Котар-ва-Хасис
Котар-ва-Хасис | |
---|---|
Божественный мастер | |
Главный культовый центр | Угарит [1] |
Обители | Мемфис и Кафтор [2] |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Да [3] |
Хурритский эквивалент | Один [3] |
Египетский эквивалент | Кесерти, [4] возможно Птах [5] |
Греческий эквивалент | Демиург |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Котар-ва-Хасис ( угаритский : 𐎋𐎘𐎗𐎆𐎃𐎒𐎒 , латинизированный: Kôṯaru-wa-Ḫasisu ), также известный как Котар [1] или Хайяну , [6] был угаритским богом, считавшимся божественным ремесленником . Он мог по-разному играть роли архитектора , кузнеца, музыканта или фокусника . Некоторые ученые полагают, что это имя представляет собой двух богов, Котара и Хасиса, объединенных в одного. [7]
ряд теофорических имен, Он хорошо засвидетельствован в ритуальных текстах, и был выявлен упоминающих его. Считалось, что он проживал в Мемфисе и Кафторе , что могло отражать маршруты, по которым перемещались ремесла и ресурсы в позднем бронзовом веке . появляется в различных угаритских мифах Он также . В Цикле Ваала он использует свои навыки от имени других божеств. Вначале Эл заручается его помощью в строительстве храма Яма . Позже он помогает Баалу в его конфликте с морским богом, снабжая его оружием, с помощью которого он в конечном итоге одерживает победу. Впоследствии бог погоды просит его помочь с приготовлением подарков для Атирата , в поддержке которого он нуждается, а затем и со строительством собственного дворца. Он также упоминается в гимне Шапашу , замыкающем этот цикл мифов. В эпосе об Ахате он делает лук, принадлежащий одноименному герою. Есть некоторые свидетельства того, что его также завезли в Египет, но его популярность там была ограниченной. Он был связан со строительством храмов. Имя Кесерти могло либо относиться к богу, считавшемуся его двойником, либо напрямую представлять собой египетский вариант его имени. Связь между ним и Птах также предлагался в прошлых исследованиях.
Предполагается, что фигура, известная из сочинений Филона Библского , Чусор , представляет собой более позднюю, финикийскую форму Котар-ва-Хасис. [8] Хотя этот автор описал его как смертного из-за его эвгемеристических взглядов, предположительно, изначально он также был божеством-ремесленником. В финикийской истории ему приписывают изобретение различных искусств и ремесел. Ссылка на Чусора также присутствует в космогонии Мохоса , известной из цитаты в цитате из « Дамасия » De principiis .
Неопределенные свидетельства Котар-ва-Хасиса включают упоминание о возможно родственном божестве по имени Баал-Малаге в неоассирийском договоре с Тиром , а также ряд стихов в еврейской Библии , внесение в которые его имени не нашло всеобщей поддержки.
Имена
[ редактировать ]Котар-ва-Хасис [9] (Kôṯaru-wa-Ḫasisu) — это вокализация теонима, написанного угаритским алфавитом как kṯr w ḫss . [10] Основной перевод имени — «опытный и мудрый», хотя это также может быть hendiadys , «мудрый мастер». [9] Подобные имена распространены в угаритских текстах и могут пониматься либо как сочетание основного имени и эпитета божества и эпитета, как в случае с Котар-ва-Хасис или Никкал -ва-Иб, либо как два тесно связанных между собой имени. родственные божества, например Гупан и Угар или Шахар и Шалим . [11] Помимо биномиального имени, также засвидетельствована краткая форма Котар: [1] но второй элемент никогда не встречается один. [12] По мнению Альфонсо Арчи, биномиальная форма ограничена угаритскими мифами. [13] хотя пример также был указан в молитве. [14] В стандартной слоговой клинописи имя Котара могло быть представлено логограммой . д É.A , аналогично тому, как другие месопотамские теонимы могли использоваться для обозначения местных божеств аналогичного характера. [3]
Имя Котар происходит от корня *kšr , «быть опытным» или «достигать», что встречается как в западно-семитских языках , так и в аккадском . [15] Утверждалось, что ранняя форма этого теонима, д Ка-ша-лу уже засвидетельствован в текстах из Эблы , что указывает на то, что ему уже поклонялись в древней Сирии в конце третьего тысячелетия до нашей эры. [16] текстах отсутствует Однако, по мнению Альфонсо Арчи Котара, в эблаитских , и упоминаемое в них одноименное божество, скорее всего, соответствует д Га-ша-ру известен из более поздних источников из Эмара . [17]
