Jump to content

Книга Файюма

Книга Файюма — это древнеегипетская «местная монография», прославляющая регион Файюм в Египте и его божество-покровитель, бог-крокодил Себек . В целом его также классифицировали как «культовое топографическое руководство для жрецов». [ 1 ] Текст известен из множества источников, относящихся к Птолемею и Римскому Египту (332 г. до н.э. – 359 г. н.э.). [ 2 ] В первую очередь он функционировал как мифологизированная карта Файюма. [ 3 ]

Известные копии

[ редактировать ]

Книга Файюм существует в различных формах. Книга пользовалась огромной популярностью в Римском Египте, и было найдено множество фрагментов текста. К ним относятся как иероглифические , так и иератические (курсивное древнеегипетское письмо) варианты текста. Из иероглифических вариантов существуют как иллюстрированные, так и неиллюстрированные формы. Некоторые иератические копии содержат демотические обозначения, однако чисто демотической формы текста обнаружено не было. [ 4 ]

Большинство первоисточников текста представляют собой неиллюстрированные иератические копии на папирусах . Однако, как уже упоминалось, доступны и другие источники. Текст частично скопирован иероглифами на стенах храма Ком Омбо , расположенного в Верхнем Египте , за пределами Файюма. Саркофаг также содержит Анхруи из местонахождения Файюм в Хаваре иероглифические отрывки и скопированные иллюстрации из текста. [ 5 ]

Египтолог Хорст Байнлих опубликовал полное и иллюстрированное издание иероглифических версий Книги Файюм в 1991 году, открыв тем самым путь для дальнейшего научного исследования текста. Эта публикация называется « Книга Фаюма: о религиозном понимании египетского пейзажа».

Булак/Худ/Амхерстский папирус

[ редактировать ]

Папирус Булак/Худ/Амхерст назван в честь трёх современных коллекционеров, которые когда-то владели его экспонатами после его разделения в 1859 году. [ 6 ] Это самая известная версия текста, поскольку она известна своими изысканными иллюстрациями и прекрасной сохранностью. Полный текст имеет длину 7 м. [ 7 ]

Две основные части этого папируса находятся в коллекциях американских музеев – Библиотеки и музея Моргана и Художественного музея Уолтерса – и были воссоединены на передвижной выставке, которая открылась в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе 6 октября 2013 года. Выставка называлась «Египетские сокровища». Таинственная книга Файюма . [ 8 ]

Содержание и функции

[ редактировать ]

Книга, хотя и является продуктом римского периода египетской истории, уходит корнями в устоявшийся канон египетской религиозной мысли. Влияние религиозных текстов, которые были распространены в Египте фараонов , и ссылки на них видны на протяжении всей Книги Файюма, что является свидетельством долговечности египетской религии. Среди этих ссылок на более раннюю доктрину есть описание основного путешествия бога Солнца Ра , которое подробно описано в более старых текстах, таких как Нового царства Амдуат погребальные тексты . Считалось, что Ре стареет в течение каждого дня, а затем молодеет ночью, чтобы снова возродиться на рассвете. [ 9 ] Эта тема широко исследована в « Книге Файюм» , поскольку Себек изображается как проявление Ра. Однако, в отличие от традиций Нового царства, дневное путешествие Себек-Ре завершается не его спуском в Дуат (загробный мир), а, скорее, озером Моэрис , озером, которое занимает центральное место в оазисе Файюм. Именно через озеро, а не подземный мир, Собек-Ре совершает свое ночное путешествие. [ 10 ]

Книга также включает ссылки на различные египетские мифы о сотворении мира . Эти теологии проводились одновременно, а не соревновательно, в Древнем Египте, поэтому нередко в тексте упоминается более чем один миф о творении. [ 11 ] Миф об Огдоаде о Гермополе проиллюстрирован в «Книге Файюм» подробными рисунками восьми первобытных божеств с лягушачьими и змееголовыми головами, вокруг которых сосредоточен миф. [ 12 ] История создания Гелиополя также проиллюстрирована тем, что Нут , богиня неба, изображена в своей небесной форме в виде коровы. Она изображена поддерживаемой богом Солнца, точно так же, как Шу , бог воздуха, поддерживает ее в гелиопольском мифе. [ 13 ]

