Первобытный коммунизм
Часть серии о |
Экономические , прикладные и развивающие антропология |
---|
Социальная и культурная антропология |
Часть серии о |
Коммунизм |
---|
Коммунизм портал Портал социализма |
Первобытный коммунизм — это способ описания даренной экономики охотников -собирателей на протяжении всей истории, когда ресурсы и имущество, добытые или собранные, распределяются между всеми членами группы в соответствии с индивидуальными потребностями. В политической социологии и антропологии это также концепция (часто приписываемая Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу ), которая описывает общества охотников-собирателей как традиционно основанные на эгалитарных социальных отношениях и общей собственности. [1] Основным источником вдохновения как для Маркса, так и для Энгельса были описания Льюиса Х. Моргана «коммунизма в жизни», практикуемого хауденосауни Северной Америки. [2] В модели социально-экономических структур Маркса общества с первобытным коммунизмом не имели иерархических социальных классовых структур или накопления капитала . [3]
Эта идея подверглась критике со стороны антропологов как слишком этноцентрическая европейская модель, чтобы ее можно было применять к другим обществам, а также романтизирующая неевропейские общества. Антропологи, такие как Маргарет Мид, утверждают, что частная собственность существует в охотниках-собирателях и других «примитивных обществах», и приводят примеры, которые Маркс и последующие теоретики называют личной собственностью, а не частной собственностью.
Развитие идеи
[ редактировать ]Оригинальная идея первобытного коммунизма коренится в идее благородного дикаря, присутствующей в творчестве Жан-Жака Руссо. [4] и ранние антропологические работы Моргана и Эли С. Паркера . [5] [6] [7] Энгельс был первым, кто подробно написал о первобытном коммунизме, опубликовав в 1884 году работу « Происхождение семьи, частной собственности и государства» . [5] [8] Энгельс разделил первобытные коммунистические общества на две фазы: «дикую» фазу (охотников-собирателей), которая не имела постоянной надстройки и имела тесные связи с миром природы, и « варварскую » фазу, которая содержала надстройку, подобную той, что существовала у древнегерманского населения за ее пределами. границы Римской империи [6] и коренные народы Северной Америки до колонизации европейцами, [9] быть внутриобщинным эгалитарным и матрилинейным внутри сообщества. [6]
Маркс и Энгельс использовали этот термин шире, чем позднее марксисты, и применяли его не только к охотникам-собирателям, но и к некоторым общинам, занимавшимся натуральным сельским хозяйством . [10] Среди более поздних ученых, включая марксистов, также нет единого мнения относительно исторических масштабов и долговечности первобытного коммунизма. [11] Маркс и Энгельс также отмечали, как капиталистическое накопление цеплялось за социальные организации первобытного коммунизма. [12] Например, в частной переписке в том же году, когда «Происхождение семьи» было опубликовано , Энгельс подверг критике европейский колониализм , описывая голландский режим на Яве, непосредственно организующий сельскохозяйственное производство и получающий от него прибыль «на основе старых коммунистических деревенских общин». [ нужны разъяснения ] Он добавил, что такие примеры, как Голландская Ост-Индия, Британская Индия и Российская империя, показали, «как сегодня примитивный коммунизм обеспечивает... самую лучшую и широкую основу для эксплуатации ». [13]
Анархисты, в том числе Петр Кропоткин и Элизе Реклю , считали, что общества, олицетворяющие первобытный коммунизм, также были примерами анархического общества до индустриализации. [14] Примером этого является антропологическая работа Кропоткина об анархизме и экономике дарения « Взаимная помощь: фактор эволюции» , в которой для своей диссертации используются исследования народа сан на юге Африки . [15]
Исследования «первобытного коммунизма» среди ученых-марксистов, помимо исследований Энгельса, не имели большого развития до тех пор, пока в 20-м и 21-м веках Эрнест Мандель , Роза Люксембург , [16] Ян Ходдер , Мария Гимбутас и другие подхватили и развили оригинальные тезисы. [17] [18] [19] Немарксистские исследователи доисторической и ранней истории не воспринимали этот термин всерьез, хотя время от времени он использовался и часто отвергался. [20] [21] Термин «первобытный коммунизм» впервые появился в российской науке в конце XIX века со ссылкой на первобытный коммунизм, существовавший на древнем Крите . [22] Однако он не исследовался глубоко до 20-го века, в таких работах, как работа этнографа Дмитрия Константиновича Зеленина , который изучал общества, не связанные с охотниками-собирателями, в Советском Союзе, чтобы выявить остатки первобытного коммунизма внутри этих обществ. [23]
Вера в первобытный коммунизм, основанная на работах Моргана, ошибочна. [6] из-за непонимания Морганом общества хауденосауни и его с тех пор опровергнутой теории социальной эволюции . [24] Последующие и более точные исследования были сосредоточены на обществах охотников-собирателей и аспектах таких обществ в отношении собственности на землю , общинной собственности, а также преступности и правосудия. [25] Новое определение примитивного коммунизма можно резюмировать как общества, практикующие экономическое сотрудничество между членами своего сообщества. [26] [27] где почти каждый член сообщества вносит свой вклад в жизнь общества, а земля и природные ресурсы часто мирно делятся между сообществом. [26] [27]
Начиная с 20-го века, социологи и археологи изучали применение термина «первобытный коммунизм» к обществам охотников-собирателей эпохи палеолита и садоводческим обществам эпохи энеолита . [28] [29] включая палеоамериканские общества от каменной стадии до архаического периода . [30] Советские археологи , находящиеся под влиянием работ Моргана и Энгельса, интерпретировали различные палеолитические культуры, создавшие фигуры Венеры , многие из которых были найдены в Советском Союзе в 1920-х и 1930-х годах, как свидетельство того, что общества были примитивно-коммунистическими и матриархальными по своей природе. [31] [32] [33] Психоаналитик : Вильгельм Райх в 1931 году пришел к выводу [34] [35] существование раннего коммунизма по данным Бронислава Малиновского . работ [36] Однако Малиновский и философ Эрих Фромм не считали этот вывод убедительным. [37] Эрнест Борнеман поддержал идеи Райха в своей работе 1975 года «Патриархат» . [38] [39]
Примитивные коммунистические общества
[ редактировать ]Характеристики
[ редактировать ]В первобытном коммунистическом обществе производительные силы состояли бы из всех трудоспособных лиц, занятых добычей продуктов питания и ресурсов с земли. [40] и каждый будет делиться тем, что было произведено охотой и собирательством. [41] [42] Не было бы частной собственности , отличающейся от личной собственности. [43] такие как предметы одежды и подобные личные вещи, поскольку первобытное общество не производило излишков; то, что производилось, быстро потреблялось, и это происходило потому, что не существовало разделения труда, поэтому люди были вынуждены работать вместе. [44] Те немногие вещи, которые существовали какое-то время — средства производства ( орудия труда и земля), жилище — находились в совместном владении. [45] По мнению Энгельса, в связи с матрилокальным проживанием и матрилинейным происхождением [46] репродуктивный труд был разделен. [47] Также было бы отсутствие государства . [48]
Термин, обычно ассоциируемый с Карлом Марксом , но наиболее полно разработанный Фридрихом Энгельсом (в «Происхождении семьи» , 1884 г.), [5] и ссылка на коллективное право на основные ресурсы, эгалитаризм в социальных отношениях и отсутствие авторитарного правления и иерархии, которые, как предполагается, предшествовали расслоению и эксплуатации в человеческой истории. И Маркс, и Энгельс находились под сильным влиянием спекулятивной эволюционной истории Льюиса Генри Моргана , в которой описывались «свобода, равенство и братство древних родов», а также «коммунизм в жизни», который, как говорят, был очевиден в деревенской архитектуре коренных американцев. .
