Jump to content

Космическое яйцо

(Перенаправлено с Мирового яйца )
Джейкоба Брайанта ( Орфическое яйцо 1774 г.)

Космическое яйцо , мировое яйцо или мирское яйцо мифологический мотив, встречающийся в космогонии многих культур и цивилизаций , в том числе в протоиндоевропейской мифологии . [1] Обычно существует яйцо , которое, «вылупившись», либо порождает саму Вселенную , либо порождает первобытное существо, которое, в свою очередь, создает Вселенную. Яйцо иногда откладывают в водах Земли первозданных . [2] Обычно верхняя половина яйца, или его внешняя скорлупа, становится небом (твердом) , а нижняя половина, или внутренний желток, становится Землей. [3] Этот мотив, вероятно, проистекает из простых элементов яйца, включая его способность обеспечивать питание и давать начало новой жизни, что отражено в латинской пословице omne vivum ex ovo («вся жизнь происходит из яйца»). [4]

Термин «космическое яйцо» также используется в современных исследованиях космологии в контексте сценариев возникновения Вселенной .

Китайская мифология

[ редактировать ]

Различные версии мифа о космическом яйце связаны с создателем Пангу. Говорят, что небо и земля изначально существовали в бесформенном состоянии, подобно куриному яйцу. Яйцо открывается и раскрывается через 18 000 лет: легкая часть поднялась, став небом, а тяжелая часть опустилась, став землей. Версия этого мифа, происходящая из провинции Чжэцзян, гласит, что Паньгу, испытывая дискомфорт от нахождения в темном и душном яйце, разбивает его на куски, после чего тем же самым процессом образуются небо и земля (с добавлением того, что части скорлупы затем сформируйте солнце, луну и звезды). [5]

Мифология догонов

[ редактировать ]

В догонов мифологии Буркина-Фасо бог-творец Амма принимает форму яйца. Яйцо разделено на четыре части, представляющие четыре элемента: воздух, огонь, воду и землю. Это также устанавливает четыре основных направления. Не сумев создать Землю с первой попытки, Амма сажает в себя семя, из которого образуются две плаценты, в каждой из которых находится пара близнецов. Один близнец, Ого, вырывается наружу и безуспешно пытается создать вселенную. Однако теперь Амма может создать Землю из части плаценты Ого. Близнец Ого, Номмо, убит Аммой, а части тела разбросаны по миру, чтобы навести порядок. Затем части были воссозданы, чтобы возродить Номмо. Номмо создает четырех духов, которые становятся предками народа догонов. Эти духи отправляются вместе с Номмо в ковчег, чтобы населить мир. [6] [7]

Создание учетной записи происходит следующим образом: [8] [9] :

Вначале только Амма догон имел форму яйца: четыре ключицы были слиты, разделив яйцо на воздух, землю, огонь и воду, устанавливая также четыре основных направления. Внутри этого космического яйца находились материал и структура вселенной, а также 266 знаков, охватывающих суть всех вещей. Однако первое сотворение мира Аммой закончилось неудачей. Второе творение началось, когда Амма посеяла в себе семя, семя, которое привело к формированию человека. Но в процессе его зарождения произошел изъян, а это означало, что теперь Вселенная будет иметь возможности для незавершенности. Теперь яйцо превратилось в две плаценты, в каждой из которых находились близнецы мужского и женского пола. Спустя шестьдесят лет один из мужчин, Ого, вырвался из плаценты и попытался создать свою собственную вселенную, противоположную той, которую создала Амма. Но он не смог сказать слов, которые могли бы создать такую ​​вселенную. Затем он спустился, когда Амма превратила в землю фрагмент плаценты, ушедший вместе с Ого в пустоту. Ого вмешался в творческий потенциал Земли, вступив с ней в кровосмесительные отношения. Его коллега, Номмо, участник восстания, был затем убит Аммой, части его тела разлетелись во все стороны, привнося в мир ощущение порядка. Когда пять дней спустя Амма соединила части тела Номмо, вернув его к жизни, Номмо стал правителем вселенной. Он создал четырех духов, предков народ догонов ; Амма отправила Номмо и духов на землю в ковчеге, и так земля была восстановлена. По пути Номмо произнес слова Аммы, и священные слова, творящие, стали доступны людям. Тем временем Амма превратила Ого в Югуру, Бледного Лиса, который всегда был одиноким, всегда неполным, вечно бунтующим, вечно скитающимся по земле в поисках своей женской души.

