Культурные достижения доколониальных Филиппин
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
История Филиппин |
---|
![]() |
Хронология |
![]() |
Культурные достижения доколониальных Филиппин включают достижения, охваченные предысторией и ранней историей (900–1521 гг.) жителей Филиппинского архипелага, доколониальных предков сегодняшнего филиппинского народа . Среди культурных достижений систем убеждений коренных народов и культуры в целом, которые заметны во многих этнических обществах, варьируются от сельского хозяйства, социальных и экологических концепций, духовных верований до достижений в области технологий, науки и искусства.
Краткое описание достижений
[ редактировать ]![]() | Этот раздел , возможно, содержит обобщение материала не , который достоверно или не относится упоминает основную тему ( сентябрь 2019 г. ) |
Ниже приведены заметные достижения аборигенов доколониального архипелага в период с 16 по 9 век и, скорее всего, даже дальше. Многие достижения были утрачены или модернизированы из-за более чем трехвекового колониального правления, начавшегося в середине 16 века и закончившегося в середине 20 века.
- Развитие и опыт в области боевых искусств и военного дела коренных народов. [1] [ необходимы дополнительные ссылки ]
- Высокое уважение к миру природы, включая духовные сферы и их существ, которые рассматриваются как часть всех дел каждой жизни на Земле и, таким образом, представляются как взаимосвязанная сеть, в которой одно действие влияет на другое, прямо или косвенно. [2] [3]
- Развитие организованной системы сообществ с принятием законов, способствующих социальному благополучию и защите природы, духов и людей. [3]
- Расширение образовательных систем и систем письма коренных народов за счет сосредоточения внимания на системах верований, эпосе и других средствах массовой информации, которые демонстрируют хорошие ценности эгалитарного общества. [4] [5]
- Широкое распространение грамотности в системах письма коренных народов , таких как система письма Байбайн , как среди мужчин, так и среди женщин. [6]
- Социальная культура, основанная на мирных договорах, морских и сухопутных путешествиях, общественных собраниях и уважении к этническим различиям. [3] [7]
- Решение проблем и войн с помощью различных средств, таких как божественное вмешательство, священные мирные пакты , общественные консультации и вмешательство сообщества. [8] [9]
- Разработка ремесленных инноваций, используемых для несельскохозяйственных и невоенных задач, таких как производство текстиля , керамики и украшений , с учетом устойчивости источников, окружающей среды и ее дикой природы. [10] [11]
- Развитие кулинарного и целительского искусства коренных народов , включая медицинские практики и связанные с ними предметы и ингредиенты, которые были получены из устойчивых источников благодаря уважительному отношению к миру природы. [12] [13] [14] [15]
- Развитие изобразительного искусства с упором на народную литературу , каллиграфию, исполнительское искусство и ремесла , а также многие другие формы. [16] [17] [18] [19]
- Высокое уважение к равным правам, заметное в матриархальных обществах доколониальных этнических групп, которое включает в себя законность развода , равное отношение к принятию решений любого пола, сохранение имен после брака, будь то женщины или мужчины, равная пригодность к любой работе. для любого пола [20] [21] [22] [23]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]
Доколониальные филиппинские общества больше полагались на подсечное земледелие, чем на интенсивное постоянное земледелие. Например, в доколониальных Висайях основные культуры, такие как рис, просо, бананы и корнеплоды, выращивались в свидденах ( каингин ). [24] Хотя рис высоко ценился и был предпочтительным продуктом питания, наиболее распространенной пищей в течение всего года были корнеплоды, а в некоторых районах единственной доступной культурой большую часть года были корнеплоды, такие как таро и ямс . Историк Уильям Генри Скотт также отметил, что доколониальные висайские фермеры не знали ни плуга , ни карабао до прибытия испанцев, в то время как антрополог Роберт Б. Фокс описал мангьянов Миндоро как оседлых земледельцев , которые занимаются сельским хозяйством без плуга и карабао. Фактически, историкам хорошо известно, что технология плуга и использование одомашненных карабао для пахоты были внедрены и распространены испанскими монахами для финансирования колониального предприятия - факт, который часто умалчивается в большинстве филиппинских националистических историй. [25] [26] Точно так же строительство рисовых террас Кордильер началось около 1650 года и совпало с приходом испанцев на северный Лусон; это мнение подтверждается археологическими данными, собранными в пяти крупных местах (Старая деревня Кианган, Хапао, Нагакадан, Батад и Банауэ) в рамках Археологического проекта Ифугао. [27] тем самым фальсифицируя ранее принятое представление о том, что рисовые террасы Филиппинских Кордильер имеют 2000-летнюю историю. Антрополог Стивен Акабадо отметил, что внедрение земледелия с влажным рисом в высокогорьях Кордильер и последующая модификация ландшафта для террасного выращивания влажного риса были частью стратегии сопротивления горцев испанскому завоеванию, поскольку измененный ландшафт служил зонами. убежища. [28]
