Ватикан во время Второй мировой войны
Ватикан проводил политику нейтралитета во время Второй мировой войны под руководством Папы Пия XII . Хотя город Рим был оккупирован Германией с сентября 1943 года и союзниками с июня 1944 года, сам Ватикан не был оккупирован. Ватикан организовал обширную гуманитарную помощь на протяжении всего конфликта.
Фон
[ редактировать ]Латеранский договор 1929 года с Италией признал суверенитет Ватикана. Он объявил Ватикан нейтральной страной в международных отношениях и потребовал от Папы воздерживаться от посредничества, если только об этом не попросят все стороны. В 1939 году город-государство был признан тридцатью восемью странами , а его дипломатический корпус состоял из тринадцати полноправных послов и двадцати пяти министров. [1]
Международные отношения
[ редактировать ]Довоенные попытки посредничества
[ редактировать ]Еще в апреле 1939 года Пий XII объявил о плане мира, надеясь стать посредником в переговорах между крупными европейскими державами, находящимися на грани войны. [2] Первым лидером, с которым связались, был Бенито Муссолини через обычного посредника Пия XII, отца-иезуита Такки Вентури . [3] С одобрения Муссолини на следующий день кардинальный госсекретарь Луиджи Мальоне связался с нунциями в Париже ( Валерио Валери ), Варшаве ( Филиппо Кортези ) и Берлине ( Чезаре Орсениго ) и апостольским делегатом в Лондоне ( Уильям Годфри ). [3] Предложенная встреча в Ватикане принесла очень мало существенного: если и была какая-то последовательная позиция, которую Ватикан придерживался в своих различных сообщениях, то это была позиция умиротворения . [4] В частности, Папа пытался убедить Польшу принять отделение Вольного города Данцига к нацистской Германии, позицию польского посла Казимежа Папе (бывшего Верховного комиссара Данцига) и польского правительства не могли принять. [5]
В своем радиосообщении от 24 августа 1939 года, всего за неделю до войны, Пий предупредил: «Опасность неминуема, но время еще есть. Ничто не потеряно с миром; все может быть потеряно с войной!» [6]
Британский историк Оуэн Чедвик выделил четыре темы из посреднических попыток Ватикана: [7] особая близость к Муссолини, вплоть до отправки корреспонденции с его проектами за период май – август 1939 года; Отсутствие интереса Великобритании и Польши к предложениям Ватикана, которые подозревали в проитальянском и прогерманском характере соответственно; крупнейшие европейские державы считали Папу «не второстепенной пешкой на своей шахматной доске»; и, прежде всего, Пий XII хотел обеспечить компромисс между западными державами, чтобы предотвратить советские территориальные приобретения.
Поскольку Польша захвачена, но Франция и Нидерланды еще не подверглись нападению, Пий продолжал надеяться на мир путем переговоров, чтобы предотвратить распространение конфликта. Аналогично мыслящий президент США Франклин Д. Рузвельт восстановил неофициальные отношения Америки с Ватиканом после семидесятилетнего перерыва и назначил Майрона Тейлора своим личным представителем. Несмотря на ранний крах надежд на мир, миссия Тейлора продолжилась в Ватикане. [8]
Публичные заявления
[ редактировать ]Несмотря на интенсивные закулисные действия, Пий XII решил не делать никаких публичных заявлений, отражающих чью-либо сторону в конфликте; это впервые проявилось в отказе открыто осудить вторжение Германии в Польшу . [9] Вначале Пий XII считал, что «быстрое разрушение Польши означает конец войны». [10]
Начало войны
[ редактировать ]Summi Pontificatus («Об ограничении власти государства»), выпущенная 20 октября 1939 года, была первой папской энцикликой, выпущенной Папой Пием XII, и определила некоторые темы его папства. [11] По словам Чедвика, Сумми Понтификатус олицетворял одновременно «колеблемость и заботу» понтифика. [12] Во время подготовки письма Вторая мировая война началась с нацистско-советского вторжения в католическую Польшу. Хотя Пий выражался дипломатическим языком, он поддержал католическое сопротивление и заявил о своем неодобрении войны, расизма, антисемитизма, нацистско-советского вторжения в Польшу и преследований церкви. [13]
