Jump to content

Антиной

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Антиной
Рожденный в. 111
Умер в. 130 (18–19 лет)
Место отдыха Вилла Адриана , Тиволи, Лацио , Италия
Партнер Адриан

Антиной , также называемый Антиной , ( / æ n ˈ t ɪ n ʌ s / ; греческий : Ἀντίνοος ; ок. 111 ок. 130 ) [а] был греческим юношей из Вифинии , фаворитом и любовником римского императора Адриана . [1] [2] [3] После его преждевременной смерти до своего 20-летия Антиной был обожествлен по приказу Адриана, ему поклонялись как на греческом Востоке, так и на латинском Западе , иногда как богу ( θεός , theós ), а иногда просто как герою ( ἥρως , hḗrōs ). [4]

О жизни Антиноя мало что известно, хотя известно, что он родился в Клаудиополисе (ныне Болу , Турция), [5] в римской провинции Вифиния и Понт . Вероятно, он был представлен Адриану в 123 году, прежде чем его отвезли в Италию для получения высшего образования. Он стал фаворитом Адриана к 128 году, когда его взяли в турне по Римской империи в составе личной свиты Адриана. [6] Антиной сопровождал Адриана во время его присутствия на ежегодных Элевсинских мистериях в Афинах и был с ним, когда он убил Марусийского льва в Ливии , событие, широко разрекламированное императором. В октябре 130 года, когда они входили в состав флотилии, шедшей по Нилу , Антиной погиб при загадочных обстоятельствах. [7] Были выдвинуты различные предположения о том, как он умер: от случайного утопления до преднамеренного человеческого жертвоприношения или самоубийства.

После его смерти Адриан обожествил Антиноя и основал организованный культ, посвященный его поклонению, который распространился по всей Империи. Адриан основал недалеко от места смерти Антиноя город Антиноополис , который стал культовым центром поклонения Осирису-Антиною . Адриан также основал игры в память об Антиное, которые будут проходить как в Антинополисе, так и в Афинах, причем Антиной стал символом мечтаний Адриана о панэллинизме. Поклонение Антиною оказалось одним из самых устойчивых и популярных культов обожествленных людей в Римской империи, и мероприятия в его честь продолжали проводиться еще долго после смерти Адриана. [8]

Антиной стал символом мужского гомосексуализма в западной культуре, появившись в творчестве Оскара Уайльда , Фернандо Пессоа и Маргариты Юрсенар .

Биография

[ редактировать ]

Рождение и детство

[ редактировать ]
Голова Антиноя, найденная на вилле Адриана , датируемая 130–138 годами нашей эры, сейчас находится в Национальном музее Романо , Рим , Италия.

Антиной родился в греческой семье недалеко от города Клаудиополиса . [9] [6] находился в римской провинции Вифиния который , [10] на территории нынешней северо-западной Турции. [11] [12] Он родился на территории к востоку от города под названием Мантинейон, сельской местности:

Это было важно позднее для культового персонажа, выраженного в его статуях: он был фигурой страны, лесным мальчиком. [13]

Год рождения Антиноя не указан, хотя предполагается, что это было, вероятно, между 110 и 112 годами нашей эры . [14] [15] Ранние источники сообщают, что его день рождения был в ноябре, и хотя точная дата неизвестна, [16] Ройстон Ламберт , один из биографов Антиноя, утверждал, что это произошло, вероятно, 27 ноября. [14] Учитывая место его рождения и внешний вид, вполне вероятно, что часть его предков не была греческой. [17]

Имя «Антиной» может иметь различное происхождение; возможно, что он был назван в честь персонажа Антиноя, одного из женихов Пенелопы в Одиссея эпической поэме Гомера « » . [14] Другая возможность состоит в том, что ему дали мужской эквивалент «Антинои». [18] имя женщины, которая была одной из основательниц Мантинеи , города, который, вероятно, имел тесные связи с Вифинией. [14] Хотя многие историки, начиная с эпохи Возрождения , утверждали, что Антиной был рабом, только один из примерно пятидесяти ранних источников утверждает это. Такая возможность остается маловероятной, [19] [20] поскольку обожествление бывшего раба в римском обществе было бы весьма спорным. [20] Не сохранилось надежных свидетельств, подтверждающих семейное происхождение Антиноя, хотя Ламберт считал, что, скорее всего, его семья была крестьянскими фермерами или владельцами малого бизнеса, тем самым не выделяясь в социальном плане, но не принадлежа к беднейшим слоям общества. [21] Ламберт также считал вероятным, что Антиной в детстве получил базовое образование, его научили читать и писать. [22]

Жизнь с Адрианом

[ редактировать ]
(справа) Британского музея Бюсты Адриана (слева) и Антиноя , оба являются частью мрамора Таунли .

Император Адриан во время своего правления провел много времени, путешествуя по своей империи. [23] [24] и прибыл в Клаудиополис в июне 123 г., вероятно, тогда он впервые встретил Антиноя. [25] [26] Учитывая личность Адриана, Ламберт считал маловероятным, что они стали любовниками на этом этапе, вместо этого предположив, что Антиной был выбран для отправки в Италию, где он, вероятно, учился в императорской педагогике на Целийском холме . [27] Тем временем Адриан продолжал путешествовать по империи, вернувшись в Италию только в сентябре 125 года, когда поселился на своей вилле в Тибуре . [28] В какой-то момент в течение следующих трех лет Антиной стал его личным фаворитом, поскольку к тому времени, когда он уехал в Грецию три года спустя, он взял с собой Антиноя в свою личную свиту: [28] [29]

То, как Адриан брал мальчика в свои путешествия, держался рядом с ним в минуты духовного, нравственного или физического возбуждения, а после его смерти окружал себя его изображениями, показывает навязчивую тягу к его присутствию, мистико-религиозную потребность за его общение.

- Отрывок из книги Ройстона Ламберта « Возлюбленный и Бог: история Адриана и Антиноя». [30]

Ламберт описал Антиноя как «единственного человека, который, кажется, был наиболее глубоко связан с Адрианом» на протяжении всей жизни последнего. [31] Брак Адриана с Сабиной был несчастливым. [32] и нет достоверных доказательств того, что он когда-либо выражал сексуальное влечение к женщинам, [33] в отличие от многих надежных ранних свидетельств того, что его сексуально влекло к мальчикам и молодым мужчинам. [34] На протяжении веков педерастия существовала среди праздных и гражданских классов Греции: пожилые эрасты («любовники» в возрасте от 20 до 40 лет) вступали в сексуальные отношения с эроменосом ( «возлюбленными» в возрасте от 12 до 18 лет) и брали ключевую роль в его (последнем) образовании. [35] [36] Нет никаких исторических свидетельств, подтверждающих, в каком возрасте Антиной стал фаворитом Адриана. [37] [38] Такой социальный институт педерастии не был свойственен римской культуре, хотя эта практика была в некоторой степени распространена среди патрициев.