Уильям Генри Скотт также отметил, что методы зачистки, использовавшиеся доколониальными висайцами, не были разрушительными, о чем свидетельствует тот факт, что большинство висайских поселений того времени были постоянными. Люди не видели необходимости каждый раз прибегать к вырубке девственных лесов, но благодаря балансу между численностью населения и доступными им землями стало возможным повторное использование ранее заброшенных заболоченных территорий, прошедших лесовосстановление. [29]
Боевые искусства и вооружение
[ редактировать ]

Самым интимным оружием доколониальных жителей Филиппин был баларав — кинжал с обоюдоострым лезвием в форме листа и крестообразной рукоятью, который иногда использовался для защиты от порезов на запястьях. [30] Обычно их длина составляет 20–25 сантиметров, хотя подросткам давали и меньшие версии, поскольку без них даже мальчик чувствовал себя голым. [31]
Доколониальные филиппинцы использовали в бою два вида мечей: крис и кампилан . Крис ) , (также называемый на висайском языке калис ) представляет собой обоюдоострый клинок, который может быть как полностью прямым (так называемый сунданг так и полностью волнистым (так называемый киво-киво ). [32] Клинки крисов были выкованы из слоев разных марок стали, что придавало им дамасский вид. [33] Висайские крисы считались худшими по сравнению с крисами из Минданао и Сулу, а они, в свою очередь, менее ценились по сравнению с импортом из Макассара и Борнео . [34] Лезвие кампилана , с другой стороны, длинное и прямое, с одним лезвием, которое расширяется до двойного острия. Как и крис, перед боем его покрывали ядом, и распространяемая выдумка о том, что кампиланский клинок стал ядовитым с помощью тайной алхимии, безусловно, увеличила его рыночную стоимость. [35] Кампилан . никогда не производился висайскими кузнецами, а импортировался с Минданао [36] Те, кто имел доступ к иностранному импорту, также владели японскими мечами (или катаной ) в качестве оружия войны.
Для защиты они носили мягкие доспехи и нагрудники из шкуры карабао, а также длинные узкие щиты, называемые каласаг , или круглые баклеры, называемые палисай . Люди, имевшие доступ к иностранному импорту, также могли владеть китайским остроконечным шлемом, также называемым купя или тангкулог на тагальском языке .
Борнейская аркебуза под названием астинггал (этимологически происходит от малайского istinggar , в конечном итоге от португальского espingarda). [37] ) был также известен доколониальным филиппинцам, однако испанцы никогда не сталкивались с ними в своих столкновениях на Лусоне, как на Минданао. [38] С другой стороны, такие аркебузы действительно появились на Палаване благодаря контактам с Борнео, как записано Антонио Пигафеттой . [39]
Хотя исторические и археологические данные свидетельствуют о том, что доколониальные жители Филиппин были народом, использовавшим металл, они не обладали металлургическими знаниями в области ковки боевых пушек на местах. [40] Исследователь-археолог Эусебио Дизон отметил, что доколониальные филиппинцы были способны ковать небольшие пушки, называемые лантаки , хотя они используются не для ведения войны, а в качестве украшения для внутреннего украшения. Что касается текущих археологических данных, доколониальные филиппинцы не были способны создавать тяжелые пушки европейского образца, которые использовались в войнах шестнадцатого века. [41] Несмотря на это, лантаки нашли свое место в филиппинской войне, о чем свидетельствуют, например, солдаты Хуана де Сальседо во время завоевания Лусона. [42]
Образование и письмо
[ редактировать ]
Ранние летописцы, прибывшие во время первых испанских экспедиций на острова, отмечали владение некоторыми туземцами, особенно вождем и местными королями, санскритом , старояванским , старомалайским и некоторыми другими языками. [43] [44] [45] Священник-иезуит писал в 1604 году: «Все эти островитяне настолько привыкли к письму и чтению, что едва ли найдется мужчина, а тем более женщина, который не мог бы читать и писать письмами, свойственными [Лусону]». Испанский судья писал в 1609 году: «На всех островах туземцы очень хорошо пишут [своими буквами]... Все туземцы, как женщины, так и мужчины, пишут на этом языке, и очень немногие пишут плохо и плохо. правильно". [46]
Морская культура и аквакультура
[ редактировать ]
Коренные жители Филиппин, являющиеся потомками мигрантов балангайского происхождения австронезийских из Приморья Юго-Восточной Азии, [48] были известны своими навигационными навыками. Некоторые из них использовали компасы, подобные тем, которые использовались среди морских общин Борнео и торговцев Китая , хотя у большинства не было необходимости в таких устройствах. В наше время некоторые рыбаки и торговцы на Висайских островах , Минданао , Сулу и Палаване все еще способны преодолевать большие расстояния по открытой воде без использования современных навигационных инструментов. [49] [ ненадежный источник? ] Филиппинские корабли, такие как каракао или коркоа, были превосходного качества, и некоторые из них использовались испанцами в экспедициях против мятежных племен, а также голландских и британских войск. На некоторых более крупных гребных судах находилось до сотни гребцов с каждой стороны, не считая отряда вооруженных войск. [44] Как правило, на более крупных судах имелся как минимум один лантака в передней части судна или еще один, расположенный на корме. [49] Филиппинские парусные корабли, называемые праосами, имели двойные паруса, которые, казалось, возвышались над поверхностью воды более чем на сто футов. Несмотря на большие размеры, эти корабли имели двойные аутригеры. Однако некоторые из более крупных парусных кораблей не имели аутригеров.
