родной
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Филиппины Смотреть Регион Давао Северный Минданао Соцкссарген Полуостров Замбоанга | |
Языки | |
Языки манобо , языки мансакан , языки субанен , языки Южного Минданао , кебуанский , хилигайнон , филиппинский , английский | |
Религия | |
Христианство ( римско-католическое , протестантское ) , анимистское и исламское. | |
Родственные этнические группы | |
Сама-баджау , моро , висайцы , филиппинцы , другие австронезийские народы |
Демография Филиппины |
---|
Филиппинцы |
Лумады — группа австронезийских коренных народов на юге Филиппин . Это кебуанский термин, означающий «абориген» или «коренной». Этот термин является сокращением от Katawhang Lumad (буквально: «коренной народ»), автонима , официально принятого делегатами учредительного собрания Федерации народов Лумада Минданао (LMPF) 26 июня 1986 года в Центре формирования Гуадалупе, Балиндог, Кидапаван , Котабато . [1] Использование этого термина было принято в филиппинской юриспруденции, когда президент Корасон Акино подписал закон Республики № 6734 , где это слово использовалось в ст. XIII сек. 8(2), чтобы отличить этнические общины Лумад от островов Минданао . [2]
Минданао является домом для значительной части коренного населения страны, составляющего около 15% филиппинского населения. [3]
История
[ редактировать ]Имя Лумад возникло в результате политического пробуждения среди племен во время военного положения режима президента Фердинанда Маркоса . Его защищали и пропагандировали члены и филиалы Лумад-Минданао, коалиции местных и региональных организаций, состоящих только из Лумада, которые официально оформили себя как таковые в июне 1986 года, но начали свою деятельность в 1983 году как многоотраслевая организация. Основная цель Лумад-Минданао заключалась в достижении самоопределения входящих в них племен или, говоря более конкретно, самоуправления в пределах своих исконных владений в соответствии с их культурой и обычными законами. В прошлом ни одна другая организация Lumad не имела четко выраженной цели. [1]
В июне 1986 года представители 15 племен согласились принять это название; не было делегатов от трех основных групп тболи , тедурая. Выбор кебуанского слова был немного ироничным, но они сочли его уместным, поскольку у племен лумад нет другого общего языка, кроме кебуанского. Это был первый случай, когда эти племена согласились дать себе общее название, отличное от названий других коренных групп Минданао: мусульманские народы моро на юго-западе Минданао; и мореходные висайцы прибрежных районов северного и восточного Минданао ( Бутуанон , Суригаонон и Кагай-анон , известные Лумадам под общим названием «Думагат» или «Морской народ»). Все это, в свою очередь, отличается от большинства мигрантов (в основном висайцев) современного Минданао.
2 марта 2021 года Национальная комиссия по делам коренных народов издала резолюцию, осуждающую использование термина «лумад» применительно к коренным культурным сообществам (ICC) и коренным народам (КН). В резолюции говорилось, что старейшины, лидеры и члены различных ICC и коренных народов на Минданао просили, чтобы их не называли «лумадами», а вместо этого хотели, чтобы к ним обращались по названиям соответствующих этнолингвистических групп. [4] [3] Однако антропологи и историки указали на ошибки в решении комиссии, особенно в отношении происхождения и использования термина Лумад. [5] Ученые и лидеры Лумада заявили, что резолюция проистекает из недостаточной исторической осведомленности и незнания комиссией борьбы Лумадов на Минданао. [5] [6] [7]
Этнические группы
[ редактировать ]В Лумад входят такие группы, как Эруманен не Менуву', Матидсалуг Манобо, Агусанон Манобо, Дуланган Манобо, Дабав Манобо, Ата Манобо, Тедурай, Ламбангиан, Хигаунон, Дибабавон, Мандая, К'лаган, Субанен, Тасадай , Тболи , Лидер , Лидер, Стенд, Рабочий, Шерсть, Посаженный, Контролируемый, Поттер и Диянган. Считающиеся «уязвимыми группами», они живут во внутренних районах , лесах, низменностях и прибрежных районах. [8]
Термин лумад исключает бутуанонов и суригаононов , хотя эти две группы также являются коренными жителями Минданао. Это связано с их висайской этнической принадлежностью и отсутствием близкого родства с Лумадами. Моро , такие как магинданаон , маранао , таусуг , сама-баджау , якан и т. д., также исключены, несмотря на то, что они также являются коренными жителями Минданао и несмотря на то, что некоторые группы этнолингвистически тесно связаны с лумадами. Это связано с тем, что в отличие от Лумадов моро приняли ислам в XIV-XV веках. Это может сбить с толку, поскольку слово лумад буквально означает «родной» на бисайских языках .
дурак
[ редактировать ]Багобо — одна из крупнейших подгрупп народа манобо. Они включают три подгруппы: народы тагабава, клата (или гвиангань) и ову (также пишется как уву или убо). Багобо раньше были кочевниками и занимались каингином « подсечно-огневыми » методами. Их территория простирается от залива Давао до горы Апо. Традиционно ими управляют вожди ( матанум ), совет старейшин ( магани ) и мабалиан или шаманки-женщины. Высшим духом в их местных религиях призраков является Эугпамолак Манобо или Манама. [9] [10] [11]
Белый
[ редактировать ]Блан — коренная группа , которая сосредоточена в Давао-дель-Сур и Южном Котабато . Они практикуют местные ритуалы, приспосабливаясь к образу жизни современных филиппинцев. [12]
Горный
[ редактировать ]Букиднон — одно из семи племен на Букиднон плато на Минданао . Букиднон означает «жители гор или высокогорья» (т.е. «люди гор или высокогорья»), несмотря на то, что большинство племен Букиднон селятся в низинах.
Само название Букиднон использовалось для описания всей провинции в другом контексте (в данном случае оно означает «горные земли») или могло также быть собирательным названием постоянных жителей провинции независимо от этнической принадлежности. [13]
Люди Букиднона верят в одного бога, Магбабайю (Правителя всего), хотя есть несколько второстепенных богов и богинь, которым они также поклоняются. Религиозные обряды возглавляет байлан , рукоположение которого является добровольным и может происходить от любого пола. Букидноны имеют богатые музыкальные и устные традиции. [14] которые ежегодно отмечаются на в малайбалайском городе фестивале Каамулан вместе с другими племенами Букиднона (племенами манобо, хигаонон, матигсалуг, талаандиг, умаямном и тигваханон). [15]
Букиднон Лумад отличается от висайского сулуднон народа Панай и нескольких коренных народов, разбросанных в районе Висайских островов, которых также альтернативно называют «букиднон» (что также означает «горные люди»), и их не следует путать с ним.
