Верховные правители в ранней истории Филиппин
Термин «Верховный правитель» , или иногда «Верховный правитель» , — термин, используемый историками. [ ВОЗ? ] чтобы описать политические власти самого высокого ранга в крупнейших равнинных государствах или группах межгосударственных союзов в ранней истории Филиппин , [1] Бохол Себу , , , Котабато и Бутуан , Cotabato, and Сулу . [2] [3]
Титулы верховных правителей в разных филиппинских народных группах
[ редактировать ]В разных культурах Филиппинского архипелага использовались разные титулы для обозначения самого старшего дату или лидера государства Баян или Барангай . [3]
В мусульманских государствах, таких как Сулу и Котабато, верховного правителя называли султаном . [3] В тагальских общинах эквивалентным титулом было Лакан . [3] В сообществах, которые исторически имели сильные политические или торговые связи с индийскими государствами в Индонезии и Малайзии, верховного правителя называли раджей . [4] Среди народа Субанон на полуострове Замбоанга Дату поселения является ответом Тимуай , а некоторые Тимуай иногда дополнительно называют Тимуай Лаби . [5] или как Сулотан в более исламизированных общинах Субанона. [6] В некоторых других частях Висайских островов и Минданао не было отдельного имени для самого старшего правителя, поэтому Верховного правителя называли просто Дату . [4] [3] хотя один Дату был самым старшим. [7] [8]
Выбор и механизмы влияния
[ редактировать ]Хотя Юнкер отмечает, что положение верховного лидера могло передаваться по наследству, [9] наследнику все равно придется доказать, что он достоин этой должности благодаря сочетанию личной харизмы, умелого лидерства и военного мастерства. [7] Таким образом, Джокано отмечает, что этот Верховный Дату был выбран Дату из своей среды, и Джокано сравнил эту ситуацию с «живой демократией». [7]
Юнкер описывает эти союзы правителей как «группы альянсов», которые она описывает как имеющие «относительно децентрализованную и сильно сегментированную структуру». [9] : 172 аналогично другим государствам в Приморской Юго-Восточной Азии. [9] : 172
Юнкер отмечает:
«На Филиппинах основной единицей коллективных политических действий, судя по всему, была организационно более подвижная «группа альянса», состоящая из лиц, чья вербовка в группу включала в себя множество отношений, как основанных на родстве, так и не основанных на родстве (включая принципы родственное происхождение, а также формы ритуальной дружбы). районов или территорий». [9] : 172
Затем Юнкер переходит к выявлению ряда механизмов, с помощью которых горизонтальные союзы между местными вождями создавались и поддерживались с помощью различных механизмов.
- институционализированная система взаимного обмена подарками; [9] : 172 [Примечания 1]
- смешанные браки между элитными членами различных групп альянса; [9] : 172 [Примечания 2] и
- взаимное участие в ритуальном принесении присяги как символическое выражение политической солидарности. [9] : 172 [Примечания 3]
Ограниченные полномочия
[ редактировать ]Ни Датус, ни Парамаунт Датус не действовали как монархи в строго академическом смысле. [9] [7] Способность Дату осуществлять власть над членами своего Барангая не была абсолютной. [3] и их контроль над территорией был функцией их руководства Барангаем, а не какой-либо концепцией «божественного права». [9] Более того, их положение зависело от демократического согласия членов аристократического (магино) класса Барангая. [7] Хотя положение Дату могло передаваться по наследству, магиноо могли решить выбрать кого-то другого для подражания в своем классе, если этот другой человек окажется более способным военным лидером или политическим администратором. [7]