Сообщества древних Филиппин активно участвовали в международной торговле и использовали океан как естественные магистрали. [44] Древние народы вели торговлю на большие расстояния со своими азиатскими соседями на западе, вплоть до Мальдивских островов , и на севере, до Японии . [49] Некоторые историки предположили, что они также имели регулярные контакты с жителями Западной Микронезии , поскольку это был единственный район в Океании , где выращивался рис , туба (ферментированный кокосовый сок) и существовала традиция жевания орехов бетеля , когда туда прибыли первые европейцы. . Необычайное сходство сложных татуировок на теле у висайцев и жителей Борнео также предполагает некоторую связь между Борнео и древними Филиппинами. [49] Летописец Магеллана Антонио Пигафетта упоминал, что купцы и послы со всех окрестных областей приезжали отдать дань королю Сугбу ( Себу ) с целью торговли. Пока команда Магеллана находилась с королем, представитель Сиама отдавал королю дань уважения. [49] Мигель Лопес де Легаспи также писал, как купцы из Лусона и Миндоро приезжали на Себу для торговли, а также упоминал, что китайские купцы регулярно приезжали на Лусон с той же целью. [49] Люди из региона имели обширные торговые контакты и иммиграцию с представителями других культур, такими как индийцы , арабы , корейцы , японцы , вьетнамцы , камбоджийцы , тайцы , малазийцы и индонезийцы . [50] [51]
Помимо торговых отношений, коренные филиппинцы также занимались аквакультурой и рыболовством. Туземцы использовали саламбао , тип плота, в котором используется большая рыболовная сеть, которая опускается в воду с помощью рычага, состоящего из двух перекрещенных шестов. Ночная рыбалка осуществлялась с помощью свечей, изготовленных из особого вида смолы, похожей на копал мексиканский . Также наблюдалось использование безопасных загонов для инкубации и защиты мальков от хищников - метод, который интересовал в то время испанцев. [49]
Горное дело и украшения
[ редактировать ]

Добыча полезных ископаемых на Филиппинах началась около 1000 г. до н.э. Ранние филиппинцы работали на различных рудниках, содержащих золото , серебро , медь и железо . Драгоценности, золотые слитки, цепочки, браслеты, каломбиги и серьги передавались от предков и передавались из поколения в поколение.
Широкое использование золота в ранней истории Филиппин хорошо задокументировано как в археологических записях, так и в различных письменных отчетах доколониальных и ранних испанских колониальных времен. [55] Среди наиболее известных из этих изображений был Боксерский кодекс (ок. 1590 г.), в котором были изображены представители элиты различных народов Висайских островов и Лусона. [56] Золото использовалось для изготовления различных декоративных и церемониальных предметов, в качестве одежды, а также в качестве валюты. [57]
Золото было легко доступно на всем Филиппинском архипелаге. [58] : 309 а золотые изделия ценились как символы власти и маркеры элитного статуса, [58] : 299 хотя исследования погребальных артефактов показывают, что эти предметы не так ценились на доколониальных Филиппинах, как продаваемые украшения. [58] : 308 Золота было достаточно много, и местная элита не чувствовала необходимости приобретать его в больших количествах, а искала его только по мере возникновения необходимости, торгуя с поселениями, которые производили его посредством низкоинтенсивной добычи. [58] : 309
Использовались также золотые ручки кинжалов, золотая посуда, зубчатые пластины и огромные золотые украшения. [49] Посмертные маски из золота, относящиеся к доколониальным временам, также были обнаружены на Филиппинах. [59] В книге Ласло Легезы «Тантрические элементы в доиспанском золоте Филиппин» упоминается, что золотые украшения филиппинского происхождения были найдены в Древнем Египте . [49] По словам Антонио Пигафетты , жители Миндоро умели смешивать золото с другими металлами, придавая ему естественный вид, который часто обманывал даже опытных серебряников. [49]
Среди наиболее известных мест добычи золота в ранней филиппинской истории была золотая тропа Арингай-Тонгло-Балаток, охватывающая горный хребет Кордильеры и города Агу и Арингай в заливе Лингаен ; [60] рудники Паракале на полуострове Бикол , которые были основным источником золота для торговых центров Висайских островов, особенно Панай и Себу ; [61] [62] и область Бутуан - Суригао , особенно вдоль реки Агусан на острове Минданао, что сделало государство Бутуан важным торговым центром. [63]
Коренные филиппинцы также были известны украшениями из других драгоценных камней, таких как сердолик , агат и жемчуг . Некоторые известные примеры филиппинских украшений включают ожерелья, браслеты, пояса, нарукавники и кольца, расположенные вокруг талии.
