Экстаз Святой Терезы
Экстаз Святой Терезы | |
---|---|
Художник | Джан Лоренцо Бернини |
Год | 1647–1652 |
Каталог | 48 |
Тип | Скульптура |
Середина | Мрамор |
Размеры | В натуральную величину |
Расположение | Санта-Мария-делла-Виттория , Рим. |
41 ° 54'17 "N 12 ° 29'39" E / 41,90472 ° N 12,49417 ° E | |
Предшественник | Часовня Раймонди |
С последующим | Истина, раскрытая временем (Бернини) |
Экстаз Святой Терезы (также известный как Святая Тереза в экстазе ; итальянский : L'Estasi di Santa Teresa или Santa Teresa in estasi ) — скульптурная группа алтаря из белого мрамора, установленная на возвышении в часовне Корнаро церкви Санта -Клауса. Мария делла Виттория в Риме . [1] Ее спроектировал и вырезал Джан Лоренцо Бернини , ведущий скульптор своего времени, который также спроектировал оформление часовни из мрамора, лепнины и краски. Комиссия была завершена в 1652 году.
Ансамбль включает в себя по бокам два комплекта донорских портретов членов семьи Корнаро , которые наблюдают за основной центральной группой, как будто в ложах в театре. Группа обычно считается одним из скульптурных шедевров высокого римского барокко . Скульптура над алтарем изображает Святую Терезу Авильскую , испанскую монахиню -кармелитку (1515–1582), падающую в обморок в состоянии религиозного экстаза , в то время как над ней стоит ангел с копьем, следуя ее собственному рассказу о своем видении.
Комиссия
[ редактировать ]Весь ансамбль курировал и завершил зрелый Бернини во время в Памфили папства Иннокентия X . Когда Иннокентий взошел на папский престол, он избегал художественных услуг Бернини; скульптор был любимым художником предыдущего и расточительного папы Барберини , Урбана VIII . Таким образом, без папского покровительства услуги студии Бернини были доступны такому покровителю, как венецианский кардинал Федерико Корнаро (1579–1653).
Корнаро выбрал для своей погребальной часовни ничем не примечательную до сих пор церковь босых кармелитов . [а] Местом для часовни был выбран левый трансепт, в котором ранее находился образ «Св. Павел в экстазе», который был заменен Бернини инсценировкой религиозного опыта, пережитого и рассказанного первым босым святым -кармелитом , канонизированным незадолго до этого, в 1622 году. [2] Он был завершен в 1652 году за тогдашнюю княжескую сумму в 12 000 скуди . [б]
Терракотовая модель небольшого формата размером около 47 см (19 дюймов) была создана между 1644 и 1647 годами. Скульптура представляет собой первый вариант проекта, на котором до сих пор видны следы отпечатков пальцев Бернини. Модель принадлежит коллекции Эрмитажа . [4]
Скульптурная группа и ее обстановка
[ редактировать ]Две центральные скульптурные фигуры падающей в обморок монахини и ангела с копьем взяты из эпизода, описанного Терезой Авильской , мистической затворницей-кармелиткой-реформатором и монахиней, в ее автобиографии « Жизнь Терезы Иисуса» . Ее переживание религиозного экстаза при встрече с ангелом описывается следующим образом:
Я увидел в его руке длинное золотое копье, и на острие железа, казалось, горел маленький огонь. Мне казалось, что он время от времени вонзал его мне в сердце и пронзал мои внутренности; когда он вытащил его, он, казалось, вытащил и их, и оставил меня весь в огне от великой любви к Богу. Боль была настолько сильной, что я застонал; и все же сладость этой чрезмерной боли была настолько непревзойденной, что я не мог пожелать избавиться от нее. Душа теперь удовлетворена не чем иным, как Богом. Боль не телесная, а духовная; хотя тело имеет в этом свою долю. Это ласка любви настолько сладкая, которая происходит сейчас между душой и Богом, что я молю Бога по Своей доброте дать испытать ее тому, кто может подумать, что я лгу. [5]
Группа освещена естественным светом, проникающим через скрытое окно в куполе окружающей эдикулы, и подчеркнута позолоченными лепными лучами. Тереза изображена лежащей на облаке, что указывает на то, что это божественное явление, свидетелями которого мы являемся. На боковых стенах появляются и другие свидетели; в натуральную величину Горельефные портреты доноров членов семьи Корнаро мужского пола, например, кардинала Федерико Корнаро и дожа Джованни I Корнаро , присутствуют и демонстрируются, обсуждая это событие в ложах, как будто в театре. Хотя фигуры выполнены из белого мрамора, эдикула, стеновые панели и ложи театра выполнены из цветного мрамора. Наверху свод часовни украшен фреской с изображением иллюзорного неба, наполненного херувимами, с нисходящим светом Святого Духа , аллегорически изображенным в виде голубя.