Связанные термины
[ редактировать ]Имя Котарат , группы богинь-акушерок, известных из Эмара, Мари и Угарита, является родственным имени Котар. [15]
В угаритском языке родственный термин mkṯr относится к квалифицированной работе и из-за этимологических параллелей сравнивается с более поздними греческими описаниями произведений искусства как « дедалических ». [18] Родственным аккадскому глаголу является глагол kašāru , «ремонтировать, достигать». [13] связь между именем и Кораном Аль-Каутар ( Сура 108). Также была предложена [19] Было высказано предположение, что второй элемент полного имени, Хасис, мог быть отражением аккадского эпитета Эа, Хасис («мудрый»), который мог достичь Угарита через хурритское посредничество и после применения к аналогичному местному божеству. стали относиться в первую очередь к ловкости рук. [13] Другое засвидетельствованное имя Котара — Хайяну ( хин ), [6] которое интерпретируется либо как производное от хурритской формы теонима Эа, либо как родственное арабскому hayyinun , «легкий», возможно, в этом контексте переводится как «умелый». [20]
Угаритский бог Иллиш (Илиш) [21] был божеством-плотником. В прошлом его иногда интерпретировали как альтернативное имя или помощника Котар-ва-Хасиса, как первоначально утверждал Жан Нугайроль . [22] Сегодня некоторые ученые считают этот перевод неверным и предполагают, что он был отдельной фигурой, выполнявшей функции божественного вестника . [23] Оба слова были написаны как ngr угаритским письмом. [24]
Однако другие ученые по-прежнему считают Илиша божеством-плотником, независимым, хотя и похожим на Котара. У Илиша также есть жены, которые также являются божествами-плотниками. В этом есть параллели с Котаром, у которого, похоже, есть котарат в качестве служанок. [25]
Каролина Лопес-Руис связывает Китерию , эпитет Афродиты, который использовался со времен самых ранних греческих эпосов, с Котаром ( Котар-ва-Хасис на угаритском языке). По ее словам, в первом тысячелетии Котар был связан с богиней любви в кипро-финикийском контексте. В греческой мифологии имя Афродиты Китерия традиционно связывало ее с островом Кифера . [26]
Еще в 1965 году Джон Пэйрман Браун предположил связь между Котаром и Кинирасом ( Кинирасом ) на Кипре. [27]
Угаритские тексты
[ редактировать ]Котар-ва-Хасис был главным божеством в угаритской религии , и его имя хорошо засвидетельствовано в ритуальных текстах и теофорических именах . [1] Он был главным божеством мастерства в угаритском пантеоне . [28] В угаритских текстах изображается как божественный архитектор, ответственный за строительство храмов других богов. [29] Он также играет различные другие роли, в том числе ремесленника, музыканта и прорицателя. [1] Кроме того, он был связан с магией. [15]
В стандартном угаритском списке божеств Котар занимает шестнадцатую позицию, после горы Сафон и перед Пидраем . [30] В другом похожем тексте он предшествует Аттару. [31] Предполагается, что оба этих списка документируют порядок жертвоприношений в ритуалах. [32] RS 1.001, текст, описывающий ритуал, происходящий в течение целого дня и следующей ночи, [33] Котар перечисляет как получателя жертвенной коровы. [34] Текст RS 24.249, описывающий подношения, которые следует делать в течение двух месяцев после зимнего равноденствия: [35] упоминает о принесении ему в жертву двух баранов. [36] RS 24.271, короткая молитва, призванная обеспечить благополучие просителя, [37] использует биномиальную форму имени. [14] Трехъязычное издание списка богов Вейднера из Угарита приравнивает Котара к другим богам подобного характера: Эйану, хурритскому производному от Эа, и самому месопотамскому Эа ( Энки ), хотя присутствие последнего в соответствующей строке было результатом переинтерпретации имени. Айя ( д Аа ; здесь читай как д Е 4 -а ), жена бога солнца Уту , по-видимому, имел в виду избежать намека на то, что у угаритской богини солнца Шапаш тоже была жена. [3]