Египетская мифология

[ редактировать ]

Древние египтяне считали обоснованными множество мифов о сотворении мира, в том числе теологии Гермополита , Гелиополитана и Мемфита . Миф о космическом яйце можно найти у Гермополита. Хотя это место, расположенное в Среднем Египте , в настоящее время носит название, происходящее от имени бога Гермеса , древние египтяне называли его Хемну, или «Восьмой город». Число восемь, в свою очередь, относится к Огдоаде , группе из восьми богов, которые являются главными героями гермополитского мифа о сотворении мира. Четыре из этих богов — мужчины и имеют головы лягушек, а остальные четыре — женщины с головами змей. Эти восемь существовали в первозданной, хаотичной воде, которая существовала до остального творения. В какой-то момент эти восемь богов тем или иным образом способствуют образованию космического яйца, хотя варианты мифа описывают происхождение яйца по-разному. В любом случае, яйцо, в свою очередь, порождает божество, которое образует остальной мир, а также первую землю, возникшую из первобытных вод, называемую первобытным курганом. Когда появился омунд, расцвел цветок лотоса, ознаменовав рождение бога Солнца, после чего наконец могло продолжиться формирование остального творения. [10]

Греческая и римская мифология

[ редактировать ]

Идеи, подобные мифу о космическом яйце, упоминаются в двух разных источниках из греческой и римской мифологии. Один из них — у римского автора Марка Теренция Варрона , жившего в I веке до нашей эры. По мнению Варрона, небо и землю можно уподобить яичной скорлупе и ее желтку соответственно. Воздух, в свою очередь, представлен влагой, функционирующей как форма влаги между скорлупой и желтком. [11] Второе упоминание встречается в « Признаниях Псевдо-Климента» 10:17: [11] хотя и с оппозиционной точки зрения, поскольку Климент представлен как обобщающий нелепое космологическое убеждение, встречающееся среди язычников: согласно данному описанию, существует первичный хаос, который со временем затвердел в яйцо. Как и в случае с яйцом, существо начало расти внутри, пока в какой-то момент оно не раскрылось, образовав человека, который был одновременно мужским и женским (то есть андрогинным) по имени Фанетас. Когда появился Фанетас, воссиял свет, который привел к «субстанции, благоразумию, движению и соитию», а они, в свою очередь, привели к созданию небес и земли. В «Распознаниях» 10:30 представлено второе изложение идеи, на этот раз приписываемой космогонии Орфея , описанной «добрым язычником» по имени Никита. Это резюме, в отличие от первого, изложено серьезно. [12] Этот миф, по-видимому, время от времени оказывал влияние, поскольку его рукопись связана с повторным появлением этой идеи в библиотеке Святого Галла в комментарии 9-го века к Боэцию . Еще три появления происходят снова в двенадцатом веке. [13]

Индуистская мифология

[ редактировать ]

В одном ведическом мифе, записанном в « Джайминия-Брахмане» , самая ранняя фаза космоса связана с первозданным океаном, из которого возникло яйцо. Как только яйцо раскололось, в течение ста божественных лет начался процесс формирования неба (из верхней части) и земли (из нижней части). В другом тексте, « Шатапатха-брахмане» , также есть последовательность изначальных океанов и затем яйца, но на этот раз бог Праджапати появляется из яйца через год. Своей речью и дыханием он создает космос, а затем богов и антибогов. Ригведа . говорит о золотом зародыше (называемом хираньягарбха ), который находится в «высоких водах», из которого развивается все остальное Наконец, версия этой истории появляется в Чандогья-упанишад . [14]

Вивасван, Раху, Бхуми, Нарака, Ананта, Гарбходаксайи Вишну.
Одна Брахманда
Это одна из многих материальных вселенных, Брахманд, которые расширяются из Махавишну, когда Он дышит.

