Jump to content

Сет (божество)

Набор
Главный культовый центр Омбос , Аварис , Сепермеру
Символ Вас-скипетр , Набор животное
Генеалогия
Родители Дай , Гайка
Братья и сестры Осирис , Исида , Нефтида , Гор Старший
Супруга Нефтида , Нейт , Анат и Астарта
Потомство Анубис , Вепвавет , [1] Разорванный [2] и Мага [3]
Эквиваленты
Греческий эквивалент Тифон

Сет ( / set : / ; - swt египтологический Сутех st ~ [а] или: Сет / , бурь θ / ) — бог пустынь , беспорядка , насилия и чужеземцев в древнеегипетской религии . [6] : 269  В древнегреческом языке имя бога звучит как Сет ( Σήθ ). У Сета была положительная роль, когда он сопровождал Ра на его барке, чтобы дать отпор Апепу (Апофису), змею Хаоса. [6] : 269  Сет сыграл жизненно важную роль примирившегося бойца. [6] : 269  Он был повелителем Красной Земли (пустыни), где он был балансом роли Гора как повелителя Черной Земли (плодородной земли). [6] : 269 

В мифе об Осирисе , самом важном египетском мифе , Сет изображается как узурпатор , который убил и изувечил своего собственного брата Осириса . Сестра-жена Осириса, Исида , собрала его труп и воскресила умершего брата-мужа с помощью богини Нефтиды . Воскрешение длилось достаточно долго, чтобы зачать его сына и наследника Гора . Гор хотел отомстить Сету, и многие древнеегипетские мифы описывают их конфликты. [7]

Сет и Нефтида, 1279–1213 гг. до н.э., камень, Лувр.

Сет — сын Геба , Земли, и Нут , Неба; его братья и сестры — Осирис , Исида и Нефтида . Он женился на Нефтиде и стал отцом Анубиса и Вепвавета . [1] По некоторым сведениям, у него были отношения с иностранными богинями Анат и Астартой . [6] : 270  Говорят, что от этих отношений родилось крокодиловое божество по имени Мага. [8]

Происхождение имени

[ редактировать ]

Значение имени Сет неизвестно, но считается, что первоначально оно произносилось * sūtiẖ [ˈsuw.tixʲ] на основании написания его имени египетскими иероглифами как stẖ и swtẖ . [9] Позднегипетское swtj написание stš отражает палатализацию ẖ, в то время как возможная потеря последней согласной фиксируется в таких написаниях, как . [10] Коптская . форма имени ⲥⲏⲧ Sēt — основа английской вокализации. [9] [11]

Установить животное

[ редактировать ]
SWВт
Х
Е20А40

или
ст
С

или
С
т
Х
  • (вверху) Сутех с определителем животного Сет.
  • (средний) Комплект
  • (внизу) Сутех - другая письменная форма

в иероглифах
Набор-животное Ша по оригиналу Э.А. Уоллиса Баджа . [ нужна страница ]

В искусстве Сет обычно изображается как загадочное существо, называемое египтологами , животным Сета зверем, не отождествляемым ни с одним известным животным, хотя его можно рассматривать как напоминающее трубкозука , африканскую дикую собаку , осла , гиену , шакал антилопа , свинья , . , жираф или фенек лисица У животного загнутая вниз морда ; длинные уши с квадратными концами; тонкий раздвоенный хвост с проросшими меховыми пучками в форме перевернутой стрелы; и стройное собачье тело. Иногда Сета изображают в виде человека с характерной головой. Некоторые ранние египтологи предположили, что это было стилизованное изображение жирафа жирафа из-за больших «рогов» с плоской вершиной, которые соответствуют оссиконам . Однако сами египтяне использовали разные изображения жирафа и животного Сета . В Поздний период Сет обычно изображался в виде осла или человека с головой осла. [12] а в «Книге Файюм» Сет изображен с головой фламинго . [13]

Сет изображался в виде осла или осла с головой. Слово, обозначающее осел, ˁˀ, было определено с помощью животного из Сета. В поздний период Сета и осла все чаще называли Тифоном. [14]

Самые ранние изображения того, что могло быть животным Сета, происходят из гробницы, относящейся к амратской культуре («Накада I») доисторического Египта (3790–3500 гг. До н.э.), хотя эта идентификация неясна. Если их исключить, то самое раннее животное Сета появляется на церемониальной булаве Скорпиона II , правителя фазы Накада III . На булаве отчетливо присутствуют голова и раздвоенный хвост животного Сета. [15]

Конфликт Гора и Сета

[ редактировать ]
Сет и Гор связывают вместе верхний и нижний Египет.

