Предыстория Филиппин
![]() Наскальные рисунки на петроглифах Ангоно . [1] | |
Географический диапазон | Юго-Восточная Азия |
---|---|
Период | Палеолит – железный век |
Даты | в. До 900 г. н. э. |
Основные сайты | Пещеры Табон , Петроглифы Ангоно , Пещера Каланай , Рисовые террасы Банауэ , антропоморфная керамика Майтум |
С последующим | Архаическая эпоха |
Предыстория Филиппин охватывает события, предшествующие письменной истории того, что сейчас называется Филиппинами . Текущая граница между этим периодом и ранней историей Филиппин - 21 апреля 900 года, что в пролептическом григорианском календаре эквивалентно дате, указанной в медной надписи Лагуны - самой ранней известной сохранившейся письменной записи, пришедшей с Филиппин. В этот период произошли огромные изменения, которые произошли на архипелаге: от культур каменного века в 50 000 г. до н. э. до появления развитых талассократических цивилизаций в четвертом веке, продолжавшихся с постепенным расширением торговли до 900 г. и появлением первых сохранившихся письменных источников.
История Филиппин |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Плейстоцен
[ редактировать ]
Артефакты Калинга и остатки ископаемой фауны
[ редактировать ]Исследование 2018 года, проведенное Томасом Ингичко, [2] который проанализировал останки носорогов, обнаруженные на археологическом участке Ризал в Калинге, с использованием нескольких методов датирования, [3] отодвигает появление первых видов Homo на ранний чибанский период (поздний плейстоцен ), между 631 000 и 777 000 лет назад. [4]
Описание сайта
[ редактировать ]На этом месте был обнаружен «почти полный, разрозненный» скелет носорога вымершего вида Rhinoceros philippinensis . На нем были видны гребни, оставленные инструментами, изготовленными при удалении плоти, и специальными инструментами, предназначенными для удаления костного мозга. На стоянке обнаружено более 400 костей, в том числе несколько десятков сколов и сколов, из них 49 представляют собой ножевидные отщепы с двумя молоточками. [3] Также среди находок есть и другие скелетные останки, в том числе бурого оленя, [5] вараны, пресноводные черепахи и стегодонты. [3]
Гоминины
[ редактировать ]Хотя самое раннее подтвержденное свидетельство существования гоминина было получено из кости стопы возрастом 67 000 лет из Сьерра-Мадре, обнаруженной в 2007 году. [6] эти находки не имели прямых следов убийц животных. С другой стороны, возможно, что мясники к тому времени превратились в отдельный подвид. [3]
Человек Кальяо (ок. 67 000 лет назад)
[ редактировать ]Самыми ранними известными останками гоминидов на Филиппинах являются окаменелости, обнаруженные в 2007 году в пещерах Кальяо в Кагаяне . Находка возрастом 67 000 лет предшествует 47 000-летнему Табонскому Человеку , который до того времени был самым ранним известным набором человеческих останков на архипелаге. Находка представляла собой единственную плюсневую кость размером 61 миллиметр , датированную с помощью абляции серией урана . Первоначально предполагалось, что это, возможно, один из старейших останков Homo sapiens в Азиатско-Тихоокеанском регионе . [7] [8] [9] [10]
Homo luzonensis (ок. 50 000–67 000 лет назад)
[ редактировать ]
В том же стратиграфическом слое, где была обнаружена третья плюсневая кость, продолжающиеся раскопки выявили 12 ископаемых костей (7 постклыковых зубов верхней челюсти, 2 фаланги пальцев, 2 фаланги ног, 1 стержня бедренной кости) трех особей гоминидов. Эти останки и человек Кальяо были идентифицированы как принадлежащие новому виду гомининов, Homo luzonensis . [11] [12] [13]
Каменный век (ок. 50 000 – ок. 500 до н. э.)
[ редактировать ]Первые свидетельства систематического использования технологий каменного века на Филиппинах датируются 50 000 годом до нашей эры. [14] Считается, что эта фаза в развитии протофилиппинских обществ завершилась появлением металлических инструментов примерно в 500 г. до н.э., хотя каменные орудия все еще использовались и после этой даты. [15] Филиппинский антрополог Ф. Ланда Джокано называет самый ранний заметный этап развития протофилиппинских обществ формирующей фазой . [16] Он также определил каменные орудия и производство керамики как две основные отрасли, которые определили экономическую деятельность того периода и сформировали средства, с помощью которых первые филиппинцы адаптировались к окружающей среде в этот период. [14]
Примерно к 30 000 году до нашей эры негритосы , которые стали предками сегодняшних аборигенов Филиппин (таких как аэта на архипелаге, вероятно, жили ). Не сохранилось никаких свидетельств, указывающих на детали древней филиппинской жизни, такие как их посевы, культура и архитектура. Историк Уильям Генри Скотт отметил, что любая теория, описывающая такие детали того периода, должна быть чистой гипотезой и, следовательно, быть честно представлена как таковая. [17]
Табонский человек (ок. 24 000 или 22 000 до н. э.)