Финская мифология

[ редактировать ]

В «Калевале» , национальном эпосе Финляндии , есть миф о мире , созданном из осколков яйца. Богиня воздуха Ильматар мечтала о сыне. Чтобы добиться этого, она и Восточный Ветер занимаются любовью, пока не зачинает Вяйнямёйнен , дитя ветра. Однако ей не удалось родить ребенка. Нырок налетел и оплодотворил ее: в результате родилось или отложено шесть золотых космических яиц, а также железное яйцо. Ныряк взял эти яйца себе и защитил их, сидя на них, но это произошло и с Илматаром. По движению богини воздуха они покатились в море, и скорлупа разбилась: из осколков образовались небо, земля, солнце, луна, звезды и (из железного яйца) грозовая туча. [15]

Ниже приводится перевод части текста, описывающей образование космоса из фрагментов яйца, опубликованный Уильямом Форселлом Кирби в 1906 году: [16]

В тине они не пропадали даром,
Ни осколков в воде,
Но с ними произошла чудесная перемена,
И все фрагменты стали прекрасными.
Из нижнего фрагмента треснутого яйца,
Теперь твердая земля была создана,
Из верхнего фрагмента треснутого яйца,
Поднялась высокая арка небесная,
Из желтка верхняя часть,
Теперь стал яркий блеск солнца;
Из белой верхней части,
Поднялась луна, которая светит так ярко;
Что в яйце было пятнистое,
Теперь стали звезды на небесах,
Что в яйце было черноватым,
В воздухе как будто плыли облачка.

Зороастрийская мифология

[ редактировать ]

В зороастрийской космографии небо считалось сферическим с внешней границей (называемой паркан ), идея, которая, вероятно, восходит к Аристотелю . Земля также имеет сферическую форму и существует внутри сферического неба. Чтобы передать эту космологию, ряд древних писателей, в том числе Эмпедокл , придумали аналогию с яйцом: внешнее сферическое и ограниченное небо похоже на внешнюю оболочку, тогда как Земля представлена ​​внутренним круглым желтком внутри. Эта аналогия, в свою очередь, встречается в ряде зороастрийских текстов, в том числе в «Задспраме» . [17] [18]

Современные представления

[ редактировать ]

Литература

[ редактировать ]

В 1955 году поэт и писатель Роберт Грейвс опубликовал мифографию «Греческие мифы» — сборник греческой мифологии, обычно публикуемый в двух томах. В этой работе Грейвс творчески реконструировал «Пеласгийский миф о сотворении мира», в котором фигурирует верховная создательница , Эвринома , «Богиня всего сущего». [19] которая возникла обнаженной из Хаоса , чтобы отделить море от неба, чтобы она могла танцевать на волнах. Поймав северный ветер спиной и, растирая его между руками, она согревает пневму и самопроизвольно порождает змея Офиона , который спаривается с ней. В форме голубя на волнах она кладет Космическое Яйцо и приказывает Офиону инкубировать его, сворачивая его семь раз, пока оно не разделится на две части и не вылупит «все существующее... солнце, луну, планеты, звезды, земля с ее горами и реками, ее деревьями, травами и живыми существами». [19] [20]

Концовка фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» изображает возрождение человечества как путешествие из запредельной бесконечности обратно на Землю в форме космического человеческого эмбриона (или «Звездного ребенка»).

