Хавели

Хавели — это традиционный таунхаус , особняк или усадьба на Индийском субконтиненте , обычно имеющий историческое и архитектурное значение и расположенный в городе или городе. Слово хавели происходит от арабского слова «хавали» , что означает «перегородка» или «частное пространство», популяризировавшегося во времена Империи Великих Моголов и не имеющего какой-либо архитектурной принадлежности. [1] [2] Позже слово хавели стало использоваться как общий термин для различных стилей региональных особняков , усадеб и таунхаусов , найденных на Индийском субконтиненте. [3]
История
[ редактировать ]
Источник
[ редактировать ]Термин Хавели происходит от арабского слова хавали , означающего «раздел» или «частное пространство», термина, который был популяризирован во времена Империи Великих Моголов . [1] Ранние хавели служили мусульманским правителям Индийского субконтинента и стали важным архитектурным компонентом городской среды при Великих Моголов . Хотя хавели происходят из индо-исламской архитектуры , существование многоэтажных домов и дворов в этом регионе утверждается еще в 3300 году до нашей эры. [4] [5] Дворы — обычное явление традиционных домов на Индийском субконтиненте, ранние образцы которых относятся к периоду неолита, будь то особняки или фермерские дома. [6] Однако они используют архитектурные стили, сильно отличающиеся от традиционных хавели, которые были разработаны при мусульманском правлении с сочетанием местных традиций и исламских традиций. Традиционные дома на Индийском субконтиненте строятся вокруг двора, и все семейные дела вращались вокруг этого чока или двора. Кроме того, двор служит световым колодцем и помогает вентилировать дом в жарком и сухом климате региона.
В средневековый период термин «хавели» также применялся некоторыми сектами вайшнавов для обозначения своих храмов в Гуджарате под властью Империи Великих Моголов и королевств Раджпутана . Общий термин хавели со временем стал отождествляться с таунхаусами и особняками купеческого сословия. [3]
Характеристики
[ редактировать ]
- Социокультурные аспекты: Чаук или двор служил центром различных церемоний и ритуалов. Здесь ставили священное растение тулси , которому ежедневно поклонялись, чтобы оно принесло процветание в дом.
- Безопасность и конфиденциальность: Чаук иногда разделял места для мужчин и женщин и обеспечивал им уединение.
- Климат: использование открытого пространства в конструкции здания для реагирования на местный климат, движение воздуха, вызванное разницей температур, способствует естественной вентиляции здания.
- Различные виды деятельности в разное время: В дневное время суд в основном использовался женщинами для выполнения своей работы и общения с другими женщинами на личном открытом пространстве. Особняки купечества часто имели более одного двора.
- Артикуляция пространства: в Мор Чоке, части комплекса Городского дворца в Удайпуре , существует концепция внутреннего двора как танцевального зала. Точно так же в хавели двор выполняет несколько функций и обычно используется для свадеб и торжеств.
- Материалы: обычно используются кирпич, песчаник, мрамор, дерево, штукатурка и гранит. На декоративные аспекты влияют различные местные культуры и традиции.
Все эти элементы соединяются, образуя ограждение и придавая чауку ощущение собранности и защищенности. Архитектурная форма хавели развивалась в зависимости от климата, образа жизни и доступности материалов. В жарком климате, где охлаждение является необходимостью, наиболее подходящими считались здания с внутренними дворами для притока воздуха и охлаждения; в дождливых местах дома строились так, чтобы они были сухими от влажного воздуха. Это обеспечивало тень и в то же время пропускало свет внутрь. Галерея вдоль двора или высокая стена вокруг него сохраняли прохладу внутри.
Многие хавели Индии и Пакистана находились под влиянием архитектуры Раджастхана . Обычно они имеют внутренний двор, часто с фонтаном в центре. В старых городах Агра , Лакхнау , Джайсалмер и Дели в Индии , а также в Лахоре , Мултане , Пешаваре , Хайдарабаде в Пакистане есть много прекрасных примеров в стиле Раджастана хавели .
