Jump to content

Обращение евреев в католицизм во время Холокоста

Обращение евреев в католичество во время Холокоста является одним из наиболее противоречивых аспектов деятельности Папы Пия XII во время Холокоста .

По словам Джона Морли , писавшего о дипломатии Ватикана во время Холокоста, «одной из основных проблем Ватикана, особенно в первые дни войны, были те евреи, которые обратились в католицизм, так называемые католические или христианские неверующие». -Арии». [ 1 ] Морли далее утверждает, что Пий XII «в первую очередь, почти исключительно, беспокоился о крещеных евреях». [ 2 ] Более того, предполагаемый страх Пия XII перед репрессиями против «неарийских католиков» часто упоминается как мотив, по которому он не выступал против Холокоста. [ 3 ] [ 4 ]

Во многих странах Оси и странах, оккупированных Осью, расовое законодательство ограничивало, запрещало или не признавало обращение евреев в христианство. По всей Европе — в Хорватии, Франции, Германии, Венгрии, Италии, Румынии и Словакии — нунции Пия XII продолжали свои самые решительные протесты по поводу воздействия различных антиеврейских законов на крещеных евреев. По мнению Рота и Ритнера , «это ключевой момент, потому что в дебатах о Пии XII его защитники регулярно указывают на осуждение расизма и защиту новообращенных евреев как на свидетельство противостояния антисемитизму всех видов». [ 5 ] Холокост является одним из наиболее ярких примеров «повторяющейся и крайне болезненной проблемы в католико-еврейском диалоге», а именно «христианских усилий по обращению евреев». [ 6 ]

Бразильский визовый проект (1939-1941)

[ редактировать ]

В марте 1939 года различные члены немецкой католической иерархии обратились к новоизбранному Пию XII с просьбой подать прошение бразильскому правительству о выдаче 3000 иммиграционных виз для немецких евреев-католиков для поселения в Бразилии . [ 1 ] За этим последовали два года дипломатических обменов, начиная с поручения кардинала государственного секретаря Луиджи Мальоне Бенедетто Алоизи Маселла , нунция в Рио-де-Жанейро, запросить визы у президента Жетулио Варгаса . [ 1 ] Визы были официально выданы Варгасом через Совет по иммиграции и колонизации Бразилии (CIC) 20 июня 1939 года. [ 1 ]

С самого начала выдача виз предусматривала строгие условия: «одни необходимые, другие обструкционистские», которые со временем становились все более строгими. [ 7 ] Визы были доступны крещеным евреям в Германии и других странах, но им необходимо было представить рекомендацию нунциата своей страны. [ 8 ] От эмигрантов также требовали доказать, что их крещение произошло до 1933 года. [ 8 ] Евреям-протестантам было отказано в визах. [ 8 ] Более поздние условия включали существенный денежный перевод в Banco do Brasil и одобрение Бразильского управления пропаганды в Берлине. [ 9 ]

Столкнувшись с этими многочисленными препятствиями, кардинал Теодор Инницер из Вены 4 февраля 1941 года написал письмо Пию XII с просьбой о немедленной помощи в выдаче виз в связи с началом депортации 60 000 евреев Вены, по крайней мере 11 000. из них были крещены. [ 8 ] В ответе Маглионе описаны различные трудности, связанные с таким шагом. [ 8 ] Иннитцер был недоволен и позже в том же месяце снова пожаловался. [ 8 ]

Визовая программа была приостановлена ​​3 сентября 1940 года и официально завершилась 20 ноября 1941 года. [ 10 ] Правительства Испании и Португалии уже отказались выдавать туристические визы тем, кто пользуется иммиграционными визами в Бразилию. [ 10 ] Иннитцер снова проинформировал Ватикан об увеличении темпов депортаций 20 мая 1942 года, а Ватикан в последний раз попытался обратиться к бразильцам в июле 1942 года. [ 10 ] В декабре 1941 года Маглионе написал епископу, по просьбе которого был инициирован проект, что: «как вы наверняка были проинформированы [...] многие эмигранты уехали, и — с сожалением приходится признать — судя по тому, что мне сказали, довольно многие из они, как своим неподобающим поведением, так и предполагаемыми требованиями, не соответствовали той заботе, которую проявил в их отношении Святой Престол». [ 10 ] Акцент в письме Маглионе был сделан не на провале дипломатических усилий, а на досаде по поводу предполагаемого поведения и отсутствия благодарности получателей виз. [ 10 ] Согласно Энциклопедии Холокоста , под «ненадлежащим поведением» Маглионе мог означать только то, что получатели продолжали исповедовать иудаизм. [ 9 ] [ 11 ]