Космология

[ редактировать ]

Поскольку концепция истинной сингулярности подвергалась растущей критике, несингулярного «космического яйца» ( эмерджентной Вселенной начали разрабатываться альтернативные сценарии ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лиминг, Дэвид Адамс (2010). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия, Книга 1 . АВС-КЛИО. п. 144. ИСБН  9781598841749 .
  2. ^ Брюэр 1894 .
  3. ^ Витцель 2012 , с. 121-124.
  4. ^ Алкок 2007 , с. 20.
  5. ^ Ян и Ан 2005 , с. 65.
  6. ^ Линч и Робертс 2010 , с. 37.
  7. ^ Гриоль и Дитерлен 1965 .
  8. ^ Шойб 2000 , с. 12.
  9. ^ «Амма и яйцо, содержащее Вселенную» . Оксфордский справочник . Проверено 30 июля 2018 г.
  10. ^ «Древнеегипетские мифы о сотворении мира: от водного хаоса до космического яйца» . Музей Гленкэрн . 13 июля 2021 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б Алкок 2007 , с. 21–22.
  12. ^ Дронке 1974 , с. 83–84.
  13. ^ Дронке 1974 , с. 85–98.
  14. ^ Витцель 2012 , с. 121-122.
  15. ^ Алкок 2007 , с. 21.
  16. ^ «Калевала, страна героев, том первый» . Проект Гутенберг . Проверено 18 апреля 2024 г.
  17. ^ Бэйли 1943 , с. 135–136.
  18. ^ История 2019 , с. 39–41.
  19. ^ Jump up to: а б Грейвс, Роберт (1990) [1955]. Греческие мифы . Том. 1. Книги о пингвинах. ISBN  978-0-14-001026-8 .
  20. ^ «Книги: Богиня и поэт» . ВРЕМЯ. 18 июля 1955 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2008 года . Проверено 5 декабря 2010 г.
  21. ^ Слайфер, В.М. (1913). «Лучевая скорость туманности Андромеды». Бюллетень обсерватории Лоуэлл . 1 (8): 56–57. Бибкод : 1913LowOB...2...56S .
  22. ^ «Весто Слайфер – американский астроном» . Британника .
  23. ^ «Астроном-сыщик разгадает тайну открытия Большого Космоса» . Space.com . 14 ноября 2011 г.
  24. ^ Космос . Путешествие по Вселенной. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Time-Life. 1988. с. 75. [ нужна полная цитата ]
  25. ^ Харрисон, Эдвард (8 мая 2003 г.). Маски Вселенной: Меняющиеся представления о природе космоса . Издательство Кембриджского университета. п. 224. ИСБН  9781139437424 – через Google Книги, Германия.

Источники

[ редактировать ]
  • Алкок, Джон П. (2007). «Яйцо: его символизм и мифология». В Хоскинге, Ричард (ред.). Яйца в кулинарии: материалы Оксфордского симпозиума по еде и кулинарии, 2006 г. Перспективные книги. стр. 20–29.
  • Бейли, Гарольд В. (1943). Зороастрийские проблемы в книгах девятого века . Кларендон Пресс.
  • Брюэр, Э. Кобэм (1894). «Мирское яйцо». Словарь фраз и басен .
  • Дронке (1974). Фабула: исследования использования мифа в средневековом платонизме . Брилл.
  • Гриоль, Марсель; Дитерлен, Жермен (1965). Бледная лиса . Фонд Континуум.
  • Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Информационная база холдингов.
  • Панайно, Антонио КД (2019). Прогулка по иранским небесам: сферические и несферические космографические модели в воображении Древнего Ирана и его соседей . Брилл.
  • Шойб, Гарольд (2000). Словарь африканской мифологии: мифотворец как рассказчик . Издательство Оксфордского университета.
  • Калевала: Эпос финского народа . Перевод Фриберга, Эйно (4-е изд.). Издательство «Отава», ООО, 1998. с. 44. ИСБН  951-1-10137-4 .
  • Витцель, Э. Дж. Майкл (2012). Происхождение мировых мифологий . Издательство Оксфордского университета.
  • Ян, Лихуэй; Ан, Деминг (2005). Справочник китайской мифологии . АВС-КЛИО.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f384b58bc06fbc4a0a99bdbcc16f553a__1719521940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/3a/f384b58bc06fbc4a0a99bdbcc16f553a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cosmic egg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)