Историк искусства Рудольф Виттковер писал:
Несмотря на изобразительный характер замысла в целом, Бернини различал различные степени реальности, члены капеллы Корнаро кажутся живыми, как и мы сами. Они принадлежат нашему пространству и нашему миру. Сверхъестественное событие видения Терезы возведено в отдельную сферу, удаленную от сферы наблюдателя главным образом благодаря изолирующему куполу и небесному свету. [6]
Интерпретации
[ редактировать ]Эффекты театральные, [7] Семья Корнаро, кажется, наблюдает за происходящим из своих лож, [8] а часовня иллюстрирует момент, когда божественность вторгается в земное тело. Кэролайн Бэбкок говорит о слиянии Бернини чувственного и духовного удовольствия как о намеренном и влияющем на художников и писателей того времени. [9] Ирвинг Лавин сказал, что « трансверберация становится точкой соприкосновения между землей и небом, между материей и духом». [10] Как отмечает биограф Бернини Франко Мормандо , хотя отправной точкой Бернини для описания мистического опыта Терезы было ее собственное описание, в этом опыте было много деталей, которые она никогда не уточняла ( например , положение ее тела), и которые Бернини просто сообщал. из своего собственного художественного воображения, и все это с целью усилить почти трансгрессивно-чувственный заряд этого эпизода: «Конечно, ни один другой художник, изображая сцену, до или после Бернини, не осмелился так сильно изменить внешность святого». [11]
Критика
[ редактировать ]Сексуальный подтекст этой работы не остался незамеченным. Это считается «совершенно рискованным»; [12] «самое поразительное пип-шоу в искусстве»; [13] и «самый грубый и оскорбительный образец искусства барокко». [14] Причина его популярности «во многом связана с сексом». [15] [16] А поместив скульптуру в театральную обстановку, Бернини обвиняют в том, что он превратил «личный момент в очень публичный».зрелище». [13] Викторианский искусствовед Анна Джеймсон хотела его уничтожить: «даже те, кто наименее ханжеский в вопросах искусства, охотно бросят сюда первый камень». [17] [18]
Ученые, защищающие его от такой критики, придерживаются одного из трех подходов, говоря:
- Бернини точно следовал описанию этого опыта Терезой.
- Церковь признавала, что мистический союз часто включает в себя эротические элементы.
- В статуе нет обнаженной натуры. [19]
Но Франко Мормандо говорит, что «ни одна из этих защит не является полностью точной». [11] Саймон Шама соглашается: «Критики и ученые завязывают себя в узлы, пытаясь избежать констатации очевидного». [20]
Похожие произведения Бернини
[ редактировать ]- См. также запись под названием « Часовня Бернини Корнаро», найденная в разделе «Барокко» .
- Смерть блаженной Людовики Альбертони (1671–1674) — Сан- Франческо-а-Рипа , Рим.
- Мученичество святого Лаврентия (1614–1515 гг.) [21]
- Истина, раскрытая временем (1646–1652) – Галерея Боргезе , Рим . [22]
Влияние или влияние на произведения
[ редактировать ]- Стефано Мадерно Скульптура Святой Чечилии работы в одноименной церкви (1600 г.).
