Jump to content

Женщины в предыстории

Погребальная одежда девушки Эгтвед , ок. 1370 г. до н.э.
Доисторическая женщина Джеймса Тиссо (1895)

большое количество исследований по предыстории Роли женщин в долитературном обществе было посвящено . Считается, что задачи, обычно выполняемые женщинами, сформировали основное разделение труда по половому признаку в отношении воспитания детей , собирательства и других повседневных занятий. Однако более поздние исследования показали, что женщины также играли активную роль в охоте и других физических видах деятельности вместо исключительно домашних ролей, традиционно занимаемых женщинами в литературных цивилизациях. [1] [2] [а]

Изучение доисторических женщин представляет особый интерес для феминистской и гендерной археологии , которая стремится бросить вызов андроцентрическим предположениям в традиционной археологии.

Антропология

[ редактировать ]

Матриархат и матрилинейность

[ редактировать ]

Основным предметом разногласий в антропологии еще с XIX века была разница в социальном статусе между доисторическими и современными женщинами, если таковая вообще существовала. Ранние мыслители-социалисты, такие как Льюис Х. Морган , Фридрих Энгельс или Август Бебель, открыто приравнивали матрилинейность к примитивному коммунизму , а патрилинейность к индивидуализму, угнетению и частной собственности . [3] [4] Такие школы обычно утверждали, что из-за отсутствия четкой линии отцовского происхождения без социально навязанной монандрии доисторические общества вместо этого практиковали матрифокальное , общинное материнство. [3] [5]

Подобные идеи возникли во время второй волны феминизма с усилением изучения матрилокальности и матриархальной религии , такие как Марии Гимбутас теория о матрической , эгалитарной « Старой Европе », позже вытесненной и завоеванной патриархальными и экспансионистскими протоиндоевропейцами . [6] Такие интерпретации остаются весьма противоречивыми из-за ощущения политической предвзятости или отсутствия материальных доказательств. [7] но были защищены такими известными фигурами, как антрополог Крис Найт , который вместо этого раскритиковал то, что он считал специальными попытками функционализма преуменьшить значение очевидных матрилинейных традиций в современных племенных обществах . [5]

Женщина-собиратель против женщины-охотницы

[ редактировать ]

Начиная с 1970-х годов, доминирующим научным взглядом на гендерные роли в обществах охотников-собирателей была модель под названием « Мужчина-охотник, женщина-собиратель ». Придуманная антропологами Ричардом Боршаем Ли и Ирвеном ДеВором в 1968 году, она утверждала, основываясь на доказательствах, которые сейчас считаются неполными, что современные собиратели демонстрируют четкое разделение труда между женщинами и мужчинами. [1] Более поздние данные, собранные такими исследователями, как Сара Лейси и Кара Окобок, выявили отсутствие убедительных предпочтений в отношении гендерных ролей в современных обществах охотников-собирателей . [1] Недавние археологические исследования, проведенные антропологом и археологом Стивеном Куном, показывают, что половое разделение труда не существовало до верхнего палеолита (50 000 и 10 000 лет назад) и развилось относительно недавно в истории человечества. [8]

Лейси и Окобок, в частности, подчеркнули роль эстрогена в потенциальном вкладе женщин в повседневное выживание в доисторических обществах; Вопреки распространенному мнению, тестостерон существенно влияет на развитие мышечных волокон только 2-го типа по сравнению с эстрогеном, который вместо этого в первую очередь влияет на развитие мышечных волокон 1-го типа . Мышцы типа 2 лучше работают при краткосрочных «силовых» упражнениях, таких как поднятие тяжестей или метание копья, тогда как мышцы типа 1 лучше работают при длительных, основанных на выносливости « марафонских » упражнениях. [1] Таким образом, женские мышцы более энергоэффективны, а это означает, что настойчивая охота — техника, которая, как считается, сформировала одно из главных эволюционных преимуществ гоминидов перед их гораздо более мобильной добычей, — была бы легче выполнять женщинам, чем мужчинам. [1]

Известные группы охотников-собирателей в недавние или современные эпохи, которые, как известно, лишены четкого полового разделения труда, включают айнов , [1] Агта , [9] и Джу/'хоанси , [10] в дополнение к важным вещественным доказательствам участия женщин в охоте среди доисторических культур, например, на территории современного Перу. [2]

Материальная культура

[ редактировать ]
Венера Виллендорфская , ок. 23000 г. до н.э.

Доисторическое искусство

[ редактировать ]

Эпоха верхнего палеолита известна богатством художественных изображений женщин, которые обычно группируются под термином фигурки Венеры как одни из первых произведений человеческой культуры в истории. Фигурки Венеры известны своими преувеличенными сексуальными характеристиками, которые обычно считаются символами плодородия и сексуальности, и включают в себя самое раннее известное изображение человека; Известная как Венера Холе Фелса , она описана антропологом Николасом Конардом как «о сексе, воспроизводстве... [это] чрезвычайно мощное изображение сущности женского пола». [11] Другие известные статуэтки включают Виллендорфскую , Долни-Вестоницкую и Мораванскую Венеры, все из которых отличаются акцентом на бедрах, груди и животе. [12] Примеры обычно сосредоточены вокруг Европы, населенной в то время относительно развитыми кроманьонскими культурами, хотя этот термин применялся даже за границей, например, в Сибири . [13] Подобные мотивы последующих эпох включают Потнию Терон , найденную в древнем Средиземноморье и на Ближнем Востоке. [14] [15]

Некоторые археологи-феминистки, такие как Кейли Вандеветтеринг или Лерой МакДермотт, раскритиковали мужской взгляд, используемый при определении и классификации Венеры, название которой происходит от первой найденной статуэтки - Венеры Неразумной . Созданная своим первооткрывателем как «Нескромная Венера», она была названа как в честь современных европейских взглядов на секс, так и в связи с предполагаемой ассоциацией с сексуальностью и плодородием, приписываемыми римской Венере , несмотря на то, что палеолитические культуры, ответственные за это, на тысячелетия и больше не предшествовали греко-римским религиям. среди исследователей когда-либо был достигнут материально обоснованный консенсус относительно значения фигурок. [16]

Маккойд и Макдермотт предположили, что из-за того, как изображены эти фигуры, например, из-за большой груди и отсутствия ступней и лиц, эти статуи были созданы женщинами, смотрящими на свои тела. Они заявляют, что женщины в тот период не имели доступа к зеркалам, чтобы сохранять точные пропорции или изображать лица или головы фигурок. Эту теорию по-прежнему трудно доказать или опровергнуть, и Майкл С. Биссон предположил, что альтернативы, такие как лужи, могли использоваться в качестве зеркал. [17]

Практика захоронения

[ редактировать ]
Рисунок татуировки , реконструированный по руке Сибирской Ледяной Девы , ок. 500-400 гг. до н. э. [18]

Лейси и Окобок заявили, что захоронения верхнего палеолита не демонстрируют никакой разницы между погребальным инвентарем или посмертным обращением, оказываемым мужчинам по сравнению с женщинами, что еще раз указывает на отсутствие «социальной иерархии, основанной на поле». [1]

Более общие археологические данные обнаружили множество примечательных примеров роскошных гробниц и погребальных практик для женщин, в том числе такие известные случаи, как « Девушка Эгтвед» и «Принцесса Укока» . В результате раскопок было обнаружено множество хорошо сохранившихся погребальных предметов, включая шила , лекарственные средства, косметику, сетки для волос и различные декоративные предметы. [19] [20]

Генетика

[ редактировать ]

Изучение митохондрий человека позволило генетикам начать выявлять всего человечества по материнской линии самого недавнего общего предка , то есть последней жившей женщины, от которой все современные люди произошли по непрерывной линии от матери к дочери, известной как Митохондриальная Ева в ссылка на миф о сотворении мира в Книге Бытия . По состоянию на 2015 год оценки возраста Y-MRCA варьируются от 200 000 до 300 000 лет назад, что примерно соответствует появлению анатомически современного человека . [21]

Исследователи также отметили, что рецептор эстрогена , наблюдаемый у людей, на 1,2–600 миллионов лет старше эквивалентного рецептора андрогена , что указывает на то, что он, вероятно, играл важную эволюционную роль в развитии предков человечества. [1]

генетическая смесь между неандертальцами и анатомически современными людьми Было обнаружено, что демонстрирует четкую разницу между полами, при этом полное отсутствие митохондриальной неандертальской ДНК указывает на то, что выжившие гибридные линии произошли именно от neanderthalensis Male- Sapiens Sapiens . спаривания самок [22]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Такие исследователи, как Лейси и Окобок, также подчеркивали разницу между полом и гендером при обсуждении этой темы. В этой статье социальные определения таких терминов, как «женщина» или «женщина», могут использоваться взаимозаменяемо с биологическими определениями из-за отсутствия прямой документации.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Лейси, Сара; Окобок, Кара (1 ноября 2023 г.). «Теория о том, что мужчины эволюционировали для охоты, а женщины — для собирательства, неверна» . Научный американец . Проверено 19 декабря 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Гершон, Ливия (5 ноября 2020 г.). «Эта доисторическая перуанская женщина была охотницей на крупную дичь» . Смитсоновский журнал .
  3. ^ Перейти обратно: а б Энгельс, Фридрих (1884). Происхождение семьи, частной собственности и государства . (Вики-источник)
  4. ^ Бебель, август (1974) [1879]. Женщина и социализм. Как вклад в эмансипацию нашего общества, под редакцией и комментариями Моники Зейферт [ Женщина и социализм. Как вклад в эмансипацию нашего общества, под редакцией и комментариями Моники Зейферт ] (на немецком языке). Штутгарт: Дитц. п. 63.
  5. ^ Перейти обратно: а б Найт, Крис (23 сентября 2012 г.). «Энгельс был прав: раннее человеческое родство было матрилинейным» . libcom.org . Проверено 20 декабря 2023 г.
  6. ^ Хайден, Брайан (1987). «Старая Европа: священный матриархат или дополнительная оппозиция?» . В Бонанно, Энтони (ред.). Археология и культ плодородия в Древнем Средиземноморье: доклады, представленные на Первой международной конференции по археологии Древнего Средиземноморья, Мальтийский университет, 2-5 сентября 1985 г. Амстердам : Б. Р. Грюнер . стр. 17–30. ISBN  9789060322888 .
  7. ^ Раунтри, Кэтрин (2001). «Прошлое — страна иностранцев: богини-феминистки, археологи и присвоение предыстории». Журнал современной религии . 16 (1): 5–27. дои : 10.1080/13537900123321 . S2CID   144309885 .
  8. ^ Кун, Стивен Л.; Стинер, Мэри К. (1 декабря 2006 г.). «Что делать матери? Разделение труда между неандертальцами и современными людьми в Евразии» . Современная антропология . 47 (6): 953–981. дои : 10.1086/507197 . ISSN   0011-3204 . S2CID   42981328 .
  9. ^ Дальберг, Ф. (1983). Женщина-собирательница . Издательство Йельского университета. п. 120. ИСБН  9780300029895 . Проверено 12 июля 2015 г.
  10. ^ Бизель, Меган; Барклай, Стив (март 2001 г.). «Знания женщин Джу / Хоан по выслеживанию и их вклад в успех охоты их мужей». Приложение к монографиям по африканским исследованиям . 26 : 67–84.
  11. ^ «Дебаты о наскальном искусстве» . Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 29 октября 2013 года . Проверено 23 октября 2013 г.
  12. ^ Спайс, Байрон (21 июня 1999 г.). «Одежда фигурок может быть свидетельством мастерства племен ледникового периода» . Питтсбург Пост-Газетт . Архивировано из оригинала 21 января 2021 г.
  13. ^ Тедеско, Лаура Энн. «Мальта (ок. 20 000 до н.э.)» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна . Метрополитен-музей .
  14. ^ Роллер, Линн Э. (1999). В поисках бога-матери: культ анатолийской Кибелы . Издательство Калифорнийского университета. п. 139 . ISBN  978-0-520-21024-0 . неопределенные фигуры, такие как Потния Терон
  15. ^ Фишер-Хансен, Тобиас; Бирте Поульсен (2009). От Артемиды до Дианы: Богиня человека и зверя Музей Тускуланум Пресс. п. 23. ISBN  978-8763507882 .
  16. ^ Вандеветтеринг, Кайли Р. (2015). «Статуэтки Венеры верхнего палеолита и интерпретации доисторических гендерных представлений». ЧИСТЫЕ идеи . 4 – через Университет Западного Орегона.
  17. ^ Макдермотт, Лерой (1996). «Саморепрезентация в женских фигурках верхнего палеолита». Современная антропология . 37 (2): 227–275. дои : 10.1086/204491 . JSTOR   2744349 . S2CID   144914396 .
  18. ^ «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки» . Сибирские Таймс . 2012.
  19. ^ Гхош, Тиа (21 мая 2015 г.). «Останки культовой жрицы бронзового века таят в себе сюрприз» . ЖиваяНаука . Проверено 21 декабря 2023 г.
  20. ^ Лисовская, Анна (14 октября 2014 г.). «Знаменитая 2500-летняя сибирская принцесса умерла от рака груди, показало МРТ» . Сибирские времена . Проверено 21 декабря 2023 г.
  21. ^ Кармин; и др. (2015). «Недавнее ограничение разнообразия Y-хромосомы совпадает с глобальными изменениями в культуре» . Геномные исследования . 25 (4): 459–66. дои : 10.1101/гр.186684.114 . ПМЦ   4381518 . ПМИД   25770088 .
  22. ^ Серр, Д.; Лангани, А.; Чех, М.; Тешлер-Никола, М.; Паунович, М.; Меннесьер, П.; и др. (2004). «Нет доказательств вклада неандертальской мтДНК в развитие людей раннего Нового времени» . ПЛОС Биология . 2 (3): 313–317. doi : 10.1371/journal.pbio.0020057 . ПМК   368159 . ПМИД   15024415 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3156d47af037c15fb81a84d48c41a69c__1717000620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/31/9c/3156d47af037c15fb81a84d48c41a69c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women in prehistory - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)