Jump to content

Якруб-Эл

Якруб-Эл
Обожествленный герой или предок
Главный культовый центр Терка

Якруб-Эл или Икруб-Эл [ 1 ] был месопотамским богом , которому поклонялись в Терке в царстве Мари в ранний старовавилонский период . Поскольку его имя структурировано так, как если бы оно было теофорным личным именем, обычно предполагается, что он был обожествленным по происхождению героем или фигурой предка. Он отсутствует в источниках, датирующих разрушение Мари.

Имя и характер

[ редактировать ]

Имя Якруб-Эла построено как теофорное имя и может быть переведено как «бог благословляет». [ 2 ] Хотя Ичихиро Наката в раннем исследовании этого божества пришел к выводу, что его следует понимать как отсылку к божеству, идентичному угаритскому Эль , [ 3 ] Альфонсо Арчи утверждает, что элементы el и il в аккадских , эблаитских и аморейских именах не обозначают конкретное божество, и считает появление бога Эль угаритским религиозным нововведением. [ 4 ] Варианты имени Якруб-Эл уже встречаются в древнейших аккадских документах как имена. [ 5 ] Единственный рядовой человек, носивший имя Якруб-Эл, упоминается даже в корпусе марийских текстов. [ 6 ]

Множественные варианты написания засвидетельствованы в известных клинописных текстах, в том числе д И-ру-уб-Эль , д Ик-ру-уб-Ил , д Ик-ру-уб- АН, д И-ру-бе-Эль , д И-ру-бе- АН, д Йа-ак-ру-уб-Эль , д Я-ак-ру-уб-Ил и д Я-ак-ру-уб- АН. [ 7 ] Чередование между El и Il может указывать на отсутствие дифференциации между фонемами e и i , и эта возможность также подтверждается другими примерами соглашений писцов Мариоте. [ 7 ] АН ( знак дингир клинописный ) был логографическим изображением того же слова. [ 8 ] Все эти сочинения засвидетельствованы одним типом текстов, а именно письмами, отправленными Кибри-Даганом, губернатором Терки, что делает большое количество вариантов необычным. [ 7 ]

Божества, имена которых отражают обычные теофорные имена, такие как Якруб-Эл, Итур-Мер , Ташки-Мама и Тарам-Мер, часто считаются обожествленными предками . [ 9 ] [ 10 ] Луис Фелиу предполагает, что Якруб-Эл был обожествленным главой клана амореев. [ 2 ] в то время как Ичиро Наката в более ранней публикации более осторожно называет его и подобные божества «изначально героями того или иного типа». [ 11 ]

Поклонение

[ редактировать ]

В текстах древневавилонского марийского языка Якруб-Эл появляется исключительно в связи с Теркой и ее непосредственным окружением. [ 12 ] Ичиро Наката предположил, что его можно было бы называть «господином» ( лугалом ) этого города, хотя другие исследователи, в том числе Жан-Мари Дюран и Аманда Подани, обычно предполагают, что божеством, обозначаемым таким образом, вместо этого будет Даган . [ 1 ] Луис Фелиу предполагает, что Даган был богом города Терка, в то время как Якруб-Эл представлял окружающий район ( Халсум ) и его население, как постоянно оседлое, так и кочевое , и предположил, что это могло быть примером более широкой модели местных пантеонов. объединение богов, уже известных с третьего тысячелетия до нашей эры, которым поклонялись в основном в городских центрах региона, с богами, принесенными в результате перемещений населения. [ 13 ] Он считает Итур-Мер еще одним примером божества, принадлежащего к последней группе. [ 14 ] Якруб-Эл обычно ассоциировался с Даганом в религиозных текстах. [ 15 ] Они появляются вместе в формулах приветствия Терки. [ 12 ] Один из примеров можно найти в письме Зимри-Лиму от Кибри-Дагана, губернатора этого города: «Даган и Якруб-Эл здоровы. Город Терка и район здоровы». [ 16 ]

Во многих текстах из так называемого «архива Аскудума» (например, MA:T 22, MA:T 23, MA:T 24) упоминаются жертвоприношения овец Якруб-Элу, совершаемые в Терке, наряду с подношениями многим другим божествам, таким как как Шамаш , Нергал и Аннунитум . [ 17 ] Он также засвидетельствован в теофорных именах , например, Якруб-Эль-андулли («Якруб-Эл - моя защита») и Якруб-Эль-Тиллали («Якруб-Эл - моя помощь»). [ 2 ] Несмотря на то, что теоним сам по себе является теофорным именем, в этих случаях теоним, очевидно, рассматривается как одно слово. [ 6 ] В юридическом тексте упоминается, что Кибри-Даган и «царский судья» ( дайян шаррим ) вынесли приговор перед Якруб-Элом и Лагамалем . [ 2 ]

В письме Зимри-Лиму от Шамаш-насира, чиновника, находившегося в Терке, передается оракул Дагана, в котором упоминается Якруб-Эл. [ 18 ] В то время как основной темой является приговор, вынесенный Даганом Тишпаку , Якруб-Эл также играет активную роль и приносит ему слова богини Ханат из Сухума , предположительно находящейся под угрозой из-за действий Эшнуннеанского бога . [ 18 ] Было отмечено, что в этом тексте, скорее всего, боги используются для описания политической ситуации на момент существования марийских архивов: Даган обозначает царство Мари, Якруб-Эль - Терка, Ханат - Сухум, а Тишпак - Эшнунна. , чьи войска предположительно угрожали последнему из вышеупомянутых районов в пределах орбиты Мари. [ 19 ]

По состоянию на 2011 год не было известно никаких опубликованных документов из Терки позднего периода Старого Вавилона, в которых упоминался бы Якруб-Эл. [ 1 ] Ичиро Наката предполагает, что ему, возможно, перестали поклоняться после того, как Итур-Мер был введен в пантеон города, возможно, членами администрации или духовенством из Мари, бежавшими туда после разрушения этого города во время походов Хаммурапи на Вавилон . [ 20 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (1996). «Иль в личных именах» . Востоковедческая литературная газета . 91 (2). Де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/olzg.1996.91.2.133 . ISSN   2196-6877 .
  • Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Бостон: Брилл. ISBN  90-04-49631-9 . OCLC   1288215998 . Проверено 13 августа 2022 г.
  • Наката, Ичиро (1975). «Марийская записка: Икруб-Эль и вопросы, связанные с ним» . Ориент . 11 . Общество ближневосточных исследований в Японии: 15–24. дои : 10.5356/orient1960.11.15 . ISSN   1884-1392 .
  • Наката, Ичиро (2011). «Бог Итур-Мер в районе Среднего Евфрата в старовавилонский период» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 129–136. дои : 10.3917/сборка.105.0129 . ISSN   0373-6032 . JSTOR   42580244 . Проверено 13 августа 2022 г.
  • Сассон, Джек М. (2001). «Божественные предки?» (PDF) . Ван Сольдт, Уилфред Х.; Дерксен, Ян Г.; Коувенберг, Нью-Джерси; Криспейн, Тео (ред.). Юбилейный том Винхофа: исследования, представленные Клаасу Р. Винхофу по случаю его шестидесятипятилетия . Серия Пихана. Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN  978-90-6258-091-0 . Проверено 13 августа 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 936069575f3642a552c05e198837beff__1685461920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/ff/936069575f3642a552c05e198837beff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yakrub-El - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)