Яшпал
Яшпал Сингх | |
---|---|
![]() Яшпал Сингх на марке Индии 2003 года. | |
Рожденный | Кангра-Хиллз , Британская Индия | 3 декабря 1903 г.
Умер | 26 декабря 1976 г. | (73 года)
Занятие | Автор |
Язык | Неа |
Национальность | Индийский |
Гражданство | Индия |
Известные работы |
|
Заметные награды | Падма Бхушан 1970 Премия Сахитьи Академии 1976 |
Супруг | Пракашвати |
Часть серии о |
Коммунизм в Индии |
---|
![]() |
![]() |
Яшпал Сингх (3 декабря 1903 - 26 декабря 1976) был писателем на хинди , политическим обозревателем, социалистом и эссеистом. Он писал в разных жанрах, включая эссе, романы и рассказы, а также пьесу, две книги о путешествиях и автобиографию. на языке хинди Он выиграл премию Сахитья Академии за свой роман «Мери Тери Уски Баат» в 1976 году, а также был лауреатом премии «Падма Бхушан» .
Ранняя жизнь и активизм
[ редактировать ]Яшпал родился 3 декабря 1903 года в деревне Бхумпал (современный район Хамирпур ), расположенной на холмах Кангра в Британской Индии . Его мать была бедной и несла полную ответственность за воспитание двух своих сыновей. Он вырос в эпоху, когда популярность движения за независимость Индии неуклонно росла, и его мать была ярой сторонницей Арьи Самадж . Арья Самадж Он посещал гурукул в Харидваре на «бесплатной» основе из-за бедности семьи. [а] Колониальная администрация считала таких гурукулов «рассадниками мятежа», поскольку они воспитывали гордость за индуистскую культуру и достижения Индии, поощряя представление о том, что британское правление было «временной неудачей или наказанием за допущенную распущенность в арийской религии». Позже Яшпал сказал, что в школьные годы он мечтал о времени, когда индийцы изменят нынешнюю ситуацию и станут править британцами в Англии. В гурукуле над ним издевались однокурсники из-за его бедности, и он покинул школу, когда у него случился продолжительный приступ дизентерии . [1]
Воссоединившись со своей матерью в Лахоре , Яшпал посещал там среднюю школу, а затем перешел в среднюю школу в кантоне Ферозепур , куда впоследствии переехала семья. Ему больше понравилась городская среда и школьное образование, и он финишировал первым в классе на вступительном экзамене. [1]
Яшпал был последователем Махатмы Ганди организации Конгресса с 17 лет, еще учась в средней школе. Он объезжал деревни, чтобы пропагандировать идею Ганди о отказе от сотрудничества среди крестьян, но они казались незаинтересованными, и он понял, что в программе Конгресса нет ничего, что касалось бы вопросов, которые их затрагивали. Именно после одного из таких туров он получил результаты зачисления, успех которых дал ему право на стипендию в государственном колледже. Он отказался от этой награды, предпочитая финансировать себя за счет обучения в Национальном колледже Лахора, учреждении, которое было основано Арьей Самаджист и активисткой Конгресса Лалой Ладжпат Рай с целью продвижения социальных услуг и предоставления качественного образования индийцам, которые не хотел преподаваться в британских колледжах. [1] [2] [3]
Индостанская Социалистическая Республиканская Ассоциация
[ редактировать ]Именно в Национальном колледже Яшпал познакомился с такими людьми, как Бхагат Сингх и Сухдев Тапар, которые позже стали ядром пенджабского вооруженного революционного движения. Вдохновленная опекой Джаичандры Видьяланкара, историка и соратника Гадаритов , эта группа студентов широко читала политическую теорию и бывших революционеров из Европы и Индии. [1] [4] Индостанская республиканская ассоциация стала известна как Индостанская социалистическая республиканская ассоциация (HSRA) в 1928 году, причем изменение названия, вероятно, во многом связано с влиянием Бхагата Сингха, который был в ней видной фигурой. [5] Разделяя разочарование Сингха в последствиях стратегии отказа Ганди от сотрудничества, Яшпал присоединился к нему. Его работа в HSRA, как правило, была закулисной, и он имел более низкий общественный авторитет, чем люди, которые физически участвовали в революционных актах, такие как Сингх, Раджгуру и Чандрашекар Азад . Продолжая свою активную деятельность, он работал клерком в страховой компании Лакшми, и эту должность он глубоко не любил и описывал как