Важным элементом мифологии Сета был его конфликт со своим братом или племянником Гором за трон Египта. Состязание между ними часто бывает жестоким, но его также описывают как судебное решение перед Эннеадой , собравшейся группой египетских божеств, чтобы решить, кто должен унаследовать царскую власть. Судьей в этом процессе может быть Геб, который, будучи отцом Осириса и Сета, занимал трон до того, как они это сделали, или это могут быть боги-создатели Ра или Атум, создатели царской власти. [16] Другие божества также играют важную роль: Тот часто выступает посредником в споре. [17] или в качестве помощника божественного судьи, а в «Борьбе» Исида использует свою хитрость и магическую силу, чтобы помочь своему сыну. [18]

Соперничество Гора и Сета изображается двумя противоположными способами. Обе точки зрения появляются уже в « Текстах пирамид» , самом раннем источнике мифа. В некоторых заклинаниях из этих текстов Гор является сыном Осириса и племянником Сета, а убийство Осириса является главным толчком к конфликту. Другая традиция изображает Гора и Сета как братьев. [19] Это несоответствие сохраняется во многих последующих источниках, где двух богов можно назвать братьями или дядей и племянником в разных местах одного и того же текста. [20]

Гор копит Сета, который появляется в форме бегемота, пока Исида смотрит на него.

Божественная борьба включает в себя множество эпизодов. «Соперничество» описывает двух богов, обращающихся к различным другим божествам с просьбой разрешить спор и соревнующихся в различных типах состязаний, таких как гонки на лодках или сражение друг с другом в форме гиппопотамов, чтобы определить победителя. В этом рассказе Гор неоднократно побеждает Сета и поддерживается большинством других божеств. [21] Однако спор затягивается на восемьдесят лет, главным образом потому, что судья, бог-творец, поддерживает Сета. [22] В поздних ритуальных текстах конфликт описывается как великая битва, в которой участвуют собравшиеся последователи двух божеств. [23] Борьба в божественном царстве выходит за рамки двух сражающихся. В какой-то момент Исида пытается загарпунить Сета, когда он сражается с ее сыном, но вместо этого она поражает Гора, который затем в приступе ярости отрубает ей голову. [24] Тот заменяет голову Исиды головой коровы; История указывает на мифическое происхождение головного убора из коровьих рогов, который обычно носит Исида. [25]

В ключевом эпизоде ​​конфликта Сет подвергает Гора сексуальному насилию. Нарушение Сета частично направлено на то, чтобы унизить его соперника, но оно также включает в себя гомосексуальное влечение, что соответствует одной из основных характеристик Сета — его сильной, мощной и неразборчивой сексуальности. [26] В самом раннем описании этого эпизода, во фрагментированном папирусе Среднего царства, сексуальный контакт начинается, когда Сет просит заняться сексом с Гором, который соглашается при условии, что Сет даст Гору часть своей силы. [27] Эта встреча подвергает Гора опасности, поскольку в египетской традиции семя является сильнодействующим и опасным веществом, сродни яду. Согласно некоторым текстам, семя Сета попадает в тело Гора и делает его больным, но в «Состязаниях» Гор мешает Сету, ловя семя Сета своими руками. Исида в ответ наносит семя Гора на листья салата, которые ест Сет. Поражение Сета становится очевидным, когда это семя появляется на его лбу в виде золотого диска. Он оплодотворился семенем своего соперника и в результате «рождает» диск. В «Соперничестве» Тот берет диск и кладет его себе на голову; в более ранних источниках в результате этого аномального рождения рождается Тот. [28]

