Конная статуя Людовика XIV (Бернини)
Конная статуя короля Людовика XIV | |
---|---|
Художник | Джан Лоренцо Бернини |
Год | 1665–84 |
Каталог | 74 |
Тип | Скульптура |
Середина | Мрамор |
Предмет | Людовик XIV Франции |
Расположение | Версальский дворец , Версаль |
48 ° 48'15,8 "с.ш. 2 ° 7'23,3" в.д. / 48,804389 ° с.ш. 2,123139 ° в.д. | |
Предшественник | Видение Константина (Бернини) |
С последующим | Бюст Габриэле Фонсека |
Конная статуя короля Людовика XIV — скульптура, спроектированная и частично выполненная итальянским художником Джан Лоренцо Бернини . Бернини впервые обсудил этот проект во Франции в середине 1660-х годов, но он начался лишь позже в том же десятилетии, когда он вернулся в Рим . Он не был завершен до 1684 года, а затем отправлен в Париж в 1685 году. Французский Людовик XIV был крайне недоволен результатом и разместил его в углу садов Версаля . Вскоре после этого скульптура была модифицирована Франсуа Жирардоном и переделана в конную скульптуру древнеримского героя Марка Курция . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Приглашение
[ редактировать ]На протяжении большей части 17 века Бернини считался главным художником той эпохи, служа основным источником художественных произведений, созданных по заказу Папы Урбана VIII . В результате Людовик XIV пригласил его приехать во Францию, чтобы работать во имя французской монархии. чтобы построить конную статую и портретный бюст , а также новый фасад Лувра Бернини принял это приглашение и отправился в Париж , . [ 2 ]
Бернини во Франции
[ редактировать ]На следующий день после своего прибытия в Париж 3 июня 1665 года Бернини пришел к выводу, что работа, уже проделанная в Лувре Луи Ле Вау , французским архитектором классического барокко , нанятым Людовиком XIV, неадекватна, решив вместо этого создавать свои собственные проекты, ссылаясь на собственные наблюдения за дворцами на протяжении всей своей карьеры. Бернини в конечном итоге предложил отказаться от текущего проекта Ле Вау, вместо этого настаивая на том, что он сам предоставит детали дизайна. [ 3 ]
Первая концепция Бернини запланированного восточного фасада, в которой особое внимание уделялось изогнутым крыльям в итальянском стиле, была почти сразу отвергнута. [ 4 ] Жан-Батист Кольбер также заявил, что планы Бернини разместить собственную комнату короля в выступающем наружу центральном павильоне будут шумным местом из-за его непосредственной близости к близлежащей улице и пешеходному движению. [ 4 ] После отклонения первого проекта Бернини прислал второй вариант, который также был отклонен Кольбером, хотя, в отличие от первого и третьего проектов, изображение, похоже, не сохранилось. [ 4 ] Третий и последний проект, в котором были исключены изогнутые крылья, которые первоначально предполагал Бернини, получил высокую оценку Людовика, который провел официальную церемонию закладки краеугольного камня нового фасада. [ 4 ] Однако, как только Бернини покинул Францию, чтобы вернуться в Рим, Людовик приказал остановить строительство. [ 5 ]
Строительство и творчество
[ редактировать ]Бернини следовал французской традиции, создавая конные статуи французских королей в их собственных резиденциях, яркими примерами которых являются Франсуа Мансар , Шарль Перро и Пьер Коттар. [ 6 ] Несмотря на традицию, Бернини был первым во Франции, кто спроектировал конную статую, которая стояла отдельно с поднятой на дыбы лошадью, а не была прикреплена к зданию. Прецедентом для этого стала Пьетро Такки скульптура Филиппа IV Испанского в парке Буэн-Ретиро в Мадриде (1642 г.), которая считалась первым конным памятником, изображающим встающего на дыбы всадника со времен античности. [ 6 ] Это подражание отражало франко-испанское соперничество во время правления короля Людовика XIV. [ 6 ]
Во многих изображениях, отражающих подобие Людовика XIV, основным компонентом была метафора правления Людовика, солнце, что соответствует традиции oriens augusti , или «восхода августейшего», термина, обозначающего правитель с солнцем. [ 7 ] Солнце также было одним из многих символов Папы Урбана VIII, величайшего покровителя Бернини. Во время службы Урбану VIII Бернини участвовал в проектировании фрескового свода в Палаццо Барберини в Риме , на котором Божественная Мудрость появляется с символом солнца на груди. [ 7 ]
Транспорт и прибытие во Францию
