Фонтаны площади Святого Петра
![]() |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Ватикан |
---|
Фонтаны площади Святого Петра ( итал . Fontane di Piazza San Pietro ) — два фонтана на площади Святого Петра в Ватикане , созданные Карло Мадерно (1612–1614) и Джан Лоренцо Бернини (1667–1677) для украшения площади. перед собором Святого Петра . Самый старый фонтан Мадерно находится на северной стороне площади.
Фонтан Папы Иннокентия VIII
[ редактировать ]Фонтан Мадерно на северной стороне площади расположен на месте более раннего фонтана, построенного в 1490 году во времена папы Иннокентия VIII . Он считался лучшим фонтаном в Риме с двумя сосудами и тремя струями воды, исходящими из уст трех каменных голов, и тремя гербами Папы Иннокентия VIII, вырезанными Алонсо дю Капуа. Фонтан был описан римским летописцем Стефано Инфессурой : «В 1490 году Его Святейшество построил на площади Святого Петра... великолепный фонтан с мраморными досками, начертанными историей, и двумя круглыми сосудами, расположенными один над другим, так что их можно увидеть; и кто угодно рассудит, ничего подобного нельзя найти нигде в Италии». [ 1 ] Фонтан был восстановлен папой Александром VI в 1500 году и был добавлен поилка для животных. [ 2 ]
Фонтан Мадерно
[ редактировать ]
В 1612 году древнеримский акведук Аква Траяна был перестроен Папой Павлом V и переименован в Аква Паола ; восстановленный акведук предоставил фонтану гораздо более обильный источник воды. Архитектору Карло Мадерно, племяннику архитектора Доменико Фонтаны , было поручено перепроектировать фонтан. Он построил новое восьмиугольное основание для фонтана, на вершине которого построил большой бассейн неправильной формы, украшенный ступенями и небольшими колоннами для хранения воды. Он сохранил большую нижнюю каменную чашу старого фонтана и украсил пьедестал над ней четырьмя каменными свитками. Он удалил меньшую верхнюю васку и заменил ее перевернутой ваской или шляпкой, похожей на гриб, покрытой каменными чешуйками. Когда вода хлынула сверху, она хлынула на верхнюю часть верхнего сосуда, ее поток прерывался и сверкал каменными чешуйками. Кроме того, он удалил гербы трех предыдущих Пап и заменил их мемориальными досками в честь своего покровителя, Папы Павла V.
Как и все фонтаны того времени, фонтан на площади Святого Петра не имел насосов и работал исключительно под действием силы тяжести, а источник воды находился выше фонтана, что заставляло воду подниматься вверх. Источник воды для фонтана, Аква Паола, находился на холме Яникулум , на высоте 266 метров над уровнем моря, а это означало, что фонтан мог поднимать воду на двадцать футов вверх. [ 3 ] В 1641 году фламандский юрист Теодор Амейден сказал, что струя воды с вершины фонтана «казалась, поднималась в воздух, как настоящая река». Он назвал его «самым красивым фонтаном, существующим в Европе». [ 4 ]
Фонтан Бернини
[ редактировать ]
Полвека площадь украшали фонтан Мадерно и обелиск, воздвигнутый папой Сикстом V , но южная часть площади оставалась пустой. В 1667 году папа Климент X поручил Джану Лоренцо Бернини построить второй фонтан, который точно повторял дизайн фонтана Мадерно. Фонтан Бернини был построен в 1677 году.
Влияние
[ редактировать ]Фонтаны на площади Святого Петра оказали влияние на другие фонтаны по всей Европе. Римский фонтан в Петергофе в России (1720 г.) был вдохновлен фонтаном Мадерно и получил от него свое название. [ 5 ] Фонтаны Согласия на площади Согласия в Париже (1840 г.) работы Жака-Игнаса Хитторфа также находились под сильным влиянием фонтана Мадерно и расположения фонтанов и обелиска на площади Святого Петра. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Цитируется по Мауиции Тазартесу, Фонтаны Рима , с. 24.
- ^ Мауриция Тазартес, Фонтаны Рима, с. 82.
- ^ Кэтрин Вентворт Ринне, Падение и подъем вод Рима , в Фонтанах - Всплеск и зрелище . стр. 31.
- ^ Цитируется Тазартесом, Фонтаны Рима , стр. 25.
- ^ Александр Орлов и Дмитрий Хвидковский, Санкт-Петербург, царская архитектура . Париж, Editions de Menges, 1995, с. 324.
- ^ «Здесь очевидна отсылка к Риму, очень существовавшая в течение столетия; расположение фонтанов по отношению к обелиску, верхний бассейн, образующий колпачок, ясно иллюстрирует влияние площади Святого Петра Бернини». Беатрис Ламуатье, Возвышение монументальных фонтанов , Париж и его фонтаны, от эпохи Возрождения до наших дней, Коллекция Paris et son Patrimoine, Париж, 1995.
- Библиография
- Мауриция Тазартес; Фредерик Коуп (2004). Fontaines de Rome (французское издание в переводе с итальянского). Париж: Цитадели и Мазенод. ISBN 9782850882005 .
- Мэрилин Симмс, изд. (1998). Фонтаны - Брызги и зрелища - Вода и дизайн от эпохи Возрождения до наших дней . Темза и Гудзон. ISBN 9780500237588 .