Jump to content

Вер (бог)

ВОЗ
Стела Заккура с надписью, в которой упоминается Илувер, вариант имени Вера. [ 1 ]
Главный культовый центр Терка , Ассур , Телль-Афис
Супруга Вертум

Вер ( Wēr ), также известный как Мер , Бер и Илувер, был богом погоды, которому поклонялись в некоторых частях Месопотамии и древней Сирии . Предполагается, что первоначально он был одним из главных божеств северных частей этих территорий, но его культ пришел в упадок во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Характер отношений между ним и Итур-Мером , богом-покровителем Мари, оспаривается исследователями.

В древневавилонской версии «Эпоса о Гильгамеше » Вер описывается как повелитель чудовища Хумбаба , хотя в других версиях этого повествования эта роль принадлежит Энлилю .

Первоначально использовались две формы имени: Вер и Мер. [ 2 ] Третья версия, Бер, стала широко использоваться в среднеассирийский период . [ 2 ] Кроме того, списки богов подтверждают форму Илувера, «бога Вера». [ 3 ] Написание Мер последовательно использовалось в текстах из Марии и близлежащих областей, причем самым последним в хронологическом отношении примером является теофорное имя Тукульти-Мер (современник Ашур-бел-кала [ 4 ] ) с конца второго тысячелетия до нашей эры, тогда как Вер (Wēr) была формой, использовавшейся в южной Месопотамии между началом периода Третьей династии Ура и концом правления Первой династии Вавилона , а также в древнеассирийских источниках. современник текстов Канеша . [ 5 ] Бер преобладает только в среднеассирийских и неоассирийских текстах. [ 5 ] Ли д МЕ-РУ, возможно, следует читать как Меру , что засвидетельствовано в источниках раннединастического периода (включая Абу Салабиха ). список богов [ 6 ] это то же самое божество, что и Вер, неясно. [ 7 ]

несколько шумерских Хотя для этого названия было предложено этимологий (включая происхождение от терминов IMmer ( « северный ветер » , me-er-me-er « шторм » и emesal me-er «ветер»), ни одна из них не имела было окончательно доказано. [ 3 ] Уилфред Г. Ламберт пришел к выводу, что имя могло возникнуть из лингвистического субстрата из-за того, что первая согласная не соответствует обычным фонетическим правилам известных языков региона (что предполагает, что неизвестный язык утрачен со временем). [ 5 ] Существовала ли связь между теонимом Вер/Мер и такими географическими названиями , как Мари и Варум, также неясно. [ 7 ] Ламберт считал сходство в случае Мари случайным, хотя и пришел к выводу, что этот вопрос не может быть окончательно решен. [ 5 ]

Характер

[ редактировать ]

Вер был богом погоды . [ 2 ] По словам Уилфреда Г. Ламберта , доступные источники могут указывать на то, что первоначально он был одним из главных богов, которым поклонялись в северной Месопотамии , но в конечном итоге пришел в упадок в середине второго тысячелетия до нашей эры из-за потери его культовых мест. [ 5 ]

Символом Вера было копье . [ 8 ] Единственный древневавилонский текст свидетельствует, что не только сам Вер, но и обожествление его эмблемы, д Шу-ку-ру-ум («копье») могло быть объектом поклонения. [ 8 ]

В то время как списки богов, начинающиеся с An = Anum , могли бы считать Вера аналогом Ишкура /Адада, [ 9 ] его собственное имя никогда не было представлено в логотипе д СНАРУЖИ [ 10 ] в отличие от других богов бури, таких как Хурриан Тешуб , [ 11 ] Хаттиан Тару , хеттский Таркунна или лувийский Таркунц . [ 12 ]

[ редактировать ]

Женская форма имени Вертум (или Мертум). [ 13 ] вероятно, обозначала жену Вера. [ 3 ] Она засвидетельствована в Ассуре в древнеассирийский период (где в ее честь были названы одни из городских ворот) и в теофорном имени от Мари. [ 13 ]

