Космическое яйцо

Космическое яйцо , мировое яйцо или мирское яйцо — мифологический мотив, встречающийся в космогонии многих культур и цивилизаций , в том числе в протоиндоевропейской мифологии . [1] Обычно существует яйцо , которое, «вылупившись», либо порождает саму Вселенную , либо порождает первобытное существо, которое, в свою очередь, создает Вселенную. Яйцо иногда откладывают в водах Земли первозданных . [2] Обычно верхняя половина яйца, или его внешняя скорлупа, становится небом (твердом) , а нижняя половина, или внутренний желток, становится Землей. [3] Этот мотив, вероятно, проистекает из простых элементов яйца, включая его способность обеспечивать питание и давать начало новой жизни, что отражено в латинской пословице omne vivum ex ovo («вся жизнь происходит из яйца»). [4]
Термин «космическое яйцо» также используется в современных исследованиях космологии в контексте сценариев возникновения Вселенной .
Китайская мифология
[ редактировать ]Различные версии мифа о космическом яйце связаны с создателем Пангу. Говорят, что небо и земля изначально существовали в бесформенном состоянии, подобно куриному яйцу. Яйцо открывается и раскрывается через 18 000 лет: легкая часть поднялась, став небом, а тяжелая часть опустилась, став землей. Версия этого мифа, происходящая из провинции Чжэцзян, гласит, что Паньгу, испытывая дискомфорт от нахождения в темном и душном яйце, разбивает его на куски, после чего тем же самым процессом образуются небо и земля (с добавлением того, что части скорлупы затем сформируйте солнце, луну и звезды). [5]
Мифология догонов
[ редактировать ]В догонов мифологии Буркина-Фасо бог-творец Амма принимает форму яйца. Яйцо разделено на четыре части, представляющие четыре элемента: воздух, огонь, воду и землю. Это также устанавливает четыре основных направления. Не сумев создать Землю с первой попытки, Амма сажает в себя семя, из которого образуются две плаценты, в каждой из которых находится пара близнецов. Один близнец, Ого, вырывается наружу и безуспешно пытается создать вселенную. Однако теперь Амма может создать Землю из части плаценты Ого. Близнец Ого, Номмо, убит Аммой, а части тела разбросаны по миру, чтобы навести порядок. Затем части были воссозданы, чтобы возродить Номмо. Номмо создает четырех духов, которые становятся предками народа догонов. Эти духи отправляются вместе с Номмо в ковчег, чтобы населить мир. [6] [7]
Создание учетной записи происходит следующим образом: [8] [9] :
Вначале только Амма догон имел форму яйца: четыре ключицы были слиты, разделив яйцо на воздух, землю, огонь и воду, устанавливая также четыре основных направления. Внутри этого космического яйца находились материал и структура вселенной, а также 266 знаков, охватывающих суть всех вещей. Однако первое сотворение мира Аммой закончилось неудачей. Второе творение началось, когда Амма посеяла в себе семя, семя, которое привело к формированию человека. Но в процессе его зарождения произошел изъян, а это означало, что теперь Вселенная будет иметь возможности для незавершенности. Теперь яйцо превратилось в две плаценты, в каждой из которых находились близнецы мужского и женского пола. Спустя шестьдесят лет один из мужчин, Ого, вырвался из плаценты и попытался создать свою собственную вселенную, противоположную той, которую создала Амма. Но он не смог сказать слов, которые могли бы создать такую вселенную. Затем он спустился, когда Амма превратила в землю фрагмент плаценты, ушедший вместе с Ого в пустоту. Ого вмешался в творческий потенциал Земли, вступив с ней в кровосмесительные отношения. Его коллега, Номмо, участник восстания, был затем убит Аммой, части его тела разлетелись во все стороны, привнося в мир ощущение порядка. Когда пять дней спустя Амма соединила части тела Номмо, вернув его к жизни, Номмо стал правителем вселенной. Он создал четырех духов, предков народ догонов ; Амма отправила Номмо и духов на землю в ковчеге, и так земля была восстановлена. По пути Номмо произнес слова Аммы, и священные слова, творящие, стали доступны людям. Тем временем Амма превратила Ого в Югуру, Бледного Лиса, который всегда был одиноким, всегда неполным, вечно бунтующим, вечно скитающимся по земле в поисках своей женской души.
