Сухлал Сангви
Пт. Сухлал Сангви | |
---|---|
Пандит Сухлалджи | |
Рожденный | |
Умер | 2 марта 1978 г. | ( 97 лет
Род занятий | Писатель, философ, редактор, лингвист и ученый |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
![]() |
Сухлал Сангхви (8 декабря 1880 — 2 марта 1978), также известный как Пандит Сухлалджи , был джайнским учёным и философом. Он принадлежал к Стханакваси секте джайнизма . [1] Пандит Сухлал потерял зрение в шестнадцать лет из-за оспы. Однако он упорствовал, глубоко разбирался в джайнской логике и дослужился до профессора в индуистском университете Банараса. Пол Дандас называет его одним из самых проницательных современных интерпретаторов джайнской философии . [2] Дандас отмечает, что Сангхави представляет собой то, что сейчас кажется практически утраченным научным и интеллектуальным миром. [3] Он был наставником известного джайнского ученого Падманабха Джайни . За свою жизнь он завоевал такие награды, как премия Сахитьи Академи , а также получил признание правительства Индии, получив Падмы Бхушана премию . Сухлалджи был также известен как Прагначаксу, потому что он был очень образован, несмотря на то, что был инвалидом по зрению.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Сухлал родился в деревне Лимли района Сурендранагар , Гуджарат, 8 декабря 1880 года (пятый день светлого дня месяца Маргширш в Викрам Самвате 1937 года). [4] Он принадлежал к общине Виза Шримали Ваник (торговому сообществу) Гуджарата. [ нужна ссылка ] Его родителями были Талши Сангви и его первая жена Манибен. Его мать умерла, когда ему было четыре года. Его воспитывал в Лимли его дальний родственник Муджибхай из Сайлы . Он потерял зрение из-за заражения оспой , когда ему было шестнадцать. Это сделало его более интроспективным, и он посвятил свою жизнь обучению. [4]
Образование
[ редактировать ]Он посещал беседы джайнских монахов и изучал священные писания с помощью чтеца. В 1904 году он присоединился к Шри Яшовия Джайну санскритской Патшале в Бенарасе , где изучал философию и лингвистику, сосредоточив свои ранние годы на освоении Сиддха-Хема-вьякараны, текста восьмого века по пракрита . грамматике [5] Помимо грамматики, он изучал Таркасамраху , Муктавали и Вьяптичакру с различными комментариями. Он также стал хорошо знаком с такими эпосами, как Рагхувамша , Магхакавья и Наишадхачаритам , помимо Аламкарашастры и Коши . Для дальнейшего обучения он отправился в Митхилу в 1911 году, где учился у ученого Балакришны Мишры, а затем в Варанаси , где начал переводить и комментировать произведения джайнской литературы и философии. [5] Позже он отправился в Агру , где редактировал важные джайнские произведения, такие как Панчапратикрамана , первые четыре Карма-грантхи Девендрасури. и Йогадаршана и Йогавимшика Харибхадры . Сури [4] После сдачи экзамена на Ньяячарью он продолжил преподавать в джайнских патшалах, где среди его учеников были будущие ученые-монахи, такие как Муни Джинвиджай , Муни Лалитвиджай и Муни Пуньявиджай. [6]
Карьера учёного и философа
[ редактировать ]В 1922 году он присоединился к Пурататтве Мандиру из Гуджарата Видьяпита в качестве профессора индийской философии . Здесь он издал «Санаматитарку» Сиддхасены Дивакары в пяти томах, содержащих ценные указатели и приложения. В этой задаче ему помогал Пандит Бечардасджи. [5] С 1934 по 1944 год он был заведующим кафедрой джайнской философии в индуистском университете Бенараса . [5] Большую часть своего времени он посвятил написанию и редактированию ряда ценных работ на санскрите, хинди и гуджарати. Он отредактировал «Таттвартхасутру» и «Ньяяватару» на гуджарати с текстами и переводами. Он отредактировал «Прамана-мимамсу» Хемачандры с подробным введением и примечаниями. Он не только исправил первоначальные чтения с помощью фотокопий оригинальных рукописей, но и дал другие сравнительные чтения. Он критически отредактировал «Татавапаплаву» Джаяраши — систематический труд о чарваках , принесший ему широкое признание. Он пролил новый свет на историю буддийской философии , отредактировав комментарий Арчаты к Дхармакирти » « Хетубинду . После выхода на пенсию из индуистского университета Банарас в 1944 году он вернулся в Бхаратия Видья Бхаван , где работал с джайнским монахом Ачарьей Джинавиджаяджи. В 1957 году Сукхлалджи был приглашен Университетом магистратуры Бароды прочитать пять лекций по индийской философии, которые были опубликованы на гуджарати (1951), хинди (1971) и английском (1977). Его научные лекции или Атма-Параматма и Садхана , прочитанные в Гуджарате Видьясабхе, также были опубликованы на хинди и гуджарати под названием Адхьятма вичарана. Бомбейский университет также пригласил его для чтения лекций по Ачарье Харибхадре , которые были опубликованы как на гуджарати (1961 г.), так и на хинди (1966 г.). .
