Jump to content

Митхятва

(Перенаправлено с Митхятвы )

Митхятва означает «ложная вера» и является важной концепцией в джайнизме и индуизме . [1] Митхятву , утверждает Джаятиртха , нелегко определить как «неопределимое», «несуществующее», «нечто иное, чем реальное», «что невозможно доказать, произведенное авидьей или как ее результат», или как «природу воспринимаемого». в том же локусе вместе со своим абсолютным небытием». [2]

Митхятва — это концепция в джайнизме, отличающая правильное знание от ложного знания, и она параллельна концепциям авидьи в школе веданты индуизма, авивеки в школе санкхьи и майи в буддизме . [3]

Противоположностью митхятвы (ложной веры) является самьяктва (правильная вера). [4]

Митхятва — это концепция, встречающаяся в некоторых школах индуизма. Другие концепции индуизма, близкие по значению к митхьятве, включают концепции авидьи в веданты школе индуизма и авивеки в школе санкхьи . [3]

Невежество порождает авивеку (отсутствие правильного, различающего знания), утверждает школа индуизма Санкхья. Человек совершает поступки, хорошие и плохие, благодаря авивеке , зарабатывает пунью или становится жертвой греха и перерождается. [5] Авивека также означает отсутствие разума, неосторожность или неблагоразумие. Авидья — родственное понятие в школе индуизма Веданта. Авидья и авивека приносят дуккху, то есть страдание.

Мадхусудана Сарасвати в своей «Адваита-сиддхи» дает пять определений митхьятвы, этот термин происходит от слова «митхья», означающего ложный или неопределимый. Ложь — это то, что появляется и позже отрицается или противоречит; нереальное никогда не является объектом опыта, концепция нереального противоречива сама себе. Ложь определяется как не являющаяся локусом ни реальности, ни нереальности, она отличается как от реальности, так и от нереальности. На практике митхятва имеет три средства: а) то, что не существует в трех частях времени: прошлом, настоящем и будущем; б) то, что устранимо знанием; и в) то, что тождественно объекту снятия. В то время как митхья не реальна, но не реальна, митхьятва тождественна сублатабельности. [6] Митхятву также можно понимать как то, что отрицается даже там, где оно существует. Последователи школы Адвайты утверждают, что видимость мира отрицается знанием Брахмана и, следовательно, иллюзорна. Для последователей Вишиштадвайтавады митхья это восприятие объекта как отличного от его собственной природы. [7]

Школа Адвайты считает, что митхьятва означает ложность мира. Исчезновение ( нивритти ) является необходимой предпосылкой митхьятвы, поскольку то, что ошибочно воспринимается, перестает существовать с появлением правильного знания. Но митхью , или ложность, или митхятву , или ложность мира, нелегко определить как неопределимое или несуществующее или нечто иное, чем реальное, или что не может быть доказано или произведено авидьей ( или как ее следствие) или как природа бытия. воспринимается в том же локусе вместе со своим собственным абсолютным небытием. Противники Адвайты не принимают утверждения о том, что Атман — это просто сознание и не может быть субстратом знания, и настаивают на том, что существование является логическим спутником отсутствия небытия и наоборот, причем эти два являются взаимоисключающими предикатами. , надо признать. Противоположностью нереальности должна быть реальность. [8]

Согласно Адвайте, все, что одновременно познано и снято, есть митхья . Митхятва отрицается даже там, где она встречается. Иллюзорность мира сама по себе иллюзорна. Как только возникает знание Брахмана, и познающий, и познаваемое исчезают. [9]

Доказательством нереальности является непостоянство, неизменностью является Единственная Реальность. Митхятва — это кажущаяся реальность; на уровне высшей истины, когда через понимание митхятвы всех ограничивающих дополнений (упадхи) имени и формы, т. е. тех, которые относятся к индивидуальному телу-умам ( твам ), а также к господству Брахмана ( тат Для чистого Сознания все кажется не чем иным, различия Дживы и Ишвары больше не применимы, и именно Парам Брахман , самая сущность Самого Господа, является конечной реальностью. В Адвайте метод выявления нереальности ( митхятва ) вещей включает в себя идею изменения и постоянства, т.е. того, что отклоняется, а что сохраняется. [10]