Поскольку Италия еще не была союзником Адольфа Гитлера в войне, итальянцы были призваны оставаться верными Церкви. Пий избегал называть злодеями воинственных политиков Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина , создавая «беспристрастный» общественный тон, который должен был стать отличительной чертой его понтификата: «Полное изложение доктринальной позиции, которую следует принять перед лицом сегодняшних ошибок. при необходимости, может быть отложено на другое время, если на данный момент не будут нарушены катастрофические внешние события. Мы ограничиваемся некоторыми фундаментальными наблюдениями». [14]
Сопротивление
[ редактировать ]Папа писал об «антихристианских движениях», порождающих «острые бедствия», и призывал к любви, милосердию и состраданию против «потока раздора». Следующие темы затронуты в Non abbiamo bisogno (1931); Mit brennender Sorge (1937) и Divini redemptoris (1937) Пий писал о необходимости вернуть в Церковь тех, кто следовал «ложным стандартам... введенным в заблуждение ошибками, страстями, искушениями и предрассудками, [которые] сбились с пути от веры в истинного Бога». [15] Он писал о том, что «христиане, к сожалению, больше на словах, чем на деле», проявившие «трусость» перед лицом преследований со стороны этих вероучений, и поддержал сопротивление: [15]
Кто из «воинов Христовых» – духовенства или мирян – не чувствует себя побужденным и побужденным к большей бдительности, к более решительному сопротивлению видом постоянно растущего воинства врагов Христа; поскольку он чувствует, что представители этих тенденций отрицают или на практике пренебрегают живительными истинами и ценностями, присущими вере в Бога и Христа; как он видит, что они бессмысленно нарушают Скрижали Заповедей Божиих, чтобы заменить их другими таблицами и другими стандартами, лишенными этического содержания Откровения на Синае, стандартами, в которых нет места духу Нагорной и Крестной проповеди?
— Верховный Понтификат 7 — Папа Пий XII , октябрь. 1939 год
Вторжение в Польшу
[ редактировать ]Пий писал о преследуемой Церкви [16] и время, требующее «милосердия» для жертв, которые имели «право» на сострадание. Против вторжения в Польшу и убийства мирных жителей он писал: [13]
Кровь бесчисленных людей, даже не участвующих в боевых действиях, вызывает жалкую панихиду по такой нации, как Наша дорогая Польша, которая за свою верность Церкви, за свои заслуги в защите христианской цивилизации неизгладимыми буквами записана в анналах история, имеет право на щедрое и братское сочувствие всего мира, пока ожидает, опираясь на могущественное заступничество Марии, Помощи христиан, часа воскресения в согласии с принципами справедливости и истинного мира.
— Верховный Понтификат 106 — Папа Пий XII , октябрь. 1939 год
В Польше нацисты убили более 2500 монахов и священников, еще больше было брошено в тюрьму. [18]
Противодействие расизму и антисемитизму
[ редактировать ]Продолжая отвергать нацистскую идеологию, Пий подтвердил католическую оппозицию расизму и антисемитизму:
В соответствии с этими принципами равенства Церковь заботится о формировании культурного местного духовенства и постепенном увеличении числа местных епископов. И чтобы дать внешнее выражение этим Нашим намерениям, Мы избрали предстоящий Праздник Христа Царя, чтобы возвести в епископский сан у Гроба Апостолов двенадцать представителей самых разных народов и рас. Посреди разрушительных контрастов, разделяющих человеческую семью, пусть этот торжественный акт провозгласит всем Нашим сыновьям, рассеянным по всему миру, что дух, учение и работа Церкви никогда не могут быть иными, чем те, которые Апостол язычники проповедовали: «облекаясь в нового (человека), обновляющегося к познанию, по образу Создавшего его. Где нет ни язычника, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, ни скифа, раба, ни свободного. Но Христос есть все и во всем» (Колоссянам 3:10, 11).
