Jump to content

Асаллухи

(Перенаправлено с Асарулуду )

Асаллухи , также пишется как Асарлухи или Асаллухе , также известный как Асаралимнуна , Асаралим , Асалим или Асарнуна, был месопотамским богом, прежде всего связанным со сферой заклинаний и экзорцизма , обычно действовавшим вместе со своим отцом Энки . Вероятно, это то же божество, что и Асар, существование которого засвидетельствовано начиная с третьего тысячелетия до нашей эры .

В старовавилонский период Асаллухи постепенно стал синкретизироваться с Мардуком , в конечном итоге став еще одним именем Мардука.

Имя Асаллухи фонетически пишется как д осел-лю-хи, д а-са-лу-ух, д а-са-лу-хи или д а-са-аль-лу-хи. [ 1 ] В списке подношений из Ура III Уммы это имя пишется как д Э.ШАРА-лу-хи. [ 2 ]

Значение Асара остается неопределенным. [ 1 ] Джоханди предлагает два предположения: асар(ре) может быть а-сар-(ре(д)) «быстрое семя» или а-ари-сар «вода, пропитывающая полевые участки». [ 3 ] д Асар упоминается в списках богов третьего тысячелетия, личных именах и административных документах, а имя Асаллухи впервые упоминается до периода Ура III . [ 1 ] Однако написание Асаллухи появилось в заклинании против демона Саманы, которое Финкель датировал древнеаккадским периодом . Если датировка верна, то Асаллухи было засвидетельствованным написанием раньше, чем период Ура III. [ 4 ]

Якобсен читает lú-ḫi как lú-ḫe, что означает «обмачивающий человека», и таким образом утверждает, что имя Асаллухи означает «человек, обливающий Асала». [ 5 ] Ламберт предполагает, что элемент lu-ḫi в имени Асаллухи может быть фонетическим написанием слова luḫe, и значение корня luḫ (очищение) соответствует роли Асаллухи в заклинаниях, связанных с изгнанием нечистой силы. [ 1 ] Джоханди предлагает другое объяснение: поскольку многие инструкции, которые Энки дает Асаллухи, включают в себя смешивание ингредиентов, lu-ḫi, возможно, изначально был эпитетом, означающим «смеситель», который в конечном итоге соединился с первоначальным именем Асар, образовав Асаллухи. [ 6 ] lú-ḫi также могло быть многоточием от lu-ḫe-ĝál/nun, что означает «тот, кто изобилует и изобилует». [ 3 ]

В списке богов Ниппура древневавилонского периода Асаллухи дается еще одно имя, называемое Асараг, которое, возможно, можно перевести как «добрый Асар». Это имя нигде не подтверждено. [ 7 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]

Асар был засвидетельствован уже в Третьем тысячелетии как часть заклинаний. [ 8 ] хотя и играет незначительную роль. [ 9 ]

Асаллухи часто появляется в заклинаниях по отношению к своему отцу Энки . Этот тип заклинания следует формуле, в которой два божества беседуют, обсуждая, как лечить пациента. В своих исследованиях заклинаний Фалькенштейн назвал их заклинаниями типа Мардука -Эа. [ 10 ] Однако название не очень отражает всю картину. [ 10 ] [ 11 ] и Каннингем показал, что эта формула была засвидетельствована ранее в текстах Фара и Эбла, где Энлиль играл роль Эа, а Нингирима - роль Мардука. [ 12 ] В более ранних заклинаниях Асаллухи отправлял посланника к Энки за поддержкой, но, начиная с периода Ура III, Асаллухи начал время от времени напрямую искать Энки в его храме, чтобы попросить поддержки, возможно, подчеркивая посредническую роль храмов, а не посланников. [ 13 ]

Общая структура диалогов Асаллухи-Энки начинается с того, что Асаллухи замечает проблему и сообщает об этом своему отцу Энки. Энки уверяет Асаллухи, что он знает все, что знает, а затем приступает к инструктированию Асаллухи о процедурах. [ 14 ]

