Jump to content

Котарат

Котарат
Богини-покровительницы брака, зачатия, беременности и рождения.
Главный культовый центр Море , Угарит
Родители хл (Читал?) [ 1 ]
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент Шассурат
Хурритский эквивалент Хутена и Хутеллура

Котарат ( угаритский : 𐎋𐎘𐎗𐎚 , kṯrt [ 2 ] ) представляли собой группу из семи богинь, связанных с зачатием, беременностью, рождением и браком, которым поклонялись в основном в северной части современной Сирии в бронзовом веке . Они засвидетельствованы в текстах из Мари , Угарита и Эмара . Среди переводчиков нет единого мнения относительно того, были ли у них индивидуальные имена в угаритской традиции. Их считали аналогами месопотамского Шассурату , собирательного термина, относящегося к помощницам богини Нинмах , а также хурритских Хутена и Хутеллура . Было высказано предположение, что последние, по крайней мере частично, были созданы по образцу Котхарата.

Имя Котарат (Kôṯarātu [ 2 ] ) — это традиционная вокализация угаритского kṯrt . [ 3 ] Написание, такое как Катирату [ 4 ] и Катирату также используется в современной литературе. [ 5 ] Другие формы имени Котхарата засвидетельствованы в текстах на марийском языке : более старый Кавашуратум ( д ка-ма-шу-ра-тум ) и более поздний Кушаратум ( д ку-ша-ра-тум ). [ 6 ] В Эмаре они были известны как «Илу кашарати» (ДИНГИР). СЕТКА ка-ша-ра-ти ). [ 7 ] Все эти имена, скорее всего, происходят от семитского корня kšr , «быть умелым» или «достигать», что засвидетельствовано в западно-семитских языках и в аккадском языке . [ 6 ] Другие его производные включают имя бога Котара , угаритское слово kṯr , «мудрый» или «хитрый». [ 6 ] и еврейский кошара , «удача» или «процветание». [ 8 ] Возможные родственники , ку-шари и ку-шар , также были идентифицированы среди теофорных элементов, известных из аккадских личных имен. [ 9 ]

Угаритские тексты указывают на то, что слово Котарат имеет множественное число. [ 10 ] и традиционно предполагается, что оно относится к группе из семи богинь. [ 6 ] Однако иногда в качестве альтернативы постулируется меньшее количество, четыре или шесть. [ 11 ]

Возможные индивидуальные имена

[ редактировать ]

Отдельные имена котаратов могут быть засвидетельствованы в угаритском мифе « Брак Никкала и Яриха» . [ 12 ] Габриэль Тойер восстанавливает их следующим образом: tilḫh , mlgh , yṯtqt , bq't , tq't , prbḫṯ , dmqt . [ 11 ] Уилфред Дж. Уотсон приводит аналогичный список: [ 5 ] но исключает yṯtqt . [ 11 ] Однако не все специалисты согласны с тем, что этим словам даны имена. [ 5 ] Тойер, признающая, что каждое из этих слов является именем одной-единственной богини, считает ṯlḫh либо родственным еврейскому слову silluḥîm , которое может относиться к приданому , либо, альтернативно, аккадскому šalāḫu , «вырывать», что, как она предполагает, может косвенно относиться к извлечению младенца из утробы матери. [ 13 ] Она указывает на сходство mlgh и аккадского мулугу , термина, обозначающего имущество, которое невеста принесла из дома своего отца. [ 14 ] Слово yṯtqt может происходить от корня ṯtq , возможно, «откалывать», «отделять», и таким образом обозначать богиню как ответственную за перерезание пуповины . [ 14 ] Точно так же корень bq' , от которого может произойти bq't , относится к расщеплению и, возможно, в данном контексте относится именно к расщеплению матки. [ 14 ] Термин tq't , скорее всего, происходит от tq' , «ударить рукой», предположительно относящегося к восторженным хлопкам в ладоши в честь рождения ребенка или, возможно, косвенно намекающему на определение благоприятной судьбы. [ 15 ] Составное слово prbṯ, согласно Тойеру, в настоящее время невозможно перевести и может быть хурритским заимствованием на угаритском языке. [ 16 ] Наконец, dmqt , по-видимому, обозначенный как самый младший из котаратов, может означать «добрый» или «добрый» и, как и tq't, относится к способности определять положительную судьбу младенца. [ 16 ] Айша Рахмуни предполагает, что dmqt вместо этого может относиться ко всей группе, а не обязательно к одной богине, и переводит это слово либо как «прекраснейшие», либо как «прекраснейшая». [ 17 ]

