Jump to content

Эта люди

(Перенаправлено с Агты )

Ну давай же
  • Агта / Айта / Ита
  • Место
Молодая девушка Аэта из Маривелеса , Батаан , 1901 год.
Общая численность населения
50,236 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Филиппины
Языки
Филиппинские языки жирного шрифта , капампанган , илокано , филиппинский , английский
Религия
Христианство , Анито , народные религии
Родственные этнические группы
Батак , Манобо , Человек ; другие народы негрито

Аэта (Ayta / ˈaɪ Думагат коренных / EYE -tə ), Агта и собирательные термины для нескольких народов , проживающих в различных частях острова Лусон на Филиппинах . Они включены в более широкую группу негритосов на Филиппинах и в остальной части Юго-Восточной Азии, с которой у них есть общие внешние физические характеристики, такие как: темный оттенок кожи; невысокий рост; вьющиеся или вьющиеся волосы ; и более высокая частота естественно более светлого цвета волос ( блондизма ) по сравнению с населением в целом. Считается, что они были одними из первых жителей Филиппин, предшествовавших австронезийским миграциям. [ 2 ] [ 3 ] Тем не менее, современные популяции аэта имеют значительную австронезийскую примесь и говорят на австронезийских языках . [ 4 ]

Сообщества аэта исторически были кочевыми охотниками-собирателями , обычно состоящими примерно из 1–5 семей на мобильную группу. [ 5 ] Группы под общим термином «Aeta» обычно называются по их географическому положению или общему языку. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Этимология

[ редактировать ]
Взрослые мужчина и женщина Aeta с Дином К. Вустером , 1906 год.
Молодой мужчина Aeta, примерно до 1930 года.

Эндонимы . большинства различных народов аэта происходят от протомалайо-полинезийского *ʔa(R)ta (также реконструированного как *qata или *ʔata ), что означает «[темнокожий] человек» Это контрастирует с другими терминами для «человека» в других филиппинских (и океанических ) группах, происходящих от прото-малайско-полинезийского *tau (например, тагальского tao ), который относится к светлокожим группам с большинством австронезийского происхождения. Лоуренс А. Рид писал, что *ʔa(R)ta , возможно, первоначально было негритянским словом, обозначающим «человек» на Северном Лусоне , но было принято в австронезийские языки со значением «темнокожий человек» после прибытия австронезийских мигрантов. на Филиппины из Тайваня. Распространенная народная этимология состоит в том, что имя «Аэта» происходит от слова «итом» или «итим» , что означает «черный», но это неверно. [ 6 ] [ 10 ]

Термин «Думагат» или «Думагет» является экзонимом , означающим «[люди] с реки Магат ». Лусонских Думагатов не следует путать с этимологией Висайских — «море») , Думагатов («морских людей», от корневого слова дагат населяющих прибрежные районы Минданао , в отличие от внутренних Лумадов . [ 6 ]

Другие экзонимы Аэты более уничижительны. К ним относятся балуга («полукровка») и пугот («охотник за головами»). [ 6 ] [ 11 ] Сами аэта называют группы ненегрито разными именами, отражающими их древние отношения с австронезийцами. К ним относятся такие имена, как ugsin , ugdin , ogden или uldin («красный»); пути или путэ («белый»); унат («прямолинейный»); или агани («[рисовый] комбайн»). [ 6 ]

Определение

[ редактировать ]
Женщина Aeta в Баливаге , Булакан , март 2021 года.
Поздравления с Днем Рождения детям в Баливаге в

Аэта (также Айта, Аита, Ита, Альта, Арта, Атта или Агта) — собирательный термин. Хотя обычно ее считают единой группой, на самом деле она состоит из нескольких этнических групп, которые имеют схожий образ жизни охотников-собирателей и физические особенности. Их обычно делят на три основные группы: аэта из Центрального Лусона ; Агта юго-восточного Лусона; и Думагат (также пишется Думагет) Восточного Лусона. Однако эти подразделения произвольны, и эти три названия могут использоваться как взаимозаменяемые. Их также часто путают с народом ати с Висайских островов . [ 6 ] [ 4 ] [ 12 ]

Ниже приводится список этнолингвистических групп, обычно считающихся аэтами, и провинций, из которых они происходят. [ 6 ] [ 4 ] [ 12 ]

  • Аэта - Центральный Лусон
  • Агта - Юго-восточный Лусон
  • Думагат – Восточный Лусон [ 10 ]
  • Высокий