Другой важный эпизод касается увечий, которые сражающиеся наносят друг другу: Гор повреждает или крадет яички Сета, а Сет повреждает или вырывает один, а иногда и оба глаза Гора. Иногда глаз разрывается на части. [29] Увечье Сета означает потерю мужественности и силы. [30] Удаление глаза Гора еще более важно, поскольку этот украденный глаз Гора представляет собой большое разнообразие концепций египетской религии. Одна из главных ролей Гора — небесное божество, и по этой причине его правый глаз назывался солнцем, а левый глаз — луной. Поэтому кража или уничтожение глаза Гора приравнивается к затемнению Луны в ходе ее цикла фаз или во время затмений . Гор может вернуть свой потерянный Глаз, или другие божества, включая Исиду, Тота и Хатора, могут вернуть или исцелить его для него. [29] Египтолог Герман те Вельде утверждает, что традиция о потерянных яичках является поздней вариацией на тему потери Сетом семени Гору, и что луноподобный диск, который появляется из головы Сета после его оплодотворения, - это Глаз Гора. Если это так, то эпизоды нанесения увечий и сексуального насилия составили бы единую историю, в которой Сет нападает на Гора и теряет от него семя, Гор принимает ответные меры и оплодотворяет Сета, а Сет завладевает глазом Гора, когда тот появляется на голове Сета. имело бы смысл Поскольку Тот является лунным божеством в дополнение к своим другим функциям, по мнению те Вельде, для Тота появиться в форме Ока и вступить в роль посредника между враждующими божествами. [31]

В любом случае восстановление целостности глаза Гора представляет собой возвращение луны к полной яркости. [32] возвращение царской власти Гору, [33] и многие другие аспекты маат . [34] Иногда восстановление глаза Гора сопровождается восстановлением яичек Сета, так что оба бога выздоравливают ближе к завершению их вражды. [35]

Защитник Ра

[ редактировать ]
Месектет Барк с Ра в роли Сета пронзает Апепа в подземном мире

Сет был изображен стоящим на носу Ра , баржи побеждающим темного змея Апепа . В некоторых изображениях позднего периода , например, в персидского периода храме Хибиса в Харге , Сет изображался в этой роли с головой сокола , принимая облик Гора . В Амдуате Сет описывается как играющий ключевую роль в победе над Апепом .

Действие происходит во втором промежуточном, Рамессидском и более поздних периодах.

[ редактировать ]
Сет и Гор поклоняются Рамсесу в маленьком храме в Абу-Симбеле .

Во время второго промежуточного периода (1650–1550 гг. до н.э.) группа ближневосточных народов, известных как гиксосы (буквально « правители чужих земель ») получила контроль над Нижним Египтом и управляла дельтой Нила из Авариса . они выбрали Сета, первоначально главного бога Верхнего Египта, бога иностранцев и бога, который, по их мнению, был наиболее похож на их собственного главного бога Хадада . Своим покровителем [ нужна ссылка ] . Затем Сет снова стал почитаться как главный бог. гиксосский царь Апофис Записано, что поклонялся исключительно Сету , как описано в следующем отрывке: [36]

Царь Апофис избрал своим господином бога Сифа. Он не поклонялся никакому другому божеству во всей стране, кроме Сифа. [б]

« Ссора Апофиса и Секененра », Папирус Сальер I , 1.2–3 (Британский музей № 10185) [39]

Ян Ассманн утверждает, что, поскольку древние египтяне никогда не могли представить себе «одинокого» бога, лишенного личности, Сет, бог пустыни, которому поклонялись сам по себе, представлял собой проявление зла. [40]

Когда Яхмос I сверг гиксосов и изгнал их, в ок. В 1522 году до нашей эры отношение египтян к азиатским иностранцам стало ксенофобским , а королевская пропаганда дискредитировала период правления гиксосов. Тем не менее культ Сета в Аварисе процветал, и расположенный там египетский гарнизон Яхмоса стал частью жречества Сета. [ нужна ссылка ]

