Jump to content

Человек-охотник

«Человек-охотник» — симпозиум 1966 года, организованный Ричардом Ли и Ирвеном ДеВором . Результатом симпозиума стала книга с таким же названием, в которой была предпринята попытка впервые собрать воедино всесторонний взгляд на недавние этнографические исследования охотников-собирателей .

Эриксен и Нильсон утверждают, что симпозиум стал одним из ярких моментов культурной экологии. [1] Они сообщают, что симпозиум посвящен современным охотникам и собирателям, и отмечают, что участниками в основном были американские культурные антропологи. Основная мысль конференции заключалась в том, что, поскольку охота была первоначальным источником средств к существованию человечества, любая теория общества и природы человека потребует глубоких знаний о том, как живут охотники. На симпозиуме также подчеркивалось соперничество между культурным и материалистическим пониманием культуры и общества.

Симпозиум проходил в Центре непрерывного образования Чикагского университета с 6 по 9 апреля 1966 года, и на нем присутствовали несколько наиболее влиятельных деятелей современной антропологии того времени. Помимо Ли и ДеВора, в симпозиуме приняли участие Маршалл Сахлинс , Арам Енгоян , Джордж Питер Мердок , Колин Тернбулл , Льюис Бинфорд и Джулиан Стюард .

Соответствующая книга, содержащая доклады, представленные на симпозиуме, была опубликована издательством Aldine Transaction в 1968 году.

Спустя десятилетия после публикации « Человек-Охотник» подвергся критике как со стороны социокультурных антропологов, так и археологов. В то время как участники конференции подчеркивали, что их исследования охотников и собирателей связаны с прошлым плейстоцена, исторические партикуляристы, такие как Эдвин Вильмсен и Джеймс Денбоу, подвергли критике этот подход в так называемых дебатах Калахари . [2] В другом ответе феминистки, такие как Джейн Ф. Коллиер и Мишель Розальдо, подвергли критике гендерные предположения в книге «Человек-охотник» , подчеркнув, что мужские виды деятельности, такие как охота, считаются центральными для человеческого развития, тогда как так называемый женский труд обесценивается и считается эволюционно неважным. [3] Наконец, ряд критических замечаний сосредоточился на том, что общества охотников-собирателей считались «пассивными» управляющими ландшафтами. Используя археологические данные, чтобы показать, как стратегии управления ландшафтом, такие как пожар, формировали ландшафт в больших масштабах, такие археологи, как Кент Лайтфут, Роб Катрелл, Чак Стриплен и Марк Хилкема, показали, как коренные охотники-собиратели изменили экологию ландшафта. [4]

По словам Кары Окобок и Сары Лейси, вопреки теории «Человек-охотник », «79 процентов из 63 собирательных обществ с четким описанием их охотничьих стратегий представляют собой женщин-охотников» и что женщины участвовали в охоте независимо от их детородного статуса. [5]

Литература

[ редактировать ]
  • Ли, Р.Б. , ДеВор, И. (ред.) (1968): Человек-охотник. Первое интенсивное исследование единственного, решающего этапа человеческого развития — когда-то универсального охотничьего образа жизни человека , Чикаго, Олдайн
  • Эриксен, Т.Х. , Нильсен, Ф.С. (2001): История антропологии , Pluto Press.
  • Вильмсен, Эдвин Н. 1989. Земля, наполненная мухами: политическая экономия Калахари. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Дальберг, Фрэнсис, изд. 1981. Женщина-собирательница . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
  • Коллиер, Джейн Ф. и Мишель З. Розальдо. 1981. «Политика и гендер в простых обществах». В книге «Сексуальные значения: культурная конструкция гендера» под редакцией Шерри Б. Ортнер и Гарриет Уайтхед, 275–329. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Лайтфут, Кент Г., Роб К. Катрелл, Чак Дж. Стриплен и Марк Г. Хилкема. 2013. «Переосмысление изучения практики управления ландшафтами среди охотников-собирателей в Северной Америке». Американская античность 78, вып. 2: 285–301.
  1. ^ Эриксен , Нильсен (2001), стр. 82.
  2. ^ Вильмсен 1989
  3. ^ Джейн Ф. Коллиер , Мишель Розальдо (1981)
  4. ^ Лайтфут и др. (2013)
  5. ^ Лейси, Кара Окобок, Сара (01 ноября 2023 г.). «Теория о том, что мужчины эволюционировали для охоты, а женщины — для собирательства, неверна» . Научный американец . Проверено 23 февраля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4982fdd123b1a666be00327b4e668d05__1708668360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/05/4982fdd123b1a666be00327b4e668d05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Man the Hunter - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)