Jump to content

Первобытный коммунизм

Первобытный коммунизм — это способ описания даренной экономики охотников -собирателей на протяжении всей истории, когда ресурсы и имущество, добытые или собранные, распределяются между всеми членами группы в соответствии с индивидуальными потребностями. В политической социологии и антропологии это также концепция (часто приписываемая Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу ), которая описывает общества охотников-собирателей как традиционно основанные на эгалитарных социальных отношениях и общей собственности. [1] Основным источником вдохновения как для Маркса, так и для Энгельса были описания Льюиса Х. Моргана «коммунизма в жизни», практикуемого хауденосауни Северной Америки. [2] В модели социально-экономических структур Маркса общества с первобытным коммунизмом не имели иерархических социальных классовых структур или накопления капитала . [3]

Эта идея подверглась критике со стороны антропологов как слишком этноцентрическая европейская модель, чтобы ее можно было применять к другим обществам, а также романтизирующая неевропейские общества. Антропологи, такие как Маргарет Мид, утверждают, что частная собственность существует в охотниках-собирателях и других «примитивных обществах», и приводят примеры, которые Маркс и последующие теоретики называют личной собственностью, а не частной собственностью.

Развитие идеи

[ редактировать ]

Оригинальная идея первобытного коммунизма коренится в идее благородного дикаря, присутствующей в творчестве Жан-Жака Руссо. [4] и ранние антропологические работы Моргана и Эли С. Паркера . [5] [6] [7] Энгельс был первым, кто подробно написал о первобытном коммунизме, опубликовав в 1884 году работу « Происхождение семьи, частной собственности и государства» . [5] [8] Энгельс разделил первобытные коммунистические общества на две фазы: «дикую» фазу (охотников-собирателей), которая не имела постоянной надстройки и имела тесные связи с миром природы, и « варварскую » фазу, которая содержала надстройку, подобную той, что существовала у древнегерманского населения за ее пределами. границы Римской империи [6] и коренные народы Северной Америки до колонизации европейцами, [9] быть внутриобщинным эгалитарным и матрилинейным внутри сообщества. [6]

Маркс и Энгельс использовали этот термин шире, чем позднее марксисты, и применяли его не только к охотникам-собирателям, но и к некоторым общинам, занимавшимся натуральным сельским хозяйством . [10] Среди более поздних ученых, включая марксистов, также нет единого мнения относительно исторических масштабов и долговечности первобытного коммунизма. [11] Маркс и Энгельс также отмечали, как капиталистическое накопление цеплялось за социальные организации первобытного коммунизма. [12] Например, в частной переписке в том же году, когда «Происхождение семьи» было опубликовано , Энгельс подверг критике европейский колониализм , описывая голландский режим на Яве, непосредственно организующий сельскохозяйственное производство и получающий от него прибыль «на основе старых коммунистических деревенских общин». [ нужны разъяснения ] Он добавил, что такие примеры, как Голландская Ост-Индия, Британская Индия и Российская империя, показали, «как сегодня примитивный коммунизм обеспечивает... самую лучшую и широкую основу для эксплуатации ». [13]

Анархисты, в том числе Петр Кропоткин и Элизе Реклю , считали, что общества, олицетворяющие первобытный коммунизм, также были примерами анархического общества до индустриализации. [14] Примером этого является антропологическая работа Кропоткина об анархизме и экономике дарения « Взаимная помощь: фактор эволюции» , в которой для своей диссертации используются исследования народа сан на юге Африки . [15]

Исследования «первобытного коммунизма» среди ученых-марксистов, помимо исследований Энгельса, не имели большого развития до тех пор, пока в 20-м и 21-м веках Эрнест Мандель , Роза Люксембург , [16] Ян Ходдер , Мария Гимбутас и другие подхватили и развили оригинальные тезисы. [17] [18] [19] Немарксистские исследователи доисторической и ранней истории не воспринимали этот термин всерьез, хотя время от времени он использовался и часто отвергался. [20] [21] Термин «первобытный коммунизм» впервые появился в российской науке в конце XIX века со ссылкой на первобытный коммунизм, существовавший на древнем Крите . [22] Однако он не исследовался глубоко до 20-го века, в таких работах, как работа этнографа Дмитрия Константиновича Зеленина , который изучал общества, не связанные с охотниками-собирателями, в Советском Союзе, чтобы выявить остатки первобытного коммунизма внутри этих обществ. [23]

Статуэтка Венеры, найденная в археологическом комплексе Костёнки-Борщево , Россия.

Вера в первобытный коммунизм, основанная на работах Моргана, ошибочна. [6] из-за непонимания Морганом общества хауденосауни и его с тех пор опровергнутой теории социальной эволюции . [24] Последующие и более точные исследования были сосредоточены на обществах охотников-собирателей и аспектах таких обществ в отношении собственности на землю , общинной собственности, а также преступности и правосудия. [25] Новое определение примитивного коммунизма можно резюмировать как общества, практикующие экономическое сотрудничество между членами своего сообщества. [26] [27] где почти каждый член сообщества вносит свой вклад в жизнь общества, а земля и природные ресурсы часто мирно делятся между сообществом. [26] [27]

Начиная с 20-го века, социологи и археологи изучали применение термина «первобытный коммунизм» к обществам охотников-собирателей эпохи палеолита и садоводческим обществам эпохи энеолита . [28] [29] включая палеоамериканские общества от каменной стадии до архаического периода . [30] Советские археологи , находящиеся под влиянием работ Моргана и Энгельса, интерпретировали различные палеолитические культуры, создавшие фигуры Венеры , многие из которых были найдены в Советском Союзе в 1920-х и 1930-х годах, как свидетельство того, что общества были примитивно-коммунистическими и матриархальными по своей природе. [31] [32] [33] Психоаналитик : Вильгельм Райх в 1931 году пришел к выводу [34] [35] существование раннего коммунизма по данным Бронислава Малиновского . работ [36] Однако Малиновский и философ Эрих Фромм не считали этот вывод убедительным. [37] Эрнест Борнеман поддержал идеи Райха в своей работе 1975 года «Патриархат» . [38] [39]