— Верховный Понтификат 48 — Папа Пий XII , октябрь. 1939 год
Встреча 1940 года с Риббентропом
[ редактировать ]Когда в 1940 году нацистский министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп возглавил единственную высокопоставленную нацистскую делегацию, которой разрешили аудиенцию у Пия XII, и спросил, почему Папа встал на сторону союзников, Пий ответил списком недавних зверств нацистов и религиозных преследований, совершенных против христиан и христиан. Евреи в Германии и Польше привели к тому, что New York Times озаглавила свой доклад «Права евреев защищены» и написала о «жгучих словах, которые он сказал герру Риббентропу о религиозных преследованиях». [19]
Рождественское послание 1942 года
[ редактировать ]В 1942 году Пий XII выступил с рождественским посланием по радио Ватикана, в котором выразил обеспокоенность по поводу жертв политики геноцида нацистов. [20] С мая 1942 года нацисты начали индустриальную резню евреев Европы – « Окончательное решение» . [20] Цыгане и другие люди также были отмечены для уничтожения. Папа отреагировал на расовые преследования следующим образом:
Этой клятвой человечество обязано бесчисленным изгнанникам, которых ураган войны оторвал от родной земли и рассеял в земле чужой; кто сможет сделать своими собственными жалобы Пророка: «Наше наследство отдано чужеземцам; наш дом незнакомцам». Человечество обязано этой клятвой перед сотнями тысяч людей, которые без какой-либо вины с их стороны, а иногда только из-за своей национальности или расы, были обречены на смерть или медленное истребление».
- Пий XII - Рождественское радиообращение, 1942 г.
Газета New York Times назвала Пия «одиноким голосом, взывающим из тишины континента».
Речь была произнесена в контексте почти тотального доминирования в Европе армий нацистской Германии , хотя война развернулась в пользу союзников на всех фронтах. Согласно Британской энциклопедии, Пий отказался говорить больше, «боясь, что публичные обвинения папы могут спровоцировать гитлеровский режим на дальнейшее жестокое обращение с теми, кто подвергся нацистскому террору – как это было, когда голландские епископы публично протестовали ранее в этом году – одновременно ставя под угрозу будущее церковь". [21]
Контакты с немецкой военной оппозицией
[ редактировать ]Зимой 1939/40 года баварский юрист и офицер запаса « Абвера » Йозеф Мюллер , действовавший в качестве эмиссара ранней немецкой военной оппозиции Гитлеру, тогда сосредоточенной вокруг генерала Франца Гальдера , начальника штаба немецкой армии, связался с монсеньором. Людвиг Каас , изгнанный лидер немецкой католической партии «Центрум» , находится в Риме, надеясь использовать Папу в качестве посредника для контакта с британцами. [22] Каас свел Мюллера с отцом Робертом Лейбером , который лично попросил Папу передать британцам информацию о немецком сопротивлении. [23] После более чем дня «тихих размышлений» Пий XII согласился передать информацию британцам. [23] Однако он отказался передать информацию французам или даже своему Государственному секретариату. [24]
Личный секретарь Папы Роберт Лейбер встретился с Мюллером, посетившим Рим в 1939 и 1940 годах. [25] Ватикан считал Мюллера представителем генерал-полковника Бека и согласился предложить механизм посредничества. [26] [27] Остер, Вильгельм Канарис и Ганс фон Донаньи , поддержанные Беком, посоветовали Мюллеру попросить Пия выяснить, вступят ли британцы в переговоры с немецкой оппозицией, которая хотела свергнуть Гитлера. Британцы согласились вести переговоры при условии, что Ватикан сможет поручиться за представителя оппозиции. Пий, общаясь с британским посланником Д'Арси Осборном , тайно передавал сообщения туда и обратно. [26] Ватикан согласился направить письмо с изложением основ мира с Великобританией, а участие Папы было использовано, чтобы попытаться убедить высокопоставленных немецких генералов Гальдера и Браухича действовать против Гитлера. [28]
