Книга Файюма
Книга Файюма — это древнеегипетская «местная монография», прославляющая регион Файюм в Египте и его божество-покровитель, бог-крокодил Себек . В целом его также классифицировали как «культовое топографическое руководство для жрецов». [ 1 ] Текст известен из множества источников, относящихся к Птолемею и Римскому Египту (332 г. до н.э. – 359 г. н.э.). [ 2 ] В первую очередь он функционировал как мифологизированная карта Файюма. [ 3 ]
Известные копии
[ редактировать ]Книга Файюм существует в различных формах. Книга пользовалась огромной популярностью в Римском Египте, и было найдено множество фрагментов текста. К ним относятся как иероглифические , так и иератические (курсивное древнеегипетское письмо) варианты текста. Из иероглифических вариантов существуют как иллюстрированные, так и неиллюстрированные формы. Некоторые иератические копии содержат демотические обозначения, однако чисто демотической формы текста обнаружено не было. [ 4 ]
Большинство первоисточников текста представляют собой неиллюстрированные иератические копии на папирусах . Однако, как уже упоминалось, доступны и другие источники. Текст частично скопирован иероглифами на стенах храма Ком Омбо , расположенного в Верхнем Египте , за пределами Файюма. Саркофаг также содержит Анхруи из местонахождения Файюм в Хаваре иероглифические отрывки и скопированные иллюстрации из текста. [ 5 ]
Египтолог Хорст Байнлих опубликовал полное и иллюстрированное издание иероглифических версий Книги Файюм в 1991 году, открыв тем самым путь для дальнейшего научного исследования текста. Эта публикация называется « Книга Фаюма: о религиозном понимании египетского пейзажа».
Булак/Худ/Амхерстский папирус
[ редактировать ]Папирус Булак/Худ/Амхерст назван в честь трёх современных коллекционеров, которые когда-то владели его экспонатами после его разделения в 1859 году. [ 6 ] Это самая известная версия текста, поскольку она известна своими изысканными иллюстрациями и прекрасной сохранностью. Полный текст имеет длину 7 м. [ 7 ]
Две основные части этого папируса находятся в коллекциях американских музеев – Библиотеки и музея Моргана и Художественного музея Уолтерса – и были воссоединены на передвижной выставке, которая открылась в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе 6 октября 2013 года. Выставка называлась «Египетские сокровища». Таинственная книга Файюма . [ 8 ]
Содержание и функции
[ редактировать ]Книга, хотя и является продуктом римского периода египетской истории, уходит корнями в устоявшийся канон египетской религиозной мысли. Влияние религиозных текстов, которые были распространены в Египте фараонов , и ссылки на них видны на протяжении всей Книги Файюма, что является свидетельством долговечности египетской религии. Среди этих ссылок на более раннюю доктрину есть описание основного путешествия бога Солнца Ра , которое подробно описано в более старых текстах, таких как Нового царства Амдуат погребальные тексты . Считалось, что Ре стареет в течение каждого дня, а затем молодеет ночью, чтобы снова возродиться на рассвете. [ 9 ] Эта тема широко исследована в « Книге Файюм» , поскольку Себек изображается как проявление Ра. Однако, в отличие от традиций Нового царства, дневное путешествие Себек-Ре завершается не его спуском в Дуат (загробный мир), а, скорее, озером Моэрис , озером, которое занимает центральное место в оазисе Файюм. Именно через озеро, а не подземный мир, Собек-Ре совершает свое ночное путешествие. [ 10 ]
Книга также включает ссылки на различные египетские мифы о сотворении мира . Эти теологии проводились одновременно, а не соревновательно, в Древнем Египте, поэтому нередко в тексте упоминается более чем один миф о творении. [ 11 ] Миф об Огдоаде о Гермополе проиллюстрирован в «Книге Файюм» подробными рисунками восьми первобытных божеств с лягушачьими и змееголовыми головами, вокруг которых сосредоточен миф. [ 12 ] История создания Гелиополя также проиллюстрирована тем, что Нут , богиня неба, изображена в своей небесной форме в виде коровы. Она изображена поддерживаемой богом Солнца, точно так же, как Шу , бог воздуха, поддерживает ее в гелиопольском мифе. [ 13 ]
