Пуран Чанд Джоши
Пуран Чанд Джоши | |
---|---|
Генеральный секретарь Коммунистической партии Индии | |
В офисе 1936–1947 | |
Предшественник | Официальный Гангадхар |
Преемник | БТ Ранадив |
Личные данные | |
Рожденный | Алмора , Арга и Ауд , Британская Индия (ныне Уттаракханд , Индия ) | 14 апреля 1907 г.
Умер | 9 ноября 1980 г. Дели, Индия | ( 73 года
Политическая партия | Коммунистическая партия Индии |
Супруг | Калпана Дутта |
Альма-матер | Аллахабадский университет |
Занятие | Борец за свободу, лидер |
Пуран Чанд Джоши (14 апреля 1907 г. - 9 ноября 1980 г.), один из первых лидеров коммунистического движения в Индии. Он был генеральным секретарем Коммунистической партии Индии с 1935 по 1947 год.
Ранние годы
[ редактировать ]Джоши родился 14 апреля 1907 года. [ 1 ] в Кумаони семье индуистских брахманов в Альморе , в Уттаракханде . Его отец Харинандан Джоши был учителем. В 1928 году он сдал экзамен на степень магистра гуманитарных наук в Аллахабадском университете . Его арестовали вскоре после окончания аспирантуры. Он стал ведущим организатором Молодежных лиг в 1928–1929 годах вместе с Джавахарлалом Неру , Юсуфом Мехералли и другими. Вскоре он стал генеральным секретарем Рабоче-крестьянской партии Уттар-Прадеша, образованной в Мееруте в октябре 1928 года. [ 1 ] В 1929 году, в возрасте 22 лет, британское правительство арестовало его как одного из подозреваемых по делу о заговоре Меерута . Среди других первых коммунистических лидеров, арестованных вместе с ним, были Шаукат Усмани , Музаффар Ахмед , С.А. Данге и С.В.Гате .
Джоши приговорили к шести годам ссылки в исправительный поселок на Андаманских островах . Учитывая его возраст, наказание позже сократили до трёх. После своего освобождения в 1933 году Джоши работал над объединением ряда групп под знамена Коммунистической партии Индии (КПИ). В 1934 году КПИ была принята в Третий Интернационал или Коминтерн .
Как генеральный секретарь
[ редактировать ]После внезапного ареста Сомнатха Лахири, тогдашнего секретаря КПИ, в конце 1935 года Джоши стал новым Генеральным секретарем. Таким образом, он стал первым генеральным секретарем Коммунистической партии Индии на период с 1935 по 1947 год. В то время левое движение неуклонно росло, и британское правительство запретило коммунистическую деятельность с 1934 по 1938 год. В феврале 1938 года, когда Коммунистическая партия Индии открыла в Бомбее свой первый юридический орган — Национальный фронт , Джоши стал его редактором. [ 1 ] Радж повторно запретил КПИ в 1939 году из-за ее первоначальной антивоенной позиции. Когда в 1941 году нацистская Германия напала на Советский Союз, КПИ заявила, что характер войны изменился на народную войну против фашизма .
Идеолого-политическая гегемония и культурный ренессанс
[ редактировать ]Выдающимся вкладом Джоши в теорию и практику коммунистического движения стало начало политико-идеологической гегемонии и культурного возрождения. Справедливо говорят о вкладе Грамши, но вкладу Джоши не было уделено должного внимания; они оставили глубокий след в массовом сознании. Даже сегодня люди становятся коммунистами или демократами, когда углубляются в политические, идеологические и культурные достижения своего времени. [ нужна ссылка ]
Джоши, во-первых, сделал политическое движение своего времени революционным, как никто другой. Его лозунг «Национальный фронт» против империализма, колониализма и фашизма полностью соответствовал времени и чаяниям образованных масс. Огромное количество людей привлекалось в Коммунистическую партию, даже если не все они вступали в нее. Студенты, молодежь, преподаватели, специалисты, художники, просвещенная буржуазия и многие другие принимали аспекты марксизма в самом широком смысле. [ нужна ссылка ]
Во время его руководства коммунисты превратили Конгресс в широкий фронт с сильным левым влиянием. Формирование CSP, WPP, Левой консолидации и совместных массовых организаций радикализировало огромные слои сознательных людей далеко за пределами КПИ. Ключевые центры принятия решений находились в ведении коммунистов, например, промышленность и сельское хозяйство. Несколькими PCC непосредственно руководили или в них участвовали коммунисты, такие как Сохан Сингх Джош , С.А. Данге , С.В. Гате , С.С. Мираджкар , Малаяпурам Сингаравелу , З.А. Ахмед и т. д. В AICC было не менее 20 коммунистов, установивших рабочие отношения с Махатмой Ганди. , Неру, Бозе и другие. Влияние марксизма распространилось далеко за пределы коммунистического движения и было широко признано самой передовой идеологией, хотя интерпретации были разными. Фактически марксизм стал «модой». К концу 1930-х — началу 1940-х годов огромное количество людей перешло в марксизм, оставив глубокий след в идеологии национального движения: Конгресс, CSP, HSRA, Гадар, группа Читтагонг и др. Марксизм одержал идеологические победы. Конгресс почти стал левой организацией после избрания Субхаша Боса президентом Конгресса, большая часть заслуг которого должна принадлежать Джоши. Если бы Бозе не покинул Конгресс, возможно, во времена свободы мы увидели бы другой Конгресс. [ нужна ссылка ]