Сборник его критических эссе о религии, философии, путешествиях и критике, включающий почти всю часть его сочинений на гуджарати, был опубликован под названием «Даршан ане Чинтан» («Философия и размышления»). Эта книга получила премию Сахитья Академии в Гуджарате в 1958 году. [5] Эссе в этом сборнике затрагивали несколько тем, включая скотоводство, неприкасаемость, права женщин и языковую политику в Индии. [5]
Наследие и влияния
[ редактировать ]Юного Сукхлалджи вдохновили труды Пандита Натурама Преми , который должен был стать близким другом семьи. Сухлалджи придерживался несектантской позиции и имел хорошие отношения со многими учеными дигамбара, такими как Премиджи, и соблюдал их взаимное уважение: [7]
- «Он (Премиджи) считался пандитом — знатоком джайнской традиции. Для меня это было сюрпризом! Как могли его сочинения быть такими беспристрастными и смелыми? Я познакомился со многими джайнскими друзьями и учеными, но до этого момента За исключением некоторых, я не встречал ни одного ученого, который был бы столь же несектантским или бесстрашным, как Премиджи. Поэтому у меня сложилось мнение, что невозможно найти джайнского ученого, который был бы несектантским и бесстрашным, как Премиджи. постепенно заставил меня осознать, что у меня было неправильное представление. Это была главная причина моего влечения к нему.
- [...]
- Мы прекрасно понимали традиции друг друга, но у нас не было никаких сектантских связей».
Сухлалджи также был наставником трех ученых джайнизма — Махендракумара Ньяячарьи, Падманабха Джайни и Далсуха Мальвании . Из них второй и третий были его прямыми учениками. Сухлалджи всегда настаивал на изучении Палийского канона для понимания джайнизма и поощрял молодого Падманабха Джайни посетить Шри-Ланку для изучения буддизма . [8] Автор Б.К. Матилал отмечает, что Сухлалджи выступал за «беспристрастное историческое сравнительное исследование любого санскритского философского текста» и отметил в своем предисловии к «Передовым исследованиям индийской логики и метафизики» (1961) : [9] «Я пришел к твердому убеждению, что изучение любой философской системы неизбежно требует определенных предпосылок, и к числу этих предпосылок относится достаточно точное понимание исторических взаимоотношений между различными философскими системами Индии».
Он был известен своей обширной образованностью, хорошей ученостью, замечательной памятью и тем, что был очень этичным и добросовестным человеком. Пандит Сухлалджи работал с огромным количеством ученых и был хорошим другом со всеми из них, хотя и не всегда с ними соглашался. Среди светил, с которыми он работал, - Муни Джинвиджай , Муни Пуньявиджая, Ачарья Прем Сури , Пандит Натурам Преми , Пандит Джугалкишор Мухтар, доктор Хиралал Джайн, доктор АН Упадхье, доктор Махендракумар Ньяячарья, профессор доктор Падманабх Джайни , доктор Далсух. Дахьябхай Мальвания и доктор Нагин Дж. Шах.
Награды и докторские степени
[ редактировать ]- В 1947 году он был награжден золотой медалью Виджая Дхарма Сури Джайн Сахитья.
- Ему была присвоена степень доктора литературы. Университетом Гуджарата в 1957 году, Университетом Сардара Пателя в 1967 году и Университетом Саураштры в 1973 году.
- Его поклонники основали в его честь Пандита Шри Сухлалджи Саммана Самити, и он был удостоен чести в 1957 году в Бомбее под председательством доктора Радхакришнана. По этому случаю ему подарили мешок в семьдесят тысяч рупий. На эту сумму Пандитджи основал Gnanodaya Trust и решил использовать эту сумму для расширения и создания индийской религии и философии.
- Сахитья Академи , Национальная академия литературы Индии, наградила его премией Сахитья Академи и премией в пять тысяч рупий за его Даршан ане Чинтан , сборник философских эссе в 1958 году. [10] Правительство Бомбея также вручило ему премию за эту работу.
- Правительство Индии назначило ему пенсию в 1961 году, вручив ему Почетную грамоту по санскриту.
- Правительство Индии удостоило его чести, наградив Падму Бхушана в 1974 году. [11] [12]
- В 1975 году Нав Наланда Вихар из Бихара присвоил ему титул Видья Варидхи.
