Ф. Ланда Хокано
Ф. Ланда Хокано | |
---|---|
Рожденный | Фелипе Ланда Хокано 5 февраля 1930 г. |
Умер | 27 октября 2013 г. | ( 83 года
Национальность | Филиппинский [1] |
Альма-матер | Центральный Филиппинский университет ( бакалавр ) Чикагский университет ( магистр , доктор философии ) |
Занятие | Антрополог |
Известный | Значительный объем работ в области филиппинской культурной антропологии, широко признанный «ведущим культурным антропологом страны». [1] при его жизни. Сторонник основной демографической теории заселения Юго-Восточной Азии. [2] |
Фелипе Ланда Хокано (5 февраля 1930 - 27 октября 2013) был филиппинским антропологом, педагогом и писателем, известным своими значительными работами в области филиппинской антропологии. [3] [4] [5] и, в частности, за документирование и перевод « Хинилавода» , западновизайского народного эпоса . [3] Его выдающиеся достижения в области филиппинской антропологии были широко признаны еще при его жизни. [3] с народным артистом Ф. Сионилом Хосе [1] назвав его « первым и главным культурным антропологом страны ». [3] [6]
Джокано работал почетным профессором Азиатского центра Университета Филиппин , исполнительным директором PUNLAD Research House, Inc. и профессором Университета Филиппин. Он является автором множества книг по различным аспектам филиппинского общества и культуры. [7]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Хокано родился в Кабатуане, Илоило, в 1930 году. [3] - девятый из одиннадцати детей, рожденных в семье Эусебио Хокано, упорного фермера, и Анастейши Ланды. [8]
Он закончил начальную школу в государственной школе в Илоило, а затем сбежал в Манилу, потому что его семья не могла позволить себе отправить его в среднюю школу. [3] [4] В конце концов он окончил среднюю школу Арельяно в Маниле и дошел до ее окончания. [8] После этого он пытался поступить на некоторые курсы колледжа, но отвлекающие факторы и болезнь вынудили его вернуться в родной Илоило в 1954 году. [3] [4] где мы в конечном итоге получили степень бакалавра гуманитарных наук в Центральном филиппинском университете в 1957 году. [9]
Возвращение в Илоило, интерес к фольклору и работа в Национальном музее.
[ редактировать ]Именно во время возвращения Хокано в Илоило у него впервые появился интерес к фольклору. [3] Этот интерес привел его к контакту с Робертом Фоксом , тогда антропологом, работавшим в Национальном музее Филиппин, который устроил его на работу в качестве «научного сотрудника» в музее, выполняя в основном работу по уборке. Благодаря своей трудовой этике и инициативе привлечь внимание директора музея к своим навыкам набора текста, Хокано в конечном итоге был переведен в машинописный фонд музея. [4]
Работа в Национальном музее вдохновила Джокано на написание серии статей, в которых обсуждаются филиппинские легенды о жизни растений и животных, которые были опубликованы в газете Manila Times. Министерство образования приняло эту серию к сведению и спросило Джокано, можно ли ее опубликовать в « Диванг Каюманги », учебном приложении для средней школы, которое в то время регулярно выпускалось Министерством образования. Условием переиздания Хокано было то, что в публикации будет также указана его должность «дворника». В результате Хокано был повышен с «Помощника в исследованиях» до «Ученого 1», хотя его должностные инструкции остались прежними. [3] [4]
Университетское образование и педагогическая карьера
[ редактировать ]Воспользовавшись стипендией на обучение, Джокано поступил в Чикагский университет, чтобы получить степень магистра антропологии, которую окончил в 1962 году. Он занял там преподавательскую должность, а позже получил докторскую степень. Доктор антропологии того же университета. [9]
В конце концов Джокано решил вернуться домой, чтобы преподавать в Университете Филиппин, где он проработал до выхода на пенсию 31 год спустя. [4] В это время он, среди прочего, занимал должность председателя отдела антропологии UP, директора программы филиппинских исследований в Азиатском центре UP, декана Института филиппинских исследований UP и руководителя музейной лаборатории Азиатского центра.
Связь Хокано с Филиппинским университетом продолжилась и после выхода на пенсию, когда он был назначен почетным профессором Азиатского центра UP. [1]
Работа Хокано как научного писателя была плодотворной и разносторонней. Его изучение этнологии распространилось на многочисленные аспекты филиппинской жизни - от фольклора и доколониальной истории до международных отношений, сельской жизни и жизни в городских трущобах. Он был одним из первых, кто даже предложил этнологическое исследование развития корпоративной культуры Филиппин. [1] [3] [4]
наградил его специальной наградой за написание и публикацию статей о различных аспектах филиппинской культуры . В 1999 году Манильский кружок критиков [10]
Новаторское использование интерактивного наблюдения на Филиппинах.
