Аполлон и Дафна (Бернини)
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на итальянском языке . (Февраль 2017 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Аполлон и Дафна | |
---|---|
![]() | |
Художник | Джан Лоренцо Бернини |
Год | 1622–1625 |
Каталог | 18 |
Тип | Скульптура |
Середина | Мрамор |
Размеры | 243 см (96 дюймов) |
Расположение | Галерея Боргезе , Рим |
Предшественник | Дэвид (Бернини) |
С последующим | Бюст Антонио Чеппарелли |
Аполлон и Дафна — мраморная скульптура в натуральную величину итальянского художника Джана Лоренцо Бернини , выполненная между 1622 и 1625 годами. Она считается одним из художественных чудес эпохи барокко . Статуя находится в Галерее Боргезе в Риме вместе с несколькими другими образцами наиболее важных ранних работ художника. Скульптура изображает кульминацию истории Аполлона и Дафны ( Феба и Дафны ), описанной в , » Овидия «Метаморфозах где нимфа Дафна ускользает от нападок Аполлона, превращаясь в лавровое дерево.
История
[ редактировать ]
«Аполлон и Дафна» были последней из ряда важных работ, заказанных кардиналом Сципионом Боргезе Джан Лоренцо Бернини , которые помогли определить скульптуру в стиле барокко. После этого Бернини служил нескольким папам. Картина «Аполлон и Дафна» была заказана после того, как Боргезе подарил важную работу под своим патронажем — «Похищение Прозерпины» кардиналу Людовико Людовизи Бернини (1621-22) . [1] Этим щедрым жестом Боргезе надеялся снискать расположение любимого племянника нового папы Григория XV. [2]
Большая часть ранних работ над «Аполлоном и Дафной» была выполнена в 1622–1623 годах, но Бернини работа над скульптурой Давида (1623–24) прервала ее завершение. Бернини закончил «Аполлона и Дафну» в 1625 году. [3] и в сентябре того же года он был перенесен на виллу кардинала Боргезе. [4] Бернини не выполнил скульптуру полностью собственноручно. Как это было принято в то время, ему помогала мастерская. Джулиано Финелли , который был очень одаренным скульптором, проработал более мелкие детали, показывающие превращение Дафны из человека в дерево, например, ветки и листья, вырывающиеся из ее рук, а также ее развевающиеся на ветру волосы. [5] Однако некоторые искусствоведы недооценивают важность вклада Финелли, поскольку он всего лишь реализовал творческое видение Бернини. [6] Восторженный прием Аполлона и Дафны начался сразу после открытия работы. [3]
Описание
[ редактировать ]После долгой погони Аполлон думает, что наконец поймал Дафну. Он держит руку на том, что, по его мнению, является ее бедром, но ее плоть уже превращается в кору дерева. Развевающиеся шторы Аполлона передают скорость, с которой он бросился в погоню. [2]
Хотя скульптуру можно оценить под разными углами, у нее была лицевая и задняя стороны. Бернини планировал, что на нее будут смотреть немного справа, чтобы произведение было видно из дверного проема, где оно находилось. [7] Просмотр скульптуры под этим углом позволил наблюдателю одновременно увидеть реакцию Аполлона и Дафны и, таким образом, понять повествование истории за одно мгновение, без необходимости менять положение. [8]
Если смотреть слева, не видно ни лица, ни части тела Дафны. Вместо этого мы видим клубок волос и легко видим структурные подпорки, которые Бернини встроил в скульптуру: «тщательно спроектированные твердые, взаимосвязанные формы, которые соединяют и поддерживают друг друга». [2] Однако с правой стороны многие детали кажутся «невозможно легкими и хрупкими». [2] Однако в конечном итоге скульптуру перенесли в середину комнаты, где ее можно увидеть со всех сторон. [9]
Как и скульптура Бернини 1622 года «Похищение Прозерпины» , «Аполлон и Дафна» имеет картуш с моральным афоризмом Папы Урбана VIII . Придание христианской моральной ценности языческому сюжету было способом оправдать присутствие статуи на вилле Боргезе.