Примитивные коммунистические общества

[ редактировать ]

Характеристики

[ редактировать ]
Мбенджеле, охотники-собиратели, делящиеся мясом

В первобытном коммунистическом обществе производительные силы состояли бы из всех трудоспособных лиц, занятых добычей продуктов питания и ресурсов с земли. [40] и каждый будет делиться тем, что было произведено охотой и собирательством. [41] [42] Не было бы частной собственности , отличающейся от личной собственности. [43] такие как предметы одежды и подобные личные вещи, поскольку первобытное общество не производило излишков; то, что производилось, быстро потреблялось, и это происходило потому, что не существовало разделения труда, поэтому люди были вынуждены работать вместе. [44] Те немногие вещи, которые существовали какое-то время — средства производства ( орудия труда и земля), жилище — находились в совместном владении. [45] По мнению Энгельса, в связи с матрилокальным проживанием и матрилинейным происхождением [46] репродуктивный труд был разделен. [47] Также было бы отсутствие государства . [48]

Термин, обычно ассоциируемый с Карлом Марксом , но наиболее полно разработанный Фридрихом Энгельсом «Происхождении семьи» , 1884 г.), [5] и ссылка на коллективное право на основные ресурсы, эгалитаризм в социальных отношениях и отсутствие авторитарного правления и иерархии, которые, как предполагается, предшествовали расслоению и эксплуатации в человеческой истории. И Маркс, и Энгельс находились под сильным влиянием спекулятивной эволюционной истории Льюиса Генри Моргана , в которой описывались «свобода, равенство и братство древних родов», а также «коммунизм в жизни», который, как говорят, был очевиден в деревенской архитектуре коренных американцев. .

— Джон Скотт и Гордон Маршалл, 2007, Социологический словарь .

Одомашнивание животных и растений после неолитической революции посредством скотоводства и земледелия , а также последующая городская революция рассматривались как поворотный момент от первобытного коммунизма к классовому обществу , поскольку за этим переходом последовало появление частной собственности и рабства . [49] с неравенством, которое это влечет за собой. [35] Кроме того, часть населения стала специализироваться в различных видах деятельности, таких как производство, культура , философия и наука , что отчасти приводит к социальному расслоению и развитию социальных классов . [50] [51]

Эгалитарные и коммунистические общества охотников-собирателей изучались и описывались многими известными социальными антропологами, включая Джеймса Вудберна, [52] Ричард Боршай Ли , [53] Алан Барнард [54] и Джером Льюис. [55] [56] Антропологи, такие как Кристофер Бем , [57] Крис Найт [58] и Льюис [59] предложить теоретические объяснения, объясняющие, как коммунистические, напористо эгалитарные социальные устройства могли возникнуть в доисторическом прошлом . Несмотря на различия в акцентах, эти и другие антропологи следуют за Энгельсом, утверждая, что эволюционные изменения – сопротивление сексуальному и политическому доминированию в духе приматов – в конечном итоге завершились революционным переходом. господствующей и доминирующей культуры Ли критикует давнюю предвзятость против идеи первобытного коммунизма, высмеивая « буржуазную идеологию, [которая] заставляет нас поверить в то, что первобытного коммунизма не существует. В массовом сознании его смешивают с романтизмом и экзотикой: благородный дикарь». [60]

В газетах утверждается, что изображение охотников-собирателей как эгалитаристов вводит в заблуждение. Согласно одной статье, опубликованной в журнале Current Anthropology , хотя уровень неравенства был низким, он все еще присутствовал: средняя группа охотников-собирателей имела коэффициент Джини 0,25 (для сравнения, этот показатель был достигнут в Дании в 2007 году). [61] Этот аргумент частично поддерживается Аленом Тестаром и другими, которые говорят, что общество без собственности не избавлено от проблем эксплуатации. [62] господство [63] или войны. [64] Маркс и Энгельс, однако, не утверждали, что коммунизм привел к равенству, поскольку, по их мнению, равенство было концепцией, не связанной с физической реальностью. [65] Тестарт действительно поддерживает наблюдения Энгельса о том, что общества без профицита являются экономически эгалитарными и, наоборот, что общества с профицитом неравны . [66] [67] [68]

Арнольд Петерсен использовал существование первобытного коммунизма, чтобы опровергнуть идею о том, что коммунизм противоречит человеческой природе. [69] Хикмет Кывилджымли в своей «Тезисе истории» утверждал, что в докапиталистических обществах основной динамикой исторических изменений «была не классовая борьба внутри общества, а скорее сильное коллективное действие» эгалитарных и коллективистских ценностей «примитивного социалистического общества». [70]

Примеры обществ

[ редактировать ]
Чатал-Гююк после первых раскопок

Из-за убедительных доказательств эгалитарного общества, отсутствия иерархии и отсутствия экономического неравенства историк Мюррей Букчин утверждал, что Чатал-Хююк был ранним примером анархо-коммунизма и, следовательно, примером примитивного коммунизма в протогороде . [71] Однако третьи используют Чатал-Гуюк как пример, опровергающий концепцию первобытного коммунизма. [72] Точно так же утверждалось, что цивилизация долины Инда является примером примитивного коммунистического общества из-за предполагаемого отсутствия конфликтов и социальной иерархии. [73] Дэниел Миллер и другие утверждают, что такая оценка цивилизации долины Инда неверна. [74] [75]

Археолог-марксист В. Гордон Чайлд проводил раскопки в Шотландии с 1920-х годов и пришел к выводу, что существовало неолитическое бесклассовое общество , простиравшееся до Оркнейских островов . [76] [77] Это было поддержано Перри Андерсоном , который утверждал, что первобытный коммунизм был распространен в доримской Западной Европе . [78] Описания таких обществ присутствуют и в трудах авторов-классиков. [79] [44]

