Бюст Людовика XIV (Бернини)
Бюст Людовика XIV | |
---|---|
![]() | |
Художник | Джан Лоренцо Бернини |
Год | 1665 |
Каталог | 70 |
Тип | Скульптура |
Середина | Мрамор |
Предмет | Людовик XIV Франции |
Размеры | 80 см (31 дюйм) |
Расположение | Версальский дворец , Версаль |
48 ° 48'15,8 "N 2 ° 7'23,3" E / 48,804389 ° N 2,123139 ° E | |
Предшественник | Статуя Александра VII (Бернини) |
С последующим | Слон и Обелиск |
Бюст Людовика XIV — мраморный портрет работы итальянского художника Джана Лоренцо Бернини . Он был создан в 1665 году во время визита Бернини в Париж . Этот скульптурный портрет французского короля Людовика XIV был назван «величайшим произведением портретной живописи эпохи барокко». [1] Бюст выставлен в Версальском дворце , в Салоне Дианы в Больших апартаментах короля .
ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Бернини был приглашен в Париж в рамках более масштабного дипломатического обмена между папством и Францией. Официальной причиной визита было создание нового дизайна Лувра , но молодой король Людовик XIV заявил, что ему также нужен портретный бюст. [2] Замыслы Бернини относительно Лувра не имели успеха и не были реализованы; на самом деле их непринятие было отражением общего антагонизма между итальянцем Бернини и некоторыми членами французского двора. Однако портретный бюст, создание которого зависело от более личных отношений между королем и художником, был завершен и во многом считался большим успехом. [1]
Создание
[ редактировать ]Создание бюста невероятно хорошо задокументировано благодаря усилиям французского писателя Поля Фреара де Шантелу , управляющего при дворе Людовика XIV, который подружился с Бернини во время его пребывания в Париже. [3]
На изготовление бюста ушло чуть больше трёх месяцев. Согласно дневнику Шантелу, процесс выбора подходящих мраморных блоков занял несколько дней. Во время поиска подходящего куска мрамора для создания бюста с членами двора возникла дискуссия о том, будет ли Бернини делать статую в полный рост или бюст. [4] После того как потенциальные блоки мрамора были выбраны, Бернини начал с рисунков (ни один из которых не сохранился). [5] ) и небольшие глиняные модели короля. [6] Однако, похоже, что, проделав эту первоначальную работу, Бернини решил работать только во время встреч с королем. Его ученик Джулио Картари начал работу по вырезанию выбранного куска мрамора (а позже выполнил большую часть работы по драпировке). [7] ), а затем дело взял на себя Бернини, которому потребовалось сорок дней, чтобы завершить работу. Он надеялся провести с королем двадцать встреч во время заключительного процесса резьбы, но на самом деле их было тринадцать, продолжительностью около часа каждая. [8] Бюст во многом смоделирован по образцу более раннего бюста, который Бернини сделал почти за десять лет до этого Франческо д'Эсте, герцога Модены, и кроме того факта, что плащ Людовика был немного длиннее по горизонтали, человек не смог бы этого сказать. принадлежал к высшему дворянству. [9]
Сын и биограф Бернини, Доменико Бернини , отметил художественные аргументы своего отца относительно того, почему король согласился сидеть так долго, объяснив, что художник предпочитал работать, исходя из Истины (то есть реальной жизни), а не полагаться на ненужное. творческие дополнения, которые можно было бы использовать в работе по эскизам. Точно так же Бернини хотел видеть короля, как и многих других натурщиков, не остающимся неподвижным, а сидящим и говорящим так, чтобы Бернини мог уловить все его характеристики. [10] Подобный подход, когда Бернини хотел запечатлеть фигуру в физическом и психологическом движении, был обычным элементом работ Бернини: «простого сходства недостаточно. Надо выразить то, что происходит в головах героев», — записано высказывание Бернини. Бернини наблюдал за королем и в других местах – играя в теннис, отдыхая после обеда или просто прогуливаясь по двору. [11]
Филиппо Бальдинуччи (биограф художников/историк искусства) записывает многочисленные события, которые рекламируют предполагаемое влияние Бернини на французскую культуру, в том числе один случай, когда Бернини переправил прическу короля, чтобы лучше показать брови короля - новому стилю, по-видимому, следовали все в Французский суд и стал известен как модификация Бернини. [12] Однако историки современного искусства относятся к этому скептически; Жанна Заручки утверждает, что изменение было преднамеренным и изменило форму головы короля нелестным образом. [13]
Концепция
[ редактировать ]
Созданный в конце его карьеры, величественный бюст с его драматической драпировкой и царственным характером можно рассматривать как продолжение бюста, выполненного Бернини для Франческо I Д'Эсте.