[ редактировать ]Осенью 1684 года статую переправили на лодке из Чивитавеккьи . В марте 1685 года статуя прибыла в Париж. Затем статую отправили в Версаль в августе и сентябре, и она прибыла во дворец 1 октября 1685 года. К девятому числу статуя была помещена в Версальскую оранжерею , в одной из тамошних галерей. [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]14 ноября 1685 года Людовик XIV впервые увидел статую в оранжерее. Филипп де Курсийон записал, что король решил убрать статую с территории и уничтожить ее. Статую, однако, не разрушили, а перенесли в другое место на главной оси Оранжереи, к югу от бассейна. В сентябре 1686 года статуя Бернини была заменена статуей Доменико Гвиди « Реноме Людовика XIV» . Статуя была перенесена в дальнюю сторону недавно построенного Бассейна Нептуна, самую северную точку на оси Сада с севера на юг. Его установили на высоком постаменте. Это место было не безвестным, а выдающимся. [ 9 ]
В 1702 году, после превращения Людовика XIV в Марка Курция , римского героя, статую перенесли в конец Озера Швейцарской Гвардии, на противоположный конец дворцовой территории от Бассейна Нептуна. Статуя была расположена возле бассейна, который символизирует пропасть, в которую бросается Марк Курций. Вместо того, чтобы быть немедленно отвергнутой, статуя фактически была размещена в нескольких известных местах в течение 16 лет. [ 9 ]
Несмотря на публичное неприятие Людовиком конной статуи, ее форма вдохновила на создание будущих королевских портретов короля, в том числе мраморное произведение Антуана Койсевокса , изображающее Людовика XIV верхом на лошади, которое находится в Салоне войны в Версале , внося исправления в черты лица, созданные Людовиком XIV. Бернини, что французский король воспринял как пренебрежение к нему, создав более мрачное выражение лица и подняв лоб на более «подходящую» высоту. [ 10 ]
После визита Бернини
[ редактировать ]После неудачного пребывания Бернини в Париже отношение французов к итальянской культуре изменилось. Впервые со времен Возрождения было признано, что к северу от Альп развилось национальное самосознание и уверенность в себе. результат отказа от итальянского барокко и популяризации французского классицизма Бернини , в результате чего реконструкция Лувра так и не поднялась над своим фундаментом. [ 11 ]
Кульминация тем в творчестве Бернини.
[ редактировать ]Видение Константина
[ редактировать ]В процессе строительства конной статуи Бернини обратился к одной из своих ранних работ — « Видению императора Константина» , строительство которой началось в 1654 году и было завершено в конце 1669 года.
Конная статуя Людовика XIV была спроектирована с учетом его более ранней работы в Риме «Видение Константина» , где обе лошади принимают одинаковые позы, и ни всадники не держат поводья или стремена. В то время как жесты Константина были подняты над ним, чтобы передать видение Святого Креста и Бога над ним, жесты Короля-Солнца основаны на передаче его мирской и небожественной силы в действии, которое Бернини назвал «актом величия и повеления». . [ 6 ]
В отличие от статуи Константина Великого , статуя Людовика XIV была высечена из цельного каменного куска и, по словам ранних биографов, была «самой большой, когда-либо виденной в Риме». [ 12 ]
Более поздние изменения
[ редактировать ]Перерезка
[ редактировать ]В 1687 году Франсуа Жирардону было поручено внести поправки в скульптуру Берини . [ 9 ] Конная статуя , переработанная Франсуа Жирардоном, была перепрофилирована для изображения Марка Курция , древнеримского героя. По его рассказу, посреди Римского форума возникла пропасть , которую можно было бы закрыть только принесением в жертву величайшего владения Рима. В результате Курций благодаря храбрости своих солдат определил, что это самое ценное достояние Рима, и на коне бросился в пропасть, закрыв ее. [ 13 ]
Жирардон, директор Королевской академии искусства и скульптуры и руководитель всех королевских комиссий по скульптуре, [ 14 ] вырезал голову и опору лошади, добавил шлем и пламя, изменив лицо. Считалось, что этот рассказ лучше соответствует искажениям лошади, которые не отражают высокий уровень искусства верховой езды. [ 15 ] Бернини предпочел движение вместо равновесия, что не понравилось Людовику XIV. [ 9 ]
Были изменены два основных элемента; распущенные волосы на затылке Людовика XIV превратились в каску шлема с гребнем, а флаги превратились в массу пламени у ног лошади. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Виттковер 1955, с. 293.
- ^ Заручки, Жанна (зима 2006 г.). «Беренини и Людовик XIV: Дуэль эго». Источник: Записки по истории искусства . 25 (2): 32–38. дои : 10.1086/су.25.2.23208102 . JSTOR 23208102 . S2CID 191405674 .