Происхождение

[ редактировать ]
Этас, как показано в Carta Hydrographica y Chorographica de las Yslas Filipinas , 1734 год. Подпись на испанском языке описывает их как «диких горных людей».
Генетическое родство филиппинских негритосов (Aeta, Agta): (A) Дерево соединения соседей, построенное на основе стандартной генетической дистанции Нея. (B) Дерево максимального правдоподобия, созданное с помощью Treemix. Это дерево показывает, что после отделения от европейцев папуасы/меланезийцы отделились от андаманских, малазийских и филиппинских негритосов, которые все кажутся базальными для других популяций Юго-Восточной и Восточной Азии, в этом порядке ветвления. [ 13 ]

Народ аэта на Филиппинах обычно группируется вместе с более широким кластером населения негрито в Юго-Восточной Азии, таким как семанг на Малайском полуострове или андаманцы . Филиппинские негритосы демонстрируют относительно более близкое генетическое родство с различными популяциями Восточной Азии , доисторическими образцами Хоабиньи , а также с коренными народами Новой Гвинеи и австралийскими аборигенами , от которых они разошлись примерно ок. 40 000 лет назад. Они также демонстрируют внутреннюю генетическую субструктуру вдоль линии с севера на юг, что позволяет предположить, что их предковая популяция разделилась на две подгруппы после первоначального заселения Филиппин. Более того, они демонстрируют высокий процент денисовского потока генов . [ 14 ] [ 15 ]

Мужчина Аэта со шрамами в татуировках (около 1885 г.)

Аэты являются потомками той же ранней «восточно-евразийской» метапопуляции, которая также дала начало современным аборигенам Восточной Азии и Австралии, среди других популяций Азиатско-Тихоокеанского региона. Самые ранние современные миграции людей на Филиппинские острова произошли во время палеолита , около 40 000 лет назад, за ними последовали две другие миграционные волны между 25 000 и 12 000 лет назад через Сундаленда сухопутные мосты , которые связывали острова с материковой частью Азии. Последняя миграционная волна связана с австронезийскими народами (ок. 7000 лет назад) с Тайваня . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Филиппинские негритосы, кроме того, демонстрируют краниометрическое и стоматологическое сходство (сундадонти) с различными популяциями южной Восточной Азии и Японии, что предполагает глубокие наследственные связи. [ 17 ]

Многие современные Aeta демонстрируют значительную австронезийскую примесь (от ~ 10% до 30%) из-за контактов с населением и смешивания после прибытия австронезийцев. Современные аэты говорят на австронезийских языках, хотя и с большим количеством неавстронезийской лексики, и следуют синкретическим культурным практикам, включая многие австронезийские элементы в свою традиционную культуру. И наоборот, другие австронезийские филиппинские этнические группы, традиционно не считающиеся негритосами, также имеют примесь негрито (~ 10–20%), что подчеркивает взаимные контакты и влияние. Этас наиболее тесно связаны с народом батак на Палаване . [ 18 ] [ 14 ]

Недавнее исследование, проведенное в 2021 году, анализирующее архаическое происхождение 118 филиппинских этнических групп, обнаружило независимое событие примеси филиппинских негритосов от денисовцев . В частности, было обнаружено, что айта магбукон обладают самым высоким уровнем денисовского происхождения в мире (от 3 до 9%), что примерно на 30–40% выше, чем количество, наблюдаемое среди австрало-папуасов , что позволяет предположить, что отдельные островитяне денисовцы На Филиппинах существовали популяции, которые после их прибытия смешались с современными людьми. В то же время было обнаружено, что негритосы Центрального Лусона , такие как Айта Магбукон и Айта Амбала, имеют наименьшее количество австронезийских предков среди всех выбранных филиппинских этнических групп - ~ 10–20%. [ 3 ]

Контакты и ответы колониальной эпохи

[ редактировать ]

В отличие от многих других филиппинских этнических групп, этас проявили сопротивление переменам. Этас мало общался с испанцами, поскольку они оставались в горах во время испанского правления. Даже попытки испанцев не смогли поселить их в редукционе или резервациях на протяжении всего испанского правления .