Этот весьма эзотерический текст, вероятно, был продуктом Дома Жизни или храмового скриптория . Похоже, что этот текст задумывался как высшая форма научной религиозной доктрины. Некоторые ученые предполагают, что текст предназначался для самого Собека, поскольку ни один человек не мог развернуть весь папирус, чтобы увидеть и интерпретировать полностью иллюстрированную карту, возможно, предполагая, что он вообще не предназначался для человеческих глаз, а скорее для глаз божественных. [ 14 ] Другие ученые предположили, что частота копирования документа в сочетании с его сложностью, вероятно, могла сделать его текстом, который использовался для проверки мастерства молодых писцов, завершающих обучение в Доме Жизни. [ 15 ]
Как карта
[ редактировать ]Книга Файюма также служит мифологизированной картой региона Файюм . Он содержит обширные списки божеств, непосредственно связанных с их культовыми местами. В конечном итоге читатель проходит через текст с описанием мест, хотя немногие из них изображены физически. Скорее, эти специфичные для Файюма места и космические места, на которые ссылаются в тексте, часто изображаются с помощью закодированной иконографии. [ 16 ]
В этом повествовании читатель принимает на себя точку зрения Собека. Во-первых, водный путь, соединяющий Нил и Файюм, Бахр Юсуф , изображается в виде богини Мехет-Верет , «великого потопа». Затем изображаются затопленные земли, окружающие озеро, а затем само озеро. Далее представлен культовый центр Себека, который греки называли Крокодилополем (древнеегипетский «Шедьет»). Затем показан менее значимый культовый центр Ро-сехви. Наконец, изображен последний и, возможно, наименее значимый культовый центр — божественной матери Собека, Нейт . Изображение первобытных богов и сил делает Файюм центром космического значения, прежде чем текст завершается другим изображением центрального озера Файюма, озера Моэрис . [ 17 ] [ 18 ]
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс П. Бытие в Египте: философия древнеегипетского сотворения мира. Нью-Хейвен: Йельский египтологический семинар, 1988.
- Леги, Хорст. Книга Фаюма: о религиозном понимании египетского пейзажа. Висбаден: Харрасовиц, 1991.
- Хорнунг, Эрик. Древнеегипетские книги о загробной жизни. Итака: Издательство Корнельского университета, 1999.
- Клотц, Дэвид. «Египетские иероглифы». В Оксфордском справочнике по римскому Египту под редакцией Кристины Риггс , 563–580. Оксфорд: Oxford University Press, 2012.
- О'Коннор, Дэвид. «От топографии к космосу: многочисленные карты Древнего Египта». В «Древних перспективах: карты и их место в Месопотамии, Египте, Греции и Риме», под редакцией Ричарда Дж. А. Талберта, 47–79. Чикаго: University of Chicago Press, 2012.
- Тейт, Джон. «Файюмская книга: тайна в известном пейзаже». В таинственных землях под редакцией Дэвида О'Коннора и Стивена Квирка, 183–202. Портленд: Cavendish Publishing, 2003.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пресс-релиз «Таинственная книга Египта о Файюме» , Художественный музей Уолтерса, 28–05–2013 г., https://web.archive.org/web/20130903080150/http://thewalters.org/news/releases/pressdetail.aspx? е_id=426 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клотц, 566.
- ^ Байнлих, 15–26.
- ^ Тейт, 185.
- ^ Там же.
- ^ Там же. , 183 – 184.
- ^ Легли, 27.
- ^ Там же.
- ^ Таинственная книга Египта Файюм . Пресс-релиз, Художественный музей Уолтерса, 28 мая 2013 г., http://thewalters.org/news/releases/pressdetail.aspx?e_id=426 . Архивировано 3 сентября 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ Хорнунг, 27–53.
- ^ О'Коннор, 68, 72.
- ^ Аллен, 2–7.
- ^ Тейт, 185.
- ^ Там же. , 192.
- ^ О'Коннор 75–76.
- ^ Тейт, 201–202.
- ^ Там же. , 185.
- ^ О'Коннор, 70–74.
- ^ Тейт, 188–195.