Митхятва
Митхятва означает «ложная вера» и является важной концепцией в джайнизме и индуизме . [1] Митхятву , утверждает Джаятиртха , нелегко определить как «неопределимое», «несуществующее», «нечто иное, чем реальное», «что невозможно доказать, произведенное авидьей или как ее результат», или как «природу воспринимаемого». в том же локусе вместе со своим абсолютным небытием». [2]
Митхятва — это концепция в джайнизме, отличающая правильное знание от ложного знания, и она параллельна концепциям авидьи в школе веданты индуизма, авивеки в школе санкхьи и майи в буддизме . [3]
Противоположностью митхятвы (ложной веры) является самьяктва (правильная вера). [4]
индуизм
[ редактировать ]Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Митхятва — это концепция, встречающаяся в некоторых школах индуизма. Другие концепции индуизма, близкие по значению к митхьятве, включают концепции авидьи в веданты школе индуизма и авивеки в школе санкхьи . [3]
Невежество порождает авивеку (отсутствие правильного, различающего знания), утверждает школа индуизма Санкхья. Человек совершает поступки, хорошие и плохие, благодаря авивеке , зарабатывает пунью или становится жертвой греха и перерождается. [5] Авивека также означает отсутствие разума, неосторожность или неблагоразумие. Авидья — родственное понятие в школе индуизма Веданта. Авидья и авивека приносят дуккху, то есть страдание.
Мадхусудана Сарасвати в своей «Адваита-сиддхи» дает пять определений митхьятвы, этот термин происходит от слова «митхья», означающего ложный или неопределимый. Ложь — это то, что появляется и позже отрицается или противоречит; нереальное никогда не является объектом опыта, концепция нереального противоречива сама себе. Ложь определяется как не являющаяся локусом ни реальности, ни нереальности, она отличается как от реальности, так и от нереальности. На практике митхятва имеет три средства: а) то, что не существует в трех частях времени: прошлом, настоящем и будущем; б) то, что устранимо знанием; и в) то, что тождественно объекту снятия. В то время как митхья не реальна, но не реальна, митхьятва тождественна сублатабельности. [6] Митхятву также можно понимать как то, что отрицается даже там, где оно существует. Последователи школы Адвайты утверждают, что видимость мира отрицается знанием Брахмана и, следовательно, иллюзорна. Для последователей Вишиштадвайтавады — митхья это восприятие объекта как отличного от его собственной природы. [7]
Школа Адвайты считает, что митхьятва означает ложность мира. Исчезновение ( нивритти ) является необходимой предпосылкой митхьятвы, поскольку то, что ошибочно воспринимается, перестает существовать с появлением правильного знания. Но митхью , или ложность, или митхятву , или ложность мира, нелегко определить как неопределимое или несуществующее или нечто иное, чем реальное, или что не может быть доказано или произведено авидьей ( или как ее следствие) или как природа бытия. воспринимается в том же локусе вместе со своим собственным абсолютным небытием. Противники Адвайты не принимают утверждения о том, что Атман — это просто сознание и не может быть субстратом знания, и настаивают на том, что существование является логическим спутником отсутствия небытия и наоборот, причем эти два являются взаимоисключающими предикатами. , надо признать. Противоположностью нереальности должна быть реальность. [8]
Согласно Адвайте, все, что одновременно познано и снято, есть митхья . Митхятва отрицается даже там, где она встречается. Иллюзорность мира сама по себе иллюзорна. Как только возникает знание Брахмана, и познающий, и познаваемое исчезают. [9]
Доказательством нереальности является непостоянство, неизменностью является Единственная Реальность. Митхятва — это кажущаяся реальность; на уровне высшей истины, когда через понимание митхятвы всех ограничивающих дополнений (упадхи) имени и формы, т. е. тех, которые относятся к индивидуальному телу-умам ( твам ), а также к господству Брахмана ( тат Для чистого Сознания все кажется не чем иным, различия Дживы и Ишвары больше не применимы, и именно Парам Брахман , самая сущность Самого Господа, является конечной реальностью. В Адвайте метод выявления нереальности ( митхятва ) вещей включает в себя идею изменения и постоянства, т.е. того, что отклоняется, а что сохраняется. [10]
Митхятва означает «иллюзорность». Адвайта утверждает, что только Брахман реален, множественность вселенной объясняется тем, что вселенная иллюзорна, вселенную можно познать; все, что познано, иллюзорно. Вселенная отличается от реальной, а реальная Вселенная неопределима. Веданта Дешика опровергает это утверждение, поскольку не существует такой сущности, которая была бы ни реальной, ни нереальной. Вселенная, отличная от Брахмана, неразрывно связана с Брахманом. [11] Бадараяна ( Брахма Сутра III.ii.28) утверждает, что между Дживой и Брахманом существует различие, а также неразличие, как и отношение света к его субстрату или источнику, поскольку оба они светящиеся, один ограничен, а другой - все. -проникающее, всепроникающее реально и бессмертно. Риши Дамано Ямаяна ( Ригведа X.xvi.4) настаивает на том, что все должны знать о той части тела, которая бессмертна; бессмертная часть тела — это Атман или Брахман , частью она называется потому, что без нее не может быть жизни в теле. [12] Вачаспати из школы Бхамати утверждает, что, хотя иллюзия скрывает, митхьятва означает «сокрытие», реальная природа