Другой переводчик, Дэвид Маркус, не предполагает, что этот отрывок относится к отдельным богиням:

Пусть ей прощальный подарок и приданое
Быть взвешенным (?) для нее
Взрывы (?) хлопков в ладоши для прбхут ,
Самая прекрасная и молодая из Котарата. [ 18 ]

Он утверждает, что прбх — это имя смертной женщины, предположительно невесты, поэтически сравниваемой с одной из Котхаратов. [ 18 ] Эту интерпретацию также поддерживает Джон Гибсон, который предполагает, что Котарата призывают благословить ее в браке. [ 19 ] Он считает возможным, что текст читался во время свадебных церемоний в Угарите, а имя прбхт является просто заполнителем. [ 19 ]

Характер

[ редактировать ]

Котарат в основном ассоциировался с зачатием, беременностью и рождением. [ 6 ] Считалось, что они ответственны за формирование человеческих детей во время беременности. [ 20 ] Кроме того, литературные тексты указывают на то, что они благословляли браки. [ 21 ] их также иногда характеризуют как божественных акушерок . В современной литературе [ 19 ] [ 9 ] Однако Деннис Парди возражает против этого описания, утверждая, что в известных мифах Котарат вмешивается только до беременности. [ 10 ]

В одном из угаритских текстов они описаны термином snnt . [ 22 ] Особенно в древней литературе его часто считают родственным аккадскому sinuntu , « ласточка ». [ 22 ] Однако многие исследователи, например Деннис Парди и Айша Рахмуни, отдают предпочтение объяснению «сияющий» или «блестящий», основанному на сходстве с арабским sanā , «сиять», «сиять» или «возвышаться» (используется для обозначения звездам), а также его арамейский аналог, обозначающий очистку металла или блеск. [ 22 ] Сторонники последней теории отмечают, что не существует прецедента, чтобы древние ближневосточные божества назывались «ласточками», в то время как различные эпитеты, подчеркивающие светимость, засвидетельствованы в месопотамских и эблаитских текстах, а также в еврейской Библии . [ 22 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Согласно угаритским текстам, бог Хилл был отцом Котарата. [ 23 ] [ 22 ] Озвучка его имени неизвестна, хотя бог по имени Хулелу, происхождение которого в настоящее время неизвестно, [ 24 ] ему поклонялись в Эмаре, и он мог быть связан с Угаритским холмом . [ 25 ] Значение названия неизвестно, хотя сходство с арабским словом hilālun , « полумесяц ». было отмечено [ 25 ] На основании этой возможной связи его часто считают астральным божеством, возможно, лунным богом, специально связанным с фазой полумесяца. [ 25 ] Другой предложенный перевод его имени — «звезда». [ 6 ] Вместо этого Деннис Парди предполагает, что это имя может означать «чистота». [ 25 ] в то время как Уилфред Дж. Э. Уотсон предпочитает «яркость». [ 5 ] Еще одна теория связывает Хилла со старшим месопотамским богом Энлилем . [ 25 ]

Списки божеств из Угарита и Мари указывают на то, что Котарат понимался как аналог нижнемесопотамского Шассурату . [ 26 ] [ 6 ] Источники с прежнего сайта дополнительно свидетельствуют об эквивалентности между ними и хурритскими Хутеной и Хутеллурой . [ 6 ] Термин Шассурату относится к богиням, считающимся помощницами Нинмах . [ 6 ] И они, и Котарат фигурируют в списках пожертвований Мари. [ 6 ] Их название происходит от аккадского слова šassūru , прямого заимствования из шумерского, означающего «матка». [ 27 ] или «акушерка». [ 12 ] Они появляются в мифе «Энки и Нинмах» , где членами этой группы являются Нинимма , Шузианна , Нинмада , Ниншар , Нинмуг и Ниннигина. [ 28 ] В совокупности их характеризуют как «мудрых и знающих». [ 29 ] Последние имена относятся к группе хурритских божеств, которые, как полагают, ответственны за определение судеб людей. [ 30 ] также связано с родами и акушерством. [ 20 ] Альфонсо Арчи считает возможным, что хурриты, живущие в Сирии, взяли за основу котаратов и своих месопотамских собратьев. [ 6 ] Он предполагает, что они были семеркой божеств, очень похожих на Котарата, и эту позицию также поддерживает Фолькерт Хаас . [ 31 ] Однако Петр Тарача отмечает, что, хотя и «Хутена», и «Хутеллура» грамматически множественного числа, на рельефах Язылыкая ими обозначены только две фигуры. [ 32 ] Он также указывает, что в некоторых случаях Хутеллура, по-видимому, рассматривалась как единственная богиня, аналогичная Нинмах. [ 32 ]