Известно, что Адриан считал Антиноя умным и мудрым. [28] и что у них была общая любовь к охоте, [39] [29] что считалось особенно мужественным занятием в римской культуре. [40] Хотя ни один из них не сохранился, известно, что Адриан написал автобиографию и эротические стихи о своих любимых мальчиках; поэтому вполне вероятно, что он писал об Антиное. [41] Во время их отношений нет никаких свидетельств того, что Антиной когда-либо использовал свое влияние на Адриана в личных или политических целях. [42]

В марте 127 года Адриан – вероятно, в сопровождении Антиноя – путешествовал через Сабинскую область Италии, Пицен и Кампанию . [43] С 127 по 129 год императора поразила болезнь, которую врачи не могли объяснить. [43] В апреле 128 года он заложил фундамент храма Венеры и Рима в городе Риме во время ритуала, где его вполне мог сопровождать Антиной. [43] Оттуда Адриан отправился в путешествие по Северной Африке, во время которого его сопровождал Антиной. [44] В конце 128 года Адриан и Антиной высадились в Коринфе , проследовав в Афины , где оставались до мая 129 года в сопровождении императрицы Сабины ; братья Цезернии, частые спутники императора; и Педаний Фуск Младший (внучатый племянник Адриана). [45] Именно в Афинах в сентябре 128 года они присутствовали на ежегодных торжествах Великих Элевсинских мистерий , где Адриан был посвящен в должность эпопта в Телестерионе . [46] Общепризнано, [47] хотя и не доказано, что Антиной также был посвящен в то время. [48]

Тондо слева , изображающее охоту на львов Адриана в сопровождении Антиноя на арке Константина в Риме.

Оттуда они направились в Малую Азию , поселившись в июне 129 года в Антиохии , где обосновались в течение года, посетив Сирию , Аравию и Иудею . [49] С этого момента Адриан стал все более критически относиться к еврейской культуре, которая, как он опасался, противостояла романизации, и поэтому ввел политику, запрещающую обрезание и строительство Храма Зевса-Юпитера на месте бывшего еврейского Храма . [50] [51] Оттуда они направились в Египет. [52] Прибыв в Александрию в августе 130 года, они посетили там саркофаг Александра Македонского . [53] Хотя некоторые назначения и действия Адриана были встречены с публичной похвалой и церемониями, они разозлили эллинскую социальную элиту города, которая начала сплетничать о его сексуальных связях, в том числе с Антиноем. [54]

Вскоре после этого, вероятно, в сентябре 130 года, Адриан и Антиной отправились на запад, в Ливию , где услышали о марусийском льве, создавшем проблемы для местного населения. Они выследили льва, и хотя точные события неясны, очевидно, что Адриан спас Антиною жизнь во время их столкновения с ним. [55] прежде чем сам зверь был убит. [56] Адриан широко разрекламировал это событие, отлил из него бронзовые медальоны, убедил историков написать об этом, поручил Панкрату написать об этом стихотворение. [57] и создал тондо с его изображением, которое позже было помещено на Арку Константина . По этому тондо было видно, что Антиной уже не юноша, став более мускулистым и волосатым, заметно более способным противостоять своему хозяину; и поэтому вполне вероятно, что в результате его отношения с Адрианом изменились. [56]

На протяжении всей истории было много споров относительно отношений Адриана и Антиноя. В книге Ройстона Ламберта « Возлюбленные и Бог » он пишет: «Но что касается центральных вопросов — истории Антиноя, его отношений с Адрианом и смерти — у нас есть немногим больше информации, чем у самых ранних авторов». [58] Многие из этих ранних писателей были предвзяты к Адриану, особенно в отношении его отношений с Антиноем. [59] [60]

Споры вокруг отношений между Адрианом и Антиноем возникли из-за отсутствия дошедших до нас свидетельств того, где находился Антиной в период с 123 по 130 год нашей эры. [61] [62] Первое упоминание об Антиное содержится в Панкрате и его стихотворении «Охота на льва», датируемом 130 г. н.э. [63]

Веские доказательства жизни Антиноя доступны в виде обелиска Пинциана на холме Пинциан . На западной стороне рельефа находится изуродованная фраза, в которой говорится: «Он вырос красивым юношей». Это позволяет предположить, что Антиной уже был эфебом и обосновался в своем доме в Вифинии, когда встретил Адриана. [64] Многие учёные полагают, при наличии косвенных доказательств, что [ нужны разъяснения ] что отношения Адриана и Антиноя длились примерно три года: с 127 г. по октябрь 130 г. н.э., когда Антиной утонул в Ниле. [22] [62] Вывод состоит в том, что существует мало документации о реальных отношениях Адриана и Антиноя. [63] [65]

Статуя Антиноя (Дельфи) , полихромный парийский мрамор , изготовленный во времена правления Адриана ( годы правления 117–138 гг. н. э.)

В конце сентября или начале октября 130 года Адриан и его окружение, в том числе и Антиной, собрались в Гелиополе, чтобы отправиться вверх по течению в составе флотилии по реке Нил . В свиту входили чиновники, префект, командующие армией и флотом, а также литературные и научные деятели. Возможно, к ним также присоединился Луций Цейоний Коммод , молодой аристократ, которого Антиной мог счесть соперником привязанностей Адриана. [66] По пути вверх по Нилу они остановились в Гермополе Великом . [67] главный храм бога Тота . [68] Это было вскоре после этого, в октябре 130 г. [69] [70] – примерно во время праздника Осириса [71] – что Антиной упал в реку и умер, [72] [73] вероятно, от утопления. [74] Адриан публично объявил о своей смерти, и вскоре по Империи распространились слухи о том, что Антиной был намеренно убит. [75] [65] Природа смерти Антиноя по сей день остается загадкой; [76] [77] однако были выдвинуты различные предположения: [78]

