Акаша
Классические элементы |
---|
Акаша или Акаш ( санскрит ākāśa आकाश ) означает пространство , небо или эфир в традиционной индийской космологии, в зависимости от религии. Этот термин также был принят в западном оккультизме и спиритизме в конце 19 века. Во многих современных индоарийских и дравидийских языках соответствующее слово (часто переводимое как Акаш ) сохраняет общее значение «небо». [1]
Этимология и значение
[ редактировать ]Это слово на санскрите происходит от корня каш, означающего «быть». [ нужна ссылка ] это существительное мужского рода На ведическом санскрите имеет общее значение «открытое пространство, пустота». [ нужна ссылка ] В классическом санскрите существительное приобретает средний род и может выражать понятие «небо; атмосфера» ( Манусмрити , Шатапатха Брахмана ). В ведантической философии это слово приобретает техническое значение «эфирной жидкости, пронизывающей космос». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
индуизм
[ редактировать ]Прямой перевод слова акаша — это слово, означающее «верхнее небо» или «пространство» в индуизме. В ведантическом индуизме акаша означает основу и сущность всех вещей в материальном мире; создан первый элемент. Ведическая мантра « притхивьяпастеджоваюракашат » указывает на последовательность первоначального появления пяти основных грубых элементов: сначала появилось пространство, из которого появился воздух, из того огня или энергии, из которого возникла вода, а затем земля. Это один из Панчамахабхута , или «пяти грубых элементов»; его главная характеристика — Шабда (звук). [ нужна ссылка ]
акаша — или эфир Школы индуистской философии Ньяя и Вайшешика утверждают, что это пятая физическая субстанция, которая является основой качества звука. Это единая, вечная и всепроникающая физическая субстанция, которая невидима. [2]
Согласно школе санкхьи , акаша — один из пяти Махабхутов (великих физических элементов), обладающих особым свойством звука. [3]
В -пуране Шива акаша определяется как обладающая «единственным атрибутом звука». [4]
В «Линга-пуране» (том I, глава 65) акаша переводится как «твердь» и указывается как одно из 1008 имен Господа Шивы . [5]
Джайнизм
[ редактировать ]Акаша — это пространство в джайнской концепции космоса. Акаша — одна из шести дравий (субстанций). Он вмещает в себя остальные пять субстанций, а именно, чувствующие существа или души ( джива ), неживую субстанцию или материю ( пудгала ), принцип движения ( дхарма ), принцип покоя ( адхарма ) и принцип времени ( кала ). . [ нужна ссылка ]
Акаша попадает в категорию Аджива , разделенную на две части: Лоакаша (часть, занятая материальным миром) и Алоакаша (пространство за его пределами, которое абсолютно пусто и пусто). В Лоакасе Вселенная составляет лишь часть. Акаша – это то, что дает пространство и освобождает место для существования всех протяженных субстанций. [6]
На вершине локаши находится Сиддхашила ( обитель освобожденных душ). [7]
буддизм
[ редактировать ]В буддийской феноменологии делится акаша на ограниченное пространство (акаса-дхату) и бесконечное пространство (аджатакаса). [8] Вайбхашика , ранняя школа буддийской философии , считает существование акаши реальным. [9] Акаса определяется как первая арупа-джхана , но обычно переводится как «бесконечное пространство». [10]
См. также
[ редактировать ]- Акашагарбха - Бодхисаттва, связанная с акашей.
- Хроники Акаши - термин в теософии и антропософии
- Идеализм в ведической и буддийской мысли
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Янноне, А. Пабло (2001). Словарь мировой философии . Тейлор и Фрэнсис. п. 30. ISBN 0-415-17995-5 .
- ^ Поттер, Карл Х. (1977). Индийская метафизика и эпистемология . Ушарбудх Арья: Публикации Мотилала Банарсидасса. п. 71. ИСБН 81-208-0309-4 .
- ^ Мюллер, Ф. Макс (2003) [1899]. Шесть систем индийской философии; Санкхья и Йога; Найя и Вайшешика . Издательство Кессинджер. п. 40. ИСБН 0-7661-4296-5 .
- ^ Шастри, Дж.Л., изд. (2017). Древние индийские традиции и мифология . Том. IV: Шива Пурана. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 1743. ISBN 978-8120838710 .
- ^ Линга Махапурана . Том. 1. Перевод Шанти Лал Нагара. Дели: Паримал Публикации. 2011. с. 261. ИСБН 978-81-7110-392-8 .
- ^ Сингх, Нарендра (2001). Энциклопедия джайнизма . Публикации Анмола. п. 1623. ИСБН 81-261-0691-3 .
- ^ Шарма, К. (1997). Критический обзор индийской философии . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 64. ИСБН 81-208-0365-5 .
- ^ Ньянатилока (1998). Буддийский словарь . Буддийское издательское общество. стр. 24–35. ISBN 955-24-0019-8 .
- ^ Лиман, Оливер (2001). Лиман, Оливер (ред.). Энциклопедия азиатской философии Тейлор и Фрэнсис. п. 476. ИСБН 0-415-17281-0 .
- ^ Веттер, Тилманн (1988). Идеи и медитативные практики раннего буддизма . Лейден: Брилл. п. 65. ИСБН 978-9004089594 .