Правовой статус Святого Престола
![]() |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Ватикан |
---|
Правовой статус Святого Престола , церковной юрисдикции Католической Церкви в Риме , как в государственной практике , так и в соответствии с работами современных ученых-юристов, является статусом полноценного субъекта международного публичного права с правами и обязанностями, аналогичными тем, которые государств .
Юридическое лицо sui Generis , обладающее международной правосубъектностью.
[ редактировать ]Хотя Святой Престол, в отличие от города-государства Ватикан , не соответствует давно установленным критериям государственности в международном праве ; т.е. наличие постоянного населения, определенной территории, стабильного правительства и способности вступать в отношения с другими государствами; [ 1 ] его полная правосубъектность в международном праве подтверждается его дипломатическими отношениями со 180 государствами, тем, что он является государством-членом в различных межправительственных международных организациях и что он: «уважается международным сообществом суверенных государств и рассматривается как субъект международного права, обладающий способностью вступать в дипломатические отношения и заключать обязательные соглашения с одним, несколькими или многими государствами в соответствии с международным правом, которые в значительной степени направлены на установление и сохранение мира во всем мире». [ 2 ] Как отмечает Грэм:
Тот факт, что Святой Престол является нетерриториальным учреждением, больше не рассматривается как основание для лишения его международной правосубъектности. Папство может действовать от своего имени в международном сообществе. Он может заключать юридически обязательные конвенции, известные как конкордаты. В мире дипломатии Папа обладает правами активной и пассивной дипломатической миссии. (...) Более того, личность Святого Престола отличается от личности государства Ватикан. Один из них является нетерриториальным институтом, а другой – государством. Папство как религиозный орган является субъектом международного права и обладает международными правами и обязанностями. [ 3 ]
Этот своеобразный характер Святого Престола в международном праве как нетерриториального образования, обладающего правосубъектностью, аналогичной правосубъектности государств, побудил профессора Яна Браунли определить его как « субъектность sui Generis ». [ 4 ] Профессор Морис Мендельсон (тогдашний лектор) утверждал, что «[в] двух отношениях можно сомневаться в том, соответствует ли территориальное образование, Ватикан, традиционным критериям государственности» и что «[т] он особый статус Ватикана вероятно, лучше всего рассматривать как средство обеспечения того, чтобы Папа мог свободно осуществлять свои духовные функции, и в этом отношении во многом аналогичен штаб-квартирам международных организаций». [ 5 ] [ нужны разъяснения ]
Самовосприятие Святого Престола
[ редактировать ]Более того, сам Святой Престол, заявляя о своей международной правосубъектности, не претендует на звание государства. Кардинал Жан-Луи Торан , бывший секретарь по связям с государствами Государственного секретариата Святого Престола, подчеркнул необходимость избегать ассимиляции Святого Престола и его международной деятельности с деятельностью государства с его жаждой власти. По мнению Торана, Святой Престол, несомненно, является суверенным субъектом международного права, но имеет преимущественно религиозный характер. [ 6 ]
Правовая основа международной правосубъектности Святого Престола
[ редактировать ]По мнению некоторых экспертов, нынешняя правосубъектность Святого Престола является остатком его выдающейся роли в средневековой политике. Так, Аранджио-Руис отметила, что Святой Престол был действующим лицом в развитии международного права еще до создания сильных национальных государств и с тех пор сохраняет международную правосубъектность. [ 7 ]
По мнению других, международная правосубъектность Святого Престола возникает исключительно в результате его признания другими государствами. В этом смысле Браунли утверждает, что личность Святого Престола «как религиозного органа, независимо от его территориальной базы в Ватикане» возникает из «принципа эффективности», то есть из того факта, что другие государства добровольно признают Святой Престол. Видите ли, согласиться на двусторонние отношения с ним и фактически сделать это в ситуации, когда ни одно правило ius cogens не нарушается. Однако, по его мнению, предоставленная таким образом международная правосубъектность эффективна только по отношению к тем государствам, которые готовы вступить с ней в дипломатические отношения. [ 8 ] Кроуфорд также считает, что признание ряда государств является важным доказательством признания правосубъектности Святого Престола, поэтому сегодня его нельзя отрицать. [ 9 ]
Для третьей группы авторов международная правосубъектность Святого Престола основана главным образом, но не только, на его уникальной духовной роли. Араухо отмечает, например, что «обычно понимается, что международная личность Святого Престола проистекает из его религиозного, морального и духовного авторитета и миссии в мире, а не из притязаний на чисто временные вопросы. Однако это неполное понимание». оснований, на которых могут быть оправданы его притязания как субъекта международного права", поскольку, по его мнению, притязания Святого Престола на международную правосубъектность могут быть также оправданы тем фактом, что он признается другими государствами в качестве полноправного субъекта международного права. международное право. [ 10 ] Сам Латеранский договор, кажется, поддерживает эту точку зрения. В статье 2 Италия признала «суверенитет Святого Престола в международной сфере как атрибут, присущий его природе, в соответствии с его традициями и требованиями его миссии в мире».