Геллер утверждал, что в древневавилонский период жрец-заклинатель взял на себя роль Асаллухи, который был посланником Энки. [ 15 ] Джоханди отмечает, что для некоторых текстов такой перевод не имел бы смысла. [ 16 ] и нет ничего похожего на тексты первого тысячелетия, где жрецы прямо заявляют, что они являются образом Асаллухи/Мардука, хотя такой вариант все же остается возможным. [ 17 ]

Асаллухи также фигурирует в том, что обычно называют формулой типа легитимации согласно Фалькенштейну. [ 18 ] Жрецы узаконят себя, провозгласив их представителями богов. [ 19 ] Поскольку большинство заклинаний этого типа направлено против демонов, [ 19 ] Энки и его окружение занимают среди них видное место. [ 18 ] Священник утверждал бы, что заклинание - это заклинание таких богов, как Асаллухи, тогда как в других текстах они утверждали, что заклинание наложили сами боги. [ 20 ] Утверждается, что Асаллухи был тем, кто читал «заклинание Эриду» в древневавилонский период, тогда как в более ранние периоды эту роль брал на себя человек-жрец. [ 21 ]

Асаллухи также используется в заклинаниях освящения, которые готовят предметы и материалы для ритуалов. В частности, он, кажется, появляется при подготовке предметов к очищению. [ 22 ]

Хотя в гимнах роль Асаллухи как экзорциста не указана, [ 23 ] и вне заклинаний его связи с магией сомнительны, [ 24 ] его роль божественного экзорциста была уже хорошо известна в древневавилонский период. [ 25 ] Казалось бы, в формуле Асаллухи-Энки Асаллухи выступала исполнителем приказов Энки, а Асаллухи нельзя назвать экспертом, лишенным инициативы и нуждающимся в поддержке Энки. [ 15 ] [ 26 ] В других текстах, таких как миф, [ 27 ] и тексты заклинаний других формул, таких как тип легитимации, [ 28 ] [ 29 ] однако Асаллухи описывается как экзорцист или экзорцист богов.

В шумерских храмовых гимнах Асаллухи описывается с более агрессивными характеристиками, включая такие эпитеты, как «сильный принц», «герой», и даже описывался как леопард и буря. [ 30 ] Другое имя, данное Асаллухи в гимне, Асаралимнуна, может означать либо «Асар, княжеский бизон», либо «Асар, княжеский бизон». [ 31 ] Джоханди отмечает, что этот образ напоминает архетип молодых богов-воинов, например Нинурту . [ 32 ]

Асаллухи, похоже, имела родство с обожествленным Шульги , которого почитали в храме Асаллухи в Куаре. [ 33 ] Другие тексты относят Асара/Асаллухи к божествам, связанным с подземным миром, и другим обожествленным царям, поэтому вполне возможно, что Асаллухи мог иметь связь с подземным миром. [ 34 ]

Якобсен утверждал, что Асаллухи изначально был богом бури, основываясь на прочтении lú-ḫi как lú-ḫe, что перевело бы имя Asalluhi как «пропитывающий людей Асал», и что Ишкур также был засвидетельствован эпитетом lu-ḫe. [ 5 ] Джоханди предполагает, что это возможно, однако нет никаких других доказательств, указывающих на то, что Асар/Асаллухи изначально действовал как бог бури, и указывает, что божество, связанное с образами бури, не подтверждает, что божество было богом бури, а Нинурта был богом бури. яркий пример. [ 35 ]

Говорят также, что Асаллуи в нескольких текстах даровал мудрость месопотамским царям, взяв на себя роль, обычно отведенную Энки. [ 36 ] В «Асаллухи А» Асаллухи был описан с некоторыми чертами, напоминающими черты Энки. Общие черты с Энки, вероятно, связаны с отношениями отца и сына. [ 37 ]

