Национальный столичный регион (Индия)
Национальный столичный регион Раштрия Раджадхани Кшетра НКР | |
---|---|
Область | |
![]() Расположение НКР в Индии | |
![]() Карта столичного региона страны с указанием союзной территории Дели (красный) и штатов , а также границ их округов. Показаны следующие штаты: Харьяна (зеленый), Раджастан (синий) и Уттар-Прадеш (фиолетовый). | |
Координаты: 28 ° 39'38 "N 77 ° 06'32" E / 28,66056 ° N 77,10889 ° E | |
Страна | ![]() |
Штаты | ![]() ![]() ![]() |
Союзная территория | ![]() |
Созданный | 1985 [1] |
Крупные города | Дели , Фаридабад , Газиабад , Гуруграм , Нойда |
Правительство | |
• Региональная власть | Национальный совет по планированию столичного региона |
Область | |
• Общий | 55 083 км 2 (21 268 квадратных миль) |
Население | |
• Общий | 46,069,000 |
• Плотность | 840/км 2 (2200/кв. миль) |
ВВП | |
• Общий | 272,603 миллиарда долларов США |
Часовой пояс | UTC+05:30 ( IST ) |
Веб-сайт | нкрпб |
Национальный столичный регион ( NCR ; ISO : Rāṣṭrīya Rājadhanī Kṣētra ) — это регион планирования, сосредоточенный на Национальной столичной территории (NCT) Дели в Индии . Он охватывает Дели и несколько окружающих его районов из штатов Харьяна , Уттар-Прадеш и Раджастхан . [2] NCR и связанный с ним Национальный совет по планированию столичного региона (NCRPB) были созданы в 1985 году для планирования развития региона и разработки согласованной политики по контролю за землепользованием и развитию инфраструктуры в регионе. [5] Известные города НКР включают Дели , Фаридабад , Газиабад , Гургаон и Нойду .
НКР представляет собой сельско-городской регион с населением более 46 069 000 человек и уровнем урбанизации 62,6%. [3] Помимо городов и поселков, в НКР есть экологически чувствительные территории, такие как хребет Аравалли , леса, дикая природа и птичьи заповедники. [6] В 2015–2016 годах ВВП Расширенной городской агломерации Дели, входящей в состав НКР, оценивался в 370 миллиардов долларов (измеряемый по ВВП по ППС). [7]
Несмотря на то, что район Нух в Харьяне входит в состав НКР, правительства Индии аналитический центр , NITI Aayog , назвал район Нух в Харьяне самым слаборазвитым по сравнению со всеми 739 округами Индии. [8]
История
Национальный столичный регион (NCR) и его совет по планированию были созданы в соответствии с Законом о совете по планированию национального столичного региона 1985 года. [1] В этом Законе 1985 года НКР определялась как весь Дели; районы Харьяна в Гургаоне (тогда включая район Нух ), Фаридабад и Сонипат , Рохтак (тогда включая Джаджар техсил) и Ревари техсил тогда в районе Махендрагарх ; и Уттар-Прадеша районы Буландшахр , Музаффарнагар , Меерут (тогда включая Багпат техсил) и Газиабад (тогда включая Хапур техсил), а также некоторую часть раджастанского округа Алвар . [9] [5] Граница НКР в 1985 году занимала площадь 34 144 квадратных километров (13 183 квадратных миль). [3] : 3
До создания НКР территория, называемая столичным округом Дели (DMA), была описана в Генеральном плане Дели 1962 года. В этом плане DMA определялась как включающая Национальную столичную территорию и кольцевые города Газиабад Гургаон , Фаридабад , Баллабхгарх , , а также некоторые сельские районы, население которых , Бахадургарх и Лони в 1951 году составляло чуть менее 2,1 миллиона человек. [10] Следующий «Генеральный план Дели», одобренный в августе 1990 года, добавил Нойду , Бахадургарх и предложенный тогда поселок Кундли в состав прямого доступа к памяти, который, следовательно, охватывал территорию площадью 3182 км . 2 . [11]
Район Гаутам Будх Нагар был создан в 1997 году на основе существующих районов НКР Газиабад и Буландшахр. Город Нойда стал местом расположения штаб-квартиры нового округа. [12] Также в 1997 году Багпатский район . на базе Багпатского техсила Меерутского района был создан [13]
В июле 2013 года НКР была расширена и включила еще три округа: Бхивани и Махендрагарх в штате Харьяна , а также Бхаратпур в штате Раджастхан . В результате количество округов в НКР достигло 19 (за пределами Дели, СЗК), при этом общая площадь НКР увеличилась на 34% до 45 887 км . 2 . [14] [15] Впоследствии в 2016 году район Чархи Дадри был отделен от района Бхивани. [16]
9 июня 2015 года правительство Индии одобрило включение ещё трёх округов в состав НКР — Джинд, Панипат , Карнал в штате Харьяна и Музаффарнагар в Уттар-Прадеше . [17] [18] [19] [20] общей площадью 50 566 км². 2 . [21] Шамлинский район УП был включен в состав НКР в декабре 2017 года. [22] По состоянию на 2021 год в НКР всего 24 округа, не считая 11 округов Дели .
