Определять
Определять | |
---|---|
![]() Божество Бенну в короне Атеф. | |
Главный культовый центр | Гелиополис |
Символ | Серая цапля |
Определить ( / ˈ b ɛ n uː / ) [1] — древнеегипетское божество, связанное с Солнцем, творением и возрождением. Возможно, он был первоначальным источником вдохновения для легенд о фениксе , которые развились в греческой мифологии .
Роли
[ редактировать ]Часть серии о |
Древняя египетская религия |
---|
![]() |
![]() |
Согласно египетской мифологии , Бенну был самосозданным существом, которое, как говорят, сыграло роль в сотворении мира . Говорили, что он был ба (личностным компонентом души) солнечного божества Ра и способствовал творческим действиям Атума . [2] Говорят, что божество пролетело над водами Нуна , существовавшими до творения, приземлилось на скалу и издало призыв, определивший природу творения. Он также был символом возрождения и поэтому ассоциировался с Осирисом . [3]
Некоторые из титулов Бенну были «Тот, кто возник сам по себе», [2] и «Повелитель юбилеев »; последний эпитет относится к вере в то, что Бенну периодически обновляется, как считалось, это делает солнце. [3] Его имя связано с египетским глаголом wbn , означающим «возвышаться в блеске» или «сиять». [2]
Описание
[ редактировать ]
| |||||
Бенну или цапля в иероглифах | |||||
---|---|---|---|---|---|
В « Текстах пирамид» , относящихся к Древнему царству , «bnw» упоминается как символ Атума, и, возможно, это была первоначальная форма имени Бенну. В этом слове использована форма птицы, определенно не цапли, а маленькой певчей птички. Немецкий Wörterbuch der ägyptischen Sprache (Словарь египетского языка) предположил, что это могла быть желтая трясогузка ( Motacilla flava ), но четких причин не приводится. [2] Однако та же самая птица используется в написании слова «bn.t» на раскрашенном фрагменте рельефной стены из известняка из солнечного храма короля Старого царства V династии Ниусерре . На этом иероглифе четко видны следы сине-серой краски на большей части тела птицы, что указывает на то, что он относится к другому виду птиц. Форма и цвет, похоже, скорее указывают на (средиземноморского) зимородка ( Альседо аттис ), для которого, однако, использовалось другое название: «hn.t<y» (букв. «тот, что из канала»). Можно предположить, что зимородок, летящий низко над водой и громко визжащий, мог бы стать разумной мифологической основой для божества-создателя Атума из Гелиополя, поднявшегося из первых темных вод по имени Нун, чтобы начать сотворение мира. Если это так, то зимородок «bnw» или «bn.t» хорошо подходит для мифического и культового нильского гуся (т.е. «smn») божества-создателя Амона в более поздние периоды, который, как полагают, громко сигналил в первобытной тьме. над тихими водами, чтобы произвести голосом своим все творение. [ нужна ссылка ]
На произведениях искусства Нового Королевства Бенну изображен в виде огромной серой цапли с длинным клювом и двухперым гребнем. Иногда Бенну изображают сидящим на камне бенбен (обозначающем Ра и название верхнего камня пирамиды) или на иве (обозначающем Осириса). Из-за связи с Осирисом Бенну иногда носит корону Атеф . [3] вместо солнечного диска.
Возможная модель животного
[ редактировать ]были обнаружены останки гигантской цапли размером с человека, которая, как считалось, вымерла около 1500 года до нашей эры. в Объединенных Арабских Эмиратах В 1977 году [4] [5] Он жил на Аравийском полуострове и имел много общих характеристик с Бенну, и ученые полагают, что он мог быть животной моделью божества. В связи с этим археолог доктор Элла Хох из Геологического музея Копенгагенского университета назвала ее цаплей Бенну ( Ardea bennuides ). [6]
Поклонение
[ редактировать ]
Подобно Атуму и Ра, Бенну, вероятно, поклонялись в культовом центре божеств в Гелиополе . [3] Бенну также появляется на погребальных амулетах- скарабеях как символ возрождения. [2]
Связь с греческим фениксом
[ редактировать ]Греческий историк Геродот , писавший о египетских обычаях и традициях пятого века до нашей эры, писал, что жители Гелиополя описали ему «феникса». Они сказали, что оно прожило 500 лет, прежде чем умерло, воскресло, построило погребальное яйцо со смирной для трупа отца и отнесло его в храм Солнца в Гелиополе. [7] Его описание феникса сравнивает его с орлом с красно-золотым оперением, напоминающим солнце. [3]
Спустя долгое время после Геродота в греческих традициях получила развитие тема огня, костра и пепла умирающей птицы, в конечном итоге связанная с греческим фениксом.
Имя «Феникс» могло быть получено от «Бенну», а его возрождение и связь с солнцем напоминают представления о Бенну; однако в египетских источниках о смерти божества не упоминается. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Бенну» . Dictionary.com Полный (онлайн). nd
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Харт, Джордж (2005). Словарь египетских богов и богинь Рутледжа (второе изд.). Нью-Йорк: Рутледж. стр. 48–49. ISBN 0-415-34495-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. п. 212 . ISBN 0-500-05120-8 .
- ^ «Чудеса Объединенных Арабских Эмиратов» . Вандермондо . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ Хох, Элла (1977). «Размышления о доисторической жизни в Умм-ан-Наре (Союзный Оман) на основе остатков фауны третьего тысячелетия до нашей эры». В М. Таддеи (ред.). Южноазиатская археология 1977 . Четвертая международная конференция Ассоциации археологов Южной Азии в Западной Европе. стр. 589–638.
- ^ Шукер, Карл (31 мая 2016 г.). «Гигантские птицы из гробниц фараонов» . karlshuker.blogspot.com . Проверено 9 марта 2021 г.
- ^ Лекок, Франсуаза (2009). «Яйцо феникса. Мирра, ладан и корица в мифе о фениксе» (PDF) . Шедаэ . 6 (1: Животное и знания, от Античности до Возрождения): 73–106. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 13 сентября 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лабрик, Франсуаза (2013). «Взгляд Геродота на феникса (II, 73)». В Кулоне, Лоран; Джованнелли-Жуанна, Паскаль; Киммель-Клозе, Флор (ред.). Пересекающиеся точки зрения на вторую книгу «Исследований» Геродота. Материалы учебного дня, организованного в Доме Востока и Средиземноморья – Лион, 10 мая 2010 г. (на французском языке). Дом Востока и Средиземноморья. ISBN 978-2-35668-037-2 .
- Лекок, Франсуаза (2016). «Изобретение Феникса: создание мифа посредством слов и изображений». В Джонстоне, Патрисия А.; Мастрочинке, Аттилио; Папайоанну, София. Животные в греческой и римской религии и мифах . Издательство Cambridge Scholars Publishing, стр. 449–478.
- Лекок, Франсуаза (2019). «Птица Бену-Феникс и ее курган на исторической тунике Саккары. Новая интерпретация» (на французском языке) , ENiM (Нилотический и Средиземноморский Египет), 12, 2019, стр. 247–280.
- Ван Ден Брук, Рулоф (1971). Миф о Фениксе согласно классической и раннехристианской традициям . Перевод И. Сигера. Брилл.
- Вольтерман, Карлес (1991–1992). «О названиях птиц и иероглифическом списке знаков G 22, G 35 и H 3». Годовой отчет Предазиатско-египетского общества Ex Oriente Lux . 32 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Бенну, на Викискладе?