Якруб-Эл
Якруб-Эл | |
---|---|
Обожествленный герой или предок | |
Главный культовый центр | Терка |
Якруб-Эл или Икруб-Эл [ 1 ] был месопотамским богом , которому поклонялись в Терке в царстве Мари в ранний старовавилонский период . Поскольку его имя структурировано так, как если бы оно было теофорным личным именем, обычно предполагается, что он был обожествленным по происхождению героем или фигурой предка. Он отсутствует в источниках, датирующих разрушение Мари.
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Якруб-Эла построено как теофорное имя и может быть переведено как «бог благословляет». [ 2 ] Хотя Ичихиро Наката в раннем исследовании этого божества пришел к выводу, что его следует понимать как отсылку к божеству, идентичному угаритскому Эль , [ 3 ] Альфонсо Арчи утверждает, что элементы el и il в аккадских , эблаитских и аморейских именах не обозначают конкретное божество, и считает появление бога Эль угаритским религиозным нововведением. [ 4 ] Варианты имени Якруб-Эл уже встречаются в древнейших аккадских документах как имена. [ 5 ] Единственный рядовой человек, носивший имя Якруб-Эл, упоминается даже в корпусе марийских текстов. [ 6 ]
Множественные варианты написания засвидетельствованы в известных клинописных текстах, в том числе д И-ру-уб-Эль , д Ик-ру-уб-Ил , д Ик-ру-уб- АН, д И-ру-бе-Эль , д И-ру-бе- АН, д Йа-ак-ру-уб-Эль , д Я-ак-ру-уб-Ил и д Я-ак-ру-уб- АН. [ 7 ] Чередование между El и Il может указывать на отсутствие дифференциации между фонемами e и i , и эта возможность также подтверждается другими примерами соглашений писцов Мариоте. [ 7 ] АН ( знак дингир клинописный ) был логографическим изображением того же слова. [ 8 ] Все эти сочинения засвидетельствованы одним типом текстов, а именно письмами, отправленными Кибри-Даганом, губернатором Терки, что делает большое количество вариантов необычным. [ 7 ]
Божества, имена которых отражают обычные теофорные имена, такие как Якруб-Эл, Итур-Мер , Ташки-Мама и Тарам-Мер, часто считаются обожествленными предками . [ 9 ] [ 10 ] Луис Фелиу предполагает, что Якруб-Эл был обожествленным главой клана амореев. [ 2 ] в то время как Ичиро Наката в более ранней публикации более осторожно называет его и подобные божества «изначально героями того или иного типа». [ 11 ]
Поклонение
[ редактировать ]В текстах древневавилонского марийского языка Якруб-Эл появляется исключительно в связи с Теркой и ее непосредственным окружением. [ 12 ] Ичиро Наката предположил, что его можно было бы называть «господином» ( лугалом ) этого города, хотя другие исследователи, в том числе Жан-Мари Дюран и Аманда Подани, обычно предполагают, что божеством, обозначаемым таким образом, вместо этого будет Даган . [ 1 ] Луис Фелиу предполагает, что Даган был богом города Терка, в то время как Якруб-Эл представлял окружающий район ( Халсум ) и его население, как постоянно оседлое, так и кочевое , и предположил, что это могло быть примером более широкой модели местных пантеонов. объединение богов, уже известных с третьего тысячелетия до нашей эры, которым поклонялись в основном в городских центрах региона, с богами, принесенными в результате перемещений населения. [ 13 ] Он считает Итур-Мер еще одним примером божества, принадлежащего к последней группе. [ 14 ] Якруб-Эл обычно ассоциировался с Даганом в религиозных текстах. [ 15 ] Они появляются вместе в формулах приветствия Терки. [ 12 ] Один из примеров можно найти в письме Зимри-Лиму от Кибри-Дагана, губернатора этого города: «Даган и Якруб-Эл здоровы. Город Терка и район здоровы». [ 16 ]