Предлагаемые расширения
9 января 2018 года правительство Уттар-Прадеша официально предложило расширить NCR, чтобы охватить округа Алигарх , Биджнор , Хатрас и Матхура . [23]
Предлагаемые сокращения
В «Проекте регионального плана 2041» было предложено ограничить регион НКР радиусом 100 км от Раджхата в Дели для более целенаправленного и устойчивого развития региона. [24] [25] Правительство Харьяны обратилось к NCRPB с просьбой сократить свою долю в регионе NCR как минимум на одну треть. [26]
Компонентные районы
В общей сложности 24 округа в трех соседних штатах Харьяна , Уттар-Прадеш и Раджастхан, а также вся Национальная столичная территория Дели составляют Национальный столичный регион (НКР) Индии. [27]
Территории и население (по переписи 2011 года, до добавления Музаффарнагара , Джинда, Карнала и Шамли ) этих составляющих округов указаны ниже: [2] [3] : 3, 6
Штат/Юта | Районы | Область (км 2 ) | Население (в тысячах) |
---|---|---|---|
Дели | Центральный Дели | 1,483 | 16,788 |
Восточный Дели | |||
Нью-Дели | |||
Северный Дели | |||
Северо-восточный Дели | |||
Северо-Западный Дели | |||
Шахдара | |||
Южный Дели | |||
Юго-Восточный Дели | |||
Юго-Западный Дели | |||
Западный Дели | |||
Харьяна | Бхивани | 25,327 | 11,031 |
Чархи Дадри | |||
Фаридабад | |||
Гургаон | |||
Джаджар | |||
Джинд | |||
Карнал | |||
Махендрагарх | |||
Нух | |||
Палвал | |||
Панипат | |||
Ревари | |||
Рохтак | |||
Сонипат | |||
Раджастан | Алвар | 13,447 | 3,674 |
Бхаратпур | |||
Уттар-Прадеш | Багпат | 14,826 | 14,576 |
Буландшехр | |||
Гаутама Будда Нагар | |||
Газиабад | |||
открыть | |||
Меерут | |||
Музаффарнагар | |||
Шамли | |||
Общий | 55,083 | 46,069 |
Региональное планирование
Органом планирования региона является Национальный совет по планированию столичного региона (NCRPB). Он опубликовал два региональных плана: «Региональный план 2001 года, Национальный столичный регион», утвержденный в 1988 году. [28] и «Региональный план 2021 года, Национальный столичный регион», утвержденный в 2005 году. [29] Темы, охватываемые планом на 2001 год, включали транспорт, телекоммуникации, электро- и водоснабжение, удаление отходов и канализацию, образование, здравоохранение, окружающую среду, жилье и области «противомагнитных явлений». План на 2021 год расширил их, добавив дополнительные темы: социальная инфраструктура, наследие, туризм, развитие сельских районов и борьба со стихийными бедствиями.
51% загрязнения в НКР вызвано промышленным загрязнением, 27% — транспортными средствами и 8% — сжиганием сельскохозяйственных культур , поэтому планируется создать «Великая зеленая стена Аравалли» зеленый экологический коридор длиной 1600 км и шириной 5 км вдоль Аравалли. Диапазон от Гуджарата до Дели будет соединен с горным массивом Сивалик с посадкой 1,35 миллиарда (135 крор) новых местных деревьев за 10 лет. [30] Около 46% столичного региона, где проживает от 40 до 50 миллионов человек, не подключены к канализационным сетям. Сточные воды из этих районов попадают в ливневые стоки, которые впадают прямо в Ямуну . [31]
Предлагается создать спортивный университет в районе Меерут субрегиона UP.