— Джон Скотт и Гордон Маршалл, 2007, Социологический словарь .
Одомашнивание животных и растений после неолитической революции посредством скотоводства и земледелия , а также последующая городская революция рассматривались как поворотный момент от первобытного коммунизма к классовому обществу , поскольку за этим переходом последовало появление частной собственности и рабства . [49] с неравенством, которое это влечет за собой. [35] Кроме того, часть населения стала специализироваться в различных видах деятельности, таких как производство, культура , философия и наука , что отчасти приводит к социальному расслоению и развитию социальных классов . [50] [51]
Эгалитарные и коммунистические общества охотников-собирателей изучались и описывались многими известными социальными антропологами, включая Джеймса Вудберна, [52] Ричард Боршай Ли , [53] Алан Барнард [54] и Джером Льюис. [55] [56] Антропологи, такие как Кристофер Бем , [57] Крис Найт [58] и Льюис [59] предложить теоретические объяснения, объясняющие, как коммунистические, напористо эгалитарные социальные устройства могли возникнуть в доисторическом прошлом . Несмотря на различия в акцентах, эти и другие антропологи следуют за Энгельсом, утверждая, что эволюционные изменения – сопротивление сексуальному и политическому доминированию в духе приматов – в конечном итоге завершились революционным переходом. господствующей и доминирующей культуры Ли критикует давнюю предвзятость против идеи первобытного коммунизма, высмеивая « буржуазную идеологию, [которая] заставляет нас поверить в то, что первобытного коммунизма не существует. В массовом сознании его смешивают с романтизмом и экзотикой: благородный дикарь». [60]
В газетах утверждается, что изображение охотников-собирателей как эгалитаристов вводит в заблуждение. Согласно одной статье, опубликованной в журнале Current Anthropology , хотя уровень неравенства был низким, он все еще присутствовал: средняя группа охотников-собирателей имела коэффициент Джини 0,25 (для сравнения, этот показатель был достигнут в Дании в 2007 году). [61] Этот аргумент частично поддерживается Аленом Тестаром и другими, которые говорят, что общество без собственности не избавлено от проблем эксплуатации. [62] господство [63] или войны. [64] Маркс и Энгельс, однако, не утверждали, что коммунизм привел к равенству, поскольку, по их мнению, равенство было концепцией, не связанной с физической реальностью. [65] Тестарт действительно поддерживает наблюдения Энгельса о том, что общества без профицита являются экономически эгалитарными и, наоборот, что общества с профицитом неравны . [66] [67] [68]
Арнольд Петерсен использовал существование первобытного коммунизма, чтобы опровергнуть идею о том, что коммунизм противоречит человеческой природе. [69] Хикмет Кывилджымли в своей «Тезисе истории» утверждал, что в докапиталистических обществах основной динамикой исторических изменений «была не классовая борьба внутри общества, а скорее сильное коллективное действие» эгалитарных и коллективистских ценностей «примитивного социалистического общества». [70]
Примеры обществ
[ редактировать ]Из-за убедительных доказательств эгалитарного общества, отсутствия иерархии и отсутствия экономического неравенства историк Мюррей Букчин утверждал, что Чатал-Хююк был ранним примером анархо-коммунизма и, следовательно, примером примитивного коммунизма в протогороде . [71] Однако третьи используют Чатал-Гуюк как пример, опровергающий концепцию первобытного коммунизма. [72] Точно так же утверждалось, что цивилизация долины Инда является примером примитивного коммунистического общества из-за предполагаемого отсутствия конфликтов и социальной иерархии. [73] Дэниел Миллер и другие утверждают, что такая оценка цивилизации долины Инда неверна. [74] [75]
Археолог-марксист В. Гордон Чайлд проводил раскопки в Шотландии с 1920-х годов и пришел к выводу, что существовало неолитическое бесклассовое общество , простиравшееся до Оркнейских островов . [76] [77] Это было поддержано Перри Андерсоном , который утверждал, что первобытный коммунизм был распространен в доримской Западной Европе . [78] Описания таких обществ присутствуют и в трудах авторов-классиков. [79] [44]
Библеисты также утверждали, что способ производства, наблюдаемый в раннем еврейском обществе, был общинным домашним, что было похоже на первобытный коммунизм. [80] [81] Клод Мейясу прокомментировал, что способ производства, наблюдаемый во многих примитивных обществах, является коммунистическим домашним. [82]
Индийский коммунистический политик Шрипад Амрит Данге считал древнеиндийское общество примитивно-коммунистическим. [83] Другие коммунисты в Индии также назвали общества нынешних групп коренных народов, таких как адиваси , примерами примитивного коммунизма. [84] В Альфред Рэдклифф-Браун отмечает, что у них есть «обычаи, которые приводят к приближению к коммунизму» и «их внутреннюю политику можно охарактеризовать как коммунизм». исследовании андаманцев в начале 20-го века [85]
Александр Михайлович Золотарев о развитии культовых сообществ из племенных общин на говорил о первобытном коммунизме «архаической формы родоплеменного строя». [86]
Рольф Йенсен в 1980-х годах провел историческое исследование общества волофов в Западной Африке, рассматривая развитие классовых антагонизмов в примитивном коммунистическом обществе. [87] Также в 1980-х годах Буржо рассматривал насильственный переход коренных обществ в Канаде от их традиционных структур, которые были анархистскими и коммунистическими по своей природе, к капиталистической эксплуатации из-за вторжения империализма и колониализма . [88] [18] [89] Такая область интересов была общей темой исследований для многих областей, помимо ученых-марксистов. [90] Некоторые антропологи, такие как Джон Х. Мур , продолжали утверждать, что такие общества, как общества коренных американцев, представляют собой примитивные коммунистические общества, одновременно признавая и включая исследования, показывающие сложность и разнообразие обществ коренных американцев. [91] [92]