В угаритских текстах были идентифицированы пятнадцать человек, носящих теофорные имена, ссылающиеся на Котара. [38] Один из них, кримлк , «Котар — царь», был серебряным мастером . [39] Уилфред Х. ван Сольдт отмечает, что Эа, которого можно отождествить с Котаром, появляется в большом количестве имен, но исключает возможность того, что его имя служит заменой Котар-ва-Хасис в этом контексте. [40]
Жилища Котара
[ редактировать ]В угаритских текстах два отдельных места описываются как жилище Котара. [2] Первый — Мемфис , называемый Хккпт или Хкпт , от египетского ḥwt-kꜣ-ptḥ (Хут-ка-Птах, «дом ка Птаха »). [41] В Цикле Ваала она характеризуется как «земля его родового поместья» и «все божественное». [42] Поскольку Мемфис был культовым центром бога-ремесленника Птаха , он, по-видимому, считался подходящим жилищем для божества подобного характера. [16] Однако неясно, используется ли это название для обозначения реального города в контексте угаритской мифологии, поскольку вместо этого они описывают его как землю. [43]
Второй топоним, Кафтор ( kptr ; аналог аккадского Каптару и библейского иврита Каптор ), предположительно соответствует Криту . [16] Поскольку ни один из топонимов не относится к местности, находящейся в непосредственной близости от Угарита, было высказано предположение, что размещение жилища Котара в таких местах означает обозначение его как чужеземца среди богов. [44] Также возможно, что расположение двух его домов отражало пути торговли металлом и ремеслами. [16] [1] Также утверждалось, что у него могла быть мастерская, расположенная в подземном мире. [45] [46] Николас Вятт предполагает, что, возможно, эта идея была связана с его резиденцией на Кафторе и могла указывать на знакомство с вулканическим характером близлежащего Санторини . [47]
Эти явные зарубежные связи имеют большое значение, указывая на торговые и культурные контакты. Джон Кертис Франклин также собрал значительное количество других свидетельств, показывающих, что Котар имел морское измерение. Это связывает его с морем и делает его защитником моряков. Некоторые аспекты этого явления упоминаются, например, в поэме о Цикле Ваала. [48]
Цикл Ваала
[ редактировать ]В « Цикле Ваала» Котар изображается использующим свои навыки божественного мастера от имени других божеств. [49] Вначале его посещают посланники Эла . [50] Они сообщают ему, что указанный бог желает встретиться с ним. [51] Он отправляется в жилище Эла, где приветствует его и простирается ниц. [52] Судя по всему, старший бог приказывает ему построить дворец, хотя проход фрагментарен. [51] Предполагается, что оно предназначалось для Яма . [53]
Позже описывается, как Котар ковал оружие. [54] и впоследствии назвав их. [55] Первый получает имя Ягарриш, [56] «пусть оно едет», [57] а второй - Айямарри, [58] комбинация «ай» — «любой» и mry — «выгонять». [59] Они предназначены для использования Баалом в его битве с Ямом. [56] Хотя первого оружия недостаточно, чтобы победить морского бога, удар вторым оружием позволяет Баалу выйти победителем. [60]
В следующем разделе истории к Котар-ва-Хасису подходят посланники Ваала, Гупан и Угар , которые говорят ему, что бог погоды хочет, чтобы он приготовил подарки для Атирата. [61] чтобы заручиться ее помощью в получении разрешения Эла построить для себя дворец. [62] Котар немедленно начинает их готовить. [63] у его мехов. [64] Подарки, которые он делает, включают помост , трон с подставкой для ног, паланкин или кушетку, стол и чашу или блюдо. [65] Более поздний отрывок показывает, что Атират доволен их качеством. [66]
Получив разрешение Эла построить для себя дворец, Баал снова заручается помощью Котар-ва-Хасиса. [67] Он приглашает его на пир. [68] Похоже, он очень уважает его, и предполагается, что этот отрывок призван подчеркнуть дружбу между ними. [69] После пира Ваал излагает свою просьбу о дворце. [70] Котар предлагает сделать в нем окно, на что Баал сначала возражает:
«Слушай, о могущественнейший Ваал,
Пойми, о Облачный Всадник:
Не поставить ли мне окно в доме,
Проем внутри дворца?
