Бес
Бес | |
---|---|
Главный культовый центр | Гермополис , но поклонялся везде |
Символ | Страусиное перо |
Генеалогия | |
Родители | Мин (бог) (в некоторых мифах) |
Братья и сестры | Таверет |
Супруга | Бесет, Таверет |
Бес в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
бс [1] |
Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
Портал Древнего Египта |
Бес ( / ˈ b ɛ s / ; также пишется как Бису, коптский : Ⲃⲏⲥ ), вместе со своим женским аналогом Бесет , является древнеегипетским божеством , вероятно, кушитского/нубийского или нехеси культуры C-группы. происхождения [2] почитался как защитник домашних хозяйств и, в частности, матерей, детей и родов . Позже Беса стали считать защитником всего хорошего и врагом всего плохого. [3] По словам Дональда Маккензи в 1907 году, Бес, возможно, был привезён в Поднебесную из Нубии или Сомали . [4] и его культ не получил широкого распространения до начала Нового царства было найдено несколько фигурок, похожих на Беса , таких как тринадцать фигурок, найденных в Телль-эль-Фархе. , но совсем недавно в отложениях периода Накада додинастического Египта [5]
Поклонение Бесу распространилось на север до территории Сирии и на запад до Балеарских островов ( Ибица ) в Испании, а затем в Римскую империю и империю Ахеменидов . [6]
Источник
[ редактировать ]Люди в Верхнем Египте начали почитать Беса задолго до людей в Нижнем Египте . Слово «бес» на нубийском языке означает «кошка», что предполагает возможное нубийское или южное происхождение Беса. [3] Также возможно, что имя Бес произошло от одного из двух иероглифов: « bs», что означает «пламя», возможно, в связи с Ре, и/или « bz», что означает «посвятить» или «ввести», возможно, в ссылка на маски, очевидно используемые в культе бога. [3] Первоначально Бес выглядел как кот, стоящий на задних лапах, а затем стал более антропоморфным и обычно изображался с леопардовой шкурой на шее и напоминал человека с карликовостью . [7]
Бес впервые упоминается в « Текстах пирамид» , но, по-видимому, наиболее известен и широко почитаем в Среднем царстве . Свидетельства поклонения Бесу в той или иной степени существуют в коптском Египте , причем последним свидетельством является кувшин с изображением Беса, найденный в Телль-Эдфу и датируемый 10 веком нашей эры. [8]
Поклонение
[ редактировать ]Бес был домашним защитником , становясь ответственным – на протяжении всей древнеегипетской истории – за такие разнообразные задачи, как убийство змей, борьба со злыми духами, присмотр за детьми и помощь роженицам, отгоняя злых духов, и, таким образом, присутствовал вместе с Таверетом при родах. [9] [10] [11]
В домах хранились изображения божества, совершенно отличные от изображений других богов. Обычно египетские боги изображались в профиль в анфас , но вместо этого Бес появлялся на портрете , итифаллически , а иногда и в солдатской тунике , чтобы казаться готовым начать атаку на любое приближающееся зло. Он отпугивал демонов от домов, поэтому его статую поставили в качестве защитника. [3] Поскольку он отогнал зло, Бес также стал символом хороших вещей в жизни — музыки , танцев и сексуального удовольствия. [3] В Поднебесной Бес изображается на самых разных предметах, включая маски, амулеты, бутылочки для кормления младенцев и волшебные ножи. [3] В царстве Новом татуировки Беса можно было встретить на бедрах танцовщиц, музыкантов и служанок. [12]
Позже, в период Птолемеев египетской истории, были построены палаты в Саккаре , расписанные изображениями Беса и его женщины-двойницы Бесет, которые, по мнению египтологов, предназначались для лечения проблем с фертильностью или общих ритуалов исцеления . [11]
Как и многим египетским богам, поклонение Бесу или Бесету было экспортировано за границу. В то время как женский вариант был более популярен на минойском Крите , мужской вариант оказался популярным у финикийцев и древних киприотов . [13]
В конце VI века до нашей эры изображения Беса начали распространяться по империи Ахеменидов , которой в то время принадлежал Египет. Изображения Беса были найдены в персидской столице Сузах и даже в Центральной Азии. Со временем образ Беса стал более персидским по стилю, поскольку его изображали в персидской одежде и головном уборе. [6]
Иконография
[ редактировать ]Статуэтки
[ редактировать ]Современные ученые, такие как Джеймс Романо, египтолог и бывший куратор отдела египетского искусства Бруклинского музея, утверждают, что в самом начале своего существования «Бес» представлял собой изображение льва, встающего на задние лапы. [14] После третьего переходного периода Беса можно найти на различных предметах домашнего обихода, включая мебель, туалетные принадлежности, бутылочки для кормления детей, игровые элементы и многое другое, начиная с Поднебесной. [3] [11]
- Амулет с изображением бога Беса, синий египетский фаянс , между 1540 и 1076 годами до нашей эры, Новое царство . Музей Эджицио , Турин.
