Диаграмма Матанды
Какой | |
---|---|
![]() Старый тагальский король или дворянин, изображенный в манильской рукописи 1590-х годов. Предполагается, что король Аки носил подобные регалии. | |
Король Лусона | |
Царствование | после 1521 г. - август 1572 г. |
Предшественник | Исмерия |
Преемник | Сулейман |
Рожденный | в. 1500-е годы |
Умер | август 1572 г. |
Аки (ок. 1500-1572; староиспанская орфография : Раджа Аче или Ракса Аче , произносится как Аки ), [2] также известный как Раджа Матанда («Старый король»), [3] был королем Лусона , который правил из столицы королевства Манилы , ныне столицы Республики Филиппины .
Еще будучи наследным принцем Лусона и великим адмиралом короля Брунея , Аки женился на принцессе Брунея в 1521 году. Он стал королем Лусона в 1570 году, когда его племянник, наследник ( раджа муда ) Сулейман вместе с Банау, Лакан Дула , владыка Тондо , [2] участвовал в сражении с военно-морским отрядом Мартина де Гоити на Лусоне, дополненным кебуанскими военными добровольцами и частью испанской экспедиции Легаспи, отправленной из Новой Испании для поиска Малуккских островов . Результатом этого сражения стало падение Манилы и захват 13 орудий Лусонской артиллерии. [1] [4] [2]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Среди испанских рассказов о поимке Аче считается рассказ Родриго де Агандуру Мориса. [2] среди тех, которые подробно записывают заявления Аче. Таким образом, подробности ранней жизни Аче обычно основаны на рассказе Агандуру Мориса. [2]
Согласно этому документу, неназванный отец Аче [5] умер, когда он был еще очень молод, и его мать стала правительницей Майнилы. [5] Тем временем Аче воспитывался вместе со своим двоюродным братом, правителем Тондо. [5] и некоторые идентифицируют этого человека как Бунао Лакандула.
За это время «молодой принц» Аче понял, что его матерью «хитро» воспользовался его двоюродный брат, правитель Тондо, посягнувший на территорию, принадлежащую Майниле. Когда Аче попросил у матери разрешения заняться этим вопросом, она отказалась и посоветовала ему хранить молчание. [5]
Аче не мог с этим смириться и поэтому оставил Майнилу с некоторыми из доверенных лиц своего покойного отца, чтобы увидеться со своим «дедушкой», султаном Брунея , и попросить о помощи. В ответ султан предоставил Аче должность командующего своими военно-морскими силами. [5] Пигафетта отметил, что Аче «очень боялись в этих краях», особенно немусульмане, которые считали султана вражеским властителем. [6] Он строго следил за соблюдением исламского правления в Брунее и на Филиппинах, когда вел войну против Тондо. Султан похвалил его за успешное разграбление буддийского города Лу на юго-западе Борнео, который придерживался старой религии и сопротивлялся власти Султаната. [7]
Встреча наследного принца Лусона с Себастьяном Элькано, капитаном испанской экспедиции (1521 г.)
[ редактировать ]Агандуру Мориц рассказывает, что в 1521 году Аче командовал брунейским флотом, когда они случайно наткнулись на остатки экспедиции Магеллана под командованием Себастьяна Элькано. [5] где-то у юго-восточной оконечности Борнео. [1] Ризал отмечает, что Аче в то время только что одержал морскую победу, а Ризал и Дери [1] оба говорят, что Аче собирался жениться на своей кузине - ритуал, который Скотт описывает как обычный способ, которым дворяне того времени получали влияние и власть. [2] (Лучано П.Р. Сантьяго отмечает, что такая практика помогает объяснить тесные взаимоотношения между правящими домами в Маниле, Брунее и Сулу.) [1]
Дери отмечает, что на решение Аче атаковать, должно быть, повлияло желание вернуть корабль Элькано в Манильский залив. [1] для использования в качестве рычага против своего кузена, правителя Тондо. [1]
Элькано, однако, смог победить Аче. [5] В результате Аче был схвачен и доставлен на борт корабля Элькано. [5] По словам Скотта, [2] В конце концов Аче освободили после уплаты выкупа. [2]
Царствование (до 1572 г.)
[ редактировать ]Где-то между 1521 и 1570 годами Аче сменил свою мать и стал верховным Дату Майнилы, приняв титул раджи . [8]
Ко времени следующих исторических отчетов об Аче в 1570 году его соправителем был его племянник Сулейман , также носивший титул раджи . Эта ситуация, когда Майнила казалась двоевластием , трактовалась учеными по-разному. Луис Камара Дери говорит, что к моменту прибытия Де Гоити в 1570 году раджа Матанда уже уступил власть своему племяннику и наследнику Радже Сулейману, сохраняя при этом значительное влияние. [1] Однако, по словам Уильяма Генри Скотта, Раджа Сулейман не был провозглашен верховным правителем до смерти Раджи Матанды в 1572 году. [2]
Встреча с Мартином де Гоити, фельдмаршалом испанской экспедиции Легаспи, и свидетелем падения Манилы (1570 г.)