Керамика
[ редактировать ]
Древние жители Филиппин имели богатые традиции гончарного дела, о чем свидетельствуют находки в пещере Аюб в Южном Котабато и других частях островов. В японских текстах упоминаются торговые экспедиции на остров Русун ( Лусон ) за высоко ценимыми кувшинами Русун и Намбан местными . В японских текстах очень подробно говорится о том, что эти кувшины изготавливались на Лусоне. Токико, например, называли кувшины Русун и Намбан Ру-сун цукуру или Лу-сун ци (по-китайски), что означает просто «сделано на Лусоне». [49] Считалось , что эти кувшины русун с рокуру (следом колеса) были более ценными, чем золото, потому что они могли выступать в качестве чайных канистр и усиливать процесс ферментации. [49]
Керамика на Филиппинах используется по-разному, в зависимости от ее культурных особенностей. Некоторые керамические изделия используются для приготовления еды и напитков, а другие используются для захоронений и религиозных церемоний. [64] [65] [66]
Текстиль и аксессуары
[ редактировать ]Местный текстиль и аксессуары на Филиппинах чрезвычайно разнообразны. Традиции, касающиеся текстиля и аксессуаров, имеют многовековую практику, отточенную различными этническими обществами. [67]
Ракушки, золото, бусы, нефрит, серебро, латунь, медь, рога, купюры и многие другие материалы использовались в различных аксессуарах по всему архипелагу. И золото, и нефрит были одними из самых ценных, хотя церемониальные аксессуары также имели большое значение. [63] [68] [69]
Самый старый сохранившийся текстиль во всем регионе Юго-Восточной Азии был найден на филиппинском острове Бантон в провинции Ромблон. Ткань, известная как ткань Бэнтона, украшена фольклорными мотивами и использовалась в качестве посмертного обертывания. [70]
Примеры различных типов текстиля на Филиппинах включают парчовое переплетение ( пинилиан ) Илокано , волнистые узоры Бонток , геометрические узоры Калинга, пинья Акланон, хаблон Кинирай-а и Хилигайнон, К ним относятся Якан, Мабал Табих Блаана, Багобо Инабал Багобо Манобо, Дагмай Мандайи, Меранау Маранао, Пис Сиабит Таусуга и Т'нала Т'боли. [67]
Социальные нормы
[ редактировать ]На доколониальных Филиппинах и мужчины, и женщины пользовались одинаковыми правами и привилегиями. [20] Женщины, как и мужчины, могут стать главой семьи, деревни и города. [71] Женщины также могут взойти на трон нации. В некоторых случаях некоторые королевы становились единоличными правителями, превосходящими своего супруга. [72] [73] [74]
Кроме того, такое же уважение оказывалось детям и пожилым людям. [20] поскольку дети также были отмечены как способные на то, что может сделать старший, если пройти соответствующую подготовку. Незамужние матери и отцы не стыдились, [20] поскольку многие из их богов и богинь были одинаковыми. [20] Развод также практиковался и был очень принят. И женщина, и мужчина могут инициировать развод. [75] [20] [76]
Основная цель тагальского брака заключалась в том, чтобы дать жене жениха, а не жениху жену. Другими словами, тагальское общество было организовано для женщин, а мужчины были необходимым аксессуаром. [77] девственность препятствием для брака. Доколониальные филиппинцы считали [78] Кровь, пролитая при лишении девственности молодой женщины, считалась нечистотой, поэтому по достижении девушкой полового возраста нанимался специалист, занимавшийся лишением девственности. По словам Потета (2017), человек, руководивший операцией, возможно, также носил защитные амулеты, чтобы защитить свой пенис от примеси крови. Термин панатин использовался для обозначения доколониальных церемоний, отмечающих брачный возраст женщины, а также использовался как термин для обозначения самого процесса лишения девственности. [79]
Практика абортов и детоубийства была широко распространена в доколониальных Висайях , поскольку воспитывать большую семью считалось позором, предположительно потому, что многодетность обычно приводит к бедности. В доколониальном висайском обществе аборты делались незамужним женщинам. [80] В доколониальном тагальском обществе детоубийство также обычно практиковалось в отношении детей, рожденных незамужними женщинами, однако, похоже, оно не было так широко распространено, как на Висайских островах . [81] Детоубийство путем захоронения ребенка заживо также практиковалось в Пангасинане в доколониальный и ранний испанский колониальный период и совершалось, когда семья не хотела или не могла содержать ребенка. [82] В отличие от висайцев, древние тагалоги предпочитают воспитывать большие семьи, о чем свидетельствуют многочисленные суеверия , поощрявшие рождаемость и выживание младенцев. [83]
После замужества женщины не теряли своего имени. [20] Фактически, если женщина отличалась особыми заслугами либо своими заслугами, либо заслугами своей семьи, ее муж обычно брал ее имя, поскольку считалось, что она намного превосходит своего мужа. [20] В это время женщины и феминизированные мужчины также удостоились высокого звания, поскольку многие из них взяли на себя роль шаманов (например, филиппинские шаманы ), которые также взяли на себя роль временного главы. [20] домена каждый раз, когда данные , мужчина или женщина-правитель, [84] отсутствует или отправляется в путешествие. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вагнер, Джим (10 апреля 2014 г.). «Филиппинка Кали жива и здорова в современной полицейской и военной подготовке» .