  1. Одна из возможностей состоит в том, что он был убит в результате заговора в суде. [79] Однако Ламберт утверждал, что это маловероятно, поскольку отсутствовали какие-либо подтверждающие исторические свидетельства, а также потому, что сам Антиной, по-видимому, оказывал мало влияния на Адриана, а это означало, что убийство не принесло особой пользы. [80] Однако нельзя исключать фракцию, стремящуюся заменить внимание или привязанность Адриана.
  2. Некоторые ученые предполагают, что Антиной мог быть убит самим Адрианом либо в попытке последнего восстановить свое здоровье, либо во время ссоры между ними. Элизабет Спеллер, одна из биографов Адриана, отмечает, что вторая идея согласуется с хорошо задокументированными приступами гнева и насилия императора. [81] Однако большинство ученых отвергают версию о том, что Адриан убил свою возлюбленную, судя по его непреодолимому горю из-за смерти Антиноя.
  3. Другое предположение состоит в том, что Антиной умер во время добровольной кастрации в попытке сохранить свою молодость и, следовательно, свою сексуальную привлекательность для Адриана. Однако это маловероятно, поскольку Адриан считал кастрацию и обрезание мерзостью, а поскольку Антиною на момент смерти было от 18 до 20 лет, любая такая операция была бы неэффективной. [82]
  4. Четвертая возможность заключается в том, что смерть была случайной. [67] возможно, потому, что Антиной был пьян. [83] Согласно его ныне утерянным мемуарам, сам Адриан считал, что это так. [84]
  5. Другая возможность состоит в том, что Антиной представлял собой добровольное человеческое жертвоприношение . [11] Самое раннее из сохранившихся предположений об этом исходит из сочинений Диона Кассия , спустя 80 лет после события, хотя впоследствии оно было повторено во многих более поздних источниках. [85] В Римской империи II века была широко распространена вера в то, что смерть одного может омолодить здоровье другого, и Адриан болел много лет; в этом сценарии Антиной мог бы пожертвовать собой, полагая, что Адриан выздоровеет. [86] Если бы эта последняя ситуация была правдой, Адриан, возможно, не раскрыл бы причину смерти Антиноя, потому что он не хотел показаться ни физически, ни политически слабым. И наоборот, этой возможности противостоит тот факт, что Адриан не любил человеческие жертвоприношения и ужесточил законы против них в Империи. [86]

Обожение и культ Антиноя

[ редактировать ]
(слева) Мраморный рельеф 130–138 гг. н. э., изображающий Антиноя в образе Диониса или Сильвана , собирающего виноград (справа) Бюст Антиноя в образе бога Меркурия из коллекции Екатерины Великой , сейчас находится в Эрмитаже , Санкт-Петербург , Россия

Адриан был опустошен смертью Антиноя. [87] современники свидетельствовали, что он «плакал, как женщина». [72] [12] [88] В Египте местное жречество сразу же обожествило Антиноя, отождествив его с Осирисом из-за способа его смерти. [89] [90] В соответствии с египетским обычаем тело Антиноя, вероятно, было бальзамировано и мумифицировано жрецами. [91] длительный процесс, который мог бы объяснить, почему Адриан оставался в Египте до весны 131 г. [89] [87] Там, в октябре 130 г., [73] Адриан провозгласил Антиноя божеством и объявил, что на месте его смерти в память о нем следует построить город, который будет называться Антиноополис . [92] [83] Обожествление человека не было редкостью в классическом мире. Однако публичное и формальное обожествление людей было зарезервировано для Императора и членов императорской семьи. [76] Таким образом, решение Адриана объявить Антиноя богом и создать официальный культ, посвященный ему, было весьма необычным. [93] и он сделал это без разрешения римского сената . [94] Императора критиковали за огромную скорбь по поводу смерти Антиноя. [11] [93] особенно если учесть, что он отсрочил апофеоз собственной сестры Полины , когда она умерла. [95] [б] Таким образом, хотя культ Антиноя имел связь с культом римской империи , он оставался отдельным и обособленным. [96] Адриан также идентифицировал звезду на небе между Орлом и Зодиаком как Антиноя. [11] [97] и стал ассоциировать розовый лотос, растущий на берегах Нила, с цветком Антиноя. [98] [99]

Точно неизвестно, где было похоронено тело Антиноя. [100] Утверждалось, что либо его тело, либо некоторые связанные с ним реликвии могли быть захоронены в святилище в Антинополисе, хотя это еще не идентифицировано археологически. [101] Однако сохранившийся обелиск содержит надпись, убедительно предполагающую, что тело Антиноя было похоронено в загородном поместье Адриана, на вилле Адриана в Тибуре в Италии. [102]

Неясно, искренне ли Адриан верил, что Антиной стал богом. [103] У него также были политические мотивы для создания организованного культа, поскольку он закреплял политическую и личную лояльность конкретно к нему. [104] В октябре 131 года Адриан отправился в Афины , где с 131/32 года он основал Панэлленион , попытку воспитать сознание греческой идентичности, подорвать вражду, присущую греческим городам-государствам, и способствовать поклонению древним богам; будучи сам греком, Антиной как бог помогал в этом делу Адриана, представляя символ панэллинского единства. [105] В Афинах Адриан также учредил фестиваль в честь Антиноя в октябре — Антинойю. [106]

Различные его поклонники понимали Антиноя по-разному, отчасти из-за региональных и культурных различий. [107] В некоторых надписях он идентифицируется как божественный герой , в других — как бог, а в третьих — как божественный герой и бог. В Египте его часто понимали как демона . [108] Надписи указывают на то, что Антиной рассматривался прежде всего как доброжелательное божество, которого можно было обратить на помощь своим поклонникам и излечить их от недугов. [109] [110] Его также считали победителем смерти, его имя и изображение часто помещали в гробы. [111] На западе Антиной ассоциировался с кельтским богом солнца Беленосом . [112]

Антиноополис

[ редактировать ]
Траурный портрет II века, изображающий двух мужчин из культа Антиноя. Картина темперой на деревянной панели, сейчас находится в Египетском музее.

На месте Хир-ве был возведен город Антиноополис. Все предыдущие постройки были снесены и заменены, за исключением Храма Рамзеса II . [103] У Адриана также были политические мотивы для создания Антиноополя, который должен был стать первым эллинским городом в регионе Среднего Нила и, таким образом, служить бастионом греческой культуры на территории Египта. [113] Чтобы побудить египтян интегрироваться с этой импортированной греческой культурой, он разрешил грекам и египтянам в городе вступать в брак и позволил главному божеству Хир-ве, Бесу , продолжать поклоняться в Антиноополе наряду с новым главным божеством Осирисом-Антиноем. [114] [115] Он призвал греков из других мест поселиться в новом городе, используя для этого различные стимулы. [116] Город был спроектирован по схеме Гипподамии , типичной для эллинских городов. [117] и украшен колоннами и множеством статуй Антиноя, а также храмом, посвященным этому божеству. [118]

Адриан объявил, что весной 131 года в городе пройдут игры в память Антиноя. Известные как Антинойя, они проводились ежегодно в течение нескольких столетий и считались самыми важными в Египте. [119] Мероприятия включали спортивные соревнования, гонки на колесницах и конные гонки, а также художественные и музыкальные фестивали с призами, включая гражданство, деньги, жетоны и бесплатное пожизненное содержание. [120]

Антиноополис продолжал расти в византийскую эпоху, будучи христианизированным с обращением Империи. Однако связь с магией оно сохранило на протяжении столетий. [121] На протяжении веков камень из города Адриана вывозили для строительства домов и мечетей. [122] К 18 веку руины Антинополиса все еще были видны, о них записали такие европейские путешественники, как миссионер-иезуит Клод Сикард в 1715 году и Эдме-Франсуа Жомар геодезист ок. 1800 . [123] Однако в 19 веке Антиноополис был почти полностью разрушен местным промышленным производством, поскольку мел и известняк сжигались в порошок, а камень использовался при строительстве близлежащей плотины и сахарного завода. [124]

Раскопки города в начале двадцатого века обнаружили относительно реалистичное погребальное тондо, нарисованное на дереве. Хотя мужчин на портрете традиционно называют братьями, существует предположение, что они были любовниками, причина в том, что за безбородой фигурой находится изображение Антиноя-Осириса, единственное сохранившееся графическое изображение статуи обожествленный юноша. [125]

Распространение культа

[ редактировать ]
« Лэнсдаун Антиной» был найден на вилле Адриана в 1769 году ( Музей Фицуильяма , Кембридж).