Иконография
[ редактировать ]Когда Феб (Аполлон), сужденный любовно-возбуждающей стрелой Купидона , видит Дафну, девицу, дочь Пенея , речного бога, он наполняется удивлением ее красотой и охвачен желанием. Но Дафна была обречена на отталкивающую любовь стрелу Купидона и отрицает любовь мужчин. Когда нимфа убегает, он безжалостно преследует ее, хвастаясь, умоляя и обещая все. Когда ее силы наконец исчерпаны, она молится своему отцу Пенею:
«Уничтожь красоту, которая ранила меня, или измени тело, которое разрушает мою жизнь». Не успела окончиться ее молитва, как оцепенение охватило все ее тело, и тонкая кора сомкнулась вокруг ее нежной груди, и волосы ее стали подобны шевелящимся листьям; ее руки превратились в развевающиеся ветки, а подвижные ступни, как цепкие корни, были прикреплены к земле, ее лицо было скрыто окружающими листьями. [10]
И все же Феб не утратил своей страсти к Дафне:
Даже так Феб любил ее и, приложив руку к стволу, почувствовал, как ее сердце все еще дрожит под новой корой. Он сжал ветки, как будто они были частью человеческих рук, и поцеловал дерево. Но даже дерево сжалось от его поцелуев, и бог сказал:
«Поскольку ты не можешь быть моей невестой, ты должна быть моим деревом! Лавр, с тобой будут сплетены мои волосы, с тобой моя лира, с тобой мой колчан. Ты пойдешь с римскими полководцами, когда радостные голоса провозгласят их триумф, и Капитолий станет свидетелем их длинных шествий. Ты будешь стоять у косяков Августа, верный страж, и охранять дубовую крону между ними. И как моя голова с нестриженными волосами всегда молода, так и ты будешь носить красоту бессмертия. листья."
Пеан сделал это: лавр склонил свои новоиспеченные ветви и как будто покачал своей листовой кроной, как голова, дающая согласие. [11]
Критический прием
[ редактировать ]Трудно переоценить важность и непосредственный эффект статуй, которые Бернини сделал для Шипионе Боргезе: «Бернини доказал, что он мог создавать образы, которые ослепляли визуально, рассказывали истории с высоким драматизмом и вызывали сильные чувства. Эти знаменитые статуи обладали качествами. к этому стремилась церковь, и они помогли Бернини стать главным визуальным пропагандистом Контрреформации и самым важным творцом Рима в стиле барокко». [2] Поскольку его работы были синонимом барокко, критическая судьба Бернини часто росла и падала вместе с судьбой барокко в целом.
Признательность Аполлону и Дафне продолжалась, иногда переживая падение репутации Бернини после его смерти. Французский путешественник в 1839 году заметил, что группа «удивительна как по художественному механизму, так и по сложности, полна очарования в ансамбле и деталях». [12] Один литературный журнал XIX века счел это единственное произведение Бернини, достойное постоянной похвалы. [13] Другие были менее позитивны. Английский писатель-путешественник в 1829 году отметил техническое мастерство Бернини, но добавил, что скульптура «несёт в себе весь недостаток рассудительности, вкуса и знаний того времени», продолжая критиковать внешний вид Аполлона за то, что он слишком похож на пастуха и недостаточно похож на пастуха. бог. [14]
Более поздние историки были гораздо более позитивны. Роберт Торстен Петерссон называет его «необычайным шедевром… наполненным энергией, исходящей из кончиков лавровых листьев, руки Аполлона и драпировки». [15] CD Дикерсон III говорит, что «Похищение Прозерпины», «Давида» , «Аполлона и Дафны» «широко считается высшими достижениями всей карьеры Бернини — и даже всей скульптуры семнадцатого века». [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хиббард 1990, с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и Кордова, Рубен К. (8 февраля 2021 г.). «Аполлон и Дафна: Повесть о мести Купидона, рассказанная Овидием и Бернини» . Гласстайр . Проверено 23 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пинтон, с. 18
- ^ Виттковер 1955, с. 240.
- ^ Мормандо 2011, с. 45.
- ^ Фентон 2000, с. 94.