Переговоры были напряженными, ожидалось наступление Запада, и на том основании, что предметные переговоры могли последовать только за сменой гитлеровского режима. Хоффманн писал, что, когда инцидент в Венло застопорил переговоры, британцы согласились возобновить переговоры в первую очередь из-за «усилий Папы и уважения, которым он пользовался. Чемберлен и Галифакс придавали большое значение готовности Папы выступить посредником». [26] Пий, не выражая своей поддержки, сообщил Осборну 11 января 1940 года, что немецкая оппозиция заявила, что немецкое наступление запланировано на февраль, но этого можно было бы избежать, если бы немецким генералам можно было гарантировать мир с Великобританией, а не на карательных условиях. . Если бы это можно было гарантировать, они были бы готовы заменить Гитлера. Папа признал, что испытывал «дискомфорт» от своей роли посредника, но сообщил, что вовлеченные немцы не были нацистами. Британское правительство сомневалось в дееспособности заговорщиков. 7 февраля Папа сообщил Осборну, что оппозиция хочет заменить нацистский режим демократической федерацией, но надеется сохранить Австрию и Судеты. Британское правительство отреагировало уклончиво и заявило, что, хотя федеральная модель представляет интерес, обещания и источники оппозиции слишком расплывчаты. Тем не менее, переговоры воодушевили сопротивление, и Мюллер сообщил Лейберу, что в феврале произойдет переворот. Пий, похоже, продолжал надеяться на переворот в Германии до марта 1940 года. [29]
Чедвик написал, что Пий XII встретился с Д'Арси Осборном, сказав ему, что он знает имена участвовавших в этом немецких генералов, но не желает их раскрывать. [30] Пий XII настаивал Осборну на том, что он просто передавал сообщение и что «он ни в малейшей степени не хотел одобрять его или рекомендовать его». [30] Когда Осборн начал настаивать на неопределенности его послания, Осборн сообщил, что Пий XII ответил: «Возможно, в конце концов, не стоило продолжать рассмотрение этого вопроса, и поэтому он попросил бы меня вернуть мне его сообщение как не сделанное». . [30] Папа далее отклонил просьбу Осборна гарантировать добросовестность генералов и возможность достижения своей цели. [30] На второй встрече Пий XII показал Осборну напечатанное четырехстраничное письмо на немецком языке, но отказался позволить ему прочитать его или получить копию. [31]
После нападения Германии на Данию и Норвегию британцы отказались от дальнейших контактов с эмиссарами немецкой военной оппозиции, опасаясь нового инцидента в Венло . Оппозиция в значительной степени распалась после завоевания Франции Германией летом 1940 года, потому что Гальдер больше не осмеливался противостоять очевидно успешному Гитлеру. Оно вновь набрало силу только в 1944 году, когда новое поколение молодых офицеров решило организовать заговор против безжалостного нацистского режима. Лейбер оставался в Ватикане контактным лицом для связи с генерал-полковником Людвигом Беком в преддверии июльского заговора 1944 года . [25]
Середина войны
[ редактировать ]В конце 1942 года высокопоставленные итальянские чиновники впервые обратились к Ватикану с предложением мира. [32] По мнению Ватикана, «нейтралитет Ватикана, достигнутый такой ценой, наконец-то принёс дивиденды». [33] Когда Муссолини отправил своего зятя, графа Чиано , послом в Ватикан в 1943 году, немцы и другие размышляли о возможности того, чтобы Чиано заключил сепаратный мир. [34] Британцы, со своей стороны, сомневались в подобных намерениях и не хотели иметь ничего общего с Чиано. [35]
Военная история
[ редактировать ]Ватикан содержал три небольших отряда войск, известных как Швейцарская гвардия , Палатинская гвардия и Дворянская гвардия . Во время Второй мировой войны швейцарская гвардия Ватикана и два других вооруженных полка получили дополнительные пистолеты-пулеметы и противогазы в дополнение к существующему арсеналу Ватикана на случай нападения. [36]
Экстерриториальный статус
[ редактировать ]С немецкой оккупацией Рима в 1943 году, после падения Муссолини, появились слухи о заговоре с целью похитить Папу ; Современные ученые до сих пор спорят о достоверности таких утверждений. [37] Сам Ватикан никогда не был оккупирован; Фактически, главной заботой Ватикана была возможность беззакония в период между немецкой и союзной оккупацией, а не возможность немецкой оккупации. Однако полиция Ватикана совместно со швейцарской гвардией поддерживала порядок. [38]