Египетская мифология
[ редактировать ]Древние египтяне считали обоснованными множество мифов о сотворении мира, в том числе теологии Гермополита , Гелиополитана и Мемфита . Миф о космическом яйце можно найти у Гермополита. Хотя это место, расположенное в Среднем Египте , в настоящее время носит название, происходящее от имени бога Гермеса , древние египтяне называли его Хемну, или «Восьмой город». Число восемь, в свою очередь, относится к Огдоаде , группе из восьми богов, которые являются главными героями гермополитского мифа о сотворении мира. Четыре из этих богов — мужчины и имеют головы лягушек, а остальные четыре — женщины с головами змей. Эти восемь существовали в первозданной, хаотичной воде, которая существовала до остального творения. В какой-то момент эти восемь богов тем или иным образом способствуют образованию космического яйца, хотя варианты мифа описывают происхождение яйца по-разному. В любом случае, яйцо, в свою очередь, порождает божество, которое образует остальной мир, а также первую землю, возникшую из первобытных вод, называемую первобытным курганом. Когда появился омунд, расцвел цветок лотоса, ознаменовав рождение бога Солнца, после чего наконец могло продолжиться формирование остального творения. [10]
Греческая и римская мифология
[ редактировать ]Идеи, подобные мифу о космическом яйце, упоминаются в двух разных источниках из греческой и римской мифологии. Один из них — у римского автора Марка Теренция Варрона , жившего в I веке до нашей эры. По мнению Варрона, небо и землю можно уподобить яичной скорлупе и ее желтку соответственно. Воздух, в свою очередь, представлен влагой, функционирующей как форма влаги между скорлупой и желтком. [11] Второе упоминание встречается в « Признаниях Псевдо-Климента» 10:17: [11] хотя и с оппозиционной точки зрения, поскольку Климент представлен как обобщающий нелепое космологическое убеждение, встречающееся среди язычников: согласно данному описанию, существует первичный хаос, который со временем затвердел в яйцо. Как и в случае с яйцом, существо начало расти внутри, пока в какой-то момент оно не раскрылось, образовав человека, который был одновременно мужским и женским (то есть андрогинным) по имени Фанетас. Когда появился Фанетас, воссиял свет, который привел к «субстанции, благоразумию, движению и соитию», а они, в свою очередь, привели к созданию небес и земли. В «Распознаниях» 10:30 представлено второе изложение идеи, на этот раз приписываемой космогонии Орфея , описанной «добрым язычником» по имени Никита. Это резюме, в отличие от первого, изложено серьезно. [12] Этот миф, по-видимому, время от времени оказывал влияние, поскольку его рукопись связана с повторным появлением этой идеи в библиотеке Святого Галла в комментарии 9-го века к Боэцию . Еще три появления происходят снова в двенадцатом веке. [13]
Индуистская мифология
[ редактировать ]В одном ведическом мифе, записанном в « Джайминия-Брахмане» , самая ранняя фаза космоса связана с первозданным океаном, из которого возникло яйцо. Как только яйцо раскололось, в течение ста божественных лет начался процесс формирования неба (из верхней части) и земли (из нижней части). В другом тексте, « Шатапатха-брахмане» , также есть последовательность изначальных океанов и затем яйца, но на этот раз бог Праджапати появляется из яйца через год. Своей речью и дыханием он создает космос, а затем богов и антибогов. Ригведа . говорит о золотом зародыше (называемом хираньягарбха ), который находится в «высоких водах», из которого развивается все остальное Наконец, версия этой истории появляется в Чандогья-упанишад . [14]


Финская мифология
[ редактировать ]В «Калевале» , национальном эпосе Финляндии , есть миф о мире , созданном из осколков яйца. Богиня воздуха Ильматар мечтала о сыне. Чтобы добиться этого, она и Восточный Ветер занимаются любовью, пока не зачинает Вяйнямёйнен , дитя ветра. Однако ей не удалось родить ребенка. Нырок налетел и оплодотворил ее: в результате родилось или отложено шесть золотых космических яиц, а также железное яйцо. Ныряк взял эти яйца себе и защитил их, сидя на них, но это произошло и с Илматаром. По движению богини воздуха они покатились в море, и скорлупа разбилась: из осколков образовались небо, земля, солнце, луна, звезды и (из железного яйца) грозовая туча. [15]
Ниже приводится перевод части текста, описывающей образование космоса из фрагментов яйца, опубликованный Уильямом Форселлом Кирби в 1906 году: [16]
- В тине они не пропадали даром,
- Ни осколков в воде,
- Но с ними произошла чудесная перемена,
- И все фрагменты стали прекрасными.