[ редактировать ]Окаменелые фрагменты черепа и челюстной кости трех человек были обнаружены 28 мая 1962 года доктором Робертом Б. Фоксом , американским антропологом Национального музея . [18] Эти фрагменты получили общее название « Человек Табон » по месту, где они были найдены на западном побережье Палавана . Пещера Табон, по-видимому, представляет собой своего рода фабрику каменного века : как готовые орудия из каменных отщепов , так и отщепы из отходов ядра были найдены на четырех отдельных уровнях в главной камере. Древесный уголь, оставшийся от трех костров для приготовления пищи, содержал Углерод-14, датированный примерно 7000, 20 000 и 22 000 годами до нашей эры. [19] Эти останки являются старейшими останками современного человека , найденными на островах, и были датированы U/Th 47 000 ± 11–10 000 лет назад. [20] (На Минданао существование и важность этих доисторических инструментов было отмечено самим знаменитым Хосе Рисалем благодаря его знакомству с испанскими и немецкими научными археологами в 1880-х годах, когда он был в Европе.) [ нужна ссылка ]
Пещера Табон названа в честь «птицы Табон» ( Tabon кустарниковая птица , Megapodius cumingii ), которая отложила толстые твердые слои гуано в период, когда пещера была еще необитаема, в результате чего образовался цементоподобный пол из птичьего помета, на котором образовались три последовательные группы гуано. обосновались производители инструментов. Указывается, что около половины из 3000 экземпляров, извлеченных из пещеры, представляют собой выброшенные ядра материала, который пришлось транспортировать с некоторого расстояния. Считается, что окаменелости человека Табона произошли от третьей группы жителей, населявших пещеру между 22 000 и 20 000 годами до нашей эры. Более ранний уровень пещеры находится настолько ниже уровня, на котором находятся скопления костров для приготовления пищи, что он должен соответствовать дате верхнего плейстоцена 45 или 50 тысяч лет назад. [19]
Физические антропологи, исследовавшие тюбетейку табонского человека, пришли к выводу, что она принадлежала современному человеку ( Homo sapiens ), в отличие от среднеплейстоценового вида Homo erectus . Это указывает на то, что табонский человек был домонголоидом ( монголоид — это термин, который антропологи применяют к расовой группе, которая проникла в Юго-Восточную Азию во время голоцена и поглотила более ранние народы, чтобы произвести современных малайцев, индонезийцев, филиппинцев и «тихоокеанских» народов). Два эксперта высказали мнение, что нижняя челюсть имеет «австралийский» физический тип и что размеры черепа наиболее близки к айнам или тасманийцам . По обнаруженным фрагментам черепа нельзя сделать никаких выводов о внешности человека из Табона, за исключением того, что он не был негритосом. [21]
Обычай захоронения в кувшинах , который простирается от Шри-Ланки до Равнины кувшинов , в Лаосе и Японии , также практиковался в пещерах Табон. Эффектный образец вторичного погребального кувшина принадлежит Национальному музею и является национальным достоянием . Крышка кувшина увенчана двумя фигурами: одна - покойный, скрещенные руки, касаясь плеч, другой - рулевой, оба сидят в проа . , в детали не хватает только мачты. вторичное захоронение В этот период на всех островах Филиппин практиковалось , кости перезахоранивались, некоторые в погребальных кувшинах. Семьдесят восемь глиняных сосудов были извлечены из пещеры Манунггул на Палаване специально для захоронения.
Человеческие останки в пещере принадлежат как крупным, так и мелким особям. Последние хорошо сочетались с филиппинскими негритосами, которые были одними из первых жителей архипелага. [22] потомки первых человеческих миграций из Африки по прибрежному маршруту вдоль южной Азии к ныне затонувшим землям Сундаленда и Сахула . [23]
Археологический памятник Балобок (6810–3190 до н.э.)
[ редактировать ]Это место является одной из первых зон населенных пунктов в регионе. Само это место является частью огромной карстовой системы со слоями ракушек и других минералов, созданных древними людьми. Дальнейшие раскопки привели к обнаружению древних артефактов, таких как отщепы, полированные камни, черепки глиняной посуды, костяные орудия и останки некоторых животных. Эти останки и артефакты были датированы C-14 примерно 8810–5190 годами назад, что сделало это место одним из самых значительных археологических памятников в регионе. В 2017 году правительство страны объявило это место важной культурной ценностью. [24] [ нужен лучший источник ]
Неолитические австронезийские миграции
[ редактировать ]

Текущий научный консенсус относительно заселения Филиппин - это гипотеза выхода из Тайваня (ООТ) (также называемая австронезийской экспансией ). Впервые он был предложен Питером Беллвудом и первоначально основывался в основном на лингвистике, очень близкой к Роберта Бласта модели истории австронезийской языковой семьи . [26] С тех пор она была подтверждена генетическими и археологическими исследованиями, которые в целом согласуются с временной шкалой австронезийской экспансии. [25] [27] [28] [29]
Современная модель австронезийской экспансии показывает, что между 4500 и 4000 годами до нашей эры развитие сельскохозяйственных технологий на плато Юньнань в Китае создало давление, которое вынудило определенные народы мигрировать на Тайвань . Эти люди либо уже имели, либо начали развивать собственный уникальный язык, ныне называемый протоавстронезийским . Примерно к 3000 году до нашей эры эти группы начали разделяться на три или четыре отдельные субкультуры. К 2500–1500 гг. до н.э. одна из этих групп (предки малайско-полинезийских говорящих) начала мигрировать на юг по морю в сторону Филиппин, затем дальше к Марианским островам к 1500 г. до н.э. и к остальной части острова Юго-Восточной Азии , острова Меланезия . и, в конечном итоге, до Полинезии и Мадагаскара . [29] [30] До экспансии за пределы Тайваня недавние археологические, лингвистические и генетические данные связывали носителей австронезийского языка в островной Юго-Восточной Азии с такими культурами, как Хемуду , Лянчжу и Дапэнкэн в неолитическом Китае . [31] [32] [33] [34] [35]
Историк Уильям Генри Скотт заметил, что на основе лексикостатистического анализа семи миллионов пар слов лингвист Исидор Дьен предложил в 1962 году два альтернативных сценария, объясняющих происхождение и распространение австронезийских языков: (а) они возникли на каком-то тихоокеанском острове и распространились на запад до Азии, или (б) что они возникли на Тайване и распространились на юг. [36] Основываясь на последующем изучении второй альтернативы, Скотт приходит к выводу, что филиппинское языковое древо могло быть завезено носителями австронезийского языка еще в 5000 году до нашей эры, вероятно, с севера, а их потомки в последующие тысячелетия распространились по Филиппинскому архипелагу и за его пределы, поглощая или заменить уже существующие редкие популяции, а их язык диверсифицируется на десятки взаимно непонятных языков, которые заменили более ранние. В течение этих тысячелетий на Филиппины прибыли другие носители австронезийского языка в достаточно большом количестве, чтобы оставить лингвистический след, но не заменить существующие языки. Скотт предположил, что, если этот сценарий верен, все нынешние филиппинские языки (за исключением языков сама-баджау , на которых, вероятно, больше говорящих за пределами Филиппин, чем внутри них) возникли на архипелаге, ни один из них не был завезен в результате отдельной миграции, и все они имеют больше общего друг с другом, чем с языками за пределами Филиппин.