Джеймс Коннолли считал, что « гэльский примитивный коммунизм» существовал в виде остатков в ирландском обществе после того, как он «почти полностью исчез» из большей части Западной Европы. [93] Аграрные впоследствии были коммуны системы рундейской в Ирландии оценены с использованием принципов первобытного коммунизма, где система соответствует определению Маркса и Энгельса. [94]
Советские теоретики и антропологи, такие как Лев Штернберг , считали некоторые коренные народы Сибири и Дальнего Востока России (например, нивхов ) примитивно-коммунистическими по своей природе. [95] [96]
Критика
[ редактировать ]Критика идеи первобытного коммунизма связана с определениями собственности, где антропологи, такие как Маргарет Мид, утверждают, что частная собственность существует в охотниках-собирателях и других «примитивных обществах», но приводят примеры, которые Маркс и последующие теоретики называют личной собственностью, а не частной собственностью. . [98] [99] Подобные аргументы выдвигались и другими учёными, например, экономистом Ричардом Пайпсом . [42] Эта идея также подверглась критике со стороны других антропологов за то, что она основана на эволюционной модели общества Моргана и романтизирует незападные общества. [100]
Западные и незападные ученые критиковали применение слишком этноцентрически европейских моделей к неевропейским обществам. [101] [44] Западные ученые, в том числе Ликок , также критиковали этноцентрическую точку зрения и предубеждения в предыдущих этнографических исследованиях обществ охотников-собирателей. [82] Это похоже на критику соблюдения стадиализма при анализе культур. [102] Ученые- феминистки раскритиковали идею отсутствия подчинения женщин, предложенную в работах Энгельса: [82] [5] в то время как марксистские феминистки критиковали и переоценивали идеи и предложения Энгельса в «Происхождении семьи», касающиеся развития женского порабощения при переходе от первобытного коммунизма к классовому обществу. [103]
Экономист -марксист Эрнест Мандель раскритиковал исследования советских ученых по первобытному коммунизму из-за влияния «советско-марксистской идеологии» на их работы в области социальных наук. [44] [104]
Дэвида Гребера и Дэвида Венгроу Книга « Рассвет всего» бросает вызов представлению о том, что люди когда-либо жили в нестабильных, небольших обществах с небольшими излишками или вообще без них. Хотя они приводят примеры разделения эгалитарных обществ в доисторические времена, они утверждают, что огромное разнообразие сложных обществ (некоторые из которых имели большие города) существовало задолго до предполагаемых сельскохозяйственных, а затем городских революций, предложенных В. Гордоном Чайлдом. [72] Однако понимание Гребером и Венгроу обществ охотников-собирателей было подвергнуто сомнению другими антропологами. [105] [106] [107]
Антрополог Манвир Сингх утверждал, что, хотя некоторые коренные группы, такие как аче в Парагвае, являются примером первобытного коммунизма, это не применимо ко всем коренным группам, таким как хиви , используя пример неравномерного распределения мяса, полученного от охоты. Сингх утверждает, что многие охотники-собиратели, в том числе жители Андаманских островов и северные пайуте , признавали частную собственность на землю и деревья, и утверждает, что все охотники-собиратели имели частную собственность, но приводит примеры, которые Маркс и последующие теоретики называют личной собственностью, а не частной собственностью. такие как личные «луки, стрелы, топоры и кухонные принадлежности». [108]
Использование термина «коммунизм» для описания этих обществ было поставлено под сомнение по сравнению с будущим постиндустриальным коммунизмом, особенно в связи с разницей в масштабах от небольших общинных групп до размеров современных национальных государств. [109] [110]
Использование термина «примитивный»
[ редактировать ]Слово «примитивный» в недавних антропологических и социальных исследованиях начало выходить из употребления из-за расовых стереотипов, окружающих идеи примитивности. [111] Такой шаг был поддержан коренными народами, которые столкнулись с расовыми стереотипами и насилием из-за того, что их считали «примитивными». [112] [113] В связи с этим термин «первобытный коммунизм» может быть заменен такими терминами, как « Домарксистский коммунизм» . [114]
Ален Тестарт и другие заявили, что антропологам следует быть осторожными при использовании исследований современных обществ охотников-собирателей для определения структуры обществ палеолита , когда рассмотрение нынешних сообществ охотников-собирателей как «самых древних из так называемых примитивных обществ» является недопустимым. вероятно, из-за внешнего вида и восприятия и не отражает прогресс и развитие, которые такие общества претерпели за последние 10 000 лет. [115]
критиковали Историков-марксистов за их комментарии о «примитивизме» и «варварстве» обществ до их контакта с европейскими империями , такие как комментарии Эндре Сика . Подобные взгляды на «примитивизм» и «варварство» распространены и в трудах их современников-немарксистов. [116] [117] [118] Марксистские антропологи критиковали и осуждали советских антропологов и историков за то, что они объявили коренные общины, которые они изучали на предмет первобытного коммунизма, «выродившимися». [44]
См. также
[ редактировать ]Антропология
- Бесклассовое общество
- Этноцентризм
- Функционализм (социальные науки)
- Марксистская антропология
- Марксистская археология
- Первоначальное общество изобилия
- Истоки общества
- Состояние природы
- Структурный функционализм
- Однолинейная эволюция
Экономика
- Экономическая антропология
- Экономика ирокезов
- Потлач
- Первоначальное накопление капитала
- Право на собственность
- Социальная собственность
- Дар (эссе)
Закон
марксизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скотт и Маршалл (2007) ; Феллуга (2011) ; Били (1999) ; Розенталь и Жюдин (1955) , стр. 697–698
- ^ Морган, Льюис Генри (1881). Дома и домашняя жизнь американских аборигенов . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета .
- ^ Ли, Ричард ; ДеВор, Ирвен (1969). Человек Охотник . Альдинская сделка. ISBN 978-0-202-33032-7 .
- ^ Вудкок, Джордж (1983). «Анархизм: историческое введение». В Вудкоке, Джордж (ред.). Анархистский читатель (4-е изд.). Фонтана в мягкой обложке.