Бомбардировка Рима
[ редактировать ]Одним из главных дипломатических приоритетов Пия XII было предотвращение бомбардировок Рима; Понтифик был настолько чувствителен, что протестовал даже против того, что британцы сбрасывали с воздуха памфлеты над Римом, утверждая, что те немногие, кто приземлился в городе-государстве, нарушили нейтралитет Ватикана. [39] До вступления Америки в войну стимулов для таких бомбардировок было мало, поскольку британцы не видели в них особой стратегической ценности. [40] После вступления Америки США выступили против таких бомбардировок, опасаясь оскорбить католических военнослужащих, тогда как британцы тогда поддержали их. [41] Пий XII также выступал за провозглашение Рима « открытым городом », но это произошло только 14 августа 1943 года, после того как Рим уже дважды подвергался бомбардировкам. [42] Хотя итальянцы консультировались с Ватиканом по поводу формулировки декларации об открытом городе, импульс к изменениям не имел ничего общего с Ватиканом. [43]
Ватикан дважды подвергался бомбардировкам Во время войны .
Военнопленные
[ редактировать ]После капитуляции Италии заключенные союзников, охраняемые итальянцами, были освобождены, и многие направились в Ватикан. [44] Ватикан опасался, что такое событие поставит под угрозу его нейтралитет, и дал строгие инструкции Швейцарской гвардии не допускать въезда любого такого лица в город-государство; была введена система удостоверений личности, чтобы предотвратить вход в собор Святого Петра персонала, не являющегося гражданами Ватикана. [45] Однако некоторые должностные лица Ватикана действовали независимо, помогая таким людям; Самый известный пример — Хью О'Флаэрти , чьи подвиги прославились в фильме «Алые и черные» . [46]
СМИ
[ редактировать ]Римский наблюдатель
[ редактировать ]Osservatore Romano , газета Ватикана, издававшаяся на итальянском языке, была единственной газетой в Италии, не подвергавшейся цензуре итальянского правительства. [47] Несмотря на относительно умеренное содержание, газета восхвалялась британской и французской прессой и подвергалась критике со стороны итальянской фашистской прессы. [48] К 20 мая 1940 года газета прекратила публикацию любых статей о войне, не написанных «официальным итальянским военным коммюнике», по соглашению с итальянским правительством. [49] К августу 1940 года сводки погоды также были удалены, когда итальянское правительство выразило протест против того, чтобы они могли помочь британской авиации. [50]
Ватиканское радио
[ редактировать ]Радио Ватикана оказалось в аналогичной ситуации; например, прекратились новости о военнопленных, которые, как опасалось итальянское правительство, намекали на местонахождение кораблей. [51] По той же причине он также прекратил сообщать о погоде. [51] После того, как кардинал Август Хлонд направил в Польшу по радио пламенное послание на польском языке (которое с трудом можно было услышать в Польше), «ничему подобной передаче больше никогда не разрешили повториться». [52] После жалоб Германии радио прекратило обсуждение ситуации в Польше, а позже прекратило обсуждение ситуации с церковью в Германии. [53] Пий XII несколько раз выступал по радио, особенно во время своего рождественского обращения 1942 года , в котором он выразил обеспокоенность по поводу убийства «сот тысяч» «безупречных» людей на основании всего лишь их «расы или национальности».
Фильм
[ редактировать ]Во время немецкой оккупации Рима были показаны два фильма «Врата рая». [54] Витторио де Сика и Десять заповедей [55] Джорджио Вальтера Чили , были застрелены в Ватикане.Съемки незаметно затянулись.Это дало работникам кино повод избежать переезда в Венецию для участия в пропаганде Республики Сало .Для съемок были привлечены несколько евреев и людей, преследуемых нацистами.Съемки и размещение беженцев обеспокоили жителей Ватикана.