Библеисты также утверждали, что способ производства, наблюдаемый в раннем еврейском обществе, был общинным домашним, что было похоже на первобытный коммунизм. [80] [81] Клод Мейясу прокомментировал, что способ производства, наблюдаемый во многих примитивных обществах, является коммунистическим домашним. [82]

Индийский коммунистический политик Шрипад Амрит Данге считал древнеиндийское общество примитивно-коммунистическим. [83] Другие коммунисты в Индии также назвали общества нынешних групп коренных народов, таких как адиваси , примерами примитивного коммунизма. [84] В Альфред Рэдклифф-Браун отмечает, что у них есть «обычаи, которые приводят к приближению к коммунизму» и «их внутреннюю политику можно охарактеризовать как коммунизм». исследовании андаманцев в начале 20-го века [85]

Образцы поселений Рундейл-Клахан все еще видны в Инвере, Килкоммоне , Эррисе , графстве Мейо , Ирландия.

Александр Михайлович Золотарев в своей работе 1960 года религиозно - Балканах о развитии культовых сообществ из племенных общин на говорил о первобытном коммунизме «архаической формы родоплеменного строя». [86]

Рольф Йенсен в 1980-х годах провел историческое исследование общества волофов в Западной Африке, рассматривая развитие классовых антагонизмов в примитивном коммунистическом обществе. [87] Также в 1980-х годах Буржо рассматривал насильственный переход коренных обществ в Канаде от их традиционных структур, которые были анархистскими и коммунистическими по своей природе, к капиталистической эксплуатации из-за вторжения империализма и колониализма . [88] [18] [89] Такая область интересов была общей темой исследований для многих областей, помимо ученых-марксистов. [90] Некоторые антропологи, такие как Джон Х. Мур , продолжали утверждать, что такие общества, как общества коренных американцев, представляют собой примитивные коммунистические общества, одновременно признавая и включая исследования, показывающие сложность и разнообразие обществ коренных американцев. [91] [92]

Джеймс Коннолли считал, что « гэльский примитивный коммунизм» существовал в виде остатков в ирландском обществе после того, как он «почти полностью исчез» из большей части Западной Европы. [93] Аграрные впоследствии были коммуны системы рундейской в Ирландии оценены с использованием принципов первобытного коммунизма, где система соответствует определению Маркса и Энгельса. [94]

Советские теоретики и антропологи, такие как Лев Штернберг , считали некоторые коренные народы Сибири и Дальнего Востока России (например, нивхов ) примитивно-коммунистическими по своей природе. [95] [96]

Фрагмент Уэста героической неоклассической исторической картины Бенджамина «Смерть генерала Вульфа» (1771), изображающей идеализированного коренного американца . Пример романтизации коренных и незападных народов. [97]

Критика идеи первобытного коммунизма связана с определениями собственности, где антропологи, такие как Маргарет Мид, утверждают, что частная собственность существует в охотниках-собирателях и других «примитивных обществах», но приводят примеры, которые Маркс и последующие теоретики называют личной собственностью, а не частной собственностью. . [98] [99] Подобные аргументы выдвигались и другими учёными, например, экономистом Ричардом Пайпсом . [42] Эта идея также подверглась критике со стороны других антропологов за то, что она основана на эволюционной модели общества Моргана и романтизирует незападные общества. [100]

Западные и незападные ученые критиковали применение слишком этноцентрически европейских моделей к неевропейским обществам. [101] [44] Западные ученые, в том числе Ликок , также критиковали этноцентрическую точку зрения и предубеждения в предыдущих этнографических исследованиях обществ охотников-собирателей. [82] Это похоже на критику соблюдения стадиализма при анализе культур. [102] Ученые- феминистки раскритиковали идею отсутствия подчинения женщин, предложенную в работах Энгельса: [82] [5] в то время как марксистские феминистки критиковали и переоценивали идеи и предложения Энгельса в «Происхождении семьи», касающиеся развития женского порабощения при переходе от первобытного коммунизма к классовому обществу. [103]

Экономист -марксист Эрнест Мандель раскритиковал исследования советских ученых по первобытному коммунизму из-за влияния «советско-марксистской идеологии» на их работы в области социальных наук. [44] [104]

Дэвида Гребера и Дэвида Венгроу Книга « Рассвет всего» бросает вызов представлению о том, что люди когда-либо жили в нестабильных, небольших обществах с небольшими излишками или вообще без них. Хотя они приводят примеры разделения эгалитарных обществ в доисторические времена, они утверждают, что огромное разнообразие сложных обществ (некоторые из которых имели большие города) существовало задолго до предполагаемых сельскохозяйственных, а затем городских революций, предложенных В. Гордоном Чайлдом. [72] Однако понимание Гребером и Венгроу обществ охотников-собирателей было подвергнуто сомнению другими антропологами. [105] [106] [107]

Антрополог Манвир Сингх утверждал, что, хотя некоторые коренные группы, такие как аче в Парагвае, являются примером первобытного коммунизма, это не применимо ко всем коренным группам, таким как хиви , используя пример неравномерного распределения мяса, полученного от охоты. Сингх утверждает, что многие охотники-собиратели, в том числе жители Андаманских островов и северные пайуте , признавали частную собственность на землю и деревья, и утверждает, что все охотники-собиратели имели частную собственность, но приводит примеры, которые Маркс и последующие теоретики называют личной собственностью, а не частной собственностью. такие как личные «луки, стрелы, топоры и кухонные принадлежности». [108]

Использование термина «коммунизм» для описания этих обществ было поставлено под сомнение по сравнению с будущим постиндустриальным коммунизмом, особенно в связи с разницей в масштабах от небольших общинных групп до размеров современных национальных государств. [109] [110]

