Ватикан в эпоху Савойи (1870–1929)

Ватикан в эпоху Савойи описывает отношения Ватикана с Италией после 1870 года, ознаменовавшего конец Папской области , и 1929 года, когда папство восстановило автономию в соответствии с Латеранским договором , периодом, в котором доминировал Римский вопрос .
Фон
[ редактировать ]В годы, последовавшие за революцией 1848 года, итальянские националисты – как те, кто хотел объединить страну под властью Королевства Сардиния и его правящего Савойского дома, так и те, кто выступал за республиканское решение – видели в Папской области главное препятствие на пути Италии. единство. Луи Наполеон, который теперь захватил контроль над Францией как император Наполеон III , пытался вести двойную игру, одновременно заключая союз с Сардинией и играя на националистических взглядах своего знаменитого дяди, с одной стороны, и сохраняя французские войска в Риме для защиты Папы Римского. права с другой.
После австро-сардинской войны 1859 года большая часть северной Италии была объединена под властью Савойского дома; впоследствии Гарибальди возглавил революцию, свергнувшую монархию Бурбонов в Королевстве Обеих Сицилий . Опасаясь, что Гарибальди создаст республиканское правительство на юге, сардинцы обратились к Наполеону с просьбой разрешить послать войска через Папскую область, чтобы получить контроль над Обеими Сицилиями, что было предоставлено при условии, что Рим останется в покое. В 1860 году, когда большая часть региона уже восстала против папского правления, Сардиния завоевала две трети восточных Папской области и укрепила свою власть на юге. Болонья, Феррара, Умбрия, Марки, Беневенто и Понтекорво были официально аннексированы к ноябрю того же года, и было провозглашено единое Королевство Италия . Папская область была сокращена до Лациума , непосредственной близости от Рима.
Рим был объявлен столицей Италии в марте 1861 года, когда первый итальянский парламент собрался в старой столице королевства Турине в Пьемонте. Однако итальянское правительство не смогло овладеть ее столицей, поскольку Наполеон III держал в Риме французский гарнизон, защищавший папу Пия IX . Возможность уничтожить последние остатки Папской области появилась, когда в июле 1870 года началась франко-прусская война. Императору Наполеону III пришлось отозвать свой гарнизон из Рима для защиты Франции, и он больше не мог защищать Папу. После краха Второй Французской империи в битве при Седане широкомасштабные общественные демонстрации потребовали, чтобы итальянское правительство захватило Рим. Король Виктор Эммануил II послал графа Густаво Понца ди Сан-Мартино к Пию IX с личным письмом, в котором предлагалось сохранить лицо и предложить мирный вход итальянской армии в Рим под предлогом защиты Папы.
Конец Папской области
[ редактировать ]По словам Рафаэле Де Чезаре:
Сан-Мартино [10 сентября 1870 г.] был встречен Папой недружелюбно. Пий IX. позволил вспышкам насилия вырваться из него. Бросив письмо короля на стол, он воскликнул: «Прекрасная преданность! Вы все — сборище ехидн, побеленных гробниц и лишенных веры». Возможно, он имел в виду другие письма, полученные от короля. После, успокоившись, он воскликнул: «Я не пророк и не сын пророка, но говорю вам, вы никогда не войдете в Рим!» Сан-Мартино был так огорчен, что уехал на следующий день. [ 1 ]
10 сентября Италия объявила войну Папской области, а итальянская армия под командованием генерала Рафаэле Кадорны 11 сентября пересекла папскую границу и медленно продвигалась к Риму, надеясь, что можно будет договориться о мирном входе. Итальянская армия достигла стен Аврелиана 19 сентября и поставила Рим на осаду. Хотя крошечная армия папы была неспособна защитить город, Пий IX приказал ей оказать хотя бы символическое сопротивление, чтобы подчеркнуть, что Италия приобретает Рим силой, а не с согласия. 20 сентября Берсальери вошли в Рим и двинулись по Виа Пиа, которая впоследствии была переименована в Виа XX Сентембре. Рим и Лацио были присоединены к Королевству Италии после плебисцита.