И Могущественный Баал ответил:
«Не устанавливай в доме окно,
Проем внутри дворца. [71]
Восстановление отрывка, затрагивающего проблему мотивации Ваала, считается трудным или совершенно невозможным, хотя можно было определить, что он содержит упоминания о Пидрее , Таллае и Яме. [72] Поэтому вполне возможно, что бог погоды движим заботой о безопасности своих дочерей. [73] Котар заявляет, что в конечном итоге он пересмотрит это решение. [74] В конце концов Баал меняет свое решение и просит установить окно. [75] В одной из следующих строк за именем Котара следуют фразы bn ym // bnm 'dt , интерпретация которых неясна, хотя часто предполагается, что это могут быть либо неподтвержденные в других отношениях эпитеты, «сын моря» и «сын моря». слияние», или фраза, означающая «сей день, этот самый час», но контекст неясен [76] Следующий отрывок показывает, что он с радостью реагирует на заявление Ваала:
Котар ва-Хасис рассмеялся:
Он повысил голос и заявил:
«Я истинно сказал тебе, о Могущественный Ваал:
«Ты пересмотришь мое слово,
О Баал!» [77]
Предполагается, что его ответ призван подчеркнуть его добродушный характер. [78] Баал посылает в окно свой гром, предположительно сопровождаемый дождями. [79] Возможно, окно отражало веру в то, что Ваал общается с миром, посылая атмосферные явления через разрывы в облаках. [80] Марк С. Смит и Уэйн Т. Питард дополнительно отмечают, что с повествовательной точки зрения неуверенность Ваала в отношении предложения Котара могла быть просто предназначена для того, чтобы добавить элемент напряжения в историю, подобно нежеланию Атирата и Эла позволить ему дворец, построенный в предыдущих разделах. [81]
Котар-ва-Хасис также упоминается в гимне Шапашу , завершающем Цикл Ваала . [82] Перевод терминов, определяющих его связь с богиней Солнца, оспаривается: большинство авторов полагают, что он обозначен как друг или знакомый, в то время как мнение меньшинства состоит в том, чтобы интерпретировать его как титул, признающий его экспертом в магии. [83] [84] Его задача в этом отрывке — «изгнать» и «изгнать» Яма и различных морских чудовищ, но причины его включения в этот отрывок — представление Яма как угрозы, несмотря на его предыдущее поражение, или даже использование отрывка сосредоточены на нем и Шапаше, поскольку концовка композиции не известна. [82]
Другие мифы
[ редактировать ]В « Эпосе об Ахате» Котар-ва-Хасис посещает короля Данэля вскоре после того, как последний узнает, что у него будет сын, и преподносит ему в подарок лук. [85] Этот предмет в конечном итоге становится объектом ревности Аната , и она пытается убедить упомянутого сына Ахата отдать его ей. [86] Он велит ей самой подойти к богу-ремесленнику и попросить его сделать ее своей собственной, рассердив ее. [85] В конечном итоге это приводит к смерти одноименного главного героя. [87] и разрушение лука. [85]
В « Эпосе о Кирте» Котар-ва-Хасис упоминается наряду с Ваалом , Ярихом , Решефом и Рахмаем как одно из божеств, приглашенных на прием, организованный Киртой в честь прибытия его жены Хурайи. [88]
В «Хороне и Кобыле» , мифологическом тексте, предоставленном Деннисом Парди с подзаголовком «Избавление страны от змей» из-за его темы, [89] Котар-ва-Хасис числится среди божеств, которых Шапашу следует призвать, чтобы справиться со змеиным ядом. [90]
Египетский прием
[ редактировать ]Существуют некоторые свидетельства того, что Котар-ва-Хасис был известен в Древнем Египте : [16] хотя он не так хорошо засвидетельствован, как Решеф , Анат , Аштарт или Ваал , и не был популярным божеством. [91] В древнеегипетской религии он был связан со строительством храмов, [92] как засвидетельствовано в так называемом Будапештском папирусе Котара . [93] Этот текст не может быть точно датирован, хотя предполагается, что он не старше XVIII династии . [94] Оно имеет форму заклинания, в котором Котар призывается принять участие в строительстве святилища. [95] Возможная ссылка на него также была обнаружена в позднем магическом папирусе, хотя написание имени в этом случае неоднозначно. [16]