По мнению испанских наблюдателей, таких как Мигель Лопес де Легаспи , негритосы владели железными инструментами и оружием. Их скорость и точность обращения с луком и стрелами вошли в поговорку, и они были грозными воинами. Неосторожные путешественники или полевые работники часто становились легкой добычей. Однако, несмотря на их боевое мастерство, небольшая численность аэта, примитивная экономика и отсутствие организации часто делали их легкой добычей для более организованных групп. Замбалы, ищущие людей для порабощения, часто пользовались их внутренней враждой. Их часто порабощали и продавали на Борнео и в Китай, и, в отличие от крепостной феодальной системы ( алипин было мало ), навязанной другим филиппинцам, шансов на освобождение . [ 19 ]

Демография

[ редактировать ]

В 2010 году на Филиппинах проживало 50 236 человек аэта. [ 1 ]

Земли предков

[ редактировать ]

Этас обитают в Замбалесе , Тарлаке , Пампанге , Панайе , Батаане и Нуэва-Эсихе , но были вынуждены переселиться в районы переселения в Пампанге и Тарлаке после разрушительного извержения горы Пинатубо в июне. [ 20 ]

Некоторые общины аэта получили государственные права на землю, признающие их претензии на земли своих предков.

27 мая в общей сложности 454 семьи Аэта во Флоридабланке, Пампанга, получили Свидетельство о праве на наследственный домен (CADT). Батиаван расположен во Флоридабланке. [ 21 ] распространила чистые наследственные домены Это был первый случай, когда Национальная комиссия по делам коренных народов (NCIP) .

CADT была вручена 1501 семье Aeta в Ботолане, Замбалес, 14 января. [ 22 ] [ 23 ]

Сообщество Аэта Абеллен в Ситио-Мапораке, Барангай-Нью-Сан-Хуан, Кабанган, Замбалес, получило первый на Филиппинах первый Сертификат претензии на наследственный домен (CADC) 8 марта 1996 года. CADT был приобретен 16 лет спустя, в декабре 2010 года. [ 24 ]

31 мая 2022 года 848 семей Аэта, принадлежащих к группам Айта Маг-инди и Айта Маг-анци, получили CADT от NCIP после того, как титул был утвержден в 2009 году. CADT охватывает города Пампанги Камиас, Диас, Инараро. , Вилла Мария и Сапанг Увак в Пораке; Сапанг Бато в Анхелес-Сити; и части Флоридабланки. В состав CADT также входит город Сан-Марселино в Замбалесе. [ 25 ]

Сообщества Думагат-Ремонтадо населяют горный массив Сьерра-Мадре в Рисале и Кесоне . [ 26 ] [ 27 ] Их исконные владения охватывают часть горного хребта Сьерра-Мадре . [ 28 ] [ 29 ] CADT был выдан семьям Думагат в городе Габалдон, Нуэва-Эсиха, в декабре. [ 25 ]

Тем не менее, сообщества Aeta сталкиваются с трудностями при получении прав на наследственные домены. Например, Aetas of Tarlac не смогла получить права собственности на 18 000 гектаров земли в Капасе, несмотря на заявки на CADT, поданные в 1999, 2014 и 2019 годах. [ 30 ]

Образ жизни

[ редактировать ]
Женщина Аэта стирает белье в Ириге .

Аэта ведут кочевой образ жизни и строят лишь временные убежища из палок, вбитых в землю и покрытых пальмовыми листьями банана. Более модернизированные Aetas переехали в деревни и районы расчищенных гор. Они живут в домах из бамбука и когона .

Добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, незаконная вырубка леса и подсечно-огневое земледелие привели к тому, что коренное население страны неуклонно сокращалось до такой степени, что сегодня оно исчисляется всего лишь тысячами. Правительство Филиппин не предоставляет им никакой защиты или практически не обеспечивает ее, а аэта стали крайне кочевниками из-за социальной и экономической нагрузки на их культуру и образ жизни, которые ранее оставались неизменными на протяжении тысячелетий.

Иллюстрация Этаса, сделанная художником в 1885 году.

В сообществах аэта, охотников-собирателей , адаптация играет важную роль в выживании. Это часто включает в себя получение знаний о тропическом лесу, в котором они живут, циклах тайфунов, проходящих через их территорию, и других сезонных изменениях погоды, которые влияют на поведение флоры и фауны в их местоположении. [ 31 ] Еще один важный навык выживания — рассказывание историй. Как и многие другие общества охотников-собирателей, аэта продвигают социальные ценности, такие как сотрудничество, посредством историй. Поэтому они высоко ценят умелых рассказчиков. [ 32 ]

Охотники аэта, изображенные в Боксерском кодексе (ок. 1595 г.).