- ^ «АНИМИЗМ | Понимание филиппинской мифологии (Часть 1 из 3) • ПРОЕКТ АСУАНГ» . 13 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с FilipiKnow (3 июля 2018 г.). «10 причин, почему жизнь на доколониальных Филиппинах была лучше» .
- ^ Франция, Луи (2010). История Филиппин: от индийских храбрецов до филиппинцев. Нью-Йорк: Оверлук Пресс. стр. 100-1 40–44
- ^ Эрнандес Кахайон, Алисия; Лимдико, Магдалена; Сантьяго, EM (1989). Филиппинская литература: история и развитие: коллегиальная. Метро Манила: National Book Store Publishing Inc. стр. 32–33.
- ^ Уэйд, Джефф (март 1993 г.). «О возможном чамском происхождении филиппинских письменностей». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 24 (1): 44–87. дои : 10.1017/S0022463400001508 . JSTOR 20071506 . S2CID 162902640 .
- ^ Аббанг, Грегг Альфонсо. «WH Scott и KB Fajardo в изучении филиппинской мореходной культуры» – через www.academia.edu.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Война и мир на доколониальных Филиппинах» . Манила Таймс . 5 апреля 2014 г.
- ^ Бакдаян, Альберт С. (29 апреля 1969 г.). «Празднование мирного договора: возрождение закона о междеревенских отношениях Калинга». Обзор права и общества . 4 (1): 61–78. дои : 10.2307/3052762 . JSTOR 3052762 .
- ^ Джонсон, Кен (24 сентября 2015 г.). «Обзор: «Филиппинское золото: сокровища забытых королевств» » – через NYTimes.com.
- ^ «Воюющие племена Калинга объявляют зоны мира» . Манила Таймс . 2 сентября 2017 г.
- ^ «История филиппинской кухни» . 8 ноября 2016 г.
- ^ «12 удивительных фактов о древних Филиппинах, которые вы не знали» . ФилиппиныЗнайте . 3 июля 2018 г.
- ^ «10 причин, почему жизнь на доколониальных Филиппинах была лучше» . ФилиппиныЗнайте . 3 июля 2018 г.
- ^ «На доколониальных Филиппинах уже были кинилау и трупы, курившие табак» . спн . Архивировано из оригинала 5 июля 2019 года . Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ «Ранняя филиппинская литература» . Ncca.gov.ph. Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ «Коллекция изобразительного искусства» . Nationalmuseum.gov.ph . Проверено 22 декабря 2019 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2019 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2019 года . Проверено 20 апреля 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Касайсаян: история филиппинского народа», 1998, Reader's Digest.
- ^ Дж. Нил К. Гарсия (2008). «Доколониальный гендерный кроссинг и женские хроники » Филиппинская гей-культура: от Бинабе до Баклы, от Силахиса до МСМ . Издательство Филиппинского университета. ISBN 9789715425773 .
- ^ А. Л. Кребер (1918). «История филиппинской цивилизации, отраженная в религиозной номенклатуре» . Антропологические документы Американского музея естественной истории . XXI (Часть II): 35–37.
- ^ Кэролин Брюэр (1999). « Байлан , Асог , трансвестизм и содомия: гендер, сексуальность и священное на ранних колониальных Филиппинах» . Пересечения: гендер, история и культура в азиатском контексте (2): 1.
- ^ Скотт, Уильям Генри (2010). «Глава 2 – Еда и сельское хозяйство». Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 35. ISBN 9789715501354 . OCLC 911222661 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (2010). «Глава 11 - Тагальская культура и технологии». Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 201. ИСБН 9789715501354 . OCLC 911222661 .
Хорошо известно, что испанские миссионеры подарили филиппинским фермерам плуги, и эта передача технологии увековечена словом, обозначающим плуг в современных филиппинских языках – испанским arado .
- ^ Филомено В. Агилар-младший (10 сентября 2013 г.). «Рис и магия: история культуры от доколониального мира до наших дней» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 61 (3): 304–305. ISSN 2244-1638 .
Для распространения новой технологии плугов — вклада испанских монахов, часто ускользающего от истории филиппинских националистов, — в 1584 году в Маниле был основан литейный завод по литью лемехов, первым литейщиком которого стал Пандай Пира.