познаваемого объекта скрыта, что приводит к непониманию разницы между реальными и нереальными объектами. Падмапада школы Виварны к чувству сокрытости добавляет ощущение невыразимости, намекая тем самым на снимаемость иллюзии. [13] Если термин анирвакания определяется Адвайтой как природа отличия от сат и асат по сути, что является природой митхьятвы , тогда элемент различия должен быть реальным. Хотя Джаятиртха утверждает, что нет никаких препятствий для обоснованности опыта различия, факт остается фактом: различие не может быть атрибутом объектов. Мадхавачарья заключает, что различие — это не что-то, что выходит за рамки содержания объекта или того, что обычно считается составляющим его сущность, которая в восприятии представляет собой сумму его отличий от других. Восприятие предмета тождественно восприятию его отличия от всех других. [14]
Джайнизм
[ редактировать ]Часть серии о |
Джайнская философия |
---|
![]() |
Концепции |
|
Люди |
|
Митхятва — важная концепция ложного знания в джайнизме. [15] Джайнский ученый Хемачандра определил митхятву как «веру в ложных божеств, ложных гуру и ложные писания». [4]
Джайнизм описывает семь типов верований — митхятва , сасвадана-самьяктва , мишра-митхятва , кашопашмика-самьяктва , аупшамика-самьяктва , ведак-самьяктва и кшайик-самьяктва . Митхятва , что означает ложное или неправильное убеждение, — это изначальное и безначальное состояние души, состоящее из ошибочного мировоззрения, на этой стадии душа находится в духовном сне, не осознавая своего собственного рабства. [16]
митхятва , или «ложная вера, заблуждение», в джайнизме бывает пяти видов: Согласно одной классификации, [1] [17] [18]
- Эканта (односторонняя вера, не принимая во внимание другие стороны или аспекты истины),
- Випарита (вера в противоположность тому, что правильно),
- Винайя (универсальное принятие всех правильных или неправильных убеждений/религий, не исследуя их, уделяя внимание только поведению),
- Самсая (когда есть сомнение в том, правильный или неправильный курс, неустоявшаяся вера, скептицизм) и
- Аджнана (безразличие к правильным или неправильным убеждениям).
Шветамбара- джайны по-разному классифицируют категории ложных убеждений в рамках митхятвы : Абхиграхика (вера, ограниченная собственными писаниями, которые они могут защищать, но отказывающаяся изучать и анализировать другие писания); Анабхиграхика (вера в то, что ко всем богам, учителям, писаниям необходимо проявлять равное уважение); Абхинивишека (вера тех, кто может различать, но отказывается делать это из-за предубеждений); Самсайика (состояние колебаний или неуверенности между различными противоречивыми, непоследовательными убеждениями); и Анабхогика (врожденные, дефолтные убеждения, которые человек не продумал самостоятельно). [19]
Дигамбара -джайны классифицируют категории ложных убеждений в рамках митхятвы на семь: экантика (абсолютная, односторонняя вера), самсайка (неопределенность, сомнение в правильности или неправильности курса, неустоявшаяся вера, скептицизм), вайнайика (вера в то, что все боги, гуру и писания схожи), Грита (убеждение, возникающее исключительно из привычек или по умолчанию, без самоанализа), Випарита (вера в то, что истинное — ложное, ложное — истинное, все относительно и приемлемо), Найсаргика (вера в то, что живые существа лишены сознания и не могут отличать добро от зла), Мудха-дришти (вера в то, что насилие и гнев могут запятнать или повредить мысли, божественные, гуру или дхарму ). [19]
Митхятва — одна из трех вещей в джайнизме, которые являются вредными стимулами и отвлекают человека от достижения правильной веры и правильного знания. Две другие вещи, которые отвлекают, — это майя (обман) и нидана (жажда славы и мирских удовольствий). [20]
В одном джайнском тексте перечислены 28 видов мохания (вводящих в заблуждение) карм , которые мешают истинному восприятию реальности и чистоте души, даршана мохания карман , которые препятствуют проникновению души в свою собственную природу и, следовательно, считаются разрушительными и являются митхятва карман. . Термин митхьятва , означающий «извращенность», обычно используется для обозначения идеи авидьи наряду с митьядаршаной или митьядришти (неправильным воззрением), даршанамохой (заблуждением видения), мохой (заблуждением) и т. д.; Состояние митьятвы проявляется как фундаментальная тенденция видеть вещи не такими, какие они есть на самом деле (Таттва Сутра 8:9). [21] Такие страсти, как отвращение (двеша) и привязанность (рага), которые еще называют преследователями из безграничного прошлого (анантанубандхи), действуют в сочетании с митхьятвой. [22] Митхятва — это одностороннее или извращенное мировоззрение, порождающее новые слои кармы и рассматриваемое в джайнизме как корень человеческого высокомерия. [23]
буддизм
[ редактировать ]Митхятва не является распространенным термином в буддизме, но его упоминание подразумевает обман. Более распространенный термин — Майя. Митхятва, согласно Абхидхармакоше , означает перерождение в аду, либо в виде животного, либо в виде преты . [24] Ратнаготравибхагха называет митхятву состоянием зла. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дж. Л. Джайни (редактор: Ф. В. Томас), Очерки джайнизма, Джайнское литературное общество, Архив прессы Кембриджского университета, стр. 94
- ^ Б.Н.Кришнамурти Шарма (2000). История школы веданты Двайта и ее литература . Мотилал Банарсидасс. п. 167.ISBN 9788120815759 .