По словам Изака Корнелиуса, египетский бог Кесерти соответствовал Котару, хотя его иконография вместо этого напоминает иконографию Решефа, включая аналогичную корону, украшенную головой газели. [4] Ласло Какоши предполагает, что Кесерти было альтернативным египетским написанием имени Котара, хотя он отмечает, что этот теоним отличается от формы, используемой в Будапештском папирусе Котара . [91] Кесерти известен по стеле неизвестного происхождения из коллекции Каирского музея , на которой изображен человек, известный как «гравер Воше-сети», молящийся этому богу, восседающему на троне. [96] Из-за перекрывающейся иконографии идентификация Кесерти как отдельного божества была возможна только благодаря прямому упоминанию его имени в надписи. [97] После ранних исследований Уильяма Ф. Олбрайта иногда предполагается, что Котар также мог рассматриваться как аналог Птаха . [5]
Финикийские и Пунические источники
[ редактировать ]Чусор, засвидетельствованный в «Финикийской истории » Филона Библского Предполагается, что , представляет собой финикийское отражение Котар-ва-Хасиса. [1] Из-за своих эвгемеристических взглядов Филон представляет Чусора как человека, а не бога, хотя предполагается, что более традиционалистские приверженцы финикийской религии видели в нем божество, во многом подобно тому, как угаритский Котар воспринимался в соответствующей культурной среде. [98] Птолемей упоминает реку Чусор, предположительно названную в честь этого божества. [99] фигуру, ранее известную только из финикийской истории . Случай с Чусором стал первым случаем в науке, когда удалось правильно идентифицировать [100]
Филон описывает Хусора как дальнего потомка Гипсурания. [101] который, по его словам, был основателем Тира . [102] Он использует имена Чусор и Гефест он называет Кроноса Эльем . как взаимозаменяемые, подобно тому , как в некоторых отрывках [103] Вместе со своим безымянным братом Чусору приписывают открытие обработки железа . [101] Из-за из бронзового века происхождения угаритских текстов это умение никогда не приписывается в них Котар-ва-Хасису, и он работает только с золотом и серебром, что, в свою очередь, не упоминается в «Финикийской истории» среди навыков Чусора. [104] Действуя самостоятельно, Чусор также изобрел рыболовные снасти (крючок, наживку, леску и плот), что, по словам Филона, привело к использованию имени Зевса Мейлихия для обозначения него. [101] Причина этой связи неясна, хотя она может заключаться в том, что оба божества рассматриваются как великодушные дарители богатства. [105] По его словам, Чусор также был первым, кто подготовил магические формулы, заклинания и пророчества. [101] В следующем отрывке его братьям, имена которых остались безымянными, приписывают изобретение кирпичной кладки , что может быть отражением роли Котар-ва-Хасиса как божественного архитектора. [104] Альберт И. Баумгартен предполагает, что присвоение отдельных изобретений нескольким членам семьи Чусора могло быть либо результатом того, что Филон неправильно понял использование нескольких имен для обозначения Котар-ва-Хасиса как ссылки на сеть родственных божеств, аналогично как это ошибочно делали ранние исследователи угаритских текстов, или это признак греческого влияния, поскольку в афинской традиции у Гефеста было несколько сыновей, которые могли вдохновить других мастеров в финикийской истории . [106]
Котар показывает множество мифологических параллелей с Гефестом. Как и Гефест, Котар обладает превосходными архитектурными и металлургическими навыками. В этом он «совпадает по функциям и методам с Гефестом и его отношением к гомеровским богам». [107] Котар также занимает ту же роль в пантеоне угаритских богов, что и Гефест среди гомеровских богов.
В этой области также есть некоторые параллели со знаменитыми библейскими мастерами Весалелем и Оголиавом (Исход 31:2).