В этот период неолита был проложен торговый путь, первоначально проложенный в основном выходцами с Филиппин и Тайваня . Маршрут, известный как Морская Нефритовая дорога , был одной из самых обширных морских торговых сетей единого геологического материала в доисторическом мире с 2000 г. до н. э. по 1000 г. н. э., намного старше Шелкового пути . [37] [38] [39] [40] Нефрит добывался на Тайване и обрабатывался в основном на Филиппинах, откуда торговый путь достигал многих мест Юго-Восточной Азии, таких как Вьетнам, Таиланд, Малайзия и Индонезия. « Культура нефрита » процветала в эту эпоху, о чем свидетельствуют десятки тысяч изящных нефритовых артефактов, найденных на месте в провинции Батангас . [41] [42] нефритовые артефакты , датированные 2000 годом до нашей эры. Были найдены [41] [43] с изделиями из переливающегося нефрита, изготовленными на Лусоне и изготовленными из сырья, происходящего из Тайваня. [44] В этот мирный доколониальный период ни одно захоронение, изученное учеными, не дало никаких остеологических доказательств насильственной смерти. Случаев массовых захоронений также зафиксировано не было, что свидетельствует о мирной ситуации на островах. Захоронения с доказательствами насилия были обнаружены только в захоронениях, начиная с 15 века, вероятно, из-за новых культур экспансионизма, импортированных из Индии и Китая. Когда испанцы прибыли в 16 веке, они зарегистрировали несколько воинственных групп, культура которых уже испытала влияние импортированных индийских и китайских экспансионистских культур 15 века. [45] К 1000 г. до н. э. жители архипелага разделились на четыре типа социальных групп: племена охотников-собирателей, общества воинов, горные плутократии и портовые княжества. [46]
Австронезийцы, поселившиеся на Филиппинах, смешались с ранее существовавшими более ранними группами, такими как негритосы , которые достигли островов через ныне затонувший Сундаленд . Генетические исследования показали, что современные коренные филиппинцы имеют разную степень негритянского происхождения в дополнение к большинству австронезийских предков. [47] [28]
Генетические исследования
[ редактировать ]2002 года Исследование Китайского медицинского университета показало, что некоторые филиппинцы имеют общую генетическую хромосому, которая встречается у азиатских народов , например, у тайваньских аборигенов, индонезийцев, тайцев и китайцев. [48]
Генетическое исследование, проведенное в 2008 году Университетом Лидса и опубликованное в журнале «Молекулярная биология и эволюция» , показало, что линии митохондриальной ДНК развивались на островах Юго-Восточной Азии (ISEA) с тех пор, как современные люди прибыли примерно 50 000 лет назад. Авторы пришли к выводу, что это доказательство того, что австронезийцы эволюционировали на островах Юго-Восточной Азии, а не пришли с Тайваня (гипотеза «за пределами Сундаленда»). Расселение населения произошло одновременно с повышением уровня моря, что привело к миграции с Филиппинских островов на Тайвань в течение последних 10 000 лет. [49]
Исследование генетики и происхождения полинезийцев, подтвердило проведенное в 2013 году , сценарий австронезийской экспансии из Тайваня примерно в 2200 году до н. э., в заселил острова Батанес и северный Лусон результате которого Тайвань . Оттуда они быстро распространились вниз на остальные острова Филиппин и Юго-Восточной Азии . [25] [30] Эта популяция ассимилировалась с существующими негритосами, в результате чего образовались современные филиппинские этнические группы , которые демонстрируют различные соотношения генетической смеси между австронезийскими и негритосскими группами. [47]
Однако исследование 2014 года, опубликованное журналом Nature с использованием полногеномного секвенирования вместо только секвенирования мтДНК, подтвердило расселение австронезийских народов с севера на юг в гипотезе «за пределами Тайваня». Исследователи также отметили, что, хотя люди жили в Сундаленде по крайней мере 40 000 лет, австронезийцы прибыли сюда недавно. Результаты исследования 2008 года не учли примесь с более древними, но неродственными популяциями негритосов и папуасов . [50] [47]
Генетическое исследование 2021 года, в ходе которого были изучены представители 115 коренных общин, обнаружило доказательства как минимум пяти независимых волн ранней миграции людей. Группы негрито, разделенные на группы на Лусоне и на Минданао, могут возникнуть в результате одной волны и впоследствии разойтись, или же образоваться в результате двух отдельных волн. Вероятно, это произошло где-то после 46 000 лет назад. Еще одна миграция негрито прибыла на Минданао примерно 25 000 лет назад. Были обнаружены две ранние восточноазиатские волны: одна наиболее ярко выражена среди народа манобо , живущего во внутренних районах Минданао, а другая – у Сама-Баджау и родственных ему народов архипелага Сулу, полуострова Замбоанга и Палавана. Примесь, обнаруженная у народа сама, указывает на родство с народами Луа и Млабри материковой Юго-Восточной Азии и отражает аналогичный генетический сигнал, обнаруженный в западной Индонезии. Это произошло примерно 15 000 лет назад и 12 000 лет назад соответственно, примерно в то время, когда последний ледниковый период подходил к концу. Было обнаружено, что австронезийцы, либо из Южного Китая, либо из Тайваня, пришли как минимум двумя отдельными волнами. Первый, произошедший, возможно, между 10 000 и 7 000 лет назад, принес предкам коренных народов, которые сегодня живут вокруг Кордильер Центральный горный массив . Более поздние миграции привели с собой другие австронезийские группы, а также сельское хозяйство, и языки этих недавних австронезийских мигрантов эффективно заменили существующее население. Во всех случаях новые иммигранты, похоже, в некоторой степени смешались с существующим населением. Интеграция Юго-Восточной Азии в торговые сети Индийского океана около 2000 лет назад также демонстрирует определенное влияние: генетические сигналы Южной Азии присутствуют в некоторых общинах Сама-Баджау. [51]
Эпоха раннего металла (ок. 500 г. до н.э. – ок. 1 г. н. э.)