- Из нижнего фрагмента треснутого яйца,
- Теперь твердая земля была создана,
- Из верхнего фрагмента треснутого яйца,
- Поднялась высокая арка небесная,
- Из желтка верхняя часть,
- Теперь стал яркий блеск солнца;
- Из белой верхней части,
- Поднялась луна, которая светит так ярко;
- Что в яйце было пятнистое,
- Теперь стали звезды на небесах,
- Что в яйце было черноватым,
- В воздухе как будто плыли облачка.
Зороастрийская мифология
[ редактировать ]В зороастрийской космографии небо считалось сферическим с внешней границей (называемой паркан ), идея, которая, вероятно, восходит к Аристотелю . Земля также имеет сферическую форму и существует внутри сферического неба. Чтобы передать эту космологию, ряд древних писателей, в том числе Эмпедокл , придумали аналогию с яйцом: внешнее сферическое и ограниченное небо похоже на внешнюю оболочку, тогда как Земля представлена внутренним круглым желтком внутри. Эта аналогия, в свою очередь, встречается в ряде зороастрийских текстов, в том числе в «Задспраме» . [17] [18]
Современные представления
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]В 1955 году поэт и писатель Роберт Грейвс опубликовал мифографию «Греческие мифы» — сборник греческой мифологии, обычно публикуемый в двух томах. В этой работе Грейвс творчески реконструировал «Пеласгийский миф о сотворении мира», в котором фигурирует верховная создательница , Эвринома , «Богиня всего сущего». [19] которая возникла обнаженной из Хаоса , чтобы отделить море от неба, чтобы она могла танцевать на волнах. Поймав северный ветер спиной и, растирая его между руками, она согревает пневму и самопроизвольно порождает змея Офиона , который спаривается с ней. В форме голубя на волнах она кладет Космическое Яйцо и приказывает Офиону инкубировать его, сворачивая его семь раз, пока оно не разделится на две части и не вылупит «все существующее... солнце, луну, планеты, звезды, земля с ее горами и реками, ее деревьями, травами и живыми существами». [19] [20]
Фильм
[ редактировать ]Концовка фильма Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» изображает возрождение человечества как путешествие из запредельной бесконечности обратно на Землю в форме космического человеческого эмбриона (или «Звездного ребенка»).
Космология
[ редактировать ]Поскольку концепция истинной сингулярности подвергалась растущей критике, несингулярного «космического яйца» ( эмерджентной Вселенной начали разрабатываться альтернативные сценарии ).
- В 1913 году Весто Слайфер опубликовал свои наблюдения о том, что свет от далеких галактик имеет красное смещение . [21] [22] что постепенно было принято как означающее, что все галактики (кроме Андромеды ) удаляются от Земли.
- Александр Фридман предсказал то же самое следствие в 1922 году из Эйнштейна уравнений общей теории относительности , как только из них была удалена предыдущая специальная космологическая константа (которая была введена для соответствия предвзятому мнению о вечной, статической Вселенной).
- Жорж Леметр предположил в 1927 году, что космос произошел от того, что он назвал первичным атомом .