- Мельхиора Каффа » «Санта-Роза Лимская (1665 г.) и его «Успение Святой Екатерины» .
- Франсиско Априле и Эрколе Ферраты церковь Сант-Анастасия в одноименной церкви в Риме.
- Самая успешная на международном уровне чешская андеграундная группа «Экстаз святой Терезы» назвала себя в честь скульптуры.
- «Ангелы и демоны» — роман Дэна Брауна , в котором скульптура указана как третий «Алтарь науки» вымышленных иллюминатов . В книге Брауна неверно утверждается, что скульптура была перенесена из Ватикана на ее нынешнее место и что Папа Урбан VIII (который уже умер, когда Бернини работал над скульптурой) счел статую слишком откровенно сексуальной. [23]
- Скульптура является предметом песни «The Lie» из Питера Хэммилла альбома The Silent Corner and the Empty Stage . [24]
- В «Бесконечной шутке» скульптура Дэвида Фостера Уоллеса играет роль в фильмографии Джеймса О. Инканденцы-младшего. Уоллес также намекает на нее в трех дополнительных сценах с участием Джоэль. [25]
- Уличный художник Бэнкси использовал образ Святой Терезы в одной из своих работ, правда, убрав ангельскую фигуру и добавив фаст-фуд. [26]
- Скульптура и ее изображение часто упоминаются в романе Разрез камня» « Авраама Вергезе .
- В психоаналитических теориях Жака Лакана статуя играет важную роль благодаря центральной ссылке в его книге «Семинар XX: Encore». Лакан считает, что статуя помогает передать его теорию о возможности женского наслаждения, которое бесконечно и непознаваемо, в то время как мужское наслаждение определяется конечностью и неудачей. На обложках некоторых книг «Семинара XX» на лицевой стороне изображена статуя.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ↑ кардиналом, У Корнаро были причины избегать похорон в Венеции, поскольку его назначение Урбаном VIII в то время как его отец Джованни был дожем, произвело фурор в его родном городе, что запретило семьям одновременно занимать такие влиятельные должности.
- ^ Соответствует c. 120 000 долларов США [3]
- Цитаты
- ↑ Альтернативное название «Трансверберация Святой Терезы» иногда можно увидеть на религиозных сайтах в Интернете. OED . описывает слово «трансверберация» как устаревшее в английском языке, использовавшееся только один раз в 1880-х годах Это означает прокалывание груди, как описывает Тереза в своем видении.
- ^ Баучер 1998 , с. 135
- ^ «Скульптура итальянского барокко: Книги: Темза и Гудзон» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2005 года . Проверено 23 октября 2005 г.
- ^ Эрмитаж, Государственный. «Экстаз святой Терезы» . Эрмитаж . Архивировано из оригинала 20 мая 2021 года . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Тереза Авильская (1515–1582). Жизнь Терезы Иисуса . Глава XXIX; Часть 17.
- ^ Виттковер, Рудольф (1980). Искусство и архитектура в Италии 1600–1750, Пеликанская история искусства . п. 160.
- ^ Грир, Томас Х.; Льюис, Гэвин (2005). Краткая история западного мира: до 1715 года . Уодсворт Томсон. п. 392. ИСБН 978-0-534-64237-2 .
- ^ «Бернини, Экстаз святой Терезы» . Ханская академия . Архивировано из оригинала 15 июня 2010 года . Проверено 12 февраля 2010 г.
- ^ «Кэролайн Бэбкок» . academia.edu . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Баучер 1998 , с. 138
- ^ Перейти обратно: а б Мормандо, Франко (2 октября 2023 г.). «Пересекла ли «Экстаз святой Терезы» Бернини линию приличия семнадцатого века?». Слово и изображение . 39 (4): 351–383. дои : 10.1080/02666286.2023.2180931 . S2CID 265241431 .