- ^ Акабадо, Стивен (1 декабря 2018 г.). «Зоны убежища: сопротивление завоеванию горной местности севера Филиппин с помощью экологической практики» . Журнал антропологической археологии . 52 :9. дои : 10.1016/j.jaa.2018.05.005 . ISSN 0278-4165 . S2CID 150245254 .
Отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия, но доказательства, подтверждающие 2000-летнее происхождение террас Ифугао, полностью отсутствуют на пяти крупных объектах (Старая деревня Кианган, Хапао, Нагакадан, Батад и Банауэ), которые были раскопаны. по ИАП. Таким образом, в данном случае отсутствие доказательств является доказательством отсутствия.
- ^ Акабадо, Стивен (1 декабря 2018 г.). «Зоны убежища: сопротивление завоеванию горной местности северных Филиппин посредством экологической практики» . Журнал антропологической археологии . 52 : 180–195. дои : 10.1016/j.jaa.2018.05.005 . ISSN 0278-4165 . S2CID 150245254 .
Недавние находки Археологического проекта Ифугао (IAP), которым ранее считалось по меньшей мере 2000 лет, показывают, что изменение ландшафта для террасного выращивания влажного риса началось ок. 1650 г. н.э. Археологические данные показывают, что экономическая интенсификация и политическая консолидация произошли в Ифугао вскоре после появления Испанской империи на севере Филиппин (около 1575 г. н.э.). Главным показателем этого сдвига стало внедрение влажного рисоводства в высокогорьях, зонах, которые служили убежищем для местного населения. Я утверждаю, что изменение образа жизни было ускорено политическим давлением, а затем последовала политическая и экономическая консолидация.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). «Глава 2 – Еда и сельское хозяйство». Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 36. ISBN 9789715501354 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). «Глава 8 – Оружие и война». Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 147. ИСБН 9789715501354 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). «Глава 8 – Оружие и война». Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 148. ИСБН 9789715501354 .
Его длина составляла от 20 до 25 сантиметров, а меньшие размеры были сделаны специально для молодежи, поскольку без него даже маленький мальчик чувствовал себя голым.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). «Глава 8 – Оружие и война». Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 148. ИСБН 9789715501354 .
Крис представлял собой длинный обоюдоострый клинок (современные экземпляры достигал 60 или 70 сантиметров в длину), прямой или волнистый, но характеризовавшийся асимметричным роговидным выступом на конце рукояти, называемый калау-калау в честь птицы-калау.
- ^ Уайли, Марк В. (1997). Филиппинская боевая культура . Издательство Таттл. ISBN 9780804820882 .
Клинки Криса выкованы из тонко закаленной стали разных марок, что придает ему вид почитаемого клинка из дамасской стали.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). «Глава 8 – Оружие и война». Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 148. ИСБН 9789715501354 .
Но даже лучшие висайские продукты считались хуже, чем продукты с Минданао или Сулу, а они, в свою очередь, менее ценились, чем импорт из Макассара и Борнео. Альсина считала, что лучшие из них превосходят испанские клинки.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). «Глава 8 – Оружие и война». Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 148. ИСБН 9789715501354 .
Как и крис, перед битвой его покрывали ядом, и вымысел о том, что сам металл стал ядовитым в результате какой-то тайной алхимии, несомненно, повышал его рыночную стоимость.
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). «Глава 8 – Оружие и война». Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 148. ИСБН 9789715501354 .
Судя по всему, его никогда не производили висайские кузнецы, а импортировали из частей Минданао, как мусульманских, так и языческих, которые имели прямой культурный контакт с Молуккскими островами.
- ^ Поте, Жан-Поль (2016). Тагальские заимствования и родственные слова . Жан-Поль Г. Поте. п. 52. ИСБН 9781326615796 . OCLC 962269309 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). «Глава 12 - Тагальское общество и религия». Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео. п. 232. ИСБН 9789715501354 .
Борнейская аркебуза ( астингал ) также была известна, но испанцы, похоже, никогда не сталкивались с ней на Лусоне, как на Минданао.
- ^ Робертсон, Джеймс Александр. «Электронная книга Проекта Гутенберга о Филиппинских островах, 1493–1898, том XXXIII, 1519–1522, Антонио Пигафетта» . Проект Гутенберг . 5 июня 2013 г.
- ^ Окампо, Амбет Р. (14 мая 2012 г.). «Морга Ризала и взгляды на филиппинскую историю» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 46 (2): 199. ISSN 2244-1638 .
Исторические свидетельства, предоставленные Ретаной, подтверждаются недавними археологическими исследованиями. Доктор Эусебио Дизон, руководитель отдела археологии Национального музея Филиппин, написал докторскую диссертацию о доиспанских филиппинских металлических орудиях. Его исследования показали, что индейцы были народом, использующим металл, но не обладали металлургическими знаниями, приписываемыми им Ризалом или последующими историками, опиравшимися на работы Ризала.