Возможность
[ редактировать ]Хигаононы в основном расположены во всей провинции Мисамис Восточный , а также в северных частях Букиднона , западных частях Агусан-дель-Норте , западных частях Агусан-дель-Сур , Камигуине (ранее Камигуинг), Рогонгоне в городе Илиган и восточных частях. Северного Ланао . Хигаононы ведут довольно традиционный образ жизни. Сельское хозяйство является их важнейшим видом экономической деятельности.
Слово Хигаонон происходит от слова «хига» на диалекте Хигаонон, что означает прибрежные равнины, и слова «гаон», означающего восхождение в горы. В совокупности Хигаонон означает народ прибрежных равнин, поднявшийся в горы. Как уже упоминалось, хигаононы раньше были прибрежными жителями провинций, которые сопротивлялись испанской оккупации, а затем избегали контактов с южными мигрантами из Лусона и Висайских островов в конце испанского колониального периода, а также с американских колониальных и послевоенных эпох в поисках лучших экономических возможностей, ожидающих их на родине хигаононов. . Изгнанные на холмы и горы, эти люди продолжали существовать и боролись за сохранение своего народа, наследия и культуры.
Жители Хигаонона верят в множество божеств, а именно:
- Магбабая (Правитель всего) - верховный бог, под которым стоят второстепенные боги и богини, выполняющие определенную работу и заботящиеся об определенных вещах, он также является богом запада.
- Домалондонг – Бог Севера.
- Онгли – бог юга.
- Таголамбонг – бог востока.
- Ибабасок – Он наблюдает за посевами и их ростом во время простой церемонии в центре рисового поля.
- Дагингон – они поклоняются этому божеству на тщательно продуманном празднике с песнями и танцами, который длится девять ночей во время посадки и после сбора урожая.
- Булалакау – дух, наблюдающий за реками и заботящийся об улове рыбаков.
- Тумпаа Нанапияв или Интумбангол – день и ночь охраняет основание земли, чтобы она не рухнула.
- Тагабугта – дух, наблюдающий за фермой или лесом.
Свободный
[ редактировать ]Калаган, также пишется как К'лаган или (по-испански) Караган, представляет собой подгруппу народа мандая-мансака, говорящего на калаганском языке . Они состоят из трех подгрупп, которые обычно рассматриваются как разные племена: тагакауло, каган и народ каллао Самала . Они являются родными для районов Давао-дель-Южный , долины Компостела , Давао-дель-Норте (включая остров Самал), Восточного Давао и Северного Котабато ; между территориями народа Блаан и береговой линией. Карага . В их честь назван регион Их имя означает «энергичные люди» или «храбрые люди» от kalag («дух» или «душа»). Исторически они состояли из небольших враждующих групп. Их население по состоянию на 1994 год составляет 87 270 человек. [16] [17] [18]
Пойдем
[ редактировать ]Подгруппа манобо с острова Камигин . Они говорят на языке камигин и тесно связаны с группами манобо из Суригао-дель-Норте . [19]
мамочка
[ редактировать ]Маманва — племя негрито, часто объединяющееся с Лумадами. Они происходят из провинций Лейте , Агусан-дель-Норте и Суригао на Минданао; прежде всего в Кичарао и Сантьяго , Агусан-дель-Норте, [20] хотя они меньше по численности, более разбросаны и ведут кочевой образ жизни, чем племена манобо и мандайя, которые также населяют этот регион. Как и все негритосы, маманва фенотипически отличаются от жителей равнин и горных манобо, демонстрируя вьющиеся волосы и гораздо более темный оттенок кожи.
Они традиционно охотники-собиратели. [21] и потребляйте самые разнообразные дикорастущие растения, травы, насекомых и животных из тропических лесов . Маманва относятся к фенотипу «негрито» : темная кожа, курчавые волосы и низкий рост. [21] [22] Происхождение этого фенотипа (обнаруженного у племен Агта , Ати и Аэта на Филиппинах) является постоянной темой дискуссий, причем недавние данные свидетельствуют о том, что фенотип конвергентно развивался в нескольких районах Юго-Восточной Азии. [23]
Однако недавние данные геномики позволяют предположить, что маманва были одной из первых популяций, покинувших Африку вместе с народами Новой Гвинеи и Австралии, и что они отошли от общего происхождения около 36 000 лет назад. [24]
В настоящее время население маманва проживает в оседлых поселениях («барангаях»), расположенных недалеко от земледельческих народов и рыночных центров. В результате значительная часть их рациона включает домашние продукты с высоким содержанием крахмала. [25] Степень покупки или обмена сельскохозяйственной продукции варьируется в каждом поселении Маманва: некоторые люди продолжают заниматься сельским хозяйством и производить собственные домашние продукты, в то время как другие полагаются на покупку продуктов питания в рыночных центрах. Маманва познакомились со многими современными вещами, которыми обладает и пользуется основное сельскохозяйственное население, такими как сотовые телефоны, телевизоры, радио и обработанные пищевые продукты. [25]
Политическая система маманва неформально демократична и имеет возрастную структуру. Старейшин уважают и ожидают, что они будут поддерживать мир и порядок внутри племени. Вождь, называемый Тамбайоном , обычно берет на себя обязанности консультировать членов племени, выступать на собраниях и разрешать разногласия. Вождём может быть мужчина или женщина, что характерно для других гендерно-эгалитарных обществ охотников-собирателей. [26] Они верят в собрание духов, которыми управляет верховное божество Магбабая , хотя кажется, что их контакты с монотеистическими общинами и населением оказали значительное влияние на религиозные практики маманва. Племя производит корзины для веяния, гамаки из ротанга и другую домашнюю утварь.
Маманва (также пишется Маманоа ) означает «первые лесные жители» от слов man (первый) и банва (лес). [27] Они говорят на языке маманва (или минаманва). [28] Они генетически связаны с денисовцами . [29]
жокей
[ редактировать ]«Мандайя» происходит от слова «человек», означающего «первый», и «дайя», означающего «верх по течению» или «верхняя часть реки», и, следовательно, означает «первые люди, расположенные вверх по течению». Это относится к ряду групп, обитающих вдоль горных хребтов Восточного Давао, а также к их обычаям, языку и верованиям. Мандайя также обитают в Компостеле и Нью-Батаане в долине Компостела (бывшая часть провинции Давао-дель-Норте).