- ^ Jump up to: а б с д Энгельс, Фридрих (1972) [1884]. Происхождение семьи, частной собственности и государства в свете исследований Льюиса Х. Моргана . Международные издательства. ISBN 978-0-7178-0359-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Дарманж, Кристоф (2009). Первобытный коммунизм уже не тот, что был раньше по- ( французски). Смольный издательский коллектив.
- ^ Браун, Гаррет В.; Маклин, Иэн; Макмиллан, Алистер (2018). Краткий Оксфордский словарь политики и международных отношений (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199670840 .
- ^ Уилсон, Джеймс (2000). Земля плачет: История родной Америки . Нью-Йорк: Гроув Пресс.
- ^ Гатто Трокки, Сесилия [на итальянском языке] . История антропологии культурной (на итальянском языке).
- ^ Паттерсон, Томас К. (2021). «Наследие Энгельса в антропологии». В Сайто, Кохей (ред.). Переосмысление наследия Энгельса в XXI веке . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 237–256. ISBN 978-3-030-55210-7 .
- ^ Казаль (2020) ; Найт и июнь 2021 г .; Сигл (1937) ; Костик (2021)
- ^ Пал Сингх, Нихил (сентябрь 2016 г.). «О расе, насилии и так называемом примитивном накоплении» (PDF) . Социальный текст . 34 (3): 27–50. дои : 10.1215/01642472-3607564 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года.
- ^ Боттомор, ТБ (1991). Словарь марксистской мысли . Оксфорд: Уайли-Блэквелл . п. 174.
- ^ Кларк, Джон П.; Мартин, Камилла (2005). «Елисея Реклю: Анархия (1894)». В Грэме, Роберте (ред.). Анархизм: документальная история либертарианских идей . Том. 1. Книги «Черная роза» .
- ^ Барнард, Алан (17 декабря 1992 г.). «Первобытный коммунизм и взаимопомощь. Кропоткин посещает бушменов». В Ханне, CM (ред.). Социализм: идеалы, идеологии и местная практика . Рутледж . ISBN 9780415083225 .
- ^ Лёви, Михаэль (1 января 2012 г.). «Западный империализм против первобытного коммунизма – новое прочтение экономических сочинений Розы Люксембург» . Наследие Розы Люксембург (на польском языке). 6 : 299–310. дои : 10.14746/prt.2012.6.16 .
- ^ Райниш, Дитер, изд. Оригинальный коммунизм. По пути эгалитарного общества [ Первобытный коммунизм. По следам эгалитарного общества ] (на немецком языке). Вена : Промедиа. ISBN 978-3-85371-350-1 .
- ^ Jump up to: а б Паррейра Альварес, Лукас (2017). «Первобытный коммунизм и капиталистический переход в мысли Розы Люксембург» . Журнал Law and Praxis (на португальском языке). 8 (1). Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года.
- ^ Мортон, Стивен (2018). «Накопление капитала и долговой колониализм после Розы Люксембург». Новые образования . 94 (94). Лоуренс и Уишарт Лтд.: 82–99. дои : 10.3898/NEWF:94.06.2018 . S2CID 158517913 .
- ^ МакГрегор 2021 .
- ^ Харман, Крис (1994). «Энгельс и происхождение человеческого общества» . Международный социализм . 2 (65). Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г. - из Интернет-архива марксистов .
- ^ Vodovozov, Vasily Vasilievich [in Russian] (1890–1907). Entsiklopedicheskiy slovar' Brokgauza i Yefrona: v 86 t. (82 t. i 4 dop.) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах. (82 тома и 4 доп.) [ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) ] (на русском языке). Санкт-Петербург .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Zelenin, Dmitry Konstantinovich (1934). "Imushchestvennyye zaprety kak perezhitki pervobytnogo kommunizma" Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма Ограничения собственности как пережитки первобытного коммунизма. Труды Института антропологии и этнографии (на русском языке). 1 (1). Ленинград.
- ^ Морган (1964) ; Сервис и др. (1981) ; Херси (1993) ; Смит (2009) ; Халлер (1971) ; Хьюм (2011) ; Ян (2012)
- ^ Ян 2012 .
- ^ Jump up to: а б Ратнер, Карл (2012). Сотрудничество, сообщество и кооперативы в глобальную эпоху . Springer Science+Business Media . п. 40. ИСБН 9781461458258 – через Google Книги .
- ^ Jump up to: а б Ли 1990 .
- ^ Сайтта, Дин Дж. (1988). «Марксизм, предыстория и первобытный коммунизм» . Переосмысление марксизма: журнал экономики, культуры и общества . 1 (4): 145–168. дои : 10.1080/08935698808657836 . Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ «Первобытный коммунизм: жизнь до класса и угнетения» . Социалистический рабочий . 28 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2021 г. Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Триггер, Брюс Г .; Уошберн, Уилкомб Э. , ред. (1996). Кембриджская история коренных народов Америки . Том. 1: Северная Америка, Часть 1. Издательство Кембриджского университета .
- ^ Reshetov, A. M. (1972). Okhotniki, sobirateli, rybolovy. Problemy sotsial'no-ekonomicheskikh otnosheniy v dozemledel'cheskom obshchestve Охотники, собиратели, рыболовы. Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе [ Охотники, собиратели, рыболовы: проблемы социально-экономических отношений в доаграрном обществе ] (на русском языке).
- ^ Vaitovich, Alexandra Vladimirovna; Kurlovich, Polina Sergeevna (2020). " "Pervobytno-kommunisticheskoye obshchestvo i yego raspad": doistoricheskoye proshloye territorii Belarusi soglasno kontseptsii V. K. Shcherbakova" "Первобытно-коммунистическое общество и его распад": доисторическое прошлое территории Беларуси согласно концепции В. К. Щербакова «Первобытное коммунистическое общество и его распад»: доисторическое прошлое территории Беларуси по концепции В.К. Щербакова. Журнал Белорусского государственного университета. История (на русском языке). 4 (3). дои : 10.33581/2520-6338-2020-3-54-63 .
- ^ Фельманн, Мерет (2011). Разговор о матриархате: К истории употребления аргумента [ Разговор о матриархате. К истории использования аргумента ] (Диссертация) (на немецком языке). Цюрих : Хронос. ISBN 978-3-0340-1067-2 . Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года.
- ^ Райх, Вильгельм (1936). Крах сексуальной морали. К истории сексуальной экономики [ Вторжение принудительной сексуальной морали . К истории сексуальной экономики ] (на немецком языке) (2-е изд.). Берлин : Международный психоаналитический университет .
- ^ Jump up to: а б Райх, Вильгельм (1972). Баксандалл, Ли (ред.). СЕКС-ПОЛ: Очерки 1929–1934 гг. (PDF) . Перевод Босток, Анна. Нью-Йорк: Винтажные книги Нью-Йорка. Архивировано (PDF) из оригинала 18 апреля 2021 года.
- ^ Малиновский, Бронислав (1929). жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии ( Сексуальная на польском языке).
- ^ Фромм, Эрих (1999). «Рецензия на книгу Вильгельма Райха «Вторжение принудительной сексуальной морали»». Эрих Фромм: Полное издание в двенадцати томах [ Эрих Фромм: Полное издание в двенадцати томах ] (на немецком языке). Том 8. Мюнхен . стр. 93–96. ISBN 3421052808 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Борнеман, Эрнест (1975). Das Patriarchat [ Патриархат ] (на немецком языке).
- ^ Флер-Лоббан, Кэролайн (1979). «Марксистская переоценка матриархата». Современная антропология . 20 : 341–359. дои : 10.1086/202272 . S2CID 146605850 .
- ^ Matveevich, Rumyantsev Alexey [in Russian] (1987). Pervobytnyy sposob proizvodstva: Politiko-ekonomicheskiye ocherki Первобытный способ производства: Политико-экономические очерки [ Примитивный способ производства: Политические и экономические очерки ] (на русском языке). Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Борисов Евгений Филиппович; Жамин Виталий Алексеевич; Макарова, М.Ф. (1975). экономии ( Словарь политической на испанском языке). Мадрид : Акал. ISBN 9788473390606 .
- ^ Jump up to: а б Miropolsky, Dmitry Yurievich [in Russian] (2012). "Философия экономических Ценностей" [Philosophy of Economic Values]. Проблемы современной экономики (in Russian). 41 (1). Archived from the original on 1 January 2022 . Retrieved 11 December 2022 .
- ^ «Восемь мифов о социализме и их ответы» . Партия социализма и освобождения . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бриллиант 1979 года .
- ^ Уорд Гейли (2016) ; Стернс и др. (2004) ; Свизцеро и Тисделл (2016) ; Томба (2012) ; Семенов (1989) , с. 318
- ^ Найт, Крис (2008). «Раннее человеческое родство было матрилинейным». В Аллене, Николасе Дж .; Каллан, Хилари; Данбар, Робин ; Джеймс, Венди (ред.). Раннее человеческое родство (PDF) . Оксфорд: Блэквелл . стр. 61–82. Архивировано (PDF) из оригинала 21 октября 2021 года.
- ^ Фалуди, Джулианна; Кросби, Мишель (2021). «Цифровая экономика закваски: домохозяйство во времена COVID-19» . тройной С. 19 (1). тройнойС. Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года.
- ^ Симс, Лайонел (9 февраля 2012 г.). «Первобытный коммунизм, варварство и истоки классового общества» . Еженедельный работник . Архивировано из оригинала 7 октября 2021 года.
- ^ Кадиган-Дойч, Ной; Форд, Питер; О'лафлин, Дэниел (2020). «Революционная теория Карла Маркса». В Янге, Грегори Д.; Лещинский, Матеуш (ред.). Революция: теоретики, теории и практика (PDF) . Университет Колорадо, Боулдер . Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2021 года.
- ^ Стернс и др. 2004 .
- ^ Эмбер, Кэрол Р. (1 июня 2020 г.). «Охотники-собиратели (Фуражиры)» . Файлы области человеческих отношений . Архивировано из оригинала 11 октября 2021 года.
- ^ Вудберн, Джеймс (сентябрь 1982 г.). «Эгалитарные общества» (PDF) . Мужчина . 17 (3): 431–451. дои : 10.2307/2801707 . JSTOR 2801707 .
- ^ Ли 1992 , стр. 73–94.
- ^ Барнард, Алан (2008). «Социальные истоки: обмен, обмен, родство». В Боте, Рудольф; Найт, Крис (ред.). Колыбель языка (Исследования эволюции языка 12) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 219–35.
- ^ Льюис, Джером (2008). «Экила: «Кровь, тела и эгалитарные общества» » (PDF) . Журнал Королевского антропологического института . 14 (2): 297–315. дои : 10.1111/j.1467-9655.2008.00502.x . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июня 2021 года.
- ^ Льюис, Джером (2002). Лесные охотники-собиратели и их мир: исследование пигмеев Мбенджеле Яка из Конго-Браззавиля и их светской и религиозной деятельности и представлений (PDF) (доктор философии). Лондонская школа экономики и политических наук . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Бём, Кристофер (2001). Иерархия в лесу. Эволюция эгалитарного поведения . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
- ^ Найт, Крис (2002). «Язык и революционное сознание». В Рэе, Элисон (ред.). Переход к языку . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 138–160.
- ^ Найт, Крис ; Льюис, Джером (2014). «Вокальный обман, смех и лингвистическое значение обратного доминирования». Ин Дор, Дэниел ; Найт, Крис ; Льюис, Джером (ред.). Социальные истоки языка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Ли (1992) , стр. 73–94; Бладворт (2018) ; Гауди (1998) ; Власть (2018а)
- ^ Смит, Эрик Олден; Хилл, Ким; Марлоу, Фрэнк В.; Нолин, Дэвид; Висснер, Полли ; Гурвен, Майкл; Боулз, Сэмюэл ; Боргерхофф Малдер, Моник; Герц, Том; Белл, Адриан (2010). «Передача богатства и неравенство среди охотников-собирателей» . Современная антропология . 51 (1): 19–34. дои : 10.1086/648530 . ПМЦ 2999363 . ПМИД 21151711 .
- ^ Дарманж, Кристоф (2015). «Были ли некоторые более равными, чем другие? II- Формы эксплуатации при первобытном коммунизме». Актуэль Маркс . 58 (2): 144–158. дои : 10.3917/amx.058.0144 .
- ^ Тестарт, Ален (2007). : исследования неторгового обращения ( Критика дара на французском языке). Париж: Силлепсис.
- ^ Кили, Лоуренс Х. (1996). Война до цивилизации : миф о мирном дикаре . Издательство Оксфордского университета .
- ^ «Письма: Переписка Маркса-Энгельса 1875 года» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2020 года . Проверено 19 сентября 2020 г. - из Интернет-архива марксистов .
- ^ Тестарт, Ален (2012). До истории: эволюция обществ, от Ласко до Карнака [ До истории: эволюция обществ, от Ласко до Карнака ] (на французском языке). Галлимар. ISBN 9782070131846 .
- ^ Тестарт, Ален (1995). Первобытный коммунизм: Том 1, Экономика и идеология [ Первобытный коммунизм: Том 1, Экономика и идеология ] (на французском языке). Дом гуманитарных наук. ISBN 978-2735101405 .
- ^ Dunayevskaya 2018 .
- ^ Петерсен, Арнольд (ноябрь 2004 г.). Социализм и человеческая природа (PDF) . Социалистическая рабочая партия Америки . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2021 года . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Чёрют, Илькер; Йонгерден, Йост (31 мая 2021 г.). «Радикальные подходы к нации: Введение». В Корюте Илькер; Йонгерден, Йост (ред.). За пределами национализма и национального государства: радикальные подходы к нации . Рутледж . ISBN 9780367684020 .
- ^ Букчин, Мюррей (1987). Рост урбанизации и упадок гражданства . стр. 18–22.
- ^ Jump up to: а б Костик 2021 .
- ^ Хан, Лал (18 февраля 2014 г.). «Суть наследия Мохенджо-Даро» . В защиту марксизма . Международная марксистская тенденция . Архивировано из оригинала 13 марта 2021 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Миллер, Дэниел (1985). «Идеология и Хараппская цивилизация» (PDF) . Журнал антропологической археологии . 4 (4): 34–71. дои : 10.1016/0278-4165(85)90013-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2021 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ Корк, Эдвард (2005). «Мирные хараппцы? Анализ доказательств отсутствия войн в цивилизации Инда на северо-западе Индии и Пакистана (ок. 2500–1900 до н. э.)». Античность . 79 (304): 411–423. дои : 10.1017/S0003598X0011419X . S2CID 160617108 .
- ^ Гордон Чайлд, Вир (1940). Доисторические сообщества Британских островов . Лондон/Эдинбург: У. и Р. Чемберс.
- ^ Гордон Чайлд, Вир (1935). Предыстория Шотландии . Лондон: Кеган Пол, Trench, Trubner & Co., Ltd.
- ^ Андерсон, Перри (1996). Переходы от античности к феодализму . Книги Версо .
- ^ Венцл, Славомил [на чешском языке] (1988). «Проблема исчезновения обществ охотников-собирателей в доисторическую эпоху. Археологические данные и свидетельства авторов-классиков». Листы филологические / Folia philologica . 111 (3). Центр классических исследований Института философии Чешской академии наук : 129–143. JSTOR 23465415 .
- ^ Бур, Роланд (2005). «Женщины прежде всего? О наследии «первобытного коммунизма» ». Журнал для изучения Ветхого Завета . 30 (1): 3–28. дои : 10.1177/0309089205057775 . S2CID 144103562 .
- ^ Бур, Роланд (2009). Политический миф: об использовании библейских тем и злоупотреблении ими . Издательство Университета Дьюка .
- ^ Jump up to: а б с Моджаб, Шахрзад , изд. (12 марта 2015 г.). Марксизм и феминизм . Издательство Блумсбери . ISBN 9781783603220 .
- ^ Данге, Шрипад Амрит (1949). Индия от первобытного коммунизма к рабству: марксистское исследование древней истории в общих чертах .
- ^ Шах, Альпа (февраль 2021 г.). «За антропологическую теорию практики: антиутопическая утопия в индийском маоизме и подъем правых индуистов» (PDF) . Социальная антропология . 29 (1). Уайли : 68–86. дои : 10.1111/1469-8676.12978 . S2CID 229583364 .
- ^ Рэдклифф-Браун, Альфред (1922). Жители Андаманских островов: исследование социальной антропологии . Издательство Кембриджского университета .
- ^ Шепард, Генри М. (2020). «О некотором географическом распространении производных корней древнеиндоевропейского слоя» . О некотором географическом распространении производных корней древнего индоевропейского слоя . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года.
- ^ Йенсен, Рольф (март 1982 г.). «Переход от первобытного коммунизма: социальная формация волофов в Западной Африке» . Журнал экономической истории . 42 (1). Издательство Кембриджского университета : 69–76. дои : 10.1017/S0022050700026899 . JSTOR 2120497 . S2CID 154554198 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Буржо, Рон Г. (1983). «Индейцы, метисы и класс торговцев мехом, сексизм и расизм при переходе от «коммунизма» к капитализму». Исследования в области политической экономии: социалистический обзор . 12 (1): 45–80. дои : 10.1080/19187033.1983.11675649 .
- ^ Энтони, Талия (23 марта 2021 г.). «Маркс и антиколониализм». В Гордоне, Фейт; Ньюман, Дэниел (ред.). Ведущие труды по праву и социальной справедливости . Рутледж .
- ^ Пейнович, Весна Станкович, изд. (2021). За пределами капитализма и неолиберализма . Белград: Институт политических исследований, Белград. ISBN 978-86-7419-337-2 . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года.
- ^ Мур, Джон Х. (2007). «Бесплатные товары и первобытный коммунизм: антропологическая перспектива» (PDF) . Природа, общество и мысль . 20 (3–4): 418–424. Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2021 года.
- ^ Dunayevskaya 1982 .
- ^ Доббинс, Грегори (2008). «Коннолли, архив и метод». Интервенции: Международный журнал постколониальных исследований . 10 (1): 48–66. дои : 10.1080/13698010801933853 . S2CID 143827225 .
- ^ Слейтер, Имонн; Флаэрти, Эоин (2009). «Маркс о первобытном коммунизме: ирландская аграрная коммуна Рундале, ее внутренняя динамика и метаболический разлом» (PDF) . Ирландский журнал антропологии . 12 (2). Архивировано (PDF) из оригинала 1 июня 2020 года.
- ^ Слезкин, Юрий (30 апреля 1997 г.). «Первобытный коммунизм и наоборот». В Лахусене, Томас; Добренко, Евгений (ред.). Социалистический реализм без берегов . Издательство Университета Дьюка . ISBN 9780822398097 .
- ^ Грант, Брюс (8 февраля 2018 г.). «Тяжести первобытного коммунизма» . Ануарио Антропологико . 25 (1): 157–174. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года.
- ^ Фрид, Вивьен Грин (1995). «Перечитывая индейца в «Смерти генерала Вульфа» Бенджамина Уэста ». Американское искусство . 9 (1): 75. дои : 10.1086/424234 . JSTOR 3109196 . S2CID 162205173 .
- ^ Мид, Маргарет (1 января 1961 г.). «Некоторые антропологические соображения относительно естественного права» (PDF) . Форум естественного права : 51–64. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года.
- ^ Лоуи, Роберт Х. (март 1928 г.). «Бестелесная собственность в первобытном обществе» . Йельский юридический журнал . 37 (5): 551–563. дои : 10.2307/790747 . JSTOR 790747 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Мартин, Кейр (5 сентября 2018 г.). "Коммунизм". В Каллане, Хилари; Коулман, Саймон (ред.). Международная энциклопедия антропологии (PDF) . John Wiley & Sons, Ltd., тел .: 10.1002/9781118924396 . ISBN 9780470657225 . S2CID 186634758 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года.
