Jump to content

Бес

Бес
Изображение Беса на основе различных источников.
Главный культовый центр Гермополис , но поклонялся везде
Символ Страусиное перо
Генеалогия
Родители Мин (бог) (в некоторых мифах)
Братья и сестры Таверет
Супруга Бесет, Таверет
Бес в иероглифах
Д58С29F28

бс [1]

Бес ( / ˈ b ɛ s / ; также пишется как Бису, коптский : Ⲃⲏⲥ ), вместе со своим женским аналогом Бесет , является древнеегипетским божеством , вероятно, кушитского/нубийского или нехеси культуры C-группы. происхождения [2] почитался как защитник домашних хозяйств и, в частности, матерей, детей и родов . Позже Беса стали считать защитником всего хорошего и врагом всего плохого. [3] По словам Дональда Маккензи в 1907 году, Бес, возможно, был привезён в Поднебесную из Нубии или Сомали . [4] и его культ не получил широкого распространения до начала Нового царства было найдено несколько фигурок, похожих на Беса , таких как тринадцать фигурок, найденных в Телль-эль-Фархе. , но совсем недавно в отложениях периода Накада додинастического Египта [5]

Поклонение Бесу распространилось на север до территории Сирии и на запад до Балеарских островов ( Ибица ) в Испании, а затем в Римскую империю и империю Ахеменидов . [6]

Источник

[ редактировать ]

Люди в Верхнем Египте начали почитать Беса задолго до людей в Нижнем Египте . Слово «бес» на нубийском языке означает «кошка», что предполагает возможное нубийское или южное происхождение Беса. [3] Также возможно, что имя Бес произошло от одного из двух иероглифов: « bs», что означает «пламя», возможно, в связи с Ре, и/или « bz», что означает «посвятить» или «ввести», возможно, в ссылка на маски, очевидно используемые в культе бога. [3] Первоначально Бес выглядел как кот, стоящий на задних лапах, а затем стал более антропоморфным и обычно изображался с леопардовой шкурой на шее и напоминал человека с карликовостью . [7]

Бес впервые упоминается в « Текстах пирамид» , но, по-видимому, наиболее известен и широко почитаем в Среднем царстве . Свидетельства поклонения Бесу в той или иной степени существуют в коптском Египте , причем последним свидетельством является кувшин с изображением Беса, найденный в Телль-Эдфу и датируемый 10 веком нашей эры. [8]

Поклонение

[ редактировать ]
Египетская составная капитель с капителью Бес над ней в храмовом комплексе Дендеры (Египет)

Бес был домашним защитником , становясь ответственным – на протяжении всей древнеегипетской истории – за такие разнообразные задачи, как убийство змей, борьба со злыми духами, присмотр за детьми и помощь роженицам, отгоняя злых духов, и, таким образом, присутствовал вместе с Таверетом при родах. [9] [10] [11]

В домах хранились изображения божества, совершенно отличные от изображений других богов. Обычно египетские боги изображались в профиль в анфас , но вместо этого Бес появлялся на портрете , итифаллически , а иногда и в солдатской тунике , чтобы казаться готовым начать атаку на любое приближающееся зло. Он отпугивал демонов от домов, поэтому его статую поставили в качестве защитника. [3] Поскольку он отогнал зло, Бес также стал символом хороших вещей в жизни — музыки , танцев и сексуального удовольствия. [3] В Поднебесной Бес изображается на самых разных предметах, включая маски, амулеты, бутылочки для кормления младенцев и волшебные ножи. [3] В царстве Новом татуировки Беса можно было встретить на бедрах танцовщиц, музыкантов и служанок. [12]

Позже, в период Птолемеев египетской истории, были построены палаты в Саккаре , расписанные изображениями Беса и его женщины-двойницы Бесет, которые, по мнению египтологов, предназначались для лечения проблем с фертильностью или общих ритуалов исцеления . [11]

Как и многим египетским богам, поклонение Бесу или Бесету было экспортировано за границу. В то время как женский вариант был более популярен на минойском Крите , мужской вариант оказался популярным у финикийцев и древних киприотов . [13]

В конце VI века до нашей эры изображения Беса начали распространяться по империи Ахеменидов , которой в то время принадлежал Египет. Изображения Беса были найдены в персидской столице Сузах и даже в Центральной Азии. Со временем образ Беса стал более персидским по стилю, поскольку его изображали в персидской одежде и головном уборе. [6]

Иконография

[ редактировать ]

Статуэтки

[ редактировать ]

Современные ученые, такие как Джеймс Романо, египтолог и бывший куратор отдела египетского искусства Бруклинского музея, утверждают, что в самом начале своего существования «Бес» представлял собой изображение льва, встающего на задние лапы. [14] После третьего переходного периода Беса можно найти на различных предметах домашнего обихода, включая мебель, туалетные принадлежности, бутылочки для кормления детей, игровые элементы и многое другое, начиная с Поднебесной. [3] [11]

Татуировки

[ редактировать ]

Как упоминалось выше, Бес также изображен в татуировках. Настенное искусство XIX династии, найденное в деревне рабочих Дейр-эль-Медина, изображает татуировку танцующей Бес на бедре женщины-музыканта, играющей на своем инструменте. [3]

Керамический кувшин с изображением Беса, V век до н.э.