Манобо
[ редактировать ]Манобо — это латиноамериканское написание эндонима Мануву (также пишется Менуву или Минуву). Его этимология неясна; в нынешнем виде оно означает «человек» или «люди». Считается, что оно происходит от корневого слова туву, которое означает «расти»/«рост» (таким образом, Ман[т]уву будет означать «выращенный туземцами» или «абориген»). [30]
Манобо считаются наиболее разнообразными среди многих коренных народов Филиппин , с самым большим количеством подгрупп внутри своей языковой семьи. [31] Национальная комиссия Филиппин по культуре и искусству смогла разработать предварительную классификацию подгрупп манобо, но отмечает, что «различные подгруппы недостаточно определены» на момент разработки классификации. [31] Классификация делит манобо на несколько основных групп: (1) подгруппа ата: дугбатанг, талаингод и тагауанум; (2) Подгруппа Багобо: Аттау (Джанган, Клата, Обо, Гианган, Гвианган), Это (Ата), Кайлаван (Кайлаван), Лангилан, Мануву/Обо, Матигсалуг, (Матигсауг, Матиг Салуг), Тагалуро и Тигдапайя; (3) Подгруппа Хигаонон: Агусан, Ланао и Мисамис; (4) Северный Котабато: Илианен, Ливунганен и Пуленян; (5) Южный Котабато: Котабато (с подгруппой Тасадай и Блит), Сарангани, Тагабава; (6) Западный Букиднон: Кириетека, Илентунген и Пулангиен; (7) Агусан-дель-Сур; (8) Гражданство; и (9) Букиднон и другие. [31]
Общая нынешняя численность манобо неизвестна, хотя они занимают основные территории от острова Сарангани до материковой части Минданао в регионах Агусан , Давао, Букиднон, Суригао, Мисамис и Котабато . По данным исследования NCCP-PACT, их население в 1988 году составляло около 250 000 человек.
Географическое распределение подгрупп настолько велико, что некоторые из местных групп, как было отмечено, «приняли характер самобытности как отдельная этническая группа», как в случае с багобо или хигаонон. [31] Частично классификацию усложняет то, что членство диалектической подгруппы в супергруппе может меняться в зависимости от конкретных точек зрения на лингвистику. [32] [33]
Манобо обладают денисовской примесью. , как и маманва, [29] Манобо также имеют австроазиатское происхождение. [34]
Мансака
[ редактировать ]Термин «мансака» происходит от слова «человек» с буквальным значением «первый» и «сака», означающего «восхождение», и означает «первые люди, поднявшиеся на горы / вверх по течению». Этот термин, скорее всего, описывает происхождение этих людей, которые сегодня проживают в Давао-дель-Норте и Давао-де-Оро , а также в некоторых частях Восточного Давао, особенно в реке Батото, долине Манат, Карагане, Марагусане , долине реки Хиджо и морские побережья Кингкинг, Мако, Квамбог, Хиджо, Тагум, Либуганон, Туганай, Изинг и Панабо. [35]
Потерпи
[ редактировать ]Группы Букиднон встречаются в долине Китаотао в провинции Букиднон, Филиппины. Их название означает «люди, живущие вдоль реки Салуг (ныне называемой рекой Давао )». Хотя матигсалуг часто относят к этнолингвистической группе манобо, они представляют собой отдельную подгруппу. [36]
сангил
[ редактировать ]Народ сангил (также называемый сангир, сангу, мароре, сангирезен или талаоэрезен) родом с островов Сангихе и Талауд (ныне часть Индонезии ) и некоторых частей Западного Давао (особенно на островах Сарангани ), Давао-дель-Норте , Давао-дель- Сур , Султан Кударат , Южный Котабато и Северный Котабато . Их население (так же, как сама-баджау были проведены границы между Филиппинами и Индонезией ) было разделено, когда в колониальную эпоху . Народ сангил традиционно анимистичен, как и другие народы лумад. В колониальную эпоху сангилы (которые обычно называют себя «сангирами») на островах Сангихе в основном обратились в протестантское христианство из-за близости и контактов с христианским народом минахаса на Сулавеси . На Филиппинах большинство сангил приняли ислам из-за влияния соседнего султаната Магинданао . Однако элементы анимистических ритуалов все еще сохраняются. Индонезийская и филиппинская группы по-прежнему поддерживают связи, и обе малайские группы Манадо и кебуано, помимо сангиресского языка, говорят как на индонезийском сангире, так и на филиппинском сангиле . Точная численность народа сангил на Филиппинах неизвестна, но оценивается примерно в 10 000 человек. [37] [38] [39] [40]
В соответствии с
[ редактировать ]Субаноны — первые поселенцы полуострова Замбоанга. Семья патриархальная, а деревню возглавляет вождь по имени Тимуай. Он действует как деревенский судья и занимается всеми коммунальными делами.
У истории есть лучшие слова для обозначения Западного Мисамиса. Его главный город изначально был населен субанонами, культурной группой, которая когда-то в большом количестве бродила по морям; провинция была легкой добычей мародерствующих морских пиратов Ланао, чья привычка заключалась в молниеносных набегах на прибрежные районы в поисках рабов. По мере того как Субанон отступал все глубже и глубже во внутренние районы, прибрежные районы стали домом для жителей Букиднона, за которыми постоянно следовали поселенцы из близлежащих Себу и Бохола.
Берущий
[ редактировать ]Тагабава — это язык, на котором говорят багобо-тагабава. Это коренное племя Минданао. Они живут в окрестностях горы Апо . [41]
Задняя часть шеи
[ редактировать ]Тагакауло — одно из племен Минданао . Их традиционные территории находятся в Давао-дель-Сур и провинции Сарангани, особенно в населенных пунктах Малалаг, Лаис, Талагутон-Риверс, Ста. Мария, Малита из Западного Давао и Малунгон из провинции Сарангани. Тагакауло означает «из головы (вод)». Племя Тагакауло первоначально пришло с западных берегов залива Давао и к югу от горы Апо . [42] очень давно.
Тааландиг
[ редактировать ]Талаандиг родом из предгорий горы Китанглад в Букидноне в частности, из муниципалитетов Талакаг и Лантапан. , [43]
Тасадай
[ редактировать ]Тасадай — это группа из примерно двух десятков человек, живущих в глубоких горных тропических лесах Минданао, которые привлекли широкое внимание средств массовой информации в 1971 году, когда они были впервые «обнаружены» западными учеными, которые сообщили, что они жили на уровне «каменного века». технологий и был полностью изолирован от остального филиппинского общества. Позже они привлекли внимание в 1980-х годах, когда стало известно, что их открытие на самом деле было тщательно продуманной мистификацией , и возникли сомнения как в их статусе изолированных от других обществ, так и даже в реальности их существования как отдельной этнической группы. Вопрос о том, точны ли исследования Tasaday, опубликованные в семидесятые годы, все еще обсуждается. [44] [45]
Тедурай
[ редактировать ]Народ тедурай/тирурай проживает в муниципалитетах Дату Бла Т. Синсуат , Упи и Южный Упи на юго-западе провинции Магинданао ; и в Лебак муниципалитете , на северо-западе провинции Султан Кударат . Они говорят на языке Тирурай , родственном языкам Багобо , Б'лаан и Т'боли . Прибрежные тирурайцы - в основном фермеры, охотники, рыбаки и плетущие корзины; те, кто живет в горах, занимаются земледелием в сухих полях, дополняемым охотой и сбором лесных продуктов. Тирурайи известны своим мастерством плетения корзин с двухцветным геометрическим орнаментом. Хотя многие из них переняли культуру соседних мусульман и христиан , большой процент их населения по-прежнему верит и соблюдает свои местные обычаи и ритуалы. [46]
Тболи
[ редактировать ]Тболи — один из коренных народов Южного Минданао. В этнографической и лингвистической литературе о Минданао они известны как Тболи, Теболи, Тау Билил, Тау Булул или Тагабилил. Они идентифицируют себя как Т'боли. Их местонахождение и личность в некоторой степени путаются в литературе; в некоторых публикациях теболи и тагабилил представлены как отдельные народы; некоторые находят тболис в окрестностях озера Булуан в котловине Котабато или в Агусан-дель-Норте. Таким образом, тболи проживают на склонах гор по обе стороны верхней долины Аллаха и прибрежной зоны Майтума, Маасима и Киамбы. В прежние времена тболи также населяли верхнюю часть долины Аллаха.