Сухой сезон для многих общин Аэта означает напряженную работу. Они не только больше охотятся и ловят рыбу, начало засушливого сезона также означает расчистку земель для будущего урожая. Хотя расчисткой земли занимаются как мужчины, так и женщины, большую часть сбора урожая, как правило, выполняют женщины аэта. В течение этого периода они также заключают деловые сделки с общинами, не принадлежащими к аэта, живущими в окрестностях, где они временно поселились, либо для продажи собранной еды, либо для работы временными фермерами или полевыми работниками. Женщины аэта играют более активную роль в деловых операциях с общинами, не принадлежащими к аэта, в основном в качестве торговцев и сельскохозяйственных рабочих для фермеров, расположенных в низинах. [ 33 ] В то время как засушливый сезон обычно означает обильную пищу для аэтасов, сезон дождей (который часто выпадает на Филиппинах с сентября по декабрь) часто дает противоположный опыт, учитывая трудности прохождения затопленных и влажных лесов для охоты и собирательства.

Сообщества аэта используют различные инструменты в своей охотничьей и собирательской деятельности. Традиционные инструменты включают ловушки, ножи, лук и стрелы с различными типами наконечников для специальных целей. [ 9 ] Большинство аэта обучаются охоте и собирательству с 15 лет, включая женщин аэта. В то время как мужчины и некоторые женщины обычно используют стандартный лук и стрелы, большинство женщин Аэта предпочитают ножи и часто охотятся со своими собаками и группами, чтобы повысить эффективность и по социальным причинам. [ 34 ] Рыбной ловлей и сбором пищи также занимаются как мужчины, так и женщины. Таким образом, с точки зрения пола общины Аэта более эгалитарны по структуре и на практике.

Все общины аэта переняли язык своих австронезийских филиппинских соседей , которые иногда со временем расходились и превращались в разные языки. [ 35 ] К ним относятся, в порядке количества говорящих, Маг-Инди , Маг-анци , Абеллен , Амбала и Маривеленьо . Вторые языки, на которых они говорят, — капампанганский , илокано и тагальский ; В Центральном Лусоне есть много разных типов тагальского языка.

Этас выступает на сцене торгового центра.
Думагат Танец дождя в Сан-Хосе-дель-Монте , 2023 год.

Коренная монотеистическая религия

[ редактировать ]

Существуют разные взгляды на доминирующий характер религии Аэта. Те, кто считают себя монотеистами, утверждают, что различные племена аэта верят в высшее существо, которое правит меньшими духами или божествами, причем аэта с горы Пинатубо поклоняется « Апо На ». Этасы также являются анимистами . Например, Пинатубо Аэта верят в духов окружающей среды. Они верят, что добрые и злые духи населяют окружающую среду, например, духи реки, моря, неба, горы, холма, долины и других мест. Камана, лесной дух, появляется и исчезает, принося утешение и надежду в трудные времена. [ нужна ссылка ]

Для молитвы Аэты не требуется особого повода, но существует четкая связь между молитвой и экономической деятельностью. Танец Аэта до и после охоты на свиней. В ночь перед тем, как женщины Аэта собирают моллюсков, они исполняют танец, который частично является извинением перед рыбой, а частично - заклинанием, обеспечивающим улов. Точно так же мужчины устраивают танец пчел до и после экспедиций за медом.

Коренная политеистическая религия

[ редактировать ]

Есть четыре проявления «великого творца», правящего миром: Тигбалог — источник жизни и действия; Lueve заботится о производстве и росте; Амас побуждает людей к жалости, любви, единству и душевному миру; в то время как Бинангеван несет ответственность за изменения, болезни и смерть.

  • Гутугутумаккан – Высшее Существо и Великий Создатель, имеющий четыре проявления: Зверь, Свет, Отец и Небеса.
  • Кедес – бог охоты.
  • Пави – бог леса.
  • Седед – бог моря.

христианство

[ редактировать ]

В середине 1960-х годов миссионеры базирующейся в Америке евангелической протестантской миссионерской группы New Tribes Mission , стремясь донести христианское Евангелие до каждой филиппинской племенной группы , обратились к Agtas/Aetas. Миссионерское агентство предоставляло образование, включая пастырское обучение местных жителей, чтобы они могли достигать членов своего племени. Сегодня большой процент агта/этов Замбалеса и Пампанги являются евангелистами . У Свидетелей Иеговы также есть члены среди народа Аэта. (См. Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1993 год.)

Их традиционная одежда очень проста. Молодые женщины носят юбки с запахом. Пожилые женщины носят ткань из коры, а пожилые мужчины - набедренные повязки. Старухи Агты носят полоску ткани из коры, которая проходит между ног и прикрепляется к талии веревкой. Сегодня большинство аэта, контактировавших с жителями равнин, носят футболки, брюки и резиновые сандалии, обычно используемые последними.

Практики

[ редактировать ]
Тушеное мясо варанус битатава готовят представители племени аэта.