Уилфред Дж. Э. Уотсон утверждает, что в мифе «Брак Никкала и Яриха» ( KTU 1.24) Котарат действуют как служанки одноименной богини. [ 5 ]

Несмотря на то, что их имена являются родственными, ни в каких известных источниках нет прямых указаний на то, что котараты когда-либо были связаны с богом Котаром . [ 21 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Котарат возник во внутренней Сирии . [ 7 ] Им поклонялись амореи в различных городах, расположенных на севере этого региона. [ 27 ] По мнению Альфонсо Арчи, они распространились по территории Среднего Евфрата в начале второго тысячелетия до нашей эры. [ 6 ] Они засвидетельствованы списками предложений из Мари . [ 6 ] Им также поклонялись в Эмаре , хотя нет никаких указаний на то, что у них там был храм, и они отсутствуют в известных теофорных именах . [ 33 ] Мартен Стол также предварительно предполагает, что рельеф из Телль-Чуэры , изображающий семь богинь, может быть указанием на то, что в этом месте поклонялись Котхарату или аналогичной группе богинь рождения. [ 9 ]

В угаритских текстах также упоминается Котарат. Уилфред Дж. Уотсон считает их одними из главных богинь этого города местного происхождения наряду с Анат , Аштарт , Атиратом и Шапашем . [ 34 ] В двух похожих списках божеств (один фрагментарный) [ 35 ] они появляются между парой Аршу-ва-Шамума («Земля и Небо») и богом луны Ярихом. [ 36 ] [ 6 ] единственное возможное теофорное имя, отсылающее к Котхарату, bn kṯrt . Также было идентифицировано [ 37 ]

Неопределенные и опровергнутые свидетельства

[ редактировать ]

Деннис Парди утверждает, что генеалогия божеств, представленная Филоном Библским , может отражать один из списков угаритских божеств, в котором Котарат появляются после Илиба , Аршу-ва-Шамума («Земля и Небеса») и Эль перед Даганом . [ 38 ] Покойный финикийский автор упоминает вместе с Элион семь дочерей Элоса/ Кроноса , пару Ге и Урана и Дагона. [ 38 ] Он также утверждает, что список угаритов может отражать традицию, согласно которой их отцом был Эл. [ 39 ] Однако Луис Фелиу заключает, что присутствие Котхарата в этом документе могло быть результатом ошибки переписчика: Крт вместо Арт (Атират), жены Эла. [ 26 ] Он указывает, что в аналогичном списке, написанном слоговой клинописью , божество, встречающееся между Элом и Даганом, обозначено логограммой д НИН.МАХ, который, по его мнению, никогда не обозначал группы божеств, таких как Котарат или Шассурату , и, как таковые, вместо этого мог относиться к единственному божеству, жене Эла. [ 40 ]

Два предполагаемых подтверждения Котарата, постулированные Уильямом Ф. Олбрайтом , на табличке из Беф-Шемеша и в стихе 7 68-го псалма , больше не принимаются в современной науке. [ 21 ]

Мифология

[ редактировать ]

Котарат входят в число божеств, появляющихся в угаритском мифе « Брак Никкала и Яриха» , иногда вместо этого упоминаемого титулом Никкал и Котарат . [ 19 ] По-видимому, они наблюдают за рождением сына Никкала и Яриха, а также могут быть призваны для благословения смертной женщины, прбхт, в связи с ее предстоящей свадьбой. [ 19 ] хотя также предлагалось, чтобы в этом отрывке были перечислены отдельные имена Котхарата. [ 11 ]

Они также появляются в « Эпосе об Ахате» . [ 6 ] Они посещают дом Данилу после того, как Баал заступается за него перед Элом и дарует ему потомка, героя повествования, Акхата. [ 4 ] Данилу устраивает в их честь шестидневный пир. [ 4 ] На седьмой день они уходят. [ 4 ] Возможно, позже они вернутся в качестве акушерок во время родов Ахата. [ 4 ] хотя это предположение является умозрительным, поскольку часть истории, предположительно описывающая эти события, отсутствует. [ 41 ]