Во-вторых, Джоши придал искусству и культуре массовую демократическую и революционную форму. Песни, драматургия, поэзия, литература, театр и кино стали проводниками массового сознания и радикализации. Печатное слово стало массовой силой. Все это привело к возрождению национальной сцены. Их глубокие последствия можно увидеть еще долго после освобождения. Коммунисты были первыми, кто использовал эти средства массовой информации в таких масштабах и с впечатляющим эффектом. [ нужна ссылка ]
Важные фигуры заполнили социокультурную сцену в литературе, искусстве, культуре и кино, радикализируя поколения. CPI, IPTA, PWA, AISF и т. д. вдохновили прогрессивные движения. Многие молодые люди стали коммунистами, читая книги Премчанда и Рахула и участвуя в массовой культуре. Коммунистическая партия обладала значительной идеологической и культурной гегемонией, хотя и была относительно небольшой. Есть много современных уроков. [ нужна ссылка ]
Культура стала эффективным средством политизации и пробуждения масс. Джоши без особых усилий соединил политическую культуру масс с национальными устремлениями. [ нужна ссылка ]
Первый съезд КПИ, 1943 г.
[ редактировать ]Конгресс был не только политическим, но и культурным событием. Огромное количество беспартийных присоединилось к процессу и ждало результатов. Выступления Джоши с нетерпением ждали и слушали с восторженным вниманием.
Многогранная борьба
[ редактировать ]Джоши был человеком масс и знал, когда действовать и какие лозунги выдвигать. Его работа в борьбе с голодом в Бенгалии не имеет себе равных. Из этого родилась IPTA. Его анализ причин голода является глубоко научным марксизмом. Его переписка с Махатмой Ганди убедила «Отца нации» во многих взглядах коммунистов.
Его часто представляют так, будто Джоши был соглашателем, классовым коллаборационистом. Эта точка зрения является наследием периода Б.Т. Ранадива, когда его много клеветали.
Джоши не только руководил мирной массовой борьбой и партией на различных выборах, включая выборы 1946 года; он также успешно руководил партией в вооруженной борьбе. Именно во время его руководства произошла вооруженная борьба, подобная борьбе Кайюра, Пуннапра-Ваялара, восстания РИН, Тебхаги и Теланганы. Этому стремятся преуменьшить значение. Именно он дал зеленый сигнал вооруженной борьбе в Телангане в 1946 году как часть антинизамской борьбы, а не как часть социалистической революции в Индии. Эти двое разные.
Во время его правления несколько коммунистов были отправлены в законодательные органы, хотя голосование было строго ограничено.
Высылка и реабилитация
[ редактировать ]В постсвободный период Коммунистическая партия Индии после второго съезда в Калькутте (новое написание: Калькутта ) встала на путь взятия в руки оружия. Джоши выступал за единство с Индийским национальным конгрессом под руководством Джавахарлала Неру . Он подвергся резкой критике на съезде КПИ в Калькутте в 1948 году и был отстранен от поста генерального секретаря. Впоследствии он был отстранен от партии 27 января 1949 года, исключен в декабре 1949 года и вновь принят в партию 1 июня 1951 года. Постепенно он был отстранен от партии, хотя и реабилитирован, сделав его редактором партийного еженедельника « Новый век» . Коммунистической партии Индии После раскола он был членом КПИ. Хотя он объяснил политику КПИ на 7-м съезде в 1964 году, его никогда не привлекали к руководству напрямую.
Последние дни
[ редактировать ]В свои последние дни он занимался исследованиями и публикациями в Университете Джавахарлала Неру, чтобы создать архив индийского коммунистического движения.
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1943 году он женился на Калпане Датте (1913–1995), революционерке, участвовавшей в рейде на арсенал Читтагонга . У них было два сына, Чанд и Сурадж. Чанд Джоши (1946–2000) был известным журналистом, работавшим в Hindustan Times . Он также был известен своей работой «Бхиндранвале: миф и реальность» (1985). Вторая жена Чанда Манини (урожденная Чаттерджи, р. 1961) также является журналисткой, работающей в The Telegraph . Манини Чаттерджи написал книгу о рейде на арсенал в Читтагонге под названием « Сделай и умри: восстание в Читтагонг 1930-34» (1999). [ 2 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Чандра, Бипан (22 декабря 2007 г.). «ПК Джоши: политическое путешествие» . Главный еженедельник . Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ «Это превыше всего» . Трибуна . 5 февраля 2000 г. Проверено 19 мая 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чакравартти, Гарги (2007). ПК Джоши: Биография , Нью-Дели: Национальный книжный фонд, ISBN 978-81-237-5052-1 .