Этасы искусны в ткачестве и плетении. Ткут веялки и циновки исключительно женщины. Нарукавники делают только мужчины. Они также производят плащи из пальмовых листьев, основание которых окружает шею владельца, а верхняя часть распространяется веером по всему телу.

Согласно одному исследованию: «Около 85% филиппинских женщин аэта охотятся, и они охотятся на ту же добычу, что и мужчины. Женщины аэта охотятся группами и с собаками, и их показатель успеха составляет 31% по сравнению с 17% у мужчин. Их показатели даже лучше, когда они объединяйте силы с мужчинами: смешанные охотничьи группы имеют 41% успеха среди аэта». [ 36 ]

Лекарство

[ редактировать ]
Молодой мальчик Аэта из Ирига-Сити , Камаринес-Сур , 2015 год.

Женщины Аэта известны по всей стране как знатоки лекарственных трав .

В общине Аэта в Илагане, например, в Исабеле, банановые листья используются для лечения зубной боли. Они также купаются в остывшей воде, сваренной с листьями камфоры ( сусусоб ), чтобы облегчить жар, или заваривают травяные чаи из листьев камфоры, которые затем пьют трижды в день, если лихорадка и простуда еще сохраняются. При мышечных болях пьют травяные чаи, извлеченные из листьев калулонга , и дают больному принимать его трижды в день. Чтобы предотвратить рецидив после родов, женщины также купаются в остывшей воде, заваренной с корнями сахагубита . Также рекомендуется пить травяной чай сахагубит для дегельминтизации детей Aeta или вообще для облегчения боли в животе. В целях контроля над рождаемостью женщины аэта пьют вино, приготовленное из корня лукбана (помело). Однако им не рекомендуется пить травяной чай из экстракта макахии, даже если он также используется для усиления болей в животе, поскольку считается, что он может вызвать аборт. Идея заключается в том, что, подобно закрытию При прикосновении к листьям макахии матка также может закрыться, как только макахия коснется ее. Эта в Исабеле также рекомендует пить травяной чай из листьев или стеблей полыни ( гербаки) для устранения нерегулярного менструального цикла у женщин. принимают травяные чаи из экстракта лимонной травы ( барбаранива ). Для нормализации артериального давления трижды в день [ 37 ]

Если болезнь не проходит даже после постоянного употребления рекомендованных лекарственных трав, тогда они обращаются за помощью к травнику (или прорицателю). Они делают это, потому что аэта верят, что их болезни вызваны духом, которого они, возможно, обидели, и в этом случае травяные лекарства или врачи не смогут справиться с ними. Чтобы умилостивить духов, они просят травника провести ритуал под названием «уд-удунг» . В этом ритуале герболарио сначала кладет рис или сырые яйца на лоб пациента, чтобы определить причину болезни, и повторяет это несколько раз для подтверждения. После того, как травник будет удовлетворен, пациента попросят искупаться в рисовом растворе, а затем предложить еду, чтобы умилостивить оскорбленного духа. [ 38 ]

Сообщества Аэта гордятся использованием лекарственных трав и собственными естественными способами лечения больных. Поиск основного источника лекарственных трав в их среде обитания вместо покупки дорогостоящих лекарств, подчеркивающий взаимную связь с природой, также оказывает большое влияние на отношение к устойчивому подходу и практике в здравоохранении. [ 38 ]

Искусство

[ редактировать ]

Традиционной формой изобразительного искусства является шрамирование тела . Этаты намеренно ранили кожу на спине, руках, груди, ногах, кистях, икрах и животе, а затем раздражали раны огнем, известью и другими средствами до образования рубцов.

Другие «декоративные уродства» включают сколы зубов. С помощью напильника думагаты модифицируют зубы в период позднего полового созревания. Через несколько лет зубы красятся в черный цвет.

Эты обычно используют орнаменты, типичные для людей, живущих в условиях натурального хозяйства. Цветы и листья в определенных случаях используются в качестве затычек для ушей. Часто носят пояса, ожерелья и шейные ободки из плетеного ротанга с щетиной дикой свиньи.

У Аэта есть музыкальное наследие, состоящее из различных типов ансамблей агунг , ансамблей, состоящих из больших висящих, подвешенных или удерживаемых гонгов с выступами/набалдашниками , которые действуют как гудение, без какого-либо сопровождающего мелодического инструмента.