Холокост
[ редактировать ]В своей первой папской энциклике Summi Pontificatus 1939 года Пий XII выразил тревогу по поводу вторжения в Польшу; подтвердил католическое учение против расизма и антисемитизма; и поддержал сопротивление против тех, кто выступает против этических принципов « Откровения на Синае » и Нагорной проповеди .
Пий протестовал против депортации словацких евреев правительству Братиславы с 1942 года. В 1943 году он протестовал, что «Святой Престол не выполнит свой Божественный мандат, если он не осудит эти меры, которые серьезно наносят ущерб естественному праву человека, главным образом по той причине, что что эти люди принадлежат к определенной расе». [56] В июне 1942 года Пий лично протестовал против массовых депортаций евреев из Франции, приказав папскому нунцию выразить протест маршалу Филиппу Петену против «бесчеловечных арестов и депортаций евреев». [57] В своем рождественском обращении 1942 года Пий выразил обеспокоенность убийством «сот тысяч» «безупречных» людей из-за их «национальности или расы».
После нацистской оккупации Италии Папа приказал католическим учреждениям Рима открыться для евреев, приютив 4715 из 5715 человек, подлежащих депортации нацистами, в 150 католических учреждениях. В самом Ватикане приютили 477 евреев. Поскольку немецкие облавы в Северной Италии продолжались, Папа открыл свою летнюю резиденцию Кастель Гандольфо , чтобы принять тысячи евреев, и уполномочил учреждения по всему северу сделать то же самое. [56]
С 1943 года Пий поручил своему болгарскому представителю предпринять «все необходимые шаги» для поддержки болгарских евреев, которым грозит депортация, а его турецкий нунций Анджело Ронкалли (впоследствии Папа Иоанн XXIII) организовал перевод тысяч детей из Болгарии в Палестину. [56] Ронкалли также консультировал Папу по поводу еврейских концентрационных лагерей в оккупированном Румынией Приднестровье . Папа выразил протест румынскому правительству и разрешил направить средства в лагеря. [56] В 1944 году Пий обратился непосредственно к венгерскому правительству с просьбой остановить депортацию евреев Венгрии, и его нунций Анджело Ротта возглавил общегородскую программу спасения в Будапеште. [56] [58]
После его смерти Израиль и мировые лидеры решительно хвалили Пия за его лидерство во время войны. Но его настойчивое требование нейтралитета Ватикана и отказ прямо назвать нацистов виновниками конфликта стали основой для последующей критики. [59]
Хью О'Флаэрти: Ватиканский Пимпернель
[ редактировать ]Из своего офиса в Ватикане и в сотрудничестве с Пием XII [60] Монсеньор Хью О'Флаэрти , ирландец, руководил операцией по побегу евреев и беглецов союзников. В 2012 году газета Irish Independent отметила, что он спас более 6500 человек во время войны. [61]
С 1943 года он начал предлагать убежище военнослужащим союзников, ищущим убежища в Ватикане. Используя поддельные документы и тайную сеть связи, О'Флаэрти бросил вызов командиру военного гестапо в Риме Герберту Капплеру и избежал плена благодаря немецкой оккупации Рима. «Линия побега из Рима» О'Флаэрти скрывала британских и американских солдат и евреев в убежищах по всему городу. [61] Капплер провел белую линию вокруг границы Ватикана и предложил награду за голову О'Флаэрти. О'Флаэрти простил Капплера после войны и стал постоянным посетителем его тюремной камеры, в конечном итоге руководя его обращением в католицизм. История О'Флаэрти была драматизирована в фильме 1983 года «Алые и черные», и Ирландия удостоила его работу Международной гуманитарной премии Хью О'Флаэрти. [62] [63]
Церковная организация
[ редактировать ]Оккупационные державы часто просили Пия XII реорганизовать завоеванные католические епархии. Хотя в такой реорганизации в целом было отказано, решение Пия XII назначить немецких апостольских администраторов в оккупированной Польше было «одним из самых спорных его решений». [64] Эти действия были основным оправданием Временного правительства Польши для объявления Конкордата 1925 года недействительным в 1945 году, акта, который имел огромные последствия для послевоенных отношений Польши и Ватикана. , в Польше не было апостольского нунция В период с 1947 по 1989 год, в годы коммунистической Польши .
