Баня (каста)
Bania (also spelled Baniya , Banija , Banya , Vaniya , Vani , Vania and Vanya ) [1] — торговая каста, в основном выходцы из индийских штатов Гуджарат и Раджастхан , с сильными диаспоральными общинами в Уттар-Прадеше , Мадхья-Прадеше , Западной Бенгалии , Махараштре (в основном Мумбаи ) и других северных штатах. [2] [3] [4] Традиционно основными занятиями общины являются торговцы , банкиры , ростовщики и (в наше время) владельцы коммерческих предприятий . [5] [6]
Этимология
Термин бания на хинди происходит от санскритского vaṇija («торговец»), тогда как марвари банья и гуджаратский ванийо происходят от санскритского vanija («торговец»). [7] Сообщество также известно под термином «ваник». [8]
В Бенгалии термин «Бания» является функциональным обобщением для ростовщиков, местных банкиров, читателей бакалейных товаров и специй, независимо от касты. [2]
Общество

Сообщество состоит из нескольких подкаст, включая Агарвал , Кхандельвал , Махешвари , Освал , Порвад и Шримали Банияс и другие. [3] [9] [10] [11] Традиционно (по крайней мере, с 15 века) гуджаратские бания имели 84 подразделения (как и гуджаратские брахманы), хотя многие из них были просто шаблонными. Подкасты также делятся на подразделения Виза и Даса, которым тоже много веков, и которые запрещают смешанные браки. [12]
Бания как каста представляют собой либо джайнов, либо индуистов, а другие торговые группы, хотя и имеют некоторое совпадение в деловых и культурных практиках, резко отличаются от идентичности Бания. [13] Однако термин бания исторически применялся к другим торговым сообществам, принадлежащим к другим религиям или кастам. [14] все индуистские баниасы являются вайшнавами и последователями с Пуштимарга Валлабхачарьи Большинство или 16 века. [15] [14] Историки предполагают, что вайшнавы-вании Гуджарата являются потомками ныне вымерших буддийских торговцев, которые раньше проживали в этом регионе. [14]


Бания являются вегетарианцами, и некоторые группы имеют более строгие ограничения на продукты, которые можно употреблять. Они также стараются не убивать насекомых при приготовлении и употреблении пищи. [16]
Банияс были известны своей трудолюбивостью и бережливостью. На одежду, еду и мебель будут производиться лишь минимальные расходы. [16]
Днем мальчиков из Бании отправляли в школы под названием патшалы , где они обучались деловым навыкам и привычкам. Они научились читать и писать, а также тайным купеческим письменам, спрятанным от небанийцев. Они также изучили шифры , бухгалтерский учет и арифметику . Правильность математических расчетов была чрезвычайно важна для Банияса, и они изучили различные методы и приемы, чтобы иметь возможность выполнять сложную арифметику в уме. Мальчикам также был привит коммерческий дух, поскольку они узнали, что главной целью жизни является приобретение богатства, и только выгодные сделки имеют смысл. После школьных занятий мальчики проводили время в семейном магазине и изучали бизнес. После завершения образования мальчики пытались начать свой собственный бизнес, и в случае успеха им разрешалось управлять семейным бизнесом. [16]
Когда Банияс совершал сделки, они часто имели сомнительные качества, позволявшие накопить множество небольших прибылей. К ним относятся недовесы, фальсификация продукции, регулярное занижение суммы погашения долга. Они также были известны тем, что хорошо разговаривали с другими, но не были агрессивными. Они очень скрытно относились к своим деловым счетам и использовали секретные подлинники или неразборчивый почерк. Часто велось два комплекта бухгалтерских книг: один для показа чиновникам в случае необходимости, а другой только для семьи. Деловые отношения велись внутри семьи, и в случае споров другие Бания выступали в качестве арбитра, чтобы сохранить деловые сделки в тайне от не-Бания. Их предпочтение компромиссам вместо конфронтации часто приводило к тому, что не-банияс считали их трусливыми. [16]
Чтобы подготовиться к дальнейшему успеху в бизнесе, Банияс также должен был иметь высокий уровень доступа к информации. У них были посланники, разведывательные сети и почтовые службы, чтобы как можно раньше узнавать о любых важных знаниях. Подобная информация часто использовалась в спекуляциях на фьючерсных биржах , которые, в свою очередь, иногда превращались в азартные игры. [16]