Трудно проверить точное количество выданных виз. [ 10 ] На самом деле посольству Бразилии в Ватикане было выделено всего 1000 виз, и большинство из них, хотя и не все, вероятно, были использованы. [ 10 ] Остальные 2000 человек, находящиеся под контролем бразильских чиновников в Германии, никогда не использовались, даже в первые месяцы реализации проекта. [ 10 ] Маглионе «на удивление согласился» с отменой программы, а его ответ послу Бразилии о возможности восстановления программы в будущем был «мучительно безличным и дипломатичным». [ 2 ]

Морли рассматривает важность бразильского визового проекта в четырех аспектах: во-первых, в демонстрации озабоченности Пия XII «в первую очередь, почти исключительно» крещеными, а не необращенными евреями, и в рассмотрении их преследований прежде всего как посягательства на права церкви; во-вторых, демонстрируя опору на дипломатию даже как на «самоцель»; и в-третьих, демонстрируя нежелание Папы нарушать статус-кво, «даже когда стойко католическая страна отказалась от своего обещания, данного Папе»; и, наконец, использование предыдущей неудачи в качестве «апологии» против более поздних предложений о помощи евреям. [ 2 ]

Действия в интересах новообращенных по странам

[ редактировать ]

По словам историка Холокоста Майкла Марруса , «хотя Церковь часто выступала на защиту преследуемых обращенных евреев или «неарийских католиков», как их иногда называли, рассматривая действия государства против них как нарушение соглашений, которые возлагали на Церковь право Право определять, кто был католиком, а кто нет, Церковь гораздо менее заботилась о евреях, которые оставались евреями». [ 12 ]

В Хорватии

[ редактировать ]

Точно так же в 1943 году кардинал Маглионе поручил Алоизию Степинацу , примасу Хорватии, спасти «как можно больше евреев — в основном новообращенных — во время предстоящей нацистской облавы». [ 13 ] По словам Морли, «во всех усилиях Марконе существует тенденция, которая, по-видимому, ограничивает его интересы и деятельность теми евреями, которые были крещены католиками или состояли в браке с католиками, не пострадают». [ 14 ]

Во Франции

[ редактировать ]

Одним из главных протестов нунция Валерио Валери против расового законодательства Виши было то, что в законе не было записано никаких положений об обращении в христианство. [ 15 ] Морли отмечает, что воздействие на новообращенных было единственным основанием для протестов Ватикана: «любая позиция правительства, не признававшая прав Церкви, была источником жалоб со стороны Ватикана. Нет никаких оснований предполагать, что какое-либо из других положений давало повод для жалобы». [ 15 ]

По словам Морли,

Валерий не имел особой компетенции комментировать законы или обращение, предоставляемое евреям, если только они не были крещеными католиками. Более того, между Францией и Ватиканом не было конкордата, определяющего обязанности и права каждого. В отличие от Румынии, например, здесь не было крупномасштабного обращения евреев. Таким образом, не было потенциального источника конфликта с правительством по поводу прав крещеных евреев или юридического оправдания такого вмешательства Ватикана. [ 16 ]

В Германии

[ редактировать ]

Возражения Ватикана против Нюрнбергских законов 1935 года ограничивались их воздействием на новообращенных из иудаизма, особенно в отношении их права вступать в брак с «арийскими» католиками. [ 17 ] По словам Морли, «как и следовало ожидать и было аналогично другим местам, ранние сообщения Орсениго с Маглионе относительно евреев касались тех, кто был крещен католиком». [ 18 ] Орсениго проявил интерес к (нереализованным) планам по отправке крещеных евреев в эмиграцию, в частности, в колонию в Эфиопии. [ 18 ] Другие документы свидетельствуют о попытках Орсениго эмигрировать крещеных евреев, но нет никаких свидетельств результатов этих усилий. [ 19 ]

В Венгрии

[ редактировать ]