Митхятва означает «иллюзорность». Адвайта утверждает, что только Брахман реален, множественность вселенной объясняется тем, что вселенная иллюзорна, вселенную можно познать; все, что познано, иллюзорно. Вселенная отличается от реальной, а реальная Вселенная неопределима. Веданта Дешика опровергает это утверждение, поскольку не существует такой сущности, которая была бы ни реальной, ни нереальной. Вселенная, отличная от Брахмана, неразрывно связана с Брахманом. [11] Бадараяна ( Брахма Сутра III.ii.28) утверждает, что между Дживой и Брахманом существует различие, а также неразличие, как и отношение света к его субстрату или источнику, поскольку оба они светящиеся, один ограничен, а другой - все. -проникающее, всепроникающее реально и бессмертно. Риши Дамано Ямаяна ( Ригведа X.xvi.4) настаивает на том, что все должны знать о той части тела, которая бессмертна; бессмертная часть тела — это Атман или Брахман , частью она называется потому, что без нее не может быть жизни в теле. [12] Вачаспати из школы Бхамати утверждает, что, хотя иллюзия скрывает, митхьятва означает «сокрытие», реальная природа познаваемого объекта скрыта, что приводит к непониманию разницы между реальными и нереальными объектами. Падмапада школы Виварны к чувству сокрытости добавляет ощущение невыразимости, намекая тем самым на снимаемость иллюзии. [13] Если термин анирвакания определяется Адвайтой как природа отличия от сат и асат по сути, что является природой митхьятвы , тогда элемент различия должен быть реальным. Хотя Джаятиртха утверждает, что нет никаких препятствий для обоснованности опыта различия, факт остается фактом: различие не может быть атрибутом объектов. Мадхавачарья заключает, что различие — это не что-то, что выходит за рамки содержания объекта или того, что обычно считается составляющим его сущность, которая в восприятии представляет собой сумму его отличий от других. Восприятие предмета тождественно восприятию его отличия от всех других. [14]

Джайнизм

[ редактировать ]

Митхятва — важная концепция ложного знания в джайнизме. [15] Джайнский ученый Хемачандра определил митхятву как «веру в ложных божеств, ложных гуру и ложные писания». [4]

Джайнизм описывает семь типов верований — митхятва , сасвадана-самьяктва , мишра-митхятва , кашопашмика-самьяктва , аупшамика-самьяктва , ведак-самьяктва и кшайик-самьяктва . Митхятва , что означает ложное или неправильное убеждение, — это изначальное и безначальное состояние души, состоящее из ошибочного мировоззрения, на этой стадии душа находится в духовном сне, не осознавая своего собственного рабства. [16]

митхятва , или «ложная вера, заблуждение», в джайнизме бывает пяти видов: Согласно одной классификации, [1] [17] [18]

  1. Эканта (односторонняя вера, не принимая во внимание другие стороны или аспекты истины),
  2. Випарита (вера в противоположность тому, что правильно),
  3. Винайя (универсальное принятие всех правильных или неправильных убеждений/религий, не исследуя их, уделяя внимание только поведению),
  4. Самсая (когда есть сомнение в том, правильный или неправильный курс, неустоявшаяся вера, скептицизм) и
  5. Аджнана (безразличие к правильным или неправильным убеждениям).

Шветамбара- джайны по-разному классифицируют категории ложных убеждений в рамках митхятвы : Абхиграхика (вера, ограниченная собственными писаниями, которые они могут защищать, но отказывающаяся изучать и анализировать другие писания); Анабхиграхика (вера в то, что ко всем богам, учителям, писаниям необходимо проявлять равное уважение); Абхинивишека (вера тех, кто может различать, но отказывается делать это из-за предубеждений); Самсайика (состояние колебаний или неуверенности между различными противоречивыми, непоследовательными убеждениями); и Анабхогика (врожденные, дефолтные убеждения, которые человек не продумал самостоятельно). [19]

Дигамбара -джайны классифицируют категории ложных убеждений в рамках митхятвы на семь: экантика (абсолютная, односторонняя вера), самсайка (неопределенность, сомнение в правильности или неправильности курса, неустоявшаяся вера, скептицизм), вайнайика (вера в то, что все боги, гуру и писания схожи), Грита (убеждение, возникающее исключительно из привычек или по умолчанию, без самоанализа), Випарита (вера в то, что истинное — ложное, ложное — истинное, все относительно и приемлемо), Найсаргика (вера в то, что живые существа лишены сознания и не могут отличать добро от зла), Мудха-дришти (вера в то, что насилие и гнев могут запятнать или повредить мысли, божественные, гуру или дхарму ). [19]

Митхятва — одна из трех вещей в джайнизме, которые являются вредными стимулами и отвлекают человека от достижения правильной веры и правильного знания. Две другие вещи, которые отвлекают, — это майя (обман) и нидана (жажда славы и мирских удовольствий). [20]

В одном джайнском тексте перечислены 28 видов мохания (вводящих в заблуждение) карм , которые мешают истинному восприятию реальности и чистоте души, даршана мохания карман , которые препятствуют проникновению души в свою собственную природу и, следовательно, считаются разрушительными и являются митхятва карман. . Термин митхьятва , означающий «извращенность», обычно используется для обозначения идеи авидьи наряду с митьядаршаной или митьядришти (неправильным воззрением), даршанамохой (заблуждением видения), мохой (заблуждением) и т. д.; Состояние митьятвы проявляется как фундаментальная тенденция видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле (Таттва Сутра 8:9). [21] Такие страсти, как отвращение (двеша) и привязанность (рага), которые еще называют преследователями из безграничного прошлого (анантанубандхи), действуют в сочетании с митхьятвой. [22] Митхятва — это одностороннее или извращенное мировоззрение, порождающее новые слои кармы и рассматриваемое в джайнизме как корень человеческого высокомерия. [23]


