Латеранский дворец
Латеранский дворец | |
---|---|
Общая информация | |
Расположение | Площадь Святого Иоанна в Латеране на Целийском холме , Рим , Италия |
Координаты | 41 ° 53'12 "N 12 ° 30'19" E / 41,8867 ° N 12,5053 ° E |
Латеранский дворец ( лат . Palatium Lateranense ; итал . Palazzo del Laterano ), формально Апостольский дворец Латерано (лат. Palatium Apostolicum Lateranense ), древний дворец Римской империи , а затем главная папская резиденция на юго-востоке Рима .
Расположенный на площади Святого Иоанна в Латеране на Целийском холме , дворец примыкает к Архибазилике Святого Иоанна Латеранского , соборной церкви Рима. Богатая семья Латеранов ( Латерани ) владела дворцовым имением во времена Римской империи, а со временем поместье перешло в руки императора Константина . С четвертого века дворец был главной резиденцией пап и оставался таковым около тысячи лет, пока Апостольская резиденция в конечном итоге не переехала в соседний Ватикан. Дворец сейчас используется Историческим музеем Ватикана , который иллюстрирует историю Папской области . Во дворце также расположены офисы Римского викариата , а также жилые апартаменты кардинала -викария , делегата Папы для ежедневного управления епархией. До 1970 года во дворце также располагались важные коллекции Латеранского музея , которые теперь разбросаны по другим частям музеев Ватикана .
Согласно Латеранскому договору 1929 года дворец и прилегающая к нему базилика являются экстерриториальной собственностью Святого Престола . [Примечания 1]
История
[ редактировать ]Допапское использование
[ редактировать ]на котором находится базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, во времена ранней Римской империи было занято домом Место , семьи Плавтиев Латерани . Латерани служили администраторами нескольких императоров; их предок Луций Секстий Латеран, как говорят, был первым плебеем , получившим звание консула в 366 г. до н.э. Один из Латеранов, назначенный консулом Плавтий Латеран , прославился тем, что был обвинен Нероном в заговоре против императора . Обвинение привело к конфискации и перераспределению его имущества. [1]
Константиновская эпоха
[ редактировать ]Domus Laterani перешел во владение императора, когда Константин I женился на своей второй жене Фаусте , сестре Максенция . Около 312 года Константин разрушил казармы императорской конной гвардии, примыкавшие к дворцу, который к тому времени был известен как Domus Faustae или «Дом Фаусты»; всадники -сингуляры Августи поддержали Максенция против Константина. Он заказал строительство на этом месте базилики Сан-Джованни-ин-Латерано . [2]
Domus Laterani в конечном итоге был передан епископу Рима Константином I. [3] Считается, что это произошло во время понтификата папы Мильтиада . [4] как раз вовремя, чтобы провести в 313 году синод епископов , созванный для того, чтобы бросить вызов донатистам . [1]
Средневековый дворец
[ редактировать ]Поскольку Византия стала менее способной предотвращать вторжения Ломбардии , папство стало более независимым от Империи. До начала восьмого века резиденция римских епископов называлась не дворцом, а скорее «Латеранским патриархатом» ( patriarchium) . [5] Стимулом к переоборудованию Латеранского патриархата в настоящий дворец было создание императорской резиденции, из которой папа мог бы осуществлять не только духовную, но и светскую власть. [6]
Папский дворец на Латеране в Риме был значительно расширен в конце восьмого века Папой Адрианом I (772–95) и Папой Львом III (795–816). Папа Адриан I перестроил портик у входной лестницы (портик Заккарии) и возвел рядом с ним еще одну башню, выполнявшую функцию жилого помещения. [7] Этот портик использовался для раздачи милостыни, а также был местом расположения статуи Капитолийского волка и столов Lex de Imperial Веспасиани . [7]