Использование термина «примитивный»

[ редактировать ]

Слово «примитивный» в недавних антропологических и социальных исследованиях начало выходить из употребления из-за расовых стереотипов, окружающих идеи примитивности. [111] Такой шаг был поддержан коренными народами, которые столкнулись с расовыми стереотипами и насилием из-за того, что их считали «примитивными». [112] [113] В связи с этим термин «первобытный коммунизм» может быть заменен такими терминами, как « Домарксистский коммунизм» . [114]

Ален Тестарт и другие заявили, что антропологам следует быть осторожными при использовании исследований современных обществ охотников-собирателей для определения структуры обществ палеолита , когда рассмотрение нынешних сообществ охотников-собирателей как «самых древних из так называемых примитивных обществ» является недопустимым. вероятно, из-за внешнего вида и восприятия и не отражает прогресс и развитие, которые такие общества претерпели за последние 10 000 лет. [115]

критиковали Историков-марксистов за их комментарии о «примитивизме» и «варварстве» обществ до их контакта с европейскими империями , такие как комментарии Эндре Сика . Подобные взгляды на «примитивизм» и «варварство» распространены и в трудах их современников-немарксистов. [116] [117] [118] Марксистские антропологи критиковали и осуждали советских антропологов и историков за то, что они объявили коренные общины, которые они изучали на предмет первобытного коммунизма, «выродившимися». [44]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Скотт и Маршалл (2007) ; Феллуга (2011) ; Били (1999) ; Розенталь и Жюдин (1955) , стр. 697–698
  2. ^ Морган, Льюис Генри (1881). Дома и домашняя жизнь американских аборигенов . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета .
  3. ^ Ли, Ричард ; ДеВор, Ирвен (1969). Человек Охотник . Альдинская сделка. ISBN  978-0-202-33032-7 .
  4. ^ Вудкок, Джордж (1983). «Анархизм: историческое введение». В Вудкоке, Джордж (ред.). Анархистский читатель (4-е изд.). Фонтана в мягкой обложке.
  5. ^ Jump up to: а б с д Энгельс, Фридрих (1972) [1884]. Происхождение семьи, частной собственности и государства в свете исследований Льюиса Х. Моргана . Международные издательства. ISBN  978-0-7178-0359-0 .
  6. ^ Jump up to: а б с д Дарманж, Кристоф (2009). Первобытный коммунизм уже не тот, что был раньше по- ( французски). Смольный издательский коллектив.
  7. ^ Браун, Гаррет В.; Маклин, Иэн; Макмиллан, Алистер (2018). Краткий Оксфордский словарь политики и международных отношений (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780199670840 .
  8. ^ Уилсон, Джеймс (2000). Земля плачет: История родной Америки . Нью-Йорк: Гроув Пресс.
  9. ^ Гатто Трокки, Сесилия [на итальянском языке] . История антропологии культурной (на итальянском языке).
  10. ^ Паттерсон, Томас К. (2021). «Наследие Энгельса в антропологии». В Сайто, Кохей (ред.). Переосмысление наследия Энгельса в XXI веке . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 237–256. ISBN  978-3-030-55210-7 .
  11. ^ Казаль (2020) ; Найт и июнь 2021 г .; Сигл (1937) ; Костик (2021)
  12. ^ Пал Сингх, Нихил (сентябрь 2016 г.). «О расе, насилии и так называемом примитивном накоплении» (PDF) . Социальный текст . 34 (3): 27–50. дои : 10.1215/01642472-3607564 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года.
  13. ^ Боттомор, ТБ (1991). Словарь марксистской мысли . Оксфорд: Уайли-Блэквелл . п. 174.
  14. ^ Кларк, Джон П.; Мартин, Камилла (2005). «Елисея Реклю: Анархия (1894)». В Грэме, Роберте (ред.). Анархизм: документальная история либертарианских идей . Том. 1. Книги «Черная роза» .
  15. ^ Барнард, Алан (17 декабря 1992 г.). «Первобытный коммунизм и взаимопомощь. Кропоткин посещает бушменов». В Ханне, CM (ред.). Социализм: идеалы, идеологии и местная практика . Рутледж . ISBN  9780415083225 .
  16. ^ Лёви, Михаэль (1 января 2012 г.). «Западный империализм против первобытного коммунизма – новое прочтение экономических сочинений Розы Люксембург» . Наследие Розы Люксембург (на польском языке). 6 : 299–310. дои : 10.14746/prt.2012.6.16 .
  17. ^ Райниш, Дитер, изд. Оригинальный коммунизм. По пути эгалитарного общества [ Первобытный коммунизм. По следам эгалитарного общества ] (на немецком языке). Вена : Промедиа. ISBN  978-3-85371-350-1 .
  18. ^ Jump up to: а б Паррейра Альварес, Лукас (2017). «Первобытный коммунизм и капиталистический переход в мысли Розы Люксембург» . Журнал Law and Praxis (на португальском языке). 8 (1). Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года.
  19. ^ Мортон, Стивен (2018). «Накопление капитала и долговой колониализм после Розы Люксембург». Новые образования . 94 (94). Лоуренс и Уишарт Лтд.: 82–99. дои : 10.3898/NEWF:94.06.2018 . S2CID   158517913 .
  20. ^ МакГрегор 2021 .
  21. ^ Харман, Крис (1994). «Энгельс и происхождение человеческого общества» . Международный социализм . 2 (65). Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г. - из Интернет-архива марксистов .
  22. ^ Vodovozov, Vasily Vasilievich [in Russian] (1890–1907). Entsiklopedicheskiy slovar' Brokgauza i Yefrona: v 86 t. (82 t. i 4 dop.) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах. (82 тома и 4 доп.) [ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) ] (на русском языке). Санкт-Петербург . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  23. ^ Zelenin, Dmitry Konstantinovich (1934). "Imushchestvennyye zaprety kak perezhitki pervobytnogo kommunizma" Имущественные запреты как пережитки первобытного коммунизма Ограничения собственности как пережитки первобытного коммунизма. Труды Института антропологии и этнографии (на русском языке). 1 (1). Ленинград.
  24. ^ Морган (1964) ; Сервис и др. (1981) ; Херси (1993) ; Смит (2009) ; Халлер (1971) ; Хьюм (2011) ; Ян (2012)
  25. ^ Ян 2012 .
  26. ^ Jump up to: а б Ратнер, Карл (2012). Сотрудничество, сообщество и кооперативы в глобальную эпоху . Springer Science+Business Media . п. 40. ИСБН  9781461458258 – через Google Книги .
  27. ^ Jump up to: а б Ли 1990 .
