Человек-охотник
«Человек-охотник» — симпозиум 1966 года, организованный Ричардом Ли и Ирвеном ДеВором . Результатом симпозиума стала книга с таким же названием, в которой была предпринята попытка впервые собрать воедино всесторонний взгляд на недавние этнографические исследования охотников-собирателей .
Эриксен и Нильсон утверждают, что симпозиум стал одним из ярких моментов культурной экологии. [1] Они сообщают, что симпозиум посвящен современным охотникам и собирателям, и отмечают, что участниками в основном были американские культурные антропологи. Основная мысль конференции заключалась в том, что, поскольку охота была первоначальным источником средств к существованию человечества, любая теория общества и природы человека потребует глубоких знаний о том, как живут охотники. На симпозиуме также подчеркивалось соперничество между культурным и материалистическим пониманием культуры и общества.
Симпозиум проходил в Центре непрерывного образования Чикагского университета с 6 по 9 апреля 1966 года, и на нем присутствовали несколько наиболее влиятельных деятелей современной антропологии того времени. Помимо Ли и ДеВора, в симпозиуме приняли участие Маршалл Сахлинс , Арам Енгоян , Джордж Питер Мердок , Колин Тернбулл , Льюис Бинфорд и Джулиан Стюард .
Соответствующая книга, содержащая доклады, представленные на симпозиуме, была опубликована издательством Aldine Transaction в 1968 году.
Критика
[ редактировать ]Спустя десятилетия после публикации « Человек-Охотник» подвергся критике как со стороны социокультурных антропологов, так и археологов. В то время как участники конференции подчеркивали, что их исследования охотников и собирателей связаны с прошлым плейстоцена, исторические партикуляристы, такие как Эдвин Вильмсен и Джеймс Денбоу, подвергли критике этот подход в так называемых дебатах Калахари . [2] В другом ответе феминистки, такие как Джейн Ф. Коллиер и Мишель Розальдо, подвергли критике гендерные предположения в книге «Человек-охотник» , подчеркнув, что мужские виды деятельности, такие как охота, считаются центральными для человеческого развития, тогда как так называемый женский труд обесценивается и считается эволюционно неважным. [3] Наконец, ряд критических замечаний сосредоточился на том, что общества охотников-собирателей считались «пассивными» управляющими ландшафтами. Используя археологические данные, чтобы показать, как стратегии управления ландшафтом, такие как пожар, формировали ландшафт в больших масштабах, такие археологи, как Кент Лайтфут, Роб Катрелл, Чак Стриплен и Марк Хилкема, показали, как коренные охотники-собиратели изменили экологию ландшафта. [4]
По словам Кары Окобок и Сары Лейси, вопреки теории «Человек-охотник », «79 процентов из 63 собирательных обществ с четким описанием их охотничьих стратегий представляют собой женщин-охотников» и что женщины участвовали в охоте независимо от их детородного статуса. [5]
Литература
[ редактировать ]- Ли, Р.Б. , ДеВор, И. (ред.) (1968): Человек-охотник. Первое интенсивное исследование единственного, решающего этапа человеческого развития — когда-то универсального охотничьего образа жизни человека , Чикаго, Олдайн
- Эриксен, Т.Х. , Нильсен, Ф.С. (2001): История антропологии , Pluto Press.
- Вильмсен, Эдвин Н. 1989. Земля, наполненная мухами: политическая экономия Калахари. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Дальберг, Фрэнсис, изд. 1981. Женщина-собирательница . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Коллиер, Джейн Ф. и Мишель З. Розальдо. 1981. «Политика и гендер в простых обществах». В книге «Сексуальные значения: культурная конструкция гендера» под редакцией Шерри Б. Ортнер и Гарриет Уайтхед, 275–329. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Лайтфут, Кент Г., Роб К. Катрелл, Чак Дж. Стриплен и Марк Г. Хилкема. 2013. «Переосмысление изучения практики управления ландшафтами среди охотников-собирателей в Северной Америке». Американская античность 78, вып. 2: 285–301.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эриксен , Нильсен (2001), стр. 82.
- ^ Вильмсен 1989
- ^ Джейн Ф. Коллиер , Мишель Розальдо (1981)
- ^ Лайтфут и др. (2013)
- ^ Лейси, Кара Окобок, Сара (01 ноября 2023 г.). «Теория о том, что мужчины эволюционировали для охоты, а женщины — для собирательства, неверна» . Научный американец . Проверено 23 февраля 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )