Вер (бог)
ВОЗ | |
---|---|
![]() Стела Заккура с надписью, в которой упоминается Илувер, вариант имени Вера. [ 1 ] | |
Главный культовый центр | Терка , Ассур , Телль-Афис |
Супруга | Вертум |
Вер ( Wēr ), также известный как Мер , Бер и Илувер, был богом погоды, которому поклонялись в некоторых частях Месопотамии и древней Сирии . Предполагается, что первоначально он был одним из главных божеств северных частей этих территорий, но его культ пришел в упадок во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Характер отношений между ним и Итур-Мером , богом-покровителем Мари, оспаривается исследователями.
В древневавилонской версии «Эпоса о Гильгамеше » Вер описывается как повелитель чудовища Хумбаба , хотя в других версиях этого повествования эта роль принадлежит Энлилю .
Имя
[ редактировать ]Первоначально использовались две формы имени: Вер и Мер. [ 2 ] Третья версия, Бер, стала широко использоваться в среднеассирийский период . [ 2 ] Кроме того, списки богов подтверждают форму Илувера, «бога Вера». [ 3 ] Написание Мер последовательно использовалось в текстах из Марии и близлежащих областей, причем самым последним в хронологическом отношении примером является теофорное имя Тукульти-Мер (современник Ашур-бел-кала [ 4 ] ) с конца второго тысячелетия до нашей эры, тогда как Вер (Wēr) была формой, использовавшейся в южной Месопотамии между началом периода Третьей династии Ура и концом правления Первой династии Вавилона , а также в древнеассирийских источниках. современник текстов Канеша . [ 5 ] Бер преобладает только в среднеассирийских и неоассирийских текстах. [ 5 ] Ли д МЕ-РУ, возможно, следует читать как Меру , что засвидетельствовано в источниках раннединастического периода (включая Абу Салабиха ). список богов [ 6 ] это то же самое божество, что и Вер, неясно. [ 7 ]
несколько шумерских Хотя для этого названия было предложено этимологий (включая происхождение от терминов IMmer ( « северный ветер » , me-er-me-er « шторм » и emesal me-er «ветер»), ни одна из них не имела было окончательно доказано. [ 3 ] Уилфред Г. Ламберт пришел к выводу, что имя могло возникнуть из лингвистического субстрата из-за того, что первая согласная не соответствует обычным фонетическим правилам известных языков региона (что предполагает, что неизвестный язык утрачен со временем). [ 5 ] Существовала ли связь между теонимом Вер/Мер и такими географическими названиями , как Мари и Варум, также неясно. [ 7 ] Ламберт считал сходство в случае Мари случайным, хотя и пришел к выводу, что этот вопрос не может быть окончательно решен. [ 5 ]
Характер
[ редактировать ]Вер был богом погоды . [ 2 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта , доступные источники могут указывать на то, что первоначально он был одним из главных богов, которым поклонялись в северной Месопотамии , но в конечном итоге пришел в упадок в середине второго тысячелетия до нашей эры из-за потери его культовых мест. [ 5 ]
Символом Вера было копье . [ 8 ] Единственный древневавилонский текст свидетельствует, что не только сам Вер, но и обожествление его эмблемы, д Шу-ку-ру-ум («копье») могло быть объектом поклонения. [ 8 ]
В то время как списки богов, начинающиеся с An = Anum , могли бы считать Вера аналогом Ишкура /Адада, [ 9 ] его собственное имя никогда не было представлено в логотипе д СНАРУЖИ [ 10 ] в отличие от других богов бури, таких как Хурриан Тешуб , [ 11 ] Хаттиан Тару , хеттский Таркунна или лувийский Таркунц . [ 12 ]
Другие родственные теонимы
[ редактировать ]Женская форма имени Вертум (или Мертум). [ 13 ] вероятно, обозначала жену Вера. [ 3 ] Она засвидетельствована в Ассуре в древнеассирийский период (где в ее честь были названы одни из городских ворот) и в теофорном имени от Мари. [ 13 ]
Ряд ассириологов , в том числе Диц-Отто Эдзард , [ 14 ] Уилфред Дж. Ламберт [ 5 ] и Эндрю Р. Джордж , предполагают, что Вер был тем же божеством, что и Итур-Мер , [ 15 ] бог -покровитель Мари, [ 16 ] но Даниэль Швемер считает эту точку зрения необоснованной. [ 17 ] и Ичиро Наката, которые указывают, что имя последнего божества является обычным теофорным именем («Мэр обратился [ко мне]» [ 3 ] ) и что по этой причине он, скорее, является обожествленным героем, почитаемым как часть культа предков, привязанного к определенному месту. [ 18 ] Известные тексты также не указывают на то, что он был божеством погоды, как Вер. [ 19 ] Другие божества, которые, скорее всего, по происхождению являются обожествленными героями или царями, засвидетельствованы из Мари, например Якруб-Эл . [ 20 ] Второе божество, которому поклоняются в Мари, имя которого имеет аналогичную структуру и также включает Вер в качестве теофорного элемента, - это Тарам-Мер, «возлюбленный Мера (Вера)». [ 21 ]
Хотя известные копии единственного отрывка из серии заклинаний Шурпу чередуются между Вером и божеством по имени Иммерия, невозможно установить, был ли последний, который в остальном наиболее известен по статуе с надписью, возможно, полученной в качестве награды Унташ-Напиришей , был связан с его в любом случае. [ 22 ]
Поклонение
[ редактировать ]Поклонение Веру в основном засвидетельствовано в районе среднего Евфрата , северной Вавилонии (хотя и только до периода Среднего Вавилона ), районе Диялы и Ассирии . [ 10 ] Хотя подтвержденные свидетельства восходят ко времени Аккадской империи , только начиная с периода Старого Вавилона бог известен из источников, отличных от теофорических имен . [ 3 ]