Анджело Ротта , нунций Пия XII в Венгрии, считавшийся Праведником народов мира , телеграфировал кардиналу государственному секретарю Маглионе, чтобы сообщить ему о своих действиях по спасению евреев, особенно тех, кто обратился в католицизм. [ 20 ] Нунций Ротта раздавал охранные грамоты многим евреям во время Холокоста, хотя большинство из них досталось обращенным в католицизм. [ 21 ] Венгерская католическая церковь на протяжении 1930-х и 1940-х годов поддерживала усилия по устранению еврейского влияния, «за исключением некоторых слабых протестов против включения новообращенных евреев во все более жесткие антиеврейские меры». [ 22 ] По словам Рота и Ритнера, «кроме обращенных в христианство кардинал и примас Венгрии Юстиниан Середи не интересовался судьбой евреев». [ 23 ]

В Италии

[ редактировать ]

Протест Ватикана против итальянского расового законодательства заключался в том, что «не было признания прав крещеных евреев, которых Ватикан считал католиками». [ 24 ] Протесты против расовых законов были «основным направлением» деятельности Ватикана, связанной с евреями. [ 25 ] По словам Морли, «нет никаких доказательств того, что чиновники Государственного секретариата были обеспокоены ограничениями, наложенными на евреев. Их постоянная жалоба заключалась в том, что законы не признают измененный статус евреев, перешедших в католицизм». [ 26 ]

Среди беженцев, размещенных в самом Ватикане во время римской «разции» , о которой часто упоминают защитники Пия XII, большинство были неевреями или новообращенными. [ 27 ] Среди нехристианских беженцев, спасенных Ватиканом, был Исраэль Золли , главный раввин Рима того времени. В 1945 году Золли обратился в католичество и решил, что его окрестят «Эудженио Мария» в честь Папы Пия XII, урожденного Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли. [ 28 ]

В Румынии

[ редактировать ]

Нунций в Бухаресте Андреа Кассуло «первые усилия в защиту евреев касались почти исключительно тех, кто был крещен католиком». [ 29 ] В 1939 году он перешел в Ватикан, но не реализовал проект эмиграции 150 000 обращенных евреев Румынии в Испанию. [ 29 ] С 1940 по 1941 год его основной дипломатической обязанностью было протестовать против различных законодательных актов, поскольку они нарушали права крещеных евреев, особенно в отношении смешанных браков и посещения крещеными евреями католических школ, которые были защищены румынским конкордатом . [ 29 ]

три протеста Кассуло подал Иону Антонеску : 20 ноября 1940 г., 2 декабря 1940 г. и 14 февраля 1941 г. [ 30 ] Через пять дней после последнего протеста Антонеску сообщил нунцию о подписании указа, позволяющего учащимся любого этнического происхождения посещать свои религиозные школы. [ 30 ]

Однако «гораздо более тревожным для Ватикана» стал указ от 18 марта 1941 года, запрещающий обращение евреев в христианство и предусматривающий суровые наказания для евреев, пытающихся обратить в свою веру и сотрудничающих со священниками. [ 31 ] И снова Кассуло возразил, что это нарушает конкордат, но румынское правительство ответило, что указ не нарушает, поскольку он повлияет только на «гражданский статус» крещеных евреев. [ 31 ] Не обращая внимания на «явный расизм» этого ответа, «единственный интерес» Маглионе заключался в том, чтобы права конкордата распространялись на крещеных евреев. [ 31 ] Ватикан считал вопрос решенным после того, как нотой министра иностранных дел от 21 июля 1941 года были удовлетворены перечисленные требования Маглионе: «свободное исповедание католической веры, прием в католические школы, религиозное обучение и духовная помощь в различных областях жизни». общество". [ 31 ]

Румынские расовые законы вызвали беспрецедентный интерес румынских евреев к обращению в католицизм, в результате чего Ватикан издал директиву священникам, предписывающую им быть «прилежными в своих суждениях о потенциальных новообращенных». [ 32 ] Их профессия не должна была быть принята автоматически, а, скорее, «должен был соблюдаться шестимесячный период их обучения и подготовки, их поведения, интересов и желания реформировать свою жизнь в соответствии с католическими принципами. если возникнут сомнения относительно их мотивации, то крещение следовало отложить». [ 32 ]