Основатель династии Девятнадцатой Рамсес I происходил из семьи военных из Авариса, имевшей прочные связи со жречеством Сета. Несколько королей Рамессайдов были названы в честь бога, в первую очередь Сети I (буквально «человек Сета» ) и Сетнахт (буквально «Сет сильный» ). Кроме того, один из гарнизонов Рамсеса II так называемую « Стелу 400 года » считал Сета своим божеством-покровителем, а Рамсес II воздвиг в Пи-Рамсесе в ознаменование 400-летия культа Сета в дельте Нила. [41]

В древнеегипетской астрономии Сет обычно ассоциировался с планетой Меркурий . [42]

Сет также стал ассоциироваться с иностранными богами во время Нового царства , особенно в дельте. Египтяне отождествляли Сета с хеттским божеством Тешубом , который, как и Сет, был богом грозы, и ханаанским божеством Ваалом , которому вместе поклонялись как «Сет-Ваал». [43]

Кроме того, Сет изображен в части Греческих магических папирусов , совокупности текстов, составляющих гримуар, используемый в греко-римской магии в четвертом веке нашей эры. [44]

Демонизация Сета

[ редактировать ]
Действие происходит на позднем рельефе Нового Королевства из Карнака: его фигура была стерта во время его демонизации.

По мнению Германа те Вельде, демонизация Сета произошла после завоевания Египта несколькими иностранными государствами в Третий промежуточный и Поздний периоды . Сет, который традиционно был богом иностранцев, таким образом, также стал ассоциироваться с иностранными угнетателями, включая Кушитскую и Персидскую империи. [45] Именно в это время Сета особенно критиковали, и его поражение от Гора широко праздновалось.

В этот период были подчеркнуты отрицательные стороны Сета. Сет был убийцей Осириса, разрубив тело Осириса на куски и разбросав его так, чтобы он не смог воскреснуть . Греки позже ассоциировали Сета с Тифоном и Яхве , чудовищной и злой силой бушующей природы (они втроем изображались как существа, похожие на ослов, классифицируя своих поклонников как онолатристов ). [46]

Сета и Тифона также объединяло то, что оба они были сыновьями божеств, представляющих Землю ( Гея и Геб), которые нападали на главных божеств (Осирис для Сета, Зевс для Тифона). [ нужна ссылка ] Тем не менее, на протяжении всего этого периода в некоторых отдаленных регионах Египта Сет по-прежнему считался главным героическим божеством. [ нужна ссылка ]

Древний египтолог доктор Кара Куни сняла эпизод под названием «Рождение дьявола» в документальном сериале «Из Египта». [47] В этом документальном фильме ученый описывает процесс демонизации Сета и позиционирования его как абсолютного зла на противоположной стороне, параллельно с переходом к монотеизму в разных регионах от Рима до Индии, где Бога стали воспринимать как представитель абсолютного добра.

Установить храмы

[ редактировать ]
Известняковый архитектурный фрагмент; дверной косяк, часть дверного проема. Из храма Сета (построенного Тутмосом III) в Омбосе, Египет. 18-я династия. Музей Петри

Сету поклонялись в храмах Омбоса Ком (Нубт близ Накады) и Омбоса (Нубт близ -Омбо ), в Оксиринхе в Верхнем Египте, а также в части области Файюма .

В частности, Сету поклонялись в относительно большом столичном (но провинциальном) регионе Сепермеру , особенно в период Рамессидов. [48] Там Сет был удостоен чести построить важный храм под названием «Дом Сета, лорда Сепермеру». Одним из эпитетов этого города было «ворота в пустыню», что хорошо соответствовало роли Сета как божества приграничных областей Древнего Египта. В Сепермеру храмовая ограда Сета включала в себя небольшую вторичную святыню под названием «Дом Сифа, Могущественна-Его-Могущая Рука», а сам Рамсес II построил (или модифицировал) второй земельный храм для Нефтиды, названный «Дом Сета». Дом Нефтиды Рамсеса-Мериамуна». [49]