Адриан стремился распространить культ Антиноя по всей Римской империи. [90] Он сосредоточился на его распространении в пределах греческих земель и летом 131 года путешествовал по этим местам, продвигая его, представляя Антиноя в синкретизированной форме с более знакомым ему божеством Гермесом . [126] Во время посещения Трапеза в 131 году он провозгласил основание храма, посвященного Гермесу, где это божество, вероятно, почиталось как Гермес-Антиной. [127] он был гораздо более широко синкретизирован с богом Дионисом . Хотя Адриан предпочитал ассоциировать Антиноя с Гермесом, по всей Империи [128] [129] Культ также распространился по Египту, и в течение нескольких лет после его основания алтари и храмы богу были воздвигнуты в Гермополе, Александрии, Оксиринхе , Тебитнисе, Ликополе и Луксоре . [126]

Культ Антиноя никогда не был таким большим, как культы устоявшихся божеств, таких как Зевс , Дионис , Деметра или Асклепий таким большим, как культы, популярность которых в то время росла, такие как Исида или Серапис. , и даже не был также меньше, чем официальный имперский культ самого Адриана. [130] Однако он быстро распространился по всей Империи: следы культа были обнаружены как минимум в 70 городах. [130] Культ был наиболее популярен в Египте, Греции, Малой Азии и на побережье Северной Африки, но большая община верующих существовала также в Италии, Испании и северо-западной Европе. [110] Артефакты в честь Антиноя были найдены на территории от Британии до Дуная . [110]

Хотя принятие культа Антиноя в некоторых случаях было сделано для того, чтобы угодить Адриану, [93] Факты ясно показывают, что культ был также по-настоящему популярен среди различных слоев общества в Империи. [131] [132] Археологические находки указывают на то, что Антиною поклонялись как в общественных, так и в частных условиях. [110] [133] В Египте, Афинах, Македонии и Италии детей называли в честь божества. [134] Частично привлекательность заключалась в том, что Антиной сам когда-то был обычным человеком. [93] и поэтому был более интересен, чем многие другие божества. [135] Однако также возможно, что его культ заимствовал силу из параллелей между Антиноем и красивыми молодыми бессмертными мужчинами из греко-римского пантеона, такими как Аполлон , Дионис и Сильван, а также смертными юношами, любимыми богами в классической мифологии, такими как Ганимед , Гилас , Гиацинт и Нарцисс , [136] [137] и что образы чувственного юноши вызывали воображаемую эротическую связь между ним и его поклонниками. [8] Эти характеристики были общими также для культов Аттиса , Эндимиона и Адониса . [138] Как и последний, к Антиною относились как к умирающему и воскресающему богу не только в Египте, но и в Риме и Греции; Обелиск Антиноя в Риме описывает эту честь, а «Осирантинус» - как «Возрожденный» и «Вечный». [139]

Антиной в образе Аристея из собрания кардинала Ришелье , сейчас находится в Лувре.

Для поклонения Антиною по всей Империи было построено по меньшей мере 28 храмов, хотя большинство из них имели довольно скромный дизайн; те, что в Тарсосе, Филадельфии и Ланувии, состояли из портика с четырьмя колоннами. [140] Однако вполне вероятно, что те, в которых Адриан принимал непосредственное участие, например, в Антиноополе, Вифинионе и Мантинее, часто были более величественными, в то время как в большинстве случаев святилища или алтари Антиною воздвигались в доисторических городах или вблизи них. -существующие храмы императорского культа, либо Диониса, либо Гермеса. [141] Прихожане приносили жертвы божеству на этих алтарях; есть свидетельства того, что в Египте ему дарили еду и питье, а возлияния и жертвоприношения, вероятно, были обычным явлением в Греции. [142] Священники, посвященные Антиною, должны были наблюдать за этим богослужением, и имена некоторых из этих людей сохранились в надписях. [142] Есть свидетельства присутствия оракулов в ряде антинойских храмов. [72] [142]

Широкое распространение получили скульптуры Антиноя. [10] Адриан, вероятно, утвердил базовую модель образа Антиноя, которой могли бы подражать другие скульпторы. [106] [143] Эти скульптуры были изготовлены в больших количествах от 130 до 138 штук, по оценкам, около 2000, из которых сохранилось как минимум 115. [144] Сорок четыре из них были найдены в Италии, половина из них находилась на вилле Адриана Адриана, 12 — в Греции и Малой Азии, а 6 — в Египте. [145] Более 31 города Империи, большинство в Греции и Малой Азии, выпускали монеты с изображением Антиноя. [146] главным образом между 134–35 годами. Многие из них были предназначены для использования в качестве медальонов, а не валюты, некоторые из них намеренно были сделаны с отверстием, чтобы их можно было повесить на шею и использовать в качестве талисманов . [143] [147] Производство большей части артефактов, основанных на Антиное, прекратилось после 130-х годов, хотя такие предметы продолжали использоваться последователями культа в течение нескольких столетий. [148] Более поздние остатки его культа в основном находились в Восточной Римской империи, где его принятие в пантеон богов было лучше воспринято. [149]

Игры в честь Антиноя проводились как минимум в 9 городах и включали как спортивную, так и художественную составляющую. [150] Игры в Вифинионе, Антинополисе и Мантинее все еще действовали к началу III века, тогда как игры в Афинах и Элевсине все еще действовали в 266–67 годах. [151] По всей Империи распространились слухи о том, что в культовом центре Антиноя в Антинополисе проводились «священные ночи», характеризующиеся пьяными кутежами, возможно, включая сексуальные оргии. [152] Культ Антиноя существовал далеко за пределами правления Адриана. [153] Местные монеты с изображением его изображения все еще чеканились во время правления Каракаллы , и он упоминался в стихотворении, посвященном восшествию на престол Диоклетиана . [154] правивший более чем через столетие после смерти Антиноя. [155]

Осуждение и упадок

[ редактировать ]
Бронзовый медальон, отчеканенный в городе Смирна где-то между ок. 117 и с. 138 год нашей эры, во время правления Адриана. На реверсе изображен бюст Антиноя с надписью ΑΝΤΙΝΟΟϹ ΗΡΩϹ («Антиной-герой»).