Митхятва не является распространенным термином в буддизме, но его упоминание подразумевает обман. Более распространенный термин — Майя. Митхятва, согласно Абхидхармакоше , означает перерождение в аду, либо в виде животного, либо в виде преты . [24] Ратнаготравибхагха называет митхятву состоянием зла. [25]

  1. ^ Jump up to: а б Дж. Л. Джайни (редактор: Ф. В. Томас), Очерки джайнизма, Джайнское литературное общество, Архив прессы Кембриджского университета, стр. 94
  2. ^ Б.Н.Кришнамурти Шарма (2000). История школы веданты Двайта и ее литература . Мотилал Банарсидасс. п. 167.ISBN  9788120815759 .
  3. ^ Jump up to: а б Дж. Л. Джайни (редактор: Ф. В. Томас), Очерки джайнизма, Джайнское литературное общество, Архив прессы Кембриджского университета, стр. 48-58
  4. ^ Jump up to: а б Роберт Уильямс (1998), Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар, Мотилал Банарсидас, ISBN   978-8120807754 , стр. 47.
  5. ^ ББПаливал (декабрь 2005 г.). Послание Пуран . Карманные книги с бриллиантами. п. 212. ИСБН  9788128811746 .
  6. ^ Бина Гупта (1995). Восприятие в Адвайта Веданте . Мотилал Банарсидасс. стр. 131–132. ISBN  9788120812963 .
  7. ^ СМСриниваса Чари (1988). Таттвамуктакальпа . Мотилал Банарсидасс. стр. 261–263. ISBN  9788120802667 .
  8. ^ Б.Н.Кришнамурти Шарма (2000). История школы веданты Двайта и ее литература . Мотилал Банарсидасс. п. 167.ISBN  9788120815759 .
  9. ^ Джон А. Граймс (1990). Семь великих неудач: Сапта-виддха Анупапатти . Мотилал Банарсидасс. стр. 60–62. ISBN  9788120806825 .
  10. ^ Майкл Комминс (2000). Метод ранней Веданты . Мотилал Банарсидасс. п. 260. ИСБН  9788120817227 .
  11. ^ СМСриниваса Чари (1999). Адвайта и Вишистадвайта: исследование на основе «Сатадушани» Веданты Дешики . Мотилал Банарсидасс. п. 100. ИСБН  9788120815353 .
  12. ^ Равиндер Кумар Сони (2008). Просвещение знаний Книги ГБД. стр. 100-1 76, 90. ISBN  9788188951208 .
  13. ^ Пуласт Суба Рудумам (2002). Школы Бхамати и Виварна Адвайта Веданты: критический подход . Мотилал Банарсидасс. п. 116. ИСБН  9788120818903 .
  14. ^ Чен-чи Чанг (1991). Сокровищница махьяна-сутр . Мотилал Банарсидас. ISBN  9788120809369 .
  15. ^ JL Jaini (редактор: FW Thomas), Очерки джайнизма, Джайнское литературное общество, Архив прессы Кембриджского университета, страницы 48-64, 94-95
  16. ^ Энциклопедия восточной философии . Издательство «Глобал Вижн». 2005. с. 329. ИСБН  9788182201132 .
  17. ^ Премьер-министр Джозеф (1997), Джайнизм в Южной Индии, Международная школа дравидийской лингвистики, ISBN   978-8185692234 , стр. 415.
  18. ^ Немичандрасиддхантачакравартин (1989). Дравья Самграха Немичандры Сиддханты Чакраварти . Мотилал Банарсидасс. стр. 74–75. ISBN  9788120806344 .
  19. ^ Jump up to: а б Роберт Уильямс (1998), Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар, Мотилал Банарсидас, ISBN   978-8120807754 , страницы 47-48.
  20. ^ Роберт Уильямс (1998), Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар, Мотилал Банарсидас, ISBN   978-8120807754 , стр. 50.
  21. ^ У. Дж. Джонсон (1995). Безобидные души . Мотилал Банарсидасс. стр. 150–151. ISBN  9788120813090 .
  22. ^ Падманаб С.Джиаини (1998). Джайнский путь очищения . Мотилал Банарсидасс. стр. 118–119. ISBN  9788120815780 .
  23. ^ Многосторонняя мудрость . John Hunt Publishing Co. 2010. с. 90. ИСБН  9781846942778 .
  24. ^ Эдвард Конзе (24 января 1985 г.). Большая Сутра Совершенной Мудрости . Издательство Калифорнийского университета. п. 514. ИСБН  9780520053212 .
  25. ^ Джейми Хаббард (июль 1997 г.). Обрезка дерева Бодхи: буря вокруг критического буддизма . Издательство Гавайского университета. п. 199. ИСБН  9780824819491 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4834d06ec88eadc0a2743b311fb3c7cd__1691903520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/48/cd/4834d06ec88eadc0a2743b311fb3c7cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mithyātva - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)