- ^ Лавин, Ирвинг (2017). «Искусство Джанлоренцо Бернини» (PDF) . Пиндар Пресс . 1 : 533–534.
- ^ Jump up to: а б с д Заручки, Жанна (зима 2006 г.). «Бернини и Людовик XIV: Дуэль эго». Источник: Записки по истории искусства . 25 (2): 33. дои : 10.1086/су.25.2.23208102 . JSTOR 23208102 . S2CID 191405674 .
- ^ Заручки, Жанна (зима 2006 г.). «Бернини и Людовик XIV: Дуэль эго». Источник: Записки по истории искусства . 25 (2):34. дои : 10.1086/су.25.2.23208102 . JSTOR 23208102 . S2CID 191405674 .
- ^ Jump up to: а б с д Лавин, Ирвинг (2017). «Искусство Джанлоренцо Бернини» (PDF) . Пиндар Пресс . 1 :575.
- ^ Jump up to: а б Лавин, Ирвинг (2017). «Искусство Джанлоренцо Бернини» (PDF) . Пиндар Пресс . 1 : 526.
- ^ «Аргос. Основание статуи, I век нашей эры». Brill Scholarly Editions . дои : 10.1163/1874-6772_seg_a60_346 .
- ^ Jump up to: а б с д Бергер, Роберт В. (1981). «Конный спорт Людовика XIV Бернини: более пристальное изучение его состояния в Версале». Художественный вестник . 63 (2): 232–248. дои : 10.2307/3050114 . ISSN 0004-3079 . JSTOR 3050114 .
- ^ Заручки, Жанна (зима 2006 г.). «Бернини и Людовик XIV: Дуэль эго». Источник: Записки по истории искусства . 25 (2):38. дои : 10.1086/су.25.2.23208102 . JSTOR 23208102 . S2CID 191405674 .
- ^ Лавин, Ирвинг (2007). «Искусство Джанлоренцо Бернини» (PDF) . Пиндар Пресс . 1 :525.
- ^ Лавин, Ирвинг (2007). «Искусство Джанлоренцо Бернини» (PDF) . Пиндар Пресс . 1 : 592.
- ^ Jump up to: а б Лавин, Ирвинг (2007). «Искусство Джанлоренцо Бернини» (PDF) . Пиндар Пресс . 1 : 582.
- ^ Опдайк, Леонард (1956). «Конная статуэтка Людовика XIV». Годовой отчет (Художественный музей Фогга) (1956/1957): 36–44. ISSN 0362-7861 . JSTOR 4301291 .
- ^ П., Р. (1925). «Конная статуя Людовика XIV Дана». Бюллетень Детройтского института искусств города Детройт . 6 (7): 78–79. дои : 10.1086/BULLDETINST41500298 . ISSN 0899-0271 . JSTOR 41500298 . S2CID 222810151 .
- Библиография
- Балдинуччи, Филиппо (2006) [1682]. Жизнь Бернини . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271730769 .
- Бернини, Доменико (2011) [1713]. Жизнь Джан Лоренцо Бернини. Пер. и изд. Франко Мормандо . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271037486 .
- Хиббард, Ховард (1990). Бернини . Лондон: Пингвин. ISBN 9780140135985 .
- Эйвери, Чарльз (1997). Бернини: гений барокко . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 9780500286333 .
- Витткавер, Рудольф (1955). Джан Лоренцо Бернини: скульптор римского барокко . Лондон: Phaidon Press. ISBN 9780714837154 .
- Скрибнер, Чарльз (1991). Джанлоренцо Бернини . Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс, Издательство. ISBN 9780810931114 .
- Мормандо, Франко (2011). Бернини: его жизнь и его Рим . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226538525 .
- Гулд, Сесил (1982). Бернини во Франции: эпизод истории семнадцатого века . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691039947 . * Переходная звезда: покойный Бернини и его прием . Берлин ; Бостон: Де Грюйтер. 2015. ISBN 9783110360080 .
- Виттковер, Рудольф (1951). Бюст Людовика XIV работы Бернини . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Лавин, Ирвинг (2007). «Искусство Джанлоренцо Бернини» (PDF) . Пиндар Пресс . 1 – через Институт перспективных исследований.
- Заручки, Жанна (зима 2006 г.). «Бернини и Людовик XIV: Дуэль эго». Источник: Записки по истории искусства . 25 (2): 32–38. дои : 10.1086/су.25.2.23208102 . JSTOR 23208102 . S2CID 191405674 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные со статуей Людовика XIV работы Джанлоренцо Бернини, на Викискладе?