Традиционная политическая организация

[ редактировать ]

Хотя отец обычно является номинальным главой семьи, общины или банды аэта традиционно имели анархическую политическую структуру, в которой они не назначали вождей, осуществляющих над ними власть. Индивидуальные Aeta находятся на равных основаниях с другими, и их основной путь социального взаимодействия осуществляется через их традиции. Это также традиция, а не установленные законы, которые поддерживают равенство между ними и направляют их образ жизни. В их общине есть группы старейшин, называемые писен, к которым они обычно обращаются, когда дело доходит до принятия арбитражных решений. Однако решения, принимаемые старейшинами, имеют лишь консультативный характер, и никто не может заставить кого-либо следовать этим решениям. Их руководящим принципом и разрешением конфликтов является постоянное обсуждение. [ 39 ]

Со временем эта эгалитарная политическая структура была нарушена из-за повторяющихся контактов с низинными филиппинцами, в ходе которых местные чиновники и отдельные лица, с которыми они взаимодействуют, вынудили общины Аэта создать правительственную структуру, напоминающую структуры в низинах. Иногда сообщества Aeta организуются в систему, подобную правительству, с капитаном (капитаном), Conseyal (советом) и Policia (полицией). Но в основном они сопротивляются такой навязанной организации. В частности, они отказываются назначать вождя (или президента), который будет управлять ими, хотя у них есть один старейшина, который берет на себя ответственность за руководство. Этот неформальный тип правления можно также обнаружить в их судебном процессе. Когда кто-то в их сообществе делал что-то неправильное, они размышляли об этом, но, что более важно, они не говорили о том, какое наказание они нанесут обидчику. Вместо этого речь идет о понимании мотивации действия и предотвращении перерастания последствий действия во что-то худшее. Молодые мужчины и женщины исключаются из процесса обсуждения. В данном конкретном случае женщины также в значительной степени исключены из процесса обсуждения, даже если им разрешено присутствовать на слушаниях или даже когда иногда они могут высказать свое мнение по проблеме. По большей части женщинам не предоставляется место в процессе принятия решений, потому что общины Аэта также придерживаются строгой гендерной роли, где от женщин в основном ожидается, что они будут заботиться о детях и муже. [ 39 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Перепись населения и жилищного фонда 2010 года, отчет № 2A: Демографические и жилищные характеристики (вневыборочные переменные) - Филиппины» (PDF) . Статистическое управление Филиппин. Архивировано (PDF) из оригинала 7 июня 2020 г. Проверено 19 мая 2020 г.
  2. ^ «Эта» . Peoplesoftheworld.org. Архивировано из оригинала 26 февраля 2012 года . Проверено 16 июня 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б Королева Максимилиан; Маккенна, Джеймс; Санчес-Кинто, Федерико (2021). «Филиппинка Айта обладает самым высоким уровнем денисовского происхождения в мире» . Современная биология . 31 (19): 4219–4230. дои : 10.1016/j.cub.2021.07.022 . ПМЦ   8596304 . ПМИД   34388371 .
  4. ^ Jump up to: а б с Рид, Лоуренс А. (1987). «Гипотеза раннего переключения: лингвистические свидетельства контактов между негритосами и австронезийцами» (PDF) . Человек и культура в Океании . 3 Специальный выпуск: 41–59. Архивировано (PDF) из оригинала 10 июля 2021 г. Проверено 3 ноября 2020 г.
  5. ^ Аллингем, Р. Рэнд (декабрь 2008 г.). «Оценка визуального статуса аэта, популяции охотников-собирателей на Филиппинах (диссертация AOS)» . Труды Американского офтальмологического общества . 106 : 240–251. ISSN   0065-9533 . ПМЦ   2646443 . ПМИД   19277240 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Рид, Лоуренс А. (2013). «Кто такие филиппинские негритосы? Данные по языку» . Биология человека . 85 (1): 329–58. дои : 10.3378/027.085.0316 . ПМИД   24297232 . S2CID   8341240 . Архивировано из оригинала 5 марта 2020 года . Проверено 3 ноября 2020 г.