Во многих текстах из так называемого «архива Аскудума» (например, MA:T 22, MA:T 23, MA:T 24) упоминаются жертвоприношения овец Якруб-Элу, совершаемые в Терке, наряду с подношениями многим другим божествам, таким как как Шамаш , Нергал и Аннунитум . [ 17 ] Он также засвидетельствован в теофорных именах , например, Якруб-Эль-андулли («Якруб-Эл - моя защита») и Якруб-Эль-Тиллали («Якруб-Эл - моя помощь»). [ 2 ] Несмотря на то, что теоним сам по себе является теофорным именем, в этих случаях теоним, очевидно, рассматривается как одно слово. [ 6 ] В юридическом тексте упоминается, что Кибри-Даган и «царский судья» ( дайян шаррим ) вынесли приговор перед Якруб-Элом и Лагамалем . [ 2 ]
В письме Зимри-Лиму от Шамаш-насира, чиновника, находившегося в Терке, передается оракул Дагана, в котором упоминается Якруб-Эл. [ 18 ] В то время как основной темой является приговор, вынесенный Даганом Тишпаку , Якруб-Эл также играет активную роль и приносит ему слова богини Ханат из Сухума , предположительно находящейся под угрозой из-за действий Эшнуннеанского бога . [ 18 ] Было отмечено, что в этом тексте, скорее всего, боги используются для описания политической ситуации на момент существования марийских архивов: Даган обозначает царство Мари, Якруб-Эль - Терка, Ханат - Сухум, а Тишпак - Эшнунна. , чьи войска предположительно угрожали последнему из вышеупомянутых районов в пределах орбиты Мари. [ 19 ]
По состоянию на 2011 год не было известно никаких опубликованных документов из Терки позднего периода Старого Вавилона, в которых упоминался бы Якруб-Эл. [ 1 ] Ичиро Наката предполагает, что ему, возможно, перестали поклоняться после того, как Итур-Мер был введен в пантеон города, возможно, членами администрации или духовенством из Мари, бежавшими туда после разрушения этого города во время походов Хаммурапи на Вавилон . [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Наката 2011 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б с д Фелиу 2003 , с. 116.
- ^ Наката 1975 , с. 16.
- ^ Арки 1996 , стр. 143–149.
- ^ Наката 1975 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Сассон 2001 , с. 414.
- ^ Jump up to: а б с Наката 1975 , с. 15.
- ^ Наката 1975 , стр. 15–16.
- ^ Наката 1975 , стр. 18–19.
- ^ Сассон 2001 , с. 413.
- ^ Наката 1975 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 114.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 116–117.
- ^ Фелиу 2003 , с. 146.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 114–115.
- ^ Фелиу 2003 , с. 69.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 79–80.
- ^ Jump up to: а б Фелиу 2003 , с. 115.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 115–116.
- ^ Наката 2011 , с. 135.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (1996). «Иль в личных именах» . Востоковедческая литературная газета . 91 (2). Де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/olzg.1996.91.2.133 . ISSN 2196-6877 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Бостон: Брилл. ISBN 90-04-49631-9 . OCLC 1288215998 . Проверено 13 августа 2022 г.
- Наката, Ичиро (1975). «Марийская записка: Икруб-Эль и вопросы, связанные с ним» . Ориент . 11 . Общество ближневосточных исследований в Японии: 15–24. дои : 10.5356/orient1960.11.15 . ISSN 1884-1392 .
- Наката, Ичиро (2011). «Бог Итур-Мер в районе Среднего Евфрата в старовавилонский период» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 105 . Presss Universitaires de France: 129–136. дои : 10.3917/сборка.105.0129 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42580244 . Проверено 13 августа 2022 г.
- Сассон, Джек М. (2001). «Божественные предки?» (PDF) . Ван Сольдт, Уилфред Х.; Дерксен, Ян Г.; Коувенберг, Нью-Джерси; Криспейн, Тео (ред.). Юбилейный том Винхофа: исследования, представленные Клаасу Р. Винхофу по случаю его шестидесятипятилетия . Серия Пихана. Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-091-0 . Проверено 13 августа 2022 г.