Кассуло стало очевидным, что мотивы новообращенных не были исключительно религиозными, и он написал в Рим: «Ясно, что человеческие мотивы нельзя отрицать, но верно также и то, что Провидение также использует человеческие средства для достижения спасения». [ 33 ] Общенациональная статистика еврейских крещений неясна, но они определенно выросли до уровня, который обеспокоил правительство. [ 33 ] В Бессарабии 20% еврейского населения, 40 000 евреев, были крещены в надежде избежать депортации. [ 33 ] По просьбе румынского министра Даниэля Паппа Кассуло были отправлены более строгие инструкции, рекомендовавшие проявлять большую осторожность при крещении евреев. [ 33 ]

В июле 1942 года архиепархия Бухареста отказалась передать записи о крещении Министерству религии, хотя и разрешила им иметь список имен крещеных. [ 34 ] К декабрю 1943 года Ватикан считал, что разрешил большинство вопросов с румынским правительством по поводу прав обращенных евреев. [ 35 ] По словам Морли, хотя Кассуло был «возможно, самым активным из дипломатов Ватикана в вопросах, касающихся евреев», его протесты ограничивались нарушениями конкордата и, следовательно, прав обращенных евреев. [ 36 ] Морли считает его искренним, поскольку он верит, что это был «Божий план», согласно которому Холокост увеличил число новообращенных. [ 37 ] В целом Кассуло «не хотел вмешиваться, за исключением крещеных евреев». [ 37 ] Морли утверждает, что «его еврейские современники могли в те годы кризиса преувеличивать его влияние и усилия в их пользу», основываясь на разнице между еврейскими источниками и ADSS (Кассуло признан Праведником народов мира ). [ 38 ]

В Словакии

[ редактировать ]

Новое словацкое правительство под руководством президента Тисо , католического священника, приняло антиеврейский закон 18 апреля 1939 года, определяя всех новообращенных, крещенных после 30 октября 1918 года, как евреев. [ 39 ] Как и в Румынии, «особую озабоченность дипломата Ватикана» вызвали положения, касающиеся католических школ. [ 40 ] Меньшую озабоченность вызывало любое будущее законодательство о браке. [ 41 ] Временный поверенный в делах Бурцио пытался найти организацию, особенно в Америке, которая могла бы помочь в эмиграции евреев-католиков, чтобы их не постигла участь депортации. [ 41 ] В письме словацких епископов о предстоящих депортациях «их внимание конкретно ограничивалось евреями-католиками и содержалась просьба не депортировать их». [ 42 ] В письме правительство Словакии заверяло, что эти евреи были искренни в своем обращении и «полностью порвали со своим еврейским происхождением». [ 43 ]

Морли отмечает, что

Как и в других странах, первоначальные словацкие расовые законы были опротестованы Ватиканом не из-за какого-либо пагубного воздействия на евреев, а потому, что они ущемляли права Церкви. Всякий раз, когда расовые правила не освобождали крещеных евреев от обязательств, налагаемых на евреев, Маглионе и его представители чувствовали себя вправе выражать протесты. [ 44 ]

В частности, ограничения прав на посещение католических школ и смешанные браки рассматривались прежде всего как ограничения прав церкви. [ 44 ] Письмо протеста Маглионе «не касалось и не собиралось касаться несправедливости, совершенной в отношении евреев. Маглионе очень ясно дал понять, что он защищает права католиков «еврейского происхождения » ». [ 45 ]

Яркие примеры

[ редактировать ]

Исраэль Золли , главный раввин Рима, после войны принял католичество и принял имя при крещении «Евгенио» в честь Пия XII. Однако Золли остается неоднозначной фигурой в еврейской общине из-за своих действий во время войны. [ почему? ] .

Возвращение детей-сирот к родственникам после войны

[ редактировать ]

Следуя примеру, установленному в деле Мортары 1850-х годов, Ватикан сопротивлялся попыткам вернуть еврейских сирот их родственникам в течение более десяти лет после войны, особенно если они были крещены. [ 46 ] [ 47 ]