[ редактировать ]Хотя есть некоторые свидетельства того, что ранние австронезийские мигранты имели бронзовые или латунные инструменты, [52] [53] Считается, что самые ранние металлические инструменты на Филиппинах впервые были использованы где-то около 500 г. до н.э., и эта новая технология совпала со значительными изменениями в образе жизни первых филиппинцев. Новые инструменты обеспечили более стабильный образ жизни и создали больше возможностей для роста сообществ как с точки зрения размера, так и с точки зрения культурного развития. [54]
Там, где общины когда-то состояли из небольших групп родственников, живущих в стоянках, возникли более крупные деревни, обычно располагавшиеся вблизи воды, что облегчало путешествия и торговлю. В результате легкость контактов между сообществами означала, что они начали иметь схожие культурные черты, что раньше было невозможно, когда сообщества состояли только из небольших родственных групп.
Джокано называет период между 500 г. до н.э. и 1 г. н.э. зарождающейся фазой, когда впервые в записях об артефактах наблюдается присутствие артефактов, схожих по дизайну от места к месту по всему архипелагу. Наряду с использованием металлических инструментов в эту эпоху также произошло значительное улучшение гончарной технологии. [54]
Протоисторическая эпоха
[ редактировать ]Торговля с культурой Са Хуинь
[ редактировать ]Культура Са Хуинь на территории нынешнего центрального и южного Вьетнама вела обширную торговлю с Филиппинским архипелагом во время своего расцвета между 1000 г. до н.э. и 200 г. н.э. [55] [56]
Бусы Са Хуинь изготавливались из стекла, сердолика , агата , оливина , циркона , золота и граната ; большинство этих материалов не были местными для региона и, скорее всего, были импортированы . династии Хань в стиле Бронзовые зеркала также были найдены на стоянках Са Хуинь. И наоборот, ушные украшения, изготовленные Са Хуинь, были найдены в археологических памятниках в Центральном Таиланде , Тайване (Остров Орхидей) и на Филиппинах , в пещерах Палаван Табон . [57] [56] Пещера Каланай — небольшая пещера, расположенная на острове Масбате в центральной части Филиппин . Пещера расположена на северо-западном побережье острова в муниципалитете Аророй . Артефакты, обнаруженные на этом месте, были похожи на те, что были найдены в Юго-Восточной Азии и Южном Вьетнаме . Это место является одним из гончарных комплексов Са Хуинь -Каланай, которые имеют сходство с Вьетнамом. Тип керамики, найденной на этом месте, датируется 400 г. до н.э.–1500 г. н.э. [55] [56]
100 г. до н.э. и далее
[ редактировать ]Находки железного века на Филиппинах также указывают на существование торговли между Тамил Наду и Филиппинскими островами в девятом и десятом веках до нашей эры. [58] Некоторые историки полагают, что Филиппины — это остров Хрис , «Золотой», — это название, данное древнегреческими авторами по отношению к богатому золотом острову к востоку от Индии . Помпоний Мела , Маринос из Тира и Перипл Эритрейского моря упоминали этот остров в 100 г. до н. э., и он, по сути, эквивалентен индийской Суварнадвипе , «Острову золота». Иосиф Флавий называет его по-латыни Aurea и приравнивает остров к библейскому Офиру , откуда корабли Тира и Соломона привозили золото и другие предметы торговли.
Птолемей определяет острова Хриса к востоку от Хруса Керсоненсона , «Золотого полуострова», т. е. полуострова Малайя . К северу от Хрисы в Перипле находился Тонкий , который некоторые считают первым европейским упоминанием Китая . Примерно в 200 г. до н. э. возникла практика использования золотых прикрытий для глаз, а затем и золотых прикрытий для лицевых отверстий для украшения умерших, что привело к увеличению количества древних золотых находок.Во времена династий Цинь и Тан Китай был хорошо осведомлен о золотых землях далеко на юге. Буддийский паломник И-Цин упоминает Чин-Чжоу , «Остров золота» на архипелаге к югу от Китая на обратном пути из Индии. Средневековые мусульмане называли эти острова королевствами Забаг и Вахвах , богатыми золотом, имея в виду, возможно, восточные острова Малайского архипелага, где расположены современные Филиппины и Восточная Индонезия. [59]
Талассократии и международная торговля (200 г. н. э.)
[ редактировать ]Возникновение городов-государств Барангая и торговли (200–500 гг.)