Правителей филиппинских государств иногда называли на хоккиен китайском языке : 王 ; Пэ-э-джи : Онг ; горит. «Король», «Монарх» в названии китайских чиновников, с которыми они вели торговлю, в основном из Южной Фуцзянь , и позже первоначально понимался ранними испанскими летописцами, такими как Пигафетта и Родриго де Агандуру Морис, как «короли». [3] Однако это было функцией языка и соответствующего синоцентризма и испаноцентризма этих ранних записей. [9] [10] [3] а не этнографическое наблюдение за тем, как власть осуществлялась на местном уровне. [9] [3] Поскольку и китайцы, и испанцы происходили из культур, политически организованных вокруг веры в божественное право монархов, они были склонны проецировать свои убеждения на народы, с которыми они сталкивались во время торговли и завоеваний. [9] [3] В ходе более тщательного этнографического наблюдения Сан-Буэнавентура (1613 г., цитируется Юнкером, 1990 г. и Скоттом, 1994 г.) позже отметил, что тагалоги применяли термин Хари (король) только к иностранным монархам, а не к своим собственным лидерам. [3]
Хотя популярные изображения и ранние националистические исторические тексты иногда изображают верховных правителей Филиппин как обладающих широкими суверенными полномочиями и владеющих обширными территориями, критические историографы, такие как Хокано, [7] : 160–161 Скотт, [3] и Юнкер [9] Объясните, что исторические источники ясно показывают, что высшие лидеры обладали лишь ограниченной степенью влияния, которое не включало притязаний на барангаев и территории менее высокого ранга.
Например, Ф. Ланда Хокано в своей основополагающей работе « Предыстория Филиппин: новое открытие доколониального наследия » [7] : 160–161 примечания:
«Даже если разные барангаи вступали в союзы друг с другом, над ними не существовало суверенного датату. Каждый дату управлял своим барангаем независимо. Союзы ограничивались взаимной защитой и помощью в трудные времена. Это не влекло за собой постоянной преданности. Группировка был основан на консенсусе. Тот, кто был выбран группами в качестве своего лидера, осуществлял руководство и утверждал над ними власть ... Союзы барангаев были нечетко определены. Они часто основывались на родстве и браке. Каждый барангай оставался независимым и независимым. пользовались свободой от внешнего контроля. Вот почему Лапулапу сопротивлялся попытке Магеллана заставить его признать господство Хумабона. То же самое можно сказать и о других датусах, которые сопротивлялись принудительным попыткам испанцев подчинить их другим Дату».
Кейфер [11] сравнивает эту ситуацию с африканскими политиками с аналогичной структурой, где «компонентные единицы политической структуры состоят из функционально и структурно эквивалентных сегментов, лишь слабо интегрированных централизованной властью, зависящей от консенсусного делегирования власти вверх (sic) через систему». Юнкер, [9] развивая далее работу Кейфера, он отмечает:
... «Хотя политическое лидерство следовало явно символизированной иерархии рангов [...] эта иерархия лидерства не представляла (sic) институционализированную цепочку подчинения от центра к периферии. Политическая преданность предоставлялась только лидеру, находящемуся непосредственно над отдельным человеком. с которыми родственная группа имела личные связи экономической взаимности и лояльности». [9]
Это объяснение ограниченности полномочий верховного лидера культур на всем Филиппинском архипелаге объясняет замешательство, которое испытал Мартин де Гоити во время первых испанских набегов на Булакан и Пампангу в конце 1571 года. [12] До этого момента испанские летописцы продолжали использовать термины «король» и «королевство» для описания государства Тондо и Майнилы, но Гоити был удивлен, когда Лакандула объяснил, что «на этих землях не было единого короля». [12] [3] и что руководство Тондо и Майнилы над государством Капампангана не включало ни территориальных претензий, ни абсолютного командования. [3] Антонио де Морга в своей работе Sucesos de las Islas Filipinas поясняет:
«На этих островах не было королей или лордов, которые правили бы ими, как в наших королевствах и провинциях; но на каждом острове и в каждой его провинции многие вожди признавались самими туземцами. Некоторые из них были более могущественными, чем другие, и каждый из них имел своих последователей и подданных по округам и семьям, и они подчинялись и уважали вождя. Некоторые вожди поддерживали дружбу и общение с другими, а временами войны и ссоры наследовались по мужской линии. и по преемственности отца и сына и их потомков, если их не хватало, то их братья и побочные родственники преуспевали ... Когда какой-либо из этих вождей был более храбрым, чем другие, на войне и в других случаях, у него было больше последователей и других. мужчины и другие находились под его руководством, даже если они были вождями. Эти последние сохраняли за собой власть и особое управление своих последователей, которое у них называется барангаем. У них были дато и другие особые лидеры [мандадоры], которые заботились об интересах барангая». [13]
Яркие исторические примеры
[ редактировать ]Выдающиеся султаны
[ редактировать ]Выдающийся Тимуай
[ редактировать ]Выдающиеся лаканы
[ редактировать ]Выдающиеся раджи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Paramount Ruler - для общего использования термина (за пределами Филиппин)
- Султан § Юго-Восточная и Восточная Азия
- Тимуай
- Листы
- Раджа § Использование за пределами Индии
- штат Барангай
- Документы Лакандолы
Сноски
[ редактировать ]- ^ В качестве примера Юнкер (1990) : 172 цитирует Чирино 1604:145; Лоарка 1582:93.}
- ^ В качестве примера Юнкер (1990) : 172 цитирует Чирино 1604:294–295 и рекомендует анализ Илето 1971:34–35 и Кизинга 1962:151–152.
- ^ В качестве примера Юнкер (1990) : 172 цитирует Легаспи, 1565:201; Лоарка 1582: 160–163; Пигафетта 1521:56,77,79; Сеуилья1566:225; и рукопись Боксера шестнадцатого века в Jocano 1975: 233.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Доколониальная Манила» . Президентский музей и библиотека Малакананга . Президентский музей и библиотека Малакананга с Maynila Briefers. Управление развития президентских коммуникаций и стратегического планирования. 23 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 27 апреля 2017 г.
- ^ Юнкер, Лаура Ли (1998). «Интеграция истории и археологии в изучении филиппинских вождеств периода контактов». Международный журнал исторической археологии . 2 (4): 291–320. дои : 10.1023/А:1022611908759 . S2CID 141415414 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN 971-550-135-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Скотт, Уильям Генри (1984). Доиспанские исходные материалы для изучения филиппинской истории . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 978-9711002268 .
- ^ Имбинг, Тимуай Мангура Винсент Л.; Пятница-обогащает, Джой (1990). «Легенда о Субанене «Буклог » Азиатское фольклористика . 49 (1): 109–123. дои : 10.2307/1177951 . JSTOR 1177951 .
- ^ Буэндиа, Ризал; Мендоса, Лорелей; Гиам, Руфа; Самбели, Луиза (2006). Картирование и анализ практики управления коренными народами на Филиппинах и предложение по созданию ориентировочной структуры управления коренными народами: на пути к более широкому и инклюзивному процессу управления на Филиппинах (PDF) . Бангкок: Программа развития Организации Объединенных Наций.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хокано, Ф. Ланда (2001). Филиппинская предыстория: новое открытие доколониального наследия . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN 971-622-006-5 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (1992). В поисках доиспанских филиппинцев и других очерков по истории Филиппин . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 971-10-0524-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Юнкер, Лаура Ли (1990). «Организация внутрирегиональной и междугородной торговли в доиспанских филиппинских сложных обществах». Азиатские перспективы . 29 (2): 167–209.
- ^ Юнкер, Лаура Ли (1999). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Издательство Гавайского университета. п. 77 . ISBN 978-0-8248-2035-0 .
- ^ Кейфер, Томас (1972). Таусуг: насилие и закон в филиппинском мусульманском обществе . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 0881332429 .
- ^ Перейти обратно: а б Блэр, Эмма Хелен ; Робертсон, Джеймс Александр , ред. (1903). Отношение к завоеванию острова Лусон . Том. 3. Огайо, Кливленд: Компания Артура Х. Кларка. п. 145.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Морга, Антонио де (1609). События на Филиппинских островах .