Президент Индии , д-р Радхакришнан известный философ и ученый, воздал должное Сукхлалджи, сказав, что его жизнь была жизнью аскета, совершающего Джнанаяджну (Поклонение Знанию). [13]
Работает
[ редактировать ]Сухлалджи был плодовитым писателем. Он отредактировал и перевел множество текстов с санскрита на гуджарати и хинди . Неполный список его работ приведен ниже:
- Перевод » Умасвати « Таттвартхасутры на гуджарати и хинди.
- Сангви, Сухлал (1974). Комментарий к Таттвартха-сутре Вачаки Умасвати . пер. К. К. Диксит. Ахмадабад: Институт индологии LD.
- Перевод и редактирование Санматитарки Сиддхасены Дивакары .
- Перевод и редактирование криты Ведавадаватримшики Сиддхасена Дивакары.
- С. Дивакара и С. Сангви (1945). Сиддхасена Дивакара Крита Ведавадваттримшика . Мумбаи, Бхаратия Видья Бхавана.
- Перевод и редактирование Ньяяватара-сутры Сиддхасены Дивакары (О джайнской логике, санскритский текст и объяснение на гуджарати)
- Сиддхасена Дивакара и Сукхалала Сангви. 1995. Ньяяватара Сутра. Шри Шветамбар Муртипуяка Грантхамала-интернат, 7. Ахмадабад: Серия образовательных исследований Шарадабена Чиманабхай.
- Пацифизм и джайнизм . Издатель: Общество джайнских культурных исследований, индуистский университет Банарас , 1950 год.
- Самадж Дхарма ане Санскрути (Общество, религия и культура) Издатель: Гурджар Грантхратна Карьялайя - Ахмадабад
- Анекант Чинтан Издатель: Гурджар Грантратна Карьялайя – Ахмадабад
- Кармагрант Девендрасури (4 части – Кармвипак Кармстав Бандхсвамитва и Шадшитик) - Перевод на хинди с санскрита. Издатель: Паршванатх Видхьяшрам - Варанаси
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джайни, Падманабх (2000). Сборник статей по джайнским исследованиям . Дели: Motilal Banarsidass Publ. ISBN 81-208-1691-9 . Предисловие с. ты
- ^ Дандас, Пол; Джон Хиннелс изд. (2002). Джайны . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-26606-8 .
{{cite book}}
:|author2=
имеет родовое имя ( справка ) стр. 228 - ^ Джайни p.vi
- ^ Перейти обратно: а б с Мохан Лал (2006). Энциклопедия индийской литературы, Том 5 . Нью-Дели: Сахитья Академи. ISBN 81-260-1221-8 . п. 4215
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сухлалджи, Пандит; Триведи, В.Р. (1959). «Даршан Ане Чинтан» . Индийская литература . 2 (2): 76–78. ISSN 0019-5804 . JSTOR 23329330 .
- ^ Уайли, Кристи (2006). Джайнизм от А до Я. Дели: Vision Books (первоначально опубликовано Scarecrow Press). ISBN 81-7094-690-5 . OCLC 422763446 . п. 190
- ^ Проспект джайнских исследований (выпуск за январь – апрель 2006 г.)
- ^ Джайни, Падманабх (2000). п. VII
- ^ Матилал, Бимал Кришна (1990). Логика, язык и реальность: индийская философия и современные проблемы . Дели: Motilal Banarsidass Publ. ISBN 81-208-0717-0 . п. xv
- ^ «Лауреаты Академии Сахитьи» . Сахитья Академия . Архивировано из оригинала 28 августа 2009 года . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Лауреаты Падмы Бхушана» . Министерство связи и информационных технологий . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Список лауреатов премии Падма 2009» . Индус . 26 января 2009 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2009 г. Проверено 23 октября 2009 г. п. 48
- ^ Мохан Лал (2006). Энциклопедия индийской литературы, Том 5 . Нью-Дели: Сахитья Академи. ISBN 81-260-1221-8 . п. 4216
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1880 рождений
- 1978 смертей
- Индийские писатели-джайны XX века
- Индийские писатели-джайны XIX века
- Индийские писатели-мужчины
- Писатели на гуджаратском языке
- Индийские переводчики XIX века
- Лауреаты Премии Сахитья Академи в Гуджарати
- Лауреаты Падма Бхушан в области литературы и образования
- Ученые джайнизма
- Индийские философы XX века
- Индийские ученые-санскритологи
- Жители района Сурендранагар
- Индийские переводчики XX века
- Писатели из Гуджарата
- Слепые учёные и академики
- Слепые писатели
- Индийские писатели-инвалиды
- Индийские слепые люди