По мнению другой группы, правосубъектность Святого Престола в международном праве возникает из Латеранского договора , который, по их мнению, предоставил международный статус центральному правительству Католической церкви. В этом смысле Оппенгейм утверждал, что «ранее спорная международная позиция Святого Престола была прояснена в результате Договора от 11 февраля 1929 года между Святым Престолом и Италией - так называемого Латеранского договора. (...) Латеранский договор Договор знаменует собой возобновление формального членства Святого Престола в обществе государств, прерванного в 1871 году». [ 11 ]
Оппенгейм идет еще дальше и отрицает отдельную правосубъектность государства-города Ватикан. По его мнению, совокупность Святого Престола и Ватикана представляет собой всего лишь одно международное лицо; см . стр. 328:
Строгое мнение, вероятно, должно заключаться в том, что Латеранский договор создал новое международное государство Ватикан с главой Святого Престола; но практика государств не всегда проводит четкое различие между этими двумя элементами таким образом. Тем не менее признается, что в той или иной форме существует государство, обладающее формальными требованиями государственности и представляющее собой международное лицо, признанное в качестве такового другими государствами.
Кунц резко раскритиковал эту точку зрения. Для него:
Латеранский договор имел целью раз и навсегда ликвидировать « римский вопрос » и обеспечить примирение между Святым Престолом и Италией, но никоим образом не создал и не изменил международное положение Святого Престола. (Поэтому это неверно, поскольку Оппенгейм (...) утверждает, что «до сих пор спорная международная позиция Святого Престола была прояснена в результате Договора».) Договор, заключенный между Святым Престолом и Италией, предполагает международная личность Святого Престола. [ 12 ]
Статус между 1870 и 1929 годами
[ редактировать ]Отдельный вопрос заключается в том, был ли Святой Престол субъектом международного права между 1870 годом, когда Королевство Италия аннексировало Папскую область , и 1929 годом, когда были подписаны Латеранские договоры. Соединенные Штаты, например, приостановили дипломатические отношения со Святым Престолом, когда потеряли Папскую область. [ 13 ] Точно так же Оппенгейм считал, что правосубъектность Папской области вымерла в 1870 году. По его мнению, между 1870 и 1929 годами «Святой Престол не был международным лицом», хотя «по обычаю и молчаливому согласию большинства государств он приобрел квазимеждународная позиция». [ 14 ] ООН Тем не менее Комиссия международного права отметила, что:
Принципом международного права всегда было то, что субъекты, помимо государств, могут обладать международной правосубъектностью и правоспособностью заключать договоры. Примером может служить папство, особенно в период, непосредственно предшествовавший Латеранскому договору 1929 года, когда папство не обладало территориальным суверенитетом. Тем не менее считалось, что Святой Престол обладает способностью заключать международные договоры. Даже сейчас, хотя существует Государство Ватикан (...), договоры заключаются не по причине территориального суверенитета над Государством Ватикан, а от имени Святого Престола, существующего отдельно от этого Государства. [ 15 ]
Точно так же Кунц утверждал, что:
До 1870 года существовало два субъекта международного права: Папское государство и Святой Престол. (...) Из этих двух лиц в международном праве одно, Папское государство, несомненно, прекратило свое существование в соответствии с нормами общего международного права в результате итальянского завоевания и подчинения в 1870 году. Но Святой Престол, как всегда, остался То, что это так, полностью доказано практикой государств. Святой Престол продолжал заключать конкордаты и продолжал, с согласия большинства государств, осуществлять активное и пассивное право представительства. Правовое положение его дипломатических агентов (...) оставалось основанным на общем международном праве, а не на итальянском Законе о гарантиях , муниципальном праве. [ 16 ]
Противодействие участию Святого Престола в многосторонних форумах
[ редактировать ]С 1995 года неправительственная организация «Католики за выбор» выступает против участия Святого Престола в многосторонних форумах. [ 17 ] Оно утверждает, что Святой Престол является религиозной организацией, а не государством, и что, следовательно, он не должен иметь ни особого статуса в международном праве, ни права участвовать в положении, аналогичном положению государств, в международных конференциях по социальные, культурные и экономические вопросы. [ 18 ] Ни одно государство не поддержало эту инициативу. Напротив, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций подтвердила и еще больше повысила статус Святого Престола как наблюдателя в ООН своей резолюцией 58/314 от 16 июля 2004 года. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Святой Престол и Организация Объединенных Наций
- Международные отношения Святого Престола
- Многосторонняя внешняя политика Святого Престола
- Указатель статей, связанных с Ватиканом
Библиография
[ редактировать ]- Абдулла, Ясмин, «Обратите внимание: Святой Престол на конференциях Организации Объединенных Наций: государство или церковь?» 96 Обзор закона Колумбии , 1835 г. (1996 г.)
- Аквавива, Гвидо, «Субъекты международного права: анализ, основанный на силе», 38 Журнал Вандербильта транснационального права (2005 г.)
- Аранжио-Руис, Гаэтано, «О природе международной личности Святого Престола», 29 Revue Belge de Droit International (1996).
- Араужо, Роберт и Лукал, Джон, Папская дипломатия и поиски мира, Ватикан и международные организации с первых лет до Лиги Наций, Sapienza Press (2004)
- Араужо, Роберт Джон , «Международная личность и суверенитет Святого Престола», 50. Обзор права Католического университета 291 (2001).
- Батон, Мэтью Н., Примечание, «Нетипичный статус Святого Престола» 34 Журнал Вандербильта транснационального права 597 (2001 г.)
- Чипротти, Пио, «Святой Престол: его функция, форма и статус в международном праве», 8 Concilium 63 (1970).
- Кроуфорд, Джеймс, Создание государств в международном праве , Оксфорд, (1979).
- Камбо, Гораций Ф., «Святой Престол и международное право», 2 International Law Quarterly 603 (1949).
- Диас, Ноэль, «Римско-католическая церковь и международное право», 13 Sri Lanka Law Journal 107 (2001 г.)
- Грэм, Роберт, Дипломатия Ватикана: исследование церкви и государства в международном плане (1959)
- Ирландия, Гордон, «Состояние города Ватикан», 27 American Journal of International Law 271 (1933).
- Кунц, Йозеф Л., «Статус Святого Престола в международном праве», 46 American Journal of International Law 308 (1952).
- Мартенс, Курт, «Позиция Святого Престола и государства-города Ватикан в международных отношениях», 83 University of Detroit Mercy Law Review 729 (2006).
- Морсс, Джон Р. (2015). «Международно-правовой статус комплекса Ватикан/Святой Престол». Европейский журнал международного права . 26 (4): 927. дои : 10.1093/ejil/chv062 . hdl : 10536/DRO/DU:30081648 .
- Шайн, Кормак (2018). «Папская дипломатия по доверенности? Католический интернационализм в Международном комитете Лиги Наций по интеллектуальному сотрудничеству» . Журнал церковной истории . 69 (4): 785–805. дои : 10.1017/S0022046917002731 .