Рабочий
[ редактировать ]Тигвахононы — подгруппа манобо, родом из бассейна реки Тигва недалеко от Сан-Фернандо, Букиднон . [47]
Умаямнон
[ редактировать ]Умаямнон происходят из водораздела реки Умаям и истоков реки Пуланги . Они являются подгруппой Манобо. [48] [49]
Языки
[ редактировать ]Народы Лумад говорят на филиппинских языках, принадлежащих к различным ветвям. К ним относятся:
Музыкальное наследие
[ редактировать ]Большинство групп Минданао Лумад имеют музыкальное наследие, состоящее из различных типов ансамблей агунг - ансамблей, состоящих из больших висящих, подвешенных или удерживаемых гонгов с выступами / ручками, которые действуют как гул без какого-либо сопровождающего мелодического инструмента. [50]
Группы Лумад также имеют традиционные струнные инструменты, такие как хегалонг , а также различные формы духовых и ударных инструментов. Традиционная вокальная музыка включает песни о любви, колыбельные, похоронные песни, повествовательные песни и песни о природе. Музыка может использоваться для сопровождения танцев в ритуалах и праздниках. [51]
Социальные проблемы
[ редактировать ]Народы Лумад сталкиваются с множеством социальных проблем. Как и другие коренные народы (КН) по всему миру, коренные народы на Филиппинах представляют собой беднейший сектор страны, который испытывает непропорциональный доступ к здравоохранению, образованию и правам человека. [52] Есть утверждения, что социальные проблемы Лумада возникают из-за этнических обид, которые перерастают в проблему экономической жадности. [53] Им грозит потеря исконных земель из-за захвата земель или милитаризации. [54] экономическая и социальная изоляция, [55] и угрозы их традиционной культуре и самобытности. Группы Лумад борются с перемещением населения, внесудебными казнями , [56] преследование правозащитников Лумада, [57] и принудительное закрытие школ Лумад. [58]
Родовые права на землю
[ редактировать ]Лумады сталкиваются с потерей исконных земель из-за захвата земель или милитаризации. [54] [59] Некоторые общины были вынуждены покинуть свои земли за сопротивление вторжению горнодобывающих, лесозаготовительных и энергетических компаний. [60]
В начале 20 века Лумады контролировали территорию, которая сейчас охватывает 17 из 24 провинций Минданао, но по переписи 1980 года они составляли менее 6% населения Минданао и Сулу . на Минданао Значительная миграция висайцев , вызванная спонсируемыми правительством программами переселения, превратила лумадов в меньшинства. Население провинции Букиднон выросло с 63 470 человек в 1948 году до 194 368 человек в 1960 году и 414 762 человека в 1970 году, при этом доля коренных жителей Букиднона упала с 64% до 33% и до 14%.
У Лумадов есть традиционная концепция владения землей, основанная на том, что их общины считают территориями своих предков. Историк Б. Р. Родиль отмечает, что «территория, занятая общиной, является общинной частной собственностью, и члены общины имеют право узуфрукта на любой участок незанятой земли в пределах общинной территории». Земли предков включают обрабатываемые земли, а также охотничьи угодья, реки, леса, невозделанные земли и минеральные ресурсы под землей. Речные системы указывают на поколения цивилизации народа Лумад. Вода используется как «герменевтика» того, как лумады ориентируются по отношению к другим этническим группам, государству, современной филиппинской культуре и своим собственным культурным обычаям. [61] В отличие от моро , группы Лумада никогда не формировали революционную группу, которая могла бы объединить их в вооруженной борьбе против филиппинского правительства. Когда пришли мигранты, многие группы Лумада отступили в горы и леса.
Для лумадов защита своих прав на владения своих предков так же неотложна, как и стремление моро к самоопределению . Однако большая часть их земель уже зарегистрирована на имя транснациональных корпораций, лесозаготовительных компаний и других богатых филиппинцев, многие из которых, условно говоря, являются недавними поселенцами на Минданао. Май Туан, лидер Тболи, объясняет: «Теперь, когда существует мирное соглашение с НФОС , мы счастливы, потому что нам дают продовольственную помощь, например, рис... нам также грустно, потому что у нас больше нет кастрюль, чтобы его приготовить. с. Мы больше не имеем контроля над землями наших предков». [62]
Лумадские убийства
[ редактировать ]Общины Лумад борются с внесудебными казнями [56] и красная маркировка . [63] Преследованиям также подвергаются защитники земельных прав коренных народов, защитники окружающей среды и правозащитники. [57] [64] [65]
Лумады — это люди из разных этнических групп острова Минданао . Проживая на своих исконных землях, [66] их часто выселяют и перемещают из-за претензий народа моро на ту же территорию. [67] Лумады потеряли часть земель своих предков из-за непонимания современной системы землевладения. [68] Некоторые НПО открыли школы, в которых коренные народы учат тому, как защищать свои права, собственность и культуру. [69] Однако общины Лумад расположены в горах, вдали от городских территорий. Эти районы также являются местом вооруженного конфликта между Новой народной армией (ННА) и Вооруженными силами Филиппин (ВСФ). Оказавшись в конфликте, образование, собственность и безопасность народа Лумад находятся под угрозой из-за растущего количества жестоких столкновений со стороны вооруженных сторон. [68] В Суригао-дель-Сур барангай был эвакуирован в убежища в городе Тандаг из-за растущей активности военных и ННА. [70] Есть утверждения, что Лумады составляют около 70 процентов боевой силы Новой народной армии , а коммунисты собирают революционный налог в размере 1,2 миллиарда песо в год только в регионе Давао, по словам руководителя NCIP и бывшего армейского полковника. [71]
Правозащитники, группы коренных народов и защитники окружающей среды заявляют, что территории Лумада милитаризовались вооруженными силами Филиппин , а лидеры общин и учителя задерживались военными по подозрению в повстанческой деятельности. [72] Они также говорят, что альтернативные школы в общинах (при поддержке НПО и университетов) сталкиваются с закрытием или сносом, а некоторые здания переоборудованы для использования в военных целях. [73] Они устроили демонстрации, чтобы привлечь внимание общественности, призывая положить конец предполагаемой милитаризации общин Лумад. [74] Организаторы Lakbayan ng Pambansang Minorya поддерживают Лумад, повышая осведомленность о тяжелом положении коренных народов посредством маршей протеста, концертов, культурных фестивалей и поминовения убитых лидеров Лумад. [75]