[ редактировать ]Морская Юго-Восточная Азия начала интегрироваться в более широкие торговые сети в первые века первого тысячелетия, а к V веку торговля между Китаем и регионом стала регулярной. [60]
Фрагментированные этнические группы основали многочисленные города-государства, образованные путем ассимиляции нескольких небольших политических единиц, известных как барангай, каждую из которых возглавлял Дату или главарь (до сих пор используется среди неиспаноязычных филиппинских этнических групп) и подотчетные королю по имени Раджа . Даже разбросанные барангаи благодаря развитию межостровной и международной торговли к IV веку стали более однородными в культурном отношении. индуистско - буддийская В эту эпоху среди дворян процветали культура и религия. Многие из барангаев в той или иной степени находились под юриспруденцией де-юре одной из нескольких соседних империй, в том числе империй Малайской Шри Виджая , Яванского Маджапахита , Брунея , Малакки , хотя де-факто они установили свою собственную независимую систему правления. торговые связи с Суматрой , Борнео , Таиландом , Явой , Китаем , Индией , Аравией , Японией и Королевством Рюкю В эту эпоху процветали торговле . . Таким образом, возникла талассократия, основанная на международной [61]
В каждом барангае проживало около 100 семей. Некоторые барангаи были большими, например Зубу (Себу), Бутуан, Мактан (Мактан), Мандани (Мандауэ), Лалан (Лилоан), Иронг-Иронг (Илоило), Биган (Виган) и Селуронг (Манила). В каждом из этих крупных барангаев проживало более 2000 человек.
В древности среди предметов, которые ценились народами, были кувшины, которые были символом богатства во всей Южной Азии, а позже металл, соль и табак. В обмен народы обменивали перья, рог носорога, клювы птиц-носорогов, пчелиный воск, птичьи гнезда, смолу, ротанг. 2 Кованое железо производилось и обрабатывалось на Филиппинах и экспортировалось на Тайвань. [37]
В период с 7 по начало 15 века возникли многочисленные процветающие центры торговли, в том числе Королевство Намайан , процветавшее рядом с Манильским заливом, [62] Себу , Илоило , [63] Бутуан , Королевство Санфоци, расположенное в Пангасинане , Королевства Забаг и Вак-Вак, расположенное в Пампанге. [64] и Апарри (специализировавшиеся на торговле с Японией и Королевством Рюкю на Окинаве ).
Введение металла
[ редактировать ]Внедрение металла на Филиппины и связанные с этим изменения не соответствовали типичной схеме. Роберт Фокс отмечает: «Например, нет никаких реальных свидетельств « бронзового века » или « медно-бронзового века » на архипелаге, развития, которое произошло во многих частях мира. Переход, как показали недавние раскопки , был от каменных орудий до железных орудий». [65]
Самым ранним использованием металла на Филиппинах было использование меди для украшений, а не для инструментов. Даже когда медные и бронзовые орудия стали обычным явлением, их часто использовали бок о бок с каменными орудиями. Лишь в конце этой эпохи металл стал доминирующим материалом для изготовления инструментов, что привело к новому этапу культурного развития.
Бронзовые инструменты раннего металлического века Филиппин встречались в различных местах, но они не получили широкого распространения. Это объясняется отсутствием местного источника олова, из которого в сочетании с медью получается бронза. Этот недостаток привел большинство антропологов к выводу, что бронзовые изделия были импортированы и что те места выплавки бронзы, которые были найдены на Филиппинах, в Палаване, предназначались для переплавки и переплавки.
Введение железа
[ редактировать ]Находки железного века на Филиппинах также указывают на существование торговли между Тамил Наду и Филиппинскими островами в девятом и десятом веках до нашей эры. [58] Когда железо было завезено на Филиппины, оно стало предпочтительным материалом для изготовления инструментов и в значительной степени положило конец использованию каменных орудий. Ученые до сих пор спорят о том, было ли железо импортировано или добыто на месте. Бейер думал, что его добыли на месте, но другие указывают на отсутствие артефактов выплавки железа и делают вывод, что железные инструменты, вероятно, были импортированы. [66]
Мастера по металлу той эпохи уже разработали грубую версию современных металлургических процессов, в частности, закалку мягкого железа посредством цементации . [67]
См. также
[ редактировать ]- Возникновение сельского хозяйства на Филиппинах
- Древняя филиппинская диета и здоровье
- Культурные достижения доколониальных Филиппин
- Инструменты Shell на Филиппинах
- Стегодон
- Барангай (доколониальный)
- Доисторическая Азия
- Предыстория Мариндуке
- Предыстория Пампанги
- Предыстория Сарангани
- святыня
- Суят
- История Филиппин
- История Филиппин (доколониальная эпоха 900–1565 гг.)
- История Филиппин (испанская эпоха 1565–1898 гг.)
- История Филиппин (американская эпоха, 1898–1946 гг.)
- История Филиппин (Третья республика 1946–65)
- История Филиппин (Эра Маркоса, 1965–86)
- История Филиппин (современная эпоха, 1986 – настоящее время)
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Петроглифы Ангоно» . ЮНЕСКО . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ Ингикко, Томас (4 мая 2018 г.). «Древние люди заселили Филиппины 700 000 лет назад» . Natureecoevocommunity.nature.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Первые люди прибыли на территорию PH 700 000 лет назад» . Филиппинский Daily Inquirer . Том. 33, нет. 145. 4 мая 2018 г. Проверено 4 мая 2018 г.