[ редактировать ]Будучи одним из первых исследователей филиппинского происхождения, получивших надлежащую научную подготовку в области антропологии, Джокано стал пионером в использовании включенного наблюдения в качестве исследовательской методологии в филиппинских этнографических исследованиях, применяя его во многих местах, включая Капис, [11] Илокос, [1] и, в частности, городская беднота в Лубане, Ста Меса в Маниле. [11]
Работа Хокано в трущобах Лубана была плодотворной, поскольку она настаивала на том, чтобы « жить в сообществе и принимать участие, когда это возможно, в деятельности членов, наблюдая за тем, что они делают, и проверяя наблюдаемое поведение с точки зрения того, что они говорят и делают » . Более ранние исследования трущоб в основном основывались на использовании анкет, которые Джокано считал неподходящими для изучения общества городской бедноты: « Невозможно подойти, взять бумагу и задать вопросы, не вызвав подозрений, особенно среди членов уличных банд » . [12]
Народный артист Ф. Сионил Хосе [1] рассказывает, что некоторые приключения Джокано в «Партнерском наблюдении» привели к запоминающимся юмористическим эпизодам:
- « Однажды он нанялся мальчиком в мотель, когда проводил исследование сексуальности среди филиппинцев. Он признался, что удивил некоторых своих коллег, которые покровительствовали этим мотелям. Пепе дал мне главу из этого исследования, которую я опубликовал в своем журнале. Журнал «Солидарность». Прямо в типографии пропало около 20 экземпляров. Номер был распродан за пару месяцев, мне пришлось заказывать перепечатку. Как сказал мне один академик — это была знаковая статья — первая «научная порнография. "
- И однажды родственник обратился к нему в Кьяпо, где он фактически умолял у дверей церкви собрать данные о своем исследовании городской бедноты. Родственник был так потрясен, увидев его там в лохмотьях, что ему пришлось тащить протестующего ученого с обещанием помочь ему. "
«Хинилавод: Сказки из устья реки Халавод»
[ редактировать ]Одним из первых крупных вкладов Джокано в область культурной антропологии и значительным вкладом в записанную филиппинскую народную литературу стало документирование эпической поэмы Хинилавод (что означает «Сказки из устья реки Халавод»). [9]
Эпос повествует о подвигах трех братьев-полубогов Сулоднон, Лабав Донгона, Хумадапнона и Думалапдапа из древнего Панай. Джокано с помощью радиотехника из Центрального филиппинского университета убедил народных певцов Сулода Уланг Удига и Хуган-ана рассказать эту историю и позволил им записать ее на кассету. Процесс получения этого разрешения занял годы, от первого контакта Джокано с Уланг Удигом в 1955 году до записи 30-часового исполнения эпоса Хуган-аном в 1957 году. Джокано в конце концов также опубликовал текст в своей книге « Хинилавод: Приключения Хумадапнона». Тарангбан I " [9] (Эпос был еще раз записан в 1999 году исследователем Алехо Зата, работавшим среди аборигенов Сулода, которые до сих пор исполняли его и для которых эпос все еще оставался активной частью их культуры.)
Основная теория народонаселения
[ редактировать ]Джокано был одним из первых ученых, предложивших альтернативу Х. Отли Бейера теории волновой миграции о миграции на Филиппины . [13] [14]
Его основная теория народонаселения предполагала, что не было четких дискретных волн миграции, а был длительный процесс культурной эволюции и перемещения людей. Теория предполагает, что первые жители Юго-Восточной Азии когда-то принадлежали к одной этнической группе со схожей культурой, но в конечном итоге — в результате постепенного процесса, вызванного факторами окружающей среды — дифференцировались друг от друга. [2] [15] [16]
Другие видные антропологи, такие как Роберт Фокс , Альфредо Э. Евангелиста , Хесус Перальта , Зевс А. Салазар и Понциано Л. Беннаген , согласились с Джокано. [2] [17] Однако некоторые по-прежнему предпочитали теорию Бейера как более приемлемую модель, в том числе антрополог Э. Арсенио Мануэль . [2]
Личная жизнь
[ редактировать ]Хокано женился на Адрии Пайад, и у них родилось двое детей, Фелипе-младший и Лизабет. [8] Он умер в 2013 году в возрасте 83 лет. [3]
Неполный список изданных книг
[ редактировать ]- Хокано, Ф. Ланда ; Хуган-ан (2000). Хинилавод: Приключения Хумадапнона Тарангбана I. Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN 971-622-010-3 .
- Хокано, Ф. Ланда (1999). Управление культурой (пересмотренная ред.). Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1999). На пути к развитию филиппинской корпоративной культуры (пересмотренная ред.). Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1999). Работа с филиппинцами: межкультурный опыт . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1998). Филиппинская предыстория: новое открытие доколониального наследия . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN 971-622-006-5 .