Известные хавели по странам
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]- Рельеф, изображающий раннюю форму окон Джарохи, I век н.э.
- Хавели Пхалоди в Раджпутана ,
- Бадал Махал в Шахпура Хавели, Шахпура, Раджпутана
В северной части Индии хавели распространены Господа Кришны с огромными постройками, похожими на особняки. Эти хавели известны своими фресками, изображающими изображения богов , богинь , животных, сцены британской колонизации и истории жизни лордов Рамы и Кришны . Музыка здесь была известна как Хавели Сангит .
Позднее эта храмовая архитектура и фрески были имитированы при строительстве огромных индивидуальных особняков, и теперь это слово в народе ассоциируется с самими особняками. Между 1830 и 1930 годами Марварис построил [7] постройки на своей родине Шехавати и Марвар . Эти постройки назывались хавели . Марвари поручили художникам нарисовать эти здания, на которые сильно повлияла архитектура Великих Моголов . Нангал Сирохи в районе Махендрагарх , в 130 км от Дели, популярен своими хавели и архитектурой в пределах НКР . [8]
Хавели служили символом статуса для Марвари , а также домами для их больших семей, обеспечивая безопасность и комфорт в уединении от внешнего мира. Хавели были спроектированы так , чтобы закрываться со всех сторон одними большими главными воротами.
Типичный хавели в Шехавати включал в себя два двора: внешний для мужчин, служивший расширенным порогом, и внутренний, владения женщин. Самые большие хавели могли иметь до трех-четырех дворов и иметь высоту от двух до трех этажей. Большинство хавели в настоящее время пустуют или обслуживаются сторожем, а другие превращены в отели и туристические достопримечательности.
Города и деревни Шехавати славятся украшенными фресками на стенах своих грандиозных хавели и стали популярными туристическими достопримечательностями.
Особого упоминания заслуживают хавели , из которых три наиболее впечатляющих — внутри и вокруг форта Джайсалмер (также известного как Золотой форт), расположенного в Джайсалмере , штат Раджастхан Патвон Ки Хавели, Салим Сингх Ки Хавели и Натмал-Ки Хавели. Это были изысканные дома богатых купцов Джайсалмера. Роскошная резьба, выгравированная на песчанике с мельчайшими деталями, а затем тщательно собранная в роскошные узоры, была призвана продемонстрировать статус и богатство владельца. В окрестностях Джайсалмера их обычно вырезают из желтого песчаника . Для них часто характерны настенные росписи, фрески , джарокхи (балконы) и арки. [9] [10]
Патвон Джи ки Хавели был первым построенным в Джайсалмере . Это не один хавели , а группа из пяти маленьких хавели . Первый в ряду является самым популярным и также известен как Патва Хавели Котари. Построенный в 1805 году Гуманом Чандом Патвой, богатым торговцем ювелирными изделиями и прекрасной парчой, он является самым большим и самым роскошным из пяти. Патва был богатым человеком и известным торговцем своего времени, и он мог себе позволить и, таким образом, заказать строительство отдельных историй для каждого из своих пяти сыновей. Они были завершены за 50 лет. Все пять домов были построены в первые 60 лет 19 века. [11] Патвон Джи Ки известен своими богато украшенными настенными росписями, замысловатыми джарокхами (балконами), вырезанными из желтого песчаника, воротами и арками. Хотя само здание построено из желтого песчаника , главные ворота коричневого цвета. Еще один известный хавели - Сет джи ри Хавели в Удайпур городе ; ныне известный как Шри Джагдиш Махал , ему 250 лет.
Пакистан
[ редактировать ]- Хавели Нау Нихал Сингха сикхской эпохи — хавели в Лахоре .