До этого никто и никогда мною не был недоволен; на самом деле меня всегда хвалили за мой трудолюбие и способности. Но я оказался совершенно некомпетентным в качестве клерка. Лично мне эта работа показалась настолько неприятной, что я не смог ею заняться. Я совершал одну ошибку за другой, и меня постоянно критиковали. Где были мои высокие стремления стать успешным юристом, профессором или эффективным политическим деятелем, просиживающим весь день на месте своего клерка, отправляющим промежуточные квитанции и пишущим письма с напоминаниями клиентам, чтобы они выплатили просроченные премии? ... Я чувствовал себя запертым в ящике, беспомощным и неспособным вырваться наружу. Я чувствовал, что это не мое личное несчастье, а отсутствие возможностей из-за того, как управлялось наше общество. Я чувствовал, что изменение способа управления страной и обществом было единственным лекарством. Тогда я увидел революцию не только как благодеяние, но и как крик о самом моем существовании. [1]
Яшпал скрылся от правосудия в апреле 1929 года, скрываясь в течение нескольких недель у родственника (Пандита Шьямы) в районе Кангра (деревня Самхун недалеко от Рейла в Хамирпуре) после того, как недавно созданный завод по производству бомб HSRA в Лахоре подвергся рейду со стороны полиции. Понимая, что дело HSRA невозможно продвигать, если его члены не будут организованы, он вернулся в Лахор до июня. Бхагат Сингх и Сухдев Тапар были арестованы, и у него не было контактных данных ни одного из членов, которые были на свободе. Сухдев Тапар смог сообщить ему подробности о другом члене после того, как Яшпал посетил его в тюрьме под видом адвоката, но вскоре информация была аннулирована из-за полицейского рейда на другой завод по производству бомб HSRA, в Сахаранпуре . Некоторые из арестованных на обоих заводах стали информаторами. [1]
Затем Яшпал провел беседу с лидерами индуистской Махасабхи . Однако он отличался от них идеологически. Их предложение заплатить HSRA 50 000 рупий за убийство Мухаммеда Али Джинны стало последней каплей: организация, членом которой он состоял, не должна была быть наемным оружием. [1]
Последним значительным вооруженным актом HSRA была попытка 23 декабря 1929 года взорвать поезд, перевозивший тогдашнего короля вице - лорда Ирвина . Яшпал взорвал эту бомбу, которая разрушила вагон-ресторан , но причинила только неудобства Ирвину. [1] [6] [б] Когда несколько ее лидеров были заключены в тюрьму, некоторые из которых впоследствии были казнены, Чандрашекар Азад реорганизовал HSRA в 1930 году. Яшпал был назначен в центральный комитет и стал организатором в Пенджабе. Примерно в это же время он познакомился со своей будущей женой Пракашвати Капур во время работы в HSRA. Эти отношения вызвали большую ревность, а также беспокойство среди других членов HSRA: 17-летнего Пракашвати считали слишком молодым, чтобы участвовать в группе, хотя он уже платил подписку, и считался уязвимым. Были также опасения по поводу его приверженности делу, поскольку люди считали, что жизнь революционера несовместима с браком, а члены HSRA дали обет безбрачия. Результат был драматичным: Яшпал узнал, что некоторые из его коллег планировали убить его за то, что он был двойным агентом британцев по приказу Азада, и в HSRA возникли внутренние разногласия по поводу этих опасений, а также обвинения в том, что Яшпал может стать информатором. , Его информация поступила от потенциального убийцы, члена HSRA, который выступал в качестве информатора британских властей. В сентябре 1930 года, несмотря на то, что он лично признал ложную честность и честь Яшпала, Азад счел необходимым распустить расколотое движение, распределив его оружие среди членов и приказав им сражаться за революционное дело на децентрализованной, провинциальной основе, а не под направление от комитета. [1] [8]