Ряд ассириологов , в том числе Диц-Отто Эдзард , [ 14 ] Уилфред Дж. Ламберт [ 5 ] и Эндрю Р. Джордж , предполагают, что Вер был тем же божеством, что и Итур-Мер , [ 15 ] бог -покровитель Мари, [ 16 ] но Даниэль Швемер считает эту точку зрения необоснованной. [ 17 ] и Ичиро Наката, которые указывают, что имя последнего божества является обычным теофорным именем («Мэр обратился [ко мне]» [ 3 ] ) и что по этой причине он, скорее, является обожествленным героем, почитаемым как часть культа предков, привязанного к определенному месту. [ 18 ] Известные тексты также не указывают на то, что он был божеством погоды, как Вер. [ 19 ] Другие божества, которые, скорее всего, по происхождению являются обожествленными героями или царями, засвидетельствованы из Мари, например Якруб-Эл . [ 20 ] Второе божество, которому поклоняются в Мари, имя которого имеет аналогичную структуру и также включает Вер в качестве теофорного элемента, - это Тарам-Мер, «возлюбленный Мера (Вера)». [ 21 ]

Хотя известные копии единственного отрывка из серии заклинаний Шурпу чередуются между Вером и божеством по имени Иммерия, невозможно установить, был ли последний, который в остальном наиболее известен по статуе с надписью, возможно, полученной в качестве награды Унташ-Напиришей , был связан с его в любом случае. [ 22 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Поклонение Веру в основном засвидетельствовано в районе среднего Евфрата , северной Вавилонии (хотя и только до периода Среднего Вавилона ), районе Диялы и Ассирии . [ 10 ] Хотя подтвержденные свидетельства восходят ко времени Аккадской империи , только начиная с периода Старого Вавилона бог известен из источников, отличных от теофорических имен . [ 3 ]

Вер появляется в девяти типах мужских теофорных имен из древневавилонского марийского языка, причём в восьми используется написание Мер, а в одном — Вер. [ 23 ] Более того, имена местных божеств Итур-Мер и Тарам-Мер считаются теофорными именами, вызывающими его. [ 21 ] Другие места, где упоминаются его имена, включают Сиппар , различные места в Ассирии (в древнеассирийский период). [ 13 ] и район Дияла, [ 4 ] Пузриш-Даган (Пузур-Вер периода Ура III) [ 24 ] и Ларса (Убар-Вер древневавилонского периода). [ 25 ] Возможное свидетельство теофорического имени, относящегося к нему как Бер, dnbr , датируемое седьмым веком до нашей эры, обычно интерпретируемое как Данну-Бер, «Бер сильный», известно из арамейского папируса, найденного в Саккаре в Египте . [ 25 ] Однако восстановление не является бесспорным, и, по мнению Дэниела Швемера, следует сохранять осторожность. [ 1 ]

Упоминания о почитании Вера, кроме теофорных имён, в корпусе марийских текстов отсутствуют, хотя место под названием Баб-Мер (Ка- ме-эр к ) засвидетельствовано в единственном источнике периода шакканакку . [ 26 ] Более того, более поздние тексты из царства Хана свидетельствуют о существовании посвященного ему молитвенного дома (акит д ме-эр ) в соседней Терке . [ 26 ] Ему также, очевидно, поклонялись в Неребтуме, Шадуппуме и Каккулатуме. [ 27 ]

В школьном тексте из Канеша , ассирийской торговой колонии в Анатолии , он упоминается рядом с Ашуром . [ 13 ] В неоассирийский период ему поклонялись в Ассуре в храме Иштар-Ашшуриту («Ассирийская Иштар ») и в Ниневии в храме Ашура. [ 1 ] Он также упоминается на стеле Адад-Нирари III в Антакье рядом с Ашуром, Ададом , Сином Харрана и другими божествами. [ 1 ] поклонялись Илуверу, скорее всего тому же божеству, Кроме того, в тот же период арамеи в Телль-Афисе в Сирии. [ 3 ] как засвидетельствовано на стеле Заккура . [ 1 ]

Мифология

[ редактировать ]

В разделе древневавилонской версии эпоса о Гильгамеше, сохранившемся на так называемой «Йельской табличке», соответствующей табличке III стандартной версии, Энкиду упоминает, что кедровая гора, на которую Гильгамеш хочет отправиться, находится под контролем бог Вер, [ 28 ] описывается как «могучий» и «никогда не спящий» и как тот, кто назначил монстра Хумбабу своим хранителем. [ 29 ] Адад также связан с Вером в том же отрывке. [ 30 ]

В других версиях «Эпоса о Гильгамеше» хозяином Хумбабы является Энлиль . [ 31 ] Даже на Йельской табличке упоминается, что он наделил его семью ужасами. [ 32 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что, хотя гора принадлежит Веру, и он назначил Хумбабу ее хранителем и своим заместителем, решение все равно должно было быть одобрено Энлилем. [ 33 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf681d5c770958174e57c7026f05eb1b__1678518000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/1b/bf681d5c770958174e57c7026f05eb1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wer (god) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)