Филиппинская комиссия по правам человека (CHR) расследует убийство лидеров Лумада и школьного чиновника в 2015 году военизированной группировкой Магахат-Багани. [76] (в соответствии с идеей CAFGU ), созданная AFP для охоты на членов ННА. Агентство Франс Пресс отвергло эти обвинения и объяснило убийства межплеменным конфликтом. [77] хотя AFP признало, что CAFGU имеет в своих рядах новобранцев Лумада, одновременно утверждая, что ННА также завербовала Лумада в группу. [78] [79] CHR отложила презентацию своего первоначального отчета до декабря 2015 года, чтобы включить в него отчеты о последующих убийствах и перемещениях. [80]
Женщины-лидеры коренных народов организовали Сабокаханское объединение женщин Лумад. [81] Поскольку они расположены в горах, эвакуация населения стала для Лумадов высшей формой протеста. Сообщества собираются и массово переезжают в городские районы, чтобы разбить лагеря в эвакуационных центрах. При этом люди Лумад подчеркивают общественности: «Мы здесь, и мы не вернемся назад, пока наша земля не освободится от войск и корпораций, чтобы мы могли вернуть себе землю наших предков». [82] Переезд в городские центры позволил лидерам Лумада рассказать о своем тяжелом положении местной и международной аудитории. Вскоре после этого люди Лумада сами поняли, что им нужна зонтичная организация, посредством которой адвокаты со всего мира могли бы работать вместе, что привело к созданию Сети Лиян. Организация Liyang Network работает вместе с сообществами Лумад, чтобы усилить голоса защитников окружающей среды и привлечь внимание к социальным проблемам Лумад. [83] Сеть Лиян организует форумы, вебинары и образовательные дискуссии по текущим социально-политическим проблемам и их первопричинам — в основном потребностям Лумада и сельских сообществ. [83]
При администрации президента Бениньо Акино III (2010–2015 гг.) в общей сложности был убит 71 лидер коренных народов. Также было зафиксировано 95 случаев нападений на 87 школ для детей коренных народов. Более 40 000 коренных народов — целых сообществ, чья социальная, политическая и экономическая жизнь была затруднена — не имели другого выбора, кроме как эвакуироваться, потому что их школы подверглись нападениям, а их лидеры были убиты или заключены в тюрьму. [84]
8 декабря 2017 года правозащитная группа Карапатан обратилась в Организацию Объединенных Наций с просьбой расследовать убийства Лумада, в том числе убийство восьми фермеров Тболи и Дуланган-Манобо , предположительно совершенные военнослужащими филиппинской армии. [85] [86] Данные в поддержку АФП и горнодобывающей промышленности [87] Представители народа Лангилан Манобо в Давао-дель-Норте во время пресс-конференции, спонсируемой AFP, заявили, что ННА несет ответственность за убийства и что никакой предполагаемой «милитаризации» на самом деле не происходит. [88] [89] Другой дату обвинил протестующих в Маниле в том, что они притворялись Лумадом, надевая одежду Лумада. [90] Они также провели митинги против ННА на Минданао. [91] Военные приписали ННА убийство лидера Лумада, симпатизировавшего правительству. [92] Некоторые из них признаны членами НПА. [93] [94]
В 2018 году президент Родриго Дутерте пригрозил закрыть или разрушить общественные школы, финансируемые НПО, из-за подозрений в том, что они радикализируют учащихся Лумада, заставляя их присоединяться к коммунистическим повстанцам ННА . [95] [96] Это поддержали некоторые лидеры Лумада, которые также считали, что в них проникает ННА, а их детей эксплуатируют. [97] [98] [99]
В августе 2019 года, проведя время в лагерях беженцев, эвакуированные из Лумада в Суригао-дель-Сур формально вернулись в свои дома после того, как солдаты армии покинули свои общины. [100]
В декабре 2019 года Филиппины при Дутерте стали самыми смертоносными для фермеров и коренных народов. [101]
школы Лумад
[ редактировать ]Многие молодые люди Лумада живут в бедных, труднодоступных общинах. [102] В 1980-х годах Программа филиппинских племен Суригао-дель-Сур (TRIFPSS) начала программу функциональной грамотности для детей коренных народов в этих общинах. [103] В 1997 году TRIFPSS открыл 10 школ в 10 общинах коренных народов в трех муниципалитетах Суригао-дель-Сур. [103] Альтернативный учебный центр по развитию средств к существованию в сельском хозяйстве (Алкадев), созданный в 2004 году. [102] при поддержке TRIFPSS, [103] открыло общественные школы для общин Лумад, в которых уроки были адаптированы с учетом культуры и традиций коренных народов. [104]
Министерство образования (DepEd) признало общинные школы и систему Алькадева через систему образования коренных народов, которую сейчас применяют альтернативные племенные школы по всей стране. [104] [105] [106] Рамки политики были подписаны в 2012 году тогдашним госсекретарем Армином Луистро . [107]
15 февраля 2021 года в школе Баквит на Себу 22 ученика, 2 учителя и 2 старейшины племени были арестованы без ордера в ходе так называемой «спасательной операции». Филиппинские СМИ окрестили этот рейд «Лумадом 26», поскольку они были взяты под стражу сотрудниками Центрального отделения Филиппинской национальной полиции (ПНП) в Центральных Висайских островах (ПРО-7) и обвинены в незаконном задержании и похищении людей. [108] Местные власти заявили, что операция была направлена на воссоединение детей с родителями. [109] в то время как правозащитные группы осудили рейд как часть модели преследования коренных народов. [110] [111]
Изменение климата
[ редактировать ]Филиппины уязвимы к последствиям изменения климата и заняли третье место в мире среди стран, наиболее подверженных риску стихийных бедствий. Согласно отчету за 2012 год, [112] Изменение климата угрожает продовольственной безопасности лумадов, чьи сельскохозяйственные угодья страдают от более сильных тайфунов и более сильных засух. [113] Изменение климата также приводит к возникновению различных проблем со здоровьем : общины Лумад сообщают о проблемах со здоровьем, вызванных повышением температуры и болезнями, которые распространяются с изменением характера осадков, такими как лихорадка денге. [113]
В 2019 году молодежь Лумад и дети городской бедноты присоединились к глобальной климатической забастовке , требуя защиты активистов-экологов, протестуя против разрушительных операций по добыче полезных ископаемых на исконных землях и продвигая климатическую справедливость . [114] [115]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Родил, Руди Б. «Отношения трех народов и мирный процесс на Минданао» . Архивировано из оригинала 5 августа 2004 года . Проверено 21 октября 2017 г.