- Хокано, Ф. Ланда (1998). Филиппинские коренные этнические общины: модели, вариации и типологии . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1998). Филиппинская социальная организация: традиционное родство и семейная организация . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1997). Филиппинская система ценностей: культурное определение . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1995). Специальные исследования филиппинских ценностей: пять случаев . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда ; Доктор Пас Мендес (1991). Культура и государственность . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1987). Социальная организация в трех филиппинских деревнях: исследование сельской антропологии . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1983). Английский: Этнография семейной и общественной жизни . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1983). Илокано: этнография семейной и общественной жизни . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1982). Наследие, которым мы можем гордиться . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1976). Сан-Антонио: исследование тагальской рыбацкой деревни на озере Лагуна . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1975). Трущобы как образ жизни . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда ; Доктор Пас Мендес (1974). Филиппинская семья в ее сельской и городской ориентации . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1973). Народная медицина в филиппинском сообществе . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN 971-622-015-4 .
- Хокано, Ф. Ланда (1969). Вырос в филиппинском районе . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1969). Очерк филиппинской мифологии . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (1968). Контентное общество . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- Хокано, Ф. Ланда (2001). Филиппинское мировоззрение: этнография местных знаний . Punlad Research House, Inc. Кесон-Сити: ISBN 971-622-005-7 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Джозеф, Франсиско Сионил (5 ноября 2012 г.). Ф. Ланды Джокано » «Антропология как театр: « Хинилавад . Филиппинская звезда . Мондалуко : Philstar, Inc. Получено 27 , октября
- ^ Jump up to: а б с д Сэмюэл К. Тан (2008). История Филиппин . ВВЕРП Пресс. п. 30. ISBN 978-971-542-568-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Крест, Жизнь (28 октября 2013 г.). «Ушел из жизни Ф. Ланда Хокано, антрополог и почетный профессор UP » gmanetwork.com . Дилиман , Кесон-Сити : GMA Network, Inc. Получено 28 . октября
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Педроса, Анна. «Ф. Ланда Джокано: Горжусь тем, что я филиппинец» . Архивировано из оригинала 17 июля 2014 года . Проверено 27 октября 2013 г.
- ^ «Окна наследия HSBC » . Манильский бюллетень . 19 декабря 2005 года. Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 3 декабря 2010 г.
- ^ Манипон, Роэл Хоанг (26 июня 2014 г.). «В честь отца, учителя и антрополога: премия Дангал нг Харая присуждена Ф. Ланде Джокано» . Ежедневная Трибьюн . Архивировано из оригинала 30 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Хокано, Ф. Ланда (2001), «Профиль автора», Предыстория Филиппин: новое открытие доколониального наследия , Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc., ISBN 971-622-006-5
- ^ Jump up to: а б с «Доктор Фелипе Ланда Хокано» . 21 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хокано, Фелипе Ланда ; Хуган-ан (2000). Хинилавод: Приключения Хумадапнона Тарангбана I. Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN 971-622-010-3 .
- ^ Рейнерио А. Альба. «Круг критиков Манилы и Национальная книжная премия» . Национальная комиссия по культуре и искусству (Филиппины) . Архивировано из оригинала 29 января 2012 года . Проверено 3 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Панопио И. и Рольда Р.С. (2000). Общество и культура: введение в социологию и антропологию. JMC Press, Inc. Кесон-Сити. 12. Ритцер, Г. (2000).
- ^ Хокано, Фелипе Ланда (1975). Трущобы как образ жизни . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc.
- ^ Антонио; и др. (2007). Поворотные моменты I. Книжный магазин «Рекс», Inc. 65. ИСБН 978-971-23-4538-8 .
- ^ «Антрополог Ф. Ланда Хокано, 83 года» . ABS-CBNnews.com. 28 октября 2013 года . Проверено 28 октября 2013 г.
- ^ Тем не менее, Мэри Кристин Н. (2004). Филиппинская история Книжный магазин Рекс. стр. 100-1 34–35. ISBN 971-23-3934-3 . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Роуторн, Крис; Моник Чой; Майкл Гросберг; Стивен Мартин; Соня Орчард (2003). Филиппины (8-е изд.). Одинокая планета . п. 12 . ISBN 1-74059-210-7 . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ С. Лили Мендоса (2001). «Нюансы антиэссенциализма: критическая генеалогия филиппинских экспериментов по формированию национальной идентичности» . У Лизы К. Бауэр; Дэвид Тео Голдберг (ред.). Между правом и культурой: перемещение юридических исследований . Университет Миннесоты Пресс. п. 230. ИСБН 978-0-8166-3380-7 .
- 1930 рождений
- смертей в 2013 г.
- Филиппинские антропологи
- Филиппинские историки XX века
- Филиппинские писатели-мужчины
- Писатели из Илоило
- Люди Центрального Филиппинского университета
- Выпускники Центрального Филиппинского университета
- Антропологи 20-го века
- Антропологи XXI века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Писатели-мужчины XXI века
- Писатели научно-популярной литературы 20-го века
- Писатели научно-популярной литературы XXI века
- Филиппинские писатели XXI века
- Висайские люди
- Писатели-мужчины научно-популярной литературы