Даниил и лев (Бернини)
Дэниел и лев | |
---|---|
![]() | |
Художник | Джан Лоренцо Бернини |
Год | 1655-56 |
Тип | Статуя |
Расположение | Капелла Киджи , Рим |
Предшественник | Тело (Бернини) |
С последующим | Аввакум и ангел (Бернини) |
Даниил и Лев — скульптура, созданная Джан Лоренцо Бернини ок. 1655–57. Стоящая в нише капеллы Киджи базилики Санта-Мария-дель-Пополо в Риме , она изображает пророка Даниила в львином рву. Он является частью более крупной композиции со скульптурами Аввакума и Ангела, расположенными по диагонали напротив.
История
[ редактировать ]
Джан Лоренцо Бернини начал работать в часовне в 1652 году у Фабио Киджи, кардинала-священника базилики. Его покровитель был избран папой под именем Александра VII в 1655 году, что дало новый импульс реконструкции погребальной часовни. В то время две ниши по бокам главного алтаря были еще пусты, а две другие слева и справа от входа были заполнены статуями Лоренцетто, созданными по Ионы проекту Рафаэля: , Кита и Илии .
Сохранившийся рисунок из мастерской Бернини свидетельствует о том, что архитектор сначала планировал переместить две рафаэлевские статуи в пустующие ниши у алтаря, но вскоре передумал. Он создал две новые статуи, изображающие пророков Даниила и Аввакума , и эти скульптуры образовали более крупную композицию, обращенную друг к другу по диагонали через пространство часовни. Бернини создал пространственные отношения, которые оживили всю часовню, превратив ее классическую форму в новое религиозное использование.
Статуя Даниила была помещена в нише слева от входа. 26 июня 1657 года Бернини получил 1000 скуди за фигуру Даниила, которая тогда уже стояла на своем месте. [ 1 ] Сохранившиеся подготовительные рисунки (четыре этюда в Музее der bildenden Künste в Лейпциге ) доказывают, что вдохновением для статуи послужила знаменитая группа Лаокоона . [ 2 ] Рисунки демонстрируют творческий процесс, в ходе которого классические модели изучались и заново изобретались художником эпохи барокко. Подготовительная терракотовая модель статуи также сохранилась в музеях Ватикана . Раньше считалось, что это работа ассистента, но после чистки в 1980-х годах его в основном приписывали самому Бернини, и на нем даже были отпечатки его пальцев. [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Скульптура демонстрирует характерное удлинение тела, характерное для так называемого позднего стиля Бернини. [ 4 ] Юный пророк стоит на коленях, и его правую ногу лижет ручной лев. Даниил горячо молится, он тянется вправо из ниши, при этом его голова обращена к Богу, отцу, изображенному на мозаике купола . Драпировка угловатыми складками ниспадает с плеч и поясницы.
В капелле имеются очевидные тематические и визуальные параллели со статуей Ионы работы Лоренцетто. Обе истории символизируют спасение от смерти по милости Божией, причем смерть грозит обоим пророкам в образе опасного зверя, в случае Ионы – кита, а в случае Даниила – льва. Пророки — молодые, атлетичные герои, больше похожие на древних богов, чем на типичных бородатых мужчин Ветхого Завета . Голова Ионы была вдохновлена древними статуями Антиноя ; а Бернини также выбрал древнюю модель для головы Даниила, Александра Великого .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рудольф Виттковер: Джан Лоренцо Бернини. Скульптор римского барокко Файдон, Лондон, 1955, с. 218
- ^ Бернини. Изобретатель Рима в стиле барокко. Каталог, Музей изящных искусств Лейпцига, 2014 г.
- ^ Клод Дуглас Дикерсон, Энтони Сигел: Бернини. Лепка из глины, Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 2012, стр. 235–236.
- ^ Говард Хиббард: Бернини, Penguin Books, Балтимор, 1965, стр. 187-191.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Капеллой Киджи - Даниэль Бернини, на Викискладе?