Два храма Сифа и Нефтиды в Сепермеру находились под отдельным управлением, каждый со своими владениями и пророками. [50] Кроме того, в соседнем городе Пи-Вайна известен еще один храм Сета средних размеров. [49] Тесная связь храмов Сифа с храмами Нефтиды в ключевых пригородных городах этой среды также отражается в вероятности существования еще одного «Дома Сифа» и еще одного «Дома Нефтиды» в городе Су, у входа в Фаюм. [51]

В папирусе Болоньи сохранилась весьма раздражительная жалоба, поданная неким Праэм-хабом, пророком «Дома Сета» в ныне затерянном городе Пуноджем («Сладкое место»). В тексте «Болонского папируса» измученный Праем-хаб сетует на неправомерное налогообложение своего храма (Дома Сета) и продолжает сетовать на то, что на него также возложена ответственность: «Корабль, и я тоже отвечал за Дом Нефтиды вместе с остальной кучей окружных храмов» . [52]

Ничего не известно о конкретной теологии тесно связанных храмов Сета и Нефтиды в этих районах - например, религиозный тон храмов Нефтиды, расположенных в такой близости к храмам Сета, особенно с учетом, казалось бы, противоположной Осирианской лояльности супруги-богини Сета. . Когда во времена Двадцатой династии якобы началась «демонизация» Сета, Сет был либо искоренен, либо все больше вытеснен на окраины, Нефтида процветала как часть обычного осирийского пантеона по всему Египту, даже получив в позднем периоде статус богини-покровительницы ее собственный Ном (UU Ном VII, «Хвт-Секхем»/Диосполис Парва) и как главная богиня Особняка Систра в этом районе. [53] [54] [55] [56]

Культ Сета сохранялся даже в последние дни древнеегипетской религии в отдаленных, но важных местах, таких как Харга, Дахла, Дейр-эль-Хагар, Мут и Келлис. В этих местах Сет считался «Господином Оазиса/Города» , а Нефтида также почиталась как «Хозяйка Оазиса» рядом с Сетом, в его храмах. [57] (особенно посвящение статуи культа Нефтиды). Между тем, Нефтида также почиталась как «Владычица» в осирианских храмах этих районов как часть специфической Осирианской коллегии. [57] Похоже, что у древних египтян в этих местах не было проблем с парадоксальной двойственностью, присущей почитанию Сета и Нефтиды, противопоставленной Осирису, Исиде и Нефтиде.

В современной религии

[ редактировать ]
[ редактировать ]

В телесериале «Доктор Кто » Сет (использующий имя Сутех и изображаемый Габриэлем Вульфом ) изображен как инопланетное существо, стремящееся уничтожить все живое. Впервые он появляется в сериале 1975 года «Пирамиды Марса» , где он планирует сбежать из египетской пирамиды, в которой он был заточен тысячи лет назад Гором. Сутех вернулся спустя почти 50 лет в Серии 14 2024 года двухсерийном финале « Легенда о Рубиновом воскресенье » / « Империя Смерти » в роли Бога Смерти в Пантеоне. [58]

В ролевой игре Vampire: The Masquerade древнеегипетское божество Сет изображено в виде допотопного вампира, считающегося одним из древнейших существ-нежити. Почитается как основатель загадочных Последователей Сета (теперь известных как Министерство в пятом издании игры). Заключенный в торпоре, Сет остается центром внимания своих последователей, которые пытаются пробудить его ото сна. Он командует силами, переплетенными с манипуляцией, тьмой и змеиной тонкостью, воплощенной в его уникальной Дисциплине Серпентис, посвященной овладению змеями.

В видеоигре Nightshade для Nintendo Entertainment System 1992 года публичным персонажем злодея является Сутех, преступный босс, который объединяет банды вымышленного Метро-Сити. В соответствии с идеей Сутеха из египетской мифологии, Сутех в видеоигре безраздельно правит всем насилием в городе. Особо следует отметить, что в египетской мифологии Сутех также является богом иностранцев. В видеоигре Nightshade злодей не египетского происхождения, а человек по имени Уолдо П. Шмеер, историк, одержимый египетскими знаниями.

Сутех - антагонист в некоторых фильмах и других материалах вселенной Хозяина Марионеток . Сутех изображается как другой мирской владелец тайны жизни, которая оживляет одноименных марионеток, и преследует любого, кто ее украдет.