Вер появляется в девяти типах мужских теофорных имен из древневавилонского марийского языка, причём в восьми используется написание Мер, а в одном — Вер. [ 23 ] Более того, имена местных божеств Итур-Мер и Тарам-Мер считаются теофорными именами, вызывающими его. [ 21 ] Другие места, где упоминаются его имена, включают Сиппар , различные места в Ассирии (в древнеассирийский период). [ 13 ] и район Дияла, [ 4 ] Пузриш-Даган (Пузур-Вер периода Ура III) [ 24 ] и Ларса (Убар-Вер древневавилонского периода). [ 25 ] Возможное свидетельство теофорического имени, относящегося к нему как Бер, dnbr , датируемое седьмым веком до нашей эры, обычно интерпретируемое как Данну-Бер, «Бер сильный», известно из арамейского папируса, найденного в Саккаре в Египте . [ 25 ] Однако восстановление не является бесспорным, и, по мнению Дэниела Швемера, следует сохранять осторожность. [ 1 ]
Упоминания о почитании Вера, кроме теофорных имён, в корпусе марийских текстов отсутствуют, хотя место под названием Баб-Мер (Ка- ме-эр к ) засвидетельствовано в единственном источнике периода шакканакку . [ 26 ] Более того, более поздние тексты из царства Хана свидетельствуют о существовании посвященного ему молитвенного дома (акит д ме-эр ) в соседней Терке . [ 26 ] Ему также, очевидно, поклонялись в Неребтуме, Шадуппуме и Каккулатуме. [ 27 ]
В школьном тексте из Канеша , ассирийской торговой колонии в Анатолии , он упоминается рядом с Ашуром . [ 13 ] В неоассирийский период ему поклонялись в Ассуре в храме Иштар-Ашшуриту («Ассирийская Иштар ») и в Ниневии в храме Ашура. [ 1 ] Он также упоминается на стеле Адад-Нирари III в Антакье рядом с Ашуром, Ададом , Сином Харрана и другими божествами. [ 1 ] поклонялись Илуверу, скорее всего тому же божеству, Кроме того, в тот же период арамеи в Телль-Афисе в Сирии. [ 3 ] как засвидетельствовано на стеле Заккура . [ 1 ]
Мифология
[ редактировать ]В разделе древневавилонской версии эпоса о Гильгамеше, сохранившемся на так называемой «Йельской табличке», соответствующей табличке III стандартной версии, Энкиду упоминает, что кедровая гора, на которую Гильгамеш хочет отправиться, находится под контролем бог Вер, [ 28 ] описывается как «могучий» и «никогда не спящий» и как тот, кто назначил монстра Хумбабу своим хранителем. [ 29 ] Адад также связан с Вером в том же отрывке. [ 30 ]
В других версиях «Эпоса о Гильгамеше» хозяином Хумбабы является Энлиль . [ 31 ] Даже на Йельской табличке упоминается, что он наделил его семью ужасами. [ 32 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что, хотя гора принадлежит Веру, и он назначил Хумбабу ее хранителем и своим заместителем, решение все равно должно было быть одобрено Энлилем. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Швемер 2001 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2008 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Швемер 2008 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 205.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фрейн 2009 , с. 294.
- ^ Креберник 1997 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2015 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Креберник 2013 , с. 269.
- ^ Швемер 2001 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2008 , стр. 27–28.
- ^ Швемер 2008 , с. 3.
- ^ Швемер 2008 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д Швемер 2001 , с. 206.
- ^ Наката 1975 , с. 18.
- ^ Джордж 2003 , с. 193.
- ^ Наката 2011 , с. 129.
- ^ Швемер 2008 , стр. 28–29.
- ^ Наката 1975 , стр. 18–20.
- ^ Швемер 2001 , стр. 203–204.
- ^ Наката 1975 , стр. 19–20.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 203.
- ^ Швемер 2001 , с. 36.
- ^ Наката 1995 , с. 252.
- ^ Швемер 2001 , с. 202.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 204.
- ^ Швемер 2001 , стр. 205–206.
- ^ Джордж 2003 , стр. 192–193.
- ^ Джордж 2003 , с. 199.
- ^ Швемер 2007 , с. 151.
- ^ Джордж 2003 , с. 144.
- ^ Джордж 2003 , с. 201.
- ^ Джордж 2003 , с. 210.
Библиография
[ редактировать ]- Фрейн, Дуглас (2009). Досаргонический период . Торонто: Университет Торонто Press. дои : 10.3138/9781442688865 . ISBN 978-1-4426-8886-5 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Креберник, Манфред (1997), «Меру» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 февраля 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), «Šukurru(m)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 5 марта 2022 г.
- Наката, Ичиро (1975). «Марийская записка: Икруб-Эль и вопросы, связанные с ним» . Ориент . 11 . Общество ближневосточных исследований в Японии: 15–24. дои : 10.5356/orient1960.11.15 . ISSN 1884-1392 . S2CID 178437649 .
- Наката, Ичиро (1995). «Исследование женских теофорных личных имен в древневавилонских текстах Мари» . Ориент . 30 и 31. Общество ближневосточных исследований Японии: 234–253. дои : 10.5356/orient1960.30and31.234 . ISSN 1884-1392 .
- Наката, Ичиро (2011). «Бог Итур-Мер в районе Среднего Евфрата в старовавилонский период» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 129–136. дои : 10.3917/сборка.105.0129 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42580244 . S2CID 194094468 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2007). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2). Брилл: 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Швемер, Дэниел (2015), «Бог(и) погоды А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 12 февраля 2022 г.