Честь была очень важна для Банияса, которого они называли абру . Их честь была связана с их кредитоспособностью, которая ценилась выше, чем их жизнь. Обанкротившаяся Бания подвергалась стигматизации, а тех, кто был уличен в нечестности по отношению к другой Бании, бойкотировали, банкротили и подвергали стигматизации. Честь также была связана с социально-религиозным поведением, поскольку высоко ценились поддержание брачных отношений внутри общины, наличие сильного патриарха и приверженность религиозным принципам. [16]
Богатые Бания тратили большие суммы денег только на конкретные цели: проведение пиров, покупка украшений (в основном для женщин), строительство хавели , а наиболее почетными были пожертвования на религиозные цели, такие как храмы или религиозные праздники. Такая демонстрация богатства позволяла Баниясу продемонстрировать свой статус и высокую честь. [16]
Бания были очень религиозными, а верования, ритуалы, молитвы и церемонии джайнов и вайшнавов часто были очень похожи. Пуштимарг- вайшнавы совершали эмоциональное служение Кришне . , а джайны были строгими и следовали джайнским обетам Лакшми Пуджа проводилась Баниясом, поскольку считалось, что Лакшми дарует семье богатство и благополучие. [16]
По словам Басу, посторонние рассматривают культуру гуджаратских Банияс двойственно, заявляя, что «с одной стороны, она отрицательно связана с ростовщичеством и коммерческим расчетом, а с другой, она несет в себе положительные коннотации с джайнскими и вайшнавскими религиозными традициями, которые придают особое значение акцент на ценностях вегетарианства, ненасилия ( ахимса ) и чистоты». [14]
Они описаны как принадлежащие к вайшья- варне. [17]
Известные люди
- Таккар Феру (начало 14 века), казначей, директор монетного двора и автор нумизматики при дворе Алауддина Халджи. [18]
- Семья Джавери
- Шантидас Джавери (1584–1659), индийский ювелир, торговец слитками и ростовщик. [19]
- Хушалчанд Джавери (1680–1748), индийский ювелир и финансист. [20]
- Лалбхай Далпатбхай (1863-1912), гуджаратский промышленник [19]
- Семья Джагата Сета , семья купца, банкира и ростовщика из Бенгалии. [21]
- Гирдхар (1787–1852), гуджаратский поэт [22]
- Семья Ганди [23]
- Карамчанд Ганди (1822-1885) [23]
- Махатма Ганди (1869-1948), борец за независимость Индии. [23]
- Кастурба Ганди (1869-1944) [24]
- Премчанд Ройчанд (1832–1906), индийский бизнесмен XIX века и основатель Бомбейской фондовой биржи . [25]
- Карсандас Мулджи (1832-1871), гуджаратский писатель и социальный реформатор. [26] [примечание 1]
- Мангалдас Натубхай (1832–1890), гуджаратский торговец из Бомбея. [28]
- Харговиндас Кантавала (1844-1930), гуджаратский писатель [26]
- Семья Бирла , известная семья бизнесменов и промышленников. [29] [примечание 2]
- Лала Ладжпат Рай (1865–1912), борец за независимость Индии. [31] [32]
- Кришналал Джавери (1868-1957), индийский ученый и судья. [33]
- Сет Хукумчанд (1874-1959), индийский промышленник [34]
- Валчанд Хирачанд (1882-1953), индийский промышленник и основатель группы Walchand. [35] [36]
- Майтхили Шаран Гупт (1886–1964), поэт на хинди. [37]
- Семья Сарабхай , известная деловая семья. [38]
- Анасуя Сарабхай (1885–1972) [39]
- Амбалал Сарабхай (1890–1967) [39]
- Викрам Сарабхай (1919–1971), индийский учёный и основатель ISRO . [40]
- Рам Манохар Лохия (1910–1967), борец за независимость Индии. [41]
- Семьи Далмиа и Саху Джайны , семьи промышленников [42]
- Дхирубхай Амбани (1932–2002), индийский бизнесмен ХХ века. [43]
- Амит Шах (1964-настоящее время), индийский политик. [44] [45]
- Арвинд Кеджривал (1968-настоящее время), индийский политик и нынешний главный министр Дели . [46]
- Бридж Бехари Прасад , бывший министр науки и технологий в Лалу Прасада Ядава . кабинете [47]
См. также
Примечания
- ↑ Карсандас Мулджи был исключен из своей касты за поездку в Англию в 1862 году, и он так и не попытался воссоединиться. [27]
- ↑ Бирлы были изгнаны из своей касты в 1922 году, когда Рамешвар Дас Бирла женился на женщине из Колвара. [30]
Ссылки
- ^ Хейнс, Дуглас Э. (30 октября 1991 г.). Риторика и ритуалы в колониальной Индии: формирование общественной культуры в городе Сурат, 1852–1928 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-06725-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Шрейдер, Хейко (1997). Изменение финансового ландшафта в Индии и Индонезии: социологические аспекты монетизации и рыночной интеграции . ЛИТ Верлаг Мюнстер. п. 68. ИСБН 978-3-8258-2641-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Хэнкс, Патрик (8 мая 2003 г.). Словарь американских фамилий . Издательство Оксфордского университета. стр. xcvi, 103. ISBN. 978-0-19-977169-1 .