Папа Лев III построил две триклинии (первая известна просто как Триклиниум или triclinium maius , а вторая стала известна как Aula Concilii ) около 800 года, чтобы служить сердцем папских церемониалов. Архитектурно они напоминали византийские императорские постройки в Константинополе. [6] [8] Обе триклинии были богато украшены мозаикой и фонтанами и служили местом проведения папских церемоний, банкетов и собраний. Украшения имели явно политическую тематику и должны были стать символом папской власти и авторитета. [9]
Леонийский триклиний или triclinium maius был одним из самых известных залов древнего дворца и государственным банкетным залом, украшенным мозаикой. Это было двухэтажное строение длиной 50 метров от конца до конца. Верхний этаж представлял собой большую главную камеру длиной 26 метров с главной апсидой в конце и по одной апсиде с каждой стороны, а также прямоугольный входной вестибюль, возможно, с портиком. [10] [9] Фрески покрывали две апсиды, выступающие из главного зала, и две апсиды в прихожей, а главная апсида была покрыта мозаикой и вмещала папский трон. [9] От этого ничего не осталось, но в 1743 году по рисункам были сделаны копии мозаик и помещены в специально построенное сооружение напротив дворца. Существующая структура не является древней, но изображение оригинальной мозаики сохранилось в трехчастной мозаике: в центре Христос дает апостолам свою миссию ; слева он передает ключи от Святого Петра и Лабарума Константину; в то время как справа Святой Петр передает палантин Льву III и знамя Карлу Великому , изображение, призванное олицетворять обязанность франкского короля защищать Церковь. [6]
Второй триклиний, построенный Львом III, также известный как Aula Concilii («Зал Совета» или Sala del Concilio по-итальянски), располагался рядом с базиликой и перпендикулярно ей. [10] Это был великолепный продолговатый зал (длина 53 метра и ширина 13) с одиннадцатью апсидами: главной на одном конце и пятью на каждой стороне. [10] [9] Боковые апсиды имели диаметр 6,7 метра и находились на расстоянии 2,34 метра друг от друга, а торцевые - на расстоянии 4,47 метра от передней и торцевой стен. [11] Перед главной апсидой был установлен большой порфировый фонтан, извергающий струи воды из труб под давлением отреставрированной Аква Клаудии , технического чуда, призванного впечатлять посетителей. [10] В каждой из 10 боковых апсид располагалась аккубита для банкетов по образцу приемного зала 19 аккубит в Большом Константинопольском дворце . [10] [9] Главная апсида была украшена мозаикой, изображающей Христа и Марию со святыми Петром и Павлом и тремя другими фигурами, а каждая из десяти боковых апсид была украшена фресками, изображающими апостола, язычникам проповедующего . [12] [13] Слева от главной апсиды находилась лестница, ведущая в базилику. [13] [14] Зал был украшен колоннами, пилястрами, полом из опуса сектила . [13] Рисунок Помпео Угонио (BAV, Cod. Barb. lat. 2160, л. 157v) сохранился как свидетельство его структуры и орнаментации. [15] [13]
Лев III и его преемник Пасхал I (817–824 гг.) украсили Sancta Sanctorum («Святая святых», частную папскую часовню) новыми украшенными драгоценными камнями реликвариями и сундуком для реликвариев, созданным по образцу Ковчега Завета , в котором хранились некоторые из самых важных реликвий Рима. драгоценные реликвии. [9] Примерно в 820-х годах Liber Pontificalis начинает называть комплекс дворцом, palatium . [9]
Частные апартаменты пап в этом дворце располагались между триклинием и городскими стенами. Позже его назвали Aula Concilii («Зал Совета») из-за его роли места собраний. [10]
В десятом веке Сергий III восстановил дворец после разрушительного пожара, а позже он был значительно украшен Иннокентием III . Это был период ее величайшего великолепия, когда Данте говорит о ней как о превосходящей все человеческие достижения. В это время центр площади занимал дворец и башня семьи Аннибальди .
Между этим дворцом и Латеранской базиликой находилась конная статуя Марка Аврелия , которая в то время ошибочно считалась символом христианского императора Константина (что, вероятно, и способствовало ее сохранению). Копия конной статуи теперь размещена в центре Капитолийской площади , а оригинал надежно сохранен для показа в Капитолийских музеях .
Бонифаций VIII добавил Лоджию делле Бенедициони к северной стороне Аулы Концилии. [16]
На его месте Латеранский обелиск был воздвигнут . Первоначально заказанный 18-й династии фараоном Тутмосом III , он был завершен его внуком Тутмосом IV . При высоте 32,18 м (45,70 м, включая основание) это самый высокий обелиск в Риме и самый большой сохранившийся древнеегипетский обелиск в мире, его вес превышает 230 тонн . После присоединения Египта к Империи его вывезли из храма Амона в Карнаке. [Примечания 2] и привезен в Александрию вместе с другим обелиском Констанцием II . Оттуда его в 357 году привезли в Рим, чтобы украсить позвоночник цирка Большого . Однако посвящение постамента прославляет Константина I, а не его сына, который привез его в Рим.
Авиньонское папство
[ редактировать ]Падение дворца с этой славной позиции было результатом отъезда пап из Рима во время Авиньонского папства .
Два разрушительных пожара, в 1307 и 1361 годах, нанесли непоправимый вред, и хотя на восстановление из Авиньона были отправлены огромные суммы, дворец так и не обрел прежнего великолепия. На тот момент дворец имел элементы готической архитектуры. Когда папы вернулись в Рим, они проживали сначала в базилике Санта-Мария-ин-Трастевере , затем в базилике Санта-Мария-Маджоре и, наконец, обосновались в Ватикане . Базилика Святого Петра , также построенная Константином, до тех пор служила преимущественно паломнической церковью. Сикст V , больше озабоченный рациональным городским планированием, чем сохранением древностей, затем в 1586 году разрушил то, что еще осталось от древнего дворца Латерана, сохранив только Sancta Sanctorum , и возвел на его месте нынешнее, гораздо меньшее здание, спроектированное его фаворитом. архитектор Доменико Фонтана. [2]
Здание 16 века
[ редактировать ]Архитектором, которого он нанял сразу после своего избрания, был Доменико Фонтана , который в то же время занимался перестройками базилики. Сильный, сдержанный стиль Фонтаны был создан под влиянием Джакомо Виньолы и создан по образцу Палаццо Фарнезе с его правильным и гармоничным, хотя и несколько мягким главным фасадом. Прочная инженерная основа Фонтаны и способность координировать сложную архитектурную программу на строго ограниченном участке, которую Сикст продвигал вперед с максимальной скоростью, считались выдающимися. [17]
В уведомлении от 29 августа 1589 года сообщалось, что работы завершены: «Большой дворец на площади Латеранезе был завершен Сикстом V». [17] Фонтана повторно применил мотивы Латеранского дворца в части Ватиканского дворца , содержащей нынешние папские апартаменты, что он предпринял позже, и в своих пристройках к Квиринальскому дворцу . Восточный фронт был завершен при Клименте XII , который увенчал его своим гербом в 1735 году.
От старых латеранских построек сохранились три памятника, два из которых расположены в одном здании, построенном Доменико Фонтана в 1589 году напротив Латеранской базилики. Эти памятники — Скала Санта и Часовня Санкта Санкторум .
Современное использование
[ редактировать ]Латеранский дворец оставался в пригороде, окруженном садами и виноградниками, вплоть до возникновения современного Рима в конце девятнадцатого века. лета в Риме его место считалось нездоровым Однако в период малярийного . В конце XVII века Иннокентий XII устроил в его части приют для сирот, которых отправили работать на небольшую шелковую мануфактуру. В девятнадцатом веке Григорий XVI и Пий IX основали в Латеране музей религиозного искусства и языческой культуры для переполнения галерей Ватикана.