Чусор также играет активную роль в космогонии Мохоса . [108] известно из цитаты из « Дамасия » О принципах . [16] В нем задействовано мировое яйцо , [109] который открывает Чоусор. [110] Предполагается, что его действия в этом тексте были основаны на деяниях, обычно приписываемых египетскому Птаху . [5] Уильям Ф. Олбрайт дошел до того, что предположил, что его действия были игрой слов над именем Птаха, хотя его предложение основывалось на предположении о существовании гипотетического западно-семитского корня *ptḥ , «открывать». [16]
Пунические и нео-пунические имена с элементом k(y)šr считаются указанием на то, что Котару также поклонялись в пунической религии . [1]
Спорные сертификаты
[ редактировать ]Бааль-Малаге
[ редактировать ]о связи между Хусором Филона и финикийским божеством Баал-Малаге, но она считается маловероятной. / Зевсом Мейлихиусом Была выдвинута гипотеза [111] Последнее засвидетельствовано в договоре между царем Баалом Тира и неоассирийским императором Асархаддоном первого тысячелетия до нашей эры. [112] Тем не менее Ричард Дж. Клиффорд предлагает идентифицировать Баал-Малага как титул бога-ремесленника. [113] Однако он признает, что это божество «неуловимое». [114] Вместо этого Аарон Дж. Броди рассматривает его как аспект бога погоды Баала, связанный с мореплаванием . [115] и исключает связь с какой-либо версией Котар-ва-Хасис. [116] В недавнем исследовании Рееттакаиса София Сало приходит к выводу, что характер Баала-Малаге остается неизвестным, поскольку он не засвидетельствован за пределами одного источника, а возможные морские ассоциации во многом основаны на неопределенных этимологических предположениях, хотя она признает, что он, вероятно, ипостасью был Баал. [117]
Тааутос
[ редактировать ]Было высказано предположение, что фигура, известная из сочинений Филона, Таутос , могла быть результатом отождествления Тота и Котар-ва-Кхасиса, но, по мнению Альберта I. Баумгартена, эта теория неправдоподобна, и можно предположить, что он был получен непосредственно от египетского бога. [118]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Было высказано предположение, что три отрывка из еврейской Библии , Иезекииля 3:32, Притчей 31:19 и Судей 3 :8.10, могут содержать намеки на Котар-ва-Хасис. [1] Однако, по мнению Денниса Парди, ни одно из этих предложений не является правдоподобным, поскольку традиционные переводы первых двух отрывков «удовлетворительны» и в исправлении каких-либо слов нет необходимости, а интерпретация Кушан-ришатаима как содержащего вариант теонима Котар как теофорный элемент маловероятен. [19] Также было высказано предположение, что Весалель , мастер, упомянутый в Исходе 30 :3, был создан по образцу описаний Котар-ва-Хасиса. [119] Как рассказ о строительстве дворца в цикле Ваала , так и о строительстве скинии в Исходе 35–36 , в котором он участвовал, возможно, основывались на общей литературной традиции, в которой для повествований о строительстве использовалась определенная формула. [120]
В исламской традиции Хидр — праведный слуга Бога, обладающий великой мудростью и мистическим знанием, и он был связан с Котаром. [121] Хидра описывают как ангела, пророка или вали, который охраняет море, обучает тайным знаниям и помогает тем, кто в беде. [122]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Парди 1999 , с. 490.
- ^ Перейти обратно: а б Смит и Питард 2009 , с. 375.
- ^ Перейти обратно: а б с д Добродетельный 2016 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б Корнелиус 1994 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б с Баумгартен 2015 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б Рахмуни 2008 , с. 156.
- ^ Чарльз Рассел Коултер, Патрисия Тернер, 2021, Энциклопедия древних божеств. стр.274
- ^ Библос.), Филон (из (1981). Финикийская история . Вашингтон (округ Колумбия): Catholic Biblical Quarterly 9. стр. 84. ISBN 0-915170-08-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1994 , с. 171.
- ^ Бордрёй и Парди 2009 , с. 322.
- ^ Смит 1994 , с. 170.
- ^ Парди 2002 , с. 279.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 2020 , с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б Парди 2002 , с. 151.
- ^ Перейти обратно: а б с Архи 2013 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Смит 1994 , с. 167.
- ^ Архи 2020 , с. 196
- ^ Моррис 1992 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Парди 1999 , с. 491.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 157.
- ^ См . Список угаритских божеств .
- ^ Моррис 1992 , с. 91.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 64.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 65.
- ^ Сара П. Моррис 2022, Дайдал и истоки греческого искусства. Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691241944 , с. 91
- ^ Каролина Лопес-Руис, 2022, От Котара до Китерии: исследование северо-западного семитского прошлого Афродиты. в Его Святейшестве Харди II, Дж. Ламе и Э.Д. Реймонде, ред. Например, «Ilu Are You Wise : Исследования северо-западных семитских языков и литературы в честь Денниса Г. Парди». Чикаго: Восточный институт, 2022, 353–73.
- ^ Браун, Джон Пэрман (1965). «Котар, Кинирас и Киферия». Журнал семитских исследований . 10 (2): 197–219. дои : 10.1093/jss/10.2.197 .
- ^ Парди 2002 , с. 280.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 573.
- ^ Парди 2002 , с. 15.