Баниас северной Индии на самом деле представляет собой группу из нескольких общин, из которых Агарвал Баниас, Освал Баниас и Порвал Баниас упоминаются отдельно в связи с определенными фамилиями.
- ^ Другие цитаты о родном регионе и регионе диаспоры.
- Энтони Вебстер; Ульбе Босма; Хайме де Мело (13 октября 2015 г.). Товары, порты и азиатская морская торговля с 1750 года . Пэлгрейв Макмиллан. п. 161. ИСБН 9781137463920 .
К концу восемнадцатого века большое количество купцов бании и парсов переехало в Бомбей.
- Аникет Ага (2021). Генетически модифицированная демократия: трансгенные культуры в современной Индии . Издательство Йельского университета. п. 187. ИСБН 9780300262582 .
- Джеффри, Роджер; Джеффри, Крейг; Лерш, Йенс (31 марта 2014 г.). Провал развития и политика идентичности в Уттар-Прадеше . Публикации SAGE . п. 74. ИСБН 978-93-5150-428-3 .
- Махавир Сингх (2005). Дом вдали от дома: внутреннее перемещение людей в Индии . Институт азиатских исследований Мауланы Абула Калама Азада. п. 61. ИСБН 9788179750872 .
Джон Малкольм, британский путешественник, писал в 1829 году: «Почти каждый бизнесмен в Мадхья-Прадеше является банией. Большинство из них — марвари из Раджастана, некоторые из Гуджарата.
- Энтони Вебстер; Ульбе Босма; Хайме де Мело (13 октября 2015 г.). Товары, порты и азиатская морская торговля с 1750 года . Пэлгрейв Макмиллан. п. 161. ИСБН 9781137463920 .
- ^ Хардиман, Дэвид (1996b). «Ростовничество, нищета и голод в Западной Индии» . Прошлое и настоящее (152): 113–156. дои : 10.1093/прошлое/152.1.113 . ISSN 0031-2746 . JSTOR 651058 .
- ^ Чизмен, Дэвид (1982). « Вездесущая Баня: сельские ростовщики в Синде девятнадцатого века» . Современные азиатские исследования . 16 (3): 445–462. дои : 10.1017/S0026749X00015262 . ISSN 0026-749X . JSTOR 312116 . S2CID 145722413 .
- ^ Тернер, Ральф Лилли (1962–1985). Сравнительный словарь индоарийских языков . Издательство Оксфордского университета. стр. 655, 670.
- ^ Хардиман 1996 , с. 62.
- ^ Прадеш (Индия), Мадхья; Кришнан, В.С. (1971). Справочники округа Мадхья-Прадеш: Приложение . Центральная правительственная пресса. п. 142.
- ^ Котани, Хироюки (2002). «Сельская и городская кастовая структура в Индии восемнадцатого-девятнадцатого веков: Декан и Гуджарат». В Паниккаре, Кнессет; Байрс, Теренс Дж.; Патнаик, Утса (ред.). Создание истории: эссе, представленные Ирфану Хабибу . Гимн Пресс. п. 196.
- ^ Шах, AM (1998). Семья в Индии: критические очерки . Ориент Лонгман. п. 136.
Например, так же, как были Модх-ваниасы, были модх-брахманы, а также кхадаят-ваниасы и кхадаята-брамины, Шримали-ваниасы и Шримали-брамины, нагар-ваниасы и нагар-брамины и так далее.
- ^ Хардиман 1996 , с. 63.
- ^ Хардиман 1996 , с. 63-67.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тамбс-Лич, Гарольд. «Торговля и купечество». В Якобсене, Кнут А.; Басу, Хелен; Малинар, Анжелика; Нарайанан, Васудха (ред.). Интернет-энциклопедия индуизма Брилла . Брилл.