Судебная система
Дели У NCR есть только один высокий суд, который находится в Дели. Хотя в Региональном плане 2041, Дели, НКР, настоятельно рекомендуется создать коллегию высоких судов в западном Уттар-Прадеше, большая часть которого приходится на Дели, НКР. уже давно существует спрос на судейскую коллегию в высоком суде В Мируте . [32]
Региональный план 2041, Дели NCR предполагает, что промышленный рост западной части штата Уттар-Прадеш Дели NCR сдерживается из-за недоступности судебной системы. Почти 54% всех дел, поступающих в Высокий суд, происходят из 22 округов Западного UP.
На слушания людям приходится ехать за 700 км в Аллахабад. Фактически, 6 высоких судов (Шимла, Дели, Джайпур, Чандигарх, Найнитал, Джамму) из других штатов находятся ближе, чем Аллахабад из западного Уттар-Прадеша. Даже Верховный суд Лахора ближе, чем Аллахабад .
Транспорт
Дели Меерут RRTS


Облегчить транспортировку в пределах национального столичного региона. Первая в Индии региональная система скоростного транзита (RRTS) была разработана в Дели, NCR. Первой линией, которая начнет функционировать в ноябре 2023 года, станет Delhi Meerut RRTS . Это полувысокоскоростной железнодорожный коридор длиной 82,15 км (51,05 мили), который станет первой в Индии региональной системой скоростного транспорта, которая в настоящее время строится. [33]
Из восьми коридоров RRTS, определенных и намеченных для развития до создания NCRTC, следующие три были приоритетными. [34] Комиссией по планированию Индии :
- Дели-Газиабад-Меерут (в стадии строительства, 17-километровый участок Сахибабад-Духай находится в эксплуатации, Южный Духай-Меерут будет открыт в марте 2024 года).
- Дели-Гуруграм-СНБ-Алвар (на стадии строительства, начало строительства ожидается где-то в 2024 году).
- Дели-Панипат (предлагается)
Поезда RapidX будут иметь максимальную скорость 180 км/ч, а максимальная эксплуатационная скорость составит 160 км.
Скоростные автомагистрали

В регионе есть следующие действующие и строящиеся скоростные автомагистрали:
- Скоростная автомагистраль Дели Меерут
- Скоростная автомагистраль Ямуна (Нойда-Агра)
- Нойда - Скоростная автомагистраль Большой Нойды
- ДНД Пролетный путь
- Скоростная автомагистраль Ганга (Меерут - Варанаси) (самая широкая 14-полосная скоростная автомагистраль Индии)
- Восточная периферийная скоростная автомагистраль
- Западная периферийная скоростная автомагистраль
- Скоростная автомагистраль Дварка
- Скоростная автомагистраль Дели, Мумбаи
- Скоростная автомагистраль UER 2
- Скоростная автомагистраль Дели Дехрадун
- Delhi-Amritsar-Katra Expressway
Выделенный грузовой коридор
Для региональных логистических перевозок как Восточный выделенный грузовой коридор , так и Западный выделенный грузовой коридор через Дели NCR будут проходить . Такие места, как Меерут и Дадри, планируется превратить в логистический центр. [35]
Ашок Агарвал, национальный президент Индийской промышленной ассоциации (IIA), сказал: «Мы также получали запросы от инвесторов, связанные с выделением земли вдоль скоростной автомагистрали Ганга. Больше всего запросов приходится на землю в Мееруте , Будауне и прилегающих районах». [36]
- Меерут на скоростной автомагистрали Дели Меерут
- Инвестиционный регион Дадри Нойда Газиабад
Предлагаемый орбитальный железнодорожный коридор (ORC)
В общей сложности три предлагаемых орбитальных железнодорожных коридора соединяют важные районы Меерут , Палвал , Сонипат , Нойда , Гуруграм , Фаридабад и охватывают территорию НКР по кругу рельсами для пассажирских поездов и грузов.
- ORC - I: Харьяна развивает ORC к 2025 году, соединяя Палвал-Сонипат. Уттар-Прадеш также планирует построить ORC, соединяющий Палвал - Хурджа - Меерут - Багапат - Сонипат, чтобы завершить орбитальный круг 1. Ожидается, что он будет полностью введен в эксплуатацию к 2028 году.
- ORC-II: Как «Региональный орбитальный железнодорожный коридор (RORC)», соединяющий Панипат-Шамли-Меерут-Джевар-Нух-Бхивади-Ревари-Джаджар-Рохтак-Панипат (вдоль CREII), чтобы обеспечить быстрое региональное перемещение пассажиров и грузов, минуя зону CNCR. .