В преддверии выпуска своего 25-го студийного альбома The Silver Cord австралийская группа King Gizzard & the Lizard Wizard выпустила первые три песни с альбома. [59] Третий из них, озаглавленный «Сет», описывает убийство Сета Осириса и его последующий конфликт с Гором.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также транслитерируется Шет , Сетеш , Сутех , Сетех , Сетех или Сути . Фактически Сутех появляется как бог хеттов в договорных декларациях между хеттскими царями и Рамзесом II после битвы при Кадеше. Вероятно, Сете — это лекция (чтение) бога, почитаемого хеттами, «Хета», впоследствии ассимилированного с местным афро-азиатским Сетом. [4] [5]
  2. ^ Перевод из Assmann 2008 , с. 48. Перевод Гедике: «И тогда царь Апофис, lph , назначал себе Сутеха своим господином. Он никогда не работал ни на одного другого бога, который есть во всей этой стране, кроме Сутеха. [37] Перевод Гольдвассера: «Тогда царь Апофис принял своим господином Сифа и отказался служить любому богу, который был на всей земле, кроме Сифа». [38]
  1. ^ Jump up to: а б "Набор" . Мифопедия . Проверено 19 августа 2023 г.
  2. ^ «Собек из Древнего Египта» .
  3. ^ Ритнер, Роберт К. (1984). «Маточный амулет в коллекции Института Востока». Журнал ближневосточных исследований . 43 (3): 209–221. дои : 10.1086/373080 . ПМИД   16468192 . S2CID   42701708 .
  4. ^ Сэйс, Арчибальд Х. Хетты: история забытой империи .
  5. ^ Бадж, Э. А. Уоллис. История Египта от конца периода неолита до смерти Клеопатры VII до н. э. 30 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и Герман Те Вельде (2001). «Сет». Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 3.
  7. ^ Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 124–125. ISBN  978-1-4351-4654-9 .
  8. ^ Роджерс, Джон (2019). «Демон-божество Мага: географическое разнообразие и хронологическая трансформация в древнеегипетской демонологии» . Текущие исследования в египтологии 2019 : 183–203.
  9. ^ Jump up to: а б в Вельде, 1967 , стр. 1–7.
  10. ^ «Тезаурус египетского языка» . aaew2.bbaw.de Проверено 21 сентября 2017 г.
  11. ^ «Коптский онлайн-словарь» . corpling.uis.georgetown.edu . Проверено 16 марта 2017 г.
  12. ^ в Вельде 1967 , стр. 13–15.
  13. ^ Байнлих, Хорст (2013). «Рисунок 7». Книга Фаюм (PDF) . Гейдельбергский университет. стр. 27–77, особенно 38–39.
  14. ^ Лукарелли, Рита (2017). Осел в греко-египетских папирусах . [объект Объект]. дои : 10.14277/6969-180-5/ant-11-8 . ISBN  978-88-6969-180-5 .
  15. ^ в Вельде 1967 , стр. 7–12.
  16. ^ Гриффитс 1960 , стр. 58–59.
  17. ^ Гриффитс 1960 , с. 82
  18. ^ Ассманн 2001 , стр. 135, 139–140.
  19. ^ Гриффитс 1960 , стр. 12–16.
  20. ^ Ассманн 2001 , стр. 134–135.
  21. ^ Лихтейм 2006b , стр. 214–223.
  22. ^ Харт 2005 , с. 73
  23. ^ Пинч 2004 , с. 83
  24. ^ Лихтхайм 2006b , стр. 218–219.
  25. ^ Гриффитс 2001 , стр. 188–190.
  26. ^ в Вельде 1967 , стр. 55–56, 65
  27. ^ Гриффитс 1960 , с. 42
  28. ^ в Вельде 1967 , стр. 38–39, 43–44
  29. ^ Jump up to: а б Пинч 2004 , стр. 82–83, 91.
  30. ^ в Вельде 1967 , стр. 42–43
  31. ^ в Вельде 1967 , стр. 43–46, 58
  32. ^ Капер 2001 , стр. 480–482.