В 2005 году газета Corriere della Sera опубликовала документ от 20 ноября 1946 года, посвященный еврейским детям, крещенным во Франции во время войны. В документе предписывалось, чтобы крещеные дети, если они остались сиротами, содержались под опекой католиков, и говорилось, что это решение «было одобрено Святейшим Отцом». Нунций Анджело Ронкалли (ставший Папой Иоанном XXIII и признанный Яд Вашем Праведником народов мира ) проигнорировал эту директиву. [ 48 ] Эйб Фоксман , национальный директор Антидиффамационной лиги (ADL), который сам был крещен в детстве и впоследствии подвергся битве за опеку, призвал немедленно заморозить процесс беатификации Пия до тех пор, пока не будут получены соответствующие секретные архивы Ватикана и записи о крещении. были открыты. [ 49 ] Два итальянских учёных, Маттео Луиджи Наполитано и Андреа Торньелли, подтвердили подлинность меморандума, но заявили, что сообщение Corriere della Sera вводит в заблуждение, поскольку документ возник в архивах Французской католической церкви, а не в архивах Ватикана, и касается исключительно самого себя. с детьми, не имеющими живых кровных родственников, которые должны были быть переданы еврейским организациям. [ 50 ]

В 2020 году, после того как исследователям был предоставлен доступ к ранее засекреченным архивам понтификата Пия XII, политика, задокументированная Corriere della Sera, была подтверждена в отношении знаменитого дела «Последнее дело» , когда Ватикан тайно направлял священнослужителей во Франции для игнорировать постановления суда о передаче детей тете после войны. [ 47 ]

Предполагаемое присвоение Холокоста

[ редактировать ]
Крест Освенцима

Эдит Штайн (немецкой монахини, перешедшей из иудаизма в 1922 году и убитой в Освенциме) Статус мученицы был несколько спорным из-за вопроса о том, была ли она убита за свою веру или этническую принадлежность. [ 3 ] Многие евреи рассматривают заявление о присвоении Штайн мученической смерти как акт присвоения Холокоста, считая, что нацисты стали мишенью Штайн из-за ее еврейской национальности, а не из-за ее обращения в католицизм. [ 51 ] Эта обеспокоенность по поводу «присвоения» не уникальна: аналогичная критика высказывалась в отношении католических повествований о других новообращенных жертвах Холокоста, «создавая впечатление, что церковь, а не еврейский народ, была главной жертвой нацистского геноцида». [ 52 ]

Конфликт из-за креста Освенцима возле Освенцима I является типичным примером этих противоречий, поскольку Освенцим также является местом мученичества (согласно католической церкви) таких святых, как Максимилиан Кольбе . Согласно книге Дэниэла Гольдхагена « Моральный расчет »: «Попытка Церкви, по крайней мере частично, христианизировать Холокост, включить Холокост в свое собственное учение, принимает несколько форм: изобретение лжехристианских мучеников, лжехристианских героев [ sic ]. ] и ложные христианские жертвы, а также присвоение еврейских страданий как своих собственных». [ 53 ] Гольдхаген продолжает:

В 1998 году Церковь канонизировала Эдит Штайн, принявшую христианство. Немцы убили ее не потому, что она была католичкой или монахиней, что они считали неважным, а потому, что она родилась еврейкой. Поэтому Церковь направила ее на путь святости под ложным предлогом, что она стала мученицей Холокоста за свою христианскую веру. В 1982 году Церковь канонизировала отца Максимилиана Кольбе , который в Освенциме благородно вызвался отдать свою жизнь ради спасения другого узника (нееврея), но не оказался в лагере из-за своего христианства и не умер за свою веру, условие его канонизации как мученика, хотя другие, конечно, могут возразить, что он из любви ко Христу пожертвовал своей жизнью за другого заключенного, и это действие, вдохновленное его христианством, по существу то же самое, что умереть из-за своей веры; а Кольбе был автором явно антисемитского католического журнала. [ 53 ]

Наследие

[ редактировать ]