Непосредственные послевоенные последствия
[ редактировать ]Союзники освободили Рим 4–5 июня 1944 года. [65] Во время освобождения многие католические войска союзников посетили Ватикан на мессу и послушали речь Папы, в том числе те, кто направил танки на площадь Святого Петра. [66]
Папа был величайшей знаменитостью на итальянском полуострове в тот период, и, учитывая запятнание короля Италии фашизмом, ходили даже разговоры о расширении светской власти папства. [65] Папа дал аудиенцию солдатам и лидерам союзников, которые были широко сфотографированы. [67]
Пий XII воздерживался от назначения кардиналов во время войны. К концу Второй мировой войны было несколько видных вакансий, в том числе кардинал государственного секретаря , Камерленго , канцлер и префект Конгрегации по делам религий . [68] Пий XII назначил 32 кардинала в начале 1946 года , объявив о своем намерении сделать это в своем предыдущем рождественском послании.
См. также
[ редактировать ]- Указатель статей, связанных с Ватиканом
- Нейтральные державы во время Второй мировой войны
- Пийские войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Морли, 1980, стр. 8.
- ^ Чедвик, 1988, с. 61
- ^ Jump up to: а б Чедвик, 1988, с. 62
- ^ Чедвик, 1988, стр. 62-74.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 75-76.
- ^ Архив Ватикана - Проповедь Бенедикта XVI, 9 октября 2008 г.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 77-78.
- ^ Президентская библиотека и музей Франклина Д. Рузвельта - Файлы Ватикана
- ^ Чедвик, 1988, стр. 79-81.
- ^ Чедвик, 1988, с. 82
- ^ Британская энциклопедия - Размышления о Холокосте
- ^ Чедвик, 1988, с. 83
- ^ Jump up to: а б Верховный Понтификат – статья 106
- ^ Верховный Понтификат - Раздел 28
- ^ Jump up to: а б Верховный Понтификат – разделы 6 и 7
- ^ 108. «Посреди этого мира, который сегодня представляет собой такой резкий контраст с «Миром Христовым в Царстве Христа», Церковь и ее верующие переживают времена и годы испытаний, которые редко бывают известны в ее история борьбы и страданий».
- ↑ Кроуэлл, Томас Дж., Католическая культура Холокоста язычников , по состоянию на 18 июля 2008 г.
- ^ Чедвик, Оуэн, стр. 254–255.
- ^ Times., Телефон в Нью-Йорк (14 марта 1940 г.). «ПАПА УПОРЯДОЧЕН В СПРАВЕДЛИВОМ МИРЕ; его акцент на «необходимой основе» для окончания военных действий является предупреждением Рейху. ПРАВА ЕВРЕЕВ ЗАЩИЩЕНЫ Понтифик в беседе с фон Риббентропом говорил от имени преследуемых в Германии и Польше» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Британская энциклопедия , «Вторая мировая война - оккупированная немцами Европа»
- ^ «Размышления Британской энциклопедии о Холокосте» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2007 г. Проверено 12 апреля 2013 г.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 86-87.
- ^ Jump up to: а б Чедвик, 1988, с. 87
- ^ Чедвик, 1988, с. 88
- ^ Jump up to: а б Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр. 161 и 294
- ^ Jump up to: а б с Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг .; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр.160
- ^ Уильям Л. Ширер; Взлет и падение Третьего рейха ; Секер и Варбург; Лондон; 1960 год; р648-9
- ^ Джон Толанд; Гитлер ; Издания Вордсворта; 1997 Эдн; стр.760
- ^ Питер Хоффманн; История немецкого сопротивления 1933–1945 гг.; 3-е изд. (Первое английское изд.); Макдональдс и Джейнс; Лондон; 1977 год; стр.160-163
- ^ Jump up to: а б с д Чедвик, 1988, с. 90
- ^ Чедвик, 1988, стр. 91-96.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 246-47.
- ^ Чедвик, 1988, с. 248
- ^ Чедвик, 1988, стр. 248-49.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 249-50.