Несмотря на то, что Бернини не был настоящим военачальником, он задумал Людовика в доспехах, опираясь на представления о героических королях, таких как Александр Великий. [14] Несмотря на небольшой рост, Луи изображается величественным персонажем, сочетающим величие с богатой элегантностью духа. Драпировка предполагает движение ветра, но также демонстрирует способность короля преодолевать такие земные отвлекающие факторы - он смотрит вдаль, возможно, как бы отдавая военные команды, повернув лицо против направления ветра. Бернини, возможно, также исследовал концепцию Людовика как Короля-Солнца на портрете, связав волосы короля с солнечными лучами, а драпировку с проплывающими облаками. [15]
Однако идеализация короля как великого императора имела под собой и реальность. Особенностью скульптуры Бернини было то, что он мог сочетать абстрактные понятия, такие как величие и благородство, с точными индивидуальными характеристиками натурщика. Бернини уделял пристальное внимание и играл с волосами, глазами, носом, лбом и одеждой Людовика, внося тонкие корректировки, которые позволяли Бернини создать внешний вид отдельного натурщика, не будучи при этом рабской копией или безжизненной абстракцией. [16]
Чтобы усилить военное величие бюста, Бернини спроектировал большой глобус, который служил пьедесталом для бюста, создавая таким образом впечатление, что весь мир был платформой для величия Людовика. Бернини также задумал такой постамент, чтобы поднять общую высоту произведения искусства, чтобы оно располагалось выше и было вне досягаемости зрителя. Однако это так и не было завершено, и в 1680-х годах бюст был перенесен из Лувра в Версальский дворец, где он находится до сих пор. [16]
Немедленный прием
[ редактировать ]Несмотря на придирки французских критиков при дворе Людовика XIV, бюст сразу же был признан удачным, о чем свидетельствует количество репродукций. слепок бюста изготовлен в 1666 г.; к 1669 году было создано как минимум семь гипсовых слепков. Ранняя бронзовая версия была доставлена в Квебек, Канада, но сейчас утеряна. Еще одна ранняя копия из бронзы находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. [17]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Рудольф Виттковер, в тексте
- ^ Филиппо Балдинуччи, стр.45
- ^ Поль Фреар де Шантелу, Дневник визита кавалера Бернини во Францию, 1985, изд., Энтони Блант, «passim»
- ^ Десмас, Анн-Лиза (2009). «В поисках мрамора в Париже для бюста Людовика XIV работы Джана Лоренцо Бернини: письмо Шарля Перро Жану-Батисту Кольберу». Исследовательский журнал Гетти . 1 (1): 169–178. дои : 10.1086/grj.1.23005374 . JSTOR 23005374 . S2CID 193481119 .
- ^ Роберт Т. Петерссон, Бернини и излишества искусства, 2002 г.
- ^ В книге Ирвинга Лавина, Бозцетти Джанлоренцо Бернини нет существующих эскизов. [ постоянная мертвая ссылка ] , к.т.н. диссертация, 1955 г.
- ^ Сесил Гулд, Бернини во Франции, 1981 г.
- ^ Говард Хиббард, Бернини. Другие историки расходятся во мнениях по поводу этого числа, но Виттковер подтверждает, что 20 - преувеличение, Виттковер, Бюст Людовика XIV Бернини, 1951, стр. 6, n1.
- ^ Заручки, Жанна (зима 2006 г.). «Бернини и Людовик XIV: Дуэль эго». Источник: Записки по истории искусства . 25 № (2): 32–38. дои : 10.1086/су.25.2.23208102 . S2CID 191405674 — через JSTOr.
- ^ Бернини, 134
- ^ Роберт Т., Петерссон, Бернини и излишества искусства, 2002 г.
- ^ Филиппо Балдининуччи, 53 года.
- ^ Заручки, стр.36
- ^ Wittkower, 1998 15, указывает на сходство между бюстом и Александром, изображенным на сохранившихся монетах.
- ^ Ирвинг Лавин, Видимый дух - Искусство Джанлоренцо Бернини, Том 1, 2007, стр. 560-574
- ^ Перейти обратно: а б Виттковер, Рудольф. «Бюст Людовика XIV работы Бернини». Издательство Оксфордского университета. 1951.
- ^ Бернини и рождение портретной скульптуры в стиле барокко, ex.cat., 2008, изд. Андеа Бакки, Кэтрин Хесс и Дженнифер Монтегю, стр.267
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Рудольф Виттковер, Бюст Людовика XIV работы Бернини , 1951 год.
- Поль Фреар де Шантелу, Дневник визита кавалера Бернини во Францию , 1985, изд. Энтони Блант
- Роберт Т. Петерссон, Бернини и излишества искусства , 2002 г.
- Бернини и рождение портретной скульптуры в стиле барокко , ex.cat., 2008, изд. Андеа Бакки, Кэтрин Хесс и Дженнифер Монтегю
- Скульптор Бернини: Рождение барокко в Доме Боргезе , 1998, ред. Анна Колива и Себастьян Шутце
- Ирвинг Лавин, Видимый дух - Искусство Джанлоренцо Бернини , Том 1, 2007 г., стр. 560-574
- Сесил Гулд, Бернини во Франции , 1981 год.
- Бернини и Людовик XIV: Дуэль эго , Источник: Записки по истории искусства , Жанна Морган Заручки, Том. 25, № 2 (зима 2006 г.), стр. 32–38.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с бюстом Людовика XIV работы Джанлоренцо Бернини (Версаль) на Викискладе?