  33. ^ Гриффитс 1960 , с. 29
  34. ^ Пинч 2004 , с. 131
  35. ^ в Вельде 1967 , стр. 56–57
  36. ^ Ассманн 2008 , стр. 48, 151 с. 25, цитирование: Goedicke 1986 , стр. 10–11 и Гольдвассер 2006 .
  37. ^ Годикке 1986 , с. 31.
  38. ^ Гольдвассер 2006 , с. 129.
  39. ^ Гардинер 1932 , с. 84.
  40. ^ Ассманн 2008 , стр. 47–48.
  41. ^ Нильсен, Ники. «Возвышение Рамессидов: как семья военных из дельты Нила основала одну из самых знаменитых династий Египта» . Американский исследовательский центр в Египте . Проверено 25 июня 2022 г.
  42. ^ Паркер, РА (1974). «Древнеегипетская астрономия». Философские труды Лондонского королевского общества . А. Математические и физические науки. 276 (1257): 51–65. Бибкод : 1974РСПТА.276...51П . дои : 10.1098/rsta.1974.0009 . JSTOR   74274 . S2CID   120565237 .
  43. ^ Киль, Отмар; Юлингер, Кристоф (1 января 1998 г.). Боги, богини и изображения Бога . Академик Блумсбери. ISBN  978-0-567-08591-7 .
  44. ^ Действие происходит в римском магическом папирусе.
  45. ^ в Вельде 1967 , стр. 138–140.
  46. ^ Литва, М. Давид (2021). «Ослиное божество». Злой Создатель: Истоки раннехристианской идеи . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-756643-5 . OCLC   1243261365 . Мы видим эту традицию, рассказанную несколькими авторами. Около 200 г. до н. э. человек по имени Мнасеас (александриец, родом из нынешней южной Турции) рассказал историю об идумеянине (южном палестинце), который вошел в иудейский храм и оторвал золотую голову вьючного осла из внутреннего святилища. Эта голова, очевидно, была прикреплена к телу человека или осла. Читатель мог бы понять, что евреи (тайно) поклонялись Яхве как ослу в иерусалимском храме, поскольку для культовых статуй богов характерно использовать золото. Египтяне знали только еще одно божество в форме осла: Сиф.
  47. ^ «Из Египта — DocuWiki» .
  48. ^ Сонерон. Жрецы Древнего Египта . п. 181. [ нужна полная цитата ]
  49. ^ Jump up to: а б Катар 1989 , с. 216.
  50. ^ Катар 1989 , с. 220.
  51. ^ Гардинер (ред.). Комментарий Папируса Уилбура . Том. С28. стр. 127–128. [ нужна полная цитата ]
  52. ^ Папирус Болонья 1094, 5,8–7, 1 [ нужна полная цитата ]
  53. ^ Сонерон, Взносы Bf. 6, 46. [ нужна полная цитата ]
  54. ^ Панталаччи, Л.; Транекер, К. (1990). Храм Эль-Кала. Обзоры сцен и текстов. Я Центральное святилище. Северное святилище. Предлагаю зал с 1 по 112 (отчет). Каир, Египет: Французский институт восточной археологии.
  55. ^ Уилсон, П. (1997). Лексикон Птолемея: лексикографическое исследование текстов храма Эдфу . OLA 78. Левен. ISBN  978-90-6831-933-0 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  56. ^ Колломбер, П. (1997). «Хаут-сехем и седьмой ном Верхнего Египта II: Поздние стелы (табл. I – VII)». Обзор египтологии . 48 : 15–70. дои : 10.2143/RE.48.0.2003683 .
  57. ^ Jump up to: а б Капер 1997b , стр. 234–237.
  58. ^ Джеффри, Морган (15 июня 2024 г.). «Кто такой Сутех? Объяснена личность Доктора Кто - Тот, кто ждет» . Радио Таймс . Проверено 15 июня 2024 г.
  59. ^ Реттиг, Джеймс (03 октября 2023 г.). «Король Желудок и Волшебник-ящерица – «Тейя / Серебряный шнур / Набор » . Стереогум .