- ^ Харрис, Энн Сазерленд (2008). Искусство и архитектура семнадцатого века . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.
- ^ Хиббард 1990, с. 40.
- ^ Харрис, Энн Сазерленд (2008). Искусство и архитектура семнадцатого века . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc.
- ^ Овидий (Еще) Метаморфозы , Книга I
- ^ Овидия (Клайна) Метаморфозы , Книга I [1] .
- ^ Валерий 1839, с. 596.
- ^ Кэмпбелл 1830, с. 99.
- ^ Новый ежемесячный журнал 1829, стр. 276.
- ^ Петерссон 2002, стр. 80.
- ^ Дикерсон, III, CD (2012). Бернини: Лепка из глины . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 9781588394729 .
Библиография
[ редактировать ]- Эйвери, Чарльз (1997). Бернини: гений барокко . Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 9780500286333 .
- Балдинуччи, Филиппо (2006) [1682]. Жизнь Бернини . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271730769 .
- Бернини, Доменико (2011) [1713]. Жизнь Джано Лоренцо Бернини . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 9780271037486 .
- Кэмпбелл, Т. (январь 1830 г.). «Замечания к лекциям г-на Флаксмана о скульптуре» . Новый ежемесячный журнал и литературный журнал . 28 (109): 97–104.
- Демпси, Чарльз (2000). Изобретение путто эпохи Возрождения . Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины. ISBN 9780807826164 .
- Фентон, Джеймс (2000). Племянник Леонардо: Очерки искусства и художников . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-24147-0 .
- Хиббард, Ховард (1990). Бернини . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-193542-3 .
- Мормандо, Франко (2011). Бернини: его жизнь и его Рим . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-22-653852-5 .
- Овидий. Метаморфозы, книги I-IV . Перевод Джона Аллена Джайлза . Лондон: Корниш и сыновья.
- Овидий (1922). Метаморфозы, Книга I, VI . Перевод Брукса Мора. Бостон: Cornhill Publishing Co.
- Петерссон, Роберт Торстен (2002). Бернини и излишества искусства . Фордхэм Юнив Пресс. ISBN 978-88-87700-83-1 .
- Пинтон, Даниэле (2009). Бернини: Пути искусства (на итальянском языке). Издательство ATS Italia. ISBN 9788875717773 .
- Валери, Антуан Клод Паскен (1839). Исторические, литературные и художественные путешествия по Италии: полное и методическое руководство для путешественников и художников . Бодри. п. 596.
- «Прогулки по Риму и его окрестностям № XVII» . Новый ежемесячный журнал и литературный журнал . 25 (99): 275–282. Март 1829 года.
- Витткавер, Рудольф (1955). Джан Лоренцо Бернини: скульптор римского барокко . Лондон: Phaidon Press. ISBN 9780714837154 .
- Велборн, Брейден (1 декабря 2005 г.). Бернини « Аполлон и Дафна сзади». Прерийская шхуна . 79 (4): 58. doi : 10.1353/psg.2006.0049 . ISSN 0032-6682 . S2CID 71365334 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- Барольский, Павел. «Овидий, Бернини и искусство окаменения». Арион 13, нет. 2 (1 октября 2005 г.): 149–162. JSTOR 29737267 .
- Болланд, Андреа. «Дезидерио и Дилетто: видение, прикосновение и поэтика Аполлона и Дафны Бернини». Художественный бюллетень 82, вып. 2 (1 июня 2000 г.): 309–330. дои : 10.2307/3051379 .
- Кенсет, Джой. «Скульптуры Бернини Боргезе: другой взгляд». Художественный бюллетень 63, вып. 2 (1 июня 1981 г.): 191–210. дои : 10.2307/3050112 .
- Уилкинс, Энн Томас. «Бернини и Овидий: расширение концепции метаморфозы». Международный журнал классической традиции 6, вып. 3 (1 декабря 2000 г.): 383–408. два : 10.1007/s12138-000-0003-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 3D-модель Аполлона и Дафны
- Изображение скульптуры в веб-галерее искусств
СМИ, связанные с Аполлоном и Дафной (Бернини), на Викискладе?