[ редактировать ]К концу 1560-х годов Мигель Лопес де Легаспи уже искал более подходящее место для основания испанской колониальной столицы, обнаружив сначала Себу , а затем Илоило нежелательными из-за нехватки продовольствия и атак португальских пиратов. Он был на Себу, когда впервые услышал о хорошо снабжаемом, укрепленном поселении на севере и послал послания дружбы его правителю Радже Матанде, к которому обратился как к «королю Лусона». [2] В 1570 году Легаспи поручил Мартину де Гоити командовать экспедицией на север, в Манилу, и поручил ему вести переговоры о создании там испанского форта. [8]
Когда войска де Гоити прибыли в 1570 году, их сначала приветствовал раджа Матанда. Но как раз в тот момент, когда Матанда встречал де Гоити на берегу, прибыл раджа Сулейман и его сопровождающие, занявшие гораздо более агрессивную позицию по отношению к иностранцам. Де Гойти начал переговоры с Матандой и Сулейманом о том, чтобы испанцы могли создать свою оперативную базу в Маниле, но переговоры затянулись на несколько дней. [8]
Когда переговоры прервались, недопонимание между двумя сторонами привело к тому, что силы Сулеймана посчитали, что они подверглись нападению, и приняли ответные меры против береговой группы де Гойти. В завязавшемся бою город-крепость Манила был сожжен, а отряд де Гоити временно овладел Майнилой. [8]
Имея численное превосходство и опасаясь, что изменение сезонных ветров заманит его в Манилу, де Гоити решил отплыть обратно в Легаспи вместо того, чтобы использовать свое преимущество. [8]
Встреча Мигеля Лопеса де Легаспи, адмирала Испании (1571 г.)
[ редактировать ]В следующем году в Манилу прибыл сам Легаспи. Сначала его приветствовал Лакандула из Тондо, а затем раджа Матанда. Опасаясь, что его присутствие усугубит конфликт между Майнилой и испанцами, Сулейман встретился с Легаспи лицом к лицу лишь позже. Правители Майнилы и Тондо в конце концов заключили сделку с Легаспи, которая позволила ему претендовать на Майнилу на корону Испании, и в июне 1571 года родился испанский город Манила. [8]
Смерть (1572 г.) и преемственность
[ редактировать ]В августе 1572 года раджа Матанда заболел и попросил, чтобы его крестили в католической церкви . [9] В том же году он скончался от болезни. [2] [9]
Перед своей смертью Легаспи исполнил желание раджи Матанды объявить Раджу Сулеймана верховным правителем Майнилы. Неназванный автор «Анонимного сообщения 1572 года» (переведенного в третьем томе книги Блэра и Робертсона). [8] объясняет, что это соответствовало законам коренных народов, которые позволяли передавать наследство «законным» детям. Хотя у Раджи Матанды действительно были дети, они не были рождены от его «законной жены». Неназванный автор сообщения, объясняя этот обычай так, как он его понимает, говорит: [8]
Среди этих туземцев существует закон [...], согласно которому, сколько бы жен ни было у мужчины, из всех он считает одну своей законной женой; и если, когда он умрет, у него не будет детей от этой женщины, дети других не наследуют. В качестве иллюстрации истинности этого можно привести смерть Лайи, о которой я уже упоминал. Когда этот человек умер, христианин, у него не было детей от законной жены, и хотя у него было много детей от других жен, они не получили наследства; поэтому его собственность перешла к его законному племяннику. Правда, однако, что внебрачные дети могут лишить их имущества. [8]
Потомки
[ редактировать ]Согласно архивным исследованиям историка Луиса Камары Дери, [10] У раджи Матанды было как минимум два сына и одна дочь: дон Амбросио Маг-иса Ладиангбата, дон Луис Илао и донья Мария Болактала.
Дери теоретизирует [10] что в отличие от своего отца, который подружился с испанцами, эти братья и сестры «казались равнодушными к испанцам», так что на привилегии и льготы, предоставленные потомкам Матанды Легаспи, претендовали только их дети и внуки - третий (по состоянию на 1612 г.) и четвертое (по состоянию на 1679 г.) поколение от Раджи Матанды.
