспомнить великого Папу Пия XII, который сорок лет назад был призван на Святой Престол. Он произвел на меня самое глубокое впечатление». Представленный ректором как студент из Польши, Папа Пий посмотрел на него «с явным волнением, остановился на мгновение и сказал мне по-польски: «Хвала Иисусу Христу». Войтыла почувствовал воодушевление со стороны Папы Пия XII». менее чем через два года после Второй мировой войны , которая стала самым ужасным испытанием для моей страны». [59]
Папа Пий XII о Польше
[ редактировать ]За военные годы 1939–1945 годов двадцать пять сообщений Папы Пия XII и более двухсот сообщений Святого Престола - в основном от кардинала государственного секретаря Луиджи Маглионе , Джованни Баттисты Монтини и Доменико Тардини включены - с польскими церковными и государственными чиновниками. в 600 документах:
- Святой Престол и религиозная ситуация в Польше и странах Балтии, 1939–1945 гг., В Актах и документах Святого Престола, касающихся Второй мировой войны, Libreria Editrice Vaticana, 1967 г.
- 1945–1958
- В эти последние годы, Апостольское послание от 29 июня 1945 г. [60]
- Пресвятая Дева Мария Ченстоховская, Апостольское послание, 16 января 1946 г. [61]
- Непорочное Сердце, Апостольское письмо, 23 декабря 1946 г. [62]
- Апостольское послание от 18 января 1948 г. [47]
- Decennium Dum Completur , Апостольское послание от 1 сентября 1949 г., [63]
- «Кум Джем Лустри» , Апостольское письмо, 1 сентября 1951 г., [64]
- Анналы Польши , Апостольское письмо, 16 июля 1953 г. , [65]
- Речь перед дипломатическим корпусом по поводу преследования кардинала Вызинского , 19 ноября 1953 г. [50]
- Славная Королева , Апостольское письмо, 8 декабря 1955 г., [66]
- Послание кардиналу Стефану Вышинскому (после его освобождения), [67]
- Непобедимые спортсмены , Энциклика о Святой Боболе, 16 мая 1957 г., [68]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Оуэн Чедвик, Христианская церковь в холодной войне , Лондон, 1993 г.
- Ричард Кардинал Кушинг, Папа Пий XII , St. Paul Editions, Бостон, 1959 г.
- Виктор Даммерц OSB, Религиозные общины и светские институты, в Справочнике по истории церкви , VII, Herder Freiburg, 1979, 355–380.
- Галтер, Красная книга преследуемых церквей, Паулюс Верлаг, Реклингхаузен, 1957,
- Herder Korrespondenz Orbis Catholicus, Фрайбург, 1946–1961 гг.
- Людвиг фон Пастор, (1854–1928) дневники, Эрриннеринген, Гейдельберг, 1930, 1950 гг.
- Файер, Майкл . 2000. Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-33725-9 .
- Речи и радиопослания Пия XII, Рим, Ватикан, 1939–1959 гг.
- Джоан М. Рестрепо Рестрепо SJ, Concordata Regnante Sancissimo Domino Pio XI Inita, Pontificia Universitas Gregoriana, Romae, 1932 г.
- Ян Олав Смит, Папа Пий XII, London Burns Oates & Washbourne LTD, 1951 г.
- Доменико Тардини Пий XII, Рим, Ватикан, 1960 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блет и Джонсон (1999) , с. 72
- ^ Jump up to: а б Гарлински (1985) , с. 60
- ^ "Папа Гитлера?" Архивировано 27 октября 2008 г. в Wayback Machine ; сэр Мартин Гилберт ; Американский зритель ; 18.8.06
- ^ Гарлински (1985) , стр. 60–61.
- ^ Jump up to: а б Гарлински (1985) , стр. 69–71.
- ^ Jump up to: а б с Украсть 213
- ^ Британская энциклопедия: Польша - Вторая мировая война
- ^ Британская энциклопедия Online: Польша – Вторая мировая война
- ^ Норман Дэвис ; Восстание '44: Битва за Варшаву ; Викинг; 2003 г.
- ^ Ян Кершоу; Гитлер Биография; 2008 Эдн; WW Нортон и компания; Лондон с.661
- ^ Acta Apostolicae Sedis (1939), стр. 413–153.
- ^ Гарлински (1985) , с. 72
- ^ Верховный Понтификат - Раздел 106
- ^ Jump up to: а б Блет и Джонсон (1999) , с. 70
- ^ Блет и Джонсон (1999) , с. 165
- ^ Гарлински (1985) , стр. 71–74.
- ^ Гарлински (1985) , с. 74
- ^ Гарлински (1985) , стр. 71–72.