  28. ^ Сайтта, Дин Дж. (1988). «Марксизм, предыстория и первобытный коммунизм» . Переосмысление марксизма: журнал экономики, культуры и общества . 1 (4): 145–168. дои : 10.1080/08935698808657836 . Архивировано из оригинала 27 марта 2022 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
  29. ^ «Первобытный коммунизм: жизнь до класса и угнетения» . Социалистический рабочий . 28 мая 2013 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2021 г. Проверено 3 февраля 2021 г.
  30. ^ Триггер, Брюс Г .; Уошберн, Уилкомб Э. , ред. (1996). Кембриджская история коренных народов Америки . Том. 1: Северная Америка, Часть 1. Издательство Кембриджского университета .
  31. ^ Reshetov, A. M. (1972). Okhotniki, sobirateli, rybolovy. Problemy sotsial'no-ekonomicheskikh otnosheniy v dozemledel'cheskom obshchestve Охотники, собиратели, рыболовы. Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе [ Охотники, собиратели, рыболовы: проблемы социально-экономических отношений в доаграрном обществе ] (на русском языке).
  32. ^ Vaitovich, Alexandra Vladimirovna; Kurlovich, Polina Sergeevna (2020). " "Pervobytno-kommunisticheskoye obshchestvo i yego raspad": doistoricheskoye proshloye territorii Belarusi soglasno kontseptsii V. K. Shcherbakova" "Первобытно-коммунистическое общество и его распад": доисторическое прошлое территории Беларуси согласно концепции В. К. Щербакова «Первобытное коммунистическое общество и его распад»: доисторическое прошлое территории Беларуси по концепции В.К. Щербакова. Журнал Белорусского государственного университета. История (на русском языке). 4 (3). дои : 10.33581/2520-6338-2020-3-54-63 .
  33. ^ Фельманн, Мерет (2011). Разговор о матриархате: К истории употребления аргумента [ Разговор о матриархате. К истории использования аргумента ] (Диссертация) (на немецком языке). Цюрих : Хронос. ISBN  978-3-0340-1067-2 . Архивировано из оригинала 6 декабря 2018 года.
  34. ^ Райх, Вильгельм (1936). Крах сексуальной морали. К истории сексуальной экономики [ Вторжение принудительной сексуальной морали . К истории сексуальной экономики ] (на немецком языке) (2-е изд.). Берлин : Международный психоаналитический университет .
  35. ^ Jump up to: а б Райх, Вильгельм (1972). Баксандалл, Ли (ред.). СЕКС-ПОЛ: Очерки 1929–1934 гг. (PDF) . Перевод Босток, Анна. Нью-Йорк: Винтажные книги Нью-Йорка. Архивировано (PDF) из оригинала 18 апреля 2021 года.
  36. ^ Малиновский, Бронислав (1929). жизнь дикарей Северо-Западной Меланезии ( Сексуальная на польском языке).
  37. ^ Фромм, Эрих (1999). «Рецензия на книгу Вильгельма Райха «Вторжение принудительной сексуальной морали»». Эрих Фромм: Полное издание в двенадцати томах [ Эрих Фромм: Полное издание в двенадцати томах ] (на немецком языке). Том 8. Мюнхен . стр. 93–96. ISBN  3421052808 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  38. ^ Борнеман, Эрнест (1975). Das Patriarchat [ Патриархат ] (на немецком языке).
  39. ^ Флер-Лоббан, Кэролайн (1979). «Марксистская переоценка матриархата». Современная антропология . 20 : 341–359. дои : 10.1086/202272 . S2CID   146605850 .
  40. ^ Matveevich, Rumyantsev Alexey [in Russian] (1987). Pervobytnyy sposob proizvodstva: Politiko-ekonomicheskiye ocherki Первобытный способ производства: Политико-экономические очерки [ Примитивный способ производства: Политические и экономические очерки ] (на русском языке). Москва. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  41. ^ Борисов Евгений Филиппович; Жамин Виталий Алексеевич; Макарова, М.Ф. (1975). экономии ( Словарь политической на испанском языке). Мадрид : Акал. ISBN  9788473390606 .
  42. ^ Jump up to: а б Miropolsky, Dmitry Yurievich [in Russian] (2012). "Философия экономических Ценностей" [Philosophy of Economic Values]. Проблемы современной экономики (in Russian). 41 (1). Archived from the original on 1 January 2022 . Retrieved 11 December 2022 .
  43. ^ «Восемь мифов о социализме и их ответы» . Партия социализма и освобождения . Архивировано из оригинала 25 октября 2013 года . Проверено 30 августа 2013 г.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Бриллиант 1979 года .
  45. ^ Уорд Гейли (2016) ; Стернс и др. (2004) ; Свизцеро и Тисделл (2016) ; Томба (2012) ; Семенов (1989) , с. 318
  46. ^ Найт, Крис (2008). «Раннее человеческое родство было матрилинейным». В Аллене, Николасе Дж .; Каллан, Хилари; Данбар, Робин ; Джеймс, Венди (ред.). Раннее человеческое родство (PDF) . Оксфорд: Блэквелл . стр. 61–82. Архивировано (PDF) из оригинала 21 октября 2021 года.
  47. ^ Фалуди, Джулианна; Кросби, Мишель (2021). «Цифровая экономика закваски: домохозяйство во времена COVID-19» . тройной С. 19 (1). тройнойС. Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года.
  48. ^ Симс, Лайонел (9 февраля 2012 г.). «Первобытный коммунизм, варварство и истоки классового общества» . Еженедельный работник . Архивировано из оригинала 7 октября 2021 года.
  49. ^ Кадиган-Дойч, Ной; Форд, Питер; О'лафлин, Дэниел (2020). «Революционная теория Карла Маркса». В Янге, Грегори Д.; Лещинский, Матеуш (ред.). Революция: теоретики, теории и практика (PDF) . Университет Колорадо, Боулдер . Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2021 года.
  50. ^ Стернс и др. 2004 .
  51. ^ Эмбер, Кэрол Р. (1 июня 2020 г.). «Охотники-собиратели (Фуражиры)» . Файлы области человеческих отношений . Архивировано из оригинала 11 октября 2021 года.
  52. ^ Вудберн, Джеймс (сентябрь 1982 г.). «Эгалитарные общества» (PDF) . Мужчина . 17 (3): 431–451. дои : 10.2307/2801707 . JSTOR   2801707 .
  53. ^ Ли 1992 , стр. 73–94.
  54. ^ Барнард, Алан (2008). «Социальные истоки: обмен, обмен, родство». В Боте, Рудольф; Найт, Крис (ред.). Колыбель языка (Исследования эволюции языка 12) . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 219–35.
  55. ^ Льюис, Джером (2008). «Экила: «Кровь, тела и эгалитарные общества» » (PDF) . Журнал Королевского антропологического института . 14 (2): 297–315. дои : 10.1111/j.1467-9655.2008.00502.x . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июня 2021 года.