- ^ Окампо, Амбет Р. (14 мая 2012 г.). «Морга Ризала и взгляды на филиппинскую историю» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 46 (2): 199. ISSN 2244-1638 .
Доиспанские индейцы, согласно современным археологическим данным, не были способны создавать тяжелые пушки европейского типа, использовавшиеся в шестнадцатом веке (Dizon 1991, интервью).
- ^ Канилао, Майкл Арманд П. (1 декабря 2017 г.). «Ранние исторические сети торговли золотом на северо-западе Лусона, реконструированные на основе этноисторических отчетов, спутникового дистанционного зондирования WorldView2 и прогнозного моделирования ГИС: случай Газвелинга» . Журнал археологической науки: отчеты . 16 : 127–148. Бибкод : 2017JArSR..16..127C . дои : 10.1016/j.jasrep.2017.10.005 . ISSN 2352-409X .
Не менее интересна платформа на северо-северо-западе в скале, которая, судя по всему, служит огневой точкой лантаки (пушки). Следует отметить, что хотя Хуан де Сальседо был первым европейцем, предпринявшим завоевание Лусона, вооруженным современным вооружением, его солдаты также были встречены огнем лантаки (пушечным огнем) со стороны туземцев (Скотт, 1982).
- ^ «Филиппинский документ 900 года нашей эры». Архивировано из оригинала 21 ноября 2014 года . Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с От гор к морям. Архивировано 21 мая 2009 года в Wayback Machine . Маллари, Перри Гил С. Манила Таймс . 18 января 2009 г.
- ^ Бергрин, Лоуренс. За краем света: ужасающее кругосветное путешествие Магеллана . Нью-Йорк. 2003.
- ^ Морроу, Пол. «Грамотность доиспанских филиппинцев» . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Марч, Олден (29 апреля 1899 г.). «История и завоевание Филиппин и других наших островных владений; включая нашу войну с филиппинцами в 1899 году» . Филадельфия, Всемирный библейский дом – через Интернет-архив.
- ^ Австронезийский народ . По состоянию на 4 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Древняя филиппинская цивилизация . По состоянию на 7 января 2013 г. (архивировано из оригинала 1 декабря 2007 г.).
- ^ Культурные влияния Индии, Китая, Аравии и Японии - Филиппинский альманах. Архивировано 1 июля 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Себу, портовый город в доисторические и современные времена. Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine . По состоянию на 5 сентября 2008 г.
- ↑ Кампо, Амбет (1 сентября 2011 г.). «Череп Болинао». Мнение. Филиппинский ежедневный исследователь
- ^ Зумбриох, Томас. «Работа с золотом, подпиливание и почерневшие зубы: изменения в стоматологии на Лусоне». Обзор Кордильер.
- ^ Атиенца, Анджелина. «Ранняя эстетическая стоматология на Филиппинах: антропологическая перспектива». Acta Medica Philippina, Национальный журнал медицинских наук.
- ^ «Золото Филиппин: Сокровища забытых королевств» . Азиатское общество . Архивировано из оригинала 30 июня 2015 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ «Филиппинское искусство, антиквариат и культура: гинто — золотое наследие нашего филиппинского предка» . www.artesdelasfilipinas.com .
- ^ « Пилонцитос» и «золотой век Филиппин » . 30 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д БАРРЕТТО-ТЕСОРО, Грейс. Погребальный инвентарь на Филиппинах: попытка количественной оценки престижной ценности https://www.jstage.jst.go.jp/article/tak/41/3/41_KJ00000434305/_pdf
- ^ «Золотая посмертная маска» . www.nationalmuseum.gov.ph . Архивировано из оригинала 19 июля 2019 года . Проверено 23 июля 2019 г.
- ^ Сальс, Флоран Жозеф (2005). История Агу: 1578-2 гг. Ла Юнион: Освещение типографии. п. 80.
- ^ Эстрелла, Виктор (2016). «Смерть золота в ранних висайских обществах: этноисторические отчеты и археологические свидетельства». Хукай: Журнал археологических исследований в Азии и Тихоокеанском регионе . 20 :19–46.
- ^ Панела, Шайра (19 марта 2017 г.). «Взгляд в прошлое глазами будущего» . Рэплер . Архивировано из оригинала 3 января 2022 года . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон, Кен (24 сентября 2015 г.). «Обзор: «Филиппинское золото: сокровища забытых королевств» » – через NYTimes.com.
- ^ Выращивание риса и гончарное производство среди калингов: новые этноархеологические данные с Филиппин.Ссылки на автора открыть оверлейную панельУильям А.Лонгакр
- ^ Новый взгляд на производство керамики на ФилиппинахДэниел Дж. Шанс
- ^ Антропоморфная керамика из пещеры Аюб, Пинол, Майтум Южный Котабато, Минданао, Филиппины, Э.З. Дизон, 1996 г.
- ^ Перейти обратно: а б IV, Франц Сорилья (10 мая 2017 г.). «Плетение нитей филиппинского наследия» . Татлер Филиппины .