В 1925 году Пий XI основал этнографический музей, посвященный артефактам, присланным миссионерами. 11 февраля 1929 года здесь был подписан Латеранский договор , который, наконец, урегулировал отношения между Святым Престолом и итальянским государством. Было установлено, что и базилика, и Латеранский дворец являются экстерриториальной собственностью Святого Престола и пользуются привилегиями, аналогичными привилегиям иностранных посольств на итальянской земле. [Примечания 1]
Во время Второй мировой войны Латеранский собор и связанные с ним здания служили убежищем от нацистов и итальянских фашистов для большого числа евреев и других беженцев. Среди нашедших приют были Альсиде Де Гаспери , Пьетро Ненни , Иваноэ Бономи и другие. Дочерям милосердия Святого Винсента де Поля и шестидесяти беженцам-сиротам, о которых они заботились, было приказано покинуть свой монастырь на Виа Карло Эмануэле. Сестры Марии Бамбины , работавшие на кухне Папской высшей римской семинарии в Латеране, предложили крыло своего монастыря. На территории также размещались итальянские солдаты. [18]
Отцы Винченцо Фаджиоло и Пьетро Палаццини , проректор семинарии, были отмечены Яд Вашем за их усилия по оказанию помощи евреям. [19] [20]
Резиденция Римского викариата
[ редактировать ]Папа Иоанн XXIII вернул дворцу некоторые пастырские функции, определив здесь резиденцию викариата и офисы Римской епархии . Он вывез коллекции Латеранского музея в Ватикан. С 1987 года в Латеранском дворце размещается Museo Storico Vaticano , который открылся в 1991 году и иллюстрирует историю Папской области .
27 июля 1993 года взрыв бомбы разрушил фасад Римского викариата в архбазилике Святого Иоанна Латеранского. Широко распространено мнение, что нападение было делом рук итальянской мафии , что является предупреждением против частых антимафиозных заявлений Папы Иоанна Павла II. Ремонт был завершен в январе 1996 года. [2]
Во дворце расположены офисы Римского викариата и жилые помещения кардинала-викария.
Туристы могут посетить папские апартаменты обычно утром.
В популярной культуре
[ редактировать ]В Assassin's Creed: Brotherhood (2010) базилика дворца представлена как полуразрушенное строение, в котором хранится свиток Ромула.
См. также
[ редактировать ]- Указатель статей, связанных с Ватиканом
- Латеранские здания в Риме
Библиография
[ редактировать ]- Курци, Гаэтано (2016). «Две триклинии Папы Льва III как «иконы власти»». ИКОН . 9 : 141–152. дои : 10.1484/J.IKON.4.00012 . ISSN 1846-8551 .
- Лекс Босман, Ян П. Хейнс, Паоло Ливерани, Латеранская базилика (2016: Британская школа в Риме). Базилика Святого Иоанна Латеранского до 1600 года . Кембридж, Великобритания. 2020. ISBN 978-1-108-88509-6 . OCLC 1138996346 .
- Ле Погам, Пьер-Ив (02 мая 2013 г.), «Предварительная глава. Латеран, Ватикан, Витербо», От «Города Бога» к «Дворцу Папы»: Папские резиденции во второй половине XIII века (1254-1304 гг.) , Библиотека французских школ Афин и Рима, Рим: Публикации французской школы Рима, стр. 23–94, дои : 10.4000/books.efr.172 , ISBN 978-2-7283-0999-3 , получено 10 февраля 2022 г.
- Джильоцци, Мария Тереза (2011). Дворцы Папы: архитектура и идеология: тринадцатый век . Рим: Виелла. ISBN 978-88-8334-588-3 . OCLC 776986586 .
- Ро де Флёри, Жорж (1877). Латеранские острова в средние века : Тафельбанд . (на французском языке). Париж: Вве А. Морель. OCLC 888873128 .
- Ро де Флёри, Жорж (1877). Латеранский собор в средние века. (на французском языке). Париж: Вве А. Морель. OCLC 458130465 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Базилика и дворец, принадлежащие Святому Престолу (статья 13 Латеранского договора) , архивировано 13 августа 2011 г. в Wayback Machine , «формируют(ют) часть территории итальянского государства (но) пользуются( у) иммунитеты, предоставляемые международным правом штаб-квартирам дипломатических агентов иностранных государств» (статья 15 Латеранского договора).
- ^ Географическое положение: 25 ° 43'7,46 "с.ш. 32 ° 39'26,64" в.д. / 25,7187389 ° с.ш. 32,6574000 ° в.д.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Святой Иоанн Латеранский» . www.newadvent.org . Проверено 05 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Хагер, июнь. «Церкви Рима: первый собор христианства», Внутри Ватикана , февраль 1996 г.
