Jump to content

Яшпал

Яшпал Сингх
Яшпал Сингх на марке Индии 2003 года.
Яшпал Сингх на марке Индии 2003 года.
Рожденный ( 1903-12-03 ) 3 декабря 1903 г.
Кангра-Хиллз , Британская Индия
Умер 26 декабря 1976 г. ( 1976-12-26 ) (73 года)
Занятие Автор
Язык Неа
Национальность Индийский
Гражданство Индия
Известные работы
Заметные награды Падма Бхушан
1970
Премия Сахитьи Академии
1976
Супруг Пракашвати

Яшпал Сингх (3 декабря 1903 - 26 декабря 1976) был писателем на хинди , политическим обозревателем, социалистом и эссеистом. Он писал в разных жанрах, включая эссе, романы и рассказы, а также пьесу, две книги о путешествиях и автобиографию. на языке хинди Он выиграл премию Сахитья Академии за свой роман «Мери Тери Уски Баат» в 1976 году, а также был лауреатом премии «Падма Бхушан» .

Ранняя жизнь и активизм

[ редактировать ]

Яшпал родился 3 декабря 1903 года в деревне Бхумпал (современный район Хамирпур ), расположенной на холмах Кангра в Британской Индии . Его мать была бедной и несла полную ответственность за воспитание двух своих сыновей. Он вырос в эпоху, когда популярность движения за независимость Индии неуклонно росла, и его мать была ярой сторонницей Арьи Самадж . Арья Самадж Он посещал гурукул в Харидваре на «бесплатной» основе из-за бедности семьи. [а] Колониальная администрация считала таких гурукулов «рассадниками мятежа», поскольку они воспитывали гордость за индуистскую культуру и достижения Индии, поощряя представление о том, что британское правление было «временной неудачей или наказанием за допущенную распущенность в арийской религии». Позже Яшпал сказал, что в школьные годы он мечтал о времени, когда индийцы изменят нынешнюю ситуацию и станут править британцами в Англии. В гурукуле над ним издевались однокурсники из-за его бедности, и он покинул школу, когда у него случился продолжительный приступ дизентерии . [1]

Воссоединившись со своей матерью в Лахоре , Яшпал посещал там среднюю школу, а затем перешел в среднюю школу в кантоне Ферозепур , куда впоследствии переехала семья. Ему больше понравилась городская среда и школьное образование, и он финишировал первым в классе на вступительном экзамене. [1]

Яшпал был последователем Махатмы Ганди организации Конгресса с 17 лет, еще учась в средней школе. Он объезжал деревни, чтобы пропагандировать идею Ганди о отказе от сотрудничества среди крестьян, но они казались незаинтересованными, и он понял, что в программе Конгресса нет ничего, что касалось бы вопросов, которые их затрагивали. Именно после одного из таких туров он получил результаты зачисления, успех которых дал ему право на стипендию в государственном колледже. Он отказался от этой награды, предпочитая финансировать себя за счет обучения в Национальном колледже Лахора, учреждении, которое было основано Арьей Самаджист и активисткой Конгресса Лалой Ладжпат Рай с целью продвижения социальных услуг и предоставления качественного образования индийцам, которые не хотел преподаваться в британских колледжах. [1] [2] [3]

Индостанская Социалистическая Республиканская Ассоциация

[ редактировать ]

Именно в Национальном колледже Яшпал познакомился с такими людьми, как Бхагат Сингх и Сухдев Тапар, которые позже стали ядром пенджабского вооруженного революционного движения. Вдохновленная опекой Джаичандры Видьяланкара, историка и соратника Гадаритов , эта группа студентов широко читала политическую теорию и бывших революционеров из Европы и Индии. [1] [4] Индостанская республиканская ассоциация стала известна как Индостанская социалистическая республиканская ассоциация (HSRA) в 1928 году, причем изменение названия, вероятно, во многом связано с влиянием Бхагата Сингха, который был в ней видной фигурой. [5] Разделяя разочарование Сингха в последствиях стратегии отказа Ганди от сотрудничества, Яшпал присоединился к нему. Его работа в HSRA, как правило, была закулисной, и он имел более низкий общественный авторитет, чем люди, которые физически участвовали в революционных актах, такие как Сингх, Раджгуру и Чандрашекар Азад . Продолжая свою активную деятельность, он работал клерком в страховой компании Лакшми, и эту должность он глубоко не любил и описывал как

