Женщины в предыстории

большое количество исследований по предыстории Роли женщин в долитературном обществе было посвящено . Считается, что задачи, обычно выполняемые женщинами, сформировали основное разделение труда по половому признаку в отношении воспитания детей , собирательства и других повседневных занятий. Однако более поздние исследования показали, что женщины также играли активную роль в охоте и других физических видах деятельности вместо исключительно домашних ролей, традиционно занимаемых женщинами в литературных цивилизациях. [1] [2] [а]
Изучение доисторических женщин представляет особый интерес для феминистской и гендерной археологии , которая стремится бросить вызов андроцентрическим предположениям в традиционной археологии.
Антропология
[ редактировать ]Матриархат и матрилинейность
[ редактировать ]Основным предметом разногласий в антропологии еще с XIX века была разница в социальном статусе между доисторическими и современными женщинами, если таковая вообще существовала. Ранние мыслители-социалисты, такие как Льюис Х. Морган , Фридрих Энгельс или Август Бебель, открыто приравнивали матрилинейность к примитивному коммунизму , а патрилинейность к индивидуализму, угнетению и частной собственности . [3] [4] Такие школы обычно утверждали, что из-за отсутствия четкой линии отцовского происхождения без социально навязанной монандрии доисторические общества вместо этого практиковали матрифокальное , общинное материнство. [3] [5]
Подобные идеи возникли во время второй волны феминизма с усилением изучения матрилокальности и матриархальной религии , такие как Марии Гимбутас теория о матрической , эгалитарной « Старой Европе », позже вытесненной и завоеванной патриархальными и экспансионистскими протоиндоевропейцами . [6] Такие интерпретации остаются весьма противоречивыми из-за ощущения политической предвзятости или отсутствия материальных доказательств. [7] но были защищены такими известными фигурами, как антрополог Крис Найт , который вместо этого раскритиковал то, что он считал специальными попытками функционализма преуменьшить значение очевидных матрилинейных традиций в современных племенных обществах . [5]
Женщина-собиратель против женщины-охотницы
[ редактировать ]Начиная с 1970-х годов, доминирующим научным взглядом на гендерные роли в обществах охотников-собирателей была модель под названием « Мужчина-охотник, женщина-собиратель ». Придуманная антропологами Ричардом Боршаем Ли и Ирвеном ДеВором в 1968 году, она утверждала, основываясь на доказательствах, которые сейчас считаются неполными, что современные собиратели демонстрируют четкое разделение труда между женщинами и мужчинами. [1] Более поздние данные, собранные такими исследователями, как Сара Лейси и Кара Окобок, выявили отсутствие убедительных предпочтений в отношении гендерных ролей в современных обществах охотников-собирателей . [1] Недавние археологические исследования, проведенные антропологом и археологом Стивеном Куном, показывают, что половое разделение труда не существовало до верхнего палеолита (50 000 и 10 000 лет назад) и развилось относительно недавно в истории человечества. [8]
Лейси и Окобок, в частности, подчеркнули роль эстрогена в потенциальном вкладе женщин в повседневное выживание в доисторических обществах; Вопреки распространенному мнению, тестостерон существенно влияет на развитие мышечных волокон только 2-го типа по сравнению с эстрогеном, который вместо этого в первую очередь влияет на развитие мышечных волокон 1-го типа . Мышцы типа 2 лучше работают при краткосрочных «силовых» упражнениях, таких как поднятие тяжестей или метание копья, тогда как мышцы типа 1 лучше работают при длительных, основанных на выносливости « марафонских » упражнениях. [1] Таким образом, женские мышцы более энергоэффективны, а это означает, что настойчивая охота — техника, которая, как считается, сформировала одно из главных эволюционных преимуществ гоминидов перед их гораздо более мобильной добычей, — была бы легче выполнять женщинам, чем мужчинам. [1]
Известные группы охотников-собирателей в недавние или современные эпохи, которые, как известно, лишены четкого полового разделения труда, включают айнов , [1] Агта , [9] и Джу/'хоанси , [10] в дополнение к важным вещественным доказательствам участия женщин в охоте среди доисторических культур, например, на территории современного Перу. [2]
Материальная культура
[ редактировать ]Доисторическое искусство
[ редактировать ]Эпоха верхнего палеолита известна богатством художественных изображений женщин, которые обычно группируются под термином фигурки Венеры как одни из первых произведений человеческой культуры в истории. Фигурки Венеры известны своими преувеличенными сексуальными характеристиками, которые обычно считаются символами плодородия и сексуальности, и включают в себя самое раннее известное изображение человека; Известная как Венера Холе Фелса , она описана антропологом Николасом Конардом как «о сексе, воспроизводстве... [это] чрезвычайно мощное изображение сущности женского пола». [11] Другие известные статуэтки включают Виллендорфскую , Долни-Вестоницкую и Мораванскую Венеры, все из которых отличаются акцентом на бедрах, груди и животе. [12] Примеры обычно сосредоточены вокруг Европы, населенной в то время относительно развитыми кроманьонскими культурами, хотя этот термин применялся даже за границей, например, в Сибири . [13] Подобные мотивы последующих эпох включают Потнию Терон , найденную в древнем Средиземноморье и на Ближнем Востоке. [14] [15]
Некоторые археологи-феминистки, такие как Кейли Вандеветтеринг или Лерой МакДермотт, раскритиковали мужской взгляд, используемый при определении и классификации Венеры, название которой происходит от первой найденной статуэтки - Венеры Неразумной . Созданная своим первооткрывателем как «Нескромная Венера», она была названа как в честь современных европейских взглядов на секс, так и в связи с предполагаемой ассоциацией с сексуальностью и плодородием, приписываемыми римской Венере , несмотря на то, что палеолитические культуры, ответственные за это, на тысячелетия и больше не предшествовали греко-римским религиям. среди исследователей когда-либо был достигнут материально обоснованный консенсус относительно значения фигурок. [16]
Маккойд и Макдермотт предположили, что из-за того, как изображены эти фигуры, например, из-за большой груди и отсутствия ступней и лиц, эти статуи были созданы женщинами, смотрящими на свои тела. Они заявляют, что женщины в тот период не имели доступа к зеркалам, чтобы сохранять точные пропорции или изображать лица или головы фигурок. Эту теорию по-прежнему трудно доказать или опровергнуть, и Майкл С. Биссон предположил, что альтернативы, такие как лужи, могли использоваться в качестве зеркал. [17]
Практика захоронения
[ редактировать ]
Лейси и Окобок заявили, что захоронения верхнего палеолита не демонстрируют никакой разницы между погребальным инвентарем или посмертным обращением, оказываемым мужчинам по сравнению с женщинами, что еще раз указывает на отсутствие «социальной иерархии, основанной на поле». [1]
Более общие археологические данные обнаружили множество примечательных примеров роскошных гробниц и погребальных практик для женщин, в том числе такие известные случаи, как « Девушка Эгтвед» и «Принцесса Укока» . В результате раскопок было обнаружено множество хорошо сохранившихся погребальных предметов, включая шила , лекарственные средства, косметику, сетки для волос и различные декоративные предметы. [19] [20]
Генетика
[ редактировать ]Изучение митохондрий человека позволило генетикам начать выявлять всего человечества по материнской линии самого недавнего общего предка , то есть последней жившей женщины, от которой все современные люди произошли по непрерывной линии от матери к дочери, известной как Митохондриальная Ева в ссылка на миф о сотворении мира в Книге Бытия . По состоянию на 2015 год оценки возраста Y-MRCA варьируются от 200 000 до 300 000 лет назад, что примерно соответствует появлению анатомически современного человека . [21]
Исследователи также отметили, что рецептор эстрогена , наблюдаемый у людей, на 1,2–600 миллионов лет старше эквивалентного рецептора андрогена , что указывает на то, что он, вероятно, играл важную эволюционную роль в развитии предков человечества. [1]
генетическая смесь между неандертальцами и анатомически современными людьми Было обнаружено, что демонстрирует четкую разницу между полами, при этом полное отсутствие митохондриальной неандертальской ДНК указывает на то, что выжившие гибридные линии произошли именно от neanderthalensis Male- Sapiens Sapiens . спаривания самок [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Такие исследователи, как Лейси и Окобок, также подчеркивали разницу между полом и гендером при обсуждении этой темы. В этой статье социальные определения таких терминов, как «женщина» или «женщина», могут использоваться взаимозаменяемо с биологическими определениями из-за отсутствия прямой документации.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лейси, Сара; Окобок, Кара (1 ноября 2023 г.). «Теория о том, что мужчины эволюционировали для охоты, а женщины — для собирательства, неверна» . Научный американец . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гершон, Ливия (5 ноября 2020 г.). «Эта доисторическая перуанская женщина была охотницей на крупную дичь» . Смитсоновский журнал .
- ^ Перейти обратно: а б Энгельс, Фридрих (1884). Происхождение семьи, частной собственности и государства . (Вики-источник)
- ^ Бебель, август (1974) [1879]. Женщина и социализм. Как вклад в эмансипацию нашего общества, под редакцией и комментариями Моники Зейферт [ Женщина и социализм. Как вклад в эмансипацию нашего общества, под редакцией и комментариями Моники Зейферт ] (на немецком языке). Штутгарт: Дитц. п. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Найт, Крис (23 сентября 2012 г.). «Энгельс был прав: раннее человеческое родство было матрилинейным» . libcom.org . Проверено 20 декабря 2023 г.
- ^ Хайден, Брайан (1987). «Старая Европа: священный матриархат или дополнительная оппозиция?» . В Бонанно, Энтони (ред.). Археология и культ плодородия в Древнем Средиземноморье: доклады, представленные на Первой международной конференции по археологии Древнего Средиземноморья, Мальтийский университет, 2-5 сентября 1985 г. Амстердам : Б. Р. Грюнер . стр. 17–30. ISBN 9789060322888 .
- ^ Раунтри, Кэтрин (2001). «Прошлое — страна иностранцев: богини-феминистки, археологи и присвоение предыстории». Журнал современной религии . 16 (1): 5–27. дои : 10.1080/13537900123321 . S2CID 144309885 .
- ^ Кун, Стивен Л.; Стинер, Мэри К. (1 декабря 2006 г.). «Что делать матери? Разделение труда между неандертальцами и современными людьми в Евразии» . Современная антропология . 47 (6): 953–981. дои : 10.1086/507197 . ISSN 0011-3204 . S2CID 42981328 .
- ^ Дальберг, Ф. (1983). Женщина-собирательница . Издательство Йельского университета. п. 120. ИСБН 9780300029895 . Проверено 12 июля 2015 г.
- ^ Бизель, Меган; Барклай, Стив (март 2001 г.). «Знания женщин Джу / Хоан по выслеживанию и их вклад в успех охоты их мужей». Приложение к монографиям по африканским исследованиям . 26 : 67–84.
- ^ «Дебаты о наскальном искусстве» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Спайс, Байрон (21 июня 1999 г.). «Одежда фигурок может быть свидетельством мастерства племен ледникового периода» . Питтсбург Пост-Газетт . Архивировано из оригинала 21 января 2021 г.
- ^ Тедеско, Лаура Энн. «Мальта (ок. 20 000 до н.э.)» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Метрополитен-музей .
- ^ Роллер, Линн Э. (1999). В поисках бога-матери: культ анатолийской Кибелы . Издательство Калифорнийского университета. п. 139 . ISBN 978-0-520-21024-0 .
неопределенные фигуры, такие как Потния Терон
- ^ Фишер-Хансен, Тобиас; Бирте Поульсен (2009). От Артемиды до Дианы: Богиня человека и зверя Музей Тускуланум Пресс. п. 23. ISBN 978-8763507882 .
- ^ Вандеветтеринг, Кайли Р. (2015). «Статуэтки Венеры верхнего палеолита и интерпретации доисторических гендерных представлений». ЧИСТЫЕ идеи . 4 – через Университет Западного Орегона.
- ^ Макдермотт, Лерой (1996). «Саморепрезентация в женских фигурках верхнего палеолита». Современная антропология . 37 (2): 227–275. дои : 10.1086/204491 . JSTOR 2744349 . S2CID 144914396 .
- ^ «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки» . Сибирские Таймс . 2012.
- ^ Гхош, Тиа (21 мая 2015 г.). «Останки культовой жрицы бронзового века таят в себе сюрприз» . ЖиваяНаука . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Лисовская, Анна (14 октября 2014 г.). «Знаменитая 2500-летняя сибирская принцесса умерла от рака груди, показало МРТ» . Сибирские времена . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Кармин; и др. (2015). «Недавнее ограничение разнообразия Y-хромосомы совпадает с глобальными изменениями в культуре» . Геномные исследования . 25 (4): 459–66. дои : 10.1101/гр.186684.114 . ПМЦ 4381518 . ПМИД 25770088 .
- ^ Серр, Д.; Лангани, А.; Чех, М.; Тешлер-Никола, М.; Паунович, М.; Меннесьер, П.; и др. (2004). «Нет доказательств вклада неандертальской мтДНК в развитие людей раннего Нового времени» . ПЛОС Биология . 2 (3): 313–317. doi : 10.1371/journal.pbio.0020057 . ПМК 368159 . ПМИД 15024415 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гимбутас, Мария (1996). Богини и боги старой Европы: мифы и культовые образы . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-25398-1 .
- «Палеолитическое искусство» в Британской энциклопедии .