- ORC-III: В качестве «Внешнего орбитального железнодорожного коридора (OORC)» вдоль CRE-III планируется к 2041 году. [37]
железные дороги
В Региональном плане 2041, Дели, NCR, также предлагается, чтобы все железнодорожные линии в NCR были 4-путными к 2030 году и 06 путями к 2040 году, на 100% электрифицированными, с широкой колеей и высокой скоростью, с новейшими системами безопасности, автономной системой цикрумамбутации поездов ( TACS), Централизованное управление дорожным движением (CTC) и т. д.
Аэропорт
В настоящее время существует только один международный аэропорт — внутренний аэропорт Дели имени Индиры Ганди . Еще один аэропорт, аэропорт Джевар Нойда, который станет крупнейшим аэропортом в Азии после полного ввода в эксплуатацию, как ожидается, будет завершен в 2025 году. Еще один аэропорт в аэропорту доктора Бхимрао Амбедкара Меерута предлагается в Региональном плане 2041, Дели, NCR. [37]
Метро
В городе есть несколько систем метрополитена, крупнейшей сетью которого является метро Дели , которое обслуживает Дели и другие регионы НКР, включая Фаридабад, Нойду, Гургаон и Газиабад. Метро Нойда и Меерут , которые отдельно управляются Корпорацией метрополитена Уттар-Прадеша, являются другими системами транзитного метро, которые в настоящее время работают в городе. . Метро Гургаона , которым будет управлять компания Haryana Mass Rapid Transport Corporation Limited, находится в стадии строительства [38]
Центральный национальный столичный регион
Региональный план 2001 года определил «Агломерацию Дели» (DMA) как включающую контролируемые территории прилегающих городов Газиабад - Лони и Нойда в Уттар-Прадеше ; Фаридабад – Баллабгарх , Гургаон , Бахадургарх , Кундли и продолжение Дели-Ридж в Харьяне . Общая площадь DMA составила 1696 км . 2 (655 квадратных миль), исключая территорию Дели . [39] [40]
В соответствии с региональным планом на 2021 год столичный округ Дели был переименован в «Центральный национальный столичный регион» (CNCR), при этом были добавлены новые районы. В состав CNCR входят контролируемые территории прилегающих к Газиабаду городов – Лони и Нойда в Уттар-Прадеше; Гургаон – Манесар , Фаридабад – Баллабхгарх , Бахадургарх и Сонипат – Кундли в Харьяне. Общая площадь CNCR (без учета NCT Дели) составляет около 2000 км . 2 (770 квадратных миль). [41] [40] [42]
Согласно плану на 2021 год, население CNCR за пределами Дели в 2001 году оценивалось в более чем 2,8 миллиона человек, а население Дели - 13,8 миллиона человек, в результате чего общая численность населения CNCR составила 16,6 миллиона человек. [43] По состоянию на 2016 год [update] по последним оценкам численность населения составляла от 25,7 до 26,5 миллионов человек. [44] [45]
Вызовы НКР
Дели НКР сталкивается со своими собственными проблемами.
- Загрязнение – из-за высоких темпов промышленного роста, загрязнения от транспортных средств и сжигания стерни в Харьяне и Пенджабе. Дели NCR имеет худший индекс качества воздуха в мире.
- Судебная система . Западная часть НКР в штате Уттар-Прадеш приносит более 50% доходов правительству штата Уттар-Прадеш. Он потерял и рискует потерять множество корпоративных инвестиций из-за недоступности судебной системы в Западном Уттар-Прадеше. Высокие суды 6 других штатов Индии находятся ближе к западному Уттар-Прадешу, чем Высокий суд штата Уттар-Прадеш — Высокий суд Аллахабада . Совет по планированию NCR предложил создать в Мируте коллегию верховного суда , чтобы предотвратить потерю возможных инвестиций.
- Воздушное сообщение – Дели В NCR есть только один аэропорт – аэропорт имени Индиры Ганди в Дели. Будущий аэропорт в Джеваре , Нойда, находится в стадии строительства.
Счетные магниты
Закон 1985 года (§2.c и §8.f) дает NCRCB возможность выбирать районы за пределами NCR в качестве противодействующих магнитов с целью их дальнейшего развития. [5] : 2, 10 Города -контрмагниты определяются как те, которые можно развивать как альтернативные центры роста и привлекать мигрантов именно в них, а не в Дели. [28] : 121 Критериями выбора городов-противомагнитов являются: они должны иметь собственные устоявшиеся корни и потенциал роста; [28] : 121 и не должны быть центрами религиозного, стратегического или экологического значения. [ нужна ссылка ] следует Городам -противникам отдавать приоритет при выделении средств на развитие земель, жилья и инфраструктуры. [28] : 126
Ниже приведены девять зон противодействия НКР, расположенных в шести штатах: [46] [47]
- Хисар и Амбала в Харьяне
- Барейли и Канпур в Уттар-Прадеше
- Кота и Джайпур в Раджастане
- Патиала в Пенджабе
- Гвалиор в Мадхья-Прадеше
- Дехрадун в Уттаракханде
См. также
Ссылки
- ^ Jump up to: а б «Обоснование» . ncrpb.nic.in . Совет планирования НКР. Архивировано из оригинала 16 декабря 2012 года . Проверено 5 марта 2013 г.
Национальный столичный регион (NCR) в Индии был создан в соответствии с Законом NCRPB 1985 г.
- ^ Jump up to: а б с «Области, составляющие НКР» . Национальный совет по планированию столичного региона . Архивировано из оригинала 3 апреля 2023 года.
- ^ Jump up to: а б с д «Перепись 2011 года» (PDF) . Национальный совет по планированию столичного региона . Национальный центр информатики. п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 6 апреля 2016 года . Проверено 26 марта 2016 г.
- ^ «Номинальное распределение мирового богатства по ВВП: кто является лидерами мировой экономики? - Полный размер» . www.visualcapitalist.com . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бюллетень Индии, Закон о Национальном совете по планированию столичного региона от 1985 года» (PDF) . Совет планирования НКР. 1985. Архивировано из оригинала (PDF) 28 августа 2012 года . Проверено 5 марта 2017 г.
- ^ «НКР расширяется, планирование отстает» . Индийский экспресс . 18 января 2014 года. Архивировано из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ «При ВВП в 370 миллиардов долларов Дели-НКР превращает Мумбаи в экономическую столицу Индии» . Финансовый экспресс . 29 ноября 2016 года. Архивировано из оригинала 10 июля 2017 года . Проверено 14 июля 2017 г.
- ^ «Нух в конце 101 самого отсталого района Нити Аайог» . Индус . 1 апреля 2018 г. ISSN 0971-751X . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ «Закон о Совете по планированию NCR 1985 года» (PDF) . 1985.
- ^ «Генеральный план Дели» (PDF) . rgplan.org . Управление развития Дели. 1 сентября 1962 года. Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2016 года . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ «Генеральный план Дели» (PDF) . Управление развития Дели. Август 1990 г. с. 8. Архивировано (PDF) из оригинала 28 августа 2017 г. Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ «Краткий промышленный портрет Гаутама Будх Нагара» (PDF) . Правительство Индии Микро, малые и средние предприятия. 14 августа 2012 г. с. 1. Архивировано (PDF) из оригинала 23 ноября 2018 г. Проверено 28 июля 2018 г.
- ^ «Перепись Индии 2011 г. - Уттар-Прадеш - Справочник по районной переписи населения - Багпат» (PDF) . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . 2011. с. 9. Архивировано (PDF) из оригинала 14 ноября 2015 г. Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ «Организация и управление» (PDF) . Министерство городского развития . Правительство Индии. п. 32. Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2017 года . Проверено 7 апреля 2017 г.
Правительство Индии согласно уведомлению от 1 октября 2013 г. включило районы Бхивани и Махендрагарх штата Харьяна и округ Бхаратпур штата Раджастан.
- ^ «Еще 3 округа вошли в состав Национального столичного региона – The Times of India» . Таймс оф Индия . 2 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 3 октября 2016 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ «Чарки Дадри объявлен 22-м округом Харьяны» . Таймс оф Индия . 5 декабря 2016 года. Архивировано из оригинала 6 декабря 2016 года . Проверено 13 июля 2017 г.
- ^ «НКР становится больше; добавлены районы Джинд, Карнал и Музаффарнагар» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 12 июня 2015 года . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ «НКР теперь включает в себя эти 3 новых округа» . Архивировано из оригинала 9 июня 2015 года . Проверено 9 июня 2015 г.
- ^ Бизнес-стандарт (9 июня 2015 г.). «Теперь в НКР войдут 3 новых округа – Часть 2» . Бизнес-стандарт Индии . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 года . Проверено 28 июля 2015 г.