- ^ Т. Ингикко; БГ Горы; C. Торговля; Ж.-Ж. Бахайн; М.Г. Чакон; Н. Амано; Х. Форестье; К. Кинг; К. Манало; С. Номад; А. Перейра; МС Кингс; ЯВЛЯЮСЬ. Шема; К. Шао; П. Войнше; К. Фальгер; ПЧ Альберс; М. Лисинг; Г. Лирас; Д. Юрнальди; П. Рошетт; А. Баптист; Ж. де Вос (2018). «Самая ранняя известная деятельность гоминидов на Филиппинах произошла 709 тысяч лет назад » Природа 557 (7704): 233–237. Бибкод : 2018Nature.557..233I . дои : 10.1038/ s41586-018-0072-8 ПМИД 29720661 . S2CID 13742336 .
- ^ Худ, Марлоу (3 мая 2018 г.). «Ранние люди прибыли на Филиппины 700 000 лет назад — исследование» . Новости GMA онлайн. Новости ГМА . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ Михарес, А.С.; Детройт, Ф.; Пайпер, П.; Грюн, Р.; Беллвуд, П.; Обер, М.; Чемпион, Г.; Куэвас, Н.; Де Леон, А.; Дизон, Э. (2010). «Новые доказательства присутствия человека возрастом 67 000 лет в пещере Кальяо, Лусон, Филиппины». Журнал эволюции человека . 59 (1): 123–132. дои : 10.1016/j.jhevol.2010.04.008 . ПМИД 20569967 .
- ^ Валмеро, Анна (5 августа 2010 г.). «Человек Кальяо может быть «старейшим» человеком в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — говорит филиппинский археолог» . Yahoo! Юго-Восточная Азия, loqal.ph . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ↑ Северино, Хоуи Г. (1 августа 2010 г.). Исследователи обнаружили окаменелость человека старше Табонского человека . Новости ГМА . Проверено 21 октября 2010 г. (архивировано из оригинального архива от 4 августа 2010 г., в Wayback Machine 4 августа 2010 г.)
- ^ Морелла, Сесил. (3 августа 2010 г.). «Человек Кальяо» может перекроить филиппинскую историю . Агентство Франс-Пресс. Получено 21 октября 2010 г. из Discovery News.
- ^ Барни, Хендерсон (3 августа 2010 г.). «Археологи обнаружили на Филиппинах человеческую кость возрастом 67 000 лет» . «Дейли телеграф» .
- ^ Детройт, Флоран; Михарес, Арманд Сальвадор; Корни, Жюльен; Давер, Гийом; Занолли, Клеман; Дизон, Эусебио; Роблес, Эмиль; Грюн, Райнер; Пайпер, Филип Дж. (2019). «Новый вид Homo из позднего плейстоцена Филиппин» (PDF) . Природа . 568 (7751): 181–186. Бибкод : 2019Natur.568..181D . дои : 10.1038/s41586-019-1067-9 . ПМИД 30971845 . S2CID 106411053 .
- ^ Грешко, Михаил; Вей-Хаас, Майя (10 апреля 2019 г.). «На Филиппинах обнаружен новый вид древнего человека» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 10 апреля 2019 года . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Ринкон, Пол (10 апреля 2019 г.). «На Филиппинах обнаружен новый вид человека» . Новости Би-би-си . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хокано 2001 , с. 108
- ^ Джокано 2001 , с. 120
- ^ Джокано 2001 , с. 107
- ^ Скотт 1984 , с. 138
- ^ Скотт 1984 , с. 14; Зайде 1999 , с. 35, со ссылкой на Jocano 1975 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Скотт 1984 , стр. 14–15.
- ^ Детройт, Флоран; Дизон, Эусебио; Фальгер, Кристоф; Амо, Себастьян; Ронкильо, Вильфредо; Семах, Франсуа (2004). «Верхний плейстоцен Homo sapiens из пещеры Табон (Палаван, Филиппины): описание и датировка новых открытий» (PDF) . Палеонтология и предыстория человека . 3 (2004): 705–712. Бибкод : 2004CRPal...3..705D . дои : 10.1016/j.crpv.2004.06.004 . S2CID 140135409 .
- ^ Скотт 1984 , с. 15
- ^ Флоран Детройт; Жюльен Корни; Эусебио Дизон; Арманд Михарес (1 июня 2013 г.). « «Малый размер» в филиппинской летописи окаменелостей человека: имеет ли это значение для лучшего понимания эволюционной истории негритосов?» . Биология человека . 85 (1): 45–66. дои : 10.3378/027.085.0303 . ПМИД 24297220 . S2CID 24057857 .
- ^ Джетт, Стивен С. (2017). Древние переходы через океан: новый взгляд на контакты с доколумбовой Америкой . Издательство Университета Алабамы. стр. 168–171. ISBN 978-0-8173-1939-7 .
- ^ «Путеводитель: Тави-Тави» . 26 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чемберс, Джефф (2013). «Генетика и происхождение полинезийцев» . ЭЛС . John Wiley & Sons, Inc. doi : 10.1002/9780470015902.a0020808.pub2 . ISBN 978-0-470-01617-6 .
- ^ Флессен, Кэтрин Т. (14 ноября 2006 г.). Беллвуд и Сольхейм: Модели неолитических движений людей в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (бумага) (PDF) . Тронхейм, Сёр-Трёнделаг, Норвегия: Норвежский университет науки и технологий (NTNU) . Проверено 5 февраля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] цитируя Беллвуд 1997 г.
- ^ Мелтон, Терри; Клиффорд, Стефани; Мартинсон, Джереми; Батцер, Марк; Стоункинг, Марк (декабрь 1998 г.). «Генетические доказательства происхождения протоавстронезийцев в Азии: мтДНК и вариации ядерной ДНК у тайваньских аборигенов» . Американский журнал генетики человека . 63 (6): 1807–1823. дои : 10.1086/302131 . ПМЦ 1377653 . ПМИД 9837834 .