До этого никто и никогда мною не был недоволен; на самом деле меня всегда хвалили за мой трудолюбие и способности. Но я оказался совершенно некомпетентным в качестве клерка. Лично мне эта работа показалась настолько неприятной, что я не смог ею заняться. Я совершал одну ошибку за другой, и меня постоянно критиковали. Где были мои высокие стремления стать успешным юристом, профессором или эффективным политическим деятелем, просиживающим весь день на месте своего клерка, отправляющим промежуточные квитанции и пишущим письма с напоминаниями клиентам, чтобы они выплатили просроченные премии? ... Я чувствовал себя запертым в ящике, беспомощным и неспособным вырваться наружу. Я чувствовал, что это не мое личное несчастье, а отсутствие возможностей из-за того, как управлялось наше общество. Я чувствовал, что изменение способа управления страной и обществом было единственным лекарством. Тогда я увидел революцию не только как благодеяние, но и как крик о самом моем существовании. [1]

Яшпал скрылся от правосудия в апреле 1929 года, скрываясь в течение нескольких недель у родственника (Пандита Шьямы) в районе Кангра (деревня Самхун недалеко от Рейла в Хамирпуре) после того, как недавно созданный завод по производству бомб HSRA в Лахоре подвергся рейду со стороны полиции. Понимая, что дело HSRA невозможно продвигать, если его члены не будут организованы, он вернулся в Лахор до июня. Бхагат Сингх и Сухдев Тапар были арестованы, и у него не было контактных данных ни одного из членов, которые были на свободе. Сухдев Тапар смог сообщить ему подробности о другом члене после того, как Яшпал посетил его в тюрьме под видом адвоката, но вскоре информация была аннулирована из-за полицейского рейда на другой завод по производству бомб HSRA, в Сахаранпуре . Некоторые из арестованных на обоих заводах стали информаторами. [1]

Затем Яшпал провел беседу с лидерами индуистской Махасабхи . Однако он отличался от них идеологически. Их предложение заплатить HSRA 50 000 рупий за убийство Мухаммеда Али Джинны стало последней каплей: организация, членом которой он состоял, не должна была быть наемным оружием. [1]

Последним значительным вооруженным актом HSRA была попытка 23 декабря 1929 года взорвать поезд, перевозивший тогдашнего короля вице - лорда Ирвина . Яшпал взорвал эту бомбу, которая разрушила вагон-ресторан , но причинила только неудобства Ирвину. [1] [6] [б] Когда несколько ее лидеров были заключены в тюрьму, некоторые из которых впоследствии были казнены, Чандрашекар Азад реорганизовал HSRA в 1930 году. Яшпал был назначен в центральный комитет и стал организатором в Пенджабе. Примерно в это же время он познакомился со своей будущей женой Пракашвати Капур во время работы в HSRA. Эти отношения вызвали большую ревность, а также беспокойство среди других членов HSRA: 17-летнего Пракашвати считали слишком молодым, чтобы участвовать в группе, хотя он уже платил подписку, и считался уязвимым. Были также опасения по поводу его приверженности делу, поскольку люди считали, что жизнь революционера несовместима с браком, а члены HSRA дали обет безбрачия. Результат был драматичным: Яшпал узнал, что некоторые из его коллег планировали убить его за то, что он был двойным агентом британцев по приказу Азада, и в HSRA возникли внутренние разногласия по поводу этих опасений, а также обвинения в том, что Яшпал может стать информатором. , Его информация поступила от потенциального убийцы, члена HSRA, который выступал в качестве информатора британских властей. В сентябре 1930 года, несмотря на то, что он лично признал ложную честность и честь Яшпала, Азад счел необходимым распустить расколотое движение, распределив его оружие среди членов и приказав им сражаться за революционное дело на децентрализованной, провинциальной основе, а не под направление от комитета. [1] [8]

Совершая различные безуспешные попытки посетить Россию с целью расследования результатов тамошней революции , Яшпал продолжал работать с Азадом, пока последний не погиб в феврале 1931 года во время перестрелки с полицией в Аллахабаде . Затем он попытался воссоединить HSRA и в конечном итоге добился успеха, будучи избранным главнокомандующим в январе 1932 года и указав свое имя в распространенной крамольной листовке. Он был арестован британцами в Аллахабаде 22 января 1932 года. [1] [с] членом семьи Неру Защищаемый Шьямом Кумари Неру , Яшпал пытался претендовать на статус политзаключенного , что могло бы улучшить условия его заключения. Он был приговорен к 14 годам строгого тюремного заключения , семеро из которых были обвинены в покушении на убийство в Канпуре , а еще семь - за попытку убить полицейского в перестрелке, произошедшей на следующий день после его прибытия в Аллахабад. Неру сказал ему, что судья изначально намеревался вынести эти приговоры одновременно, но изменил свое решение на последовательное из-за задержки с оформлением документов. Изменение могло быть значительным, поскольку четырнадцатилетний срок де-факто был эквивалентен пожизненному заключению: после истечения срока приговора требовалось рассмотрение дела правительством и разрешение на освобождение. В ходе событий, после того как в мае 1932 года ему были предъявлены новые обвинения в результате обсуждений Делийской Комиссии по расследованию заговора. комиссии по расследованию заговора , которые позже были прекращены, Яшпал отсидел шесть лет, прежде чем оказался в числе освобожденных по соглашению об амнистии для политических заключенных, заключенному при посредничестве недавно сформированной Правительство Конгресса в Соединенные провинции . Что касается Конгресса, не было никакой разницы в статусе между людьми, заключенными в тюрьму за отказ от сотрудничества (сатьяграхи ), и теми, кто отбывал наказание за революционную деятельность. Его освободили 2 марта 1938 года без каких-либо требований отказаться от своей прошлой деятельности. [1] [6]