Культ Антиноя подвергался критике со стороны различных лиц, как язычников , так и христиан . [156] [138] Среди критиков были последователи других языческих культов, такие как Павсаний , [157] Лукиан и император Юлиан , [158] все они скептически относились к апофеозу Антиноя, а также к Сивиллинским оракулам , критиковавшим Адриана в целом. [134] Языческий философ Цельс также критиковал его за то, что он считал развратным характером его египетских приверженцев, утверждая, что оно приводит людей к аморальному поведению, сравнивая его таким образом с христианством. [156] Сохранившиеся примеры христианского осуждения культов Антиноя исходят от таких фигур, как Тертуллиан , Ориген , Иероним и Епифаний . Рассматривая эту религию как кощунственного соперника христианства, они настаивали на том, что Антиной был просто смертным человеком, и осуждали его сексуальные действия с Адрианом как аморальные. [159] Связывая его культ со злой магией, они утверждали, что Адриан навязал свое поклонение из-за страха. [160] [159]

Во время борьбы между христианами и язычниками в Риме в IV веке Антиноя поддерживали представители последних. [161] В результате этого христианский поэт Пруденций комплект из семи конторниатов с изображением Антиноя. осудил свое поклонение в 384 году, а по образцам, выпущенным в 130-х годах, был выпущен [162] Многие скульптуры Антиноя были разрушены христианами, а также вторгшимися варварскими племенами, хотя в некоторых случаях затем были восстановлены; Статуя Антиноя в Дельфах была свергнута и ей отломаны предплечья, прежде чем ее вновь установили в часовне в другом месте. [163] Многие изображения Антиноя оставались в общественных местах вплоть до официального запрета языческих религий при императоре Феодосии в 391 году. [162]

Некоторые современные неоязыческие группы вновь сакрализировали Антиноя. Из-за его однополых отношений с Адрианом современный культ Антиноя в основном привлекает членов ЛГБТ-сообщества, особенно геев . [164]

В римской скульптуре

[ редактировать ]

Сохранившиеся статуи демонстрируют стройное тело с опущенными глазами и густыми вьющимися волосами, ниспадающими на затылок. Это очень классический и, что неудивительно, очень греческий образ. И это тот, который до сих пор известен как архетип совершенной красоты. Антиной был не просто последним языческим богом; он был вдохновением последнего славного расцвета классического искусства.

- Отрывок из книги Элизабет Спеллер « По следам Адриана: путешествие второго века по Римской империи». [146]

Адриан «обратился к греческим скульпторам, чтобы увековечить меланхолическую красоту, застенчивые манеры, гибкое и чувственное телосложение своего бойфренда Антиноя». [165] создавая в процессе то, что было описано как «последнее независимое творение греко-римского искусства». [166] Традиционно считается, что все они были созданы между смертью Антиноя в 130 году и смертью Адриана в 138 году на том сомнительном основании, что никто другой не был бы заинтересован в их заказе. [167] Предполагается, что официальные модели рассылались в провинциальные мастерские по всей империи для копирования с возможностью внесения местных изменений. [168] Утверждалось, что многие из этих скульптур «имеют общие отличительные черты - широкая, раздутая грудь, взлохмаченная голова, опущенный взгляд, - которые позволяют их мгновенно узнать». [169]

До современности сохранилось около сотни статуй Антиноя. [10] примечательный факт, учитывая, что его культ стал объектом острой враждебности со стороны христианских апологетов, многие из которых подвергли вандализму и разрушили артефакты и храмы, построенные в честь молодежи. [110] К 2005 году классик Кэролайн Воут могла отметить, что Антиноя было идентифицировано больше изображений, чем любой другой фигуры классической античности, за исключением Августа и Адриана. [170] Она также утверждала, что классическое исследование этих изображений Антиноя было особенно важным из-за его «редкого сочетания» «биографической тайны и подавляющего физического присутствия». [170]

Ламберт считал, что скульптуры Антиноя «остаются, без сомнения, одними из самых возвышенных и идеальных памятников педерастической любви всего древнего мира». [171] также назвав их «последним великим творением классического искусства». [172]

Статуи также есть во многих археологических музеях Греции, включая Национальный археологический музей в Афинах, археологические музеи Патр, Халкиды и Дельф . Хотя это вполне могут быть идеализированные образы, они демонстрируют то, что все современные писатели называли необыкновенной красотой Антиноя. [72] Хотя многие скульптуры узнаваемы мгновенно, некоторые из них предлагают значительные различия с точки зрения гибкости и чувственности поз и черт по сравнению с жесткостью и типичной мужественностью. были обнаружены монументальные останки В 1998 году на вилле Адриана , которые, по утверждению археологов, принадлежали гробнице Антиноя или храму, посвященному ему. [173] хотя это оспаривается как из-за неубедительного характера археологических находок, так и из-за игнорирования святоотеческих источников (Епифаний, Климент Александрийский), указывающих на то, что Антиной был похоронен в своем храме в Антинополисе, египетском городе, основанном в его честь. [174]

Распространенный образ Антиноя - эфебного подростка. [58] которому будет 18 или 19 лет. [175] РРР Смит предполагает, что статуи Антиноя отражают реальный возраст Антиноя на момент его смерти, и что это, скорее всего, «около тринадцати-четырнадцати лет». [176] Эфеб . восемнадцати или девятнадцати лет изображался с полными лобковыми волосами, тогда как статуи Антиноя изображают его препубертатным «без лобковых волос и с тщательно изображенной мягкой паховой тканью» Что касается статуй Антиноя, изображающих его настоящий возраст, следует помнить, что статуи являются художественными изображениями. Если статуи выглядят молодыми, возможно, именно такими их представлял себе художник. Большинство художников никогда не видели Антиноя и основывали свои работы на эскизах и примерах. Если у статуй нет лобковых волос, то вполне вероятно, что художник посчитал пряди волос непривлекательными и либо оставил их, либо слегка закрасил после завершения скульптуры, как были раскрашены почти все римские статуи. [177]

Генеалогическое древо Нерва-Антонинов

[ редактировать ]

Культурные ссылки

[ редактировать ]
Антиной II, 2005, Ольга Тобрелутс

Антиной оставался фигурой культурного значения на протяжении веков; как заметил Воут, он был «возможно, самым известным красивым мальчиком в анналах классической истории». [178] Скульптуры Антиноя начали воспроизводить с 16 века; вполне вероятно, что некоторые из этих современных образцов впоследствии были проданы как классические артефакты и до сих пор рассматриваются как таковые. [179]