- ^ Парди 2002 , с. 19.
- ^ Парди 2002 , с. 17.
- ^ Парди 2002 , с. 67.
- ^ Парди 2002 , с. 69.
- ^ Парди 2002 , с. 41.
- ^ Парди 2002 , с. 43.
- ^ Парди 2002 , с. 150.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 101.
- ^ Моррис 1992 , с. 80.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 104.
- ^ Смит 1994 , стр. 165–166.
- ^ Смит 1994 , с. 166.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 42.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 50.
- ^ Парди 2002 , с. 205.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 380.
- ^ Вятт 1999a , с. 534.
- ^ Франклин, Джон Кертис (2016), Кинирас: Божественная лира. Серия эллинистических исследований 70. Вашингтон, округ Колумбия: Центр эллинистических исследований. Ч. 18. Слияние Кинираса и Котара
- ^ Смит 1994 , с. XXIII.
- ^ Смит 1994 , с. 159.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1994 , с. 165.
- ^ Смит 1994 , стр. 160–161.
- ^ Смит 1994 , с. 190.
- ^ Смит 1994 , стр. 337–338.
- ^ Смит 1994 , с. 341.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 1994 , с. 322.
- ^ Смит 1994 , стр. 342–343.
- ^ Смит 1994 , с. 323.
- ^ Смит 1994 , с. 343.
- ^ Смит 1994 , с. 361.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 2.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 369.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 409.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 397.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 415.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 452.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 3.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 82.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 577.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 578.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 541.
- ^ Смит и Питард 2009 , стр. 605–606.
- ^ Смит и Питард 2009 , стр. 39–40.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 602.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 666.
- ^ Смит и Питард 2009 , стр. 666–667.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 649.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 671.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 657.
- ^ Смит и Питард 2009 , стр. 607–609.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 609.
- ^ Перейти обратно: а б Виггинс 1996 , с. 337.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 182–183.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 201–202.
- ^ Перейти обратно: а б с Вятт 1999 , с. 236.
- ^ Вятт 1999 , с. 244.
- ^ Вятт 1999 , с. 251.
- ^ Гринштейн 1997 , с. 24.
- ^ Парди 2002 , с. 172.
- ^ Парди 2002 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Какоши 1990 , с. 151.
- ^ Микс и Фавард-Микс 1996 , с. 50.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 581.
- ^ Какоши 1990 , с. 141.
- ^ Смит и Питард 2009 , стр. 573–574.
- ^ Шульман 1979 , с. 69.
- ^ Шульман 1979 , с. 71.
- ^ Баумгартен 2015 , с. 140.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 668.
- ^ Баумгартен 2015 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д Баумгартен 2015 , с. 143.
- ^ Баумгартен 2015 , с. 142.
- ^ Баумгартен 2015 , стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Баумгартен 2015 , с. 167.
- ^ Баумгартен 2015 , стр. 168–169.
- ^ Баумгартен 2015 , с. 170.
- ^ Сара П. Моррис 2022, Дайдал и истоки греческого искусства. Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691241944 , с. 84
- ^ Баумгартен 2015 , с. 95.
- ^ Баумгартен 2015 , с. 116.
- ^ Баумгартен 2015 , с. 134.
- ^ Баумгартен 2015 , с. 169.
- ^ Броуди 1998 , с. 35.
- ^ Клиффорд 1990 , с. 60.
- ^ Клиффорд 1990 , с. 57.
- ^ Броуди 1998 , с. 37.
- ^ Броуди 1998 , с. 13.
- ^ Сало 2021 , стр. 224.
- ^ Баумгартен 2015 , стр. 72–73.
- ^ Смит 1994 , стр. 171–172.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 610.
- ^ Роберт Д. Миллер II 2020, Ваал, Святой Георгий и Хидр: исследование исторической географии Леванта. Пенн Стейт Пресс. стр.83
- ^ Брэннон Уилер, Пророки в Коране: Введение в Коран и мусульманская экзегеза. А&С черный 2002 г. ISBN 978-0-826-44956-6 стр. 225
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. стр. 1–26. дои : 10.1524/9783050057576.1 . ISBN 978-3-05-005756-9 .
- Арчи, Альфонсо (2020). Франция, Рита; Пизаньелло, Валерио; Торри, Джулия (ред.). Сочинения Альфонсо Арчи о религии хеттов . Рим: Sapienza Università Editrice. дои : 10.13133/9788893771665 . ISBN 978-88-9377-166-5 . OCLC 1257812985 .