В 1696 году для потомков раджи Матанды настали тяжелые времена. [11] [12] как отмечает Дери:
Потомки раджи Матанды были изгнаны из своих обширных владений в Маниле и Булакане и переселены в отдаленные города Малате и Эрмита. Их назначения на должности маэстр де Кампо, капитанов инфантерии, Кабеса де Барангая и т. д. принесли им неисчислимые расходы, обнищание и тюремное заключение. Их назначения на указанные должности вынудили их взять на себя многочисленные расходы от имени колониального правительства, которые последнее не смогло или случайно забыло возместить. С течением времени потомки [...] оказались настолько обездоленными, что не смогли даже выплатить медиа-анату (правовой взнос, который должен быть уплачен до того, как получатель сможет воспользоваться освобождением от колониальной зависимости). [10]
Происхождение имени
[ редактировать ]Аки называют «раджа матанда», означает «старый король» что на малайском тагальском языке того времени . В соответствии с этим в испанских записях он также упоминается как Раджа Аче эль Вьехо (Король Аче Старый). [13]
Его также иногда называют Раджа Лайя . [3] имя, которое некоторые историки предполагают, произошло от промежуточного названия Ладианг Матанда - тагальского приближения его титула.
Источники
[ редактировать ]События из жизни Раджи Матанды задокументированы двумя разными испанскими свидетельствами из первых рук. [1]
Более известный набор событий происходит в 1571–1572 годах, когда войска Мартина Де Гойти, а затем и самого Мигеля Де Легаспи прибыли в Манильский залив. Они описаны в многочисленных отчетах об экспедиции Легаспи, в том числе в отчетах назначенного нотариуса экспедиции Эрнандо де Рикеля и самого Легаспи. [2]
Менее известны отчеты об экспедиции Магеллана 1521 года, когда Магеллан уже был убит, а командование экспедицией принял Себастьян Элькано. В этих отчетах описывается, как Аче, тогда служивший командующим военно-морскими силами султана Брунея, был схвачен людьми Себастьяна Элькано. Эти события и детали допроса Аче были записаны в отчетах Магеллана и людей Элькано, включая членов экспедиции Родриго де Агандуру Мориса, [5] Хинес де Мафра и автор экспедиции Антонио Пигафетта. [6]
Дополнительные подробности о Радже Матанде иногда берутся из генеалогических отчетов, в которых он упоминается, но они сосредоточены на генеалогии Аче и поэтому не содержат подробностей о конкретных событиях. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дери 2001 , с. 5
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN 971-550-135-4 .
- ^ Jump up to: а б Хоакин, Ник (1990). Манила, Моя Манила . Вера-Рейес, Инк.
- ^ Хоакин, Ник (1990). Манила, моя Манила: история для молодежи . Город Манила: ISBN Anvil Publishing, Inc. 978-971-569-313-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Агандуру Мориц, Родриго (1882). Общая история западных островов, прилегающих к Азии, называемых Филиппинскими . Мадрид: Отпечаток. Мигель Джинеста.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Пигафетта, Антонио (1524). Отчет о первом кругосветном путешествии .
- ^ Том Харриссон, Две (или более) столицы Брунея, Журнал музея Брунея, Том. 3, № 4 (1976), с. 77 кв.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блэр, Эмма Хелен ; Робертсон, Джеймс Александр , ред. (1903). Отношение к завоеванию острова Лусон . Том. 3. Огайо, Кливленд: Компания Артура Х. Кларка. п. 145.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Молина, Антонио М. (1960). Филиппины на протяжении веков, Том 1 . Кооператив ЕСН.
- ^ Jump up to: а б с Дери, Луис Камара (2001). История невнятного . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 971-10-1069-0 .
- ^ «Седулярио, 1696–1698. Запас дань уважения и личных услуг дону Джозефу Пунсалану и донье Инес де Роблес, уроженцам города Малате Хурисдисион де Тондо. Манила, 2 мая 1696 года», цитируется Дери, Луис Камара (2001). ) «История бесчленного». Манила: Издательство New Day.
- ^ "Седулярио, 1696–1698. Запас шестов дани и личных услуг дону Тадео де Эррера, дону Дионисио де лос Сантос и донье Каталине Хияс и супругам потомками Ладии Матанды Принципалес из города Тагуи. Манила, 23 ноября, 1696», цитируется Дери, Луисом Камарой (2001) «История бессвязного». Манила: Издательство New Day.
- ^ Родил, Аванг Ромео Дуана (18 апреля 2008 г.). «Мусульманские правители Манилы» . melayuonline.com . Проверено 4 октября 2008 г.
- Филиппинские верховные правители
- Индуизм на Филиппинах
- Конфликты 16 века
- Монархи Азии XVI века
- Переходит в католицизм из суннитского ислама.
- Филиппинские даты, раджас и султаны
- Филиппинские бывшие мусульмане
- Филиппинские католики
- Филиппинские военизированные формирования
- Люди из Манилы
- Люди из испанских колониальных Филиппин
- История Филиппин (900–1565 гг.)
- 1572 смерти