В Пакистане сохранилось несколько исторически и архитектурно значимых хавели , большинство из которых расположены в провинции Пенджаб . Самый значительный в Лахоре , Хавели Нау Нихал Сингха , датируется сикхской эпохой середины 19 века и считается одним из лучших образцов сикхской архитектуры в Лахоре. [12] Это единственный хавели сикхской эпохи , сохранивший свой первоначальный орнамент и архитектуру. [13]
Некоторые другие исторически и архитектурно значимые хавели в Пакистане:
- Капур Хавели в Пешаваре
- Чуна Манди Хавели в Лахоре
- Факир Хана Хавели и музей в Лахоре
- Хавели Асиф Джа в Лахоре
- Хавели Авайс Меер в городе-крепости Лахоре
- Хавели Баруд Хана в Лахоре
- Хавели Рани Джиндан в Лахорском форте в Лахоре
- Хавели Ваджид Али Шах в Лахоре
- Харак Сингх Хавели в Лахорском форте в Лахоре
- Лал Хавели или Чанду Ди Хавели в Лахоре
- Мубарак Хавели в Лахоре
- Хавели Ман Сингх в Джелуме
- Лал Хавели в Равалпинди
- Саад Манзил в Камалии
- Хан Клуб в Пешаваре
- Джанджуа Хавели в Маловале , Гуджарат , Пакистан
- Хавели Мубашар Али Джанджуа в Маторе , Кахута , Равалпинди
- Хавелисы из Манн Сардаров из Мугалчака в Мананвале , Шейхупура [14] [15] [16]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «хавели — определение хавели на английском языке из Оксфордского словаря» . Oxforddictionaries.com . Архивировано из оригинала 28 сентября 2013 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Сара, Тиллотсон (1998). Индийские особняки: социальная история хавели . Ориент лонгман. п. 72. ИСБН 0-900891-91-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Бахл, Вани. «Хавели — симфония искусства и архитектуры» . Новый Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 16 декабря 2014 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Лал, Б.Б. (1997). Древнейшая цивилизация Южной Азии (возвышение, зрелость и упадок) .
- ^ Моррис, AEJ (1994). История городской формы: до промышленных революций (Третье изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 31. ISBN 978-0-582-30154-2 . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Герберт Дж. М. Ипма (1994) «Современная Индия: традиционные формы и современный дизайн», стр.24
- ^ «>История>Читторгарх» . Информационная линия Раджастана. Архивировано из оригинала 7 января 2016 года . Проверено 19 января 2016 г.
- ↑ Великолепные хавели Нангал-Сирохи , The Tribune , 22 июня 2002 г.
- ^ «Хавелисы Джайсалмера - Хавелисы в Джайсалмере, Раджастхане - Джайсалмер, Индия Хавелисы» . Раджастан-туризм.org . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Джайсалмер Хавелис, знаменитый Хавели в Раджастане, Индия, Туры по наследию Хавели в Раджастане, Индия» . Шубхьятра.com . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ «Патвон Ки Хавели - Патвонджи Ки Хавели Джайсалмер - Патвон Ки Хавели в Джайсалмере, Раджастан» . Джайсалмер.org.uk . Проверено 19 января 2016 г.
- ^ Хашид (3 сентября 2016 г.). «Хавели Нау Нихал Сингх: В поисках народного языка в Лахоре» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ Бесплатная библиотека. «Св. Индуистская символика в кирпичной кладке сикхского искусства в Хавели Наунихал Сингх.» Получено 8 октября 2017 г. с https://www.thefreelibrary.com/Hindu+symbolism+in+sikh+art+brickwork+in+Haveli+Naunihal+Singh. -a0389937207
- ^ «История Мананвалы» (на пенджаби). Пенджаби Лехар. 11 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 г. Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ «Манвала Хавели Сахиб Сингх» (на пенджаби). Идеи 1947 Диян. 18 августа 2019. Архивировано из оригинала 13 декабря. Получено 6 апреля.
- ^ «Манвала Хавелис» (на пенджаби). Идеи 1947 Диян. 19 октября 2019. Архивировано из оригинала 13 декабря. Получено 6 апреля.