Совершая различные безуспешные попытки посетить Россию с целью расследования результатов тамошней революции , Яшпал продолжал работать с Азадом, пока последний не погиб в феврале 1931 года во время перестрелки с полицией в Аллахабаде . Затем он попытался воссоединить HSRA и в конечном итоге добился успеха, будучи избранным главнокомандующим в январе 1932 года и указав свое имя в распространенной крамольной листовке. Он был арестован британцами в Аллахабаде 22 января 1932 года. [1] [с] членом семьи Неру Защищаемый Шьямом Кумари Неру , Яшпал пытался претендовать на статус политзаключенного , что могло бы улучшить условия его заключения. Он был приговорен к 14 годам строгого тюремного заключения , семеро из которых были обвинены в покушении на убийство в Канпуре , а еще семь - за попытку убить полицейского в перестрелке, произошедшей на следующий день после его прибытия в Аллахабад. Неру сказал ему, что судья изначально намеревался вынести эти приговоры одновременно, но изменил свое решение на последовательное из-за задержки с оформлением документов. Изменение могло быть значительным, поскольку четырнадцатилетний срок де-факто был эквивалентен пожизненному заключению: после истечения срока приговора требовалось рассмотрение дела правительством и разрешение на освобождение. В ходе событий, после того как в мае 1932 года ему были предъявлены новые обвинения в результате обсуждений Делийской Комиссии по расследованию заговора. комиссии по расследованию заговора , которые позже были прекращены, Яшпал отсидел шесть лет, прежде чем оказался в числе освобожденных по соглашению об амнистии для политических заключенных, заключенному при посредничестве недавно сформированной Правительство Конгресса в Соединенные провинции . Что касается Конгресса, не было никакой разницы в статусе между людьми, заключенными в тюрьму за отказ от сотрудничества (сатьяграхи ), и теми, кто отбывал наказание за революционную деятельность. Его освободили 2 марта 1938 года без каких-либо требований отказаться от своей прошлой деятельности. [1] [6]
Несмотря на свои собственные опасения относительно своих будущих перспектив, учитывая его криминальное прошлое и ухудшающееся здоровье во время пребывания в тюрьме, Пракашвати решил выйти за него замуж и сделал это по ее настоянию. Церемония состоялась в центральной тюрьме Барейли 7 августа 1936 года и стала первым браком, заключенным в индийской тюрьме. Это вызвало фурор, поскольку было сочтено неоправданной гуманизацией условий тюремного заключения. В тюремные инструкции были внесены поправки, чтобы предотвратить повторение подобных случаев. [1]
Письмо
[ редактировать ]Именно после освобождения Яшпала из тюрьмы он начал писать, рассматривая литературу как средство исправления тех несправедливостей, которые, по его мнению, существовали в индийском обществе. Марксизм стал его любимой идеологией; он видел в Коммунистической партии Индии преемницу HSRA, хотя не присоединился ни к этой, ни к какой-либо другой политической партии. [1]
Яшпалу запретили въезд в Пенджаб после его освобождения из тюрьмы, и поэтому он поселился со своей женой в Лакхнау . [9] Его первая работа «Пинджре ки Уран» («Бегство из клетки») (1939) имела заметный успех. Некоторое время он работал в «Кармайоги» , журнале на языке хинди, прежде чем основал свой собственный журнал «Виплав» («Катаклизм») , который публиковался на хинди и урду до его закрытия в 1941 году. Закрытие стало необходимым, поскольку правительство считало «Виплав» крамольным. потребовал залог в размере 13 000 рупий ; журнал был перезапущен после обретения Индией независимости в 1947 году. [1] В 1941 году он основал издательство « Виплава Карьялая» , а в 1944 году — типографию «Сати Пресс». [9]
Следующие книги Яшпала - Дада Камред (Товарищ, Большой Брат) (1941) и Дешдрохи (Предатель) (1943) - обе были художественными произведениями, центральной темой которых была Коммунистическая партия. В период до обретения Индией независимости были опубликованы и другие эссе, романы и рассказы, которые усиливали впечатление, что он был агитатором. Это впечатление стало причиной его ареста в 1949 году и заключения в тюрьму по приказу правительства Уттар-Прадеша , которое в то время арестовывало людей с коммунистическими симпатиями из-за незаконной забастовки железнодорожников, имевшей поддержку Коммунистической партии. Последовал общественный резонанс по поводу его ареста, и правительству пришлось отступить унизительным образом, хотя им удалось запретить ему въезд в Лакхнау на шесть месяцев, что привело к окончательному закрытию Виплава . [1]
Его автобиография «Синхавалокан» («Взгляд льва или взгляд назад») была опубликована в трех томах в период с 1951 по 1955 год. [9] и получил признание за подробный отчет о вооруженной борьбе за независимость в Индии, а также за информацию о его собственной молодости. [1] [10] На момент своей смерти 26 декабря 1976 года он писал четвертый том этой автобиографии.