  56. ^ Льюис, Джером (2002). Лесные охотники-собиратели и их мир: исследование пигмеев Мбенджеле Яка из Конго-Браззавиля и их светской и религиозной деятельности и представлений (PDF) (доктор философии). Лондонская школа экономики и политических наук . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года . Проверено 31 марта 2021 г.
  57. ^ Бём, Кристофер (2001). Иерархия в лесу. Эволюция эгалитарного поведения . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета .
  58. ^ Найт, Крис (2002). «Язык и революционное сознание». В Рэе, Элисон (ред.). Переход к языку . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . стр. 138–160.
  59. ^ Найт, Крис ; Льюис, Джером (2014). «Вокальный обман, смех и лингвистическое значение обратного доминирования». Ин Дор, Дэниел ; Найт, Крис ; Льюис, Джером (ред.). Социальные истоки языка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
  60. ^ Ли (1992) , стр. 73–94; Бладворт (2018) ; Гауди (1998) ; Власть (2018а)
  61. ^ Смит, Эрик Олден; Хилл, Ким; Марлоу, Фрэнк В.; Нолин, Дэвид; Висснер, Полли ; Гурвен, Майкл; Боулз, Сэмюэл ; Боргерхофф Малдер, Моник; Герц, Том; Белл, Адриан (2010). «Передача богатства и неравенство среди охотников-собирателей» . Современная антропология . 51 (1): 19–34. дои : 10.1086/648530 . ПМЦ   2999363 . ПМИД   21151711 .
  62. ^ Дарманж, Кристоф (2015). «Были ли некоторые более равными, чем другие? II- Формы эксплуатации при первобытном коммунизме». Актуэль Маркс . 58 (2): 144–158. дои : 10.3917/amx.058.0144 .
  63. ^ Тестарт, Ален (2007). : исследования неторгового обращения ( Критика дара на французском языке). Париж: Силлепсис.
  64. ^ Кили, Лоуренс Х. (1996). Война до цивилизации : миф о мирном дикаре . Издательство Оксфордского университета .
  65. ^ «Письма: Переписка Маркса-Энгельса 1875 года» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2020 года . Проверено 19 сентября 2020 г. - из Интернет-архива марксистов .
  66. ^ Тестарт, Ален (2012). До истории: эволюция обществ, от Ласко до Карнака [ До истории: эволюция обществ, от Ласко до Карнака ] (на французском языке). Галлимар. ISBN  9782070131846 .
  67. ^ Тестарт, Ален (1995). Первобытный коммунизм: Том 1, Экономика и идеология [ Первобытный коммунизм: Том 1, Экономика и идеология ] (на французском языке). Дом гуманитарных наук. ISBN  978-2735101405 .
  68. ^ Dunayevskaya 2018 .
  69. ^ Петерсен, Арнольд (ноябрь 2004 г.). Социализм и человеческая природа (PDF) . Социалистическая рабочая партия Америки . Архивировано (PDF) из оригинала 8 июля 2021 года . Проверено 21 марта 2021 г.
  70. ^ Чёрют, Илькер; Йонгерден, Йост (31 мая 2021 г.). «Радикальные подходы к нации: Введение». В Корюте Илькер; Йонгерден, Йост (ред.). За пределами национализма и национального государства: радикальные подходы к нации . Рутледж . ISBN  9780367684020 .
  71. ^ Букчин, Мюррей (1987). Рост урбанизации и упадок гражданства . стр. 18–22.
  72. ^ Jump up to: а б Костик 2021 .
  73. ^ Хан, Лал (18 февраля 2014 г.). «Суть наследия Мохенджо-Даро» . В защиту марксизма . Международная марксистская тенденция . Архивировано из оригинала 13 марта 2021 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
  74. ^ Миллер, Дэниел (1985). «Идеология и Хараппская цивилизация» (PDF) . Журнал антропологической археологии . 4 (4): 34–71. дои : 10.1016/0278-4165(85)90013-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 октября 2021 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
  75. ^ Корк, Эдвард (2005). «Мирные хараппцы? Анализ доказательств отсутствия войн в цивилизации Инда на северо-западе Индии и Пакистана (ок. 2500–1900 до н. э.)». Античность . 79 (304): 411–423. дои : 10.1017/S0003598X0011419X . S2CID   160617108 .
  76. ^ Гордон Чайлд, Вир (1940). Доисторические сообщества Британских островов . Лондон/Эдинбург: У. и Р. Чемберс.
  77. ^ Гордон Чайлд, Вир (1935). Предыстория Шотландии . Лондон: Кеган Пол, Trench, Trubner & Co., Ltd.
  78. ^ Андерсон, Перри (1996). Переходы от античности к феодализму . Книги Версо .
  79. ^ Венцл, Славомил [на чешском языке] (1988). «Проблема исчезновения обществ охотников-собирателей в доисторическую эпоху. Археологические данные и свидетельства авторов-классиков». Листы филологические / Folia philologica . 111 (3). Центр классических исследований Института философии Чешской академии наук : 129–143. JSTOR   23465415 .
  80. ^ Бур, Роланд (2005). «Женщины прежде всего? О наследии «первобытного коммунизма» ». Журнал для изучения Ветхого Завета . 30 (1): 3–28. дои : 10.1177/0309089205057775 . S2CID   144103562 .
  81. ^ Бур, Роланд (2009). Политический миф: об использовании библейских тем и злоупотреблении ими . Издательство Университета Дьюка .
  82. ^ Jump up to: а б с Моджаб, Шахрзад , изд. (12 марта 2015 г.). Марксизм и феминизм . Издательство Блумсбери . ISBN  9781783603220 .
  83. ^ Данге, Шрипад Амрит (1949). Индия от первобытного коммунизма к рабству: марксистское исследование древней истории в общих чертах .
  84. ^ Шах, Альпа (февраль 2021 г.). «За антропологическую теорию практики: антиутопическая утопия в индийском маоизме и подъем правых индуистов» (PDF) . Социальная антропология . 29 (1). Уайли : 68–86. дои : 10.1111/1469-8676.12978 . S2CID   229583364 .
  85. ^ Рэдклифф-Браун, Альфред (1922). Жители Андаманских островов: исследование социальной антропологии . Издательство Кембриджского университета .
  86. ^ Шепард, Генри М. (2020). «О некотором географическом распространении производных корней древнеиндоевропейского слоя» . О некотором географическом распространении производных корней древнего индоевропейского слоя . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года.
  87. ^ Йенсен, Рольф (март 1982 г.). «Переход от первобытного коммунизма: социальная формация волофов в Западной Африке» . Журнал экономической истории . 42 (1). Издательство Кембриджского университета : 69–76. дои : 10.1017/S0022050700026899 . JSTOR   2120497 . S2CID   154554198 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
  88. ^ Буржо, Рон Г. (1983). «Индейцы, метисы и класс торговцев мехом, сексизм и расизм при переходе от «коммунизма» к капитализму». Исследования в области политической экономии: социалистический обзор . 12 (1): 45–80. дои : 10.1080/19187033.1983.11675649 .