Антиной привлек внимание гомосексуальной субкультуры с 18 века, наиболее яркими примерами этого являются принц Евгений Савойский и Фридрих Великий Прусский. [169] Воут отметил, что Антиноя стали называть «иконой геев». [180] Писательница и независимый ученый Сара Уотерс назвала Антиноя «находившимся в авангарде гомосексуального воображения» в Европе конца XIX века. [181] В этом Антиной заменил фигуру Ганимеда , который был основным гомоэротическим изображением в изобразительном искусстве эпохи Возрождения . [182] Писатель-гей Карл Генрих Ульрихс прославил Антиноя в брошюре 1865 года, которую он написал под псевдонимом «Нума Нуманций». [182] В 1893 году гомофильная газета The Artist начала предлагать литые статуи Антиноя за 3 фунта 10 шиллингов. [182] В то время известность Антиноя увеличивалась благодаря произведениям художественной литературы, писателей и ученых, многие из которых не были гомосексуалистами. [183]

Автор Оскар Уайльд ссылался на Антиноя как в « Молодом короле » (1891), так и в « Сфинксе » (1894). [182] В «Молодом короле» упоминается король, целующий статую «Вифинского раба Адриана» в отрывке, описывающем эстетические чувства молодого короля и его «... странную страсть к красоте...». изображения других классических образцов мужской красоты, Адониса и Эндимиона В этом же контексте упоминаются и . Кроме того, в произведении Уайльда «Портрет Дориана Грея » художник Бэзил Холлуорд описывает появление Дориана Грея как событие, столь же важное для его искусства, как «лицо Антиноя было для поздней греческой скульптуры». Более того, в романе, приписываемом Оскару Уайльду, «Телени, или Реверс медали» , Де Грие мимоходом упоминает Антиноя, описывая, что он чувствовал во время музыкального исполнения: «Теперь я начал понимать вещи, до сих пор столь странные, любовь, которую могущественный монарх испытывал к своей прекрасной греческой рабыне Антиною, которая, подобно Христу, умерла ради своего господина». [184]

В «Отверженных» персонаж Анжольрас сравнивается с Антиноем. «Очаровательный молодой человек, способный наводить ужас. Он был ангельски красив, дикий Антиной». Гюго также отмечает, что Анжольрас «казалось, не подозревал о существовании на земле существа по имени женщина». [185]

В «Плаче по Антиною», Другая часть новых стихотворений (1908) Райнера Марии Рильке , [186] Адриан ругает богов за обожествление Антиноя. «Плач по Антиною», перевод Стивена Кона. [187]

В 1915 году Фернандо Пессоа написал длинное стихотворение под названием «Антиной» , но опубликовал его только в 1918 году, незадолго до конца Первой мировой войны, в небольшом сборнике стихов на английском языке. [188]

В Маргариты Юрсенар » «Мемуарах Адриана (1951) романтические отношения между Антиноем и Адрианом являются одной из главных тем книги. [189]

В Олдоса Хаксли утопическом романе « Остров » (1963) юный персонаж Муруган сравнивается с Антиноем из-за его отношений с диктаторским лидером полковником Дипой. Во время поездки в Ренданг, чтобы забрать свою мать, Муруган также тайно видел Дипу, но не хотел, чтобы жители острова Пала знали, потому что «они думают, что он ужасен». После того как Муруган назвал Дипу «замечательным человеком», Хаксли написал, что «надутое лицо Муругана озарилось энтузиазмом, и внезапно появился Антиной во всей завораживающей красоте двусмысленного подросткового возраста», а позже «Уилл почувствовал себя совершенно уверенным, что он не «Он ошибся, когда подумал об Адриане и Антиное», разговаривая с Муруганом.

История смерти Антиноя была инсценирована в радиоспектакле «Игра в стеклянный шар», втором эпизоде ​​второй серии радиодрамы BBC « Цезарь!». по сценарию Майка Уокера , режиссер Джереми Мортимер , с Джонатаном Коем в роли Светония , Джонатаном Хайдом в роли Адриана и Эндрю Гарфилдом в роли Антиноя. [190] В этой истории Светоний является свидетелем событий до и после смерти Антиноя в результате самоубийства, но узнает, что его самого использовали как инструмент, чтобы обманом заставить Антиноя покончить с собой, добровольно выполняя договор, заключенный Адрианом с египетскими священниками, чтобы дать Адриану больше время жить, чтобы Марк Аврелий мог вырасти и стать следующим императором.

13 октября 2018 года в Торонто Канадская оперная труппа представила премьеру «Адриана» , второй оперы Руфуса Уэйнрайта , повествующей о горе Императора и его всепоглощающей потребности раскрыть подробности смерти Антиноя. [191]

В июне 2023 года Адриан и Антиной стали предметом подкаста Остальное — это история» « Тома Холланда и Доминика Сэндбрука . [192]

Историография

[ редактировать ]