- ^ Улинданг, Фаина. «Лумад на Минданао» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Национальное статистическое управление. «Статистика филиппинских детей». Журнал филиппинской статистики, том. 59, нет. 4, 2008, с. 119.
- ^ Моахе, Марита (4 марта 2021 г.). «Отбросьте слово «лумад», вместо этого используйте названия этнических групп: NCIP» . Филиппинское информационное агентство . Архивировано из оригинала 5 марта 2021 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гатмайтан, Гас (25 марта 2021 г.). «Анализ: Примечания к резолюции NCIP по «Лумаду» » . МиндаНьюс . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ «Епископ в недавней резолюции NCIP поставил красную метку слову лумад» . Новости GMA онлайн . 24 марта 2021 г. Проверено 26 февраля 2022 г.
- ^ Аргильяс, Кэролин О. (19 марта 2021 г.). «Борьба за интеллектуальную собственность продолжается, поскольку NCIP вводит красные метки и запрещает использование слова «Лумад», собирательного слова для IP-адресов Минданао с конца 1970-х годов» . МиндаНьюс . Проверено 26 февраля 2022 г.
- ↑ 31 октября 2006 г., Кидапаван, Филиппины. Предоставлено Пепендаяном, генеральным секретарем LMPF в 1988–1999 гг.
- ^ Мангуне, Соня Д. «Багобо» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Республика Филиппины . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ де Йонг, Рональд (4 марта 2010 г.). «Последние племена Минданао, Багобо, Новые люди» . ВещиАзиатские . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Карилло, Карменсита А. (13 октября 2016 г.). «Королевы красоты из племени Багобо продвигают культуру с помощью кофе» . БизнесМир . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Женщины Б'лаан записывают сны на тканых циновках - INQUIRER.net, Филиппинские новости для филиппинцев. Архивировано 4 августа 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Букиднон» . Архивировано из оригинала 11 сентября 2015 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ↑ Наследие Букиднона сохранено, доктор Антонио Монтальван II. Архивировано 25 апреля 2010 г. в Wayback Machine », inq7.net (доступ через seasite.niu.edu 3 февраля 2010 г.)
- ^ Фестиваль Каамулан. Архивировано 10 марта 2011 г. в Wayback Machine ", Bukidnon.gov (по состоянию на 3 февраля 2010 г.).
- ^ «История и география региона КАРАГА» . Национальный совет по питанию . Республика Филиппины. Архивировано из оригинала 28 августа 2018 года . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ «Это Каган, а не Калаган, — говорится в новом городском постановлении » СанСтар Филиппины . 20 января 2016 года . Получено 26 октября.
- ^ «Народы Филиппин: Калаган» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Республика Филиппины . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ «Удивительная история острова Камигуин » Окно рая Получено 26 октября.
- ^ «Музей антропологии: Маманва» . Калифорнийский государственный университет, Ист-Бэй . Проверено 26 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Омото К. 1989. Генетические исследования человеческих популяций в Азиатско-Тихоокеанском регионе с особым упором на происхождение негритосов. В: Hhba H, Хаями I, Митизуки К, орг. Современные аспекты биогеографии в регионах Западной части Тихого океана и Восточной Азии . Университетский музей Токийского университета, природа и культура: 1.
- ^ Бэрроуз, Дэвид П. (1910). «Негрито и родственные им типы на Филиппинах» . Американский антрополог . 12 (3): 358–376. дои : 10.1525/aa.1910.12.3.02a00020 . JSTOR 659895 .
- ^ Паназиатский консорциум SNP HUGO (2009 г.). «Картирование генетического разнообразия человека в Азии» . Наука . 326 (5959): 1541–1545. Бибкод : 2009Sci...326.1541. . дои : 10.1126/science.1177074 . ПМИД 20007900 . S2CID 34341816 .
- ^ Пугач, Ирина; Дельфин, Фредерик; Гуннарсдоттир, Эллен; и др. (2013). «Общегеномные данные подтверждают поток генов голоцена из Индии в Австралию» . ПНАС . 110 (5): 1803–8. Бибкод : 2013PNAS..110.1803P . дои : 10.1073/pnas.1211927110 . ПМЦ 3562786 . ПМИД 23319617 .
- ^ Jump up to: а б https://ucsc.academia.edu/EmeraldSnow/Papers/187939/Life-history_reproductive_maturity_and_the_evolution_of_small_body_size_The_Mamanwa_negritos_of_northern_Mindanao [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кашдан, Элизабет А. (1980). «Эгалитаризм среди охотников и собирателей». Американский антрополог . 82 (1): 116–120. дои : 10.1525/aa.1980.82.1.02a00100 .
- ^ «Исторический архив Агусан-Суригао» . Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Маманва» . Этнолог . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Райх, Дэвид; Паттерсон, Ник; Кирхер, Мартин; и др. (2011). «Денисова примесь и первые расселения современного человека в Юго-Восточную Азию и Океанию» . Американский журнал генетики человека . 89 (4): 516–528. дои : 10.1016/j.ajhg.2011.09.005 . ПМК 3188841 . ПМИД 21944045 .
- ^ Севилья, Эстер Орлида (1979). Исследование структуры и стиля двух эпических песен Мануву в английском переводе . Университет Сан-Карлоса. п. 13.
- ^ Jump up to: а б с д «Народы Филиппин: Манобо» . Национальная комиссия по культуре и искусству .
- ^ «Бинантазан нга Банва / Бинантажан ну Бубунган, Филиппины» . Реестр территорий, охраняемых коренными народами и общинами . Всемирный центр мониторинга охраны природы Программы ООН по окружающей среде. Архивировано из оригинала 22 июня 2017 года . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Феликс, Лени Э. (2004). «Изучение местного местного управления племен манобо на Минданао» (PDF) . Филиппинский журнал государственного управления . 48XLVIII (1 и 2): 124–154. S2CID 174792327 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 октября 2019 года.
- ^ Ларена, Максимилиан; Санчес-Кинто, Федерико; Сьёдин, Пер; Маккенна, Джеймс; Эбео, Карло; Рейес, Ребекка; Казель, Офелия; Хуан, Цзинь-Юань; Хагада, Ким Пуллупул; Гилей, Деннис; Рейес, Дженнелин (30 марта 2021 г.). «Множественные миграции на Филиппины за последние 50 000 лет» . Труды Национальной академии наук . 118 (13): e2026132118. Бибкод : 2021PNAS..11826132L . дои : 10.1073/pnas.2026132118 . ISSN 0027-8424 . ПМК 8020671 . ПМИД 33753512 .