- ^ Кавирадж, Судипта (2005). «Очерк ревизионистской теории современности» . Европейский журнал социологии . 46 (3). Издательство Кембриджского университета : 497–526. дои : 10.1017/S0003975605000196 . JSTOR 23998994 . S2CID 143843577 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Бьянки, Бернардо; Филион-Донато, Эмили; Мигель, Марлон; Юва, Айше (2021). «От «Материализма» к «Материальности» ». В Бьянки, Бернардо; Филион-Донато, Эмили; Мигель, Марлон; Юва, Айше (ред.). Материализм и политика (PDF) . Берлин: ICI Berlin Press . Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2021 года.
- ^ Vogel (2014) ; Dunayevskaya (1982) ; Dunayevskaya (2018) ; McGregor (2021)
- ^ Мандель, Эрнест (октябрь 1969 г.). Марксистская теория государства . Следопыт Пресс . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Найт, Крис (декабрь 2021 г.). «Неправильно во всем (почти)» . Фокаал . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Пауэр, Камилла (август 2018 г.). «Гендерный эгалитаризм сделал нас людьми: патриархата было слишком мало и слишком поздно» . Открытая демократия . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Сузман, Джеймс (ноябрь 2021 г.). «О происхождении наших видов» . Литературное обозрение . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 года . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Сингх, Манвир (19 апреля 2022 г.). «Идея первобытного коммунизма столь же соблазнительна, сколь и ошибочна» . Эон . Архивировано из оригинала 23 июня 2023 года . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ «Первобытный коммунизм против интегрального коммунизма – Антагонизм» . libcom.org . 6 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г.
- ^ Пара 2020 .
- ^ Ли (1990) ; Корри (2009) ; Крум (2015) ; Уорд Гейли (2016) ; Даймонд (1979) ; Браун (2009)
- ^ Юнкапорта, Тайсон (2020). Разговор на песке: как мышление коренных народов может спасти мир . Мельбурн : Текстовое издательство.
- ^ Дозье, Эдвард П. (1955). «Понятия «примитивное» и «туземное» в антропологии» . Ежегодник антропологии . от Издательство Чикагского университета имени Фонда антропологических исследований Веннера-Грена: 187–202. дои : 10.1086/год.0.3031146 . JSTOR 3031146 . S2CID 89259624 . Архивировано из оригинала 6 октября 2021 года . Проверено 25 сентября 2021 г.
- ^ Ходжес, Дональд К. (1992). Коммунизм Сандино: духовная политика XXI века . Остин, Техас: Издательство Техасского университета . ISBN 978-0-292-71647-6 .
- ^ Тестарт, Ален ; Арканд, Бернар ; Ингольд, Тим ; Легрос, Доминик; Линкенбах, Антье; Мортон, Джон; Петерсон, Николас; Раджу, ДР; Шрир, Кармель ; Смит, Эрик Олден; Уолтер, М. Сьюзен; Звелебиль, Марек (февраль 1988 г.). «Некоторые основные проблемы социальной антропологии охотников-собирателей [а также комментарии и ответы]» . Современная антропология . 29 (1). : Издательство Чикагского университета 1–31. дои : 10.1086/203612 . JSTOR 2743319 . S2CID 42136717 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Весселинг, Хенк (2011). «Евроцентризм». Мыс Азии: Очерки европейской истории . Издательство Лейденского университета .
- ^ Бладворт 2018 .
- ^ Роуз, Кэролайн М. (сентябрь 2019 г.). « Клода Леви-Стросса Вклад в расовый вопрос: раса и история». Американский антрополог . 121 (3): 721–724. дои : 10.1111/aman.13298 . S2CID 198838685 .
Библиография
[ редактировать ]- Били, Фрэнк (август 1999 г.). Словарь политологии Блэквелла . Издательство Блэквелл . ISBN 978-0-631-20695-8 .
- Бладворт, Сандра (2018). «Истоки женского угнетения – защита Энгельса и новое направление» . Марксистское левое обозрение (16). Архивировано из оригинала 6 октября 2021 года.
- Браун, Майкл Э. (2009). Историография коммунизма . Филадельфия: Издательство Университета Темпл . ISBN 9781592139224 .
- Казаль, Паула (2020). «Исторический материализм Г. А. Коэна: феминистская критика». Журнал политических идеологий . 25 (3): 316–333. дои : 10.1080/13569317.2020.1773072 . hdl : 10230/47209 . S2CID 221380661 .
- Корри, Стивен (27 февраля 2009 г.). «Стивен Корри: Не называйте этих людей примитивными» . Хранитель . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года.
- Крум, Адам М. (2015). «Оскорбления, стереотипы и неравенство: критический обзор книги «Как эпитеты и стереотипы расово неравны» » . Языковые науки . 52 : 139–154. дои : 10.1016/j.langsci.2014.03.001 . ISSN 0388-0001 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года.
- Даймонд, Стэнли , изд. (1979). На пути к марксистской антропологии: проблемы и перспективы . Нью-Йорк: Де Грютер Мутон . дои : 10.1515/9783110807714 . ISBN 978-90-279-7780-9 .
- Дунаевская, Рая (1982). Роза Люксембург, Освобождение женщин и философия революции Маркса . Издательство Университета Иллинойса . ISBN 9780252018381 .
- Дунаевская, Рая (2018). «Новый гуманизм» Маркса и диалектика освобождения женщин в «примитивных» и современных обществах». В Дмитриеве, Франклин (ред.). Философия революции Маркса в перманентности наших дней . Брилл . стр. 241–256. ISBN 9789004383678 .
- Феллуга, Дино (1 января 2011 г.). «Введение в критическую теорию — Модули по Марксу: об этапах экономического развития » . Университет Пердью . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
- Гауди, Джон М. (1998). Ограниченные потребности, неограниченные средства: читатель по экономике охотников-собирателей и окружающей среде . Сент-Луис: Island Press. п. 342. ИСБН 155963555X .
- Халлер, Джон С. младший (1971). «Раса и концепция прогресса в американской этнологии девятнадцатого века» . Американский антрополог . 73 (3): 710–724. дои : 10.1525/aa.1971.73.3.02a00120 .