- ^ Келли, Джон Норман Дэвидсон (1986). Оксфордский словарь пап . Издательство Оксфордского университета . стр. 26–27. ISBN 978-0-19-213964-1 . Архивировано из оригинала 20 сентября 2023 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - ^ Келли, Джон Норман Дэвидсон (1986). Оксфордский словарь пап . Издательство Оксфордского университета . п. 26. ISBN 978-0-19-213964-1 .
- ^ Питер Партнер, Земли Святого Петра: Папское государство в средние века и раннее Возрождение (Калифорнийский университет Press, 1972), с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Туно, Эрик (2002). Образ и реликвия: опосредование священного в раннесредневековом Риме . Л'ЕРМА ди БРЕТШНАЙДЕР. ISBN 978-88-8265-217-3 .
- ^ Jump up to: а б Джильоцци, Мария Тереза (2011). Дворцы Папы: архитектура и идеология: тринадцатый век . Рим: Виелла. п. 64. ИСБН 978-88-8334-588-3 . OCLC 776986586 .
- ^ Курци, Гаэтано (2016). «Две триклинии папы Льва III как «иконы власти» » . ИКОН . 9 : 141–152. дои : 10.1484/J.IKON.4.00012 . ISSN 1846-8551 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дей, Хендрик (14 октября 2021 г.). Создание средневекового Рима: новый профиль города, 400–1420 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-98569-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джильоцци, Мария Тереза (2011). Дворцы Папы: архитектура и идеология: тринадцатый век . Рим: Виелла. п. 65. ИСБН 978-88-8334-588-3 . OCLC 776986586 .
- ^ МИННИХ, НЕЛЬСОН Х.; ПФЕЙФФЕР, ГЕНРИХ В. (1981). «Совет Де Грасси на Латеране V: пересмотр ксилографии де Гаргиса на Латеране V» . Архивы папской истории . 19 : 147–172. ISSN 0066-6785 . JSTOR 23563961 .
- ^ Миллер, Морин К. (2000). Епископский дворец: архитектура и власть в средневековой Италии . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-1-5017-2820-4 . OCLC 607470297 .
- ^ Jump up to: а б с д Курци, Гаэтано (2016). «Две триклинии папы Льва III как «иконы власти» » . ИКОН . 9 : 141–152. дои : 10.1484/J.IKON.4.00012 . ISSN 1846-8551 .
- ^ Туно, Эрик (2015). Мозаика апсиды в раннесредневековом Риме: время, сеть и повторение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. п. 52. ИСБН 978-1-316-32956-6 . OCLC 908514994 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хорш, Надя (2020), Хейнс, IP; Босман, Л.; Ливерани, П. (ред.), «Новые реликвии Страстей в Латеране, с пятнадцатого по шестнадцатый века: перемещенная священная топография» , Базилика Святого Иоанна Латеранского до 1600 года , Британская школа в Римских исследованиях, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 428–465, ISBN. 978-1-108-83976-1 , получено 20 февраля 2022 г.
- ^ Джильоцци, Мария Тереза (2011). Дворцы Папы: архитектура и идеология: тринадцатый век . Рим: Виелла. п. 87. ИСБН 978-88-8334-588-3 . OCLC 776986586 .
- ^ Jump up to: а б Людвиг фон Пастор , История Пап с конца Средневековья , т. Х стр 616.
- ^ Маркионе, Маргарита. Ваш драгоценный свидетель: мемуары евреев и католиков в Италии военного времени , Paulist Press, 2001 г. ISBN 978-0-8091-4032-9
- ^ «Палаццини» . db.yadvashem.org . Проверено 05 июля 2020 г.
- ^ «Ядвашем» . Ядвашем . Проверено 05 июля 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- дворец – карта площади и плит ( гравюры )
- Веб-сайт интерактивной карты Нолли
- Веб-сайт Сената Италии с историей и изображениями дворца
- Латеранский дворец в средние века : тарелки с иллюстрациями средневекового дворца.
СМИ, связанные с Латеранским дворцом, на Викискладе?
Предшественник Палаццо Джустиниани, Рим | Достопримечательности Рима Латеранский дворец | Преемник Палаццо Мадама, Рим |