- ^ Фуэнтес, Вильма Мэй А.; Де Ла Круз, Эдито Т. (1980). Сокровище народной литературы Мандая и Мансака . Кесон-Сити, Филиппины: Издательство New Day. п. 2.
- ^ «Матигсалуг» . Официальный сайт провинции Букиднон . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ «Народы Филиппин: Сангил (Сангир/Мароре)» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Республика Филиппины . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «Население по регионам и религиям - Регентство Кепулауан Сангихе» . sp2010.bps.go.id . Проверено 16 августа 2018 г.
- ^ Хаясе, Синдзо (2007). Этноистория Минданао за пределами наций: общества магинданао, сангир и багобо в восточно-морской Юго-Восточной Азии Издательство Гавайского университета. п. 96. ИСБН 978-97-155-0511-6 .
- ^ Баса, Мик (9 марта 2014 г.). «Индонезийские сангиры на Минданао» . Рэплер . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ http://www.joshuaproject.net/people-profile.php?rop3=109689&rog3=RP Проект Джошуа - Багобо, Тагабава, Этнический профиль Филиппин
- ^ «Тагакаоло» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 10 сентября 2015 г.
- ^ «Талаандигс» . Официальный сайт провинции Букиднон . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Енгоян, Арам А. (1991). «Формирование и изменение Тасадая: вопрос культурной идентичности - обзорная статья». Журнал азиатских исследований . 50 (3): 565–573. дои : 10.2307/2057561 . JSTOR 2057561 . S2CID 161647407 . С\
- ^ Хемли, Робин (2007). Изобретенный Эдем: неуловимая, спорная история Тасадая . Издательство Университета Небраски.
- ^ «Тирурай» . Этнические группы Филиппин . Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 года . Проверено 24 сентября 2019 г.
- ^ «Тигваханон» . Официальный сайт провинции Букиднон . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ «Манобо, Умаямнон на Филиппинах» . Неизвестный . 28 ноября 2017 года . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ «Омаямнон» . Официальный сайт провинции Букиднон . Проверено 13 апреля 2019 г.
- ^ Меркурио, Филип Домингес (2006). «Традиционная музыка Южных Филиппин» . PnoyAndTheCity: центр Кулинтанга – дом пасикингов . Проверено 25 февраля 2006 г.
- ^ «Музыка Лумада» . Библиотека наследия Филиппин . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ ПРООН. «Коренные народы Филиппин». Программа развития ООН, нет. Краткие факты: Лагом, 2010. undp.org.ph.
- ^ Байод, Рохелио. «Будущее окружающей среды и коренных народов Филиппин под властью администрации Дутерте». Окружающая среда, развитие и устойчивое развитие 8.1 (2006 г.).
- ^ Jump up to: а б Эллао, Джанесс Энн Дж. (9 августа 2019 г.). «Нарушения прав и захват земель противостоят коренным народам в ПН» . Булатлат . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Алаве, Дионезио (младший) (17 января 2021 г.). «Верхняя правая рука: уязвимости общин Лумад на Минданао» . МиндаНьюс . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Rappler Talk: Об убийствах Лумада и внутренне перемещенных лицах» . Рэплер . 9 сентября 2021 г. Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Умиль, Анна Маркзе (15 февраля 2021 г.). «За неделю арестованы шесть человек, правозащитная группа осуждает «эскалацию государственного терроризма» » . Булатлат . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Мадаранг, Каталина Риччи С. (3 сентября 2019 г.). «Почему школы Лумад важны для образования детей Лумад» . Интераксион . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Остановите убийства Лумадов» . Экологическая сеть коренных народов . 24 декабря 2017 года . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Чандран, Рина (19 апреля 2018 г.). «Изгнанные из дома коренные жители Филиппин тоскуют по своей земле» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Паредес, Уна. «Реки памяти и океаны различий в мире Лумад Минданао». ТРАНС: Межрегиональные и национальные исследования Юго-Восточной Азии 4.2 (2016): 329-349.
- ↑ Минданао, Земля обетованная. Архивировано 28 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Лакорт, Жермелина (13 августа 2020 г.). «Правозащитники и правозащитники отметили на плакате Давао нарушителей прав человека» . Спрашивающий . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ «Остановите убийства Лумадов! Активисты Лумадов не террористы! Спасите школы Лумадов!» . Межконтинентальный крик . 31 декабря 2017 года . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Кагула, Кен (24 сентября 2020 г.). «Дутерте, а не активисты, уничтожают нацию и школы Лумада» . Давао сегодня . Проверено 16 февраля 2021 г.
- ^ Акоста, младший Нереус О. (1994). Утрата, возникновение и ретрибализация: политика этнической принадлежности Лумад в Северном Минданао (Филиппины) (докторская диссертация). Гавайский университет в Маноа. hdl : 10125/15249 . . Веб-сайт. 5 ноября
- ^ Паредес, Уна (2015). «Коренные жители против коренных жителей: переговоры о месте Лумадов на родине Бангсаморо». Азиатская национальность . 16 (2): 166–185. дои : 10.1080/14631369.2015.1003690 . S2CID 145779954 .
- ^ Jump up to: а б ФИАНЗА, МИРТЕНА Л. «Оспаривание земли и идентичности на периферии: коренные народы моро на юге Филиппин». https://dlc.dlib.indiana.edu . PSI-SDLAP и Интернет. 5 ноября 2015 г.
- ^ Мечта: Борьба манобо за землю, образование и свое будущее. Сказать. Хиасмин Сатурай. Перф. Низкие, низкие уши. Салугпонган Та'Тану Игканогон, 2015. Документальный фильм.
- ^ Лабрадор, Кризтья Марае Г. «Перегруженные приюты для лумадов». www.sunstar.com.ph. Санстар Давао, 10 декабря 2014 г. Интернет. 6 ноября 2015 г.
- ^ Касаюран, Марио (27 августа 2019 г.). «Лумады составляют 70 процентов боевой силы ННА» . Манильский бюллетень . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Круз, Тоньо. «#StopLumadKillings: что вам нужно знать». Tonyocruz.com. Нп, 4 сентября 2015 г. Интернет. 5 ноября 2015 г.
- ^ Рейес, Рекс Р.Б.-младший «О МИЛИТАРИЗАЦИИ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ЗАКРЫТИИ ШКОЛ ЛУМАДА В МИНДАНАО». НЦКП. Национальный совет церквей Филиппин, 5 июня 2014 г. Интернет. 5 ноября 2015 г.
- ^ ПУЛУМБАРИТ, ВЕРОНИКА. «Итальянский священник, третий из PIME, убит на Минданао? gmanetwork.com. GMA NEWS, 17 октября 2011 г. Интернет. 05 ноября 2015 г.
- ^ Матео, Янвич. «Лумады требуют прекращения насилия». Philstar.com. Philstar, 27 октября 2015 г. Интернет. 5 ноября 2015 г.