- Баумгартен, Альберт И. (2015) [1981]. Финикийская история Филона Библского: комментарий . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-29568-1 . OCLC 930925582 .
- Бордрёй, Пьер; Парди, Деннис (2009). Руководство по угариту . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575066523 . ISBN 978-1-57506-652-3 .
- Броуди, Аарон Дж. (1998). «Каждый человек взывал к своему Богу»: особая религия ханаанских и финикийских мореплавателей . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 978-90-04-36919-1 . OCLC 647521654 .
- Клиффорд, Ричард Дж. (1990). «Финикийская религия» . Бюллетень американских школ восточных исследований (279). Американские школы восточных исследований: 55–64. дои : 10.2307/1357208 . ISSN 2161-8062 . JSTOR 1357208 . S2CID 222426941 . Проверено 24 января 2023 г.
- Корнелиус, Изак (1994). Иконография ханаанских богов Решефа и Баала: периоды поздней бронзы и железного века I (около 1500–1000 гг. до н.э.) (PDF) . Orbis biblicus et orientalis. дои : 10.5167/уж-142977 . ISBN 978-3-7278-0983-5 . Проверено 27 января 2023 г.
- Гринштейн, Эдвард Л. (1997). «Кирта». Угаритская повествовательная поэзия . Атланта: Scholars Press. ISBN 0-7885-0336-7 . ОСЛК 36180933 .
- Какоши, Ласло (1 декабря 1990 г.). «Фрагменты неопубликованного магического текста в Будапеште». Журнал египетского языка и древности (на немецком языке). 117 (1-2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 140–157. дои : 10.1524/zaes.1990.117.12.140 . ISSN 2196-713X . S2CID 192914833 .
- Микс, Дмитрий; Фавар-Микс, Кристина (1996). Повседневная жизнь египетских богов . Перевод Гошгаряна, издательство GM Cornell University Press. ISBN 978-0-8014-8248-9 . Проверено 27 января 2023 г.
- Моррис, Сара П. (1992). Дайдал и истоки греческого искусства . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-24194-4 . Проверено 25 января 2023 г.
- Парди, Деннис (1999), «Кошар», ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN 978-0-8028-2491-2 , получено 24 января 2023 г.
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите . Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Сало, Рееттакаиса София (2021). «Иностранные боги — собственные боги: о неоассирийских описаниях богов» . Закон и (бес)порядок на Древнем Ближнем Востоке (на немецком языке). Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646021208-021 .
- Шульман, Алан Р. (1979). «Крылатый Решеп» . Журнал Американского исследовательского центра в Египте . 16 . Американский исследовательский центр в Египте: 69–84. дои : 10.2307/40000318 . ISSN 0065-9991 . JSTOR 40000318 . Проверено 24 января 2023 г.
- Смит, Марк С. (1994). Угаритский цикл Ваала. Том I. Введение с текстом, переводами и комментариями КТУ 1.1-1.2 . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09995-1 . OCLC 30914624 .
- Смит, Марк С.; Питард, Уэйн Т. (2009). Угаритский цикл Ваала. Том II. Введение с текстом, переводами и комментариями КТУ 1.3-1.4 . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09995-1 . OCLC 30914624 .
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 164. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . OCLC 51010262 .
- Виггинс, Стив А. (1996). «Шапш, Светильник Богов» . В Гибсоне, Джон CL; Вятт, Николас; Уотсон, Уилфред Дж. Е.; Ллойд, Дж. Б. (ред.). Угарит, религия и культура . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 3-927120-37-5 . OCLC 36056389 .
- Вятт, Николас (1999). «История Ахата (КТУ 1.17-19)» . В Уотсоне, Уилфред Дж. Е.; Вятт, Николас (ред.). Справочник по угаритическим исследованиям . Брилл. стр. 234–258. дои : 10.1163/9789004294103 . ISBN 978-90-04-10988-9 . Проверено 27 января 2023 г.
- Вятт, Николас (1999a). «Религия Угарита: обзор» . В Уотсоне, Уилфред Дж. Е.; Вятт, Николас (ред.). Справочник по угаритическим исследованиям . Брилл. стр. 529–585. дои : 10.1163/9789004294103 . ISBN 978-90-04-10988-9 . Проверено 27 января 2023 г.