Асаллухи
Асаллухи , также пишется как Асарлухи или Асаллухе , также известный как Асаралимнуна , Асаралим , Асалим или Асарнуна, был месопотамским богом, прежде всего связанным со сферой заклинаний и экзорцизма , обычно действовавшим вместе со своим отцом Энки . Вероятно, это то же божество, что и Асар, существование которого засвидетельствовано начиная с третьего тысячелетия до нашей эры .
В старовавилонский период Асаллухи постепенно стал синкретизироваться с Мардуком , в конечном итоге став еще одним именем Мардука.
Имя
[ редактировать ]Имя Асаллухи фонетически пишется как д осел-лю-хи, д а-са-лу-ух, д а-са-лу-хи или д а-са-аль-лу-хи. [ 1 ] В списке подношений из Ура III Уммы это имя пишется как д Э.ШАРА-лу-хи. [ 2 ]
Значение Асара остается неопределенным. [ 1 ] Джоханди предлагает два предположения: асар(ре) может быть а-сар-(ре(д)) «быстрое семя» или а-ари-сар «вода, пропитывающая полевые участки». [ 3 ] д Асар упоминается в списках богов третьего тысячелетия, личных именах и административных документах, а имя Асаллухи впервые упоминается до периода Ура III . [ 1 ] Однако написание Асаллухи появилось в заклинании против демона Саманы, которое Финкель датировал древнеаккадским периодом . Если датировка верна, то Асаллухи было засвидетельствованным написанием раньше, чем период Ура III. [ 4 ]
Якобсен читает lú-ḫi как lú-ḫe, что означает «обмачивающий человека», и таким образом утверждает, что имя Асаллухи означает «человек, обливающий Асала». [ 5 ] Ламберт предполагает, что элемент lu-ḫi в имени Асаллухи может быть фонетическим написанием слова luḫe, и значение корня luḫ (очищение) соответствует роли Асаллухи в заклинаниях, связанных с изгнанием нечистой силы. [ 1 ] Джоханди предлагает другое объяснение: поскольку многие инструкции, которые Энки дает Асаллухи, включают в себя смешивание ингредиентов, lu-ḫi, возможно, изначально был эпитетом, означающим «смеситель», который в конечном итоге соединился с первоначальным именем Асар, образовав Асаллухи. [ 6 ] lú-ḫi также могло быть многоточием от lu-ḫe-ĝál/nun, что означает «тот, кто изобилует и изобилует». [ 3 ]
В списке богов Ниппура древневавилонского периода Асаллухи дается еще одно имя, называемое Асараг, которое, возможно, можно перевести как «добрый Асар». Это имя нигде не подтверждено. [ 7 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Асар был засвидетельствован уже в Третьем тысячелетии как часть заклинаний. [ 8 ] хотя и играет незначительную роль. [ 9 ]
Асаллухи часто появляется в заклинаниях по отношению к своему отцу Энки . Этот тип заклинания следует формуле, в которой два божества беседуют, обсуждая, как лечить пациента. В своих исследованиях заклинаний Фалькенштейн назвал их заклинаниями типа Мардука -Эа. [ 10 ] Однако название не очень отражает всю картину. [ 10 ] [ 11 ] и Каннингем показал, что эта формула была засвидетельствована ранее в текстах Фара и Эбла, где Энлиль играл роль Эа, а Нингирима - роль Мардука. [ 12 ] В более ранних заклинаниях Асаллухи отправлял посланника к Энки за поддержкой, но, начиная с периода Ура III, Асаллухи начал время от времени напрямую искать Энки в его храме, чтобы попросить поддержки, возможно, подчеркивая посредническую роль храмов, а не посланников. [ 13 ]
Общая структура диалогов Асаллухи-Энки начинается с того, что Асаллухи замечает проблему и сообщает об этом своему отцу Энки. Энки уверяет Асаллухи, что он знает все, что знает, а затем приступает к инструктированию Асаллухи о процедурах. [ 14 ]