- ^ Маршалл, Ли (17 сентября 2020 г.). «Санта Мария делла Виттория» . Телеграф . ISSN 0307-1235 . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Боуден, Алана Луиза (2001). «Святой за скульптурой: (пере)интерпретация экстаза святой Терезы через феминистский анализ произведения Бернини «Экстаз святой Терезы» . Литература и эстетика . 31 (1): 132–147 . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Дар ангелов: искусство миссии Сан-Ксавье дель Бак . Издательство Университета Аризоны. 20 сентября 2010 г. ISBN. 978-0-8165-2840-0 . ; Дар ангелов: Искусство миссии Сан-Ксавьер-дель-Бак (серия «Юго-Западный центр»)Бернард Л. Фонтана и Эдвард Маккейн | 20 сентября 2010 г., стр. 236
- ^ Веретка, Джон (2018). «Экстаз (?) Святой Терезы» . В Бивене, Лиза; Ндалианис, Анджела (ред.). Эмоции и соблазнение чувств, от барокко до необарокко . Публикации Института Средневековья. стр. 217–234. ISBN 978-1-58044-272-5 .
- ^ Черч, Хлоя (2020). Возвещение слова в образе: визуальное толкование Благовещения Марии (Лк 1:26-38) в итальянских алтарях контрреформации (Диссертация). п. 314. ПроКвест 2827703947 .
- ^ https://arts.unl.edu/images/art/Awards/2020_Spring/Antje_Anderson.pdf
- ^ «Отпуск в Риме. Часть вторая» . РобертсПубликейшнс . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Мормандо, Франко (2 октября 2023 г.). «Пересекла ли «Экстаз святой Терезы» Бернини линию приличия семнадцатого века?» . Слово и изображение . 39 (4): 351–383. дои : 10.1080/02666286.2023.2180931 . ISSN 0266-6286 .
- ^ Шама, Саймон (2006). Сила искусства Саймона Шамы . Лондон: Книги BBC. п. 125. ИСБН 9780563487104 .
- ^ «Интернет-галерея искусств, коллекция изображений, виртуальный музей, база данных европейского изобразительного искусства (1000–1900) с возможностью поиска» . wga.hu .
- ^ «Истина, раскрытая временем» . Официальный сайт Галереи Боргезе Бернини . Архивировано из оригинала 25 октября 2005 года.
- ^ Олсон, Карл (4 января 2009 г.). «Дэн Браун мчится туда, куда боятся ступить ангелы (и демоны)» . Католические ответы . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Ложь (Святая Тереза Бернини) Питера Хэммилла» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 года . Проверено 20 октября 2011 г.
- ^ «Полевой справочник по случаям экстаза святой Терезы Бернини в « Бесконечной шутке - бесконечной детоксикации» . Бесконечный детокс . 20 августа 2009 г.
- ^ «Бэнкси» . Banksy.co.uk . Архивировано из оригинала 21 октября 2007 года.
- Источники
- Хиббард, Ховард (22 января 1971 г.). Бернини . [Балтимор] Penguin Books.
- Роберт Харбисон (2000). «Дело о подрыве». Размышления о барокко . Издательство Чикагского университета. стр. 1–32.
- Баучер, Брюс (1998). Темза и Гудзон, Мир искусства (ред.). Итальянская скульптура в стиле барокко . стр. 134–143. Архивировано из оригинала 28 декабря 2005 года.
- Биография Бернини (нажмите «Экстаз святой Терезы »)
- Кок, Ричард (август 1972 г.). «Рисунок Бернини для капеллы Корнаро, Санта-Мария-делла-Виттория». Журнал Берлингтон . 114 (833). The Burlington Magazine Publications Ltd.: 550–553. JSTOR 877068 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Экстаз Святой Терезы |
- СМИ, связанные с экстазом святой Терезы Авильской работы Бернини, на Викискладе?
Предшественник Боевой саркофаг Людовизи | Достопримечательности Рима Экстаз Святой Терезы | Преемник Рафаэль Комнаты |