Битва при Бангкусае
Битва при Бангкусае | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Исторический указатель Национальной исторической комиссии Филиппин | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Политика коренных народов [ 1 ] [ 2 ] Макабебе [ 3 ] и
|
| ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Раджа Сулейман | Мигель Лопес де Легаспи | ||||||
Сила | |||||||
40 каракоа , около 2000 воинов | 27 судов, 280 испанцев, 600 местных союзников |
Битвы при Маниле |
---|
См. также |
|
Вокруг Манилы |
|
Битва при Бангкусай ( филиппинский : Битва на реке Бангкусай ; испанский : Batalla de Bangkusay ) 3 июня 1571 года была морским сражением, которое ознаменовало последнее сопротивление местных жителей оккупации испанцами. Империя и колонизации дельты Пасиг реки была местом проживания коренных народов раджанатов Манилы и Тондо. , которая [ 1 ] [ 2 ]
Тарик Сулейман , вождь Макабебеса , отказался вступить в союз с испанцами и решил организовать атаку в канале Бангкусай на испанские войска во главе с Мигелем Лопесом де Легаспи . Войска Сулеймана потерпели поражение, а сам Сулейман был убит. Победа испанцев в Бангкусае и союз Легаспи с Лакандулой Тондо позволили испанцам утвердиться по всему городу и соседним с ним городам.
Исторический отчет
[ редактировать ]Среди тех, кто не пожелал приехать, была деревня под названием Бутас , расположенная на берегу залива на другом берегу реки, протекающей мимо Манилы, примерно в полутора лигах отсюда. Эта деревня, объединившись с другими соседними, сообщила, что не желает ни мира, ни дружбы с губернатором; и имели смелость дойти до деревни Алькандора , довольно близко к Маниле, откуда они бросили вызов губернатору и капитанам. Перетерпев это несколько раз и сделав предложения мира, наконец стало невозможно терпеть такую наглость; и губернатору пришлось послать начальника лагеря с семьюдесятью солдатами и несколькими туземными вождями по морю, чтобы сразиться с этими индейцами в их деревне, где они ждали с двадцатью или тридцатью своими лодками и с одной или двумя кулевринами на борту. каждая лодка. Он отправился в путь (после мессы) в день Праздника Святого Духа, который приходился на третье число июня вышеупомянутого года. Начальник лагеря, погрузившись с солдатами, прибыл к месту скопления противника в двенадцать часов того дня. Когда они увидели, что он входит в порт, они поплыли атаковать его на своих лодках (которых, как я уже сказал, было двадцать или тридцать) и с большим криком начали стрелять из своих кулеврин и множества стрел. Воля Божия заключалась в том, чтобы они не причинили вреда нашим войскам. Принимая во внимание приказ противника, испанцам была дана команда привязать свои лодки по двое и медленно грести к противостоящим силам. Когда они оказались в непосредственной близости, все аркебузиры начали стрелять и наносить ранения врагам, которые, не выдержав стрельбы, унесшей жизни многих из них, стали поворачиваться спиной и отступать на сушу. Когда индейцы-пинтадос, сопровождавшие начальника лагеря, увидели отступающего врага, они бросились в воду, преследуя его, и устроили среди них большую резню; ибо они заклятые враги туземцев острова Лусон. И таким образом они напали на них на суше, захватив все их лодки и взяв в плен двести туземцев; а позже они захватили еще две или три сотни. На суше в небольшом форте, который был захвачен, стояло пять или шесть кулеврин. Таким образом были разгромлены те индейцы, которые проявили так много гордости и имели так мало мужества. Утром следующего дня начальник лагеря пришел в город со всей добычей и разделил пленников в качестве рабов между солдатами, оставив пятую часть для его величества.
- Неизвестный писатель, Сообщение о завоевании острова Лусон (1572 г.) [ 4 ]
Мир, который заключили Раджа Солиман и Лакандола, с их стороны ни в коем случае не был искренним, поскольку индейцы Макабебе и Хагоноя, появившись в устье гавани Банкусай с сорока каракоа (индийским судном), проследовали к дом Лакандолы. Эти люди издевались и упрекали индейцев за то, что они с такой готовностью подчиняются столь незначительному числу испанцев, обещая, если они будут готовы сбросить иго, им оказать помощь из Тондо и соседней страны и не оставлять их. один испанец жив. Вождь, полагая, что прибывшие индейцы пришли просить мира, послал двух испанцев заверить их, что они могут предстать перед ним без страха. Вождь индейцев, выслушав этих послов, вскочил на ноги, вытащил и размахивал своим циметром [ятаганом] и сказал: «Солнце дало мне жизнь, и я не должен быть опозорен в глазах моих женщин. которые возненавидели бы меня, если бы считали, что я способен поддерживать дружеские отношения с испанцами». С этой речью он покинул дом, не дожидаясь возможности спуститься по лестнице, ибо с великой смелостью прыгнул из окна в свое каракоа, крича испанцам: «Я жду вас в бухте Банкусай». Легаспи решил наказать за такое поведение и послал против него полковника Мартина де Гойта с восемьюдесятью испанцами на нескольких недавно построенных небольших судах. Вождь индейцев сдержал свое слово и ждал их там, где он сказал, со своей эскадрой. Началась битва, и он сражался с великой доблестью; но, в короткое время, будучи убитыми ружейным выстрелом, остальные в смятении бежали с большой поспешностью; наши люди преследовали и взяли в плен многих, среди которых был сын Лакандолы и его племянник, благодаря чему его обман и лицемерие были достаточно очевидны; вождь, однако, отпустил их домой, не заслужив наказания за измену. После этого сражения туземцы настолько испугались испанцев, что многие вожди пришли в Манилу, прося мира и предлагая стать вассалами короля Испании.