Геллер утверждал, что в древневавилонский период жрец-заклинатель взял на себя роль Асаллухи, который был посланником Энки. [ 15 ] Джоханди отмечает, что для некоторых текстов такой перевод не имел бы смысла. [ 16 ] и нет ничего похожего на тексты первого тысячелетия, где жрецы прямо заявляют, что они являются образом Асаллухи/Мардука, хотя такой вариант все же остается возможным. [ 17 ]
Асаллухи также фигурирует в том, что обычно называют формулой типа легитимации согласно Фалькенштейну. [ 18 ] Жрецы узаконят себя, провозгласив их представителями богов. [ 19 ] Поскольку большинство заклинаний этого типа направлено против демонов, [ 19 ] Энки и его окружение занимают среди них видное место. [ 18 ] Священник утверждал бы, что заклинание - это заклинание таких богов, как Асаллухи, тогда как в других текстах они утверждали, что заклинание наложили сами боги. [ 20 ] Утверждается, что Асаллухи был тем, кто читал «заклинание Эриду» в древневавилонский период, тогда как в более ранние периоды эту роль брал на себя человек-жрец. [ 21 ]
Асаллухи также используется в заклинаниях освящения, которые готовят предметы и материалы для ритуалов. В частности, он, кажется, появляется при подготовке предметов к очищению. [ 22 ]
Хотя в гимнах роль Асаллухи как экзорциста не указана, [ 23 ] и вне заклинаний его связи с магией сомнительны, [ 24 ] его роль божественного экзорциста была уже хорошо известна в древневавилонский период. [ 25 ] Казалось бы, в формуле Асаллухи-Энки Асаллухи выступала исполнителем приказов Энки, а Асаллухи нельзя назвать экспертом, лишенным инициативы и нуждающимся в поддержке Энки. [ 15 ] [ 26 ] В других текстах, таких как миф, [ 27 ] и тексты заклинаний других формул, таких как тип легитимации, [ 28 ] [ 29 ] однако Асаллухи описывается как экзорцист или экзорцист богов.
В шумерских храмовых гимнах Асаллухи описывается с более агрессивными характеристиками, включая такие эпитеты, как «сильный принц», «герой», и даже описывался как леопард и буря. [ 30 ] Другое имя, данное Асаллухи в гимне, Асаралимнуна, может означать либо «Асар, княжеский бизон», либо «Асар, княжеский бизон». [ 31 ] Джоханди отмечает, что этот образ напоминает архетип молодых богов-воинов, например Нинурту . [ 32 ]
Асаллухи, похоже, имела родство с обожествленным Шульги , которого почитали в храме Асаллухи в Куаре. [ 33 ] Другие тексты относят Асара/Асаллухи к божествам, связанным с подземным миром, и другим обожествленным царям, поэтому вполне возможно, что Асаллухи мог иметь связь с подземным миром. [ 34 ]
Якобсен утверждал, что Асаллухи изначально был богом бури, основываясь на прочтении lú-ḫi как lú-ḫe, что перевело бы имя Asalluhi как «пропитывающий людей Асал», и что Ишкур также был засвидетельствован эпитетом lu-ḫe. [ 5 ] Джоханди предполагает, что это возможно, однако нет никаких других доказательств, указывающих на то, что Асар/Асаллухи изначально действовал как бог бури, и указывает, что божество, связанное с образами бури, не подтверждает, что божество было богом бури, а Нинурта был богом бури. яркий пример. [ 35 ]
Говорят также, что Асаллуи в нескольких текстах даровал мудрость месопотамским царям, взяв на себя роль, обычно отведенную Энки. [ 36 ] В «Асаллухи А» Асаллухи был описан с некоторыми чертами, напоминающими черты Энки. Общие черты с Энки, вероятно, связаны с отношениями отца и сына. [ 37 ]