  7. ^ Балилла, Винсент С.; Анвар МакГенри, Джулия; МакГенри, Марк П.; Паркинсон, Ривер Маррис; Банал, Дэниел Т. (2013). «Самоидентичность коренного народа аэта магбукун, социально-политические структуры и самоопределение на местном уровне на Филиппинах » Журнал антропологии . 2013 : 1–6. дои : 10.1155/2013/391878 . ISSN   2090-4045 .
  8. ^ Рай, Навин К. (1989). От леса к полю: исследование филиппинских собирателей-негрито в переходный период (Диссертация). Анн-Арбор, Мичиган: Университетские микрофильмы. OCLC   416933818 .
  9. ^ Jump up to: а б Гриффин, П. Бион (2001). «Небольшая выставка об агтах и ​​их будущем». Американский антрополог . 103 (2): 515–518. дои : 10.1525/aa.2001.103.2.515 . ISSN   1548-1433 .
  10. ^ Jump up to: а б Хаймс, Рональд С. (2002). «Отношения Умирая Думагета с другими филиппинскими языками». Океаническая лингвистика . 41 (2): 275–294. дои : 10.2307/3623311 . JSTOR   3623311 .
  11. ^ Томас Н. Хэдленд; Джон Д. Эрли (1 марта 1998 г.). Динамика численности населения филиппинских тропических лесов: Сан-Ильдефонсо Агта . Университетское издательство Флориды. п. 208. ИСБН  9780813015552 . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
  12. ^ Jump up to: а б МакГенри, Марк П.; Анвар-МакГенри, Джулия; Балилла, Винсент С.; Паркинсон, Ривер Маррис (ноябрь 2013 г.). «Коренные эты Батаана, Филиппины: необычайное генетическое происхождение, современная история и права на землю: коренные эты Батаана, Филиппины » Сингапурский журнал тропической географии . 34 (3): 292–306. дои : 10.1111/sjtg.12038 . hdl : 20.500.11937/44601 . Архивировано из оригинала 28 ноября . Получено 23 ноября ,
  13. ^ Джинам; и др. (8 августа 2017 г.). «Знание происхождения негритосов, первых людей Сундаленда: глубокое расхождение и архаичная примесь» . Геномная биология и эволюция . 9 (8): 2013–2022. дои : 10.1093/gbe/evx118 . ПМК   5597900 . ПМИД   28854687 . Проверено 1 марта 2023 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Джинам, Тимоти А.; Фиппс, Мод Э.; Агаханян, Фарханг; Маджумдер, Парта П.; Датар, Франциско; Стоункинг, Марк; Савай, Хироми; Нисида, Нао; Токунага, Кацуши; Кавамура, Сёдзи; Омото, Кэйичи; Сайто, Наруя (август 2017 г.). «Знание происхождения негритосов, первых жителей Сундаленда: глубокое расхождение и архаичная примесь» . Геномная биология и эволюция . 9 (8): 2013–2022. дои : 10.1093/gbe/evx118 . ПМК   5597900 . ПМИД   28854687 .
  15. ^ Jump up to: а б Королева Максимилиан; Санчес-Кинто, Федерико; Шёдин, Пер; Маккенна, Джеймс; Эбео, Карло; Рейес, Ребекка; Казель, Офелия; Хуан, Цзинь-Юань; Хагада, Ким Пуллупул; Гилей, Деннис; Рейес, Дженнелин; Аллиан, Фатима Пир; Мори, Вергилий; Азаркон, Лахайна Сью; Уэй, Альма (30 марта 2021 г.). «Множественные миграции на Филиппины за последние 50 000 лет» . Труды Национальной академии наук . 118 (13): e2026132118. Бибкод : 2021PNAS..11826132L . дои : 10.1073/pnas.2026132118 . ISSN   0027-8424 . ПМК   8020671 . ПМИД   33753512 .
  16. ^ «Знание происхождения негритосов, первых людей Сундаленда: глубокое расхождение и архаичная примесь» . Academic.oup.com . 8 августа 2017 г. Проверено 27 февраля 2023 г.
  17. ^ Бульбек, Дэвид (27 ноября 2013 г.). «Краниодентальное сходство «негритов» Юго-Восточной Азии и соответствие их генетическому сходству» . Биология человека . 85 (1). ISSN   0018-7143 .
  18. ^ Липсон М., Лох П.Р., Паттерсон Н., Мурджани П., Ко Ю.К., Стоункинг М. и др. (август 2014 г.). «Реконструкция истории австронезийского населения на островах Юго-Восточной Азии» (PDF) . Природные коммуникации . 5 (1): 4689. Бибкод : 2014NatCo...5.4689L . дои : 10.1038/ncomms5689 . ПМК   4143916 . ПМИД   25137359 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 января 2019 г. Проверено 21 января 2019 г.
  19. ^ Скотт, Уильям (1994). Барангай . Манила, Филиппины: Атенео де Манила. стр. 252–256.
  20. ^ Технические записки по стране по вопросам коренных народов: Республика Филиппины . Международный фонд сельскохозяйственного развития. Ноябрь 2012. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 29 мая 2020 г.
  21. ^ Тевес, Ма Алтея (31 мая 2009 г.). «Присужден первый чистый наследственный домен для Aetas» . Новости АБС-ЦБН . Архивировано из оригинала 29 июня 2018 года . Проверено 29 мая 2020 г.