Кувшины, вазы и другие контейнеры для хранения представляют собой большую часть керамики, содержащей иконографию Беса. Изображение антропоморфной головы на кувшинах — это стиль, преимущественно встречающийся в керамике Западной Азии, что позволяет предположить возможное влияние сиро-палестинского региона. [8] Дополнительным подтверждением возможности западноазиатского влияния является гробница 1300 на кладбище майя возле Семента, датируемая вторым промежуточным периодом , которая содержит как вазы с изображением Беса, так и пять небольших фаянсовых кувшинов, почти наверняка палестинского происхождения. Это, наряду с другими объектами, вероятно, западноазиатского происхождения, указывает на то, что оккупант, вероятно, поддерживал контакты с Палестиной, и поэтому кувшин «Бес» в западноазиатском стиле мог быть изготовлен там. [8]

Расписные кувшины для хранения с изображением Беса также были найдены на месте Амарны , датируемой концом 18-й династии , в дополнение к множеству кувшинов, найденных в Дейр-эль-Медине. [8] В дополнение к этим кувшинам, а также вышеупомянутым изображениям на принадлежностях для спальни, в Эль-Лиште были найдены фаянсовые детские бутылочки , что еще раз показывает Беса как защитника детей. [8]

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Полное собрание богов и богинь Древнего Египта , Ричард Х. Уилкинсон. ISBN   0-500-05120-8
  • Оксфордская история Древнего Египта , Ян Шоу. ISBN   0192804588
  1. ^ «Словарь VYGUS 2018 PDF | PDF | Лингвистическая типология | Синтаксические отношения» .
  2. ^ «Бес, странный бог: египетский нубийский тусовщик» . 17 ноября 2023 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эль-Килани, Энджи (2017). «Защитная роль бес-изображения для женщин и детей в Древнем Египте» (PDF) . Журнал Ассоциации арабских университетов туризма и гостеприимства . 14 (2): 19–28. doi : 10.21608/jaauth.2017.48140 – через Google Scholar.
  4. ^ Маккензи, Дональд А. (1907). Египетские мифы и легенды. С историческим повествованием, заметками о расовых проблемах, сравнительном анализе и т. д . Лондон: Издательство Gresham Publishing. п. 312. Гротескный бог Бес также приобрел известность во времена Восемнадцатой династии; возможно, что он был представлен еще в Двенадцатом. Хотя его поклонение распространилось на Сирию, он, судя по всему, был африканского происхождения и, возможно, был импортирован из Сомалиленда.
  5. ^ Титер, Эмили (2011). До пирамид . Чикаго, Иллинойс: Восточный институт Чикагского университета. п. 59. Тринадцать фигурок гномов (рис.6.8) были найдены в Телль-эль-Фархе, это самая большая группа таких фигурок, обнаруженная на сегодняшний день где-либо в Египте (Buszek 2008). Карлики играли важную роль в культуре, о чем свидетельствуют их изображения в искусстве, а также захоронения карликов, найденные в непосредственной близости от гробниц королей и аристократии. Изображения из Телль-эль-Фархи привлекают особое внимание высоким уровнем исполнения большинства из них, а также реалистичностью мимики и изображения тел. Они выполнены гораздо более искусно, чем любая из ранее известных скульптур ранних гномов.
  6. ^ Перейти обратно: а б Абди, Камьяр (2002). «Заметки об иранизации Беса в империи Ахеменидов». Арс Ориенталис . 32 : 133–162. JSTOR   4629595 .
  7. ^ Карр, Карен (18 июня 2017 г.). «Кем был африканский бог Бес?» . Учебные пособия Quatr.us . Проверено 5 июля 2023 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и Чарват, Петр (1980). «Кувшин Бес - его происхождение и развитие в Египте» . Журнал египетского языка и древности . 107 – через Academia.edu.
  9. ^ «Статуя богини Таверет» . Музей Фицуильяма . Проверено 2 марта 2024 г.
  10. ^ Келли, Эрика (2022). «Как справиться с травмой: данные, свидетельствующие о том, что древние египтяне использовали трансперсональную психологию, чтобы справиться с травмой, связанной с рождением» . История в процессе создания . 15 – через Google Scholar.
  11. ^ Перейти обратно: а б с ван Оппен де Рюитер, Бранко (17 апреля 2020 г.). «Милые уродливые бесы! Анималистические аспекты в народной религии Древнего Египта» . Искусство . 9 (2): 51. doi : 10.3390/arts9020051 . ISSN   2076-0752 .
  12. ^ «Фаянсовая статуэтка и чаша - журнал археологии, Археологический институт Америки» . www.archaeology.org . Проверено 10 июля 2023 г.
  13. ^ Вайнгартен, Джудит (2015). «Прибытие Бес[эта] на Среднеминойский Крит». В Яне Минаровой; Павел Ондерка; и Питер Павук (ред.). Туда и обратно – Перекресток II. Материалы международной конференции, состоявшейся в Праге 15-18 сентября 2014 г. Прага: Чешский институт египтологии, факультет искусств Карлова университета. стр. 181–196. ISBN  978-80-7308-575-9 .
  14. ^ Ричард Х. Уилкинсон : Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Темза и Гудзон, Лондон, 2017 г., ISBN   0-500-05120-8 , с. 104.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2824b160ee3e90901b8722c1b7d9c2d__1720448280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/2d/a2824b160ee3e90901b8722c1b7d9c2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)