Несмотря на свои собственные опасения относительно своих будущих перспектив, учитывая его криминальное прошлое и ухудшающееся здоровье во время пребывания в тюрьме, Пракашвати решил выйти за него замуж и сделал это по ее настоянию. Церемония состоялась в центральной тюрьме Барейли 7 августа 1936 года и стала первым браком, заключенным в индийской тюрьме. Это вызвало фурор, поскольку было сочтено неоправданной гуманизацией условий тюремного заключения. В тюремные инструкции были внесены поправки, чтобы предотвратить повторение подобных случаев. [1]

Именно после освобождения Яшпала из тюрьмы он начал писать, рассматривая литературу как средство исправления тех несправедливостей, которые, по его мнению, существовали в индийском обществе. Марксизм стал его любимой идеологией; он видел в Коммунистической партии Индии преемницу HSRA, хотя не присоединился ни к этой, ни к какой-либо другой политической партии. [1]

Яшпалу запретили въезд в Пенджаб после его освобождения из тюрьмы, и поэтому он поселился со своей женой в Лакхнау . [9] Его первая работа «Пинджре ки Уран» («Бегство из клетки») (1939) имела заметный успех. Некоторое время он работал в «Кармайоги» , журнале на языке хинди, прежде чем основал свой собственный журнал «Виплав» («Катаклизм») , который публиковался на хинди и урду до его закрытия в 1941 году. Закрытие стало необходимым, поскольку правительство считало «Виплав» крамольным. потребовал залог в размере 13 000 рупий ; журнал был перезапущен после обретения Индией независимости в 1947 году. [1] В 1941 году он основал издательство « Виплава Карьялая» , а в 1944 году — типографию «Сати Пресс». [9]

Следующие книги Яшпала - Дада Камред (Товарищ, Большой Брат) (1941) и Дешдрохи (Предатель) (1943) - обе были художественными произведениями, центральной темой которых была Коммунистическая партия. В период до обретения Индией независимости были опубликованы и другие эссе, романы и рассказы, которые усиливали впечатление, что он был агитатором. Это впечатление стало причиной его ареста в 1949 году и заключения в тюрьму по приказу правительства Уттар-Прадеша , которое в то время арестовывало людей с коммунистическими симпатиями из-за незаконной забастовки железнодорожников, имевшей поддержку Коммунистической партии. Последовал общественный резонанс по поводу его ареста, и правительству пришлось отступить унизительным образом, хотя им удалось запретить ему въезд в Лакхнау на шесть месяцев, что привело к окончательному закрытию Виплава . [1]

Его автобиография «Синхавалокан» («Взгляд льва или взгляд назад») была опубликована в трех томах в период с 1951 по 1955 год. [9] и получил признание за подробный отчет о вооруженной борьбе за независимость в Индии, а также за информацию о его собственной молодости. [1] [10] На момент своей смерти 26 декабря 1976 года он писал четвертый том этой автобиографии.

Яшпал был награжден Падма Бхушан в 1970 году. [11]

Литературная критика

[ редактировать ]

Йогендра Малик отмечает, что как писатель-марксист Яшпал входил в число

одна из самых важных литературных групп на хинди, занимающаяся идеологической интерпретацией политики. Приверженные концепциям «социалистического реализма» и «целенаправленного искусства», эти писатели анализируют социальные и политические структуры Индии на основе марксизма и ленинизма. Через своих вымышленных героев они пропагандируют идеологические заветы коммунизма. Большинство этих романистов редко отклоняются от партийной линии, установленной руководством Коммунистической партии на национальном или международном уровне или марксистскими литературными критиками. [12]

Мери Тери Уски Баат» («Моя, твоя и ее история») (1974) получил премию Академии Сахитьи на хинди в 1976 году, незадолго до его смерти. Роман « [13] Написав от имени того же учреждения, Бхишам Сахни описал рассказы Яшпала как продолжающие традицию Премчанда, хотя они больше ориентированы на городское общество, чем на сельское общество и низший средний класс. [14] Коринн Френд говорит, что «многие характеризуют его как самого одаренного писателя литературы на хинди со времен Прем Чанда». [1]