- ^ Раджив Бхаргава; Амия Кумар Багчи; Р. Сударшан (1999). Мультикультурализм, либерализм и демократия . Издательство Оксфордского университета. п. 228. ИСБН 978-0-19-564824-9 .
Большинство индуистских баний Гуджарата в девятнадцатом веке были последователями Валлабхчарьи из секты вайшнавов; остальные были джайнами или шраваками.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хардиман, Дэвид (1996). Кормление бании: крестьяне и ростовщики в Западной Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 62–92.
- ^ Цитаты, упоминающие касту вайшьев :
- Лоуренс А. Бэбб (1975). Божественная иерархия: популярный индуизм в Центральной Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 15. ISBN 9780231038829 .
Термин Баниа обычно используется для обозначения торговых каст в Северной и Центральной Индии, и этим кастам предоставляется статус вайшьев в системе варн.
- Иравати Карве (1990). Организация родства в Индии . Мунширам Манохарлал. п. 7. ISBN 9788121505048 .
Вайшьи обычно носят разные имена: Вайшья, Баниа, Вани, Сетхи и Шетти.
- Луис Кабрера (2020). Скромный космополит: права, разнообразие и трансгосударственная демократия . Издательство Оксфордского университета. п. 27. ISBN 978-0-19-086950-2 .
Бания, также пишется как бания, — это купеческая каста или община в профессиональной варне вайшьев.
- Клара Нири (2023). Автобиографическое построение личности Ганди: история его экспериментов с истиной . Международное издательство Спрингер. п. 87. ИСБН 9783031227868 .
Банья — это подкаста (или джати) касты вайшьев (или варны). Вайшьи традиционно относятся к купеческому классу и занимают третье место в иерархии четырех варн традиционного индуизма.
- Перепись Индии, 1961 г., том 19, выпуск 6, часть 6 . Офис генерального регистратора, Индия. 1964. с. 9.
Бания Бания, принадлежащие к Вайшья Варне, занимаются торговлей в деревне. Они также занимаются кредитным бизнесом. Фактически это единственная община в деревне, которая занимается своим традиционным занятием.
- Лоуренс А. Бэбб (1975). Божественная иерархия: популярный индуизм в Центральной Индии . Издательство Колумбийского университета. п. 15. ISBN 9780231038829 .
- ^ Шейх, Самира (2010). Создание региона: султаны, торговцы и паломники в Гуджарате, 1200–1500 гг . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Шет, Судев (2024). Империя финансирования: семейные состояния и политическая трансформация в Индии Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 6, 296. ISBN. 9781009330268 .
- ^ Шет, Судев (2024). Империя финансирования: семейные состояния и политическая трансформация в Индии Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. п. 6.
- ^ Рэй, Анируддха (2017). Города и поселки средневековой Индии . Рутледж. п. 508.
- ^ Сатхе, Гаджанана Нарасимха; Бхатта, Динеша Харилала. Рамаяна, написанная Гирдхаром Гирадхара-Крита Рамаяна (на хинди). Вани Преша. стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б с Гуха, Рамачандра (15 октября 2014 г.). Ганди до Индии . Пингвин Букс Лимитед. п. 42. ИСБН 978-93-5118-322-8 .
Подкаста, к которой принадлежали Ганди, была известна как Мод Бания, приставка, очевидно, относящаяся к городу Модхера в Южном Гуджарате.
- ^ Ганди, Арун и Сунанда (1998). Забытая женщина . Хантсвилл, Арканзас: Издательство Zark Mountain. п. 314. ИСБН 1-886940-02-9 .
- ^ Субраманиан, Лакшми (15 января 2016 г.). Три купца из Бомбея . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 9788184757217 .
- ^ Перейти обратно: а б Прасад, Бибешвар (1968). Идеи в истории; разбирательство . Издательство Азия. п. 124. ИСБН 9780210268643 .
- ^ Ягник, Ачют; Шет, Сучитра (2005). Формирование современного Гуджарата: плюрализм, хиндутва и не только . Книги о пингвинах. п. 79.
- ^ Десаи, Нира (1978). Социальные изменения в Гуджарате: исследование гуджаратского общества девятнадцатого века . Вора и Ко с. 442.
- ^ Двиджендра Трипати; Джьоти Джумани (2007). Краткая оксфордская история индийского бизнеса . Издательство Оксфордского университета. п. 88. ИСБН 978-0-19-568429-2 .