- ^ Украсть 216
- ^ Украсть 211He
- ^ Блет и Джонсон (1999) , стр. 82, 84.
- ^ Блет и Джонсон (1999) , с. 283
- ^ Деяния III, 241 4,257
- ^ большинство, но не все, в Деяниях III, тома 1,2.
- ^ Блет и Джонсон (1999) , с. 84
- ^ Библиотека Рузвельта ; Дипломатическая переписка: государственный секретарь Ватикана Майрону Тейлору , 26 апреля 1940 г.
- ^ Нацистская война против католической церкви; Национальная католическая конференция благосостояния; Вашингтон, округ Колумбия; 1942 год; п. 49
- ^ Нацистская война против католической церкви; Национальная католическая конференция благосостояния; Вашингтон, округ Колумбия; 1942 год; стр. 49–50
- ^ Мицевский (1984) , с. 33
- ^ Jump up to: а б Мицевский (1984) , с. 34
- ^ Мицевский (1984) , с. 418
- ^ Мицевский (1984) , с. 419
- ^ Блет и Джонсон (1999) , с. 71
- ^ Jump up to: а б Блет и Джонсон (1999) , с. 74
- ↑ Actes, 381 Le Cardinal Maglione au nonce a Vichy Valeri, 26 мая 1942 г.
- ^ Блет и Джонсон (1999) , с. 74. Германия заняла такую же позицию в отношении других аннексированных территорий и Австрии.
- ↑ Деяния III, 398 г. Апостольский администратор Брайтингер Папе Пию XII, 20 июля 1942 г.
- ^ Блет и Джонсон (1999) , с. 79
- ^ все ссылки: Stehle 280-283, если не указаны другие источники.
- ^ Мицевский (1984) , с. 46
- ^ Мицевский (1984) , с. 68
- ^ Мицевский (1984) , с. 70
- ^ Мицевский (1984) , с. 71
- ^ Мицевский (1984) , с. 72
- ^ «Ненавидеть грех, любить всех грешников» (Святой Августин) было политикой Ватикана со времен Льва XIII. Пастырские заботы имели приоритет над политическими; Блет и Джонсон (1999) , Предисловие
- ^ Jump up to: а б с Джованетти (1959) , с. 139
- ^ Jump up to: а б Acta Apostolicae Sedis (1948), с. 324
- ↑ Письмо Cum Jam Lustri епископам Польши, 1 сентября 1951 г.
- ^ Джованетти (1959) , с. 150
- ^ Jump up to: а б Acta Apostolicae Sedis (1953), с. 755
- ^ Славная королева 8,12
- ^ См. ниже Acta Apostolicae Sedis (1956), стр. 761.
- ^ Непобежденные спортсмены в AAS 1957 г.
- ^ Invicti Athletae, резюме в AAS 1957 г.
- ^ Invicti Athletae 29 в AAS 1957, 321 и далее.
- ^ Invicti Athletae 33 в AAS 1957, 321 и далее.
- ^ Invicti Athletae 34, в Acta Apostolicae Sedis (1957), стр. 321 и далее.
- ^ Arc.Ask3.Ru Папы Иоанна Павла II
- ^ Спиацци (1991) , с. 161
- ^ Журнал Апостольского Престола (1945), с. 205.
- ^ Журнал Апостольского Престола (1946), с. 172.
- ^ Журнал Апостольского Престола (1946), с. 533.
- ^ Журнал Апостольского Престола (1949), с. 450
- ^ Журнал Апостольского Престола (1951), с. 774
- ^ Журнал Апостольского Престола (1953), с. 498
- ^ Журнал Апостольского Престола (1956), с. 73.
- ^ Журнал Апостольского Престола (1956), с. 761.
- ^ Журнал Апостольского Престола (1957), с. 321
Библиография
[ редактировать ]- Actes et Documents Saint Siege, Libreria Editrice Vaticana, vol. I-XI, 1967 г.
- Блет, Пьер; Джонсон, Лоуренс Дж. (1999). Пий XII и Вторая мировая война: По данным архивов Ватикана . Паулист Пресс. ISBN 0-8091-0503-9 .
- Гарлински, Юзеф (1985). Польша и Вторая мировая война . Макмиллан Пресс.
- Джованетти, Альберто (1959). Папа обращается к Церкви Молчания . Реклингхаузен: Паулюс Верлаг.
- Мицевский, Анджей (1984). Кардинал Вышинский . Нью-Йорк: Харкорт. ISBN 9780151157853 .
- Спиацци, Раймондо (1991). Пий XII, полвека спустя . Болонья: Studio Domenicano Edition.