- ^ Jump up to: а б Дж. Л. Джайни (редактор: Ф. В. Томас), Очерки джайнизма, Джайнское литературное общество, Архив прессы Кембриджского университета, стр. 48-58
- ^ Jump up to: а б Роберт Уильямс (1998), Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120807754 , стр. 47.
- ^ ББПаливал (декабрь 2005 г.). Послание Пуран . Карманные книги с бриллиантами. п. 212. ИСБН 9788128811746 .
- ^ Бина Гупта (1995). Восприятие в Адвайта Веданте . Мотилал Банарсидасс. стр. 131–132. ISBN 9788120812963 .
- ^ СМСриниваса Чари (1988). Таттвамуктакальпа . Мотилал Банарсидасс. стр. 261–263. ISBN 9788120802667 .
- ^ Б.Н.Кришнамурти Шарма (2000). История школы веданты Двайта и ее литература . Мотилал Банарсидасс. п. 167.ISBN 9788120815759 .
- ^ Джон А. Граймс (1990). Семь великих неудач: Сапта-виддха Анупапатти . Мотилал Банарсидасс. стр. 60–62. ISBN 9788120806825 .
- ^ Майкл Комминс (2000). Метод ранней Веданты . Мотилал Банарсидасс. п. 260. ИСБН 9788120817227 .
- ^ СМСриниваса Чари (1999). Адвайта и Вишистадвайта: исследование на основе «Сатадушани» Веданты Дешики . Мотилал Банарсидасс. п. 100. ИСБН 9788120815353 .
- ^ Равиндер Кумар Сони (2008). Просвещение знаний Книги ГБД. стр. 100-1 76, 90. ISBN 9788188951208 .
- ^ Пуласт Суба Рудумам (2002). Школы Бхамати и Виварна Адвайта Веданты: критический подход . Мотилал Банарсидасс. п. 116. ИСБН 9788120818903 .
- ^ Чен-чи Чанг (1991). Сокровищница махьяна-сутр . Мотилал Банарсидас. ISBN 9788120809369 .
- ^ JL Jaini (редактор: FW Thomas), Очерки джайнизма, Джайнское литературное общество, Архив прессы Кембриджского университета, страницы 48-64, 94-95
- ^ Энциклопедия восточной философии . Издательство «Глобал Вижн». 2005. с. 329. ИСБН 9788182201132 .
- ^ Премьер-министр Джозеф (1997), Джайнизм в Южной Индии, Международная школа дравидийской лингвистики, ISBN 978-8185692234 , стр. 415.
- ^ Немичандрасиддхантачакравартин (1989). Дравья Самграха Немичандры Сиддханты Чакраварти . Мотилал Банарсидасс. стр. 74–75. ISBN 9788120806344 .
- ^ Jump up to: а б Роберт Уильямс (1998), Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120807754 , страницы 47-48.
- ^ Роберт Уильямс (1998), Джайна-йога: обзор средневековых шравакачар, Мотилал Банарсидас, ISBN 978-8120807754 , стр. 50.
- ^ У. Дж. Джонсон (1995). Безобидные души . Мотилал Банарсидасс. стр. 150–151. ISBN 9788120813090 .
- ^ Падманаб С.Джиаини (1998). Джайнский путь очищения . Мотилал Банарсидасс. стр. 118–119. ISBN 9788120815780 .
- ^ Многосторонняя мудрость . John Hunt Publishing Co. 2010. с. 90. ИСБН 9781846942778 .
- ^ Эдвард Конзе (24 января 1985 г.). Большая Сутра Совершенной Мудрости . Издательство Калифорнийского университета. п. 514. ИСБН 9780520053212 .
- ^ Джейми Хаббард (июль 1997 г.). Обрезка дерева Бодхи: буря вокруг критического буддизма . Издательство Гавайского университета. п. 199. ИСБН 9780824819491 .