  1. ^ Рахмуни 2008 , стр. 102–103.
  2. ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 16.
  3. ^ Вятт 2007 , с. 74.
  4. ^ Jump up to: а б с д и Льюис 2012 , с. 68.
  5. ^ Jump up to: а б с д и Уотсон 1993 , с. 52.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Архи 2013 , с. 14.
  7. ^ Jump up to: а б Бекман 2002 , с. 44.
  8. ^ Тойер 2000 , с. 157.
  9. ^ Jump up to: а б с Stol 2000 , p. 83.
  10. ^ Jump up to: а б Парди 1999 , с. 491.
  11. ^ Jump up to: а б с д Тойер 2000 , с. 192.
  12. ^ Jump up to: а б Тойер 2000 , с. 158.
  13. ^ Тойер 2000 , стр. 193–192.
  14. ^ Jump up to: а б с Тойер 2000 , с. 193.
  15. ^ Тойер 2000 , стр. 193–194.
  16. ^ Jump up to: а б Тойер 2000 , с. 194.
  17. ^ Рахмуни 2008 , с. 79.
  18. ^ Jump up to: а б Маркус 1997 , с. 218.
  19. ^ Jump up to: а б с д и Гибсон 1999 , с. 201.
  20. ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 18.
  21. ^ Jump up to: а б с Парди 1999 , с. 492.
  22. ^ Jump up to: а б с д и Рахмуни 2008 , с. 102.
  23. ^ Тойер 2000 , с. 127.
  24. ^ Бекман 2002 , с. 43.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Рахмуни 2008 , с. 103.
  26. ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 271.
  27. ^ Jump up to: а б Архи 2013 , с. 17.
  28. ^ Stol 2000 , pp. 80–82.
  29. ^ Stol 2000 , p. 82.
  30. ^ Тарача 2009 , стр. 124–125.
  31. ^ Архи 2013 , с. 15.
  32. ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 125.
  33. ^ Бекман 2002 , с. 51.
  34. ^ Уотсон 1993 , стр. 49–53.
  35. ^ КТУ 2 1.47, 1.118
  36. ^ Парди 2002 , стр. 15–16.
  37. ^ Парди 1999 , стр. 492–492.
  38. ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 23.
  39. ^ Парди 2002 , с. 280.
  40. ^ Фелиу 2003 , стр. 271–272.
  41. ^ Льюис 2012 , с. 84.

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (2013). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. дои : 10.1524/9783050057576.1 .
  • Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. ISBN  83-87111-12-0 . OCLC   51004996 .
  • Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN  90-04-13158-2 . OCLC   52107444 . Проверено 22 июля 2022 г.
  • Гибсон, Джон (1999). «Мифологические тексты». В Уотсоне, Уилфред Дж. Е.; Вятт, Николас (ред.). Справочник по угаритическим исследованиям . Справочник востоковедения. Брилл. ISBN  978-90-04-10988-9 . Проверено 22 июля 2022 г.
  • Льюис, Теодор Дж. (2012). «Семья, домашнее хозяйство и местная религия в Угарите позднего бронзового века». В Боделе, Джон П.; Олиан, Сол М. (ред.). Бытовая и семейная религия в древности . Молден: Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-118-25533-9 . OCLC   795712914 .
  • Маркус, Дэвид (1997). «Обручение Яриха и Никкала Иба». Угаритская повествовательная поэзия . Атланта: Scholars Press. ISBN  0-7885-0336-7 . ОСЛК   36180933 .
  • Парди, Деннис (1999), «Кошарот», ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Издательство Eerdmans Publishing Company, ISBN  978-0-8028-2491-2 , получено 22 июля 2022 г.
  • Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN  978-90-04-12657-2 . OCLC   558437302 .
  • Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN  978-90-474-2300-3 . OCLC   304341764 .
  • Стол, Мартен (2000). Рождение в Вавилонии и Библия: ее средиземноморская обстановка . Клинописные монографии. Брилл Стикс. ISBN  978-90-72371-89-8 . Проверено 21 июля 2022 г.
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN  978-3447058858 .
  • Тойер, Габриэле (2000). Бог Луны в религиях Сирии и Палестины: со специальной ссылкой на КТУ 1.24 . Orbis Biblicus et Orientalis (на немецком языке). Том 173 . Проверено 21 июля 2022 г.
  • Уотсон, Уилфред GE (1993). «Богини в Угарите» (PDF) . Эпиграфические и лингвистические исследования Древнего Ближнего Востока . 10 . ISSN   2239-5393 .
  • Вятт, Николас (2007). Слово дерева и шепот камня и другие документы об угаритской мысли . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN  978-1-59333-716-2 . OCLC   171554196 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f2de47dfe1bbe708a5570a72571ef0cf__1713813480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/cf/f2de47dfe1bbe708a5570a72571ef0cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kotharat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)