  89. ^ Энтони, Талия (23 марта 2021 г.). «Маркс и антиколониализм». В Гордоне, Фейт; Ньюман, Дэниел (ред.). Ведущие труды по праву и социальной справедливости . Рутледж .
  90. ^ Пейнович, Весна Станкович, изд. (2021). За пределами капитализма и неолиберализма . Белград: Институт политических исследований, Белград. ISBN  978-86-7419-337-2 . Архивировано из оригинала 28 октября 2021 года.
  91. ^ Мур, Джон Х. (2007). «Бесплатные товары и первобытный коммунизм: антропологическая перспектива» (PDF) . Природа, общество и мысль . 20 (3–4): 418–424. Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2021 года.
  92. ^ Dunayevskaya 1982 .
  93. ^ Доббинс, Грегори (2008). «Коннолли, архив и метод». Интервенции: Международный журнал постколониальных исследований . 10 (1): 48–66. дои : 10.1080/13698010801933853 . S2CID   143827225 .
  94. ^ Слейтер, Имонн; Флаэрти, Эоин (2009). «Маркс о первобытном коммунизме: ирландская аграрная коммуна Рундале, ее внутренняя динамика и метаболический разлом» (PDF) . Ирландский журнал антропологии . 12 (2). Архивировано (PDF) из оригинала 1 июня 2020 года.
  95. ^ Слезкин, Юрий (30 апреля 1997 г.). «Первобытный коммунизм и наоборот». В Лахусене, Томас; Добренко, Евгений (ред.). Социалистический реализм без берегов . Издательство Университета Дьюка . ISBN  9780822398097 .
  96. ^ Грант, Брюс (8 февраля 2018 г.). «Тяжести первобытного коммунизма» . Ануарио Антропологико . 25 (1): 157–174. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года.
  97. ^ Фрид, Вивьен Грин (1995). «Перечитывая индейца в «Смерти генерала Вульфа» Бенджамина Уэста ». Американское искусство . 9 (1): 75. дои : 10.1086/424234 . JSTOR   3109196 . S2CID   162205173 .
  98. ^ Мид, Маргарет (1 января 1961 г.). «Некоторые антропологические соображения относительно естественного права» (PDF) . Форум естественного права : 51–64. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года.
  99. ^ Лоуи, Роберт Х. (март 1928 г.). «Бестелесная собственность в первобытном обществе» . Йельский юридический журнал . 37 (5): 551–563. дои : 10.2307/790747 . JSTOR   790747 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
  100. ^ Мартин, Кейр (5 сентября 2018 г.). "Коммунизм". В Каллане, Хилари; Коулман, Саймон (ред.). Международная энциклопедия антропологии (PDF) . John Wiley & Sons, Ltd., тел .: 10.1002/9781118924396 . ISBN  9780470657225 . S2CID   186634758 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года.
  101. ^ Кавирадж, Судипта (2005). «Очерк ревизионистской теории современности» . Европейский журнал социологии . 46 (3). Издательство Кембриджского университета : 497–526. дои : 10.1017/S0003975605000196 . JSTOR   23998994 . S2CID   143843577 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
  102. ^ Бьянки, Бернардо; Филион-Донато, Эмили; Мигель, Марлон; Юва, Айше (2021). «От «Материализма» к «Материальности» ». В Бьянки, Бернардо; Филион-Донато, Эмили; Мигель, Марлон; Юва, Айше (ред.). Материализм и политика (PDF) . Берлин: ICI Berlin Press . Архивировано (PDF) из оригинала 17 апреля 2021 года.
  103. ^ Vogel (2014) ; Dunayevskaya (1982) ; Dunayevskaya (2018) ; McGregor (2021)
  104. ^ Мандель, Эрнест (октябрь 1969 г.). Марксистская теория государства . Следопыт Пресс . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
  105. ^ Найт, Крис (декабрь 2021 г.). «Неправильно во всем (почти)» . Фокаал . Архивировано из оригинала 24 декабря 2021 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
  106. ^ Пауэр, Камилла (август 2018 г.). «Гендерный эгалитаризм сделал нас людьми: патриархата было слишком мало и слишком поздно» . Открытая демократия . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 28 января 2021 г.
  107. ^ Сузман, Джеймс (ноябрь 2021 г.). «О происхождении наших видов» . Литературное обозрение . Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 года . Проверено 29 декабря 2021 г.
  108. ^ Сингх, Манвир (19 апреля 2022 г.). «Идея первобытного коммунизма столь же соблазнительна, сколь и ошибочна» . Эон . Архивировано из оригинала 23 июня 2023 года . Проверено 23 июня 2023 г.
  109. ^ «Первобытный коммунизм против интегрального коммунизма – Антагонизм» . libcom.org . 6 июля 2009 г. Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г.
  110. ^ Пара 2020 .
  111. ^ Ли (1990) ; Корри (2009) ; Крум (2015) ; Уорд Гейли (2016) ; Даймонд (1979) ; Браун (2009)
  112. ^ Юнкапорта, Тайсон (2020). Разговор на песке: как мышление коренных народов может спасти мир . Мельбурн : Текстовое издательство.
  113. ^ Дозье, Эдвард П. (1955). «Понятия «примитивное» и «туземное» в антропологии» . Ежегодник антропологии . от Издательство Чикагского университета имени Фонда антропологических исследований Веннера-Грена: 187–202. дои : 10.1086/год.0.3031146 . JSTOR   3031146 . S2CID   89259624 . Архивировано из оригинала 6 октября 2021 года . Проверено 25 сентября 2021 г.
  114. ^ Ходжес, Дональд К. (1992). Коммунизм Сандино: духовная политика XXI века . Остин, Техас: Издательство Техасского университета . ISBN  978-0-292-71647-6 .
  115. ^ Тестарт, Ален ; Арканд, Бернар ; Ингольд, Тим ; Легрос, Доминик; Линкенбах, Антье; Мортон, Джон; Петерсон, Николас; Раджу, ДР; Шрир, Кармель ; Смит, Эрик Олден; Уолтер, М. Сьюзен; Звелебиль, Марек (февраль 1988 г.). «Некоторые основные проблемы социальной антропологии охотников-собирателей [а также комментарии и ответы]» . Современная антропология . 29 (1). : Издательство Чикагского университета 1–31. дои : 10.1086/203612 . JSTOR   2743319 . S2CID   42136717 . Архивировано из оригинала 18 апреля 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
  116. ^ Весселинг, Хенк (2011). «Евроцентризм». Мыс Азии: Очерки европейской истории . Издательство Лейденского университета .
  117. ^ Бладворт 2018 .
  118. ^ Роуз, Кэролайн М. (сентябрь 2019 г.). « Клода Леви-Стросса Вклад в расовый вопрос: раса и история». Американский антрополог . 121 (3): 721–724. дои : 10.1111/aman.13298 . S2CID   198838685 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Исторические и оригинальные тексты