В отличие от его обычного изображения как божества, доброжелательного к людям, некоторые тексты, а именно молитва Син-Иддинама Нинисине и другое древневавилонское письмо, связывают Асаллухи с эпидемиями. Осима считает, что Мардук был богом, связанным с болезнями и недугами, а молитва Син-иддинам наводит на мысль о возможной первоначальной роли Мардука до его отождествления с Асаллухи. [ 38 ] но Джоханди не согласен и предполагает, что Асаллухи, возможно, играл аналогичную роль до отождествления с Мардуком, поскольку письмо было датировано довольно ранним периодом (правление Суму-абума ), хотя свидетельств роли Асаллухи в человеческих заболеваниях недостаточно. [ 39 ] Подразумеваемая способность Асаллухи отменять заклинания также может указывать на менее доброжелательную сторону бога. [ 40 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Асаллухи считается сыном Энки, вероятно, из-за близкого соседства Куары и Эриду . [ 23 ] Хотя ранее считалось, что самые ранние засвидетельствованные отношения отца и сына между Энки и Асаллухи датируются периодом Ура III , Джоханди отметил, что отношения между Асаром и Энки датируются ранним династическим периодом . [ 41 ] В раннединастическом заклинании против укуса змеи Асар посылает человека к своему отцу Энки, на что Энки отвечает, что все, что он знает, знает и Асар. [ 42 ] отражение Асаллухи-Энки [ а ] формула заклинания, подтвержденная позже. [ 43 ] Асаллухи упоминалась как дочь Энки в одном тексте и дважды в тексте из Угарита. Однако, поскольку во всех остальных текстах из Месопотамии Асаллухи идентифицируется как мужчина, это, вероятно, было ошибкой переписчика. [ 44 ] [ 45 ]

Обычно считается, что Асар и Асаллухи — один и тот же бог. [ 1 ] [ 46 ] [ 47 ] но Каннингем предполагает, что Асар и Асаллухи, возможно, изначально были отдельными богами, поскольку в древневавилонском списке богов Асар и Асаллухи упоминаются отдельно в последовательных строках. [ 8 ] Джоханди считает, что разделение между Асаром и Асаллухи было сделано для того, чтобы отличить Мардука и Асаллухи, а не Асара и Асаллухи. [ 48 ] Нельзя исключить возможность того, что Асар, Асаллухи и Асаралимнуна изначально были разными божествами, но столь же вероятно и то, что они были одним и тем же богом. [ 34 ]

В период Старого Вавилона Асаллухи начал синкретизироваться с Мардуком , а Син-иддинама молитва Нинисине стала самым ранним свидетельством такого синкретизма. [ 39 ] Другой древневавилонский текст заменяет «сын Эриду » на «господин Тинтира » в качестве титула Асаллухи. [ 49 ] Гимн Асаллухи (Асаллухи А) отождествляет Асаллухи с Мардуком. [ 50 ] и в гимне Мардуку из Сиппара он назван Асаллухи. [ 51 ] Молитва, вознесенная Хаммурапи Мардуку/Асаллухи, ясно рассматривает их как одно и то же божество. [ 52 ] Асаллухи часто заменяется Мардуком в аккадских двуязычных заклинаниях. [ 14 ] начиная со старовавилонского периода, [ 53 ] хотя некоторые билингвы до сих пор пишут Асаллухи в аккадской версии. [ 53 ] Однако в древневавилонский период синкретизм еще не был полным, так как в одном тексте заклинаний Мардук и Асаллухи упоминаются отдельно и занимают разные роли, при этом Мардук захватывает жертву либо из-за бессилия, либо он отказывается помочь, [ 54 ] и Асаллухи отчитываются перед Энки и обеспечивают лечение жертвы. [ 55 ] В другом тексте заклинания против Ламашту Асаллухи и Мардук упоминаются отдельно как средства сдерживания демона. [ 56 ] [ б ] В молитве Самсу-илуне Мардук и Асаллухи также перечисляются отдельно, возможно, это преднамеренная политика Самсу-илуны по восстановлению власти над мятежным югом. [ 57 ] или как указание на то, что синкретизм еще не был полным в старовавилонский период. [ 58 ]

Неясно, почему Асаллухи и Мардук были синкретизированы. Соммерфилд предположил, что оба бога имели схожие черты и были богами заклинаний. [ 59 ] в то время как Джоханди считает, что Мардук и Асаллухи были объединены вместе для чего-то иного, чем магия. [ 24 ] Ламберт предполагает, что синкретизм Мардука с Асаллухи был чисто политическим, чтобы сделать Мардука более респектабельным. [ 60 ]

Имя жены Асаллухи, вероятно, было Панунанки или Эру(а), судя по тому, что оба имени были известны как альтернативные имена жены Мардука Зарпанит . [ 61 ] Богиня, известная как Нинмехама, появилась вместе с Асаллухи в «Плаче по Шумеру и Уру» . Ее настоящее имя, вероятно, могло быть Нин é-HA.A-ke 4 , что означает «госпожа храма Куары». [ 62 ] Вероятно, ее считали женой Асаллухи, особенно потому, что в списке богов Нинмехама приравнивалась к Сарпаниту. [ 63 ]

В раннединастический период Асар, по-видимому, был связан с другими божествами, особенно с Ашги и Ишкуром . [ 64 ] Ниншубур , возможно, также имел связь с Асаллухи. [ 65 ] Асаллухи иногда появляется вместе с Уту в текстах заклинаний, что Джоханди интерпретирует как возможное влияние синкретизма с Мардуком. [ 66 ] хотя уже было отмечено появление бога Солнца в заклинаниях, связанных с божествами, связанными с водой, включая Энки. [ 67 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Культовым центром Асаллухи был город Куара. В тексте Абу Салабиха восхваляется Асар-лу-КАЛ Куары, а в гимне Асаллухи восхваляется как бог-покровитель Куары, давая ему эпитет «высокоуважаемый принц». [ 8 ]

В списке подношений Гирсу периода Лагаша II указан Асар, который получил одну шилу княжеского масла и одну шилу фиников. [ 65 ] Асар/Асаллухи появляется в административных текстах периода Ура III, чаще всего из Пузриш-Дагана . [ 68 ] является богом города Куара, в текстах Ура III Несмотря на то, что Нинсун неоднократно получает больше подношений, чем Асаллухи. [ 69 ] это означает, что Нинсун, вероятно, воспринимался как более важное божество в Куаре в период Ура III. [ 70 ] Асаллухи часто появляется в кругу Энки, предлагая списки из Ниппура и Уммы в период Ура III. [ 71 ] Также может показаться, что Асаллухи регулярно получал подношения в Ур III Гирсу. [ 33 ] Он появляется в списках подношений из Ларсы, Ура и Ниппура в древневавилонский период, а также вместе с кругом Энки. [ 72 ] Как сыну и менее важному богу, Асаллухи обычно получают меньше подношений, чем Энки и Дамгалнуна. [ 73 ] В текстах, не относящихся к заклинаниям, Асаллухи появляется после Энки и Дамгалнуны, образуя триаду, засвидетельствованную с периода Ура III. [ 74 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также известна как формула типа Мардука-Эа.
  2. Существует вероятность, что это заклинание против Ламашту датируется более поздним периодом, в период Среднего Вавилона. [ 56 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 2013 , с. 481.
  2. ^ Джоханди 2019 , с. 56.
  3. ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 210.
  4. ^ Джоханди 2019 , с. 55.
  5. ^ Перейти обратно: а б Якобсен 1970 , стр. 22.
  6. ^ Джоханди 2019 , с. 57.
  7. ^ Джоханди 2019 , с. 112.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Каннингем 1997 , с. 77.
  9. ^ Джоханди 2019 , с. 45.
  10. ^ Перейти обратно: а б Рудик 2011 , с. 46.
  11. ^ Джоханди 2019 , с. 46.
  12. ^ Каннингем 1997 , с. 25.
  13. ^ Каннингем 1997 , с. 74.
  14. ^ Перейти обратно: а б Джордж 2016 , с. 2.
  15. ^ Перейти обратно: а б Геллер 1985 , с. 14-15.
  16. ^ Джоханди 2019 , с. 180-181.
  17. ^ Джоханди 2019 , с. 182.
  18. ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 177.
  19. ^ Перейти обратно: а б Каннингем 1997 , с. 118.
  20. ^ Каннингем 1997 , с. 118-119.
  21. ^ Джоханди 2019 , с. 211.
  22. ^ Джоханди 2019 , с. 189.
  23. ^ Перейти обратно: а б Геллер 1985 , с. 13.
  24. ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2018 , с. 561.
  25. ^ Осима 2011 , с. 42.
  26. ^ Джоханди 2019 , с. 98.
  27. ^ Джоханди 2019 , с. 148.
  28. ^ Геллер 1985 , с. 83.
  29. ^ Джоханди 2019 , с. 203.
  30. ^ Джоханди 2019 , с. 84-85.
  31. ^ Джоханди 2019 , с. 85.
  32. ^ Джоханди 2019 , с. 87-88.
  33. ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 78.
  34. ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2018 , с. 560.
  35. ^ Джоханди 2018 , с. 559.
  36. ^ Джоханди 2019 , с. 132.
  37. ^ Джоханди 2019 , с. 135-137.
  38. ^ Осима 2011 , с. 46-47.
  39. ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 154.
  40. ^ Джоханди 2019 , с. 213.
  41. ^ Джоханди 2019 , с. 36.
  42. ^ Джоханди 2019 , с. 48.
  43. ^ Джордж 2016 , с. 2-3.
  44. ^ Джоханди 2019 , с. 175.
  45. ^ Джордж 2016 , с. 118.
  46. ^ Джордж 2016 , с. 3.
  47. ^ Джоханди 2019 , с. 60.
  48. ^ Джоханди 2019 , с. 119.
  49. ^ Ламберт 2013 , с. 253.
  50. ^ Джоханди 2019 , с. 134-135.
  51. ^ Джоханди 2019 , с. 139.
  52. ^ Джоханди 2019 , с. 144.
  53. ^ Перейти обратно: а б Рудик 2011 , с. 52.
  54. ^ Геллер 1985 , с. 15.
  55. ^ Геллер 1985 , с. 31.
  56. ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 176.
  57. ^ Джоханди 2019 , с. 147.
  58. ^ Осима 2011 , с. 195.
  59. ^ Соммерфилд 1982 , с. 17.
  60. ^ Ламберт 2013 , с. 252.
  61. ^ Джоханди 2019 , с. 108.
  62. ^ Джоханди 2019 , с. 130, со ссылкой на Фраймер-Кенски.
  63. ^ Михаловский 1989 , с. 91-92.
  64. ^ Джоханди 2019 , с. 52.
  65. ^ Перейти обратно: а б Джоханди 2019 , с. 61.
  66. ^ Джоханди 2019 , с. 206.
  67. ^ Каннингем 1997 , с. 54.
  68. ^ Джоханди 2019 , с. 65-66.
  69. ^ Джоханди 2019 , с. 68.
  70. ^ Джоханди 2019 , с. 73.
  71. ^ Джоханди 2019 , с. 72-77.
  72. ^ Джоханди 2019 , с. 120.
  73. ^ Джоханди 2019 , с. 123-125.
  74. ^ Джоханди 2019 , с. 131.
  • Каннингем, Грэм (1997). Избавь меня от зла: месопотамские заклинания, 2500–1500 гг . до н.э. Папа Istituto Biblico. ISBN  978-88-7653-608-3 .
  • Геллер, Маркхэм Дж. (1985). Предтечи пещеры: шумерские экзорцистские заклинания . Издательство Ф. Штайнера, Висбаден. ISBN  978-3515044035 .
  • Якобсен, Торкильд (1970). К образу Таммуза и другие очерки по истории и культуре Месопотамии . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-89810-3 .
  • Джоханди, Андреас (2018). «Некоторые замечания о начале Мардука» . Концептуализация прошлого, настоящего и будущего – материалы девятого симпозиума проекта «Меламму», состоявшегося в Хельсинки/Тарту 18-24 мая 2015 г.
  • Ламберт, WG (3 октября 2013 г.). Вавилонские мифы о сотворении мира . Айзенбрауны. ISBN  978-1575062471 .
  • Михаловский, Петр (1989). Оплакивание по поводу разрушения Шумера и Ура . Айзенбрауны. ISBN  978-0-931464-43-0 .
  • Соммерфилд, Уолтер (1982). Возвышение Мардука: место Мардука в вавилонской религии второго тысячелетия до н. э. Хр . Бутзон и Беркер. ISBN  978-3766692733 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a598dbbea5be1faf4b6389ff2cf612c__1722408900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/2c/7a598dbbea5be1faf4b6389ff2cf612c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Asalluhi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)