В отличие от его обычного изображения как божества, доброжелательного к людям, некоторые тексты, а именно молитва Син-Иддинама Нинисине и другое древневавилонское письмо, связывают Асаллухи с эпидемиями. Осима считает, что Мардук был богом, связанным с болезнями и недугами, а молитва Син-иддинам наводит на мысль о возможной первоначальной роли Мардука до его отождествления с Асаллухи. [ 38 ] но Джоханди не согласен и предполагает, что Асаллухи, возможно, играл аналогичную роль до отождествления с Мардуком, поскольку письмо было датировано довольно ранним периодом (правление Суму-абума ), хотя свидетельств роли Асаллухи в человеческих заболеваниях недостаточно. [ 39 ] Подразумеваемая способность Асаллухи отменять заклинания также может указывать на менее доброжелательную сторону бога. [ 40 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Асаллухи считается сыном Энки, вероятно, из-за близкого соседства Куары и Эриду . [ 23 ] Хотя ранее считалось, что самые ранние засвидетельствованные отношения отца и сына между Энки и Асаллухи датируются периодом Ура III , Джоханди отметил, что отношения между Асаром и Энки датируются ранним династическим периодом . [ 41 ] В раннединастическом заклинании против укуса змеи Асар посылает человека к своему отцу Энки, на что Энки отвечает, что все, что он знает, знает и Асар. [ 42 ] отражение Асаллухи-Энки [ а ] формула заклинания, подтвержденная позже. [ 43 ] Асаллухи упоминалась как дочь Энки в одном тексте и дважды в тексте из Угарита. Однако, поскольку во всех остальных текстах из Месопотамии Асаллухи идентифицируется как мужчина, это, вероятно, было ошибкой переписчика. [ 44 ] [ 45 ]
Обычно считается, что Асар и Асаллухи — один и тот же бог. [ 1 ] [ 46 ] [ 47 ] но Каннингем предполагает, что Асар и Асаллухи, возможно, изначально были отдельными богами, поскольку в древневавилонском списке богов Асар и Асаллухи упоминаются отдельно в последовательных строках. [ 8 ] Джоханди считает, что разделение между Асаром и Асаллухи было сделано для того, чтобы отличить Мардука и Асаллухи, а не Асара и Асаллухи. [ 48 ] Нельзя исключить возможность того, что Асар, Асаллухи и Асаралимнуна изначально были разными божествами, но столь же вероятно и то, что они были одним и тем же богом. [ 34 ]
В период Старого Вавилона Асаллухи начал синкретизироваться с Мардуком , а Син-иддинама молитва Нинисине стала самым ранним свидетельством такого синкретизма. [ 39 ] Другой древневавилонский текст заменяет «сын Эриду » на «господин Тинтира » в качестве титула Асаллухи. [ 49 ] Гимн Асаллухи (Асаллухи А) отождествляет Асаллухи с Мардуком. [ 50 ] и в гимне Мардуку из Сиппара он назван Асаллухи. [ 51 ] Молитва, вознесенная Хаммурапи Мардуку/Асаллухи, ясно рассматривает их как одно и то же божество. [ 52 ] Асаллухи часто заменяется Мардуком в аккадских двуязычных заклинаниях. [ 14 ] начиная со старовавилонского периода, [ 53 ] хотя некоторые билингвы до сих пор пишут Асаллухи в аккадской версии. [ 53 ] Однако в древневавилонский период синкретизм еще не был полным, так как в одном тексте заклинаний Мардук и Асаллухи упоминаются отдельно и занимают разные роли, при этом Мардук захватывает жертву либо из-за бессилия, либо он отказывается помочь, [ 54 ] и Асаллухи отчитываются перед Энки и обеспечивают лечение жертвы. [ 55 ] В другом тексте заклинания против Ламашту Асаллухи и Мардук упоминаются отдельно как средства сдерживания демона. [ 56 ] [ б ] В молитве Самсу-илуне Мардук и Асаллухи также перечисляются отдельно, возможно, это преднамеренная политика Самсу-илуны по восстановлению власти над мятежным югом. [ 57 ] или как указание на то, что синкретизм еще не был полным в старовавилонский период. [ 58 ]