Со времени Второго Ватиканского Собора , созванного и закрытого преемниками Пия XII Папой Иоанном XXIII и Папой Павлом VI, произошли заметные изменения в представлении доктрины Католической церкви в отношении иудаизма. В частности, Nostra aetate, обнародованная Павлом VI в 1965 году, была призвана открыть новую эру католико-еврейских отношений. Некоторые аналитики рассматривают Nostra aetate как «запоздалый ответ на Холокост» и утверждают, что «кампании по обращению евреев больше не являются теологически приемлемыми в Католической церкви». [ 54 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Морли, 1980, с. 18.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Морли, 1980, с. 21.
  3. ^ Перейти обратно: а б Рот и Ритнер, 2002, с. 49.
  4. ^ Санчес, 2002, с. 177.
  5. ^ Рот и Ритнер, 2002, с. 44.
  6. ^ Рот и Ритнер, 2002, с. 236.
  7. ^ Морли, 1980, стр. 18-19.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Морли, 1980, с. 19.
  9. ^ Перейти обратно: а б Гутман, 1990, с. 1136.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Морли, 1980, с. 20.
  11. ^ Лессер, Джеффри. 1995. Приветствуя нежелательных: Бразилия и еврейский вопрос . Издательство Калифорнийского университета. п. 151–168.
  12. ^ Майкл Маррус. «Пий XII и Холокост: десять основных тем». В Риттнер и Рот, 2002, с. 45.
  13. ^ Файер, 2000, с. 86.
  14. ^ Морли, 1980, с. 164.
  15. ^ Перейти обратно: а б Морли, 1980, с. 68.
  16. ^ Морли, 1980, с. 70.
  17. ^ Файер, 2000, с. 14.
  18. ^ Перейти обратно: а б Морли, 1980, с. 108.
  19. ^ Морли, 1980, стр. 112-113.
  20. ^ Рот и Ритнер, 2002, с. 169.
  21. ^ Файер, 2000, с. 108.
  22. ^ Рот и Ритнер, 2002, с. 185.
  23. ^ Рот и Ритнер, 2002, с. 186.
  24. ^ Морли, 1980, с. 167.
  25. ^ Морли, 1980, с. 190.
  26. ^ Морли, 1980, стр. 190-191.
  27. ^ Зуккотти, Сьюзен. 2004. «Папа Пий XII и спасение евреев в Италии: свидетельства папской директивы?». Исследования Холокоста и геноцида . 18 (2): 255–273.
  28. ^ Ньюман, Луи Исраэль (1945). «Главный раввин» Рима становится католиком: исследование страха и злости . Пресса эпохи Возрождения. стр. 89–90.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Морли, 1980, с. 25.
  30. ^ Перейти обратно: а б Морли, 1980, с. 26.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Морли, 1980, с. 27.
  32. ^ Перейти обратно: а б Морли, 1980, с. 29.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Морли, 1980, с. 30.
  34. ^ Морли, 1980, стр. 32-33.
  35. ^ Морли, 1980, стр. 43-44.
  36. ^ Морли, 1980, стр. 45-46.
  37. ^ Перейти обратно: а б Морли, 1980, с. 46.
  38. ^ Морли, 1980, с. 47.
  39. ^ Морли, 1980, с. 74.
  40. ^ Морли, 1980, стр. 74-75.
  41. ^ Перейти обратно: а б Морли, 1980, с. 75.
  42. ^ Морли, 1980, с. 89.
  43. ^ Морли, 1980, с. 90.
  44. ^ Перейти обратно: а б Морли, 1980, с. 98.
  45. ^ Морли, 1980, с. 99.
  46. ^ Кертцер, Рассказ Давида I. «Папа, евреи и тайны в архивах» . Атлантика . ISSN   1072-7825 . Проверено 29 августа 2020 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Поволедо, Элизабетта (28 августа 2020 г.). «Распечатанные архивы дают свежие подсказки об ответе Папы Пия XII на Холокост» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 29 августа 2020 г.
  48. ^ Иерусалимский отчет (7 февраля 2005 г.).
  49. ^ Антидиффамационная лига. АДЛ Ватикану: открыть записи о крещении и приостановить беатификацию Пия. Архивировано 4 января 2009 г. в Wayback Machine . 13 января 2005 г.
  50. ^ Дмитрий Кавалли. Дети Пия. Архивировано 27 мая 2008 г. в Wayback Machine . Американец . 1 апреля 2006 г.
  51. ^ Вальтрауд Хербстрит. 1998. Никогда не забывайте: христианский и еврейский взгляд на Эдит Штайн .
  52. ^ Мэри Руис Скаперланда. Эдит Штайн: Сент-Луис. Тереза ​​Бенедикта Креста 2001. стр. 101-1. 175-176.
  53. ^ Перейти обратно: а б Гольдхаген, 2002, с. 240.
  54. ^ Фрэнк Дж. Коппа. 2006. Папство, евреи и Холокост . п. 297.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6519542681cccb471ac403627361fcbf__1678460940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/bf/6519542681cccb471ac403627361fcbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Conversion of Jews to Catholicism during the Holocaust - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)