Этот весьма эзотерический текст, вероятно, был продуктом Дома Жизни или храмового скриптория . Похоже, что этот текст задумывался как высшая форма научной религиозной доктрины. Некоторые ученые предполагают, что текст предназначался для самого Собека, поскольку ни один человек не мог развернуть весь папирус, чтобы увидеть и интерпретировать полностью иллюстрированную карту, возможно, предполагая, что он вообще не предназначался для человеческих глаз, а скорее для глаз божественных. [ 14 ] Другие ученые предположили, что частота копирования документа в сочетании с его сложностью, вероятно, могла сделать его текстом, который использовался для проверки мастерства молодых писцов, завершающих обучение в Доме Жизни. [ 15 ]

Как карта

[ редактировать ]

Книга Файюма также служит мифологизированной картой региона Файюм . Он содержит обширные списки божеств, непосредственно связанных с их культовыми местами. В конечном итоге читатель проходит через текст с описанием мест, хотя немногие из них изображены физически. Скорее, эти специфичные для Файюма места и космические места, на которые ссылаются в тексте, часто изображаются с помощью закодированной иконографии. [ 16 ]

В этом повествовании читатель принимает на себя точку зрения Собека. Во-первых, водный путь, соединяющий Нил и Файюм, Бахр Юсуф , изображается в виде богини Мехет-Верет , «великого потопа». Затем изображаются затопленные земли, окружающие озеро, а затем само озеро. Далее представлен культовый центр Себека, который греки называли Крокодилополем (древнеегипетский «Шедьет»). Затем показан менее значимый культовый центр Ро-сехви. Наконец, изображен последний и, возможно, наименее значимый культовый центр — божественной матери Собека, Нейт . Изображение первобытных богов и сил делает Файюм центром космического значения, прежде чем текст завершается другим изображением центрального озера Файюма, озера Моэрис . [ 17 ] [ 18 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Джеймс П. Бытие в Египте: философия древнеегипетского сотворения мира. Нью-Хейвен: Йельский египтологический семинар, 1988.
  • Леги, Хорст. Книга Фаюма: о религиозном понимании египетского пейзажа. Висбаден: Харрасовиц, 1991.
  • Хорнунг, Эрик. Древнеегипетские книги о загробной жизни. Итака: Издательство Корнельского университета, 1999.
  • Клотц, Дэвид. «Египетские иероглифы». В Оксфордском справочнике по римскому Египту под редакцией Кристины Риггс , 563–580. Оксфорд: Oxford University Press, 2012.
  • О'Коннор, Дэвид. «От топографии к космосу: многочисленные карты Древнего Египта». В «Древних перспективах: карты и их место в Месопотамии, Египте, Греции и Риме», под редакцией Ричарда Дж. А. Талберта, 47–79. Чикаго: University of Chicago Press, 2012.
  • Тейт, Джон. «Файюмская книга: тайна в известном пейзаже». В таинственных землях под редакцией Дэвида О'Коннора и Стивена Квирка, 183–202. Портленд: Cavendish Publishing, 2003.
[ редактировать ]
  1. ^ Клотц, 566.
  2. ^ Байнлих, 15–26.
  3. ^ Тейт, 185.
  4. ^ Там же.
  5. ^ Там же. , 183 – 184.
  6. ^ Легли, 27.
  7. ^ Там же.
  8. ^ Таинственная книга Египта Файюм . Пресс-релиз, Художественный музей Уолтерса, 28 мая 2013 г., http://thewalters.org/news/releases/pressdetail.aspx?e_id=426 . Архивировано 3 сентября 2013 г. в Wayback Machine .
  9. ^ Хорнунг, 27–53.
  10. ^ О'Коннор, 68, 72.
  11. ^ Аллен, 2–7.
  12. ^ Тейт, 185.
  13. ^ Там же. , 192.
  14. ^ О'Коннор 75–76.
  15. ^ Тейт, 201–202.
  16. ^ Там же. , 185.
  17. ^ О'Коннор, 70–74.
  18. ^ Тейт, 188–195.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67540201bdbdc9402361c07d6bf2dabb__1718893620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/bb/67540201bdbdc9402361c07d6bf2dabb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Book of the Faiyum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)