Неясно, почему Асаллухи и Мардук были синкретизированы. Соммерфилд предположил, что оба бога имели схожие черты и были богами заклинаний. [ 59 ] в то время как Джоханди считает, что Мардук и Асаллухи были объединены вместе для чего-то иного, чем магия. [ 24 ] Ламберт предполагает, что синкретизм Мардука с Асаллухи был чисто политическим, чтобы сделать Мардука более респектабельным. [ 60 ]
Имя жены Асаллухи, вероятно, было Панунанки или Эру(а), судя по тому, что оба имени были известны как альтернативные имена жены Мардука Зарпанит . [ 61 ] Богиня, известная как Нинмехама, появилась вместе с Асаллухи в «Плаче по Шумеру и Уру» . Ее настоящее имя, вероятно, могло быть Нин é-HA.A-ke 4 , что означает «госпожа храма Куары». [ 62 ] Вероятно, ее считали женой Асаллухи, особенно потому, что в списке богов Нинмехама приравнивалась к Сарпаниту. [ 63 ]
В раннединастический период Асар, по-видимому, был связан с другими божествами, особенно с Ашги и Ишкуром . [ 64 ] Ниншубур , возможно, также имел связь с Асаллухи. [ 65 ] Асаллухи иногда появляется вместе с Уту в текстах заклинаний, что Джоханди интерпретирует как возможное влияние синкретизма с Мардуком. [ 66 ] хотя уже было отмечено появление бога Солнца в заклинаниях, связанных с божествами, связанными с водой, включая Энки. [ 67 ]
Поклонение
[ редактировать ]Культовым центром Асаллухи был город Куара. В тексте Абу Салабиха восхваляется Асар-лу-КАЛ Куары, а в гимне Асаллухи восхваляется как бог-покровитель Куары, давая ему эпитет «высокоуважаемый принц». [ 8 ]
В списке подношений Гирсу периода Лагаша II указан Асар, который получил одну шилу княжеского масла и одну шилу фиников. [ 65 ] Асар/Асаллухи появляется в административных текстах периода Ура III, чаще всего из Пузриш-Дагана . [ 68 ] является богом города Куара, в текстах Ура III Несмотря на то, что Нинсун неоднократно получает больше подношений, чем Асаллухи. [ 69 ] это означает, что Нинсун, вероятно, воспринимался как более важное божество в Куаре в период Ура III. [ 70 ] Асаллухи часто появляется в кругу Энки, предлагая списки из Ниппура и Уммы в период Ура III. [ 71 ] Также может показаться, что Асаллухи регулярно получал подношения в Ур III Гирсу. [ 33 ] Он появляется в списках подношений из Ларсы, Ура и Ниппура в древневавилонский период, а также вместе с кругом Энки. [ 72 ] Как сыну и менее важному богу, Асаллухи обычно получают меньше подношений, чем Энки и Дамгалнуна. [ 73 ] В текстах, не относящихся к заклинаниям, Асаллухи появляется после Энки и Дамгалнуны, образуя триаду, засвидетельствованную с периода Ура III. [ 74 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 2013 , с. 481.
- ^ Джоханди 2019 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 210.
- ^ Джоханди 2019 , с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Якобсен 1970 , стр. 22.
- ^ Джоханди 2019 , с. 57.
- ^ Джоханди 2019 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с Каннингем 1997 , с. 77.
- ^ Джоханди 2019 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Рудик 2011 , с. 46.
- ^ Джоханди 2019 , с. 46.
- ^ Каннингем 1997 , с. 25.
- ^ Каннингем 1997 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Джордж 2016 , с. 2.
- ^ Перейти обратно: а б Геллер 1985 , с. 14-15.
- ^ Джоханди 2019 , с. 180-181.
- ^ Джоханди 2019 , с. 182.
- ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 177.
- ^ Перейти обратно: а б Каннингем 1997 , с. 118.
- ^ Каннингем 1997 , с. 118-119.
- ^ Джоханди 2019 , с. 211.
- ^ Джоханди 2019 , с. 189.
- ^ Перейти обратно: а б Геллер 1985 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2018 , с. 561.
- ^ Осима 2011 , с. 42.
- ^ Джоханди 2019 , с. 98.
- ^ Джоханди 2019 , с. 148.
- ^ Геллер 1985 , с. 83.
- ^ Джоханди 2019 , с. 203.
- ^ Джоханди 2019 , с. 84-85.