- ^ Перейти обратно: а б Сприггс, Мэтью (май 2011 г.). «Археология и австронезийская экспансия: где мы сейчас?». Античность . 85 (328): 510–528. дои : 10.1017/S0003598X00067910 . S2CID 162491927 .
- ^ Перейти обратно: а б Питер Беллвуд; Джеймс Дж. Фокс; Даррелл Трайон, ред. (2006). Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы . АНУ Э Пресс. ISBN 978-1-920942-85-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Михарес, Арманд Сальвадор Б. (2006). «Ранняя австронезийская миграция на Лусон: перспективы пещер Пеньябланка» . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории (26): 72–78. Архивировано из оригинала 7 июля 2014 года.
- ^ Беллвуд, Питер (2014). Глобальная предыстория миграции людей . п. 213.
- ^ Гуденаф, Уорд Хант (1996). Доисторическое поселение Тихого океана, Том 86, Часть 5 . Американское философское общество. п. 52.
- ^ Сагарт, Лоран (январь 2008 г.). «Экспансия фермеров Сетарии в Восточной Азии» . Прошлые миграции людей в Восточной Азии: сопоставление… .
- ^ Ли, Х; Хуанг, Ю; Муставич, Л. Ф.; и др. (ноябрь 2007 г.). «Y-хромосомы доисторических людей вдоль реки Янцзы» . Хм. Жене . 122 (3–4): 383–8. дои : 10.1007/s00439-007-0407-2 . ПМИД 17657509 . S2CID 2533393 .
- ^ Ко, Альберт Мин-Шан; Чен, Чунг-Ю; Фу, Цяомэй; Дельфин, Фредерик; Ли, Минкун; Чиу, Хун-Лин; Стоункинг, Марк; Ко, Ин-Чин (2014). «Ранние австронезийцы: на Тайвань и обратно» . Американский журнал генетики человека . 94 (3): 426–436. дои : 10.1016/j.ajhg.2014.02.003 . ПМК 3951936 . ПМИД 24607387 .
- ^ Скотт 1984 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Цанг, Ченг-хва (2000), «Последние достижения в археологии железного века на Тайване», Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории, 20: 153–158, doi: 10.7152/bippa.v20i0.11751
- ^ Тертон, М. (2021). Заметки из центрального Тайваня: Наш южный брат. Отношения Тайваня с Филиппинами насчитывают тысячелетия, поэтому остается загадкой, что это не жемчужина в короне новой политики южного направления. Тайвань Таймс.
- ^ Эверингтон, К. (2017). Родина австронезийцев — Тайвань, столица — Тайдун: Учёный. Тайваньские новости.
- ^ Беллвуд, П., Х. Хунг, Х., Лизука, Ю. (2011). Тайваньский нефрит на Филиппинах: 3000 лет торговли и взаимодействия на расстоянии. Семантический учёный.
- ^ Перейти обратно: а б Скотт 1984 , с. 17.
- ^ Беллвуд, Питер (2011). Пафос происхождения . стр. 31–41.
- ^ Несс, Иммануэль (2014), Глобальная предыстория миграции людей , John Wiley & Sons, стр. 289 , ISBN 978-1-118-97059-1
- ^ Сяо-Чун, Хун (11 декабря 2007 г.). «Древний нефрит отображает 3000 лет доисторического обмена в Юго-Восточной Азии» . Proc Natl Acad Sci США . 104 (50): 19745–19750. дои : 10.1073/pnas.0707304104 . ПМК 2148369 . ПМИД 18048347 .
- ^ Юнкер, LL (1999). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств. Издательство Гавайского университета.
- ^ Легарда, Бенито младший (2001). «Культурные достопримечательности и их взаимодействие с экономическими факторами во втором тысячелетии на Филиппинах». Кинаадман (Мудрость) Журнал Южных Филиппин . 23:40 .
- ^ Перейти обратно: а б с Липсон, Марк; Лох, По-Ру; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Ко, Ин-Чин; Стоункинг, Марк; Бергер, Бонни; Райх, Дэвид (2014). «Реконструкция истории австронезийского населения на островах Юго-Восточной Азии» (PDF) . Природные коммуникации . 5 (1): 4689. Бибкод : 2014NatCo...5E4689L . дои : 10.1038/ncomms5689 . ПМК 4143916 . ПМИД 25137359 .
- ^ Чанг JG, Ко YC, Ли JC, Чанг SJ, Лю TC, Ши MC, Пэн CT (2002). «Молекулярный анализ мутаций и полиморфизмов гена альфа(1,2)-фукозилтрансферазы секреторного типа Льюиса показывает, что тайваньские аборигены имеют австронезийское происхождение» . Дж. Хум. Жене . 47 (2): 60–5. дои : 10.1007/s100380200001 . ПМИД 11916003 .
- ^ Мартин Ричардс. «Изменение климата и постледниковое расселение людей в Юго-Восточной Азии» . Оксфордские журналы . Проверено 10 апреля 2014 г.
- ^ Рочмянингсих, Дина (28 октября 2014 г.). « Предположение об «из Сундаленда» опровергнуто» . Джакарта Глобус . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 24 декабря 2018 г.
- ^ Ларена, Максимилиан; Санчес-Кинто, Федерико; Сьёдин, Пер; Маккенна, Джеймс; Эбео, Карло; Рейес, Ребекка; Казель, Офелия; Хуан, Цзинь-Юань; Хагада, Ким Пуллупул; Гилей, Деннис; Рейес, Дженнелин (30 марта 2021 г.). «Множественные миграции на Филиппины за последние 50 000 лет» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 118 (13): e2026132118. Бибкод : 2021PNAS..11826132L . дои : 10.1073/pnas.2026132118 . ISSN 0027-8424 . ПМК 8020671 . ПМИД 33753512 .