- Райт, Герберт, «Статус Ватикана», 38 American Journal of International Law 452 (1944).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Критерии государственности были впервые авторитетно провозглашены в Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств, подписанной 26 декабря 1933 года.
- ^ Роберт Араужо и Джон Лукал, Папская дипломатия и поиски мира, Ватикан и международные организации с первых лет до Лиги Наций, Sapienza Press (2004), ISBN 1-932589-01-5 , с. 16. См. также Джеймс Кроуфорд, Создание государств в международном праве, (1979), с. 154.
- ^ Роберт Грэм, Дипломатия Ватикана, Исследование церкви и государства в международном плане (1959), стр. 186, 201.
- ^ Ян Браунли, Принципы международного публичного права, 4-е изд. ISBN 0-19-825639-6 (1990), с. 65.
- ^ Мендельсон, MH (1972). «Маленькие государства в ООН». Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву , 21 (4), стр. 609–630.
- ^ Жан Луи Торан, «Этика и мировой порядок: особый вклад Святого Престола», в Джулио Чиполлоне, Церковь и международный порядок , Рим: Gangemi Editore (2004), стр. 184. (итальянский)
- ^ Гаэтано Аранжио-Руис, Revue Belge de Droit International, 29 (1996) 354.
- ^ Ян Браунли, Принципы международного публичного права, 4-е изд. ISBN 0-19-825639-6 (1990), с. 65
- ^ См. Джеймса Кроуфорда, стр. 158–9.
- ^ Роберт Араужо и Джон Лукал, Папская дипломатия и поиски мира, Ватикан и международные организации с первых лет до Лиги Наций, Sapienza Press (2004), ISBN 1-932589-01-5 , стр. 4–5.
- ^ Роберт Юдалл Дженнингс и Артур Уоттс , Международное право Оппенгейма, т. 1 Мир, 9-е изд., (1992) ISBN 978-0-582-50108-9 , стр. 324-325.
- ^ Кунц, «Статус Святого Престола в международном праве» 46 Американский журнал международного права (1952), стр. 309-313.
- ^ Роберт Араужо и Джон Лукал, Папская дипломатия и поиски мира, Ватикан и международные организации с первых лет до Лиги Наций, Sapienza Press (2004), ISBN 1-932589-01-5 , с. 7.
- ^ Роберт Дженнингс и Артур Уоттс, Международное право Оппенгейма, т. 1 Мир, 9-е изд., (1992) ISBN 978-0-582-50108-9 , с. 326.
- ^ Комиссия международного права Организации Объединенных Наций, Комментарий к статье 2 Венской конвенции о договорах, 2 Ежегодник ILC, стр. 96, цитируется по: Роберт Араужо и Джон Лукал, Папская дипломатия и поиски мира, Ватикан и международные организации с первых лет до Лиги Наций , Sapienza Press (2004), ISBN 1-932589-01-5 , с. 7.
- ^ Кунц, «Статус Святого Престола в международном праве» 46 Американский журнал международного права (1952), стр. 309–313. Кроуфорд, с. 157, отмечалось, что: «Хотя некоторые авторы отрицали, что Святой Престол вообще имел какой-либо международный статус после 1870 года, истинная позиция состоит в том, что он сохранил после аннексии Папской области то, что он всегда имел, - степень международной правосубъектности, измеряемую степень его существующих законных прав и обязанностей, а также его способность заключать договоры и принимать и аккредитовать посланников».
- ^ См. «Изменения», «Почему эта кампания важна?»
- ^ Seechange, Католическая церковь в Организации Объединенных Наций, церковь или государство? Архивировано 27 ноября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Сандро Магистр (21 августа 2007 г.). «Миссия невыполнима: исключить Святой Престол из Организации Объединенных Наций» . www.chiesa:Новости, анализ и документы о католической церкви . Проверено 3 октября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мелани Блэк, Необычное суверенное государство: Закон об иностранном суверенном иммунитете и судебный процесс против Святого Престола за его роль в глобальном скандале с сексуальным насилием над священниками, Wisconsin International Law Journal , Том 27
- О'Брайан против Святого Престола (6-й округ, 17 сентября 2007 г.)