- ^ Темпл, Мэй Фе. «ЗАЯВЛЕНИЕ: Нападения на школы и общины Лумад Минданао усиливаются, поскольку военные Акино приходят в бешенство из-за Оплана Баянихана». ЗАЯВЛЕНИЕ MindaNews Нападения на школы и общины Лумад Минданао усиливаются, поскольку военные Аквиноса приходят в ярость из-за комментариев Оплана Баянихана. Minda News, 5 сентября 2015 г. Интернет. 5 ноября 2015 г.
- ^ «ННА создала конфликт в племенах Лумад - Управление командующего армией». Филиппинское информационное агентство. Республика Филиппины, 28 сентября 2015 г. Интернет. 5 ноября 2015 г.
- ^ Ромеро, Алексис. «АФП отрицает принудительную вербовку и внесудебные убийства Лумадов». Philstar.com. Philstar, 4 ноября 2015 г. Интернет. 5 ноября 2015 г.
- ^ БОЛИНЖЕТ, ВИНДЕЛ. «Убийства Лумадов не являются результатом межплеменных конфликтов». Мнение исследователя Убийства Лумадов не являются результатом межплеменных конфликтов. Комментарии. Inquirer, 28 сентября 2015 г. Интернет. 5 ноября 2015 г.
- ^ Рамирес, Робертзон. «Лумады отказываются от диалога с CHR». Philstar.com. The Philippine Star, 29 октября 2015 г. Интернет. 6 ноября 2015 г.
- ^ «О Сабокахане» . Сеть Лиян . Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Сеть Лиян. Обсуждения в сети Лиян. Сбор информации от встреч с супервайзером Liyang Network и посещения таких мероприятий, как вебинары и форумы. 2021.
- ^ Jump up to: а б «Сеть Лиян» . Сеть Лиян . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Аламон, Арнольд П. «Войны вымирания: убийства Лумадов на Минданао, Филиппины». Киотский обзор Юго-Восточной Азии, 2015 г., https://kyotoreview.org/issue-21/lumad-killings-philippines/ . По состоянию на 7 апреля 2021 г.
- ^ «Карапатан просит ООН расследовать убийства Лумада на Минданао» . Philstar.com . 8 декабря 2017 года . Получено 17 июля.
- ^ Леонен, Юлиус Н. «Группа боевиков требует от ООН расследования убийств Лумада» . Inquirer.net . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ Эспина-Варона, Индай (11 ноября 2015 г.). «В ПН убивают людей за их мысли» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 15 мая 2021 г.
- ^ Ромеро, Алексис (15 сентября 2015 г.). «Лидеры «Лумада» обвиняют ННА в убийствах на Минданао» . Филиппинская звезда . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Усон, Мокка. «ННА убивает Лумада?» . Филиппинская звезда . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Каливан, Кристофер Ллойд (17 октября 2018 г.). «Лидеры «Лумада» встречаются с главой ПНП; отрицают присоединение к ННА» . Филиппинское информационное агентство . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Крисмундо, Майк (11 декабря 2018 г.). «Лумады, вожди племен проводят митинг против ННА» . Манильский бюллетень . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Манос, Мерлин (9 февраля 2018 г.). «Лидер Лумад убит ННА в Суригао-дель-Норте – военные» . Новости GMA онлайн . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Наваль, Аллан; Магбануа, Уильямор (10 апреля 2018 г.). «Повстанцы ННА признали убийство лидера «Лумада»» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Баса, Мик (14 февраля 2018 г.). «ННА поздравляет боевиков с убийством отца и сына Лумада» . Рэплер . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ «ИПы об убийствах Лумада: война не наша, но почему страдаем мы» . Новости5. Архивировано из оригинала 18 августа 2018 года . Проверено 7 октября 2018 г.
- ^ «Дутерте угрожает разбомбить школы Лумада» . Новости АБС-ЦБН.
- ^ Хилл, Энтони Л. IV (4 декабря 2018 г.). «Талаингода «Lumad Group осуждает выпуск МиндаНьюс » CPP-NPA Получено 8 января.
- ^ Гагалак, Рон (6 декабря 2018 г.). «Некоторые лидеры «Лумада» призывают закрыть школы с красной маркировкой» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ Андраде, Жанетт И. (7 декабря 2018 г.). « Лидеры «Лумада» требуют закрытия школ» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 8 января 2019 г.
- ^ «Эвакуированные из Лумада возвращаются домой» . Филиппинская звезда .
- ^ «Исследование: PH самая смертоносная нация для фермеров и коренных жителей из-за земельных споров» . 11 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Солитарио, Дж. Михаил (10 января 2019 г.). «От компьютеров к сообществам» . Система Университета Филиппин . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Магбануа, Марифе (27 марта 2010 г.). «Выполненное обещание: Лумадс, выпускник школы, подвергся преследованиям со стороны военных - страница 2 из 3» . Булатлат . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Альтернативные школы Лумад, признанные Департаментом образования – защитником прав» . Новости GMA онлайн . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Лакорт, Жермелина (19 июня 2016 г.). «Школа — далекая мечта для Лумада » . Спрашивающий . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Да, Хосе Монфред. «[МНЕНИЕ] Обучение без школ? Образование Лумада под карантином» . Рэплер . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Падилья, Стивен Норрис А. (5 ноября 2012 г.). «Инклюзивное образование, уважающее культуру коренных народов» . Спрашивающий . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ «Рейд или спасение? Что мы знаем на данный момент об арестах Лумада в городе Себу» . Рэплер . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Бельтран, Майкл (19 февраля 2021 г.). «Филиппины: полицейские совершили рейд на школу Лумад, арестовали 26 человек, включая детей коренных народов» . Международное издание News Lens . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Райан, Макасеро (15 февраля 2021 г.). «Правозащитные группы раскритиковали полицейский рейд на школу Лумад в городе Себу» . Рэплер . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «Студенты Лумад, «спасенные» во время рейда в Себу, получили согласие родителей, сообщила комиссия Палаты представителей» . Филстар . 26 мая 2021 г. Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Ортис, Андреа Моника (10 января 2013 г.). «Комментарий: Пабло, изменение климата и производство бананов в регионе Давао» . МиндаНьюс . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Торральба, Алана (4 октября 2017 г.). «Община Лумад в Букидноне обращается к молитвам, чтобы адаптироваться к изменению климата» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Макараег, Аарон (24 сентября 2019 г.). «#ClimateStrike | Молодежь Лумада требует прекращения грабежа окружающей среды» . Булатлат . Проверено 18 апреля 2021 г.
- ^ Рита, Джовиленд (20 ноября 2019 г.). «Дети коренных народов, городская беднота формируют «человеческое дерево», чтобы продвигать климатическую справедливость» . Новости GMA онлайн . Проверено 18 апреля 2021 г.