{{cite news}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Джинд и Карнал теперь в НКР – Амар Уджала еще в двух районах НКР Харьяны» . delhincr.amarujala.com . Архивировано из оригинала 21 января 2014 года.
- ^ «Субрегиональный план субрегиона Харьяна NCR-2021» (PDF) . Департамент городского и сельского планирования . Правительство Харьяны. 10 июня 2016 г. с. 2. Архивировано (PDF) из оригинала 12 февраля 2016 г. Проверено 7 апреля 2017 г.
- ^ «НКР-шамли-инклюзия» . Индус . 5 декабря 2017 г.
- ^ Дабас, Харвир (9 января 2018 г.). «Правительство UP направляет предложение о включении Биджнора, Матхуры, Алигарха и Хатраса в состав НКР» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 10 января 2018 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ « Проект регионального плана 2041» по ограничению региона НКР вокруг Дели. Подробности здесь» . NDTV.com . 17 декабря 2021 г. Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ «Предложение о сокращении национального столичного региона» . Индостан Таймс . 14 октября 2021 г. Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ «Харьяна добивается сокращения на одну треть площади Национального столичного региона» . Индийский экспресс . 26 февраля 2022 г. Проверено 24 июня 2022 г.
- ^ Национальный совет по планированию столичного региона. Архивировано 16 декабря 2012 года в Wayback Machine . Ncrpb.nic.in. Проверено 16 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Региональный план 2001 года, национальный столичный регион» (PDF) . Совет планирования НКР. 3 ноября 1988 г. Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2017 г. . Проверено 7 марта 2017 г.
будущие перехватчики миграционных потоков
- ^ «Региональный план 2021, предыстория» . ncrpb.nic.in . Совет планирования НКР. Архивировано из оригинала 18 мая 2017 года . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ Правительство хочет построить зеленую стену протяженностью 1600 км вдоль Аравалли. Архивировано 24 декабря 2019 г. в Wayback Machine , Indian Express, 24 декабря 2019 г.
- ^ «В 46% НКР нет канализации» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 4 мая 2014 года . Проверено 28 июля 2015 г.
- ^ «Спрос на коллегию высокого суда в Мееруте возвращается» . Таймс оф Индия . 26 сентября 2021 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Интерактивная карта – НЦРТК» . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Обзор проекта – NCRTC» . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Инвестируйте в УП» (PDF) .
- ^ «Промышленные кластеры появятся вдоль скоростной автомагистрали Ганга» . Индостан Таймс . 7 мая 2023 г. Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Генеральный план НКР Дели на 2041 год» (PDF) .
- ^ «Премьер-министр Моди открывает AIIMS в Ревари, Харьяна, проект метро Gurugram; полную информацию можно найти здесь» . Английский Джагран . 16 февраля 2024 г. Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ «Региональный план 2001» (PDF) . ncrpb.nic.in .
- ^ Jump up to: а б «Оценочное исследование городов DMA в столичном регионе» (PDF) . Организация городского и сельского планирования . Министерство городского развития . Сентябрь 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2017 г. . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ «Региональный план 2021» . ncrpb.nic.in .
- ^ «Исследование областей встречного магнита в Дели и НКР» (PDF) . ncrpb.nic.in .
- ^ «Региональный план на 2021 год – Глава 4. Демографический профиль и структура расселения» (PDF) . Совет планирования НКР. п. 16. Архивировано (PDF) из оригинала 20 марта 2017 года . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Демография (апрель 2016 г.). Demographia World Urban Areas (PDF) (12-е изд.). Архивировано из оригинала (PDF) 3 мая 2018 года . Проверено 17 ноября 2016 г. . (исключая Кондли)
- ^ «Города мира в 2016 году» (PDF) . Объединенные Нации . Октябрь 2016. с. 4. Архивировано (PDF) из оригинала 12 января 2017 г. Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ «Области, составляющие НКР» . Национальный совет по планированию столичного региона . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 года.
- ^ « Увеличить магнитные зоны счетчика для контроля миграции » . Индус . 1 сентября 2021 г. ISSN 0971-751X . Проверено 24 июня 2022 г.
Внешние ссылки
- Национальный совет по планированию столичного региона
- Знаменитые храмы в Дели, НКР
- Карта НКР (архивировано 21 июля 2011 г.)
- Официальная информация о районах округов Индии
- Официальный сайт Буландшахра
- Официальный сайт Бхивани (архивировано 21 июля 2011 г.)
- Официальный сайт Махендрагарха
- Механизм финансирования городской инфраструктуры Национального столичного региона Азиатского банка развития