- Отец Мартинес де Сунига, Estadismo (1803 г.) [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Мигель Лопес де Легаспи искал подходящее место для основания испанской колониальной столицы после того, как заставили его покинуть сначала Себу , а затем Илоило пираты португальские . В 1570 году Мартин де Гоити и капитан Хуан де Сальседо богатое королевство , когда запасы продовольствия сокращались, обнаружили на Лусоне и увидели его потенциал. Де Гойти бросил якорь в Кавите и попытался установить свою власть мирным путем, отправив Майниле послание дружбы. Раджа Сулейман , его правитель, был готов принять дружбу, которую предлагали испанцы, но не хотел подчиняться ее суверенитету. Таким образом, Сулейман объявил войну. [ 6 ] В результате Де Гойти и его армия напали на Майнилу в июне 1570 года. После упорного боя Сулейман и его люди были вынуждены бежать в гору. После ухода испанцев вернулись туземцы.
В 1571 году испанцы вернулись со всей своей силой, состоящей из 280 испанцев и 600 местных союзников, на этот раз во главе с самим Легаспи. Увидев приближение испанцев, туземцы подожгли город и бежали в Тондо. Испанцы заняли руины Майнилы и основали там поселение. 19 мая 1571 года Легаспи присвоил колонии Маниле титул «город». [ 7 ] Титул был удостоверен 19 июня 1572 года. [ 7 ]
Капампанганский Лакандула вождь племени Макабебе , позже идентифицированный как Тарик Сулейман подчиниться испанцам и, не сумев заручиться поддержкой вождей Манилы, Тондо ( , отказался , Матанда ) и близлежащих старых поселений нынешних Город Булакан расположен в южной провинции Булакан , преимущественно Хагоной, Булакан .
Боевой
[ редактировать ]3 июня 1571 года Тарик Сулейман при поддержке раджи Сулеймана повел свои войска вниз по реке Пампанга и вел бой в бухте Бангкусай, недалеко от порта Тондо . [ 8 ]
Испанским кораблям под командованием Мартина де Гоити было приказано скрепиться по два, что создало сплошную массу, которая казалась легкой мишенью. Туземные военные корабли были соблазнены этим обманом и окружили испанцев. Испанцы, окруженные местными лодками, открыли огонь, и местный флот был рассеян и уничтожен. [ 8 ]
Вождя, погибшего в Бангкусае, иногда называют Раджей Сулейманом из Раджахната Майнила, современником Лакандулы. Однако из испанских записей ясно, что Раджа Сулейман смог выжить в битве, сбежав в Пампангу, и именно безымянный вождь Капампангана, идентифицированный как Тарик Сулейман, пал в битве. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]24 июня 1571 года Легаспи смог создать муниципальное правительство Манилы, которая в конечном итоге стала столицей всей колонии Испанской Ост-Индии , а затем столицей Филиппин.
Первоначальное население города составляло около 250 человек. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Юнкер, Лаура Ли (1998). «Интеграция истории и археологии в изучении филиппинских вождеств периода контактов». Международный журнал исторической археологии . 2 (4).
- ^ Перейти обратно: а б «Доколониальная Манила» . Президентский музей и библиотека Малакананга . Президентский музей и библиотека Малакананга с Maynila Briefers. Управление развития президентских коммуникаций и стратегического планирования. 23 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 27 апреля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Пьедад-Пугей, Крис Антонетт (6 июня 2008 г.). «Битва при Бангкусае: парадигма неповиновения колониальному завоеванию» . Сайт Национального исторического института . Национальный исторический институт (ныне Национальная историческая комиссия Филиппин ). Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 30 апреля 2012 г.
- ^ Блэр, Эмма (1906). Филиппинские острова, 1493–1898 гг. Том. 3 . Компания Артура Х. Кларка. стр. 135–137.
- ^ Сунига, Мартинес (1814). Исторический вид Филиппинских островов . Т. Дэвисон. стр. 114–117.
- ^ Филиппиниана: Акт о овладении Лусоном Мартина де Гоити . По состоянию на 6 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Блэр 1911 , стр. 173–174.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хоакин, Ник (1990). Манила, Моя Манила . Вера Рейес, Inc., стр. 18–20.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пайети-Пейдж, Крис Антонетт (6 июня 2008 г.). «Битва при Бангкусае: парадигма неповиновения колониальному завоеванию » Сайт Национального исторического института . Национальный исторический институт. Архивировано из оригинала 2 апреля 2009 г.
- Тантингко, Робби (24 октября 2006 г.). «Первый филиппинский мученик за свободу» . Солнечная Звезда Пампанга . Архивировано из оригинала 24 октября 2018 года.
- Святой Августин, Гаспар (1998). Завоевания Филиппинских островов 1565–1615 гг. (на испанском и английском языках). Перевод Луиса Антонио Маньеру. Intrawalls, Манила: Педро Галенде, OSA.
- Хоакин, Ник (1972). «Злые сообщники» . Аквинос Тарлакский . Мандалуйонг, метро Манила: издательство Solar Publishing Corporation.
- Блэр, Эмма Хелен (1911). Филиппинские острова, 1493–1803 гг.; исследования первых мореплавателей, описания островов и их народов, их история и записи католических миссий, изложенные в современных книгах и рукописях, показывающие политические, экономические, торговые и религиозные условия этих островов с момента их самых ранних отношений с европейскими народами. до начала девятнадцатого века .