Одним из них был Ганшьямдас Бирла, чья семья больше, чем любой другой марвари, символизировала переход общины от торговли к промышленности. Махешвари Баниа по касте, Бирлы произошли из Пилани в регионе Шехавати в Раджастхане, который был первоначальной родиной мигрантов Марвари.
- ^ Вайнбергер-Томас, Кэтрин (1999) [1996]. Пепел бессмертия: сожжение вдов в Индии (переводная ред.). Издательство Чикагского университета. п. 177 . ISBN 978-0-22688-568-1 .
- ^ Ахмад, Дохра (2 марта 2009 г.). Пейзажи надежды: антиколониальный утопизм в Америке . Издательство Оксфордского университета. п. 221. ИСБН 978-0-19-971569-5 .
- ^ Бурра, Нира (15 февраля 2018 г.). Мемуары о Пенджабе до раздела: Ручи Рам Сахни, 1863–1948 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-909130-0 .
- ^ Десаи 1978 , с. 446.
- ^ Марковиц, Клод (1985). Индийский бизнес и националистическая политика 1931-1939: коренной капиталистический класс и подъем Партии Конгресса . Издательство Кембриджского университета. п. 32.
- ^ Шрейдер, Хейко (1997). Изменение финансового ландшафта в Индии и Индонезии . Лит. п. 130.
- ^ Дамодаран, Хариш (2018). Новые капиталисты Индии: каста, бизнес и промышленность в современной стране . Хашетт. ISBN 978-93-5195-280-0 .
- ^ Сунита, Элла (1984). Кавья Майтхилишараны Гупты: ссылка на санскритский источник (на хинди). Кафедра хинди Университета Кочин. п. 20.
- ^ Предпринимательство и промышленность в Индии, 1800-1947 гг . Издательство Оксфордского университета. 1992. с. 44. ИСБН 978-0-19-562806-7 .
Сарабхаи и Лалбхаи, две самые известные предпринимательские семьи города, были джайнскими баниасами, известными как шроффы.
- ^ Перейти обратно: а б Кочанек, Стэнли А. (1974). Бизнес и политика в Индии . Издательство Калифорнийского университета. п. 346.
- ^ Шах, Амрита (2007). Амрита Шах - Викрам Сарабхай - Жизнь . Пингвины. п. 97. ИСБН 9780670999514 .
- ^ Соманабойна, Симхадри; Рамагуд, Ахилешвари (15 ноября 2021 г.). Справочник Рутледжа для других отсталых классов Индии: мысль, движение и развитие . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-46280-7 .
- ^ Джонс, Стефани (1992). Торговцы Индии: дома британского управляющего агентства в Калькутте вчера и сегодня . Макмиллан Пресс. п. 411.
- ^ Роули, Крис; Рама, Мари Дела (3 мая 2017 г.). Меняющееся лицо коррупции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: текущие перспективы и будущие вызовы . Эльзевир. п. 210. ИСБН 978-0-08-101230-7 .
- ^ Ратор, Аакаш Сингх; Нанди, Ашис (18 декабря 2019 г.). Видение нации: пути и перспективы . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-5305-722-0 .
- ^ Венугопал, Васудха; Наг, Джаятри (22 марта 2021 г.). «Опросы Западной Бенгалии: манифест БДП обещает женщинам безопасность, рабочие места, бесплатный транспорт и здравоохранение» . Экономические времена . ISSN 0013-0389 . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ «Кеджривал объединяется с трейдерами: я тоже Бания» . Индийский экспресс . 29 марта 2014 года . Проверено 15 июня 2023 г.
Я родом из семьи Бания. Большинство моих родственников бизнесмены. Я знаю, что вести бизнес в этой стране непросто.
- ^ Гупта, Смита; PTI (15 октября 2007 г.). «Прикрепленный Линч» . Перспективы . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 27 мая 2022 г.
Дальнейшее чтение
- Чизмен, Дэвид (1982). « Вездесущая Баня: сельские ростовщики в Синде девятнадцатого века». Современные азиатские исследования . 16 (3): 445–462. дои : 10.1017/S0026749X00015262 . ISSN 0026-749X . JSTOR 312116 . S2CID 145722413 .
- Меткалф, Томас Р. (декабрь 1962 г.). «Британцы и ростовщик в Индии девятнадцатого века». Журнал современной истории . 34 (4): 390–397. дои : 10.1086/239182 . JSTOR 1880056 . S2CID 145246030 .