- Эдвин Хаббл путем наблюдений подтвердил выводы Леметра два года спустя, в 1929 году. [23]
- В конце 1940-х годов Георгия Гамова помощник космолога- исследователя Ральф Альфер предложил название ylem для первичного вещества, существовавшего между Большим сжатием предыдущей Вселенной и Большим взрывом нашей собственной вселенной. [24] Илем тесно связан с концепцией суперсимметрии . [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лиминг, Дэвид Адамс (2010). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия, Книга 1 . АВС-КЛИО. п. 144. ИСБН 9781598841749 .
- ^ Брюэр 1894 .
- ^ Витцель 2012 , с. 121-124.
- ^ Алкок 2007 , с. 20.
- ^ Ян и Ан 2005 , с. 65.
- ^ Линч и Робертс 2010 , с. 37.
- ^ Гриоль и Дитерлен 1965 .
- ^ Шойб 2000 , с. 12.
- ^ «Амма и яйцо, содержащее Вселенную» . Оксфордский справочник . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ «Древнеегипетские мифы о сотворении мира: от водного хаоса до космического яйца» . Музей Гленкэрн . 13 июля 2021 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Алкок 2007 , с. 21–22.
- ^ Дронке 1974 , с. 83–84.
- ^ Дронке 1974 , с. 85–98.
- ^ Витцель 2012 , с. 121-122.
- ^ Алкок 2007 , с. 21.
- ^ «Калевала, страна героев, том первый» . Проект Гутенберг . Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Бэйли 1943 , с. 135–136.
- ^ История 2019 , с. 39–41.
- ^ Jump up to: а б Грейвс, Роберт (1990) [1955]. Греческие мифы . Том. 1. Книги о пингвинах. ISBN 978-0-14-001026-8 .
- ^ «Книги: Богиня и поэт» . ВРЕМЯ. 18 июля 1955 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2008 года . Проверено 5 декабря 2010 г.
- ^ Слайфер, В.М. (1913). «Лучевая скорость туманности Андромеды». Бюллетень обсерватории Лоуэлл . 1 (8): 56–57. Бибкод : 1913LowOB...2...56S .
- ^ «Весто Слайфер – американский астроном» . Британника .
- ^ «Астроном-сыщик разгадает тайну открытия Большого Космоса» . Space.com . 14 ноября 2011 г.
- ^ Космос . Путешествие по Вселенной. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Time-Life. 1988. с. 75. [ нужна полная цитата ]
- ^ Харрисон, Эдвард (8 мая 2003 г.). Маски Вселенной: Меняющиеся представления о природе космоса . Издательство Кембриджского университета. п. 224. ИСБН 9781139437424 – через Google Книги, Германия.
Источники
[ редактировать ]- Алкок, Джон П. (2007). «Яйцо: его символизм и мифология». В Хоскинге, Ричард (ред.). Яйца в кулинарии: материалы Оксфордского симпозиума по еде и кулинарии, 2006 г. Перспективные книги. стр. 20–29.
- Бейли, Гарольд В. (1943). Зороастрийские проблемы в книгах девятого века . Кларендон Пресс.
- Брюэр, Э. Кобэм (1894). «Мирское яйцо». Словарь фраз и басен .
- Дронке (1974). Фабула: исследования использования мифа в средневековом платонизме . Брилл.
- Гриоль, Марсель; Дитерлен, Жермен (1965). Бледная лиса . Фонд Континуум.
- Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Информационная база холдингов.
- Панайно, Антонио КД (2019). Прогулка по иранским небесам: сферические и несферические космографические модели в воображении Древнего Ирана и его соседей . Брилл.
- Шойб, Гарольд (2000). Словарь африканской мифологии: мифотворец как рассказчик . Издательство Оксфордского университета.
- Калевала: Эпос финского народа . Перевод Фриберга, Эйно (4-е изд.). Издательство «Отава», ООО, 1998. с. 44. ИСБН 951-1-10137-4 .
- Витцель, Э. Дж. Майкл (2012). Происхождение мировых мифологий . Издательство Оксфордского университета.
- Ян, Лихуэй; Ан, Деминг (2005). Справочник китайской мифологии . АВС-КЛИО.