- Амулет Беса; 1070–712 гг. до н.э.; фаянс ; высота: 3,7 см; Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Кипрская статуэтка Беса; конец VI – начало V века до н.э.; известняк; общий размер: 14×8,3×7 см; Метрополитен-музей
- Статуэтка Беса; 525 г. до н.э.; бронза ; Поздний период, 27-я династия или позже; общий: 8×3,5×2,2 см; Кливлендский художественный музей ( Кливленд , Огайо , США)
- Косметический контейнер; 525–404 гг. до н. э.; фаянс; высота: 9,2 см, ширина: 4,4 см; Метрополитен-музей
- Стела Беса; IV век до нашей эры – I век нашей эры; окрашенный известняк; высота: 38,7 см, ширина: 17,7 см; Метрополитен-музей
- Колокольчик в образе Беса; 332-30 гг. до н. э.; медный металл; высота: 6,3 см, диаметр: 4,6 см; Метрополитен-музей
- Фреска из храма Исиды в Помпеях с изображением Беса в Национальном археологическом музее Неаполя (Италия)
- Бес, изображенный на капители колонны храмового комплекса Дендеры , римский период.
Татуировки
[ редактировать ]Как упоминалось выше, Бес также изображен в татуировках. Настенное искусство XIX династии, найденное в деревне рабочих Дейр-эль-Медина, изображает татуировку танцующей Бес на бедре женщины-музыканта, играющей на своем инструменте. [3]
Кувшины
[ редактировать ]Кувшины, вазы и другие контейнеры для хранения представляют собой большую часть керамики, содержащей иконографию Беса. Изображение антропоморфной головы на кувшинах — это стиль, преимущественно встречающийся в керамике Западной Азии, что позволяет предположить возможное влияние сиро-палестинского региона. [8] Дополнительным подтверждением возможности западноазиатского влияния является гробница 1300 на кладбище майя возле Семента, датируемая вторым промежуточным периодом , которая содержит как вазы с изображением Беса, так и пять небольших фаянсовых кувшинов, почти наверняка палестинского происхождения. Это, наряду с другими объектами, вероятно, западноазиатского происхождения, указывает на то, что оккупант, вероятно, поддерживал контакты с Палестиной, и поэтому кувшин «Бес» в западноазиатском стиле мог быть изготовлен там. [8]
Расписные кувшины для хранения с изображением Беса также были найдены на месте Амарны , датируемой концом 18-й династии , в дополнение к множеству кувшинов, найденных в Дейр-эль-Медине. [8] В дополнение к этим кувшинам, а также вышеупомянутым изображениям на принадлежностях для спальни, в Эль-Лиште были найдены фаянсовые детские бутылочки , что еще раз показывает Беса как защитника детей. [8]
Популярная культура
[ редактировать ]- Бес появляется в составе делегации египетских богов в романе «Песочный человек: Сезон туманов» (декабрь 1990 — июль 1991) Нила Геймана .
- Бес появляется как обманщик в Mummies Alive! (1997) мультсериал.
- Бес появляется как персонаж в «Другой стране: том 3 «Гора из черного стекла» (1999) Тэда Уильямса . Его физическое описание отражает традиционную иконографию.
- Бес — друг и помощник героев « Схемы пирамиды» (2001) Эрика Флинта и Дэйва Фрира .
- Бес появляется в роли бога любви в египетском фильме « Поклонник секретной службы» (Aris min geha amneya) (2004).
- Бес — важный персонаж книг саги «Хроники Кейна» (2010–2012) Рика Риордана .
- Бес появляется в видеоигре Realm of the Mad God (2011) как босс подземелья, оформленного в египетском стиле, известного как «Гробница Древних», вместе с Нутом и Гебом .
- Бес появляется в «Никопольской трилогии» (1980–1992) Энки Билала вместе с несколькими древними богами Египта, парящими над антиутопическим Парижем и миром.
Библиография
[ редактировать ]- Полное собрание богов и богинь Древнего Египта , Ричард Х. Уилкинсон. ISBN 0-500-05120-8
- Оксфордская история Древнего Египта , Ян Шоу. ISBN 0192804588
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Словарь VYGUS 2018 PDF | PDF | Лингвистическая типология | Синтаксические отношения» .
- ^ «Бес, странный бог: египетский нубийский тусовщик» . 17 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эль-Килани, Энджи (2017). «Защитная роль бес-изображения для женщин и детей в Древнем Египте» (PDF) . Журнал Ассоциации арабских университетов туризма и гостеприимства . 14 (2): 19–28. doi : 10.21608/jaauth.2017.48140 – через Google Scholar.
- ^ Маккензи, Дональд А. (1907). Египетские мифы и легенды. С историческим повествованием, заметками о расовых проблемах, сравнительном анализе и т. д . Лондон: Издательство Gresham Publishing. п. 312.
Гротескный бог Бес также приобрел известность во времена Восемнадцатой династии; возможно, что он был представлен еще в Двенадцатом. Хотя его поклонение распространилось на Сирию, он, судя по всему, был африканского происхождения и, возможно, был импортирован из Сомалиленда.
- ^ Титер, Эмили (2011). До пирамид . Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. п. 59.
Тринадцать фигурок гномов (рис.6.8) были найдены в Телль-эль-Фархе, это самая большая группа таких фигурок, обнаруженная на сегодняшний день где-либо в Египте (Buszek 2008). Карлики играли важную роль в культуре, о чем свидетельствуют их изображения в искусстве, а также захоронения карликов, найденные в непосредственной близости от гробниц королей и аристократии. Изображения из Телль-эль-Фархи привлекают особое внимание высоким уровнем исполнения большинства из них, а также реалистичностью мимики и изображения тел. Они выполнены гораздо более искусно, чем любая из ранее известных скульптур ранних гномов.
- ^ Перейти обратно: а б Абди, Камьяр (2002). «Заметки об иранизации Беса в империи Ахеменидов». Арс Ориенталис . 32 : 133–162. JSTOR 4629595 .
- ^ Карр, Карен (18 июня 2017 г.). «Кем был африканский бог Бес?» . Учебные пособия Quatr.us . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Чарват, Петр (1980). «Кувшин Бес - его происхождение и развитие в Египте» . Журнал египетского языка и древности . 107 – через Academia.edu.
- ^ «Статуя богини Таверет» . Музей Фицуильяма . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Келли, Эрика (2022). «Как справиться с травмой: данные, свидетельствующие о том, что древние египтяне использовали трансперсональную психологию, чтобы справиться с травмой, связанной с рождением» . История в процессе создания . 15 – через Google Scholar.
- ^ Перейти обратно: а б с ван Оппен де Рюитер, Бранко (17 апреля 2020 г.). «Милые уродливые бесы! Анималистические аспекты в народной религии Древнего Египта» . Искусство . 9 (2): 51. doi : 10.3390/arts9020051 . ISSN 2076-0752 .
- ^ «Фаянсовая статуэтка и чаша - журнал археологии, Археологический институт Америки» . www.archaeology.org . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Вайнгартен, Джудит (2015). «Прибытие Бес[эта] на Среднеминойский Крит». В Яне Минаровой; Павел Ондерка; и Питер Павук (ред.). Туда и обратно – Перекресток II. Материалы международной конференции, состоявшейся в Праге 15-18 сентября 2014 г. Прага: Чешский институт египтологии, факультет искусств Карлова университета. стр. 181–196. ISBN 978-80-7308-575-9 .
- ^ Ричард Х. Уилкинсон : Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон, Лондон, 2017 г., ISBN 0-500-05120-8 , с. 104.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дасен, Вероника (2013). Карлики в Древнем Египте и Греции . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-199-68086-8