Классицист отметила , Кэролайн Воут что большинство текстов, посвященных биографии Антиноя, касаются его лишь вкратце и датируются постадрианическим периодом, отметив таким образом, что «реконструировать подробную биографию невозможно». [193] Историк Торстен Оппер из Британского музея отметил, что «о жизни Антиноя почти ничего не известно, и тот факт, что наши источники становятся более подробными по мере их появления, не внушает доверия». [194] Биограф Антиноя Ройстон Ламберт поддержал эту точку зрения, отметив, что информация о нем «всегда была испорчена расстоянием, иногда предрассудками, а также тревожными и причудливыми способами, которыми основные источники были переданы нам». [41]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. День и месяц его рождения взяты из надписи на табличке из Ланувия, датированной 136 годом нашей эры; Год неизвестен, но Антиною, должно быть, было около 18 лет, когда он утонул; точная дата этого места сама по себе не ясна: определенно, за несколько дней до 5 октября 1 года нашей эры, когда Адриан основал город Антиноополис, возможно, 13-го числа (в Нильский праздник) или, что более вероятно, 24-го числа (годовщина смерти Осириса ). См. Ламберт 1984 , с. 19 и др.
  2. «эллинский» эмоциональность Адриана находит культурно сочувственное эхо в гомеровском трауре Ахилла по своему другу Патроклу.
  1. ^ Бирли 2000 , с. 144.
  2. ^ Данцигер и Перселл 2006 , с. 215.
  3. ^ Спеллер 2003 , с. 282.
  4. ^ Ренберг, Гил Х.: Адриан и оракулы Антиноя (SHA, Hadr. 14.7); с приложением о так называемом Антиноее на вилле Адриана и обелиске Монте-Пинчио в Риме , Мемуары Американской академии в Риме, Том. 55 (2010) [2011], 159–198; Джонс, Кристофер П., Новые герои древности: от Ахилла до Антиноя (Кембридж, Массачусетс и Лондон, 2010), 75–83; Бендлин, Андреас: Ассоциации, похороны, социальность и римское право: коллегия Дианы и Антиноя в Ланувии (CIL 14.2112). Пересмотрено в М. Олере (ред.), Aposteldekret und antikes Vereinswesen: Gemeinschaft und ihre Ordnung (WUNT 280; Тюбинген, 2011), 207–296.
  5. ^ Спеллер 2003 , с. 279.
  6. ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 286.
  7. ^ Гомес 2019 , с. 90.
  8. ^ Перейти обратно: а б Марк Голден (2011). «Марк Голден о Кэролайн Воут, силе и эротизме» (PDF) . Интернет-обзоры Бюллетеня древней истории . 1 : 64–66.
  9. ^ Кассий Дион, стр. 444–445 Римская история .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Гомес 2019 , с. 230.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Кассий Дион , с. 447
  12. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 15.
  13. ^ РРР Смит: Антиной: мальчик стал богом, 2018, стр. 15
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Ламберт 1984 , с. 19.
  15. ^ «Антиной » Британский Британская энциклопедия, Inc. 15 июня 2023 г.
  16. ^ Джонс 2010 , с. 75.
  17. ^ Ламберт 1984 , с. 20.
  18. ^ Эверитт 2010 , с. 238.
  19. ^ Данцигер и Перселл 2006 , с. 218.
  20. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , стр. 20–21.
  21. ^ Ламберт 1984 , стр. 21–22.
  22. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 22.
  23. ^ Гомес 2019 , с. 227.
  24. ^ Олдрич и Уотерспун 2000 , с. 195.
  25. ^ Ламберт 1984 , с. 60.
  26. ^ Эверитт 2010 , с. xxiii
  27. ^ Ламберт 1984 , стр. 61–62.
  28. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1984 , с. 63.
  29. ^ Перейти обратно: а б Данцигер и Перселл 2006 , с. 204.
  30. ^ Ламберт 1984 , с. 97.
  31. ^ Ламберт 1984 , с. 30.
  32. ^ Ламберт 1984 , с. 39.
  33. ^ Данцигер и Перселл 2006 , стр. 216–217.
  34. ^ Ламберт 1984 , стр. 90–93.
  35. ^ Ламберт 1984 , с. 78.
  36. ^ Спеллер 2003 , стр. 280–281.
  37. ^ Ламберт 1984 , с. 59.
  38. ^ 118 Фокс, TE (2014). Культ Антиноя и реакция греческого Востока на сотворение Бога Адрианом [дипломная работа, Университет Огайо].
  39. ^ Джонс 2010 , с. 82.
  40. ^ Ламберт 1984 , с. 65.
  41. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 48.
  42. ^ Ламберт 1984 , стр. 73–74.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1984 , с. 71.
  44. ^ Ламберт 1984 , стр. 71–72.
  45. ^ Ламберт 1984 , стр. 100–106.
  46. ^ Кассий Дион, стр. 444-445 Римская история .
  47. ^ Спеллер 2003 , с. 168.
  48. ^ Ламберт 1984 , стр. 101–106.
  49. ^ Эверитт 2010 , стр. xxiii–xxiv.
  50. ^ Кассий Дион с. 447 Римская история .
  51. ^ Эверитт 2010 , стр. 279–280.
  52. ^ Ламберт 1984 , стр. 110–114.
  53. ^ Спеллер 2003 , стр. 115–116.
  54. ^ Ламберт 1984 , стр. 115–117.
  55. ^ Спеллер 2003 , с. 122.
  56. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , стр. 118–121.
  57. ^ Оппер 1996 , с. 173.
  58. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 24.
  59. ^ Данцигер и Перселл 2006 , с. 185.
  60. ^ Ламберт 1984 , стр. 55–57.
  61. ^ Ламберт 1984 , стр. 60–61.
  62. ^ Перейти обратно: а б Фокс, Т.Э. (2014). Культ Антиноя и реакция греческого Востока на сотворение Бога Адрианом [дипломная работа, Университет Огайо].
  63. ^ Перейти обратно: а б А. Р. Бирли, Адриан: Беспокойный император, 241; Т. Оппер, Адриан: Империя и конфликт (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2008), 173.
  64. ^ Д. Р. Картлидж, Д. Л. Дунган, Документы для изучения Евангелий, 195; Р. Ламберт, Возлюбленный и Бог: История Адриана и Антиноя, 60.
  65. ^ Перейти обратно: а б Олдрич и Уотерспун 2000 , с. 26.
  66. ^ Ламберт 1984 , стр. 121, 126.
  67. ^ Перейти обратно: а б Боутрайт 2000 , с. 190.
  68. ^ Ламберт 1984 , с. 126.
  69. ^ Грегоровиус 1898 , с. 132.
  70. ^ Спеллер 2003 , с. 146.
  71. ^ Эверитт 2010 , с. 292.
  72. ^ Перейти обратно: а б с д Элий Спартанец , с. 44
  73. ^ Перейти обратно: а б Сайм 1988 , с. 164.
  74. ^ Ламберт 1984 , стр. 127–128.
  75. ^ Ламберт 1984 , с. 128.
  76. ^ Перейти обратно: а б Эверитт 2010 , с. 287.
  77. ^ Грегоровиус 1898 , с. 131.
  78. ^ Ламберт 1984 , с. 142; Воут 2007 , с. 57.
  79. ^ Спеллер 2003 , с. 289.
  80. ^ Ламберт 1984 , с. 129.
  81. ^ Спеллер 2003 , стр. 291–292.
  82. ^ Ламберт 1984 , с. 130.
  83. ^ Перейти обратно: а б Василика 1998 , с. 114.
  84. ^ Спеллер 2003 , с. 183.
  85. ^ «Адриан» . Британника . Британская энциклопедия, Inc., 6 июля 2023 г.
  86. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , стр. 130–141.
  87. ^ Перейти обратно: а б Спеллер 2003 , с. 159.