- ^ 19 сентября 2010 г., 10:00:00 - 19 сентября 2016 г., 10:00:00 - 19 сентября 2016 г., 10:00:00 - 1 сентября 2016 г.
- ^ Ремесла и народные ремесла на Филиппинах: их социокультурный и экономический контекст Олимпио В. Капарас, Валентин Мариэль Л. Лим, Нестор С. Варгас
- ^ «Ткань Бэнтон» . Национальный музей Филиппин . Архивировано из оригинала 3 августа 2020 года . Проверено 14 февраля 2020 г.
- ↑ История сочинений филиппинских женщин, Риитта Вартти, статья из журнала Firefly – Filipino Short Stories, Хельсинки, 2001 г.
- ^ Ибн Баттута, с. 888.
- ^ «8 филиппинских королев и принцесс, слишком крутых для диснеевских фильмов» . ФилиппиныЗнайте . 26 февраля 2019 г.
- ^ Одал-Девора, Грейс (2000). Александр, Рейнальдо Гамбоа; Юсон, Альфред А. (ред.). Речные жители . Юнилевер Филиппины. стр. 100-1 43–66.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Руководство для начинающих по филиппинскому феминизму» . cnnФилиппины . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ «Филиппинская гей-культура: от Бинабе до Баклы, от Силахиса до МСМ (Квир Азия)», Дж. Нил Гарсия, ISBN 978-9622099852
- ^ ПОТЕ, Жан-Поль Г. (2019). Древние верования и обычаи тагалогов . Лулу.com. п. 80. ИСБН 978-0-244-34873-1 .
- ^ Ньюсон, Линда А. (2009). Завоевание и эпидемия на ранних испанских Филиппинах . Издательство Гавайского университета. п. 138. ИСБН 978-0-8248-3272-8 .
Как и на Висайских островах, здесь были специалисты, чья профессия заключалась в том, чтобы лишать женщин девственности, поскольку девственность считалась препятствием для вступления в брак.
- ^ ПОТЕ, Жан-Поль Г. (2019). Древние верования и обычаи тагалогов . Лулу.com. п. 73. ИСБН 978-0-244-34873-1 .
- ^ Хенли, Дэвид; Нордхольт, Хенк Шульте (2015). «Глава 6 - Longue Durée в демографической истории Филиппин. Роль рождаемости до 1800 года (Линда Ньюсон)». Окружающая среда, торговля и общество в Юго-Восточной Азии: долгосрочная перспектива . Брилл. п. 85. ИСБН 9789004288041 .
Аборты также были обычным явлением для незамужних женщин, для которых забеременеть было позором.
- ^ Хенли, Дэвид; Нордхольт, Хенк Шульте (2015). «Глава 6 - Longue Durée в демографической истории Филиппин: роль рождаемости до 1800 года (Линда Ньюсон)». Окружающая среда, торговля и общество в Юго-Восточной Азии: долгосрочная перспектива . Брилл. п. 86. ИСБН 9789004288041 .
Хотя детоубийство обычно практиковалось в отношении детей, рожденных незамужними женщинами, поскольку оно считалось позором (Quirino and Garcia 1958:373, 427), оно, по-видимому, не было так широко распространено, как на Висайских островах.
- ^ «Дети в низменных филиппинских обществах конца шестнадцатого и начала семнадцатого веков» . Пересечения: гендер и сексуальность в Азиатско-Тихоокеанском регионе (16). Март 2008 г. Архивировано из оригинала 16 февраля 2020 г. Проверено 16 февраля 2020 г.
Сан-Николас также упоминает детоубийство как практику в Пангасинане, указывая на то, что детей, превышающих то, что семья хотела или могла содержать, хоронили заживо.
- ^ Хенли, Дэвид; Нордхольт, Хенк Шульте (2015). «Глава 6 - Longue Durée в демографической истории Филиппин: роль рождаемости до 1800 года (Линда Ньюсон)». Окружающая среда, торговля и общество в Юго-Восточной Азии: долгосрочная перспектива . Брилл. п. 86. ИСБН 9789004288041 .
Тагалоги считали желательным иметь большие семьи. Это видно из суеверий, которые поощряли рождаемость и выживание младенцев.
- ^ История филиппинских женских сочиненийРиитта Вартти, статья изСветлячок – филиппинские рассказы, Хельсинки, 2001 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Древняя филиппинская цивилизация tabacofamily.com
- Волны австронезийской миграции и экспансия в Азиатско-Тихоокеанский регион
- Погребальные гробы и могильная мебель cebu-online.com
- Доисторическая культура неолита железного века cebu-online.com
- «Филиппины: тогда и сейчас» . Архивировано из оригинала 6 декабря 2006 года.
- «Хронология истории Филиппин: студенческий проект Виктории» . Новая Зеландия: Университет Виктории в Веллингтоне . Архивировано из оригинала 11 апреля 2014 года.