Яшпал был награжден Падма Бхушан в 1970 году. [11]
Литературная критика
[ редактировать ]Йогендра Малик отмечает, что как писатель-марксист Яшпал входил в число
одна из самых важных литературных групп на хинди, занимающаяся идеологической интерпретацией политики. Приверженные концепциям «социалистического реализма» и «целенаправленного искусства», эти писатели анализируют социальные и политические структуры Индии на основе марксизма и ленинизма. Через своих вымышленных героев они пропагандируют идеологические заветы коммунизма. Большинство этих романистов редко отклоняются от партийной линии, установленной руководством Коммунистической партии на национальном или международном уровне или марксистскими литературными критиками. [12]
Мери Тери Уски Баат» («Моя, твоя и ее история») (1974) получил премию Академии Сахитьи на хинди в 1976 году, незадолго до его смерти. Роман « [13] Написав от имени того же учреждения, Бхишам Сахни описал рассказы Яшпала как продолжающие традицию Премчанда, хотя они больше ориентированы на городское общество, чем на сельское общество и низший средний класс. [14] Коринн Френд говорит, что «многие характеризуют его как самого одаренного писателя литературы на хинди со времен Прем Чанда». [1]
Два тома « Джута Саха» (1958 и 1960), объемистого романа Яшпала, основанного на событиях, связанных с разделом Индии сравнивали с Толстого «Войной и миром» , многие писатели и критики . Хариш Триведи, профессор английского языка, говорит, что этих сравнений было достаточно много, что «из-за слабого зрения Яшпал договорился, чтобы кто-нибудь прочитал ему великое произведение Толстого - возможно, чтобы понять, из-за чего весь этот шум». [15]
В произведениях Яшпала проходят три темы: гендерное равенство, революция и романтика. Хотя большая часть его работ касается современных или почти современных ситуаций, он исследовал далекое прошлое в таких романах, как «Дивья» (1945), «Амита» (1954) и «Апсара ка Шап» (1965). [16]
Столетие
[ редактировать ]В 2003–2004 годах отмечалось столетие со дня его рождения. [ нужна ссылка ] выпустила памятную почтовую марку . Почта Индии 3 декабря 2003 года [17]
Работает
[ редактировать ]Яшпал написал более 50 работ на хинди. [1] многие из которых были переведены на другие языки. Среди его публикаций:
Романы
[ редактировать ]- Дада Камред (1941)
- Дешдрохи (1943)
- Дивья (1945)
- Товарищ по партии (1946, переиздано как Гита ) [13]
- Манушья Ке Руп (1949)
- '
- Джута Сах (два тома, Ватан Аур Деш : 1958 г. и Деш Ка Бхавишья : 1960 г.) [18]
- Двенадцать часов (1963)
- Апсара Ка Шаап (1965)
- Мери Тери Уски Баат (1974)
- В бурный день
- фанаты кёна
Коллекции
[ редактировать ]Путешествовать
[ редактировать ]Он также написал два произведения, основанные на его путешествиях по Восточной Европе: «Рах Бити» («История путешествия») и «Декха Соча Самджха» («Увидел, что понял»).