[ редактировать ]
  • (на французском языке) Поль Лафарг, Собственность, происхождение и эволюция , Éditions du Sandre, 2007 (1890) ( Читать онлайн , Марксистский Интернет-архив )
  • Поль Лафарг, Эволюция собственности от дикости к цивилизации (1891 г.), (новое издание, 1905 г.)
  • (на французском языке) Поль Лафарг , Экономический детерминизм Карла Маркса. Исследование происхождения идей Справедливости, Добра, души и Бога , L'Harmattan, 1997 (1909)
  • (на немецком языке) Генрих Эйльдерманн [ де ] : Ранний коммунизм и ранняя религия: историческое материалистическое освещение. Набу, 2011, ISBN 978-1245831512 (перепечатка 1921 года; полный текст на archive.org).
  • (на немецком языке) Карл Август Виттфогель : От первобытного коммунизма к пролетарской революции. Очерк развития человеческого общества. Часть 1: Ранний коммунизм и феодализм. Молодая гвардия, Берлин, 1922 год.
  • (на венгерском языке) Иштван Кертеш [ ху ] Эпоха первобытного общества и общества древнего Востока , IKVA Kiadó, Будапешт, 1990 г.
  • Иоганн Якоб Бахофен , Миф, религия и материнское право: Избранные сочинения Дж. Дж. Бахофена Джозефа Кэмпбелла (Введение) и Джорджа Боаса (предисловие), Princeton University Press, 380 стр., 1992 г.

Другие тексты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65ca8a320b2bf2da92cc9762cc5ce8da__1720112400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/da/65ca8a320b2bf2da92cc9762cc5ce8da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Primitive communism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)