- Херси, Мейсон (1993). «Льюис Генри Морган и антропологическая критика цивилизации» . Диалектическая антропология . 18 (1). Спрингер : 53–70. дои : 10.1007/BF01301671 . JSTOR 29790527 . S2CID 144701125 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- Хьюм, Брэд Д. (январь 2011 г.). «Эволюционизмы: Льюис Генри Морган, время и вопрос социокультурной эволюционной теории» . Ежегодник истории антропологии . 7 (1): 91–126. дои : 10.1353/хаа.2011.0009 . S2CID 170478166 . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года.
- Найт, Крис (июнь 2021 г.). «Коммунизм сделал нас людьми?: Об антропологии Дэвида Гребера» . Бруклинская железная дорога . Проверено 26 января 2022 г.
- Костик, Конор (10 ноября 2021 г.). « Примитивный коммунизм: существовал ли он когда-либо?» . Независимые левые . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
- Ли, Ричард Б. (1990). «Первобытный коммунизм и происхождение социального неравенства». В Апхэме, С. (ред.). Эволюция политических систем: Социополитика в небольших оседлых обществах (PDF) . Издательство Кембриджского университета . стр. 225–246. ISBN 0521382521 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 апреля 2021 года.
- Ли, Ричард Б. (1992). «Демистификация первобытного коммунизма». В Уорде Гейли, Кристина (ред.). Цивилизация в кризисе: антропологические перспективы . Гейнсвилл, Флорида: Издательство Университета Флориды .
- МакГрегор, Шила Маргарет (12 марта 2021 г.). «Энгельс о женщине, семье, классе и поле». Человеческая география . 14 (2): 186–197. дои : 10.1177/19427786211000047 . S2CID 233667504 .
- Морган, Льюис Х. (1964) [1877]. Древнее общество . Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674865662 .
- Пауэр, Камилла (9 мая 2018a). « Коммунизм в жизни: чему раннее человеческое общество может научить нас о будущем?» . Еженедельный работник . Архивировано из оригинала 6 октября 2021 года.
- Розенталь, Марк ; Юдин, Павел (1955). «Система первобытнообщинного строя». Краткий философский словарь ( на польском языке). Варшава : Книга и знание . стр. 697–698.
- Скотт, Джон; Маршалл, Гордон (2007). Словарь социологии . США: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-860987-2 .
- Сигл, Уильям (апрель – июнь 1937 г.). «Первобытное право и профессор Малиновский» . Американский антрополог . 39 (2). Уайли : 275–290. дои : 10.1525/aa.1937.39.2.02a00080 . JSTOR 662606 .
- Semenov, Y.I. (1989). На заре человеческой истории [ At the dawn of human history ] (in Russian). Moscow. p. 318.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сервис, Элман Р .; Барнард, Алан; Бодеманн, Ю. Михал ; Флере, Патрик; Фрид, Мортон ; Хардинг, Томас Г.; Кёке, Джаспер; Крадер, Лоуренс ; Купер, Адам ; Легрос, Доминик; Макариус, Рауль; Мур, Джон Х .; Пиллинг, Арнольд Р.; Скальник, Питер; Стратерн, Эндрю ; Тукер, Элизабет; Уайткоттон, Джозеф В. (февраль 1981 г.). «Разум Льюиса Х. Моргана» . Современная антропология . 22 (1): 25–43. дои : 10.1086/202601 . JSTOR 2742415 . S2CID 163464337 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- Смит, Стюарт (2009). «Льюис Генри Морган» . Калифорнийский университет, Санта-Барбара . Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года . Проверено 3 февраля 2021 г.
- Стернс, Питер Н .; Адас, Майкл Б .; Шварц, Стюарт Б .; Гилберт, Марк Джейсон (2004). «Неолитическая революция и рождение цивилизации». Мировые цивилизации: глобальный опыт . Пирсон . ISBN 9780321164254 . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года.
- Свизцеро, Серж; Тисделл, Клемент А. (2016). «Экономическая эволюция, разнообразие обществ и этапы экономического развития: критика теорий, применимых к охотникам и собирателям и их преемникам» . Убедительная экономика и финансы . 4 (1). дои : 10.1080/23322039.2016.1161322 .
- Томба, Массимилиано (9 ноября 2012 г.). Темпоральности Маркса . Брилл . ISBN 978-90-04-23679-0 .
- Фогель, Лиза (март 2014 г.). Марксизм и угнетение женщин . Чикаго: Книги Хеймаркет . ISBN 9781608463404 .
- Уорд Гейли, Кристина (сентябрь 2016 г.). «Локализация первобытного коммунизма в капиталистических общественных формациях». Диалектическая антропология . 40 (3): 259–266. дои : 10.1007/s10624-016-9431-8 . S2CID 148006390 .
- Ян, Мануэль (сентябрь 2012 г.). «Призрак общественного достояния: Карл Маркс, Льюис Генри Морган и европейский стадиализм девятнадцатого века». Пограничье . 11 (2). Гейл Академический OneFile .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Исторические и оригинальные тексты
[ редактировать ]- (на французском языке) Поль Лафарг, Собственность, происхождение и эволюция , Éditions du Sandre, 2007 (1890) ( Читать онлайн , Марксистский Интернет-архив )
- Поль Лафарг, Эволюция собственности от дикости к цивилизации (1891 г.), (новое издание, 1905 г.)
- (на французском языке) Поль Лафарг , Экономический детерминизм Карла Маркса. Исследование происхождения идей Справедливости, Добра, души и Бога , L'Harmattan, 1997 (1909)
- (на немецком языке) Генрих Эйльдерманн : Ранний коммунизм и ранняя религия: историческое материалистическое освещение. Набу, 2011, ISBN 978-1245831512 (перепечатка 1921 года; полный текст на archive.org).
- (на немецком языке) Карл Август Виттфогель : От первобытного коммунизма к пролетарской революции. Очерк развития человеческого общества. Часть 1: Ранний коммунизм и феодализм. Молодая гвардия, Берлин, 1922 год.
- (на венгерском языке) Иштван Кертеш Эпоха первобытного общества и общества древнего Востока , IKVA Kiadó, Будапешт, 1990 г.
- Иоганн Якоб Бахофен , Миф, религия и материнское право: Избранные сочинения Дж. Дж. Бахофена Джозефа Кэмпбелла (Введение) и Джорджа Боаса (предисловие), Princeton University Press, 380 стр., 1992 г.
Другие тексты
[ редактировать ]- «Маркс, Энгельс, Люксембург и возвращение к первобытному коммунизму» . infoshop.org . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 года.
- Симс, Лайонел (15 февраля 2012 г.). «Первобытный коммунизм, варварство и истоки классового общества» . libcom .
- Гауди, Джон (2 ноября 2011 г.). «Охотники-собиратели и мифология рынка» . libcom .