  22. ^ «Этас получает 15 860 гектаров исконных земель на горе Пинатубо» . CPCA Брисбен . 14 января 2010. Архивировано из оригинала 21 марта . Получено 3 , декабря
  23. ^ Древери, Эммануэль (20 января 2010 г.). «Наконец-то титул на землю предков вручен! Эммануэлем Древери» . CPCA Брисбен . Архивировано из оригинала 21 марта 2015 года . Проверено 3 декабря 2020 г.
  24. ^ «Изучите примеры: Маалагай Догал/Матило, Филиппины» . Реестр ИККА . Март 2013. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 29 мая 2020 г.
  25. ^ Jump up to: а б «Через 13 лет Пампанга Этас получает право собственности на родовые владения» . Филиппинский Daily Inquirer . 1 июня 2022 г. Проверено 26 января 2024 г.
  26. ^ «Ремонтадос гор Сьерра-Мадре» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Архивировано из оригинала 4 марта 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
  27. ^ Мадаранг, Каталина Риччи С. (19 ноября 2020 г.). «Призывы сохранить горный массив Сьерра-Мадре возобновились после нападения «Улисса»» . Интераксион . Архивировано из оригинала 11 июня 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
  28. ^ Чавес, Лейлани (5 ноября 2019 г.). «Филиппинское племя, победившее плотину, готовится сразиться с ее реинкарнацией» . Экологические новости Монгабая . Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
  29. ^ Вальдес, Ойден (10 апреля 2021 г.). «Антиполо Думагац надеется, что новый проект по восстановлению леса на 31 000 деревьев укоренится» . Филстар . Архивировано из оригинала 10 апреля 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
  30. ^ Торрегоса, Ханна (11 декабря 2019 г.). «Хонтиверос требует от Сената расследования предполагаемого перемещения Эты в Нью-Кларк-Сити» . Манильский бюллетень . Архивировано из оригинала 16 августа . Получено 3 , декабря
  31. ^ Гриффин, П.; Бион Гриффин, Агнес Стоик (1985). Агта на северо-востоке Лусона: недавние исследования Университет Святого Чарльза. OCLC   760167711 .
  32. ^ Смит, Дэниел; Шлепфер, Филип; Майор, Кэти; Дайбл, Марк; Пейдж, Эбигейл Э.; Томпсон, Джеймс; и др. (5 декабря 2017 г.). «Сотрудничество и эволюция повествования охотников-собирателей» . Природные коммуникации . 8 (1): 1853. Бибкод : 2017NatCo...8.1853S . дои : 10.1038/s41467-017-02036-8 . ISSN   2041-1723 . ПМЦ   5717173 . ПМИД   29208949 .
  33. ^ «Женщины-собирательницы Агта на Филиппинах» . www.culturalsurvival.org . Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 года . Проверено 10 ноября 2019 г.
  34. ^ Гудман, Мадлен Дж.; Гриффин, П. Бион; Эстиоко-Гриффин, Агнес А.; Гроув, Джон С. (июнь 1985 г.). «Совместимость охоты и материнства у агта-охотников-собирателей Филиппин». Сексуальные роли . 12 (11–12): 1199–1209. дои : 10.1007/bf00287829 . ISSN   0360-0025 . S2CID   144311017 .
  35. ^ Рид, Лоуренс. 1987. «Гипотеза раннего переключения». Человек и культура в Океании, 3 специальный выпуск: 41–59.
  36. ^ Дальберг, Фрэнсис (1975). Женщина-собирательница . Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-02989-6 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 23 ноября 2020 г.
  37. ^ Михарес, Шэрон Г. (11 сентября 2015 г.). Современная психология и древняя мудрость: практики психологического исцеления на основе мировых религиозных традиций (второе изд.). Нью-Йорк. ISBN  9781138884502 . OCLC   904506046 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  38. ^ Jump up to: а б Михарес, Шэрон Грейс (11 сентября 2015 г.). Современная психология и древняя мудрость: психологические практики исцеления из мировых религиозных традиций . Рутледж. ISBN  978-1138884502 . OCLC   1048748475 .
  39. ^ Jump up to: а б Новаль-Моралес, Дейзи; Монан, Джеймс (1979). Букварь о негрито на Филиппинах . Манила, Филиппины: Филиппинский бизнес ради социального прогресса.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0ae19534321258af5fc31227e06b7b9__1722949140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/b9/e0ae19534321258af5fc31227e06b7b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aeta people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)