- ^ Роберт Роял, 2006, «Армия Папы»
- ^ Чедвик, 1988, стр. 275-76.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 290-91.
- ^ Чедвик, 1988, с. 222
- ^ Чедвик, 1988, стр. 222-32.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 232-36.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 236-44.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 244-45.
- ^ Чедвик, 1988, с. 291
- ^ Чедвик, 1988, с. 292
- ^ Чедвик, 1988, стр. 293-99.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 104-07.
- ^ Чедвик, 1988, стр. 111-12.
- ^ Чедвик, 1988, с. 113
- ^ Чедвик, 1988, с. 114
- ^ Jump up to: а б Чедвик, 1988, с. 142
- ^ Чедвик, 1988, с. 143
- ^ Чедвик, 1988, с. 145
- ^ Андреа Риккарди, Самая длинная зима. 1943-44: Пий XII, евреи и нацисты в Риме , Laterza 2008, стр. 179-187
- ^ Gundle 2013 , стр. 262–263.
- ^ Jump up to: а б с д и «Американский зритель: Папа Гитлера?» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2013 г. Проверено 23 июня 2013 г.
- ^ Далин, 2005, с. 74
- ^ Горский, Джонатан. «ПИУС XII и Холокост» (PDF) . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Британская энциклопедия: Римский католицизм - период мировых войн.
- ^ «Ватикан надеется, что секретные файлы оправдают «папу Гитлера» | Мировые новости | The Guardian» . TheGuardian.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2017 г. Проверено 18 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б удостоена награды Ватикана «Алый Пимпернель» ; Маджелла О'Салливан Irish Independent; 12 ноября 2012 г.
- ↑ Священник, обративший своего врага. Архивировано 30 июня 2013 г. в Wayback Machine ; Стивен Уокер, «Католический вестник»; 13 апреля 2011 г.
- ^ «Ирландский католик | «Ватиканский Пимпернель» получит официальное признание» . Архивировано из оригинала 20 ноября 2012 г. Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Blet, 1999, p. 72
- ^ Jump up to: а б Чедвик, 1988, с. 301
- ^ Римское чудо: взгляд на 70 лет назад сегодня, Кэрол Глатц Католическая служба новостей
- ^ Чедвик, 1988, с. 302
- ^ Чедвик, 1988, с. 304
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альварес, Дэвид Дж. и Грэм, Роберт А. 1997. Ничего святого: нацистский шпионаж против Ватикана, 1939-1945 гг.
- Блет, Пьер и Джонсон, Лоуренс Дж. 1999. Пий XII и Вторая мировая война: согласно архивам Ватикана . Паулист Пресс. ISBN 0-8091-0503-9
- Чедвик, Оуэн . 1988. Великобритания и Ватикан во время Второй мировой войны . Издательство Кембриджского университета
- Далин, Дэвид . 2005. Миф о папе Гитлера: Папа Пий XII и его тайная война против нацистской Германии . Регнери Пресс. ISBN 978-0895260345
- Гандл, Стивен (2013). Фабрика грез Муссолини: кинозвезда в фашистской Италии . Книги Бергана.
- Кент, Питер. 2002. Одинокая холодная война Папы Пия XII: Римско-католическая церковь и раскол Европы, 1943–1950. Итака: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0-7735-2326-X
- Дешнер, К., 2013. Бог и фашисты: Союз Ватикана с Муссолини, Франко, Гитлером и Павеличем. Книги Прометея.
- Файер, Майкл . 2000. Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 . Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-33725-9
- Файер, Майкл. 2008. Пий XII, Холокост и холодная война . Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34930-9
- Риблинг, Марк. 2015. Церковь шпионов: Тайная война Папы против Гитлера . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 9780465022298
Первоисточники
[ редактировать ]- Константини, Селсо. Тайны кардинала Ватикана: военные дневники Селсо Константини, 1938–1947 гг . Под редакцией Бруно Фабио Пигина. Перевод Лоуренса Б. Муссио . (Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина, 2014). xxviii + 488 с. Костантини был старшим кардиналом Ватикана. онлайн-обзор