Источники

[ редактировать ]
  • Бикель, Сюзанна (2004). «Мифы и священные повествования: Египет». В Джонстоне, Сара Айлс (ред.). Религии Древнего мира: Путеводитель . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-01517-3 .
  • Кон, Норман (1999) [1995]. Космос, Хаос и мир грядущий: древние корни апокалиптической веры (переиздание в мягкой обложке под ред.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN  978-0-300-09088-8 .
  • Гардинер, Алан Х., изд. (1932). «Ссора Апофиса и Сехнентера» . Поздниегипетские истории . Библиотека Египта. Том. I. Брюссель: Fondation Egyptologique Reine Elisabeth. п. 85.
  • Гёдике, Ганс (1986). Ссора Апофиса и Секененрека . Сан-Антонио: Ван Сиклен. ISBN  0-933175-06-Х .
  • Гольдвассер, Орли (2006). «Царь Апофис Аварисский и возникновение единобожия». В Черни, Эрнст; Хейн, Ирмгард; Голод, Германн; Мелман, Дагмар; Шваб, Анджела (ред.). Хронология: Исследования в честь Манфреда Биетака . Ориенталия Лованиенсия Аналекта. Том. 149/II. Левен: Питерс. стр. 129–133. ISBN  978-90-429-1730-9 .
  • Гриффитс, Дж. Гвин (1960). Конфликт Гора и Сета . Издательство Ливерпульского университета.
  • Гриффитс, Дж. Гвин (2001). «Осирис». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 615–619. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа, второе издание . Рутледж. ISBN  978-0-203-02362-4 .
  • Ионс, Вероника (1982). Египетская мифология . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Питера Бедрика. ISBN  978-0-87226-249-2 – через archive.org.
  • Капер, Олаф Эрнст (1997a). Храмы и боги в римской Дахле: исследования коренных культов египетского оазиса . Факультет искусств (докторская диссертация). Гронинген, Германия: Гронингенский университет .
  • Капер, Олаф Э. (2001). «Мифы: Лунный цикл». В Редфорде, Дональд Б. (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. стр. 480–482. ISBN  978-0-19-510234-5 .
  • Капер, Олаф Эрнст (1997b). «Статуя Пенбаста: О культе Сета в оазисе Дахла» . Ван Дейк, Якобус (ред.). Очерки Древнего Египта в честь Германа те Вельде . Египтологические мемуары. Том. 1. Гронинген, Делавэр: Публикации Стикса. стр. 231–241. ISBN  978-90-5693-014-1 – через Google Книги.
  • Катари, Салли Л.Д. (1989). Землевладение в период Раммессайда . Кеган Пол Интернэшнл.
  • Леско, Леонард Х. (2005). «Сет» . В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . [под редакцией Мирчи Элиаде, 1987 г.] (2-е изд.). Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Томсон-Гейл. ISBN  978-0-02-865733-2 – через archive.org.
  • Лихтхайм, Мириам (2006b) [Первое издание, 1976 г.]. Древнеегипетская литература, Том II: Новое царство . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-24843-4 .
  • Осинг, Юрген (1985). Сет в Дахле и Харге. Каирский департамент (Отчет). Объявления Немецкого археологического института. Том 41. Немецкий археологический институт. стр. 229–233.
  • Пинч, Джеральдин (2004) [Первое издание, 2002 г.]. Египетская мифология: Путеводитель по богам, богиням и традициям Древнего Египта . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-517024-5 .
  • Квирк, Стивен Дж.Дж. (1992) [1993]. Религия Древнего Египта (переиздание). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN  978-0-486-27427-0 .
  • Стоянов, Юрий (2000). Другой Бог: Дуалистические религии от древности до ереси катаров . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-08253-1 .
  • те Вельде, Герман (1967). Сет, бог замешательства: исследование его роли в египетской мифологии и религии . Проблема Египта. Том. 6. Перевод ван Баарена-Папе, GE (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Э. Дж. Брилл . ISBN  978-90-04-05402-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 63683ab7b1340d18825276a1c7c78bbc__1722633360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/bc/63683ab7b1340d18825276a1c7c78bbc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Set (deity) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)