Телевизионные адаптации
[ редактировать ]Сунил Батта снял два телесериала по произведениям Яшпала: «Гулдаста» в 1995 году и «Дживан Ке Ранг» в 2005 году. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ «Бесплатная доставка» включала бесплатную еду и одежду, а также обучение. [1]
- ↑ Ирвин в тот день ехал на встречу с Ганди. Встреча прошла согласно договоренности, и вскоре после нее Ганди опубликовал статью «Культ бомбы» , в которой критиковал методы, используемые HSRA. Яшпал ответил на критику, написав «Философию бомбы» , которую опубликовало HSRA. [7]
- ↑ Яшпалу в конце концов удалось совершить поездки в Советский Союз в 1952 и 1958 годах. [1]
Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Друг (1977)
- ^ Пакистан сегодня (2011)
- ^ Джонс (1989) , с. 100
- ^ Элам и Моффат (2016)
- ^ Сони (2012) , с. 380
- ^ Jump up to: а б Триведи (2010) , с. xii
- ^ Триведи (2010) , с. xxiii
- ^ Шарма (2009) , с. 1
- ^ Jump up to: а б с Триведи (2010) , с. xiii
- ^ Датта (1987) , с. 279
- ^ Триведи (2010) , с. xvi
- ^ Малик (1975) , стр. 18–19
- ^ Jump up to: а б Триведи (2010) , с. xiv
- ^ Лал (1992) , с. 4044
- ^ Триведи (2010) , с. XXIV
- ^ Триведи (2010) , стр. xi–xvi.
- ^ Почта Индии (2003)
- ^ Триведи (2010) , с. xi
- ^ Лал (1992) , с. 4047
- ^ Лал (1992) , стр. 4300–4301.
Библиография
- Датта, Амареш, изд. (1987), Энциклопедия индийской литературы , том. 1, Академия Сахитья, ISBN 9788126018031
- Элам, Дж. Дэниел; Моффат, Крис (2016), «О форме, политике и последствиях писательской революции», Южная Азия: Журнал южноазиатских исследований , 39 (3): 513–524, doi : 10.1080/00856401.2016.1199293
- Френд, Коринн (осень 1977 г.), «Яшпал: борец за свободу - писатель за справедливость», Журнал южноазиатской литературы , 13 (1): 65–90, JSTOR 40873491 (требуется подписка)
- Почта Индии (2003 г.), Марки 2003 г. , Почта Индии , получено 9 марта 2014 г.
- Джонс, Кеннет В. (1989), Движения за социально-религиозные реформы в Британской Индии (переиздание), Cambridge University Press, ISBN 9780521249867
- Лал, Мохан, изд. (1992), Энциклопедия индийской литературы , том. 5, Академия Сахитья, ISBN 9788126012213
- Малик, Йогендра Кумар (1975), «Современные политические романы на хинди: интерпретация» , в Малике, Йогендра Кумар; Либерман, Карл (ред.), Политика и роман в Индии , том. 6, Брилл, стр. 18–19 , ISBN. 9789004042438
- Пакистан сегодня (17 апреля 2011 г.), кончина Брэдло Холла , Пакистан сегодня , получено 20 февраля 2014 г.
- Сони, Симона (2012), «Бхагат Сингх: Политика смерти и надежды», в Малхотре, Аншу; Мир, Фарина (ред.), «Пересмотр Пенджаба: история, культура и практика» , Oxford University Press, стр. 377–402, doi : 10.1093/acprof:oso/9780198078012.003.0054 , ISBN 978-0-19807-801-2
- Шарма, Шалини (2009), Радикальная политика в колониальном Пенджабе: управление и подстрекательство , Routledge, ISBN 9781135261122
- Триведи, Хариш (2010), «Введение» , Это не тот рассвет , Penguin Books India, ISBN 9780143103134 Английский перевод Ананда из « Джута Сач » Яшпала )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Друг, Корин (1969). Яшпал: Автор и Патриот . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.
- Говинд, Нихил (2014). Между любовью и свободой: Революционер в романе на хинди . Рутледж. ISBN 978-1-31755-976-4 .
- 1903 рождения
- 1976 смертей
- Индийские редакторы
- Индийские марксисты
- Индийские писатели-мужчины
- Индийские писатели-марксисты
- Писатели на языке хинди
- Лауреаты премии Сахитья Академии на хинди
- Индостанская Социалистическая Республиканская Ассоциация
- Лауреаты Падма Бхушан в области литературы и образования
- Индийские романисты XX века
- Индийские писатели-путешественники
- Индийские политические писатели
- Индийские эссеисты XX века
- Жители района Кангра
- Писатели из Химачал-Прадеша
- Революционное движение за независимость Индии
- Жители провинции Пенджаб (Британская Индия)