Два тома « Джута Саха» (1958 и 1960), объемистого романа Яшпала, основанного на событиях, связанных с разделом Индии сравнивали с Толстого «Войной и миром» , многие писатели и критики . Хариш Триведи, профессор английского языка, говорит, что этих сравнений было достаточно много, что «из-за слабого зрения Яшпал договорился, чтобы кто-нибудь прочитал ему великое произведение Толстого - возможно, чтобы понять, из-за чего весь этот шум». [15]

В произведениях Яшпала проходят три темы: гендерное равенство, революция и романтика. Хотя большая часть его работ касается современных или почти современных ситуаций, он исследовал далекое прошлое в таких романах, как «Дивья» (1945), «Амита» (1954) и «Апсара ка Шап» (1965). [16]

Столетие

[ редактировать ]

В 2003–2004 годах отмечалось столетие со дня его рождения. [ нужна ссылка ] выпустила памятную почтовую марку . Почта Индии 3 декабря 2003 года [17]

Работает

[ редактировать ]

Яшпал написал более 50 работ на хинди. [1] многие из которых были переведены на другие языки. Среди его публикаций:

Коллекции

[ редактировать ]
  • Уран в клетке (1939) [19]
  • Тарк ка Туфан (1943) [20]
  • Полный Курты
  • Дхармаюдха
  • Сач

Путешествовать

[ редактировать ]

Он также написал два произведения, основанные на его путешествиях по Восточной Европе: «Рах Бити» («История путешествия») и «Декха Соча Самджха» («Увидел, что понял»).

Телевизионные адаптации

[ редактировать ]

Сунил Батта снял два телесериала по произведениям Яшпала: «Гулдаста» в 1995 году и «Дживан Ке Ранг» в 2005 году. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

  1. ^ «Бесплатная доставка» включала бесплатную еду и одежду, а также обучение. [1]
  2. Ирвин в тот день ехал на встречу с Ганди. Встреча прошла согласно договоренности, и вскоре после нее Ганди опубликовал статью «Культ бомбы» , в которой критиковал методы, используемые HSRA. Яшпал ответил на критику, написав «Философию бомбы» , которую опубликовало HSRA. [7]
  3. Яшпалу в конце концов удалось совершить поездки в Советский Союз в 1952 и 1958 годах. [1]

Цитаты

Библиография

  • Датта, Амареш, изд. (1987), Энциклопедия индийской литературы , том. 1, Академия Сахитья, ISBN  9788126018031
  • Элам, Дж. Дэниел; Моффат, Крис (2016), «О форме, политике и последствиях писательской революции», Южная Азия: Журнал южноазиатских исследований , 39 (3): 513–524, doi : 10.1080/00856401.2016.1199293
  • Френд, Коринн (осень 1977 г.), «Яшпал: борец за свободу - писатель за справедливость», Журнал южноазиатской литературы , 13 (1): 65–90, JSTOR   40873491 (требуется подписка)
  • Почта Индии (2003 г.), Марки 2003 г. , Почта Индии , получено 9 марта 2014 г.
  • Джонс, Кеннет В. (1989), Движения за социально-религиозные реформы в Британской Индии (переиздание), Cambridge University Press, ISBN  9780521249867
  • Лал, Мохан, изд. (1992), Энциклопедия индийской литературы , том. 5, Академия Сахитья, ISBN  9788126012213
  • Малик, Йогендра Кумар (1975), «Современные политические романы на хинди: интерпретация» , в Малике, Йогендра Кумар; Либерман, Карл (ред.), Политика и роман в Индии , том. 6, Брилл, стр. 18–19 , ISBN.  9789004042438
  • Пакистан сегодня (17 апреля 2011 г.), кончина Брэдло Холла , Пакистан сегодня , получено 20 февраля 2014 г.
  • Сони, Симона (2012), «Бхагат Сингх: Политика смерти и надежды», в Малхотре, Аншу; Мир, Фарина (ред.), «Пересмотр Пенджаба: история, культура и практика» , Oxford University Press, стр. 377–402, doi : 10.1093/acprof:oso/9780198078012.003.0054 , ISBN  978-0-19807-801-2
  • Шарма, Шалини (2009), Радикальная политика в колониальном Пенджабе: управление и подстрекательство , Routledge, ISBN  9781135261122
  • Триведи, Хариш (2010), «Введение» , Это не тот рассвет , Penguin Books India, ISBN  9780143103134 Английский перевод Ананда из « Джута Сач » Яшпала )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bbac8ca003e670a0576236e10a5411e6__1721761920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/e6/bbac8ca003e670a0576236e10a5411e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yashpal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)