В главе XXXIV Де Чезаре также сделал следующие наблюдения:
- «Римский вопрос был камнем, привязанным к ногам Наполеона, который потянул его в пропасть. Он никогда не забывал, даже в августе 1870 года, за месяц до Седана, что он был сувереном католической страны, что его сделали императором, и был поддержан голосами консерваторов и влиянием духовенства, и что его высшим долгом было не покидать понтифика». [ 2 ]
- «В течение двадцати лет Наполеон III был истинным правителем Рима, где у него было много друзей и родственников... Без него светская власть никогда не была бы восстановлена, а будучи воссозданной, не устояла бы». [ 3 ]
Это событие, описанное в итальянских учебниках истории как освобождение, было очень горько воспринято Папой. Итальянское правительство предложило Папе сохранить контроль над Леонинским городом на западном берегу Тибра , но Пий отклонил эту инициативу. В начале следующего года столица Италии была перенесена из Флоренции в Рим. Папа, чья предыдущая резиденция, Квиринальский дворец , стал королевским дворцом королей Италии, в знак протеста удалился в Ватикан, где он жил как самопровозглашенный «узник» , отказываясь покинуть собор или ступить на него . Петра и запрет ( Non Expedit ) католикам под страхом отлучения участвовать в выборах в новом итальянском государстве.
В октябре плебисцит в Риме и окружающей Кампанье привел к голосованию за союз с Королевством Италия. Пий IX отказался признать этот акт непреодолимой силы . Он остался в своем дворце, назвав себя узником Ватикана. Однако новый итальянский контроль над Римом не ослаб, и католический мир не пришел на помощь Папе, как ожидал Пий IX.
Временной столицей Италии с 1865 года была Флоренция. В 1871 году итальянское правительство переехало на берега Тибра. Виктор Эммануил поселился в Квиринальском дворце. Рим снова стал, впервые за тринадцать столетий, столицей объединенной Италии.
Рим был необычен среди столиц только тем, что в нем находилась власть Папы и небольшой участок земли ( Ватикан ), находящийся вне национального контроля. Эта аномалия не была формально разрешена до заключения Латеранских пактов 1929 года .
Последние годы Пия IX
[ редактировать ]Папа Пий провел последние восемь лет своего долгого понтификата – самого продолжительного в истории Церкви – в качестве узника Ватикана. Католикам было запрещено голосовать или быть проголосованными на национальных выборах. Однако им разрешили участвовать в местных выборах, где они добились успехов. [ 4 ] Сам Пий активно действовал в те годы, создавая новые епархиальные кафедры и назначая епископов в многочисленные епархии, которые в течение многих лет пустовали. На вопрос, хочет ли он, чтобы его преемник следовал его итальянской политике, старый понтифик ответил:
Моего преемника, возможно, вдохновит моя любовь к Церкви и мое желание поступать правильно. Все изменилось вокруг меня. Моя система и моя политика отжили свое время; Я слишком стар, чтобы менять направление. Это будет задачей моего преемника. [ 5 ]
Папа Лев XIII
[ редактировать ]
Папа Лев XIII , считавшийся великим дипломатом, сумел улучшить отношения с Россией, Пруссией, Германией, Францией, Англией и другими странами. Однако в свете враждебного антикатолического климата в Италии он продолжил политику Пия IX в отношении Италии без серьезных изменений. [ 6 ] Ему пришлось защищать свободу Церкви от итальянских преследований и нападений в области образования, экспроприации и посягательств на католические церкви, юридических мер против Церкви и жестоких нападений, кульминацией которых стали попытки антиклерикальных групп выбросить тело умершего Папы Пия. IX в реку Тибр 13 июля 1881 года. [ 7 ] Папа даже рассматривал возможность переноса папства в Испанию, на Мальту, в Триест или Зальцбург , два города Австрии , — идея, которую австрийский монарх Франц Иосиф I мягко отверг. [ 8 ]
Восстановление папского престижа
[ редактировать ]Парадоксально, но затмение светской власти папы в XIX веке сопровождалось восстановлением папского престижа. Монархическая реакция, последовавшая за Французской революцией, и последующее появление конституционных правительств в равной степени, хотя и по-разному, способствовали этому развитию. Восстановленные монархи католической Европы видели в папстве консервативного союзника, а не юрисдикционного соперника. Позже, когда институт конституционного правительства разорвал связи, связывавшие духовенство с политикой королевских режимов, католики получили свободу реагировать на обновленный духовный авторитет Папы.
Папы XIX и XX веков с возрастающей энергией осуществляли свою духовную власть во всех аспектах религиозной жизни. Например, во время решающего понтификата Папы Пия IX (1846–1878) впервые в истории был твердо установлен папский контроль над всемирной католической миссионерской деятельностью.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Де Чезаре, Рафаэле (1909). Последние дни папского Рима . Лондон: Арчибальд Констебль и компания.
- Шмидлин, Йозеф (1934). Новейшая папская история . Мюнхен: Удар.