- ^ Манансала, Пол. Квесты Клана Дракона и Птицы . п. 324.
- ^ Тиль, Барбара. «Раскопки в пещере Мусанг, северо-восток Лусона, Филиппины» (PDF) .
- ^ Перейти обратно: а б Хокано 2001 , с. 119
- ^ Перейти обратно: а б Сольхейм, Уильям (1969). «Доисторическая археология в восточной части Юго-Восточной Азии и на Филиппинах». Азиатские перспективы . 3 : 97–108.
- ^ Перейти обратно: а б с Микшич, Джон Н. (2003). Глиняная посуда в Юго-Восточной Азии: материалы Сингапурского симпозиума по досовременной глиняной посуде Юго-Восточной Азии . Сингапур: Издательство Сингапурского университета, Национальный университет Сингапура.
- ^ Сольхейм, Уильям (1969). «Доисторическая археология в восточной части Юго-Восточной Азии и на Филиппинах». Азиатские перспективы . 3 : 97–108. hdl : 10125/19126 .
- ^ Перейти обратно: а б «Тамильская культурная ассоциация – тамильский язык» . ТамилкультураВатерлоо.org . Архивировано из оригинала 2 января 2008 года.
- ^ Забаг . Проверено 2 сентября 2008 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ Ньюсон, Линда А. (16 апреля 2009 г.). Завоевание и эпидемия на ранних испанских Филиппинах . Издательство Гавайского университета. стр. 18–19. ISBN 978-0-8248-6197-1 .
- ^ [1] (архивировано из оригинального архива от 1 июля 2012 г., в Wayback Machine 1 августа 2010 г.)
- ^ «О Пасай – История: Королевство Намайян» . Сайт правительства города Пасай . Правительство города Пасай. Архивировано из оригинала 20 января 2008 года . Проверено 5 февраля 2008 г.
^ Уэрта, Феликс, де (1865), Estado Geografico, Topografico, Estadistico, Historico-Religioso de la Santa y Apostolica Provincia de San Gregorio Magno , Binondo: Imrenta de M. Sanchez y Compañia{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) . - ^ Остатки древних барангаев во многих частях Илоило свидетельствуют о древности и богатстве этих доколониальных поселений. Доиспанские захоронения находятся во многих городах Илоило. На этих могильниках находились старинные фарфоровые погребальные кувшины и гробы из твердых пород дерева, в которых хоронили умерших с обилием золота, хрустальных бус, китайской керамики и золотых масок. Эти национальные сокровища Филиппин хранятся в Музее Илоило и в коллекциях многих старых семей Илоннго. Ранние испанские колонизаторы обратили внимание на древние цивилизации Илоило и их организованную социальную структуру, управляемую знатью. В конце XVI века фрай Гаспар де Сан-Агустин в своих хрониках о древних поселениях в Панайе говорит: «Tambiénfundó convento el Padre Fray Martin de Rada en Arautque ahora se llama el convento de Dumangas- con la advocación de nuestro Padre Сан-Агустин... Estáfundado este pueblo casi a los Fines del Río de Halaur, que naciendo en unos altos montes en el centro de Esta Isla (Panay)... Es el pueblo muy Hermoso, ameno y muy lleno de palmares de cocos Антигуаментная эпоха el emporio y corte de la más lucida. дворянство всего этого острова». Гаспар де Сан-Агустин, OSA, Завоевания Филиппинских островов (1565–1615) , Мануэль Мерино, OSA, изд., Consejo Superior de Ciencias Cientificas: Мадрид, 1975, стр. 374–375.
- ^ Средневековая география Санфоци и Забага [ ненадежный источник? ]
- ^ Фокс 1977 , с. 63 [ нужны разъяснения ]
- ^ Джокано 2001 , с. 121
- ^ Дизон 1983 , с. 28
Ссылки
[ редактировать ]- Беллвуд, Питер (1997), Предыстория Индо-Малайзийского архипелага (переработанное издание) , Гонолулу, Гавайи: University of Hawaiʻi Press .
- Дизон, Эусебио (1983), Век металла на Филиппинах: археологическое исследование , Манила: Национальный музей филиппинского народа .
- Фокс, Роберт Брэдфорд (март 1968 г.), «Археология и Филиппины», Эссо Гиланган .
- Хокано, Ф. Ланда (1975), Предыстория Филиппин: антропологический обзор истоков филиппинского общества и культуры , Филиппинский центр перспективных исследований, Система Филиппинского университета
- Хокано, Ф. Ланда (2001), Предыстория Филиппин: новое открытие доколониального наследия , Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc., ISBN 978-971-622-006-3 .
- Скотт, Уильям Генри (1984), Доиспанские исходные материалы для изучения истории Филиппин , New Day Publishers, ISBN 978-971-10-0226-8 , получено 5 августа 2008 г.
- Солхейм, Вильгельм Г. II (2006), Археология и культура в Юго-Восточной Азии: Распутывание Нусантао , Дилиман, Кесон-Сити: University of the Philippines Press, стр. 316, ISBN 978-971-542-508-7 .
- Зайде, Соня М. (1999), Филиппины: уникальная нация (второе изд.), All-Nations Publishing, ISBN 978-971-642-071-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Регаладо, Феликс Б; Франко, Квинтин Б. (1973), Гримо, Элиза Б. (редактор), История Панай , Центральный Филиппинский университет
- Скотт, Уильям Генри (1994), Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века , Кесон-Сити: издательство Ateneo de Manila University Press, ISBN 978-971-550-135-4 .
- Скотт, Уильям Генри (1992), В поисках доиспанских филиппинцев , Кесон-Сити: New Day Publishers, ISBN 978-971-10-0524-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хронология истории Филиппин (архивировано из оригинала 30 октября 2005 г.)