- ^ Джоханди 2019 , с. 85.
- ^ Джоханди 2019 , с. 87-88.
- ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2018 , с. 560.
- ^ Джоханди 2018 , с. 559.
- ^ Джоханди 2019 , с. 132.
- ^ Джоханди 2019 , с. 135-137.
- ^ Осима 2011 , с. 46-47.
- ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 154.
- ^ Джоханди 2019 , с. 213.
- ^ Джоханди 2019 , с. 36.
- ^ Джоханди 2019 , с. 48.
- ^ Джордж 2016 , с. 2-3.
- ^ Джоханди 2019 , с. 175.
- ^ Джордж 2016 , с. 118.
- ^ Джордж 2016 , с. 3.
- ^ Джоханди 2019 , с. 60.
- ^ Джоханди 2019 , с. 119.
- ^ Ламберт 2013 , с. 253.
- ^ Джоханди 2019 , с. 134-135.
- ^ Джоханди 2019 , с. 139.
- ^ Джоханди 2019 , с. 144.
- ^ Перейти обратно: а б Рудик 2011 , с. 52.
- ^ Геллер 1985 , с. 15.
- ^ Геллер 1985 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 176.
- ^ Джоханди 2019 , с. 147.
- ^ Осима 2011 , с. 195.
- ^ Соммерфилд 1982 , с. 17.
- ^ Ламберт 2013 , с. 252.
- ^ Джоханди 2019 , с. 108.
- ^ Джоханди 2019 , с. 130, со ссылкой на Фраймер-Кенски.
- ^ Михаловский 1989 , с. 91-92.
- ^ Джоханди 2019 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 61.
- ^ Джоханди 2019 , с. 206.
- ^ Каннингем 1997 , с. 54.
- ^ Джоханди 2019 , с. 65-66.
- ^ Джоханди 2019 , с. 68.
- ^ Джоханди 2019 , с. 73.
- ^ Джоханди 2019 , с. 72-77.
- ^ Джоханди 2019 , с. 120.
- ^ Джоханди 2019 , с. 123-125.
- ^ Джоханди 2019 , с. 131.
Ссылки
[ редактировать ]- Каннингем, Грэм (1997). Избавь меня от зла: месопотамские заклинания, 2500–1500 гг . до н.э. Папа Istituto Biblico. ISBN 978-88-7653-608-3 .
- Геллер, Маркхэм Дж. (1985). Предтечи пещеры: шумерские экзорцистские заклинания . Издательство Ф. Штайнера, Висбаден. ISBN 978-3515044035 .
- Джордж, А. (1 апреля 2016 г.). Месопотамские заклинания и родственные им тексты в коллекции Шойена . CDL Пресс. ISBN 978-1934309667 .
- Якобсен, Торкильд (1970). К образу Таммуза и другие очерки по истории и культуре Месопотамии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-89810-3 .
- Джоханди, Андреас (2018). «Некоторые замечания о начале Мардука» . Концептуализация прошлого, настоящего и будущего – материалы девятого симпозиума проекта «Меламму», состоявшегося в Хельсинки/Тарту 18-24 мая 2015 г.
- Джоханди, Андреас (2019). Бог Асар/Асаллухи в раннемесопотамском пантеоне – докторская диссертация . Издательство Тартуского университета.
- Ламберт, WG (3 октября 2013 г.). Вавилонские мифы о сотворении мира . Айзенбрауны. ISBN 978-1575062471 .
- Михаловский, Петр (1989). Оплакивание по поводу разрушения Шумера и Ура . Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-43-0 .
- Осима, Такаёси (31 декабря 2011 г.). Вавилонские молитвы Мардуку . Мор Зибек. ISBN 978-3161508318 .
- Рудик, Надежда (2011). Развитие клинописной шумерской литературы заклинаний от ее зарождения до периода UR III (на немецком языке). Йенский университет имени Фридриха Шиллера.
- Соммерфилд, Уолтер (1982). Возвышение Мардука: место Мардука в вавилонской религии второго тысячелетия до н. э. Хр . Бутзон и Беркер. ISBN 978-3766692733 .