  88. ^ Спеллер 2003 , с. 148.
  89. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , стр. 144–145.
  90. ^ Перейти обратно: а б Ритнер 1998 , с. 13.
  91. ^ Данцигер и Перселл 2006 , с. 258.
  92. ^ Ламберт 1984 , стр. 146, 149.
  93. ^ Перейти обратно: а б с д Спеллер 2003 , с. 160.
  94. ^ Ламберт 1984 , стр. 146–147.
  95. ^ Воут, Кэролайн, Власть и эротизм в Имперском Риме , иллюстрировано, Cambridge University Press, 2007. ISBN   0-521-86739-8 , стр. 52–135.
  96. ^ Ламберт 1984 , с. 177.
  97. ^ Ламберт 1984 , стр. 150–151.
  98. ^ Ламберт 1984 , с. 153.
  99. ^ Спеллер 2003 , с. 162.
  100. ^ Спеллер 2003 , с. 299.
  101. ^ Ламберт 1984 , с. 155.
  102. ^ Ламберт 1984 , стр. 158–160.
  103. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 149.
  104. ^ Ламберт 1984 , с. 148.
  105. ^ Ламберт 1984 , стр. 148, 163–164.
  106. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 165.
  107. ^ Грегоровиус 1898 , стр. 307–308.
  108. ^ Ламберт 1984 , стр. 178–179.
  109. ^ Ламберт 1984 , с. 181–182.
  110. ^ Перейти обратно: а б с д и Скиннер 2013 , с. 334.
  111. ^ Ламберт 1984 , с. 181.
  112. ^ Крейг А. Уильямс, Римский гомосексуализм: идеологии мужественности в классической античности . Издательство Оксфордского университета: 1999, ISBN   978-0-19-511300-6 , стр. 61
  113. ^ Ламберт 1984 , стр. 148–150.
  114. ^ Ламберт 1984 , с. 150.
  115. ^ «Антинополис» . Британский Британская энциклопедия, Inc.
  116. ^ Ламберт 1984 , с. 199.
  117. ^ Спеллер 2003 , с. 163.
  118. ^ Ламберт 1984 , стр. 200–202.
  119. ^ Боутрайт 2000 , с. 193.
  120. ^ Ламберт 1984 , стр. 149, 205.
  121. ^ Ламберт 1984 , стр. 199–200, 205–206.
  122. ^ Ламберт 1984 , с. 206.
  123. ^ Ламберт 1984 , с. 198.
  124. ^ Ламберт 1984 , с. 207.
  125. ^ Мамбелла 2008 , стр. 146–147.
  126. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 152.
  127. ^ Ламберт 1984 , с. 162.
  128. ^ Ламберт 1984 , с. 180.
  129. ^ Спеллер 2003 , с. 277.
  130. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 184.
  131. ^ Ламберт 1984 , стр. 190–191.
  132. ^ Данцигер и Перселл 2006 , с. 261.
  133. ^ Джонс 2010 , с. 81.
  134. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 192.
  135. ^ Ламберт 1984 , стр. 177–178.
  136. ^ Воут 2005 , с. 83.
  137. ^ Воут 2007 , с. 100–106.
  138. ^ Перейти обратно: а б Данцигер и Перселл 2006 , с. 260.
  139. ^ Воут 2007 , с. 111.
  140. ^ Ламберт 1984 , стр. 185–186.
  141. ^ Ламберт 1984 , стр. 184–185.
  142. ^ Перейти обратно: а б с Ламберт 1984 , с. 186.
  143. ^ Перейти обратно: а б Вермюль 1979 , с. 95.
  144. ^ Ламберт 1984 , стр. 189–190.
  145. ^ Ламберт 1984 , с. 188.
  146. ^ Перейти обратно: а б Спеллер 2003 , с. 161.
  147. ^ Ламберт 1984 , с. 189.
  148. ^ Ламберт 1984 , с. 194.
  149. ^ Вонг, Десмонд (2013). «Антиной: От педерастика к божеству» .
  150. ^ Ламберт 1984 , с. 187.
  151. ^ Ламберт 1984 , с. 195.
  152. ^ Ламберт 1984 , стр. 186–187.
  153. ^ см. Тревора В. Томпсона «Антиной, Новый Бог: Ориген о чудесах и вере в Египте третьего века» о стойкости культа Антиноя и христианской реакции на него. В свободном доступе. Отношения П. Окси. 63.4352 с воцарением Диоклетиана не совсем ясно.
  154. ^ Воут 2007 , с. 89.
  155. ^ «Диоклетиан » Британский Британская энциклопедия, Inc. 8 сентября 2023 г.
  156. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , стр. 192–193.
  157. ^ Павсаний , Описание Греции , 8.9.7 и 8.9.8.
  158. ^ Грегоровиус 1898 , с. 312.
  159. ^ Перейти обратно: а б Джонс 2010 , с. 78.
  160. ^ Ламберт 1984 , стр. 193–194.
  161. ^ Ламберт 1984 , стр. 6–7, 196–197.
  162. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1984 , с. 196.
  163. ^ Ламберт 1984 , стр. 195–196.
  164. ^ Уайт, Итан Дойл (2016). «Новый культ Антиноя». Нова Религио . 20 :32–59. дои : 10.1525/ново.2016.20.1.32 .
  165. ^ Уилсон 1998 , с. 440.
  166. ^ Воут 2007 , с. 72.
  167. ^ Воут 2005 , с. 83; Воут 2007 , с. 87.
  168. ^ Воут 2007 , стр. 77–78.
  169. ^ Перейти обратно: а б Уотерс 1995 , с. 198.
  170. ^ Перейти обратно: а б Воут 2005 , с. 82.
  171. ^ Ламберт 1984 , с. 80.
  172. ^ Ламберт 1984 , с. 209.
  173. ^ Мари, Заккария и Сгаламбро, Серджио: «Антиной виллы Адриана: интерпретация и архитектурная реконструкция», Американский журнал археологии , Vol. 111, № 1, январь 2007 г.,
  174. ^ Ренберг, стр. 181–191.
  175. ^ "Эфеб" . Мерриам-Вебстер . По состоянию на 25 марта 2022 г.
  176. ^ Антиной: мальчик стал богом, Музей Эшмола, Оксфордский университет, 2018. ISBN   978-1-910807-27-9 с. ####
  177. ^ Бринкманн, Винценц и Раймунд Вунш, ред. Цвет богов: расписная скульптура классической античности . Мюнхен: Фонд археологии, 2007.
  178. ^ Воут 2007 , с. 52.
  179. ^ Воут 2005 , стр. 83–84.
  180. ^ Воут 2007 , с. 53.
  181. ^ Уотерс 1995 , с. 194.
  182. ^ Перейти обратно: а б с д Уотерс 1995 , с. 195.
  183. ^ Уотерс 1995 , с. 196.
  184. ^ Телены, или Реверс медалей , том. 1 стр.14
  185. ^ Хьюго, Виктор (1976). Отверженные . Лондон: Классика пингвинов. стр. 556–557 . ISBN  978-0-14-044430-8 .
  186. ^ Райнер Мария Рильке . Новые стихи . Гутенберг.орг . Проверено 29 июня 2014 г.
  187. ^ Рильке, Райнер Мария (1998). Новые стихи — Райнер Мария Рильке . Издательство Северо-Западного университета. ISBN  9780810116498 . Проверено 29 июня 2014 г.
  188. ^ Антиной , в Португальской национальной библиотеке .
  189. ^ Юрсенар, Маргарита. Размышления о композиции воспоминаний Адриана в «Мемуарах Адриана» . Английское издание. 2005. с. 326, 329.
  190. ^ Цезарь! . Пингвин Букс Лимитед. 20 февраля 2020 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  191. ^ МакИвор, Дэниел (20 сентября 2018 г.). «АДРИАН Синопсис и заметки либреттиста» . Канадская оперная труппа .
  192. ^ «Предварительный просмотр подкастов Apple 340. Адриан и Антиной: остальное — история» . apple.com. 2023 . Проверено 13 июня 2023 г.
  193. ^ Воут 2007 , с. 54.
  194. ^ Оппер 1996 , с. 170.

Библиография

[ редактировать ]

Древние литературные источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05e584f63bcc1c7eafcbab5f6587a6e9__1722286920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/e9/05e584f63bcc1c7eafcbab5f6587a6e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Antinous - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)